новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 11 (9533); вторник, 8 февраля 2005 года

Научный потенциал республики

ЛЮБИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ СЛОВО


(Начало на 3 стр.)

К сожалению, с каждым годом все меньше становится абитуриентов, которые приходят достаточно подготовленными к тому, чтобы называться студентами учебного заведения такого уровня, каким является университет. Часто хочется отправить их доучиваться: кого - во второй, кого - в четвертый, кого - в 5-6 классы. Правда, иногда это не вина, а беда наших студентов, то есть то, чего недодала школа. Но все можно наверстать - было бы желание трудиться! Труд, самообразование, как я уже отмечала, все преодолеют, особенно за такой большой срок, как пять лет.
Время наложило отпечаток на духовные ценности: они стали девальвироваться. Обогащение ума, обогащение души перестало быть престижным. Модные тряпки и деньги котируются неизмеримо больше, чем высокие знания, широкий кругозор, начитанность. Все труднее становится привить радость постижения нового, все труднее бороться с воинствующим невежеством, о котором еще Генрих Гейне сказал: "Глупость убивает. Других."
Нужны соединенные усилия всех умных людей для того, чтобы вырвать молодежь из лап невежества, уберечь их от власти чистогана (о наркотиках я уже не говорю!). Поэтому: все умники и умницы, объединяйтесь! Мы - победим!
Моя вера в это основывается еще и на том, что наш президент Мурат Магометович Зязиков, которого я помню как одного из лучших студентов ЧИГУ, уделяет много внимания развитию образования в республике, всячески поддерживая образовательные учреждения - и морально, и материально. Это мудрое решение зрелого руководителя, которое непременно принесет плоды в перспективе.
Хочу напомнить феномен Японии, после II мировой войны лежавшей в руинах, потерявшей все. С чего же началось ее возрождение? С духовно-нравственных национальных идей и - с образования, причем в первую очередь гуманитарного! А заводы, передовые технологии, дороги и т.п. поднимали уже те, в ком окреп дух, кому не дали остаться на коленях культура, национальные ценности, исторически сложившиеся духовно-нравственные принципы, от которых не отказалась и не собирается отказываться и современная Япония - мировой лидер в науке, технике, на десятилетия опережающий другие крупные державы.
Поэтому я горячо приветствую усилия Мурата Магометовича по возрождению наших исторических ценностей, культуры, языка, по насаждению образованности, желаю ему на этом пути всяческих успехов, а также поздравляю, пользуясь случаем, с высокой наградой, которую он, безусловно, заслужил.
- Ингушский государственный университет - один из молодых вузов России. Что Вы думаете о его будущем, о его роли в развитии государственности?
- Университету уже 10! Это хороший повод для воспоминаний. Я хорошо помню, как ингушская интеллигенция еще в Грозном мечтала о собственном вузе, как даже разделилась на два лагеря: "за пединститут" и "за университет (жизнь доказала, что последнее было самым разумным), как, наконец, в апреле 1994 года был издан указ об открытии в станице Орджоникидзевской Ингушского госуниверситета ("станичный университет" - такого в России еще не было).
Это событие почти равно по значимости созданию несколько раньше Республики Ингушетия. Самый молодой субъект и самый молодой вуз в России!
Я помню ту маленькую комнатенку в здании Министерства просвещения, с которой начинался наш университет и в которой обитал наш первый ректор Азамат Арсамакович Мальсагов со своим "грозненским десантом", да еще небольшое двухэтажное здание, которому предстояло стать первым учебным корпусом. Весь педагогический коллектив насчитывал тогда чуть больше 40 человек (а студентов было раз в 10 больше). Помню, мы в состоянии эйфории наблюдали, как завозились первые столы, развешивались первые доски, нумеровались кабинеты…Потом появился, хоть и небольшой, второй корпус, затем третий - словом, университет рос не по дням, а по часам.
Сменилось руководство вуза - ректором стал молодой энергичный Арсамак Магомедович Мартазанов, который не только довел число университетских зданий до семи, но и замахнулся на дома для преподавателей и общежитие для студентов. Я говорю об университетских зданиях не только как о стенах и этажах, но и в первую очередь имея в виду их "начинку": сотни преподавателей, тысячи студентов, компьютерные классы, современные лаборатории, огромный книжный фонд по всем направлениям знаний, десятки новых специальностей… Теперь наш университет уже не выглядит "бедным родственником" среди северокавказских вузов, во многом мы с ними сравнялись, чем ректор и весь профессорско-преподавательский коллектив могут по праву гордиться.
Но это был все же больше количественный рост, а есть еще и качественный, что и должно стать программой - максимум для всего коллектива. Мы уже достаточно возмужали для того, чтобы решать эти невероятно трудные в условиях нашего существования задачи:
- нужно как можно быстрее улучшать методы и способы отбора абитуриентов, для чего можно возродить многократно проверенные в Грозном формы (создать школы юных филологов, физиков, математиков и т.д. при университете; установить прочные, постоянные связи с лучшими школами республики, с лучшими учителями, чтобы учитывать их рекомендации, за которые они будут нести определенную ответственность не только во время вступительных экзаменов, но и в годы учебы);
- нужно наладить все формы учебы молодых специалистов (открытые лекции и практические занятия; обязательное посещение молодежью лекций и практических занятий опытных преподавателей, взаимопосещения ; научные семинары при кафедрах; выезды на стажировки, в научные командировки, на курсы повышения квалификации, очные и заочные аспирантуры и докторантуры, многое другое).
Я вовсе не хочу сказать, что ничего этого не делается. Наоборот, ректор кропотливо занимается подготовкой новых кадров, уделяет этому очень много внимания, практически в каждом выпуске ищет тех, кого можно оставить при кафедрах, отправить на стажировки, в аспирантуры.
Я говорю о том, что процесс этот не должен ни ослабевать, ни тем более останавливаться, он должен стать системой. Это во-первых. А во-вторых, если ректор делает свою часть этой необходимой работы, то кафедры обязаны выполнять свою: способствовать профессиональному росту оставленных при кафедрах или вернувшихся из аспирантур молодых специалистов; постоянно контролировать этот процесс, не оставляя его на самотек.
Только тогда университет вырастет и качественно, сможет стать вровень не только с нашими соседями, но и с другими вузами России.
Чтобы это сбылось, нужен труд всего коллектива: и студентов, и профессорско-преподавательского состава, и деканатов, и ректората.
Есть тут и другая сторона. Я уже отмечала, как почти совпали во времени возрождение нашей государственности и создание университета. Не случайно судьба свела эти события. Я думаю, именно университет и должен стать опорой нашего молодого государства, кузницей кадров для него. Уже сейчас многие наши выпускники работают во всех государственных структурах, в здравоохранении, в культурно-образовательных учреждениях.
Сейчас все-таки основная тяжесть задач становления республики ложится на плечи 50-60-летних, которые скоро должны будут кому-то передать свою ношу. Вот тут-то и окажутся кстати наши выпускники! Но им надо помнить об этом все годы учебы, чтобы стать достойной сменой старшему поколению, чтобы накопить достаточно знаний для дальнейшего укрепления с таким трудом обретенной государственности.
Ну а для этого - повторюсь - нужно учиться, учиться и учиться!

Х. МОЧКОЕВА




Культура
"Тэффи" за юмор
Талантливых людей взращивает земля Ингушетии


РЕСПУБЛИКА издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда играли большую роль в жизни ингушей, сопровождали в радости и горе.
Особое место среди творческих коллективов занимает ансамбль национального танца "Ингушетия", существующий двенадцать лет. Всех призов и конкурсных побед коллектива не перечислить. С гастролями артисты объездили всю Россию и страны зарубежья. Стоит упомянуть и фольклорный ансамбль песни и танца "Магас", лауреата первых Всероссийских Дельфийских игр в Самаре среди танцевальных коллективов малых городов России и ансамбль "Эрзи", который представлял республику на фестивале "Мир Кавказу" в Элисте. Детский ансамбль "Зори Ингушетии" является лауреатом Международного детского фестиваля "Дети - вчера, сегодня, завтра", проходившего в Анкаре, лауреатом IV Международного фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества "Надежды Европы". Далеко за пределами республики известны детские танцевальные коллективы "Маленький джигит", "Асса", группа гармонисток "Сата", победитель множества конкурсов ансамбль народных инструментов "Лира".
В республике действуют оперная студия, филармония, государственный колледж искусств, Дом народного творчества, Ингушский государственный драматический театр имени Идриса Базоркина, всего более 20 учреждений культуры.
Становление национального драматического театра началось в Ингушетии в 1920-е годы. Новое дыхание ингушский национальный театр обрел в 1993 году. Сегодня его репертуар пополняется спектаклями, поставленными совместно с немецкими и грузинскими режиссерами.
Театр-студия "Современник" был создан в 1998 году из выпускников высшего театрального училища имени Щукина. Сегодня "Современник" входит в каталог лучших театров страны. По инициативе руководителя театра Микаэла Базоркина проводилась научно-практическая конференция, посвященная поиску новых путей и тенденций в театральном деле, собравшая в прошлом году лучших специалистов-театроведов.
Огромной популярностью у жителей республики пользуются представления недавно созданного творческого коллектива "Зокх" (в переводе - юмор). В прошлом году "Зокх" стал номинантом престижной телевизионной премии "Тэффи".
Гордость Ингушетии - театр юного зрителя, спектакли которого всегда собирают полные залы. Большую часть рабочего времени труппа проводит в разъездах. По инициативе творческого коллектива ТЮЗа в республике восстановлены многие национальные праздники. В последние годы регулярно проходит праздник посвящения в мужчины. Обряд взят из книги популярного национального писателя Идриса Базоркина "Из тьмы веков", ставшей шедевром национальной литературы. Посвящение в мужчины проходит с веселыми конкурсами, катанием на конях, танцами, приготовлением барашка. Другие возрожденные праздники - Золотая осень. Ловзар (по-русски - игра). Ловзар основан на танцевальных движениях, с помощью которых подшучивают друг над другом и общаются молодые люди: так девушка может дать понять парню, приятны ли ей его ухаживания, а тот в свою очередь признаться в нежных чувствах и засватать понравившуюся ему красавицу.
Есть в республике и свои талантливые живописцы. Основой творчества художника Хож-Ахмеда Имагожева стала мифология, сюжеты из древней истории ингушского народа. Работы художника - дизайнера Зелимхана Эсмурзиева "Геноцид", "Молитва Адама", "Вестницы" и другие посвящены трагическим дням в истории судьбы народа. Хасолт Акиев воспел на своих полотнах красоту родного края.
Среди деятелей, известных каждому жителю республики, Заурбек Мальсагов - составитель первой ингушской грамматики, поэт Тембот Беков, прозаик Абдул-Гамид Гойгов, которому еще Серафимович прочил большое будущее, поэт Ахмед Озиев - погибший в сталинских застенках, поэт и прозаик Орцхо Мальсагов, публицист и ученый-лингвист Дошлако Мальсагов, нашедший ингушско-русские параллели в знаменитом "Слове о полку Игореве", Хамзат Осмиев, Хаджибикар Муталиев - поэты, о которых идет слава как о непревзойденных знатоках ингушского языка.
Наследие ингушского народа изучает археологический центр. В горной части республики сосредоточено много памятников истории и культуры. Наиболее значимыми из них являются храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, архитектурные комплексы Хамхи, Таргим, Эгикал.
Невозможно себе представить культурную жизнь республики без Государственного музея краеведения имени Мальсагова, в фондах которого хранится более 20 тысяч экспонатов, отражающих историю и культуру края, музея изобразительных искусств, музея-мемориала жертвам репрессий.

Виктория СТЕКЛОВА
"Российская газета" № 18 1 февраля 2005 г.




ДОБРОЕ ДЕЛО

ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО…


Детский дом-интернат в ст. Троицкая для детей с задержками в умственном развитии ищет свои способы адаптации воспитанников с окружающим миром. Изоляция, оторванность от всего, что происходило за пределами данного учреждения, как некогда, сегодня ему уже не грозит.
Двери детского дома, несмотря на специфику здоровья проживающих в нем детей, гостеприимно открыты для гостей. Чаще всего, в канун праздников ими становятся учащиеся школ республики, творческие коллективы, которые приезжают с развлекательной концертной программой, подарками. Такие контакты есть прямое следствие изменившегося отношения к развитию подобного рода учреждений со стороны госструктур республики и соответствующих ведомств, пример реальной заботы о тех членах нашего общества, которые ограничены в своей жизнедеятельности. На территории детского дома-интерната компактно расположилось несколько двухэтажных зданий. В них размещаются спальные и учебные корпуса, спортзал, столовая и пищеблок, прачечная, баня и т.д. Привлекает внимание и совершенно новое двухэтажное здание, построенное в прошлом году. В нем планируется размещение административного (на 1-ом этаже) и жилого (на 2-ом) корпусов для воспитанников интерната, перешагнувших пору взросления. Руководство интерната при непосредственной поддержке Министерства социальной защиты и труда РИ позаботилось о том, чтобы сохранить за ребятами, выросшими в доме, право проживания в нем и в ходе своей самостоятельной жизни.
Каждый из 6-ти старших воспитанников интерната: Адаева Люба, Гагарина Марина, Айбаев Магомед, Дима Угольков, Оймаев Магомед и Саламов Магомед с нетерпением ждут момента новоселья в своих комнатах. Пока это по-настоящему волнительное для них событие задерживается из-за необставленности нового жилья. По словам Малики Даурбековой, завуча по воспитательной части дома-интерната, они находятся в ожидании поступления мебели, обещанной Министерством социальной защиты. А поскольку сроки поступления мебели не определенны, здесь возлагают надежды и на помощь со стороны спонсоров, благотворительных организаций, которая оказалась бы сейчас весьма кстати.
- Ребята очень ждут новоселья, - говорит она. - Одновременно мы решаем вопрос их трудоустройства. Стараемся изыскать возможности их задействованности в работе на территории интерната. Для одного из них это уже решенный вопрос.
Дело в том, что все названные ребята закончили Назрановское профессионально-техническое училище № 1, юноши - по специальности строителей, девушки - по специальности "швея-мотористка".
Для детей (многие из них сироты), с рождения по состоянию здоровья вынужденных проживать в данном интернате, это по-настоящему счастливый шанс - возможность обретения своего жилья, профессии, работы.

А. ГАЗГИРИЕВА




ЭФИР

"Белый орел" споет по-ингушски


ПОСЛЕ долгого перерыва детская передача "Утренняя звезда" вновь выходит на телевидении Ингушетии.
- Мы решили, что наша детская аудитория не охвачена концертной деятельностью, - рассказывает руководитель проекта Муса Хадзиев, - а многим ведь хотелось заявить о себе, показать свои таланты. Мы стали собирать детишек, у которых были творческие способности: хороший голос, слух или пластика. С конкурсантами занимались репетиторы - профессиональные хореографы, преподаватели из консерватории. После этого финальный концерт проходил во Дворце культуры, а запись транслировали по местному телевидению.
Победители и участники "Утренней звезды" стали известными певцами и актерами, солистами филармонии, лучших танцевальных коллективов Ингушетии. Многим подросткам передача дала путевку в жизнь.
К примеру, Азори Базоркина выиграла первый конкурс 1995 года в группе вокала. После этого поступила в Щукинское училище, закончила его, работала в столице, затем продолжила карьеру на родине. Теперь она играет в театре.
И вот, спустя четыре года после съемок последней передачи, появилась возможность восстановить интересный проект. В этот раз инициатором выступил известный композитор, вокалист и оранжировщик, народный артист Республики Ингушетия Тимур Дзейтов. Широкой публике он известен как автор многих песен эстрадной группы "Белый орел". Он не только высказал заинтересованность в съемках республиканской детской передачи, но и готов стать ее продюсером, а также автором песен для юных талантов.

Валерия ПОДОРОЖНОВА




Накир Оздоев

Накир Оздоев уже более 40 лет работает по дереву. Может сделать из него практически все: высокохудожественные вещи и вполне обыденные - кресло, кровать. Больше всего в этом деле его привлекает возможность наполнить деревянную вещь смыслом.
- Лет двадцать назад я сделал десять мюридов - фигурок людей, исполняющих религиозное песнопение, - вспоминает Оздоев. - Мне хотелось, чтобы они были нескучными, жизнеутверждающими. Поэтому вырезал фигурки диспропорциональными. Получилось очень комично - именно так, как я и хотел. Очень красивые и необычные вещи получаются у Оздоева из корней деревьев, которые он собирает везде по стране.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru