новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 19 (9541); вторник, 1 марта 2005 года

ПРАЗДНИЧНОСТЬ ПРАЗДНИКА

Культуру создают люди, они несут ее в народные массы. Субъективная связь художника-исполнителя с широкой аудиторией несомненна. В центре внимания при этом оказывается вопрос о человеческом факторе в сфере культуры. Роль влияния самой личности, носителя и хранителя культурных ценностей велика и ответственна: режиссера или артиста, писателя или музыканта, художника или поэта… Сегодня творческое поле для работников культуры предельно широко.
Личные черты их деятельности оказывают огромное влияния на результаты изменения культурности народа, его живого духа и творчества. Здесь важны социальные, национальные, личностные черты деятельности и талант работников культуры.
Буквально недавно, 19 февраля, можно было ознакомиться с результатами такого рода деятельности на проходившем отчетном концерте районного Дома культуры ст. Орджоникидзевской.

В структуре художественной культуры праздничная, досуговая деятельность занимает особое место, так как она формирует человека, воспитывает чувство ответственности, гуманизирует научные знания и трудовую деятельность. Его место весьма точно определил когда-то М. Бахтин, утвердивший формулу, признанную сегодня не только у нас, но и за рубежом и являющуюся исходной в любом разговоре о культуре: "Празднество - это первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры". Это своего рода "торжество, подводящее черту под сделанным, одновременно увертюра к делам грядущим". Эти слова как нельзя лучше характеризуют прошедшее в ст. Орджоникидзевской общественно-культурное событие, захватившее в своем круговороте большинство местного населения.
Культурные потребности современного человека очень широки, а труд, социальные и политические отношения и связи становятся все более сложными и интенсивными, человек не может профессионально замыкаться в любой узкой сфере деятельности, будь то производство, сельское хозяйство, торговля, наука, медицина... Возрастает потребность в простых человеческих отношениях в труде, в быту, в сфере досуга. Так называемый легкий жанр здесь незаменим - песня, танцы, басни, шутки и тонкий юмор - все это многообразие было представлено на концерте (35 номеров).
Песня и танец самые распространенные жанры в нашей культуре. Не стало исключением и это мероприятие. Несмотря на преобладание современных песен (в основном из репертуара Айны), как на ингушском, так и на русском языках, следует отметить работу художественных руководителей в поисках и использовании, фольклорных материалов. Особо привлекательно и завораживающе прозвучала "Песня сердца" в исполнении Майрбека Хайдарова (РДК Сунженский). Заразила радостью и задором "Веселая ингушская" песня в исполнении Лейлы Мациевой (РДК Сунженский), а тембром голоса увлекли песни Булгучевой Аминат (ДК с. Алхасты). Потенциально интересны были выступления маленьких солистов: сестер Хавы и Хади Хучиевых и Оздоевой Фатимы из ст. Троицкой. Оригинальным репертуаром отличались номера младшей вокальной группы Сунженского Дома культуры, исполнивших песни "Другу" и "Б1аьсти" (Тумгоева Д., Плиева Ф., Хучбарова Т., Оздоева З.).
Если уж мы заговорили об оригинальности, то нельзя не отметить арабский танец в исполнении Дзангиевой Миланы (с. Алхасты). Как говорится в народе "новые времена - новые песни". Одна из особенностей закона преемственности, проявляемая в праздничной культуре, заключена в том, что освоение традиций никогда не происходит вне борьбы нового со старым. Конечно, многое из вновь появившегося так и не приживется, однако попытки проявить себя в разном еще никому не повредили.
Танцевальные номера "Эдельвейс", "Невеста", "Журавушка", "Джигитовка", "Горский", в исполнении ансамбля "Сунжа" под руководством Умара Гулиева отличало четкая хореография, логическая завершенность постановки и профессиональная режиссура. Жаль, что невозможно передать словами экспрессию и задор, с какими выступали самые маленькие участники танцевального ансамбля. Праздновать, значит совместно переживать какое-либо событие, затронуть эмоциональную сферу собравшихся. Следует признать, что ансамблю "Сунжа" это удалось, как и участникам спортивного кружка под руководством Исмаила Расумова.
Хорошо сказал американский писатель Д. Фаррел: "Традиции образуют сердце, кровь, артерии и вены человеческой цивилизации". А всякая цивилизация - это определенный исторический период. Стало быть, традиции и оцениваются, и используются, исходя из того, насколько они созвучны современным задачам. Усваивается и передается то, что отвечает достигнутому уровню развития общества, что составляет подлинную художественную ценность. В этом смысле одним из проявлений народной мудрости являются комические бытовые сценки, раскрывающие человеческие недостатки, всегда сопровождавшие жизнь ингушского общества. Фрагменты реальной жизни, воплощающие и отражающие такие актуальные социальные идеи как пьянство, современное поведение молодежи, безграмотность и мздоимство чиновников, падение нравов, небезразличные как для общества, так и для конкретного человека, были представлены в сценках "Инспектор ГАИ", (с. Алхасты), "Муму", "Кафе Зина", "Сваты приехали" (ст. Орджоникидзевская).
В заключение отмечу, что такого рода мероприятия - это один из способов пропаганды и передачи новому поколению традиций ингушской культуры, норм поведения, духовных ценностей и т.д. В наш век рационализма и духовного нигилизма, сопровождающийся навязыванием суррогатов западной культуры - ее "достижений", тиражируемых через телевидение, прессу, радио, кино - досуговая работа домов культуры приобретает особую воспитательно-педагогическую значимость как средство приобщение к истинной культуре народа. Самодеятельное искусство ждет своих доброжелательных критиков, решительного преодоления снобизма элитарных групп по отношению к нему и естественно материальной поддержки.
Понятно, что общество должно быть "пронизано" культурой, которую человек ощущает на каждом шагу, в квартире, во дворе, на улице, на работе, в сфере политики и досуга. Многообразию материальных и духовных потребностей человека должно соответствовать многообразие культурных форм их удовлетворения. К сожалению, понимания культурности человека, всех людей пока маловато.
Конечно, настоящий праздник невозможен без зрительского сопереживания. В нашем случае оно "зашкаливает" и выливается в оглушительный свист, беспричинный гогот и постоянные разговоры во время представления. Усугубляет ситуацию мнение молодежи, что такого рода действа - это проявление заинтересованности, а не дикости. "Под словом "культурные люди" можно понимать таких людей, которые в состоянии делать все то, что делают другие, и которые не показывают своей честности, доброты, манер, культурности, между тем, как у некультурных людей обнаруживаются именно последние" - быть может, слова Гегеля откроют кому-то глаза на реальное положение вещей.
Со своей стороны мы можем только поблагодарить директора РДК ст. Орджоникидзевской, заслуженного работника культуры Матиеву Айшат Алиевну, художественного руководителя Бантаеву Т., директора ДК с. Алхасты, заслуженного работника культуры Бокову З. и директора ДК ст. Троицкой Мережкову С. за проделанную работу или, используя терминологию М. Бахтина, за "праздничность праздника".

П. АКИЕВА




"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ" МУСЫ ДУДАЕВА

Какой знаменитый фильм космонавты брали с собой в космос? Запись какой известной картины советские государственные деятели дарили главам других стран? Ну, конечно, - "Белое солнце пустыни"!
Исполнилось 35 лет со времени создания замечательного фильма, полюбившегося многим зрителям. В этой картине Владимира Мотыля снялся и представитель творческой элиты Северного Кавказа, популярный артист Муса Дудаев. В ту пору он был так молод и полон творческих сил…
Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, народный артист РСФСР И ЧИАССР Муса Дудаев - колоритный мастер сцены. Зрители запомнили его яркие роли в спектаклях Чечено-Ингушского драматического театра имени Х. Нурадилова и в кино. Он снялся в фильмах "Тегеран - 43", "Жизнь, ставшая легендой", "Расстанемся, пока хорошие" и ряда других.
…Мог ли предположить первый профессиональный чеченский поэт Абди Дудаев, что его сын когда-нибудь сыграет роль одного из красных командиров, олицетворявших Советскую власть? Увы, именно она расправилась с этим литератором в 30-е годы, как и со многими другими просвещенными людьми того времени. Впрочем, сын поэта давно убедился, что советская реальность и есть та самая бесперспективная пустыня, в которой глас человека, стремящегося к справедливости, мало кому слышен…
Несколько лет назад наш корреспондент встретилась с Мусой Дудаевым в Грозном и взяла у него интервью, в том числе и об его участии в известном фильме.

М.Г. : Муса, каким образом Вы стали участником создания прославленной советской картины?

М.Д.: Первым, кто надоумил режиссера Мотыля пригласить меня сняться в фильме "Белое солнце пустыни", был мой однокашник по Ленинградскому театральному вузу Магомет Дакиев. Он родом из ингушского села Сурхахи. Магомет учился в Ленинграде, остался там работать и попал на этот фильм вторым режиссером. Фамилия его в титрах обозначена. Я ему тоже премного благодарен, потому что через него и пошла моя стезя в кино. Насколько она удачна или нет, судить зрителю. В 25-ти фильмах, где я успел сняться ( в основном, в небольших ролях), моя задача была: создать характер.

М.Г.: Неужели Вас действительно привлекал явно идеологический образ красного командира ?

М.Д.: Я говорил создателям фильма "Белое солнце пустыни" : "Эта роль не "моя". Она бесцветная и уже заданная: командир есть командир". Эмоциональная, идейная и художественная нагрузка в этом сценарии была не на моей роли, а на Сухове и гареме. Кстати, поначалу фильм так и назывался - "Спасите гарем". У меня дома есть два сценария этого фильма: "Спасите гарем" и "Белое солнце пустыни". Во время съемок картины на роль командира Рахимова пробовались два актера, но их не утвердили. Когда в Махачкале мне предложили: "Попробуешь?", то я вначале отказался. Дело в том, что я уже был задействован в этой картине : играл роль нукера, телохранителя Абдулы, и она мне нравилась. И все-таки решили попробовать. На другой же день, на берегу Каспийского моря…

М.Г.: Любопытно, а как проходили съемки?

М.Д.: …И вот два солдата подводят ко мне командирского коня. Это на песках, на берегу Каспия… Я - к коню. Он меня не подпускает. Тогда говорю: "А можно я сяду на коня, как садились мои предки?". Захотелось погарцевать… Я не знал, как садились на коней мои предки, но догадывался вот о чем: все, чему нас обучал Петр Тимофеев ( как подтянуть стремя в длину своей руки , под свой рост, за что ухватиться, как в стремя ногу вставить, как спрыгнуть с коня) , все эти правила здесь были неприменимы: конь прямо не держался!
Познер, директор экспериментальной творческой киностудии ( к концу фильма она стала 1-м творческим объединением при "Мосфильме"), отец известного телеведущего Владимира Познера, восклицает: "Так садись же, как садились твои предки!". Обращаюсь к солдатам : " Дайте мне уздечку!". Они ее подают. Я - к коню. Постепенно подтягиваюсь, хватаюсь за его холку. Он убегает, волочит меня за собой. Мне удалось подтянуться, вспрыгнуть в седло. И - помчались…
М.Г.: Так значит, Вы держали экзамен на выносливость да еще и бравировали, представляясь кавказцем…

М.Д.: Но я же согласился играть эту роль! И вот мы полетели…А в метрах 30 - 50 от нас установлена камера, и кто-то что-то снимает. На берегу стоят баки для поджога Абдулою гарема , а в стороне - приготовленный для съемок огромный фанерный ящик. И мой лихой конь несет меня прямо на этот ящик… Командир взвода вдруг кричит: "Отряд, по коням! Остановить коня Рахимова! Он пошел вразнос…" Эти слова я слышал, хотя и понимал, что моего коня не так-то просто остановить. Он подлетает к этому ящику и бьет крупом: хочет меня сбить. Вот когда мне пригодились уроки Петра Тимофеева! Вынул со стремени ногу, повернулся боком в одну сторону, в другую… Опять ногу - в стремя. Еле-еле повернул коня. А он - опять к морю…
И тут оказалось, что конь этот был особого норова. Он с удовольствием возвращался в то место, откуда ушел и резко там останавливался! Я этого не ожидал. Когда наклонился над ним, он меня ударил головой. Разбил мне нос. Весь костюм в крови… Конь встал "на свечку"…Я с него вскакиваю, отбрасываю уздечку, говорю солдату: "Возьмите коня!" и горделиво иду в свою группу.
Подбегает Познер, жмет мне руку: "Молодец! Поздравляю!" И тут же: "Батюшки! Да вы же весь в крови!" Отвели меня в сторону, привели в порядок. И утвердили на роль .
На этом коне я снимался весь фильм "Белое солнце пустыни". Очень трудный был скакун, но закалку я получил превосходную.

М.Г.: В этой картине мы увидели целое созвездие замечательных актеров. Ваше слово о своих партнерах…

М.Д.: Приятно вспомнить всех артистов, с которыми снимался в фильме: Анатолия Кузнецова, Кахи Кавсадзе, Николая Годовикова, Татьяну Кузьмину…И особенно Павла Луспекаева. Как бывает в артистической среде? Если талантлив, то, как правило, неуживчивый человек. А вот Павел Луспекаев сочетал в себе прекрасное человеческое начало и огромный актерский талант. Как заботливо он относился ко мне на съемочной площадке! Советовал не обижаться, если слышал замечания. Подсказывал, как лучше произнести фразу - и все это не насаждая, не заставляя, а спокойно, тихо…
Очень приятно вспомнить весь этот творческий коллектив. Я благодарен Владимиру Мотылю за приглашение на этот фильм. Много лет спустя опять приехал к нему и попал на свою 22-ю роль в фильме "Расстанемся, пока хорошие". На нее он тоже пригласил меня без проб. И снова именно Магомет Дакиев напомнил, что есть в Чечено-Ингушетии такой артист - Муса Дудаев…

М. ГОРТИКОВА




Мухтар ЦУРОВ

* * *
Мудрость - опыт жизни,
Не просто прожитые дни,
Мудрость просто учит жить,
Чтоб зерна от плевел отличить.
* * *
Полвека жизни позади,
Что ожидает впереди…
Не стану думать и гадать,
Как есть жизнь буду продолжать.
* * *
Джоконда, Мадонна, Даная,
Каждая из них краса земная,
Мастера кисти Леонардо да Винчи,
Рафаэль и Рембрандт
Женской красоты эталон и гарант,
Как бы художники не оставляли
Полотна-шедевры после себя,
Загадочность женщины вечна,
Пока существует земля!
* * *
Дух народа во мне живуч навсегда,
Хоть правды не знаю, кто я, до конца…
Дзурдзук, гаргарей, алан иль вайнах?
И все ж утверждать я берусь впопыхах:
Духовная сила, благородство и честь
В народе ингушском, как были, так есть!




Потребительская кооперация эффективна в решении социальных задач

Новейшая история нашего народа была насыщена трагическими событиями, которые сдерживали развитие нашей экономики, культуры и образования. Для того, чтобы сократить дальнейшее отставание от соседних субъектов Российской Федерации, необходимо ускоренными темпами наращивать экономический и интеллектуальный потенциал нации, создавая условия и равные возможности для всех, в том числе и для малоимущих слоев сельского населения. Созданию таких условий способствует принятая Постановлением Правительства Республики Ингушетия № 336 от 13 октября 2003 г. Республиканская целевая программа "Развитие потребительской кооперации и создание рабочих мест в сельской местности РИ на 2004-2010 гг.
Кроме создания инфраструктуры и 20 тыс. рабочих мест в сельской местности, Программа предусматривает оказание существенной помощи приусадебным хозяйствам, поставки личным подсобным хозяйствам по лизингу:
· элитных сортов семян;
· высокопродуктивных пород животных и птиц;
· средств малой механизации (мотоблоки).
И кроме того, будут организованы пункты ветеринарного обслуживания. В программе предусмотрены меры по улучшению здоровья населения и эти меры поддерживаются Президентом республики. Речь идет о внедрении технологии замкнутого, безотходного производства экономически безопасной сельскохозяйственной продукции. Желающим организовать у себя такое производство будет представлена технология и необходимые средства производства.
Приоритетным правом получения поддержки будут пользоваться те хозяйства, которые будут выращивать экономически безопасную продукцию. Это очень актуально. По данным ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) здоровье человека от медицины зависит только на 10-15%. В современных условиях оно больше зависит от потребляемых в пищу продуктов питания, от их экологической безопасности.
Известный постулат Гиппократа: "Пища есть лекарство", оборачивается своей негативной противоположностью. Пища становится источником различных тяжелых заболеваний. Главным образом, это происходит из-за содержащихся в продуктах питания, потребляемых нами в пищу, различных минеральных солей, значительно превышающих ПДК (предельно допустимую концентрацию). А также солей тяжелых металлов и других канцерогенных, мутагенных веществ.
Согласно заявлению доктора медицинских наук, директора НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН академика Ю.А. Рахманина исследования показывают, что азот и хлорсодержащие соединения вызывают такие заболевания, как хронические нефриты, гепатиты, врожденные аномалии развития. А нитриты вызывают подавление кроветворной деятельности организма.
Как следует из письма Департамента Государственного Санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ от 11.02.04 г. "… при воздействии факторов окружающей среды нитриты в плодоовощных продуктах могут преобразоваться в нитраты…"
Известно, что оксиды азота, поглощенные растениями, метаболизируются по схеме: NOх - NO3 - NO2 - NH4 - образующиеся при ассимиляции оксидов азота нитриты (NO2) очень токсичны и как уже отмечалось выше, подавляют кроветворную деятельность организма, вызывают болезни крови и кроветворных органов. Следует отметить, что в нашей республике особо сильно прогрессируют именно эти тяжелые заболевания. Так, в 2001 г. в нашей республике было зарегистрировано около 4 тыс. больных детей и юношей до 17 лет с болезнями крови и кроветворных органов, а в 2004 г. число таких больных детей увеличилось.
Реализация Республиканской целевой программы "Развитие потребительской кооперации и создание рабочих мест в сельской местности Республики Ингушетия на 2004 - 2010 гг.", будет способствовать:
· повышению благосостояния малоимущих слоев сельского населения;
· улучшению экологической ситуации в республике;
· насыщению продовольственного рынка республики экологически безопасной продукцией местного производства;
· улучшению здоровья населения;
· снижению уровня смертности, в т.ч. и младенческой смертности;
· улучшению демографической ситуации в республике.
Надеюсь, что наши депутаты Народного Собрания учтут эти и другие обстоятельства при принятии бюджета Республики Ингушетия на 2005 г. и правильно расставят приоритеты.

А. БЕРСАНОВ,
научный сотрудник Ингушской сельскохозяйственной опытной станции


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru