новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 32 (9554); суббота, 2 апреля 2005 года

Учитель, воин, ученый…

Кому в нашей республике не известно имя ученого, педагога, автора многих учебников ингушской грамматики Ибрагима Абдураскиевича Оздоева! Он не только основоположник ингушской грамматики, но и родоначальник ингушской филологической науки.
Родился Ибрагим Оздоев в с. Плиево в 1905 году в обычной крестьянской семье со средним достатком. Родители - отец Абдураска Тепсиевич и мать Елтаз Мурцалиевна были неграмотными. Жили обычной горской жизнью, почитая все обычаи, честно трудясь. Понимая, что светлое будущее детей только в образовании, в знаниях, они делали все возможное, чтобы дать им образование. В их семье было пятеро детей. Братья Ибрагима, Абукар и Джабраил, выбрав профессию военную, стали кадровыми офицерами. А сестры - Дугурхан и Маликат, закончили гимназию. Помимо светского образования отец научил их читать Коран. И дал строгий наказ своим детям – верой и правдой служить Аллах1у и своему народу. Что только таким путем, путем служения Всевышнему и своему народу, человек может быть счастлив.
Ибрагим Абдураскиевич впервые с азами грамоты знакомится в восемнадцатилетнем возрасте, став учеником школы-интерната в с. Барсуки. Тяга к знаниям у парня была настолько высока, что программу семилетки он освоил за пять лет. В то время очень нужна и почитаема была профессия учителя в селе. Среди населения учитель пользовался особым уважением. Поэтому, по окончании интерната, в 1928 году Ибрагим Абдураскиевич поступает учиться в Ингушский педагогический техникум в г. Владикавказе, где он снискал всеобщее уважение среди преподавателей и товарищей-студентов. После окончания учебы в техникуме И. Оздоева оставляют при техникуме преподавателем родного языка. В эти годы его друзьями по техникуму стали еще совсем молодые Идрис Базоркин, Салман Озиев, Дошлако и Орцхо Мальсаговы, которые впоследствии стали известными писателями, учеными, общественными деятелями. Очень скоро, оказав высокое доверие, Ибрагима избирают руководителем комсомольской организации техникума, а заодно и членом бюро ингушского обкома комсомола. Владикавказский педагогический техникум был тогда одним из передовых учебных заведений Кавказа, способный дать прочные и глубокие знания. Ибрагим Абдураскиевич и его преподаватели чувствовали, что для такого одаренного молодого человека этого мало, поэтому его посылают на курсы подготовки аспирантов, затем – в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института. И там он получает знания у выдающихся ученых с мировыми именами, как языковед Н.Ф. Яковлев, историк А.А. Таха-Годи, Е.Н. Медынский. Читал лекции и нарком образования СССР Луначарский.
Первым шагом в серьезную науку стала написанная в те годы будущим ученым диссертация «Работа учителя родного языка». Научные знания, накопленные в Москве, оказались очень востребованы на родине И. Оздоева, где так не хватало не только ученых-педагогов, но и просто педагогических кадров. Работал в аппарате Облоно, сначала работал в методкабинете, в последующем – директором педлаборатории ОблОНО. А в 1938 году И. Оздоеву доверили возглавить вновь открывшийся Чечено-Ингушский институт усовершенствования учителей. Под его руководством и при его непосредственном участии начали составляться учебные планы и программы для сельских школ, издаваться учебники, учебные пособия по ингушскому языку. В целом, говоря о деятельности Ибрагима Оздоева, нужно отметить: более полувека он посвятил ингушскому языку. При этом, не имея ни одного административного взыскания, более десяти поощрений и награждений за добросовестный труд. Не прерывал он свою преподавательскую деятельность и в годы сталинских репрессий в 1944 г.
В 1940 году И.А. Оздоева назначают инструктором Чечено-Ингушского обкома ВКП(б), а через некоторое время его переводят на должность заведующего сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Здесь он полностью в своей стихии, но с ней очень скоро пришлось расстаться… Началась Великая Отечественная война, и Ибрагим вместе с братьями Абукаром и Джабраилом добровольцем уходит на фронт. После краткосрочных курсов политруков в Ростове-на-Дону его направляют комиссаром батареи 255-го отдельного кавалерийского полка.
Участие Ибрагима Абдураскиевича в Великой Отечественной войне, его непризнанные подвиги, как всех его земляков-вайнахов – тема особая и трагичная. Тот период его жизни малоизвестен. Только в 1975 году, 19 апреля за № 92 в газете «Грозненский рабочий», полковник в отставке П. Филлипов скромно отмечает: «… В схватке под Тундутово, например, отличились командир эскадрона старший лейтенант Дзабиев, политруки Сопаев и Оздоев…» В 1946 году он возвращается к семье в Казахстан, в поселок Урицк. Отца уже не было в живых и оба брата - Абукар и Джабраил - пропали без вести. Ему разрешили работать учителем. И здесь он, поражавший масштабом научной мысли даже московских профессоров, работает техником-плановиком автороты. И когда наступил долгожданный 1957 год, Ибрагим Оздоев в числе первых вернулся на родину. Спустя более четверти века, заново подготовил и защитил в институте языковедения академии наук Грузинской ССР диссертацию по филологии. Один и в соавторстве с другими учеными издает более тридцати крупных работ по языковедению, и среди них такие как «Краткий русско-чечено-ингушский словарь», – справочник общественно-политических терминов, «Орфографический словарь ингушского языка». Апогеем творчества ученого стал 1980 год. Он ознаменовался выходом в свет русско-ингушского словаря, начатого в 1965 году. В словарь вошел основной и едва ли не полный лексический состав ингушского языка, который является своеобразным путеводителем для всех, кто хочет в совершенстве владеть грамотным письмом и разговорной ингушской речью. Ибрагим Абдураскиевич Оздоев был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧИАССР, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд».
Какими бы орденами и медалями ни награждали Ибрагима Оздоева, они все равно в полной мере не отразят его вклад в развитие науки и просвещения. До последних дней своей жизни, до 1983 года, Ибрагим Абдураскиевич Оздоев считал: любовь и уважение народа превыше всех наград.

Р. КАРТОЕВА



ХРАНИТЕЛИ БЛАГОДАТИ

Мы продолжаем публикацию воспоминаний Абдул-Хамида Гантемирова, младшего сына знаменитого Кази-муллы Гантемирова. Эти короткие, отдельные повествования имеют огромную ценность для нашего народа. В них непреходящая мудрость и верные ориентиры для каждого из нас.
Устазом Дени–шейха был Алихан-мулла (Молла).
Когда я пишу Молла, то имеется в виду Алихан-мулла - устаз Дени-шейха.

Молла сказал:
Если в доме, где тязет (траур), кто-нибудь из посторонних покушает до окончания трех дней, то он заболеет. А если кто-нибудь покушает на свадьбе, то он излечится, если болеет.

Перед отъездом в Сибирь
Моллу спросили: что ты нам оставляешь, т.е. завещаешь, он ответил, что завещает три вещи:
1. Ходите друг к другу в гости.
2. Давайте обязательно друг другу саг1а, хотя бы сгоревшую кукурузную лепешку.
3. Не считайте мирские проблемы за проблемы, если даже вас повесили.
Моллу спросили: кто попадет в рай?
- Оттого, что много молишься в рай не попадешь, в рай попадает лишь воспитанный и щедрый, – ответил Молла.
Молла сказал: выбери терпение вместо спешки, выбери верность вместо смелости, выбери бедность вместо гордости.
Один человек сказал мулле, что он три месяца держал уразу. Молла ему ответил: “Это ты о той уразе, которую ты держал безо всякой пользы и благодати”.
Когда Молла шел к своему устазу Абу-шейху, то каждый раз, будь это зимой или летом, независимо от времени года, делал полное омовение. Однажды в доме Абу-шейха, Молла увидел на поле своего тулупа спящую кошку. Чтобы не будить кошку своего устаза Абу-шейха, Молла отрезал полу своего тулупа, когда уходил. Когда у шейха Бах1а Арсанова спросили, нужно ли делать такое всем кошкам, то он ответил, что нужно делать только кошкам своего устаза.
Рассказывают, что однажды дальний родственник Дени-шейха - Г1арси из чеченского Али-Юрта собрался в другое чеченское село Галашки, где тогда проживал Дени-шейх, к нему в гости неся гостинец – вареную баранью голову. По дороге на каждой остановке, привале он отрывал что-нибудь от головы и съедал. Отдавать ее в таком виде стало ему стыдно и решил полностью съесть голову. Когда Г1арси прибыл к Дени-шейху, сказал: «Дени-шейх, я когда шел к тебе, весь путь проделал, идя левой стороной из почтения к тебе».
Тогда Дени-шейх сказал: “Ну что ж, идя левой стороной дороги, ты меня почтил, а вот на бараньей голове твое почтение кончилось».

В один прекрасный день Дени-шейх вместе со своей женой ехали на своем фаэтоне. Впереди них шла русская похоронная процессия на кладбище.
Дени-шейх остановил свой фаэтон, взял свой пистолет и тронулся в сторону русского кладбища. Жена Дени-шейха все это видела. Когда опустили покойника в могилу, то русские начали стрельбу. Дени-шейх тоже стрелял из пистолета своего, после чего жена сказала Дени-шейху: «Если люди узнают, что ты сейчас сделал, какой же это позор». На что Дени-шейх ответил, что покойница была 18-летняя девушка, которая завещала похоронить ее по мусульманским обычаям. На кладбищах покойников меняет группа ангелов, а девушку эту заберут в хорошее место.

Бахьа сказал:
Когда молодые люди сходятся в бракосочетании, то это мероприятие желательно проводить до 15-го дня лунного месяца. В таком случае брак будет удачным и семья не будет нуждаться ни в чем. На них будет снисходить Божья благодать. Если брак совершать после 15-го числа лунного месяца, то он считается неудачным.

Бахьа сказал:
- При бракосочетании необходимо обоюдное согласие молодых людей, иначе этот брак недействителен.

Бахьа сказал:
- Когда девушку выдают замуж, то нельзя называть размер калыма ее родственникам. Какой калым принесут родственники жениха, надо принять, иначе бракосочетание будет недействительным.



ГОРДЫЕ ВСАДНИКИ СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ

Из истории Советского Союза. Великая Отечественная война
Пятьдесят джигитов выехали в тот день из Базоркино. Пятьдесят ингушей, готовых в огонь и в воду, если так нужно народу, если так скажут трое едущих впереди: Кази-мулла, Товси-мулла и комиссар Магомед Аушев.
Из села в село двигались джигиты, чтобы получить благословение народа, чтобы показать себя народу. В каждом селе многолюдные митинги: Мужичи, Галашки, Ачхой - Мартан, Валерик, Гехи, Атаги, Урус-Мартан.
Их везде встречали хлебом-солью.
Выступают молодые – горяча их речь. Выступают старики – их слова трогают до слез. Больше трех тысяч человек присутствовало на митинге в Гехах. К трибуне стояла очередь молодых чеченцев, которые перед лицом народа хотели клятвенно заявить о своей решимости быть бесстрашными воинами Красной Армии.
В сумерки въехали базоркинские партизаны в Грозный. И когда в помещение, где состоялась их встреча с руководителями республики, вошел молодой паренек в шлеме танкиста, с уважением встали Кази-мулла, Товси–мулла и все присутствующие. Военную доблесть надо почитать и в малом человеке.
А доблести в трижды орденоносце Ахмете Мамиеве, двадцатитрехлетнем ингуше из Алхастов не меньше, чем скромности. Таким будет каждый ингуш и чеченец, взявший в руки оружие.
Без нужды меч не вынимай, без славы не вкладывай! Меч вынут, грозный меч газавата.
Сыны Чечено-Ингушетии, гордые всадники священной войны, идут на поле битвы завоевывать славу своему маленькому народу, освобождать от врагов священную землю великой Советской Отчизны.

От сына Кази-муллы Гантемирова Абдул-Хамида Казиевича:
В 1942 году к нам приехал начальник отдела по борьбе с бандитизмом, подполковник Алиев Идрис Ижиевич из Насыр-Корта. Он сообщил моему отцу Кази-мулле, что к вам собираются в гости: Иванов, 1-й секретарь Чечено-Ингушского обкома, Председатель Верховного Совета ЧИАССР Тамбиев Юсуп, Председатель Совета министров Моллаев Супьян и секретарь Пригородного района Шустов, который во время нашего возвращения был представителем от ЧИ АССР в Москве. Они приехали к закату солнца. Кази-мулла их встретил хлебосольно, как подобает ингушу. После их приезда были приглашены почетные старики из с. Базоркино, из которых я помню только Товси-муллу Шадиева и Мочко Ужахова. Когда была поставлена еда, секретарь обкома партии Иванов начал такую речь:
- Кази, на нас идет коварный враг Гитлер. Родина в опасности, нужна ваша помощь для мобилизации конной дивизии для отпора врага.
Кази-мулла ответил: «Я уже стар, мне 57 лет и, кроме того, сколько бы я ни старался для Советской власти, кроме гонения и террора я ничего не видел. Я для такого дела уже не гожусь, найдите себе другого, более молодого и способного, который бы мог угодить вам». Тогда секретарь обкома Иванов встал и сказал такую вещь: «Эх, Кази-Кази, друзей познают в беде, неужели вы из-за личной обиды оставите Родину без внимания перед лицом коварного врага, и добавил: - Если Вы мне не дадите положительного ответа, я до еды не дотронусь».
И старики, которые у нас присутствовали, тоже начали уговаривать Кази-муллу согласиться с предложением и дать положительный ответ. Кази-мулла сказал им: «Сделаю то, что в моих силах». После этого Иванов подарил Кази-мулле длинноствольный пистолет «маузер» с деревянной кобурой. Он сказал, что этот пистолет подарил ему какой-то большой чиновник, кого именно он назвал, я не помню, а теперь я его дарю Вам.
После этого Кази-мулла, Товси-мулла и Магомед Аушев, разъезжая по селам Ингушетии и Чечни, начали мобилизацию конного отряда для борьбы с немецкими захватчиками.
Их повезли в г. Кропоткино Краснодарского края под командованием дважды Героя Советского Союза, командира Кубанского Казачьего кавалерийского корпуса, генерал-лейтенанта Кириченко. Когда их привезли в Кропоткино, то их разместили в конюшне, куда свободно протекала вода. Там не только спать, но и сидеть было невозможно. А привезли их туда в 12 часов ночи. Тогда Кази-мулла взял с собой 4-х автоматчиков и пошел к коменданту города, разбудил его и сказал, что приехали кавалеристы из Чечено-Ингушетии и необходимо их разместить. На что комендант сказал, мы же вас разместили. Тогда Кази-мулла ему говорит: «Там, где вы нас разместили, поселяйтесь сами, а нас устройте в таком месте, где подобает находиться человеку». После этого в ту же ночь нас по 2-3 человека разместили по квартирам.

Рассказывал Идрис, сын Багаудина Арсанова, что сделали налет немецкие самолеты и начали бомбить район железнодорожного вокзала, где была в большинстве сосредоточена наша дивизия, Кази-мулла ходил по перрону, не обращая внимания на бомбежку. В этот момент ко мне подошел капитан Ахтаев из Шали и сказал: «Идрис, пока летают немецкие самолеты, не лучше ли было бы идти в бомбоубежище».
На что я сказал ему: «Вот ходит Кази-мулла по перрону, если ты уговоришь его, то пойдем». Капитан Ахтаев подошел к Кази-мулле и сказал: «Кази, не лучше ли нам пойти в бомбоубежище?»
Кази-мулла ответил ему: «Зачем в бомбоубежище, вот у тебя пистолет, стреляй в самолет, если попадешь - собьешь, а от Аллаха не убежишь».
Идрис Арсанов рассказывал мне, что такой его ответ меня глубоко озадачил и оскорбил, как молодого человека. И чтобы ему, т.е Кази-мулле, отомстить, я при повторном налете самолетов лег спать в разбитый вагон, притворившись уснувшим. Кази-мулла, не увидев меня среди прочих бойцов, начал искать меня и дал команду всем присутствовавшим бойцам найти меня. Я все это слышал, - говорил Идрис, но ждал, пока они сами меня найдут.
Вдруг один из бойцов закричал, что обнаружил меня в вагоне, что он лежит здесь. Кази-мулла, спросил: «Живой он?». Тот ответил, что, да.
Тогда Кази-мулла сказал, что если живой, то ненормальный. Таким образом, рассказывал Идрис Арсанов, я отомстил Кази-мулле за его дерзость при первом налете немецких самолетов.
Кази-мулла в 1919 году съездил в порт Петровск (ныне Махачкала) за боеприпасами для нужд революции. Он рассказывал об этом:
Один турецкий офицер арабского происхождения, узнав, что я ингуш, разговорился со мной, сидя в чайхане. Что же это вы, сказал он, отдали свои земли Деникину. Я ему сказал, что у Деникина большая армия, а мы, ингуши, маленькая нация, силы были неравные. Офицер сказал мне, что это не оправдание, надо было всем погибнуть, но землю отстоять.
Я ему ответил: в таком случае, почему Турция, некогда завоевавшая чуть ли не полмира, отдала свои земли вплоть до Константинополя иностранным государствам. У вас перед нами только одно преимущество. Он спросил какое? Я ему говорю: «У вас шаровары шире наших и только».

ИЗ ИСТОРИИ. По рассказам Кази-муллы
Однажды, это было летом 1945 года, мы жили тогда в г. Акмолинске.
Мы наняли одну еврейку для ремонта старых галош.
В этот момент к нам пришли 4 человека для обыска из НКВД, якобы ограблен магазин и у них есть донесение, что магазин этот находится у нас.
Кази-мулла сказал им, если это так, то обыскивайте. Еврейку эту они оставили как понятую и начали обыск.
Ничего подозрительного не найдя, они выставили среди комнаты Къур1аны и китабы, т.е. книги мусульманского толка. Один из чекистов заявил, что книги мы заберем. Правда, их было множество, общим весом около трехсот килограммов, на что Кази-мулла им ответил, что “книг этих вы не заберете, пока я живой. Если вы считаете, что я в чем-то виноват, то я пойду с Вами, а книги эти говорить не могут”. Когда по этому поводу шел спор между чекистами и Кази-муллой, стоявшая в этот момент еврейка направилась к этим книгам и со словами, ой, я очень устала, хотела сесть на книги. Но не успела она сесть, как Кази-мулла схватил ее за руки и швырнул на пол. Она, ударившись об дверь, зарыдала: что он со мной сделал. А Кази-мулла сказал ей: “Ты свою задницу не ложи на них, это не русские (в см. светские) книги”. Рука ее моментально почернела, что видны были отпечатки пальцев Кази-муллы. Чекисты начали ее успокаивать, а Кази-мулле ничего осуждающего его поступок не сказали. Один из них пошел звонить в НКВД насчет того, что делать с книгами. А там, видимо, ответили, если не нашли того, чего искали, то зачем вам нужны книги, видимо, не зная, какого характера эти книги, религиозного или светского. Вот таким образом закончился этот эпизод.
Это было в Акмолинске. К моему отцу на какой-то свадьбе подошел один ингуш, который отсидел в тюрьме три года без суда и следствия, так как его держали там не по обвинению в каком-то преступлении, а специально как подсадного, для выявления преступников. Он даже имел возможность приходить домой, и общаться со своей семьей. Так вот, этот человек, подойдя к Кази-мулле, при людях говорит, что я тебя очень люблю. Пока он это не сказал в третий раз, он молчал, а потом сказал, что ты говоришь неправду, потому что я тебя презираю, а стало быть, ты хочешь поставить под сомнение высказывание Пророка Мухаммеда, который сказал, что человек не может любить другого человека, если тот его взаимно не любит.

Материал к публикации подготовили
М. БАРАХОЕВ и Б. ХАБРИЕВ



Хадисы Пророка Мухаммеда

(Да благословит его Аллах1 и приветствует)

Передают со слов Джабира (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость обернется гнусным мраком в день Воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь друг друга и позволять себе делать то, что было для них запретным».
(имам Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни предавать его, ни лгать ему, ни оставлять его без поддержки. Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными честь, имущество и жизнь другого мусульманина.
Достаточно будет греха тому человеку, который презирает своего брата в исламе!
(Этот Хадис приводит ат –Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»).
Передают со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал:
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о, рабы Аллах1а, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!» И посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»
Передают со слов Анаса (Да будет доволен им Аллах1), что однажды посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Помогай брату своему независимо от того, притеснителем он является или притесненным».
Услышав это, один человек сказал: «О, посланник Аллах1а, я могу помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?» На это Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) ответил: «Удержи его, или помешай ему в притеснении и, поистине, это станет помощью ему».
(Имам Аль-Бухари)
Передают со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Пять вещей входит в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, посещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашения и желать блага чихнувшему.
(Аль – Бухари, Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах1 избавит от одной из печалей дня Воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах1 облегчит его положение в мире этом и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах1 покроет в мире этом, и в мире ином. Аллах1 будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает ее своему брату по вере.
Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах1 за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов Аллах1а, где они совместно читают и изучают книгу Аллах1а, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы, и поминает их Аллах1 среди тех, кто находится пред ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее».
Передают со слов ан-Наумана бин Башира (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одно из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей».
(Аль-Бухари, Муслим)



О благочестивой жене

Женщина является матерью и хозяйкой дома, на что указывает согласованный хадис, рассказанный сыном Умара (Да будет доволен им Аллах), передающийся от посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: “Все вы покровители, и каждый из вас ответственный за своего подопечного. Мужчина покровитель всех членов своего дома, а женщина покровительница дома своего мужа и его детей”. В хадисе Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах), в сборниках Муслима написано, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Наилучшие женщины самые нежные к младенцам и наиболее попечительные за своего супруга в его владении”.
Содействия своему мужу в деле последующей жизни Вывел Ибн Маджих от Савбана, который сказал: “Когда были ниспосланы законы относительно серебра и золота, они спросили: “Какое богатство мы можем использовать?” Умар (Да будет доволен им Аллах) сказал: “Я узнаю это для вас”. Потом он сел на своего верблюда, а я двигался следом за ним и, добравшись до Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), он спросил:
“О, посланник Аллаха, какое имущество мы возьмем?”
На что он ответил: “Пусть возьмет каждый из вас благодарное сердце, вспоминающий Аллаха язык и верующую жену, которая поможет ему в деле его последующей жизни”. Ибн Абу Шайба приводит от Абдурохмана, сына Абраза, который передал следующее: “Подобие благочестивой женщины у мужчины - как подобие короны, покрытой золотом на голове короля, а подобие плохой женщины у благочестивого мужчины - как подобие тяжелой ноши на немощном старике.
Набожность – быть религиозной
Приводит Ибн Мадж от Абдуллы Ибн Омара, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не берите в жены женщин за их красоту, их красота может привести к их гибели. И не женитесь на них из-за богатства, их богатство может привести их к произволу, а женитесь на них за их набожность. Поистине, религиозная черная рабыня с отверстием в носовой перегородке для кольца - лучше”.
От Абу Азина Ассодафий приводится, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Наилучшие из ваших женщин – любящие, приветливые, часто рожающие, благоприятные и утешающие, боясь Аллаха”.
Аль-Байхакий приводит в Аш-Шуаб об Омаре Ибн Хаттабе (Да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Женщины бывают трех видов:
первый вид - скромная, преданная, спокойная, нежная и любящая, которая помогает своей семье противостоять трудностям, а не наоборот. Такую тебе найти будет сложно. Второй вид - женщина, которая является сосудом, не занимающаяся ничем, кроме как рождением детей.
А третья - ошейник, который надоедает, третий вид женщины уподобляется вшам, который Аллах помещает на шею того, кому пожелает, и удаляет, когда пожелает”. Здесь имеется в виду грязная женщина, как об этом сказано в арабском толковом словаре.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru