новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 42 (9563); вторник, 26 апреля 2005 года

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНГУШЕТИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Государственная политика руководства Республики Ингушетия направлена на развитие реального сектора экономики путем проведения мероприятий по строительству и модернизации предприятий и производств, обновлению и расширению основных фондов наиболее крупных предприятий, стабилизации и дальнейшему развитию агропромышленного комплекса, активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, формированию условий для повышения занятости населения, а также на решение проблем социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения, смягчение последствий неблагоприятного влияния экономических, политических и экологических факторов.

Следует отметить, что реализация социально-экономической политики в Республике Ингушетия в течение последних лет была обусловлена необходимостью решения комплекса накопленных экономических, демографических и социальных проблем. Ускорение социально-экономического развития республики проходило в условиях воздействия ряда негативных факторов, основные среди которых высокая дотационность бюджета Республики Ингушетия, низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, непосредственная близость Республики Ингушетия с нестабильным регионом, сложная миграционная ситуация, связанная с размещением на территории нашей республики огромного количества вынужденных переселенцев из Республики Северная Осетия-Алания и Чеченской Республики.
Ситуация осложнялась высокой кредиторской задолженностью республики по бюджетным ссудам федеральному бюджету и за потребленные энергоресурсы поставщикам.
Несмотря на то, что изменить такую ситуацию за несколько лет крайне сложно, сегодня можно с уверенностью констатировать факт, что в республике происходят заметные позитивные изменения, и Ингушетия является одним из наиболее интенсивно развивающихся регионов Южного федерального округа, что стало возможным, в первую очередь, благодаря работе руководства и реальной помощи федерального центра.
За последние 3 года удалось добиться стабилизации общественно-политической ситуации и оживления экономики путем:
· создания общеэкономических предпосылок, обеспечивающих повышение деловой активности в реальном секторе экономики;
· укрепления доходной части бюджета;
· создания благоприятного инвестиционного климата;
· перераспределения социальных расходов в пользу наиболее незащищенных групп населения.
Все это положительно отразилось на макроэкономических показателях развития Республики Ингушетия.
Валовой региональный продукт республики, полученный в 2004 году, вырос к уровню 2002 года в 1,3 раза. В результате, валовой региональный продукт на душу населения увеличился с 9 тыс. руб. в 2002 году до 11,6 тыс. руб. в 2004 году.
Вырос по сравнению с 2002 годом объем промышленной продукции - на 5 %, объем подрядных работ - в 3 раза. Оборот розничной торговли увеличился в 1,2 раза, а объем платных услуг - в 2,2 раза.В результате принятых мер в прошедшем году создано 5241 рабочее место, а за последние годы - около двенадцати тысяч сезонных и постоянных рабочих мест.
Как известно, реально располагаемые денежные доходы населения, является основным определяющим показателем эффективности социально-экономической политики в любом регионе, любой стране. За прошедший год этот показатель увеличился на 18,3% и все остальные социальные индикаторы имели положительную оценку.
Положительная динамика развития экономики республики за последние три года соответственно отразилась и на росте физического объема доходов и расходов республиканского бюджета.
За данный период доходная часть бюджета Республики Ингушетия, несмотря на изменения налогового законодательства, увеличилась на 97,2 %. Увеличение собственных доходов бюджета Республики Ингушетия привело к снижению дотационности бюджета почти на 6 %.
Руководством Республики Ингушетия проведена большая работа в федеральном центре по решению вопроса списания задолженности республики по бюджетной ссуде перед федеральным бюджетом, полученной в период действия ЗЭБ "Ингушетия" в размере 1,1 млрд. рублей, в результате которой с 2004 года из бюджета республики не расходуются средства на погашение кредиторской задолженности, что в свою очередь, позволило значительно повысить кредитоспособность республики и уверенно проводить политику, направленную на оздоровление государственных финансов.
Бюджетная политика в области расходов направлена на совершенствование структуры расходов, проведение оптимальной политики расходования финансовых ресурсов. Расходы бюджета Республики Ингушетия в 2005 году по сравнению с 2002 годом увеличились в 1,5 раза.
На протяжении ряда лет основное внимание в республике уделялось развитию социальной сферы - значительные средства бюджета направлялись на развитие инфраструктуры здравоохранения, образования, социальной защиты. В результате, расходы на содержание объектов увеличивались, а поступления в бюджет от реального сектора, основного источника пополнения доходной части бюджета, сокращались.
Чтобы достигнуть самообеспеченности республики необходимо развивать и повышать эффективность производственного комплекса. С этой целью было принято решение переориентировать финансовые ресурсы, которыми располагает республика, в производящие отрасли.
Поставленные цели достигаются посредством реализации на территории республики ряда федеральных и республиканских целевых программ.
В целях создания условий для укрепления бюджетного потенциала республики, повышения эффективности экономической и социальной инфраструктур, аграрного сектора в республике разработана и реализуется Программа экономического и социального развития Республики Ингушетия на период до 2006 г., предусматривающая финансирование как за счет средств республиканского бюджета, внебюджетных источников, так и средств федерального бюджета. Основной экономический эффект от реализации предусмотренных в Программе проектов будет получен начиная с 2006 года.
В соответствии с названной программой в республике ведется строительство около 15 объектов производственного назначения. Однако основной экономический эффект от реализации предусмотренных в ней проектов будет получен лишь в 2006-2008 гг. С целью повышения эффективности в истекшем году была проведена большая работа по обновлению и расширению основных фондов наиболее крупных предприятий: ОАО "Ингушнефтегазпром", ГУП "Ингушское карьероуправление", Государственного предприятия пассажирского автотранспорта; введен цех по разливу родниковой воды на ГУП "Пищекомбинат"; проведена реконструкция самого крупного предприятия пищевой промышленности - ОАО "Минеральная вода "Ачалуки" и др.
Кроме того, в республике строятся жилые дома, учреждения здравоохранения, образования, культуры, коммунальной и инженерной инфраструктуры. Проведена огромная работа по реанимированию агропромышленного комплекса, стабилизации и дальнейшему развитию нефтяной промышленности как бюджетообразующей отрасли. Создаются также новые отрасли и производства, значительно активизировалась инвестиционная и предпринимательская деятельность.
Следует особо отметить, что такая Программа имеется лишь в 15 субъектах Российской Федерации. В Программу включены мероприятия федеральных и республиканских целевых программ, в том числе ФЦП "Юг России".
Всего на развитие экономики и социальной сферы Республики Ингушетия инвестировано в 2002-2004 гг. 3674,8 млн.руб. Построено и реконструировано более 50 объектов, в настоящее время строятся еще более 70 объектов.
Ведется строительство ряда объектов, имеющих важное социально-экономическое значение. Значительный объем средств, предусмотренных программой, направлен на строительство объектов промышленности.
В Джейрахском районе на базе Боснинского месторождения доломитовых руд создано ГУП "Кавдоломит". В 2004 году сданы в эксплуатацию цеха по производству тротуарной плитки, розливу родниковой воды, начата работа механизированного птичника, ведется строительство цехов по производству доломитовой муки, песчано-гравийной смеси и сланцевой крошки.
Ведется строительство завода по производству стеклотары мощностью 57 млн. бутылок в год в Малгобекском районе. В настоящее время на предприятии закуплена часть оборудования, ведутся строительно-монтажные работы.
Начато строительство кирпичного завода в городе Назрань мощностью 10 млн. кирпичей в год с перспективой увеличения до 20 млн.шт., производство отделочных строительных материалов методом гиперпрессования в Сунженском районе годовой мощностью 5 млн. шт., керамзитового завода мощностью 100 тыс.м3 в год.
В текущем году за счет собственных средств и привлечения кредитных ресурсов планируется завершить строительство комбината строительных материалов ЗАО "НЕОН". На базе данного предприятия будут введены в эксплуатацию кирпичный завод производительностью до 30 млн. штук кирпича в год, асфальтобетонный завод, дерево- и металлообрабатывающий цеха.



ПРОИЗВОДСТВО СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

Одной из важнейших задач, стоящих перед республикой, является развитие отрасли машиностроения.
В связи с этим, особое внимание придается завершению строительства пускового комплекса завода по производству электродвигателей малых мощностей (ФГУП "НЗЭММ"). Ввод первого пускового комплекса намечен на 2005 год.
В настоящее время приобретена часть оборудования, строительно-монтажные работы находятся на заключительной стадии. Несмотря на незавершенность комплекса, уже в 2004 году завод начал производство первого серийного изделия - вибрационного электронасоса "Ручеек", которые предназначены для подъема воды глубиной 43 метров. Маркетинговая служба предприятия провела необходимую работу и определила дилера:ООО ПКФ "Спецстанок" г. Москвы, с которым заключен договор о реализации продукции, производимой ФГУП "НЗЭММ". Первую партию данное предприятие планирует отгрузить до конца мая текущего года.
После ввода в эксплуатацию первого комплекса номенклатура производимых товаров будет увеличина и задействованы дополнительно 180 человек.В ближайшее время будет запущено производство электродвигателей для центробежных погружных насосов.
В рамках соглашения между Правительством РИ и ФГУП "РТРС" в республике ведется строительство завода по производству антенно-мачтовых сооружений и телевизионной аппаратуры. В настоящее время из 10 цехов полностью укомплектованы оборудованием 3. Уже есть первая продукция - экспериментальная телевизионная антенна, которая поставлена в Дагестан (согласно заключенного договора планируется изготовить и поставить заказчику 20 таких изделий), 200 шт. цифровых телевизионных приемников. Ведется работа по комплектации оборудованием оставшихся 7 цехов и в августе планируется ввести весь завод. Освоение такого производства позволит расширить ассортимент экспортной продукции республики, занять новые ниши на российском рынке. Пуск предприятия обеспечит создание 600 новых рабочих мест. Планируемый выпуск антенно-мачтовых сооружений, телевизионных передатчиков и средств связи обеспечен госзаказом ФГУП "РТРС" до 2010 года. Годовой оборот данного предприятия панируется в размере 100,0 млн. руб. Безусловно это качественно отразится на собственных доходах бюджета республики.
Отсутствие собственных генерирующих мощностей ставит республику в зависимость от соседних регионов. В связи с этим в Ингушетии начато строительство малой ГЭС в районе Ачалукского быстротока Алханчуртского канала (мощностью 7-9 МВт) и ГЭС в с.Ольгетти на притоке реки Армхи мощностью 1,5 МВт. На строительство объектов из республиканского бюджета направлено 25,5 млн. руб.
В целях завершения строительства Ингушской ГТЭС подписано Соглашение № 6 от 9.08.2004 г. о взаимодействии РАО "ЕЭС России", Правительства Республики Ингушетия и ОАО "КЭУК", в соответствии с которым предусмотрено включение ИГТЭС в инвестиционную программу РАО "ЕЭС России", финансируемой за счет целевых инвестиционных средств, только в текущем году планируется выделение денежных средств в размере 50 млн.руб.
Используя природный потенциал республики и базу агропромышленного комплекса, построены молокозавод и предприятие по розливу родниковой и минеральной воды, а также ведется организация производств по переработке плодов и ягод. Кроме того, создаются условия для развития производства этилового спирта, организации рыбного хозяйства.
В республике начато строительство завода по утилизации твердых бытовых отходов в г. Карабулаке. Закуплено оборудование, идет строительство инженерных сетей, ведутся строительно-монтажные работы. Ввод этого объекта решит проблемы не только экологического характера, но и создаст дополнительный источник увеличения собственных доходов.



"ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО" ИНГУШЕТИИ

Основой экономического потенциала республики является нефтеперерабатывающая отрасль, на долю которой приходится более 60% объема промышленной продукции.
В 2004 году продолжалась работа по улучшению ситуации, сложившейся в нефтекомплексе из-за нерационального использования недр в предыдущие годы. В 2002 году ОАО "Ингушнефтегазпром" имело значительную кредиторскую задолженность по заработной плате, налогам, а также высокий износ основных средств и обводненность скважин. Положение усугублялось ограничением экспорта нефти по трубе и значительным увеличением налога на ее добычу. Однако в результате принятых мер была погашена задолженность нефтекомплекса по заработной плате, налогам во все уровни бюджета, построены два жилых многоквартирных дома для нефтяников. В текущем году начато строительство 45-квартирного жилого дома в г. Малгобеке. С января 2004 года повышена заработная плата работников на 20% и с начала текущего года - на 30%.
С 2003 года реализован ряд мероприятий, направленных на стабилизацию деятельности предприятия. Возобновлены буровые работы, которые были приостановлены, освоены новые и выведены из бездействия несколько скважин. Так были завершены работы по бурению скважины №24 Серноводской, ввод в эксплуатацию которой позволит увеличить ежегодный прирост добычи нефти на 8,5 тыс. тонн.
Кроме того, начата работа по созданию новой отрасли - нефтепереработка, выполнены работы по созданию мазутного парка и начаты работы по строительству битумной установки на основании технических условий, разработанных Башкирским институтом нефтепереработки. Проведена реконструкция комбинированной установки на Вознесеновском газоперерабатывающем заводе. Реконструирована установка по подготовке нефти для реализации по железной дороге на Карабулакском участке ВГПЗ.
Совместно с Правительством Российской Федерации решен вопрос экспорта нефти по железной дороге.
Только в 2003 году на развитие отрасли было направлено 70 млн. руб. В 2004 году на проведение геологоразведочных работ, организационно-технических мероприятий, а также реконструкцию, обновление и строительство нефтепромысловых объектов инвестировано 92 млн. руб.
Для дальнейшего улучшения ситуации в отрасли и привлечения инвестиций сегодня начата реализация Программы стабилизации и развития нефтекомплекса Республики Ингушетия. Ввиду высокого содержания серы, ряд скважин находится в законсервированном состоянии. В связи с этим, предприятие планирует строительство установки сероводородной очистки, что позволит увеличить объем добычи нефти на 50 тыс. тонн. Вторым этапом мероприятий по повышению эффективности нефтекомплекса определено развитие нефтеперерабатывающей отрасли. В текущем году предусмотрено ввести в эксплуатацию мазутохранилище, и начать производство битума. Объем переработки нефти составит 60 тыс. тонн в год.



ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО ЗЕМЛИ

Особое внимание уделяется развитию агропромышленного комплекса, так как сельское хозяйство в республике традиционно является основной отраслью экономики, в которой трудится значительная часть трудоспособного населения. Однако в течение долгих лет вследствие непродуманных реформ отрасль оказалась практически разрушенной.
За период 2002-2004 гг. удалось стабилизировать сельскохозяйственное производство и добиться его прироста, улучшить качественные показатели растениеводства и животноводства.
Полученный в 2004 году объем продукции агропромышленного комплекса выше уровня 2001 года в 1,7 раза.
Намного улучшены показатели в животноводстве и птицеводстве, увеличился валовой сбор зерновых, который составил 40 тысяч тонн при средней урожайности 20,2 цент/га.
Введены в севооборот 7 тысяч га земли, которые ранее не обрабатывались, значительно увеличены площади под посев овощных и зерновых культур. С 2002 года посажены саженцы на 142 га, которые в этом году должны дать первый урожай.
На развитие сельхозпроизводства республики за отчетный период направлено 364,4 млн. руб. Приобретено 836 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе по лизингу 192 единицы, в результате чего увеличилась обеспеченность сельскохозяйственной техникой.
В 2003 году на развитие агропромышленного комплекса (поддержку семеноводческих хозяйств) выделено из республиканского бюджета 46,3 млн. руб., в 2004 году - 112,8 млн. руб. В результате сбор зерновых в 2004 году увеличился в 2 раза, подсолнечника - на 88%, картофеля - на 4,5%, сахарной свеклы - на 4 % к уровню предыдущего года.
Положительные изменения наметились и в животноводстве: увеличилось производство мяса (в 2003 году на 19,6%, в 2004 году - на 2,4 %) и молока (в 2003 году - на 5,9%, в 2004 году - на 4,8%).
В крестьянско-фермерских хозяйствах Республики Ингушетия также наблюдается рост основных показателей. В 2004 году численность поголовья крупного рогатого скота увеличилась на 8,6%, овец - на 49,2% и составила 9,3 тыс. и 25,3 тыс. голов, соответственно. Фермерскими хозяйствами произведено 308,4 тонн мяса (рост в 1,6 раза), молока - 6635 тонн (увеличение в 1,4 раза).
В республике принята республиканская целевая программа "Развитие потребительской кооперации и создание рабочих мест в сельской местности Республики Ингушетия на 2004-2010 гг.", в рамках которой предусмотрена реализация ряда проектов по улучшению генетического потенциала стада, приобретению молодняка, организации молокозаводов, прудового хозяйства, строительству комплекса тепличного хозяйства, переработке кожсырья и шерсти, объектов для закупки, хранения и реализации продукции.
Программа позволит создать более 19 тысяч рабочих мест в сельских населенных пунктах республики, значительно улучшить жизненные условия проживания.



ДОВЕРИЕ И НАДЕЖНОСТЬ

Ключевым условием развития экономики республики является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Деятельность абсолютного большинства предпринимателей нашей республики осуществляется за счет своих личных финансовых средств. Они выпускают различную продукцию, оказывают услуги населению и, соответственно, платят налоги в бюджеты различных уровней. За счет средств этой категории граждан создаются новые рабочие места.
В целях активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, оказания помощи в решении проблем, стоящих перед малым бизнесом, и кардинального улучшения ситуации на предпринимательском рынке в республике принят ряд нормативно-правовых актов, предусматривающих снижение налогового бремени, поддержку организаций, реализующих инвестиционные проекты:
· Закон Республики Ингушетия "О налоговых льготах отдельным категориям налогоплательщиков";
· Закон Республики Ингушетия "О бюджете развития Республики Ингушетия", предусматривающий предоставление инвесторам государственных гарантий кредитования инвестиционных проектов и осуществление государственных соинвестиций в приоритетные инвестиционные проекты республики;
· Постановление Правительства Республики Ингушетия "О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия";
· Постановление Правительства Республики Ингушетия "О субсидировании за счет средств республиканского бюджета в размере 3/4 процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства Республики Ингушетия";
· Постановление Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении Положения о порядке выдачи инвесторам свидетельства соответствия статусу организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Республики Ингушетия, заключения и реализации инвестиционных договоров" и др.
Для расширения доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам подготовлен проект Постановления Правительства Республики Ингушетия "Об утверждении Положения о микрокредитовании субъектов малого предпринимательства Региональным Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия".
В декабре 2003 г. при Региональном фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции РИ, при содействии Федерального фонда поддержки предпринимательства создан микрофинансовый центр. В прошлом году Региональным фондом через микрофинансовый центр субъектам малого бизнеса Ингушетии выделены микрокредиты на общую сумму 1 млн. руб. за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, из республиканского бюджета на субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам выделялись денежные средства, в результате удалось увеличить объем привлеченных коммерческих средств на реализацию проекта в агропромышленном комплексе. В республиканском бюджете на 2005 г. для субсидирования части процентной ставки субъектам малого, среднего и крупного бизнеса предусмотрена сумма в размере 11,2 млн. руб.
В результате принятых мер, в сфере малого бизнеса наблюдается положительная тенденция. За 3 года количество малых предприятий увеличилось в 1,4 раза, численность людей занятых в их работе- в 5,2 раза, объем производства в 3,3 раза.



ГЛАВНОЕ - БЛАГО ЧЕЛОВЕКА

Последовательное повышение благосостояния жителей республики путем роста их реальных доходов, снижение социального неравенства, борьба с бедностью, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания, обеспечение государственной поддержки малообеспеченных семей являются важнейшими задачами социальной политики государства.
Положительная динамика в отраслях материального производства, рост собственных доходов бюджета республики, увеличение суммы трансферта из федерального бюджета, своевременное и полное обеспечение социальных выплат и материальных средств оказали положительное влияние на развитие отраслей социальной сферы и повышение уровня жизни населения.
Повышение номинальной и реальной заработной платы, неоднократная индексация пенсий и своевременная выплата всех видов социальных пособий способствовали росту денежных доходов населения за отчетный период. Денежные доходы в среднем на душу населения за 2004 год выросли на 29,9% по сравнению с 2003 годом и составили 1757,7 руб. (в 2002 году - 1180,2 руб., в 2003 году - 1352,8 руб.).
Реальные денежные доходы населения, наиболее полно характеризующие жизненный уровень, за тот же период увеличились по сравнению с предыдущим годом на 21,7 %.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru