новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 75 (10016) четверг, 15 мая 2008 года

Правда Жизни
Некоторые аспекты повести Б. Зязикова
«Девять дней из жизни героя»
Весь апрель 2008 года прошел под знаком столетнего юбилея одного из лучших ингушских писателей, фронтовика – Зязикова Багаудина Хусейновича. По образовательным учреждениям республики прокатилась широкая волна мероприятий, посвященных этому событию. Автору этих строк посчастливилось принять участие во многих из них. Особенно бросалось в глаза и радовало то обстоятельство, что дети старших классов в своих выступлениях подвергали произведения писателя скрупулезному анализу и вполне зрелому литературоведческому разбору.  Говорилось и о преобладании в творчестве писателя военной тематики, рассматривалась и тема простого солдата в его книгах (кстати, написанных задолго до выхода книг о войне так называемых «окопных писателей»), а также тема участия ингушей в Гражданской войне двадцатых годов прошлого века и т. д.
Но было несколько моментов, оставшихся в не поля зрения выступавших, на наш взгляд, очень важных для правильного понимания как всего творчества Б. Зязикова, так и огромной популярности его повести «Девять дней из жизни героя».
Любителями и знатоками ингушской литературы давно было замечено одно любопытное обстоятельство: многие яркие и талантливые ингушские писатели, которые могли с первых же страниц художественного произведения захватить воображение читателя и увлечь его (читателя) в выдуманный мир, сразу же теряли привлекательность, как только они касались темы участия ингушей в Гражданской войне. Они начинали писать бледно и даже несколько тяжеловесно. В их текстах появлялась некоторая неповоротливость, натянутость. Действия персонажей утрачивали внутреннюю логику, связность. Само повествование эклектично распадалось  на отдельные фрагменты, яркие и образные сами по себе, но не образующие единой и целостной картины.
Повесть Б. Зязикова «Девять дней из жизни героя» выпадает из этого ряда захватывающим сюжетом и нашей верой автору. Произведение это, повествующее о бурных годах первых десятилетий двадцатого века и основанное на реальных событиях (все главные персонажи – реальные люди, выведенные в повести под собственными именами), читается, как бестселлер, на одном дыхании. Это может быть объяснено различными причинами, но главная причина, на наш взгляд, заключается в одном: в правдивом изображении действительности.
Во-первых, мотивы революционной активности главных героев повести показаны в полном соответствии с историческими реалиями. Автор не стал, как это делали многие другие, вгонять своих героев в идеологические рамки требований социалистического реализма. В повести нет большевистской или же коммунистической идеологии. И за большевиками сурхахинцы идут не потому, что прониклись верой в их правоту, а единственно потому, что большевики обещают справедливое разрешение земельного вопроса. В известном лозунге «Власть – Советам, заводы – рабочим, землю – крестьянам» многих ингушей в первую очередь интересовала последняя треть.
Автор даже не пытается приписать персонажам какое-то революционное сознание, устремленность их «к всеобщему счастью» в виде коммунизма.
«Осенью Мандре и Алхазур отправились в Назрань, чтобы увидеть окружного комиссара и узнать, как новая власть решит насчет земли.
К Виссан-Гирею (к Джабагиеву – Х. Н.) их не пустили. К горцам вышел молодой человек с военной выправкой – видно, только недавно снял офицерские погоны. Выслушав Мандре и Алхазура, бывший офицер презрительно поджал губы.
– Порядка не знаете,  – сказал он. – В вашем селе проживает член совета Хозбот Удаев. По всем вопросам следует обращаться к нему…
– А с землею как же? – настаивал Мандре. – Ведь мы до сих пор арендуем землю у казаков.
Человек недовольно передернул плечами, в упор посмотрел на послов и сердито сказал:
– «Земля, земля»!.. Вы все о земле! И знать того не хотите, что Ингушетия на краю пропасти: большевистская зараза распространяется всюду, нечестивцы расшатывают нашу веру…
Так, ничего не добившись, Мандре и Алхазур поехали домой.
Вечером дружинники снова сошлись во дворе Нальгиевых.
– Нет, – говорил Мандре, – верно, и теперь не дождаться нам земли».
Эта пространная цитата хорошо иллюстрирует то положение, что их интересуют не вопросы переустройства новой властью государства, не судьба царизма, не будущее коммунизма. Их интересует, как эта власть собирается решать земельный вопрос. И от этого решения в первую очередь будет зависеть, пойдут ли горцы за этой властью или нет.
Персонажи повести ведут себя естественно. В их действиях не чувствуется надуманности. Они не произносят пафосных и выспренних речей о всеобщем счастье, о коммунистическом будущем и т. п. Да и не знают они, эти горцы, таких мудреных слов. Ингуши у Зязикова много проще, а потому и реальнее, жизненнее.
Второй момент, который делает повествование столь захватывающе интересным, это высокая динамичность сюжета и умело поддерживаемое чувство тревоги. Что, в свою очередь, достигается автором сведением к минимуму сообщаемых читателю подробностей. В повести нет развернутых характеристик персонажей, подробных мотивировок их действий, панорамных картин природы. Б. Зязиков не пользуется этими и подобными литературными приемами, призванными помочь читателю вжиться в описываемую эпоху, лучше понять идею произведения. Наоборот, писатель ни на одном эпизоде не задерживается: обозначит конфликт, зафиксирует ситуацию и тут же переходит к другой проблеме, к другой картине. На глазах у всего народа стражники избили бедняка Ховцу. Чем не завязка для увлекательного сюжета? Или на глазах у сотен свидетелей на железнодорожном вокзале в Назрани застрелен офицер Добриев. Это тоже можно бы развить в отдельную сюжетную линию. Но нет, Зязиков не останавливается на этих «мелочах». Эти эпизоды писатель использует лишь для создания своеобразного «фона» повести, на котором все дальнейшие действия Мандре как бы получают санкцию на законность. Эти безнравственные действия властей заранее оправдывают будущее противостояние в одиночку Мандре Нальгиева регулярным частям армии генерала Деникина.
Эти же, заявленные, но не разрешенные в повести, конфликтные ситуации позволяют автору обеспечить стремительное развитие сюжета и поддерживать пронизывающее всю повесть чувство тревоги, которые, в свою очередь, воссоздают ритм и напряженность той эпохи.
Еще один момент хотелось бы выделить, как достоинство повести: простота языка и стиля изложения. О жизни и о борьбе персонажей автор говорит обычно, и даже несколько обыденно. Да и сама эта борьба в изображении писателя выглядит как работа – тяжелая, нудная, опасная работа. Таким образом,  романтика войны в повести отступает на задний план, а на первый план выходит противоестественность военных действий, вся грязь и тяжесть войны.
Обратим внимание, Зязиков избегает красочных описаний боев Мандре с деникинскими солдатами.
«… Мандре приник к плетню. Бородатый ефрейтор в этот момент был на мостике. Раздался выстрел – ефрейтор, вскрикнув, свалился в овраг.
Вторым выстрелом Мандре убил солдата, шедшего позади всех.
Деникинцы смешались, повернули обратно.
Когда наступила тишина, Мандре спустился в овраг, взял винтовку ефрейтора, снял с врага патронташ».
Более обыденного описания боя трудно вообразить. Однако, такое сухое, краткое, почти беглое описание эпизодов, которые могли бы стать «украшением повести», не только позволяет автору воссоздать стремительность событий, но и иллюстрирует отношение автора к войне и вообще к военным действиям. Историческая правда требует, чтобы автор сказал об этих стычках, но Зязиков как бы пытается поскорее проскочить их описание. Как пытаются проскочить грязную сточную канаву.
Эта фрагментарность (даже некоторая схематичность) повествования продиктована внутренней логикой произведения, и призвана иллюстрировать стремительность описываемой эпохи. В те «пламенные годы» события развивались быстрее, чем горцы успевали их осмыслить. Это была эпоха голого действия, действия, освобожденного от необходимости морального оправдания, и даже объяснения. «Действовать, а оценивать действия будем потом» –  примерно такими словами можно было бы выразить настроение революционных масс в те годы.
Все это, несомненно,  делает повесть реалистичнее, жизненнее, правдивее. Но есть еще один аспект, на который школьники тоже не обратили внимание. Повесть буквально насыщена народными пословицами и поговорками. Они так и сыплются из уст балагура и весельчака Алхазура. Да и сам Б. Зязиков часто использует их от имени повествователя, как сильное средство изображения национальной самобытности.
Созданию национального колорита служит также и то обстоятельство, что автор смотрит на мир глазами персонажей. Примером, иллюстрирующим сказанное, может служить хотя бы следующая цитата: «Солнце уже уходило за край земли. Вечерние тени от деревьев странно росли и росли и скоро, вытянувшись острыми кинжалами, пропали». Обратите внимание, солнце уходит не за горизонт, а за край земли. Тени от деревьев странно растут и напоминают тонкие кинжалы. В этих нескольких строчках отражена естественнонаучная наивность горцев, задавленных безземельем и обусловленной им нуждой.
Таким образом, успех повести Б. Зязикова «Девять дней из жизни героя», на наш взгляд,  был обусловлен в первую очередь тем, что автор решился отойти от канонов соцреализма и следовать правде жизни в ущерб некоторым идеологическим требованиям. (Что в те годы само по себе уже было почти подвигом).  Он изобразил своих героев такими, какими он видел их: а многих из них Зязиков знал лично.
Он не идеализировал ингушей, он не делал из них революционеров. Мандре у Зязикова воюет не за советскую власть, не за большевиков, не за дело Ленина-Сталина, а защищает свой дом, свой двор, свою мать. Как это должен делать (и делал бы) в схожей ситуации любой ингуш.  Именно этим он нам и симпатичен, и дорог.

Х. Накостоев,
директор ГУ
«Республиканский центр «Ингушский язык»

 

Подлинное чудо человеческого гения
Так назвал ингушские башни известный кавказовед Е.Крупнов
«Ингушские боевые башни «воув» являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего поселения края. Они поражают простотой формы, монументальностью и  строгим изяществом. Особенно величественны башни с пирамидально–ступенчатой крышей. Соотношением высоты и основания (10:1) ингушские башни резко отличаются от других кавказских башен».
Эти слова принадлежат археологу и кавказоведу Евгению Крупнову, который проводил исследования в горной Ингушетии. По результатам этих исследований он написал не одну монографию, самой распространенной из которых является «Средневековая Ингушетия». Выпущенная отдельной книгой издательством «Наука» в
1971 г. тиражом 2800 экземпляров, сегодня она стала библиографической редкостью, ее трудно найти в республике даже в библиотеках. Интерес к этому труду не иссякает. И это вполне понятно.
В книге собран и грамотно подан богатый материал о народе, история и культура которого, можно сказать, почти не изучены.
Кто такой Е.Крупнов и каким образом он заинтересовался наследием ингушского народа?
Попытаемся вкратце ответить на данный вопрос, используя выдержки из статьи Р.Мунчаева, которой предварена монография «Средневековая Ингушетия».
«Своей активной и многогранной деятельностью Е.И.Крупнов вписал яркие страницы в историю развития советской археологической науки и кавказоведения. Его выдающийся научный труд «Древняя история Советского Кавказа», удостоенный Ленинской премии, вошел в золотой фонд нашей исторической науки.
Евгений Игнатьевич Крупнов родился 16 марта 1904 г. на Северном Кавказе, в г. Моздоке.
В 1924 г. поступил на этнологическое отделение Северокавказского педагогического института в г. Владикавказе. Через три года, в 1927 г., он перевелся оттуда на исторический факультет МГУ, где под руководством крупнейшего археолога В.Городцова, ставшего его учителем, занялся изучением истории и археологии Кавказа.
После окончания университета, в 1930 г., Евгений Игнатьевич направляется на научную работу в Государственный Исторический музей. Он, как и многие другие видные советские археологи, прошел школу этого крупнейшего музея нашей страны, проработав здесь более 20 лет. Е.И.Крупнов был организатором и руководителем археологических экспедиций ГИМ на Кавказ, и в частности в Ингушетию.
В ГИМ им были созданы и напечатаны первые научные труды, посвященные, кстати, древней и средневековой Ингушетии.
Но большая часть творческой жизни Е.Крупнова связана с Институтом археологии АН СССР, где он начал работать в 1937 г. С тех пор, не считая 1941-1945 гг., когда Е.Крупнов служил солдатом в рядах Красной Армии, до конца своей жизни он оставался сотрудником Института археологии АН СССР. Он работал здесь младшим, а затем старшим научным сотрудником. В течение десяти лет - с 1951 по 1960 г. – являлся заместителем директора института, а последние восемь лет возглавлял ведущий отдел института сектор неолита и бронзы. В стенах этого института - Е. Крупнов вырос в крупнейшего советского кавказоведа и стал блестящим организатором археологической науки. Здесь развернулась его активная общественная деятельность и он создал свою школу, подготовив большой отряд квалифицированных специалистов по археологии, древней и средневековой истории Кавказа.
Научные интересы
Е.Крупнова определились в конце 20-х годов, когда он начал участвовать в историко-этнографических экспедициях Ингушского научно-исследовательского института под руководством известного кавказоведа профессора Л.П. Семенова.
(Кстати, «Средневековая Ингушетия» посвящена «дорогой для меня памяти профессора Л.П.Семенова» - М.К). С 1935 г. экспедиции в Ингушетию и другие области Северного Кавказа возглавил сам
Е.Крупнов.
Он исследовал в Ингушетии значительную группу памятников материальной культуры с предскифского  времени до позднего среднековья. Эти памятники получили детальное освещение с большой серии работ Е.Крупнова и легли в основу его моногфии «История Ингушетии с древнейших времен до 18 в.» Это исследование, защищенное им в 1941 г. в качестве кандидатской диссертации, представляет собой первую в науке сводную работу по истории ингушей».
Понятно, что деятельность кавказоведа Крупнова не ограничивалась научным интересом к одной Ингушетии. Он работал и в других  северокавкахских республиках и даже в Закавказье. По словам Р.Мунчаева, «перу Е.Крупнова принадлежит около 200 научных работ. Они посвящены общим и частным вопросам археологии древней и средневековой истории и культуры как отдельных областей Предкавказья, так и Кавказа в целом». Но, судя по работе «Средневековая Ингушетия», кажется, культурное и историческое наследие ингушского народа его привлекало более всего.
«Каждому, кто впервые побывал в горных районах Центрального Кавказа, - пишет Е.Крупнов в своей монографии «Средневековая Ингушетия», - прежде всего бросается в глаза множество своеобразных надземных монументальных сооружений. Они совершенно разнотипные и различны по своему назначению. …Из всех горных районов Северного Кавказа современная Ингушетия отличается, пожалуй, наибольшим количеством этих памятников и лучшей их сохранностью”. Может, именно это вкупе с тем обстоятельством, что такое богатство почти не изучено и явилось причиной наибольшего интереса Крупнова к ингушскому наследию. Как отмечает Е.Крупнов, «в работах ученых и путешественников начиная со второй половиной XVIII века содержится немного сведений об основных видах архитектурных памятников, увиденных ими в горах Северного Кавказа, в том числе в ингушских горах и предгорьях.
В последующий период ряд местных работников бегло упоминают об этих памятниках, основное внимание концентрируя на насущих вопросах горского быта, экономики и права».
Богатство надземных и подземных памятников горной Ингушетии, их своеобразие и сохранность несмотря на время и вопреки разрушительным действиям людей, как местных, так и пришлых  и сегодня не оставляют равнодушными, можно сказать без преувеличения, никого. Только жаль, что наука сегодня бессильна. И богатство ингушского народа рассыпается, так и не получив должного внимания. Некому сегодня продолжить эстафету Л. Семенова, Е. Крупнова, их немногочисленных предшественников в комплексном изучении исторического и культурного наследия ингушского народа.

М. КОДЗОЕВА  

 

Запасайтесь для того мира,
где вы пребудете вечно
Хвала Аллах1у, Который создал Вселенную для поклонения Ему и указал Своим рабам истинный путь. Слава Всевышнему Творцу, ниспославшему для наставления людей Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует), даровав Мухаммаду способность совершать чудеса. Велик Аллах1, Который открыл людям истины Ислама после того, как они оказались утраченными, и установил Шариат, согласно Своей воле. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллах1а, и нет у Него сотоварищей, подтверждая свои слова искренним намерением, исходящим от чистого сердца. Я свидетельствую, что наш господин Мухаммад - раб и Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует), который будет удостоен почетного места и знамени в Судный день.
Я также испрашиваю приветствия Аллах1а семье Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует), его сподвижникам и всем, искренне следующим за ним до того часа, когда всякая душа узрит то, что она приготовила себе для Вечной жизни. Далее, я призываю вас и свою грешную душу, в первую очередь, к богобоязненности и неукоснительному выполнению повелений Аллах1а. Помните, ведь Тот, Кто создал этот мир, видит Своих рабов. Знайте, вы встретитесь с Ним, когда будут раскрыты свитки и выявится тайное. И в тот День встанут свидетели, поседеют дети, а те, кому была оказана посильная поддержка в жизни, забудут своих благодетелей.
Посмотрите на тех, кто был до вас. Где сейчас жестокие правители, высокомерные богачи, владевшие всем имуществом этого мира? Куда ушли те, кто направлял многотысячные армии с тем, чтобы обрушиться друг на друга? Где предававшиеся страстям, заблудшие и нечестивцы? Всех их, клянусь Аллах1ом, настигла смерть. И текли слезы по щекам тех, кто оплакивал уход этих людей, но, тем не менее, перемолола их земля, и не помогли им ни деньги, ни имущество, ни потомство.
Земля - это место состязаний. Каждый человек попадает на это соревнование и становится участником своего рода марафона на беговой дорожке жизни. Мощная сила, направившая его на это, требует, чтобы он победил. Хронометр, помещенный в грудную клетку человека, отсчитывает в обратном направлении каждый вдох и выдох и указывает на постепенное уменьшение отпущенного времени. Кто-то из участников через некоторое время упадет без сил, а кто-то будет еще долго оставаться на дистанции.
Начальный и конечный пункт этого марафона очевиден. Секрет успеха заключается в постоянном учете этих двух моментов, а также в том, чтобы постоянно помнить о следующем факте: соревнование в этой жизни ни на минуту не прекращается. И пусть ни одна душа не заблуждается относительно того, что смерть является финишем на этом пути.
Первым местом, где нам предстоит остановиться в качестве гостей на этой дороге, будет могила. Соревнующийся, который там обретет покой, сможет перевести дыхание, чтобы затем выйти и продолжить еще более долгий и трудный путь.
Попавшие на место отчета под названием “Мах1шар” будут, стоя на ногах, под палящим солнцем, прикрепленном к верхушке холма, пребывать в ожидании. И продлится это ни час, ни два, а годы. Потом людей ожидает разбор записей, в которых указаны их благие и дурные деяния, но и после этого долгая дорога не завершится. Впереди мост Сират - и для тех, кто не сможет его перейти, уготовано страшное мучение.
Это лишь небольшая история об этом пути и о тех, кто идет по нему.
Коран и передавший его Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) советуют нам, если мы считаем себя путниками, снять лишний груз со спины, который мешает нам двигаться вперед. Также они рекомендуют с помощью бедных и обездоленных людей отправить его к месту последнего пристанища.
Прошедший по этому пути раньше нас, рассказавший о жизни, смерти и о том, что бывает после нее, наш Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) оставил на своем лице след от циновки, на которой он спал. Увидев это, сподвижники сказали: “Господин, давай мы сделаем мягкую постель, и ты ляжешь на нее”, но он напомнил им, что нет необходимости создавать излишний комфорт для путника, который, передохнув немного под деревом, вскоре отправится в дорогу.
Отсюда мы видим, что путешественник должен быть налегке, рассчитывая на предстоящий долгий путь. Сам Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) так поступал, сразу раздавая находившееся у него имущество, чтобы оно не обременяло его. Однажды во время молитвы он вспомнил, что у него осталось немного золота. Как только намаз завершился, Посланник (Да благословит его Аллах1 и приветствует), обеспокоенный, пошел домой и, взяв это золото, распределил его между нуждающимися.
Хорошо зная, что путник, перед которым крутые горы, не должен быть обременен лишним лучший из сынов Адама (мир ему и благословение) мало ел, а иногда макал хлеб в уксус и говорил: “Какая хорошая приправа уксус. Какая хорошая приправа уксус”. Ему было приятно добровольно держать пост. Из-за того, что Посланник Всемогущего (Да благословит его Аллах1 и приветствует) раздавал все, что имел, в его доме не было лишних предметов, и иногда месяцами на кухне не варилась еда. Было время, когда наш Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) не мог найти и двух фиников, чтобы поднести голодным. Его сподвижники старались жить точно также и отдавали бедным свои любимые и ценные вещи, считая, что они понадобятся им как в этом мире, где они всего лишь гости, так и в основном их жилище - в жизни Вечной.
Сподвижник Абу Тальха Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах1) имел самые большие сады фиников. Его любимая роща “Бейруха” находилась прямо напротив мечети Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) в Медине. В то время Абу Тальха не обменял бы ее ни на что на этом свете. Посланник (Да благословит его Аллах1 и приветствует) иногда посещал его сад и отведывал там сладкого сока фиников. Когда был ниспослан аят, который гласит:
”Не израсходовав того, что любимо вами, на пути Аллах1а, не достигнете самого доброго”. Абу Тальха направился прямо к Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует). Придя к нему, сподвижник сказал, что во имя Аллах1а он отдает свой самый дорогой сад фиников “Бейруха” в качестве подаяния на пользование людям, сделав его запасом на Вечную жизнь. И щедрый Посланник (Да благословит его Аллах1 и приветствует) оценил этот поступок словами: “Молодец! Это то, что ты называешь прибыльным товаром!” Затем он, поздравив Абу Тальху, сказал, чтобы он отдал сад своим родственникам. Следуя повелению Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует), “Бейруха” был распределен между близкими Абу Тальхи Аль-Ансари. Для того чтобы понять ценность сделанного Абу Тальхой пожертвования, надо отметить, что один участок этого сада соответствует стоимости 20 000 баранов.
Так же, как мы стремимся купить несколько соток плодородной земли, вкладывая в это немалые деньги, так и сподвижники Посланника (Да благословит его Аллах1 и приветствует), стараясь получить наибольшее вознаграждение, тратили свои сбережения и имущество на пути Аллах1а. Тут можно вспомнить Умара (да будет доволен им Аллах1), у которого тоже был финиковый сад под названием “Семг”. В надежде обогнать остальных в получении блага однажды он пришел к нашему  Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и обратился к нему с такими словами: “О Пророк Аллах1а! Я полагаю, что мой финиковый сад самый лучший. Купив его на честно заработанные средства, я хочу пожертвовать “Семг” ради Аллах1а”. И тогда Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: “Основную часть этого сада пожертвуй неимущим! Он уже не подлежит продаже, его никому нельзя подарить, он не может быть оставлен в наследство. Его урожай предназначен нуждающимся”. Умар (да будет доволен им Аллах1) сразу же исполнил слова Посланника (Да благословит его Аллах1 и приветствует), и плоды этого сада были розданы на пути Аллах1а воинам, рабам, пытающимся освободиться из неволи, беднякам, гостям, путешественникам и близким родственникам Умара. Пусть Всевышний будет доволен всеми сподвижниками нашего  Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует).
С наступлением лета на прилавках появляются различные овощи и фрукты. В это время женщины начинают делать заготовки на зиму: закручивают консервы или замораживают продукты. С наступлением холодов, когда становится мало овощей и фруктов, наши матери, жены и сестры достают то, что было запасено, дабы кормить семью и угощать гостей.
Слава Аллах1у, все мы верим в Ахират (Вечную жизнь). И, подсчитывая количество продуктов, необходимых нам летом и зимой, мусульмане должны также задумываться над тем, что сегодня или, может быть, завтра им предстоит отправиться в тот бескрайний и бесконечный мир, и о том, что мы приготовили, чтобы взять с собой?
Примерное поведение в этой связи сподвижника Пророка Абу Дахдаха (или Ибн Дахдаха) аль-Ансари является поучительным. У одного из мунафиков (лицемеров), живших в Медине (по некоторым данным его звали Абу Лубаб), был сад. На краю его находился дом, в котором жили несколько сирот. Когда плоды на деревьях созревали и падали на территорию сиротского двора, Абу Лубаб шел и забирал их, а бедным детям не оставлял ни одного фрукта. Узнав об этом, Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал, чтобы Абу Лубаб не трогал упавшие на землю финики, пообещав, что взамен для него будет приготовлено дерево в Раю. Однако лицемер не внял совету. Разгневанный этим фактом Абу Дахдаха купил сад у этого человека, а затем пошел к Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и сказал: “Я дарю его сиротам, для того чтобы в саду появилось финиковое дерево”. Через некоторое время, провожая Абу Дахдаха в долгий путь, Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сообщил о том, сколько финиковых деревьев с фруктами ждут Абу Дахдаха в Раю.
Также известны и другие истории из жизни сподвижников. Богатство, которым мы обладаем на этой земле - это запас. Оставшись здесь, в Вечной жизни для нас оно будет бесполезным. Поэтому я прошу Аллах1а, чтобы то, чем мы владеем, не стало гнетущим грузом на нашей спине, которое в одночасье может пустить корабль жизни ко дну.
М. БАРАХОЕВ

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru