новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 3 (9525); вторник, 18 января 2005 года

Великая тайна искусства

Разрыв и раздвоение, стремление восстановить утраченное единство, все умножающиеся препятствия на пути к нему, непрочные победы, резкие падения, неустанная внутренняя борьба - такова истинная история всех искусств… Вейдле П.В.

Мы постоянно прибегаем к понятию "красота", говоря о произведениях искусства. Это красиво - значит это хорошо. Мы словно уверены, что, если хорошая вещь подчас и может быть некрасива, то уж красивая - непременно хороша. И этот критерий "красоты" так свойствен нам, так привычен, что мы переносим его из среды художества и в другие области. Попробуйте, однако, докопаться до самого содержания слова "красота", чтобы, постигнув его, уяснить и сущность искусства, и вы, как впрочем и Толстой, запутаетесь в непроходимых дебрях. Красива всякая вещь, носящая печать труда любовного и настойчивого, ибо труд - источник красоты, а совершенство работы - ее мерило.
Стоит лишь присмотреться внимательно к окружающему миру, и тот час же бросится в глаза, что красота проникает во все сферы жизни человека; она словно насыщает собою ту духовную атмосферу, в которой вращаются и действуют люди. "Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, украшений жилищ, одежд, утвари - до церковных служб торжественных шествий" - говорит Л. Толстой. Мало того, на развитие и поддержание этого рода деятельности затрагивается энергия, время и деньги. Театры, музеи, художественные и музыкальные школы, концерты, памятники, всякого рода художественные издания, выставки… И чем дальше, тем шире развертывается художественная деятельность, тем больше и больше людей идут на служение ей.
Благодаря Передвижной Академической выставке художников "Юг России", начало которой было положено в городах Железноводск и Пятигорск, с 11 января мы имеем возможность еще раз познакомиться с творчеством ингушских художников. Параллельно с нами представляют свои работы в г. Владикавказе художники Северной Осетии.
Выставка ингушских художников, открывшаяся в ГДК г. Назрани благодаря плодотворному сотрудничеству Правительства РИ, Министерство культуры РИ и Союза художников РИ, продлится до 20 января, затем эстафету подхватят города Краснодар и Сочи. Заключительный этап Передвижной Академической выставки художников "Юг России" будет проходить в г. Москве под эгидой Российской Академии художеств, где будут отмечены наградами самые интересные работы.
На выставке были представлены работы Полонкоева М.М., Полонкоева А.М., Полонкоева З.М., Эльдиева Р., Аушева И.М., Евлоева Ш., Картоева Б., Хамхоевой А., Степанова-Мамиева Ю.
Переходя непосредственно к анализу представленных работ следует начать с семьи Полонкоевых, хотя бы потому, что больше половины полотен на выставке принадлежит их кисти. Работы Полонкоева М.М. - можно узнать сразу ("Ингушетия", "У берега Марсель", "Пялинг", "Таргим после дождя"….) Заслуги Полонкоева М.М. как художника, высоко ценятся всюду. Плодотворность его разносторонней творческой деятельности неоспорима. И действительно, Полонкоев М.М. пишет все: пейзажи, архитектурные памятники, натюрморты, портреты, бытовые сцены и т.д.
У нас нет возможности подробно останавливаться на каждой из них, отметим только то, что по мастерству техники художник не уступает современным живописцам. Однако недостаточно иметь только талант и владеть техникой живописи, надо болеть своей работой. Морально и физически переживать свое творение так, как, например В.В. Верещагин: "Эта лихорадка плод невероятных усилий над собой, производимых для добывания правды в красках, силы и натуральности в сюжетах…" и при этом осознавать, что "и четверти увиденного я не выразил".
Глядя на большинство представленных на выставке его картин, на ум приходят слова Р. Ницше "Мысли суть только тени наших ощущений и всегда более темны, просты и пусты, чем последние". В последних работах Полонкоева М.М. видны только мысли, ничего не разрешающие кроме "формальных задач", оттого творения его при всей мягкости исполнения, при всей кажущейся не доказанности не тревожат, не волнуют. Только форма, чистая, красивая, ласкающая.

Природа сама по себе безразлична - ни красива, ни некрасива. Лишь творческий акт душевной работы наделяет ее красотой, от души к душе совершают свой путь произведения искусства. Такая душевная работа Полонкоева М.М. наделила красотой картины: "Село Ср. Ачалуки", "Солнечный свет", "Дом Алаудина" и "Париж".

Что касается работ Полонкоева А.М. и Полонкоева З.М., то, несомненно, чувствуется влияние авторитета-отца. Еще раз повторюсь, что процесс "клонирования" приводит к потере возможности делать собственные открытия, которые являются необходимой составляющей настоящего творчества. Художник Полонкоев А.М. ("Парусники у причала", "Сен- Жерве", "Понт-Мари" и т.д.) колорист тонкий, однако рисовальщик не изобретательный. Нет смело выполненных ракурсов, неожиданных композиций. Только искренность чувства художника спасает творения его от упрёков в схематичности и безжизненности. Призывая нас наслаждаться богатством красочных созвучий он огорошивает отсутствием непринужденности исполнения.

Художник Полонкоев З.М. еще как говорится "не набил руку" - об этом говорят его картины, среди которых есть явно провальные. Из всех представленных им работ заслуживает внимание "Птичий двор" и "Натурщица".

По композиции, строгости рисунка, жизненной правдивости "Натурщица" наиболее привлекательна. Просты и спокойны линии, до архаичности проста композиция, не сложна и гамма красок, используемых художником. Несмотря на это, художнику удалось сквозь ласковую грусть показать душу женщины - кроткую и чистую. Ее взгляд окутывает вас ласковой грустью, от лика веет тонкой чувственностью, одиночеством и тихой печалью.

Среди всех выставленных картин особую нишу занимают работы Эльдиева Р. ("Мехк-Кхел", "Хучбар-Данте", "Говр хьовзар" и т.д.) Выполненные в своеобразной лубочной манере они бросаются в глаза детской яркостью красок и той же детской формой отображения действительности. В них одна простота, характерная для этой манеры письма. Радует выбранная художником тема, раскрывающая традиции и обычаи наших предков. Однако при этом полотна страдают отсутствием лаконичной композиции, элементарной пропорции фигур, а также недостаточной исторической достоверностью.

Конечно, каждый художник по своему подходит к жизненным явлениям, в силу особенностей своего темперамента, своих симпатий и устремлений и производит среди них особый отбор и образами вводит нас в свое миропонимание.

В творениях его всегда скажется некоторая кривобокость: "его" будет преобладать над "не его". Тремя выставленными работами - "Хранители памяти", "Облака. Приближение будущего", "Вход в город безмолвия" художник Степанов-Мамиев Ю. вводит нас в свое миропонимание. Его картины не удивляют игрой света и тени, колором или выписанностью деталей. Живопись Степанова-Мамиева источник острых откровений. Созерцательность его картин возможно объясняется внутренним противоречием самого автора.
Работы Аушева И.М., которые занимают второе место по количеству (после Полонкоева М.М.) значительно уступают качеством. Например, его "Память" и "Шабаш власти" слабое подражание работе Полонкоева М.М. "Выживание". Желание автора неожиданностью композиционного решения выразить глубокий смысл вылилось в неразбериху, а отсутствие владения техникой добавила полотнам особый "шарм".

Последнее особенно бросается в глаза в картине "До последнего". Единственное, что радует - это плодовитость художника: возможно, с количеством придет и качество.
То же (т.е. отсутствие качества) характерно и для давней работы Хамхоевой А. "Цветы в вазе", соответствующей уровню добросовестного ученика художественной школы. Однако судить по одной картине о творчестве художника в целом занятие не благодарное и почти невозможное. Быть может это не лучшая работа Хамхоевой А. Точно также невозможно сформировать мнение о творчестве художников Евлоева Ш. "Подмосковье" и Картоева Б. "Карт", также представивших по одной работе.
Живописцы, показавшие свои работы на данной выставке, лишь малая толика художественного братства Республики Ингушетия. Уверена, что лишь неудовлетворительная организация данного мероприятия привела к тому, что были заявлены всего девять художников, по-настоящему хороших работ которых на выставке оказалось недостаточно.
Данная конструктивная критика не решает дальнейшую судьбу картин, т.е. их участия в заключительной выставке в г. Москве. Она была связана лишь с желанием достойно представить нашу республику среди художников Юга России.
В заключении еще раз отмечу, что труд должен быть творческим и заявлять искусство. Пусть это лишь глас вопиющего в пустыне, но он не должен смолкать. В годы безвременья лишь он один может поддержать упадающий дух человека.

П. АКИЕВА,
кандидат исторических наук, культуролог




Культура выше всего

Каждый человек - современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Нам по собственному опыту известно, что одно поколение заметно отличается от другого. На стыке поколений, как правило, возникает множество проблем: это и хорошо знакомая нам проблема во взаимоотношениях "отцов и
детей", и новая для нас проблема преемственности - культурной, нравственной, духовной, т.е. всего того, что поколение перенимает у другого, а оно, в свою очередь, передает последующему.
К сожалению, в последнее время в нашем обществе существует именно эта проблема. Определенная часть молодежи, как мы видим, движется неотступно вперед, сметая на своем пути все нормы национальных и моральных устоев. И это, безусловно, огорчает. Нельзя говорить о всей молодежи, среди нее есть исключение, также, как и нельзя говорить о благоразумие всего старшего поколения. Примеры подобного отношения к духовным ценностям мы можем наблюдать повседневно. Зайдите к примеру, в общественный транспорт и вы увидите, как молодежь громко хохочет в кругу создавшейся компании, а рядом стоит склонившийся под гнетом лет пожилой человек. Да что там место уступить! Ныне считается обычным делом пересечь дорогу перед идущим старцем, открыто курить на улице. Часто молодежь в разговорах употребляет сленговые слова, которые засоряют чистый литературный язык. В обществе среди молодежи прогрессирует наркомания и алкоголизм. Негативов много, но огорчает то, что все это мы воспринимаем, как обыденное. Дело в том, что наше общество поддается развитию цивилизации, и при этом развитии нами игнорируются первоначальные моральные устои, в которых была четко очерчена грань между дозволенным и недопустимым. Мы сознательно поддаемся "удобством" цивилизации, игнорируя эту грань. Безусловно, горький факт. Но представьте себе, что сегодняшняя молодежь, завтра будет поколением отцов. И что они передадут, в свою очередь, своим детям? Здесь есть над чем задуматься. Наше национальное культурное наследие моральных и нравственных правил поведения безгранично и глубоко этично. А мы, с одной стороны, рвемся к прогрессу, что само по себе очень важно и интересно, а с другой - многое теряем в духовном воспитании. В итоге не кажется ли, что мы воспитываем себе смену как-то однобокую…

Р. Картоева




К делу относится добросовестно

Всем нам хорошо известно, что служба в органах внутренних дел опасна и трудна. Милиция является социальной силой, гарантирующей безопасность граждан общества, государства. Думаю, никто не станет оспаривать, если скажу, что наиболее горячими точками в работе милицейской службы являются дороги. И поэтому жертвами бандитов на колесах становятся немало сотрудников с жезлом в руке. Оно и понятно: первыми на пути всей этой нечести, совершающей незаконные перевозки, угоны автотранспорта и т.д. встают скромные сотрудники государственной автоинспекции. Об одном из таких и хотелось бы рассказать в нашей газете.
Хизир Берснакович Картоев в ГИБДД работает одиннадцать лет. Являясь младшим сыном многодетной семьи Берснака и Совдат Картоевых, проживающих в с. Инарки, Малгобекского района, стал примером подражания для многих. Мудрые родители и старшие братья воспитали в нем те качества характера, которые присущи истинно вайнахскому парню. Хизир пользуется большим уважением у друзей и коллег. Рассказывая о своей работе, Хизир говорит: "Наша служба ныне переживает нелегкие времена, но это не значит, что мы опустили руки и запустили дела. Задачи, стоящие перед нами, мы решаем со всей тщательностью, к делу относимся добросовестно, что значительно снижает количество автодорожных происшествий.
Нужно отметить, что сотрудникам ГАИ, добросовестно несущим службу, до всего есть дело. Они и с детьми, и с родителями беседуют об осторожности на дорогах. У них еще много обыкновенной, каждодневной работы, благодаря которой людям живется спокойнее.

К. Розова




Из редакционной почты

Уважаемая редакция!
Мы, бывшие пациенты палаты №4 Средне-Ачалукской участковой больницы Н. Картоева, А. Эсмурзиева, Л. Хаутиева, Б. Бекова, М. Измайлова, хотим выразить через вашу газету глубокую признательность всему медицинскому персоналу больницы в лице главного врача Любы Чапановой за чуткость, внимание и заботу, которые они проявили по отношению к нам на протяжении всего времени нашего лечения. И ни для кого не секрет, что теплое слово врача лечит наравне с чудодейственными лекарствами. Высокий профессионализм и доброе отношение к своим обязанностям чувствовалось в каждом их поступке. Постоянная забота главного врача всегда дает ощутимые результаты.
В больнице видна идеальная чистота и порядок, хорошее питание, бесплатные лекарства - все это благотворно повлияло на наше здоровье. Мы благодарим весь медперсонал больницы, хотим пожелать в наступившем году счастья, здоровья оставаться такими же добрыми, красивыми. Больших удач вам наши дорогие лекари в вашем благородном деле. Очень радует, что в учреждениях нашей республики работают люди знающие и преданные своему делу.




Уважаемая редакция!

Прежде чем написать это письмо, мы хотим поблагодарить весь ваш коллектив за ваш скромный и благодарный труд на процветание республики. От всей души желаем вам здоровья, счастья и благополучия. Мы, родители обращаемся к вам с просьбой поблагодарить республиканский комитет Красного Креста в лице представителя его Магомеда Горчханова за новогодние подарки нашим детям, получили их 100 детей из остро нуждающихся семей Малгобекского района.
Наши дети тоже оказались в их числе. От всей души хочется сказать комитету Красного Креста огромное спасибо за ту радость которую он предоставил нашим детям. Желаем счастья, здоровья и всех благ!
С уважением: А. Дадаева, П. Хамчиева, С. Вельхиева,
Ф. Мургустова, М. Картоева. Г. Малгобек




Низкий поклон

Разные по своему содержанию письма приходят в редакцию нашей газеты. Вот это письмо пришло из Малгобекского района от Мержоевой Залины. Вот что она пишет: "Дорогая редакция!
Пишу вам с целью выразить свою сердечную благодарность и признательность всему медицинскому персоналу хирургического отделения ЦРБ г. Малгобека. А в особенности моему лечащему врачу-хирургу Яндиеву Амиру Мухарбековичу. От души поздравляю его с наступившим Новым годом!
Уважаемый Амир Мухарбекович, оставайтесь всегда таким, каким Вас знают ваши благодарные пациенты, а их очень много. Пусть Вам долгие годы светит Ваша путеводная звезда и да хранит Вас Аллах!"


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru