новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 106 (9481); суббота, 18 сентября 2004 года

Дошкольное образование

Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная…
Д. Голубев

Что следует предпринять для обеспечения всестороннего развития детей дошкольного возраста и качественной подготовки их к школе? Каким образом построить эту работу наиболее успешно? Как воспитать эрудированного ребенка, к тому же способного преодолевать жизненные трудности?
О проблемах воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях мы беседуем с заведующей кабинетом дошкольного образования ИПК работников образования РИ Фатимой Катиевой.
ИЗ ДОСЬЕ:
После окончания педагогического училища и вуза Фатима Руслановна Катиева трудится в системе дошкольного образования 27 лет. Имеет большой опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях. Окончила специальные курсы, организованные Академией повышения квалификации работников образования (г.Москва). В 2003 году участвовала во Всероссийском совещании, посвященном проблемам дошкольного воспитания.
- Фатима Руслановна, сколько дошкольных образовательных учреждений действуют в Ингушетии и каков профессиональный уровень педагогов, занятых воспитанием будущих школьников? Мы координируем работу дошкольных учреждений республики, учитывая передовой опыт современной педагогики. Главные помощники в этом - наши лучшие специалисты. Среди сотрудников, осуществляющих процесс обучения в 23 ДОУ республики, немало педагогов, имеющих звания "Отличник образования", "Отличник народного просвещения", "Заслуженный учитель РИ"…15 специалистов имеют первую квалификационную категорию, 8 - высшую. Десять дошкольных учреждений республики - опорно-базовые. Мы создали здесь экспериментальные площадки по разным направлениям работы. В эти своеобразные Центры обучения детей может обратиться за методической помощью любой педагог. Как известно, детские учреждения играют огромную роль в развитии личности воспитанников. Проблема качества дошкольного образования приобрела актуальность во всероссийском масштабе. Прежде всего это связано с тем, что сфера нашей деятельности постепенно выходит из кризиса. В настоящее время перед ДОУ не стоит вопрос "быть или не быть", приоритетной стала проблема качества работы. Их задача - построить свою деятельность так, чтобы она соответствовала запросам общества, обеспечивая неповторимость самого прекрасного времени в жизни человека - периода Детства. - С каким багажом конкретных дел ваш кабинет начал новый учебный год? - В прошлом учебном году мы провели обширную работу. Кабинет практикует организацию курсовой подготовки работников ДОУ, круглых столов, групповые и индивидуальные консультации , встречи специалистов, направленные на повышение творческого потенциала как воспитанников, так и самих педагогов. Среди новых форм работы - деловые игры для работников дошкольных учреждений. Сделано действительно немало. Сотрудники нашего кабинета участвовали в проведении межрегиональной научно-практической конференции, где был представлен доклад с анализом опыта лучших дошкольных учреждений РИ. Составлен информационный справочник "Система дошкольного образования РИ". Интересно прошли совещание "Современные концепции дошкольного воспитания и программное обеспечение дошкольного воспитания в РИ", круглый стол "Духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста", а на базе ДОУ № 2 (г.Карабулак) - республиканский семинар "Использование игры в экологическом воспитании детей". Состоялись выездные курсы для воспитателей дошкольных учреждений "Актуальные проблемы развития и воспитания ребенка" в Малгобекском, Сунженском и Назрановском районах. - Материалы сборника "Духовная щедрость народа", подготовленного ИПК, отражают и опыт воспитания дошкольников на национальных традициях . Расскажите, пожалуйста, о других наиболее важных направлениях вашей работы… - Мы знакомим наших воспитанников с нормами этики и эстетики. Большое внимание уделяем их духовно-патриотическому воспитанию. В этом отношении интересен опыт работы детского сада "Светлячок", действующего в станице Орджоникидзевской Сунженского района. Душа коллектива - его руководитель Лидия Битиева. О работе этого детского сада я рассказала два года назад на страницах журнала "Дошкольное образование". В материале "Свети и грей, "Светлячок"!" есть строки: "Этот коллектив более 15 лет возглавляет Лидия Багаудиновна Битиева, человек неиссякаемой энергии, огромного трудолюбия, и коллектив она собрала исключительный - педагоги А.И.Албакова, Х.Т.Бакаева, М.С.Хакиева, Р.А.Яхъяева находятся в постоянном творческом поиске и отдают свое сердце святому делу - воспитанию нового поколения". Опыт работы детского сада "Светлячок" нашим кабинетом обобщен. Думаю, некоторые моменты его деятельности заинтересуют не только специалистов, но и молодых родителей.




ГЛАВНОЕ НА СВЕТЕ - РОДИНА СВОЯ…
из опыта работы коллектива Лидии Битиевой


…Дошкольники - удивительно любознательный и восприимчивый народ. Наукой доказано, что 70 процентов интеллектуальных способностей человека закладывается в раннем возрасте. Мы должны об этом помнить. Невидимыми нитями истории связаны наши дети с далекими предками, их традициями, культурой, мышлением. Впереди должно идти родное: родная речь, родная земля, родная природа. Именно это открывает детям широкую дорогу в мир ко всем его сокровищам. Педагог обязан приблизить своих воспитанников к истокам отечественной культуры. В детском саду "Светлячок" активно ведется такая работа.

В СКАЗКАХ ИЩИ МОРАЛЬ…

…Мы рассказываем нашим воспитанникам о традициях, обычаях, фольклоре ингушского народа. Взаимодействие их позволяет осуществлять традиционную связь нравственного, трудового и эстетического воспитания. Обобщен передовой педагогический опыт М.С.Хакиевой "Возрождение традиций и обычаев ингушского народа". Этой же теме был посвящен республиканский семинар, проведенный на базе нашего детского учреждения. В создании условий для обучения дошкольников принимал участие весь коллектив. При подборе материала, доступного для детского восприятия, мы беседовали со стариками и, конечно, изучали фольклорные произведения, герои которых обладают высокими нравственными, умственными и физическими качествами. В понимании ингушского народа эти составные части формирования личности сливаются в одно целое. Подтверждение тому - народные сказки, герои которых любят и умеют трудиться, способны преодолевать любые трудности. Воспитанники старшей группы были восхищены храбростью героев народных сказок "Странствия Ахмета", "Хамбор и Альбика", "Алхаст и солнцеликая Азни". Так, в последней сказке отец Азни требует от Алхаста выполнения трудового ритуала. Справившись с заданием, он добивается уважения от девушки, ее отца и братьев… В памяти наших воспитанников надолго останутся утренники "Мы - ингуши", "Кто лучше знает свой край?".

О МУЖЕСТВЕ

В Ингушетии высокая оценка дается мужчинам-героям. "Къонах - сын народа", - так говорят ингуши о благородном и мужественном человеке. О славных сынах ингушского народа слагаются легенды, они становятся героями песен. Одну из них "ГIалгIай метала деттало са дог", - с гордостью поют наши дети…

О КУЛЬТУРЕ

Как привить дошкольникам любовь к национальной культуре? И опять на помощь приходят сказки. У нашего народа целая кладовая бесценных жемчужин этого жанра. Ингушские сказки учат детей справедливости, честности, благородству, дружбе. Большое значение в восприятии произведений имеют иллюстрации. Они подчеркивают национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои. Впечатления, полученные от чтения сказок, дошкольники отражают в играх, рисунках. На занятиях по развитию речи знакомим воспитанников с произведениями писателей Г.Гагиева, А.Хашагульгова, С.Шадиева и других. С большим удовольствием слушают они пословицы, поговорки, загадки, сложившиеся в народе на основе огромного жизненного опыта.
Знакомим детей и с прикладным искусством ингушей. Наше самобытное орнаментальное искусство развивалось издавна. Оно использовалось для украшения одежды, мебели, предметов быта. Коллективная работа детей старшей группы по аппликации на тему "Дружат дети всей земли" была отобрана на московскую выставку.
Детский сад "Светлячок" - победитель конкурса "Детский сад года - 97" и дважды лауреат конкурса "Детский сад года".
"Светлячок" - это большая дружная семья, в которой вопросы воспитания детей решаются совместно с мамами и папами.
- Буквально недавно одна молодая мама пожаловалась мне на то, что ее дочь-первоклассница медленно читает и плохо излагает свои мысли на русском языке. А ведь девочка посещала детский сад…
- Видите ли, перед педагогами ДОУ не стоит задача научить дошкольников читать и писать. Это задача учителей начальной школы. У нас своя специфика работы. Педагоги ДОУ должны всесторонне развивать детей и осуществлять подготовку их к школе через игру. Программа детских учреждений ставит перед педагогами определенную задачу - научить каждого ребенка связно и последовательно излагать свои мысли. Анализ воспитательно-образовательной работы детских учреждений показывает, что некоторые воспитатели не уделяют внимание беседам с дошкольниками вне занятий, мало работают с застенчивыми малышами. К сожалению, такую картину мы увидели в некоторых детских учреждениях. Главная беда - это низкая культура речи иных педагогов. С детьми они говорят чересчур кратко, однообразно, шаблонно. Высокий уровень развития связной речи показали лишь 26 процентов детей. Конечно, мы знаем свои основные проблемы и стараемся их решать.
И все же в целом ряде детских учреждений республики созданы условия для всестороннего развития детей. Среди них - детские ясли села Галашки, детский сад № 1 станицы Троицкая, ДОУ № 2 г.Карабулак. Хорошо поставлена работа в детских учреждениях № 2,3, 6,7 Малгобекского района.
За последние два года здесь появились такие элементы развивающей среды, как изостудия, кабинеты логопеда, психолога, комната для психологической разгрузки педагогов и родителей. Это совершенно новое направление в дошкольной педагогике.
- Кабинетная система работы в институте - явление привычное, но вот в детском саду…
- Прекрасно зарекомендовала себя новая форма работы в детском учреждении № 1 станицы Троицкая (кстати, стены групповых комнат здесь украшены оригинальными наглядными пособиями - это позволяет детям лучше познавать окружающий мир). В ДОУ № 2 г.Карабулак воспитанники уверенно путешествуют по экологическим тропам (развивающая предметная среда по экологии очень популярна как средство воспитания детей через общение с природой).
Образец передовой работы демонстрирует коллектив детского сада № 2 станицы Орджоникидзевская. Здесь успешно действуют кабинеты "Юный эколог", "Художественное слово", "Цветоводство", мини-музей. Большое внимание уделяется эстетическому воспитанию детей. Дошкольники обучаются изобразительному творчеству, причем акцент делается не на формальном копировании предметов, а на сущности изображения. Изостудия этого учреждения оснащена не только обычными мольбертами, но и гончарным кругом, натюрмортным подиумом. Постоянно действует тематическая экспозиция детских работ.
В ДОУ № 7 села Сагопши совместно с администрацией Малгобекского района открыт бассейн для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста. Физической подготовкой детей занимается опытный инструктор по плаванию Татьяна Евлоева.
В детском учреждении села Галашки воспитатели М.Албакова и Б.Точиева создали атмосферу психологического комфорта. Умело общаясь с детьми, они закладывают в группах традиции коллективных взаимоотношений. Во время проведения занятий используются дидактические игрушки, природный материал. Малышей вовлекают в беседы на разные темы, помогая им вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
- Какие программы используют педагоги в своей работе?
- Например, сотрудники детских учреждений № 2, 3, 6, 7 Малгобекского района применяют такие программы, как "Развитие" и "Радуга". Здесь организуются музыкальные праздники, детские спектакли, вечера развлечений. Воспитатели В.Туршатова, А.Мамилова, Р.Тангиева и другие обучают детей грамоте, знакомят с элементарными математическими понятиями. Их воспитанники знают все буквы алфавита, придумывают слова, которые начинаются с конкретной буквы. Они умеют решать простейшие арифметические задачи. Им известны названия сказок. Правда, педагогам следует уделять большее внимание развитию связной речи детей, пересказу ими литературных произведений. Наш кабинет предложил воспитателям пройти курсы повышения квалификации по разделу "Развитие речи".
Для успешного развития детской речи мы рекомендуем проведение викторин, литературных праздников, игры "Что? Где? Когда?". И, конечно, очень важна индивидуальная работа с дошкольниками.
- В Челябинске существует Центр раннего развития ребенка "Умница". В соответствии с методикой Глена Домана по обучению детей раннего возраста беглому чтению здесь разработан специальный комплект карточек, которые широко используются благодарными родителями. Как Вы относитесь к этой методике, в результате применения которой обеспечивается: феноменальная память, выход в беглое чтение, минуя этап послогового проговаривания, высокий коэффициент интеллекта…
- Разумеется, с большим интересом. Все новое в педагогике мы приветствуем и рады применять в своей деятельности.
- Вероятно, и педагогов, и родителей заинтересует методика обучения чтению, предлагаемая Центром "Умница". В пособии к специальному комплекту утверждается: "Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Малышам бесполезно что-либо объяснять. Они еще ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их…"





НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ЦЕНТРА "УМНИЦА":

1. Начинайте с самого раннего возраста. Кто раньше начинает, тот остается впереди. Чем младше ребенок, тем легче его учить.
2. Хвалите малыша за каждое достижение. Восхищайтесь его успехами. Чем восторженнее ваша реакция по поводу какого-либо действия ребенка, тем большее желание испытывает малыш вновь и вновь это делать. Не только малыши, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят.
3. Относитесь с уважением к вашему ребенку. Научитесь считаться с его мнением - только на позициях уважения вы сможете договориться с ребенком.
4. На каждом занятии успейте остановиться прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
- Задача у всех педагогов одна - воспитать совершенного человека, возможности которого будут востребованы обществом. Этой цели мы и следуем в своей практике. Рядом с нами самые заинтересованные помощники - родители. Мы вместе ищем лучший путь к сердцам детей.
Беседовала . АМИРОВА




Мнением самих вкладчиков не поинтересовались

Законотворчество в России переживает период настоящего бума. Далеко не каждому россиянину, даже поднаторевшему в юриспруденции, под силу разобраться в хитросплетениях отечественного законодательства. Поэтому, если вы приобрели в ближайшем книжном магазине брошюру с текстом интересующего вас закона, то это совершенно не означает, что это его действующая редакция. Не успела высохнуть типографская краска на страницах с опубликованным текстом долгожданного закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", вступившего в силу в конце 2003 года, как уже 31 июля года нынешнего депутаты внесли в его текст кардинальное изменение. Так, 49 статью этого закона следует теперь читать так: "Возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные настоящим Федеральным законом, в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России, по договорам, заключенным до 1 октября 2004 года, если в соответствующие договоры не вносились какие-либо изменения и дополнения после 30 сентября 2004 года, обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 1 января 2007 года". Ну как, дорогие вкладчики, поняли что-нибудь? Наверное, вряд ли. А теперь переведем это с юридического языка на понятный всем русский язык, тем более что затрагивает эта юридическая новация десятки миллионов россиян. Означает это следующее. В первоначальном тексте закона для вкладчиков Сбербанка сохранились государственные гарантии по всем видам вкладов, которые будут сделаны в этот банк вплоть до 1 января 2007 года. Теперь же предложено сохранить эти гарантии только по тем депозитам, которые были вложены в Сбербанк лишь до 1 октября нынешнего года. По сути дела это означает, что вкладчикам Сбербанка сначала показали пряник, который чуть более чем через полгода решили отнять. Поэтому может так статься, что в сентябре в отделениях Сбербанка вырастут многодневные очереди граждан, стремящихся защитить свои сбережения. Безусловно, привычная картина длинной очереди просителей к заветному окошечку всегда радовала глаз отечественного чиновника. Конечно, напрашивается вопрос, как же могли депутаты ущемить законные права своих избирателей? Довольно странный ответ на него дал председатель Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. С думской трибуны он заявил, что с принятием поправки к закону, сразу же окрещенной как "поправка Резника", нет оснований для беспокойства и люди разумные это поймут. Конечно, приятно, что депутат так высоко оценивает своих избирателей, вот только не понятно, почему перед тем как голосовать за новый законопроект депутаты не поинтересовались мнением самих вкладчиков. Неужели опять входит в моду известная авторская ремарка "народ безмолвствует".
М-Х. МОГУШКОВ,экономический обозреватель




На полях республики

В ГУПе им. Осканова сев идет полным ходомО делах и заботах тружеников ГУП им. Осканова, одного из лучших в республике, мы беседуем с главным специалистом Амиром Плиевым, являющимся уполномоченным в этом хозяйстве на период сева озимых и уборки второго урожая. - В республиканском штабе на всех его заседаниях, где бываете и вы, постоянно отмечают хорошую работу земледельцев сельхозпредприятия им. Осканова. В чем секрет таких высказываний в адрес "оскановцев"? - Здесь нет никого секрета. ГУП им. Осканова является на сегодняшний день лучшим хозяйством в республике, а его земледельцы - самыми опытными и трудолюбивыми. В этом хозяйстве сохранился костяк коллектива колхоза "Победа", одного из лучших в бывшей Чечено-Ингушетии. Салман Дзортов, руководитель ГУПа, некогда работавший в этом колхозе главным зоотехником, сумел в 90-е годы, когда стал директором вновь организованного хозяйства им. Осканова, удержать многих известных механизаторов и животноводов, которые и делают здесь дело. Особенно за последние два-три года оскановцами достигнуты заметные успехи. В этом, разумеется, немаловажную роль сыграла и смена политического руководства республики, которое с самого начала своей деятельности оказало практическую помощь сельскому хозяйству, в том числе и ГУПу им. Осканова. В этом году в хозяйстве, поля которого лежат на склонах Сунженского хребта и в Алхан-Чуртской долине, в так называемой зоне рискованного земледелия, выращен самый высокий урожай озимых зерновых. - Сегодня труженики хозяйства заняты заделом основы урожая 2005 года. Как у них идут дела в настоящее время? - Из 2050 гектаров, запланированных здесь под озимые, на 15 сентября вспахано свыше 1000 г. Что интересно, под пахоту вносят сложное минеральное удобрение - амофоску, из расчета 100 килограммов на 1 гектар. Скажу как агроном с многолетним стажем, что применение этого удобрения намного увеличит отдачу гектара. Вот вам пример того, что оскановцы к своему делу относятся серьезно и ответственно. Отсюда и успехи, достигнутые ими в этом году. Как никак, с каждого гектара было убрано по 23 центнера качественного зерна, которое хватило и на погашение товарного кредита, и зарплату рабочих, и на семенной материал, обеспеченность которого здесь стопроцентная. Сегодня на пахоте в Осканове задействовано 5 единиц энергонасыщенных тракторов К-701, четыре из которых из МТС "Ингушская", и 3 единицы МТЗ-80 из собственного тракторного парка. Всего 8 пахотных агрегатов, что по нашим соображениям вполне достаточно для своевременного завершения пахоты. Ежедневная выработка этих агрегатов равна 75-80 гектарам. - Амир, так как вы бываете на полях хозяйства, как вы говорите, ежедневно, хотел спросить, знаете ли вы поименно механизаторов, задействованных на пахоте? - Конечно, знаю. Я с ними встречаюсь ежедневно, говорю с ними обо всем. Ребята, что надо, знают свое нелегкое дело, любят его. Отсюда и быстрая, качественная пахота, которую они ведут сегодня. Работают хорошо все без исключения. Выделил бы из них Кодзоева, Ахмадова, Даурбекова и Арчакова, чья работа показательна для всех. Уверен, по вине этих механизаторов, если не помешает непогода, которая не балует земледельцев в сентябре, сев не затянется ни на один день, который, кстати, уже начался. К севу здесь приступили еще 12 сентября, и он сегодня идет полным ходом. Можно сказать, что сев идет следом за пахотой, что намного сократит время сева, на которое в хозяйстве отведено 20 рабочих дней. По словам директора хозяйства Салмана Дзортова, главного инженера Бузуртанова Ахмеда, начальника машинно-тракторного комплекса, завершение сева может быть на несколько дней раньше этого срока, что очевидно по работе, выполняемой здесь. Главное, чтобы не было дождей, которых выпало вполне достаточно для почвы. На севе ячменя, сев начали с него, задействовано 4 агрегата: Зубайраева, Оздоева, Хамхоева и Алимхаджиева, проверенных в деле опытных механизаторов. И уже посеяно 250 гектаров ячменя из 940 намеченных. Пшеницы же будет посеяно 1110 гектаров. Итого 2050 - самое крупное поле республики. Семена ячменя, да и пшеницы стопроцентно протравлены и, главное, они хорошего качества, как раз что нужно для хорошего урожая. Не сегодня-завтра дополнительно на севе будет задействовано еще два агрегата из МТС "Ингушская", откуда берет их хозяйство на договорных началах. Одновременно с пахотой и севом идет и уборка кукурузы на силос, которого уже заготовлено сотни тонн. Всего кукурузного поля на силос в хозяйстве 400 гектаров. На косовице кукурузы на силос работают два агрегата КСС-2,6, кукурузоуборочные комбайны, дневная выработка которых 80-100 тонн силосной массы. Одновременно с заготовкой силоса идет и заготовка сена из суданки, которой здесь 80 гектаров. Вот-вот начнется уборка сахарной свеклы с 50-гектарной площади, виды которой, можно сказать, отличные. Затем, в конце сентября, начнется уборка подсолнечника, который здесь вырастили на 500-гектарной площади. Так что полевых работ у оскановцев невпроворот. И они с ними отлично справляются.

Ш. БАТАРБЕКОВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru