новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 14 (9536); вторник, 15 февраля 2005 года

ПО ЗАКОНАМ ДРУЖБЫ

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА АБДУРАХМАНА


Лицо, посвятившее себя медицине, должно обладать бескорыстием, скромностью, целомудрием, здравым смыслом, хладнокровием. ГИППОКРАТ

НАШЕ ДОСЬЕ:
· Отличник здравоохранения СССР, выпускник Карагандинского мединститута Абдурахман Аушев (ныне декан медицинского факультета Ингушского госуниверситета) в 1968 году защитил кандидатскую диссертацию.
· Награжден медалями "За освоение целинных земель" и "За доблестный труд".
· Участник нескольких Всесоюзных съездов анатомов. На X съезде (г.Винница, 1986 г.) был награжден почетным дипломом 1 степени.
· Автор 65 научных работ по морфологии нервной системы человека и лабораторных животных, а также многих публикаций в периодике по воспитательной тематике.
· В 2002 году получил звание "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации".

РАБОТАЕТ в Ингушском госуниверситете деканом медицинского факультета…почетный профессор Карагандинской государственной медицинской академии. Не ищите ошибки в предыдущем предложении! Ибо ученый Абдурахман Хасанович Аушев - сын Ингушетии и Казахстана. Как, впрочем, и многие представители старшего поколения ингушского народа. Казахстан - их вторая Родина. Здесь они страдали во время депортации и все же выстояли в невыносимо горькое десятилетие. Соединяли судьбы. Радовались появлению детей. А такие неутомимые личности, как Абдурахман Аушев, еще и сражались за свое место в мире науки…
Записная книжка профессора Аушева полна мудрых изречений и вся… искрится юмором! С одной стороны, Чехов и Монтень с их вечно живой "правильной" философией, а рядом - изящный анекдот "а ля альма-матер":
Профессор: "Кто пойдет отвечать первым, ставлю оценку на балл выше!"
Студент: "Ставьте три, и я уйду!"
…На одном листке профессорского блокнота - краткая запись "Познай самого себя", известная со времен Древней Греции, а через строку - веселый эпизод из жизни Леонида Утесова. Вот еще остроумный ответ С.П.Боткина на вопрос пациентки… Да что там ушедшие классики, артисты и ученые! Весьма серьезный Абдурахман Хасанович и сам любитель тонкой шутки. И в этом нет ничего удивительного. Только человек с колоссальным чувством юмора, наш кавказский человек (!), способен пережить не одну - ряд Исполинских Трагедий Жизни.
…ЛЕТОМ прошлого года старший преподаватель кафедры иностранных языков Ингушского госуниверситета Елена Местоева побывала в Казахстане. Ей довелось встретиться с кустанайскими медиками. Были среди них Канат Абильдин, Геннадий Видяев, Юрий Орлов, бывший главный врач Кустанайской областной больницы Жаппас Айсин, Валерий Цхай, Иван Янцен. Узнав о том, что Елена Алихановна - коллега их вузовского наставника, они обрадовались возможности выразить ему благодарность. И прежде всего - за переданный им профессиональный опыт. Они назвали Абдурахмана Аушева "Легендой Казахстана"!
Цитируем их письмо: "Абдурахману Хасановичу от благодарных учеников - врачей Кустанайской области. Мы часто Вас вспоминаем и любим!" Один из авторов этого послания в апреле 2004 года побывал в Караганде, на кафедре мединститута: "Стенд с Вашими фотографиями и авторефератами - на старом месте. Спасибо за все, что сделали для нас!"
…Их неописуемо много - его выпускников. Одни остались трудиться на Родине, другие устремились за счастьем в далекие края. Но слегка ироничный лик Учителя-друга ими не забыт . Приветственных открыток и писем в домашнем архиве Аушева столько, что они могут служить своеобразной географической картой СНГ…
УЧЕНИКИ педагога ценят, и особенно - за справедливость. Между тем сам Абдурахман Хасанович считает себя человеком с недостатком! А заключается "недостаток" в том, что профессор… излишне доброжелателен к окружающим: "Если меня обманут десять человек подряд, я не перестану доверять одиннадцатому…" Вероятно, гуманность, как и другие нравственные качества, у него в крови. Может, передались они ему от бабушки Къужи? "Она была женщиной большой души. Будила добрые чувства друг к другу. Прививала преданность к родному дому - гнезду, из которого мы поочередно вылетали…Всегда нас защищала и припасала детям лакомства - сушеные дикие груши, яблоки, орехи". Или генетическим носителем милосердия был дядя Хусейн, любивший племянника и всегда ему улыбавшийся, даже при виде шалостей?
Абдурахман Хасанович, несомненно, счастливый человек. С детства его окружали люди, близкие ему по духу. Любовь - это ведь драгоценный Компас для каждого из нас. Есть она в жизни, значит, и твоя душа может одарить кого-то неповторимым светом…
Так сложилось, что главным педагогом для Аушева стала мать. Лейтмотивом собственных литературных экспромтов он считает ее слова: "Добро надо искать, а худо всегда найдется". Это она воспитала детей так, что для них "жизнь стала интересной, а труд никогда не казался тяжелой обузой".





О ЖИЗНИ

(из мемуаров доктора Аушева)

…Леса шумели. Вода превращалась в узлы, кругами и воронками откатываясь к противоположному берегу. Казалось, она в вечной борьбе со скалами. Ее древнее буйство казалось громким плачем по свершившейся трагедии.
х х х
Даже через полвека не могу спокойно смотреть на движущийся товарный состав…Сколько томительных часов я провел в юности, вглядываясь в проходящие "товарняки"! Замечая пассажирский поезд, старался отвернуться : не верил в возможность добраться хотя бы до первой остановки…Все мечты гасли при воспоминании об отметках в паспортах: "Разрешается проживать только в Павлодаре".
х х х
От моей первой павлодарской учительницы исходила аура добра, готовности помочь в любое время. Меня она видела насквозь. …Четырнадцатилетний парень сидит в третьем классе, и над его произношением смеются десятилетние мальчишки! Я усердно трудился…Учительница оставляла меня после уроков и объясняла ошибки…
Ее невозможно забыть, особенно тем, кто посвятил себя педагогике. Надежда Васильевна Павлюк была первым человеком, кому я послал автореферат своей кандидатской диссертации…
ПРОФЕССОР Аушев с детства привык побеждать. В юности он совершил невозможное: находясь в Казахстане в трагическом положении спецпереселенца, поступил в Карагандинский мединститут!




О ЖИЗНИ

(из мемуаров доктора Аушева)

В 1953 году я, проживающий в Павлодаре, поступил в Карагандинский медицинский институт. И это несмотря на то, что людям с ярлыком "спецпереселенец" под угрозой ареста запрещалось покидать пункт нахождения в местах депортации.
Перед этим была трудная, а для меня и оскорбительная, борьба с властями всех уровней…

Сохранились копии его бесчисленных посланий - в управление кадров минздрава, партийные органы, карагандинский вуз…Он стучался во все двери. Иосифу Сталину, по чьему указу и свершилась депортация ингушей, тоже написал. Не согласился парень с отказом приемной комиссии в допуске его к экзаменам. Скажете, проявил наивность? Да прекрасно он понимал, что препоны ему создает клеймо спецпереселенца! Но имел аттестат зрелости почти отличника, потому и боролся (кстати, довольно грамотно ) с беззаконными действиями якобы руководства вуза, а фактически, советских властей. Кстати, времени даром Абдурахман и в молодости не терял. Потерпев в 1952 году неудачу с поступлением в вуз, устроился в артель "Металлист". Активного техника-нормировщика избрали секретарем комитета ВЛКСМ. А он продолжал биться за лучшее место под солнцем…




"ГОРЮ ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬСЯ!"

(из заявления директору Карагандинского мединститута)
…Автобиография моя проста. Я принадлежу к поколению, перед которым открыта широкая дорога к науке…
Горю желанием стать настоящим врачом-патриотом. Хочу принести как можно больше пользы нашей великой Родине именно в медицине.
Причины недопуска к экзаменам мне неизвестны. Правда, по национальности я - ингуш, спецпереселенец, но учиться в Советском Союзе никому не запрещено. Считаю действия приемной комиссии института в 1952 году противоречащими закону.
Прошу оказать содействие в поступлении в институт и ускорить вызов.




Проситель Аушев Абдурахман, 1953 год, Павлодар.

Настал день, когда директор Карагандинского мединститута Петр Поспелов устал от посещений юного "просителя" и предложил ему поступить…в горный техникум: "Я уже договорился с директором. Соглашайся, получишь место в общежитии…" Прозвучало решительное: "Нет! Только в медицинский! И только в Карагандинский !" Вот тогда Петр Моисеевич "сдался". Обнял Абдурахмана и торжественно ему пообещал: "На будущий год будешь у нас учиться!"
Свое слово Поспелов сдержал. И, кстати, приобрел для себя надежного помощника. Студент из горного ингушского села Эгикал прекрасно учился. В 1959 году он закончил вуз с "красным дипломом". Его земляки уже вернулись на Родину: наступило "потепление" в отношении к депортированным народам. К тому времени Абдурахман Аушев отстоял свое место в медицине Казахстана. В 1965 году он - аспирант Карагандинского медицинского института. Чуть позже защитил кандидатскую диссертацию и стал не просто преподавателем - любимцем родного вуза!
ЧЕРЕЗ семнадцать лет после "битвы" ингушского юноши за свою дальнейшую учебу в газете "Индустриальная Караганда" появился отчет о творческих победах ученых мединститута за подписью…доцента Абдурахмана Аушева. В течение одиннадцати лет он трудился проректором по воспитательной работе, а впоследствии - деканом лечебного факультета Карагандинского медицинского института. Тепло вспоминает он сегодня имена своих бывших заместителей, доцентов Мейрама Тургунова и Ауезхана Омарханова. В 1982 году Карагандинский мединститут по основным показателям занимал пятое место среди 89 медицинских вузов СССР! Несомненная заслуга в этом и педагога Аушева. Довольно плодотворным оказался солидный этап в его жизни - практическая педагогика.

Ты в любом краю Родины любимой
Бесконечно нужный человек…
- не правда ли, проникновенные слова? Абдурахман Хасанович считает их своей "путеводной звездой". Согласно собственному кредо он и выстроил жизнь. Если подходить объективно, ингушский профессор - еще и сын Чечни…В начале 90-х годов именно он стоял у истоков создания кафедры анатомии при медфаке Чечено-Ингушского госуниверситета. Каким образом оказался видный карагандинский педагог-анатом в Грозном? В Казахстан пришло приглашение от бывшего ректора Чечено-Ингушского госуниверситета: "Уважаемый Аушев Абдурахман Хасанович! В связи с открытием медицинского факультета и отсутствием квалифицированного специалиста приглашаем Вас, ведущего специалиста по анатомии, на работу для заведования кафедрой анатомии человека".
Подвижник - как иначе назвать этого ученого-энтузиаста? Откликнувшись на "зов Родины", он прибыл на Северный Кавказ (этому способствовал и ректор Карагандинского мединститута Макаш Алиякпарович Алиякпаров со своей убедительной фразой: "Кто, если не Вы!") Огромными усилиями Аушева (он привез в Грозный трехтонный контейнер с учебным и методическим материалом!) при ЧИГУ была открыта кафедра анатомии. Работу прервали известные события в Чечне. Сгорели уже готовая к защите докторская диссертация и архив ученого, но и это его не сломило… Абдурахман Хасанович оказался со своей семьей в Ингушетии и здесь также начал деятельность с "нуля". Он стоял у истоков открытия медицинского факультета Ингушского госуниверситета. "Потрясена экспонатами музея, созданного на медицинском факультете, - написала в марте 2004 года бабушка второкурсницы Жанны Богатыревой в районную газету, - Этот уникальный музей организовал сам декан. Несмотря на то, что факультет открыт сравнительно недавно, результаты обучения налицо. Чувствуется: ведется оно знающими и очень требовательными педагогами. Вижу это по своей внучке: с учебниками она не расстается…"
ЕСЛИ появится на свет давно задуманная книга Абдурахмана Аушева "Поколение несостоявшейся молодости", то ее, несомненно, обогатит пронзительная глава "Путь на чужбину"… Литературный талант педагога - одна из граней этой неординарной личности. Его мемуары в виде эссе "О себе", "О жизни" не просто содержательны и выразительны. Автор передает в них собственное осмысление нелегкой судьбы своего народа. Полагаю, доктор Аушев не стал писателем, подобно Чехову, исключительно в силу чрезмерной влюбленности в педагогику. У него немало собственных рукописных трудов. Познакомившись с ними, аромат его дарования ощущаешь долго. Особенно врезаются в память переживания юного героя, мастерски переданные на фоне зимних чудес казахстанской земли…




ПУТЬ НА ЧУЖБИНУ

(из мемуаров доктора Аушева)
В ПЕРВОЙ половине марта 1944 года наш эшелон депортированных остановился на какой-то станции. Красивое здание, много, очень много света, почти безлюдный перрон. Кто-то из земляков сквозь щель прочитал: "Челябинск". Дверей вагона солдаты не открыли, и состав снова тронулся в путь. Днем через те же двери видны были зимние леса и тихие снежные поля, а мне подумалось: когда же поезд пойдет обратно?..
В один из таких дней мать долго не отходила от щели. Моя тетка Форди спросила: "Что ты там видишь?" Оказывается, мать наблюдала за красной лисой, бегущей вдоль березовой рощи. Форди сказала, что это очень хорошая примета: "В этих краях твоя семья не будет голодать". Ее слова сбылись. В высылке никто из нас не умер от голода.
КРУГОМ белел снег. Видимо, ночью была пурга. Змеистая поземка разгуливала меж сугробов.
…Люди все стояли у вагонов. Кто-то заметил черные тени вдоль телеграфных столбов. Они увеличивались.
НАКОНЕЦ подошли трактора с прикрепленными сзади бревнами. Нам приказали использовать их для дальнейшей поездки. Люди возмутились и заговорили на родном языке: "Как мы доберемся на таком "транспорте" с детьми и вещами?" Наши мужчины направились к вагонам и стали разбирать нары…Когда сани были готовы, со всех вагонов потянулись к ним люди. Женщины, дети, старики прятались от пронизывающего ветра. Мать взяла с рук старшей дочери ребенка, с головой укутанного в серое одеяло, и тоже пошла, чуть покачиваясь…
Мы влились в общий людской поток. Этот долгий путь, начатый пешим ходом в родном краю, закончился на чужбине…четырьмя бревнами, названными санями…

Получив высшее образование и степень ученого, около 40 лет Аушев отдал педагогическому труду в Казахстане. Этот период не был для него безоблачным. В 1962 году его наградили значком ЦК ВЛКСМ "За отличную работу в комсомоле" и бесплатной путевкой в Англию. И что же? Члены делегации отбыли за рубеж без секретаря комитета ВЛКСМ мединститута, преподавателя Аушева: кто-то вспомнил о былой злополучной отметке в паспорте… Позже, в застойные времена, отклонили его кандидатуру для представления к высокой награде: "Аргумент был следующий: получается, будто в вузовском коллективе не нашлось достойного специалиста, кроме бывшего спецпереселенца. В общем, я опять не прошел…" Как бы то ни было, уроженец Кавказа Аушев никогда не терял чувства собственного достоинства. Однажды в студенческие годы он тщетно добивался от бюрократа-педагога законной справки для предоставления в спецкомендатуру. "Хам!" - бросил ему под конец преподаватель. Абдурахман ответил ему "той же монетой" и тут же посчитал себя отчисленным. Однако остался в вузе именно он, а вот грубиян-педагог был вынужден вскоре покинуть коллектив… Факт остается фактом: никакие обиды не повлияли на курс, взятый ингушским ученым еще в юности, - стать профессионалом.
В чем же феномен личности Абдурахмана Аушева? А в том, что он сформировался, как лидер, в тяжелейшие для своего многострадального народа 50-е годы XX столетия. Между прочим, в 1953 году в Карагандинском мединституте обучалось всего двое представителей ингушской национальности ( кроме того, на втором курсе учился еще и чеченец Султан Тагиев), хотя претендентов было достаточно. Эти счастливчики, среди которых оказался и "неугомонный Аушев", вошли в 1% спецпереселенцев, чудом допущенных к вступительным экзаменам…Разумеется, в моральном отношении они страдали так же, как и весь народ.
НАХОДЯСЬ в Караганде, Абдурахман Хасанович не забывал о своих корнях. Постоянно проявлял заботу о земляках - уроженцах Северного Кавказа. Однажды по просьбе главного редактора Чечено-Ингушского комитета по телевидению и радиовещанию оказал содействие в лечении тяжелобольного композитора Аднана Шахбулатова. Однажды буквально "пробил" прием в больницу парализованной 19-летней Лейлы - воспитательницы детсада из Урус-Мартановского района : иногородних не принимали… Таких "однажды" было немало. По сей день благодарен ему за помощь, оказанную в 70-е годы, житель с. Гази-Юрт Магомет Халухаев. "Надеемся на тебя!" - писали земляки, и Аушев поднимал на ноги всех своих коллег…
Среди его первых выпускников в родной Ингушетии - Раиса Гамбердова, Лейла Цурова, Ахмет Льянов, Фатима Гагиева, Адам Султыгов…Он доволен многими нынешними студентами, но, конечно, не всеми. Входящих в число последних на кафедре не жалуют. Вначале, правда, принимают не очень крутые меры. Лики нерадивых студентов в карикатурном виде вывешивают на факультетской "Доске позора". Не действует - вот тогда с ними прощаются. Профессор не желает, чтобы его воспитанники стали плохими врачами. Даже этой публикацией он воспользовался, чтобы обратиться к родителям "вечных" задолженников: "Не присылайте к нам ходатаев с просьбой поставить вашим чадам незаслуженные оценки!"…
МЕДИЦИНСКИЙ факультет Ингушского госуниверситета имеет богатую специализированную библиотеку, и профессор считает это большим благом. Студентов он ориентирует: "Читайте больше и дерзайте! Нельзя лечить, если мысли потухли. Пусть вам сопутствует основной принцип врачебной деятельности: "Не навреди…"
Воспитанники Абдурахмана Хасановича его надежды оправдывают. Скажем, Раиса Гамбердова успешно обучается в клинической ординатуре кафедры неврологии ФПК. Вот как отзывается о ней доктор медицинских наук, профессор О.Н.Воскресенская: "За время обучения в клинической ординатуре полностью овладела методикой неврологического осмотра…Занимается научной работой. С предварительными результатами исследований выступала на областной конференции. Опубликована ее печатная работа. Проявляет себя грамотным врачом". По окончании ординатуры Раису собираются рекомендовать в заочную аспирантуру.
ПУТЕВКУ в жизнь получили и многие другие выпускники медицинского факультета Ингушского университета. Ахмет Льянов стал хирургом. Лейла Цурова учится в аспирантуре, Адам Султыгов и Шариат Эльмурзиева - в ординатуре. А вот Хяди Тамасханова осталась преподавать на кафедре анатомии родного вуза…
"Не всегда же задавать вопросы только вам!" - заявила я профессору в ходе нашего общения. И он меня, представьте, поддержал - несмотря на сессию, административные хлопоты и бесконечный прием посетителей. Блиц-интервью с педагогом дополняет его весьма интересный портрет.




МОЯ СМЕНА - НОСИТЕЛИ ПЕРЕДОВЫХ ИДЕЙ!

отвечает Абдурахман Аушев:
- Наиболее яркий эпизод из периода Вашей жизни в депортации?
- Школу закончил с одной четверкой. Был представлен к получению серебряной медали. Облоно не пропустил: я был спецпереселенцем…
- На Ваш взгляд, главные черты настоящей личности?
- Честность, порядочность, деловитость. Чувство долга перед своим народом и страной.
- Что Вас больше всего восхищает в современных студентах?
- Ясное понимание того, что будущее принадлежит всесторонне образованным людям. Способность быть носителями передовых идей.
- Ваш собственный любимый афоризм?
- Ший хьаькъалах кхоачам хиннача сагах лорале! Остерегайся человека, довольствующегося своими знаниями!

КОГДА в Караганде отмечали столетие со дня рождения бывшего директора мединститута Петра Моисеевича Поспелова, Аушев прибыл в Казахстан. Посчитал своим долгом быть на этом торжестве. Да, были трения в самом начале знакомства ученика и Учителя, но потом … "Наш отец" - так впоследствии называл ученого Поспелова его ингушский воспитанник. На всю жизнь Абдурахман Хасанович остался благодарен своим наставникам, в том числе профессорам Зиновию Слободину, Дине Цирлиной, Марьям Даулетбаковой, Хафизу Макажанову. Учеба в одном из лучших вузов Советского Союза справедливо считалась элитарной… Великолепная карьера ингушского профессора - тому подтверждение. Кстати, Аушевы - это целая династия врачей. Супруга Абдурахмана Хасановича - Аза , сестры Лидия и Кейпа тоже связали свою жизнь с медициной. Сын Рашид Аушев - отличник здравоохранения России, кандидат медицинских наук - не менее известен в Ингушетии, чем отец.
Один из лучших воспитанников Карагандинского мединститута Абдурахман Аушев до сих пор на педагогическом посту. Одновременно продолжает свою научно-исследовательскую деятельность. Сегодня он работает над составлением латино-русско-ингушского анатомического словаря. Изумимся его таланту быть всегда на подъеме творческих сил!

Малика ГОРТИКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru