новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 27 (9549); вторник, 22 марта 2005 года

АРХИТЕКТОР ДОМА ГАРМОНИИ

"Работа любого человека, будь то литература, музыка, архитектура или еще что-то, всегда является его Портретом".
Сэмюэль Батлер.

НАШЕ ДОСЬЕ:

Старший преподаватель кафедры русского языка ИнгГУ Нина Албогачиева прошла почти все ступени карьерной лестницы в сфере просвещения ЧИАССР и РИ (от рядового учителя до 1 заместителя министра образования РИ), отдав педагогике 42 года непрерывного труда.
Стоит у истоков создания единственной в Ингушетии коррекционной школы - интерната: с марта 2003 года совмещает обучение студентов с деятельностью на посту заместителя директора учебного заведения для глухих и слабослышащих детей.
Получила второе высшее образование, закончив факультет дефектологии Московского государственного пединститута.
За многолетнюю плодотворную работу в системе образования ЧИАССР и РИ отмечена высокими наградами: в 1985 году ей было присвоено звание "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", а в 2004 году вручен орден "За заслуги".




ПЛАНЕТА ОПТИМИСТОВ

УНИВЕРСАЛ в области педагогики Нина Албогачиева - дочь знаменитого ингуша. Ее отец Юсуп Албогачиев был соратником выдающихся ингушских деятелей начала XX века - Идриса Зязикова, Хизира Орцханова, Али Горчханова. Эти люди геройского духа стояли у истоков образования ингушской государственности.
Николай Тихонов в своей поэме "Серго в горах" описал моменты деятельности не только Серго Орджоникидзе, но и Юсупа Албогачиева. Нина Юсуповна рассказывает: "В поэме повествуется о том, как Серго и мой отец перевозили государственную казну из Хевсуретии. Это достоверный факт. От отца мне известно и о том, что произошло в дальнейшем. После их возвращения из Хевсуретии Орджоникидзе заболел, и его почти на две недели поселили в доме Албогачиевых. Там находилась и моя тетя, тогда молодая девушка, сестра шести братьев. Она заботливо ухаживала за больным и даже сшила ему в подарок ингушскую черкеску! Серго ее потом долго с удовольствием носил…"
Именем Юсупа Албогачиева названы улицы в Назрани и Грозном. Так что жители двух северокавказских республик надолго сохранят память о герое, пламенно отстаивавшем идеалы прошлой эпохи. Это не он виновен в том, что мечты патриотов о всенародном счастье не осуществились. Ведь они были искренни в своих чаяниях! Кстати, профессиональный интерес у супруга Нины Юсуповны, Председателя Общественного Совета при Президенте РИ Магомета Кодзоева, вызывает именно историческая наука.
"Стоит ли "ворошить" "дела давно минувших дней", если Октябрь не принес Стране Советов процветания?" - этот вопрос "ребром" заведующий кафедрой истории России Ингушского госуниверситета, доцент Магомет Асламбекович Кодзоев не обошел вниманием:
- С Юсупом Тоховичем я не был лично знаком. Он умер еще в 1954 году, в Бишкеке… Исходя из документов, архивных материалов и воспоминаний его близких у меня сложилось представление о нем, как об одном из первых ингушских большевиков, активном строителе Советской власти на Северном Кавказе. Действительно, многие революционные деятели того периода были чисты в своих помыслах. Идрис Зязиков, Али Горчханов, Юсуп Албогачиев проявляли себя истинными патриотами и мечтали о том, чтобы надежды ингушей на лучшее будущее сбылись. Вспомним, ведь Ленин и его окружение давали щедрые обещания : "Земля - крестьянам!", "Фабрики - рабочим!", "Свобода - народам!" Естественно, Юсуп Тохович и его товарищи по борьбе искренне верили в то, что все это осуществится на практике. Вот почему они так старались, чтобы ингуши наравне с другими народами северокавказского региона активно включились в революционный процесс. Они надеялись помочь своим землякам выйти из вековой нищеты и пойти по пути прогресса и цивилизации.
К сожалению, как в самой России, так и на территории бывшего Советского Союза, эксперимент с революцией и строительством социализма не удался. И, конечно, не вина Юсупа Албогачиева и миллионов других активных участников Октября и гражданской войны в том, что все это провалилось.
Сейчас иное время и другие методы решения задач. Тем не менее, ответственность по отношению к делу, патриотизм представителей старшего поколения, их страстное желание помочь своему народу поучительны для нашей молодежи.
Таким образом, Юсуп Албогачиев был яркой личностью. И, безусловно, оптимистом. К своему счастью, дочь унаследовала от отца жизнерадостность характера и упорство в достижении целей. Такое сочетание интересно тем, что рождает… сияние энтузиазма!
В ЖИЗНИ моей героини был драматический период. Не каждый из беды способен выпестовать Росток Прекрасного…Нина Албогачиева, пережив стресс, не впала в отчаянье. К сложному испытанию она подошла философски: преодолела его, используя свои сильные стороны. Восприняла препятствия, как должное, но выбрала путь перемен и оказалась в гармонии с жизненными обстоятельствами. Решение проблемы потребовало специальных знаний, и она уехала на учебу в другой город. Семья расценила ее поступок как разумный шаг. Умение Албогачиевой устранять помехи, прокладывая новые дороги , дало замечательный результат. Сложности личного плана уменьшились, а приобретенный ценный опыт пригодился обществу! Знания, полученные от столичной профессуры, Нина Юсуповна щедро передает коллегам. Вот пример того, как некоторые личности превращают трудности если не в триумф, то уж в победу точно…
ВУЗ - ее вторая стихия (после школы). Об этой своей привязанности она говорит с особым воодушевлением: "Вне университета я себя не представляю. Работа педагога очень интересная и ответственная. Мы выпускаем молодого человека не просто в жизнь. Он идет в школу, а это основа основ! Там должен оказаться только тот, кто любит детей. Никакой диплом не заменит душу человека…" Между прочим, в университет Албогачиева пришла по собственной инициативе, занимая в тот период должность заместителя директора ИПК работников образования РИ. Просто любит она молодежь, наполняющую ее жизнь чудесными помыслами, и та отвечает ей взаимностью. Студенты настигают наставника повсюду. Поздравить Нину Юсуповну с недавним Женским Днем они прибыли из Назрани в станицу Орджоникидзевскую: где еще ее можно застать вне "альма-матер", как не в коррекционной школе…
Нина Албогачиева стоит у истоков создания факультета "Педагогика и методика начального образования". Здесь она читает почти все лекции и ведет практические занятия. Педагог убеждена: "Идея бывшего министра образования РИ Магомета Мургустова осуществлять подготовку специалистов по этому важному направлению обернулась благом для средней школы".
Пять лет назад сотни ингушских учителей начальных классов не имели высшего образования. Вот и получалось, что детей "обучали" вчерашние десятиклассники… Когда в школы хлынул поток молодых профессионалов, это стало мощным стимулом для поступления в вуз многих преподавателей республики. Сегодня, по свидетельству Албогачиевой, стационарное и заочное отделения факультета работают в полную силу. Кстати, не так давно старшекурсники проходили практику в школе-гимназии №1 (г.Назрань) и Карабулакской гимназии. Нина Юсуповна удовлетворена: "Педагоги довольны уровнем знаний наших студентов"… Ее последователи - это и отличницы, сестры Мурзабековы, и выпускница Хава Патиева… У них творческое мышление, и потому уже сегодня преподаватель видит их в мире науки.
КТО были педагоги самой Албогачиевой? Нине Юсуповне определенно повезло: в юности ей читали лекции великолепный оратор - языковед Владимир Харчевников и представители ингушской элиты - выдающийся ученый, профессор Дошлуко Мальсагов и его дочь Лидия Мальсагова. "Они готовили нас к самоотверженному педагогическому труду. С их помощью мы образовывались по-настоящему", - до сих пор Нина Юсуповна благодарна своим блестящим педагогам. А еще - талантливым однокурсникам, постоянно занятых поиском. Некоторые из них стали известными просветителями и общественными деятелями. На ее факультете учились Ибрагим Дахкильгов, Абу Мальсагов, Магомет Кодзоев…
ОКРУЖЕНИЕ Албогачиевой , как и в пору ее молодости, состоит из оптимистов. Это созидатели. Те, кто не оставил у причала Корабль интересных замыслов. Те, кто питает жизнь общества своим духовным богатством. Каждый из них пришел к пониманию: все прекрасные дела начинаются с первого дара ближним…



"СДЕЛАЙСЯ НЕОБХОДИМЫМ ДЛЯ МИРА…"

КОГДА видишь перед собой людей, "застегнувших на пуговицы" свои лучшие чувства, таких "индивидов" жаль становится…Ибо победителями в жизни чаще бывают их антиподы - носители позитивного начала. Именно они оказываются лидерами в искусстве дарения, достигают успеха в общении и покоряют высоты духовного видения. Подобные победы они рассматривают, как составляющие настоящего счастья…
Нина Юсуповна Албогачиева как раз из категории людей - дарителей. Тех, кто понимает: основа человеческой радости - не потребление, а производство.
Кем считают педагога Албогачиеву ее земляки? Для студентов она - не просто Учитель, но и лучший друг. 54 воспитанника коррекционной школы видят в ней вторую маму - заботливую и к тому же обладающую превосходным чувством юмора. А вот для начальника Управления образования Сунженского района Розы Евлоевой это идеал Женщины: профессионала в области просвещения, матери и жены. Она считает педагогов Ингушского госуниверситета, супругов Магомета Кодзоева и Нину Албогачиеву, подлинными интеллигентами, вклад которых в развитие образования Ингушетии высок. О прекрасной половине этого семейного союза слово особое: "Всюду, где присутствует Нина Юсуповна, - добрый микроклимат. Она дает окружающим заряд энергии и вселяет в их души Надежду!"
КАК же получилось, что вузовский преподаватель Албогачиева стала незаменимым специалистом коррекционной школы? (В информационной справке, предоставленной мне ее директором Лемой Измайловой, Нина Юсуповна характеризуется достаточно емко: "наставник педагогов"). Когда создавалось это учебное заведение для детей, лишенных слуха, то именно к Нине Албогачиевой была обращена личная просьба Президента РИ Мурата Зязикова - помочь в становлении школы-интерната. Нина Юсуповна согласилась по нескольким причинам. Во-первых, из сострадания к детям, нуждающимся в помощи. Во-вторых, из наличия немалого опыта работы с такими воспитанниками: в свое время она трудилась заместителем директора в Грозненской школе для глухих детей. Между прочим, руководитель коррекционной школы Лема Измайлова отмечает: из многих грозненских профессионалов на зов о поддержке откликнулась именно Албогачиева. И добавляет: "Начало моей деятельности - январь 2003 года, а плечо Нины Юсуповны я ощутила уже в марте. Без нее тяжело было бы поднять эту сложную работу…"
…Единственная в Ингушетии коррекционная школа-интернат расположена в станице Орджоникидзевская. После ее утверждения постановлением Правительства РИ педагоги вернули в родные места десятки ингушских детей, находившихся в Кабардино-Балкарии. Знаменательный факт: работа школы - в центре внимания руководства республики. Президент РИ Мурат Зязиков подарил этому учебному заведению первоклассное специальное оборудование для коррекции слуха : аудиоклассы, радио-классы, аппараты индивидуального пользования, слухоречевые тренажеры.
ЧЕГО же добился коллектив школы, ставший родным для педагога Албогачиевой? Общим успехом Нина Юсуповна считает "всеобщее" специальное обучение учителей. Сама она получила второе высшее образование, окончив факультет дефектологии Московского вуза. Директор коррекционной школы - аспирант Международного университета коррекционной педагогики и психологии (Санкт-Петербург). Еще трое педагогов учатся на четвертом курсе Московского открытого педагогического университета имени Шолохова. Дочь Албогачиевой - Зарина пошла по стопам матери и тоже преподает в школе-интернате. Здесь трудится и бывшая студентка Нины Юсуповны - Фатима Оздоева. Эта ее воспитанница вовсе не случайный человек в коллективе. И она, следуя примеру наставника, получила специальное образование. После окончания факультета дефектологии Московского университета девушка успешно обучает детей из подготовительной группы.
"Благодаря Нине Юсуповне, - говорит Фатима, - в Ингушском госуниверситете я полюбила русский язык, а труд в школе расцениваю, как "гуманный участок работы". Она ориентирует смотреть на детей "особым взором". И я вижу в них чутких и благодарных людей, пусть еще и маленьких…"
САМА Албогачиева к своим юным воспитанникам относится…трепетно. Их внутренний мир представляется ей прекрасным: " Они рисуют необыкновенно красиво. Большинство из них - художники. Когда я работала в Грозненской школе для глухих детей, то рисунки наших ребят всегда выделялись на выставках - своим своеобразием…"
В работе с учениками педагог делает ставку на их несомненные таланты. Ведь это дети с развитым интеллектом! Их заболевания в большинстве случаев - приобретенные. У них лишь наблюдается некоторое отставание в усвоении обычной школьной программы. Скажем, девятиклассники занимаются по программе 7 класса массовой школы. Причем, некоторые из них в развитии явно опережают одноклассников. Именно для них директор школы Измайлова в рамках своей научной деятельности намерена разработать индивидуальные образовательные проекты. Занимаясь этим новшеством, в Албогачиевой она вновь найдет единомышленника. Богатый педагогический опыт Нины Юсуповны подтверждает: творческий потенциал их воспитанников неисчерпаем. В этом лично убедилась автор этих строк, встретившись с ними в стенах коррекционной школы-интерната. Под руководством Нины Юсуповны ребята провели для меня целую экскурсию в мир собственных интересов: показали замечательные рисунки (особенно выразительными оказались их пейзажи и портреты сказочных персонажей), оригинальные вязаные изделия. С некоторыми из ребят мы даже пообщались : частично у них развита речь…
"У ЭТИХ детей есть будущее!", - уверяет Албогачиева. Кстати, четверо воспитанников школы - интерната в этом году собираются поступать учиться на техников-стоматологов в Санкт-Петербургский вуз. Явно не потеряются в жизни и остальные ребята, ведь рядом педагоги, отнюдь не создающие им тепличных жизненных условий…
На одном из занятий Нина Юсуповна поведала ученикам историю о Тюменском Дельфине - Игоре Плотникове. Этот молодой парень, от рождения лишенный рук, стал уникальным спортсменом. Он - многократный чемпион России по бегу и плаванию, рекордсмен мира и Пара-олимпиады - 2004 по плаванию. Педагог познакомила ребят не только с биографией этого парня огромной силы воли . Вспомнила она и своих бывших воспитанников из Грозненской школы для глухих детей. Среди них тоже были неординарные личности. Арбузов, например, стал прекрасным токарем. И - знаменитым грозненцем… В начале 70-х годов прошлого века на территории старейшего предприятия Чечено-Ингушетии - завода "Красный молот" - ему был установлен бюст (!) - в знак признания мужества этого человека, не сломленного своей бедой и сумевшего самостоятельно войти в жизнь промышленного города… Другой ее воспитанник имел грамоты и медаль за трудовое отличие: он до сих пор дружен с ее семьей. Третий при помощи сурдопедагога закончил институт…
- Я рассказала им, - делится со мной Нина Юсуповна, - о трудовом энтузиазме моих бывших учеников. Скажем, у нас в Грозненской школе для глухих детей была швейная мастерская, и девочки шили халаты, постельное белье. Их изделия мы пускали на продажу и даже немного зарабатывали…
Грозненский опыт - в далеком прошлом, однако дарит ее нынешним воспитанникам золотую истину "Сделайся необходимым для мира - и человечество будет давать тебе хлеб".



"Я ВСТРЕТИЛ ВАС…"

(история одного союза)

НИНА Юсуповна хорошо выглядит и свой возраст не скрывает, но вот слово "бабушка" ей не по душе. У них с супругом семь внуков, но она по-прежнему отбивается шуткой от этого "почетного титула": "Я - не бабушка, я - дедушкина жена!"
А начиналась история их лирических отношений в студенческие 60-е годы. Магомет Кодзоев и Нина Албогачиева учились на одном факультете Чечено-Ингушского государственного пединститута. Он - историк, она - филолог…Что притягивало их друг к другу? Высшая симпатия. Она искрится, словно редкая драгоценность, и теперь, спустя четыре десятка лет… Отношения между ними - необыкновенные. Они умудрились вести свою лодку счастья без потрясений. Вырастили сына и дочь. Обоим дали образование и привили им нравственные черты. А еще научили ценить самое красивое чувство на свете…
Ну скажите, разве не видно счастливого человека с первого взгляда? Он опознаваем уже по доброте к ближним. Вот они, уникальные



СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ ОТ НИНЫ АЛБОГАЧИЕВОЙ:

ЛЮБОВЬ - всепобеждающее чувство! Проявляйте ее во всем блеске, если хотите побеждать, а не проигрывать…
* * *
СТОНЫ неуместны, когда жизнь предлагает вам круговорот важных дел…Имейте мужество всегда идти вперед.
* * *
В ПОГОНЕ за материальным не уподобляйтесь синьору Монетти из сказки Джанни Родари. Его дом из серебряных денег в конце концов рухнул, а сам он превратился в фальшивую монету…Будьте богатыми, развивая свой духовный рост!

ОНА выиграла свои "полцарства", соединив судьбу с тогдашним перспективным молодым историком. А что приобрел он, избрав спутницей жизни рассудительную девушку с веселым нравом?
…Магомет Асламбекович Кодзоев - классический педагог еще и по причине своего необычайно строгого вида. Но стоит ему предаться воспоминаниям о поре юности, как лицо его озаряется удивительным светом. И кажется, что супруги настолько внутренне схожи, что даже улыбка у них - одна на двоих…
Их университетский выпуск тогда, в 1962 году, был историческим. Оба они в 1957 году попали в первый студенческий поток, появившийся в Чечено-Ингушетии после возвращения обоих наших народов из депортации. Кавалеров и невест вокруг хватало (в одной только ингушской группе, вспоминает Магомет Асламбекович, учились около 15 девушек), но выбрали они именно друг друга! Нину покорила его необычайная душевность, его скромность и открытость характера избранницы. Правда, кое-кто пытался ее отговорить: " Тебе с ним будет скучно. Он - немногословный, а тебя только и слышно на всех этажах! Как вы собираетесь общаться?!" Они отвечают на этот риторический вопрос почти полвека… Друзья - советчики скоро поутихли, а педагоги, очень ценившие Магомета как будущего отличного специалиста, даже подталкивали ее к согласию на брак: "Если не выйдешь за него замуж, мы обидимся…"
В 1962 году они окончили вуз, а через месяц поженились.
ИХ жизнь оказалась непростой. Родители отнюдь не обладали богатствами, и молодым пришлось самим пробивать себе дорогу. После окончания университета Магомету Кодзоеву, как одному из лучших выпускников, предложили на выбор три кафедры. Он остался преподавать в родном вузе, а впоследствии поступил в аспирантуру Московского областного пединститута имени Н.Крупской.
…Ко времени его отъезда у них уже было двое детей. Вот когда ее супруг понял, какая самоотверженная женщина оказалась рядом с ним! Он уехал на три года в Москву, а молодая жена все это время содержала остальных членов семьи, имея в бюджете… 72 рубля - собственный мизерный заработок…
Им пришлось преодолеть многие трудности, но они всегда побеждали, потому что были вместе.
В ЭТОМ гостеприимном доме царит особая сердечность. Авторитет старших здесь непоколебим: за советом внуки бегут к дедушке и бабушке… У Магомета Асламбековича и Нины Юсуповны масса друзей. И сами они абсолютно не изменились. "Лед и пламень…" - как - будто сказано о них. Она осталась эмоциональным человеком, он - чрезвычайно сдержанным. Может, в том и состоит чудо Праздника возвышенных чувств: для их проявления важна неповторимость натур?
Кольцо их прочного союза цело-невредимо. Впереди - продолжение истории обыкновенного счастья…

Малика ГОРТИКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru