новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 1 (9523); четверг, 13 января 2005 года

Литейному производству в Мирном - быть!

Передо мной чистый лист бумаги, где должна появиться статья. И пока ее нет, думаешь, зачем мне это надо?
А зачем Микаэлу Абукаровичу Гудиеву нужен был город Мирный, когда жилось беззаботно без него? Окончив в 1990 году нефтяной институт, работал себе технологом на машиностроительном заводе. Затем в Ингушетии на совместном с югославами производстве поднимал крупный завод в должности замдиректора. С 1997 года занимается уже организацией производства по переработке черных и цветных металлов. В частности, вполне удачно работает в Братске завод, поставляющий упаковку для известной парфюмерной фирмы "Свобода". Так нет же, люди определенно любят создавать себе проблемы.
А не так давно не было в Якутии проблемы цветного лома. Благополучно проходили себе процессы окисления и распада на ядовитую пыль отходов очень нужной стране алмазной отрасли.
И жили бы мы так себе в застое, так нет же, на новом месте объявилась перестройка и последующие заботы. Глобализация строит нам теперь личины даже в нашей, такой удаленной от центров, провинции. Мы еще пытаемся жить здесь по старинке, отгораживаясь от мира отсутствием легких дорог и грозностью местных указов. Но процесс пошел, как говаривал почти что тезка героя моей статьи.
Да, докатилась до нас волна охоты на металл. Еще недавно смеялись мы над материком, где срезают на лом действующие линии электропередач и воруют с постаментов бронзовых идолов. Не обошло и нас. Что делать? Запретить, не дозволять? Не выход, друзья мои. Найдут ведь кому сдавать ворованное.
Мой герой предлагает одно из решений: доверить ему это дело, отдать по договору с компанией в одни заинтересованные руки сбор цветного лома, обеспечив тем самым достаточный контроль над этой стихией.
"Но почему же ему, что у нас, своих нет?" - слышу вопрос.
Может и есть, но ООО "Эковест", работающее четвертый год в Мирном, уже доказало серьезность своих намерений, восстановив сгоревшее здание СТО под производственные площади, закупив уникальное для Якутии оборудование, создав десятки рабочих мест с приличной зарплатой. Занимается и благотворительностью, оказывает спонсорскую поддержку детскому дому "Харысхал".
"Можно, - говорит Гудиев, - минимизировав расходы, обеспечивать достаточную прибыль для себя".
Но, по образованию экономист, Микаэл Абукарович мыслит другими категориями. Он видит реальные шансы на организацию нормального, полноценного производства, где бы и налоги платились в местный бюджет, и учет был соответствующий.
"Мы согласны, пусть администрация вводит своего человека в управление "Эковеста", пусть имеет свою долю в доходах, пусть контролирует весь процесс, но поможет заключить договор с компанией "АЛРОСА". Только компания может гарантированно обеспечивать сырьем литейное производство (по расчетам ООО "Эковест" отходы всех работающих предприятий Мирнинского района в год составляют около тысячи тонн). А еще есть планы по переработке аккумуляторов, отходов из ПВХ.
"Но почему же ему?" - опять слышу вопрос.
А почему статью пишу я? Может быть, я умею это делать лучше многих?
Вопросов много, проблем тоже много. Кто-то должен отвечать и решать. Попробуй и ты, читатель.

Вячеслав АРТЕМЕНКО Фото Э. Ковальчука,
П. Ушницкого Журнал "Грани успеха" (9/04)




БЕСЦЕННЫЙ КЛАД НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В современную школу нередко приходят учителя, не знающие основ национальной культуры, традиций, обычаев. Это затрудняет их взаимопонимание с учащимися и их родителями. Педагогика, выработанная народом в течение веков, - это подлинно научная педагогика, ибо основывается на принципах природосообразности. Надо ли говорить о том, как это обогащает современный образовательный процесс… Исторический опыт показывает: незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями. К счастью, в современном мире интерес к этнокультуре разных народов возрастает. Из всех традиций, влияющих на формирование человека, особую роль ученые отводят народной педагогике. В воспитании детей народ руководствуется вполне определенными правилами. Исходя из этого, избираются методы воздействия. В произведениях устного народного творчества, в этнографических материалах немало свидетельств тому, какие принципы определяют характер народной педагогической деятельности . Воспитание у ингушей издавна носило народный характер. Педагогика ингушского народа отличалась гуманностью методов воспитания. Старшие влияли на младших убеждением, внушением, личным примером. Ингуши стремились всесторонне воспитывать своих детей: интеллектуально, физически, нравственно, эстетически. Они прививали им любовь к труду. Так, в народе всегда глубоко почитались мудрые люди. К ним относятся умудренные жизненным опытом люди, высокообразованные или старшие в роду, семье . Родители внушали своим детям: у таких людей надо учиться, перенимать их умение, советы ("Х1аькъал х1аьэца хьайна"). Природосообразность - первый и основной принцип народной педагогики, определяющий не только методы воспитания, но и его цели. Природосообразность ингуши понимают как соответствие природе, согласие с нею: человек - часть природы и должен строить свою жизнь согласно ее законам. В ингушском языке немало слов, подтверждающих это. Их можно перевести как согласие, гармония, единство с природой. Детям испокон веков внушалось: добрым, благопристойным и жизнетворным является только то, что не противоречит законам природы. Стоит нарушить это соответствие, и мы, как правило, получим… уродство. Что и лицезреем, увы, в изобилии в современном мире… Во все века у всех народов любовь была самым сокровенным чувством. Но сегодня ее повсеместно лишили ореола тайны, достаточно полистать некоторую периодику или устремить взор на экран телевидения. К счастью, ингушскую молодежь подобное негативное влияние миновало. И в этом мы видим глубинное влияние идеалов, принципов народной педагогики! Стремление учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников также вытекает из ориентации жить в согласии с природой ребенка. У ингушей существовало деление людей на две большие группы для характеристики семейно-родственных отношений: "з1амаг1а бараш" (младшие) и "боккхаг1бараш" (старшие). В этом делении учитывается и возраст, но главным образом она характеризует сложную систему моральных отношений между родственниками. Существует и более четкое деление на возрастные группы: младенчество, молодость, зрелость и старость. Такая периодизация, сложившаяся еще в древности, сохранилась до сих пор и тоже вытекает из принципа природосообразности. Детство соответствует весне, пробуждающейся природе, молодость - цветущему лету (яьнна б1аьсте), зрелость - плодородной осени, старость - зиме. В воспитательной работе учитывались и индивидуальные особенности детей. В отдельных характеристиках, заключенных в поговорках, отмечаем некоторые черты темперамента: "Пока ты сойдешь с места, конец света наступит". Или: "Ц1арал вага кийча ва со" (Готов вспыхнуть, как огонь). Поговорки и пословицы фактически подчеркивают необходимость учета индивидуальных особенностей детей. Например, в одной из них утверждается, что нет одинаковых людей: ("Цхьан кулга п1елгаш дац цхьаттара") (И пальцы на ногах не одинаковы). Народная педагогика вбирает в себя поражающее воображение многообразие и богатство методов, форм, приемов воспитания. Вот некоторые из них, свойственные всем народам - благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, наказание и т.д. Широко использует ингушский народ методы словесного воздействия, обращенные к сознанию детей. Они многочисленны: разъяснение, совет, просьба, одобрение, уговор, укор… В пословицах, поговорках, загадках отражено стремление народа к развитию интеллекта у детей: умению анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства. Ингуши тесно связывали интеллектуальное развитие с нравственным. Умному человеку предъявляются высокие требования, о глупом же говорят: "В1ашт1ехьвац из" (Что возьмешь с дурака). Любопытно, что народ отказывает слабому человеку в силе воздействия. К методам эмоционального воздействия относятся традиционные благие пожелания, многие виды намеков, некоторые виды косвенных угроз. Особое место в воспитательном плане занимает пожелание невесте, впервые переступавшей порог нового дома: "Пусть душа твоя будет мягкой, как масло, а язык сладкий, как мед"… Качая колыбель, младенцу напевали благие пожелания: "Чтобы ноги были крепкими - твердо ходить по земле; чтобы руки были сильными - любую работу прочно делать". Поощрение, одобрение, наказание как методы нравственного воспитания широко применялись не только в семейной практике ингушей, но и в общественной жизни народа. Ребенок всегда испытывает потребность в оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала, одобрительная улыбка - приемы, которые должны присутствовать в каждой семье. Если работа выполнена плохо, родители отреагируют без улыбки на лице: "Пока можно принять"… Мудрая народная педагогика требует учитывать психологию ребенка. Она не обходит вниманием такие методы, как принуждение, наказание, запрет. Ингуши часто применяли словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий. При этом родители всегда указывали путь к исправлению ошибки. Их укор, в основном, носил предупредительный характер, предостерегал детей от общественного осуждения: "Что скажут люди?" (Наха фу аргда?) Народный воспитательный опыт исходит из того, что старшие должны быть примером . образцом для детей. В таком случае они смогут стать достойными людьми. Пример родителей - мощный ориентир для детей. Ингушская народная педагогика предъявляет к старшим большие требования: - являть детям положительный пример, создавать нормальный настрой в семейных взаимоотношениях. Благоприятные условия воспитания создают атмосферу гуманных отношений в семье. Ингуши всегда были убеждены: хорошо воспитанные дети - радость для всей семьи, они - помощники своим родителям. Это совершенно естественно вело ингушей к поощрению создания многодетных семей и формированию уважения к ним. Под семейным воспитанием народ понимает становление человека. Краткое, но емкое требование предъявляли ингуши ребенку, едва он начинал воспринимать окружающий мир. Дружная многодетная семья способствовала воспитанию у детей таких качеств, как гуманность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь. Не стоит, конечно, идеализировать взаимоотношения людей в прошлом. И тогда были, конечно, конфликты, однако народ старался находить пути к мирному их решению. Традиционный семейный этикет ингушей строился на безусловном почитании старших младшими, родителей детьми. Самым большим уважением в семье пользовались дедушка и бабушка. Они занимали почетную, гостевую половину зала. В их присутствии не полагалось громко говорить, прерывать их во время разговора. За общей трапезой их сажали на самые почетные места. Каждый член семьи готовился к выполнению своих обязанностей с самого детства. Отец готовил сына себе на замену, всячески поддерживая его своим авторитетом. Старший сын - это достойный человек, умеющий трудиться, принимать правильные решения в бытовых, хозяйственных и политических вопросах. Одним из непременных требований дедов и отцов к детям мужского пола было требование уметь держать данное слово. Нравственным человеком считался тот, кто высоко чтил и соблюдал традицию гостеприимства. Детей учили, как встретить гостя, куда его посадить, чем угостить. Дети были свидетелями того, как старшие с почестями встречали гостя, даже если он пришел глубокой ночью. В присутствии отца сыновья не имели права сидеть, как и младшие дети - в присутствии старших. Этикет строго соблюдался. Правда, в семейном кругу дети при родителях могли сидеть и беседовать с ними, однако каждый был обязан знать свое место. Такое правило не касалось лишь самых маленьких детей… В присутствии старших младшие не должны курить, пить, вести себя бестактно. Все это подразумевало ту грань, за пределы которой нельзя было выходить. Это и помогало воспитывать в детях уважение к старшим. Современная ингушская семья унаследовала многие положительные традиции. Роль родителей в жизни детей всегда была велика. Выдающаяся роль отца и матери в воспитании подчеркивается в пословицах ("Какова мать, такова и дочь" (Ший нана морг я йо1). В народной педагогике сложилась целая система заповедей для всех поколений. Заповеди эти, как эффективное средство воспитания, передавались ингушами из поколения в поколение при помощи устного творчества. В фольклоре художественно отражены воззрения ингушского народа на природу, его жительская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния. Жанровый состав устного народного творчества разнообразен: сказки, этические легенды, предания, загадки, пословицы, песни. Сюжеты и образы имеют мифологическую основу. И все же главное их назначение - отображать реальную жизнь. Потому-то именно фольклор питает мудрую народную педагогику.

Мухарбек АХМАТОВ, заслуженный учитель Республики Казахстан, отличник образования и науки Республики Казахстан, заместитель директора института повышения квалификации РО РИ по научной работе




ПРОЛОЖИМ В БУДУЩЕЕ ПУТЬ!

Кабинет истории института повышения квалификации - ИПК работников образования РИ на базе гимназии № 1 г. Назрань провел круглый стол по теме "Современная методика школьного исторического образования". В нем приняли участие специалисты управлений образования РИ, а также руководители МО и ГМО по истории.
Открыл мероприятие заместитель директора ИПК по научной работе М.М. Ахматов.

К УРОКУ

КАК обеспечить успешное обучение учащихся? Об этом состоялся большой разговор участников круглого стола. Камбулат Аушев, заведующий кабинетом истории ИПК РО РИ, и Эльза Мужухоева, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой истории, недавно созданной в институте повышения квалификации, так определили основную задачу мероприятия: "Было важно выработать основную концепцию улучшения преподавания истории в современной школе, используя новые технологии". Участники круглого стола с интересом выслушали сообщение заслуженного учителя РИ, преподавателя истории Малгобекской средней школы № 20 Фатимы Погоровой о работе конференции по аналогичной тематике, состоявшейся в Казани. Фатима Аюбовна была его участницей и полна впечатлений о новых подходах к методике школьного исторического образования. Обсуждению ее доклада и было посвящено это мероприятие. Говоря о целях, проблемах и методах преподавания истории и обществознания, Фатима Аюбовна нацелила присутствующих коллег на необходимость вырабатывать у школьников умение добывать знания из различных источников, анализировать исторические события, сравнивать и делать выводы, распознавать мотивы поступков деятелей. В качестве главных воспитательных задач выдвигаются:
а) гражданско-патриотическое, нравственное
б) воспитание толерантности
в) социализация учащихся
Как указывает педагог-новатор Фатима Погорова, на пути решения важных задач по обучению и воспитанию подрастающего поколения учителя встречаются с рядом проблем, которые необходимо решать . В частности, она предлагает организовать для учителей школ республики курсы по таким темам, как "компьютерное обучение" и "делопроизводство". Также необходимо, считает педагог, выработать государственный подход к качеству содержания учебников. По ее мнению, учебник истории автора Сороки-Цюпа не отвечает требованиям современного подхода к истории - "Это чуть приукрашенный в розовый цвет учебник , который изучался в доперестроечный период". По ее мнению, по ряду причин учебник истории ингушского народа автора Н.Кодзоева при подготовке учителя к уроку может быть использован только в качестве подсобного материала. . Также необходимо усилить требования к деятельности школьных психологов, поскольку некоторые из них "не только не выполняют своих функциональных обязанностей, но и абсолютно некомпетентны"... По суждению Погоровой, методика преподавания истории и обществоведения в современной школе должна включать следующие моменты:
а) погружение в изучаемую эпоху (формирование понимания духа эпохи через вещи, события, мысли людей того времени лучше всего достигается на уроках импровизации)
б) задачи современного преподавания обществоведческих наук рекомендуется осуществлять через блоковую подачу учебного материала ( урок-размышление, урок "Дискуссионный клуб", урок-семинар, урок "Исторический портрет", ролевая игр и т.д
Современный подход к уроку заключается прежде всего в том, чтобы отказаться от скучного учительского монолога, обратившись к живому диалогу с воспитанниками.
Заслуженный учитель РИ, преподаватель истории средней школы №3 г.Назрань Тамара Газдиева поделилась опытом использования на уроках краеведческого материала. Преподаватель истории школы-лицея г.Назрань Мадина Целлоева, несомненно, одухотворенная личность! Говоря о тонкостях проведения современного урока, она сравнила его…с музыкальным инструментом и процитировала стихи Марьям Льяновой:
Не все, что тленно, исчезает в Лету,
Способна память прошлое вернуть.
Кто не предал минувшее забвенью,
Тот пролагает в будущее путь.
"Изучить историю своего народа, познать ее культуру, почувствовать красоту родного края, что может быть более ценным сегодня в наш космический век?" - размышляет Мадина Целлоева, учитель с философским складом ума , - Часто думаю о том, что же должен сделать Учитель для того, чтобы века с веками заговорили, чтобы голос прошлого - ликующий и печальный - был услышан учеником?"
Оригинальны ее высказывания о своем труде: "Я - учитель, и мой инструмент - урок. Урок подобен скрипке: можно просто играть гаммы, а можно творить, как Паганини, легко касаясь смычком струн, оставляя глубокий след в душе каждого ребенка. Но за кажущейся легкостью будут стоять невидимый учеником титанический труд, вечные сомнения и чувство недовольства. И как бы хотелось, чтобы он не пропал даром, а вызвал ответное стремление к действию во имя достижения общей цели".
Педагог Целлоева сравнивает урок… с произведением искусства! Для того, чтобы обеспечить высокий уровень проведения занятий, необходимо позаботиться о его содержательной и методической наполненности. Среди ее рекомендаций - составление 3-х наборов учебных заданий в соответствии с принципом "от простого к сложному" и поиск "изюминки" урока. "Каждый урок, - убеждена педагог, - должен содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному".
"История, как известно, - память человечества, часть общей нравственности. Каждый урок - это разговор прошлого с настоящим , это устремление в грядущее", - прозвучало в ходе круглого стола. Каков он, современный урок? Он может состоять из нескольких частей (формальной, содержательной и аналитической), причем в первую из них входят несколько задач, в том числе обучающие и развивающие. Содержательная часть включает в себя таблицу, фиксирующую действия учителя и учеников на разных этапах урока. Наконец, очень важен самоанализ занятия. Предложенная методика проведения урока особенно ценна для молодых педагогов, четко ориентируя их на творческое отношение к своей просветительской деятельности.
Главное - подобрать нужный ключ к уроку. Вот тогда можно добиться повышенной активности учащихся, а не пассивного восприятия нового. Заведующий кафедрой общественных дисциплин школы-лицея г.Назрань Мурат Газдиев поведал о том, каким образом в его коллективе осуществляется переход на концентрическую программу преподавания истории. Как и в других инновационных учебных заведениях республики, этот процесс начался еще в 1998 - 1999 учебном году и завершился в 2003 - 2004 -м. Коллектив школы-лицея ввел в свою практику развивающее обучение. В основном, здесь проводятся комбинированные уроки с применением традиционных и инновационных методов обучения.

А ЧТО ДУМАЮТ "ЭКСПЕРТЫ"?
(из передового опыта коллектива школы-лицея г.Назрань)

КАКИМ должен быть современный урок? Этот вопрос далеко не праздный. В условиях меняющегося мира важно не отстать от своего времени. Коллектив школы-лицея в этом направлении сделал немало. Наши педагоги достаточно опытны, обладают собственным "творческим почерком" и стремятся работать по-новаторски.
Преподаватель истории М.Я.Целлоева в 9 и 11 классах наряду с традиционными уроками проводит уроки-лекции, уроки-коллоквиумы.
Осенью 2004 года она провела интересный урок по теме "Россия на рубеже 19-20 веков" . Весь класс был разбит на группы из 5 человек. Каждая из них выступала по своему блоку вопросов (экономическое развитие, реформы Столыпина, основные политические партии России, Первая русская революция, Первая Мировая война). Работал экспертный совет…
Мурат Газдиев проводил в 5 "А" классе повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". Предложил учащимся 24 вопроса. Они были разбиты на 3 блока и распределены по рядам. Учащиеся получили опережающие задания. Они подготовили кроссворды, вопросы по теме, рефераты, рисунки, мини-сочинения. Урок прошел на хорошем методическом уровне.
Своеобразной методикой преподавания владеет педагог Л.С.Гайтукиева. Не так давно она провела урок "Россия на рубеже 17-18 веков" (Смутное время). Завершив опрос домашнего задания и работу по индивидуальным карточкам , учительница перешла к новой теме. Ребята самостоятельно ее изучали и составляли план этой темы под руководством педагога. В конце урока они сравнивали свой результат с аналогичными вариантами, выполненными учащимися других классов. Ново, познавательно, к тому же дает толчок к самостоятельной работе!

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРОБЛЕМЫ?
МУРАТ Газдиев отметил достоинства концентрической программы , в ходе реализации которой учащиеся уже в начальной школе (с 4 класса) изучают вводный курс истории Отечества. Однако он же обозначил и проблемы, порожденные ею. Скажем, учащиеся 6-9 классов с трудом усваивают материал, объем которого резко возрос. Та же ситуация и в 10 классе: содержание учебника оказалось сложным для восприятия школьников. Вызывает беспокойство и то, что учебники истории порой искажают историческую действительность.
Стараясь преодолеть возникающие проблемы, Айшат Парчиева, Мадина Целлоева, Лидия Гайтукиева и другие педагоги используют на уроках различные методические приемы: составление кроссвордов по пройденному материалу, семинары, коллоквиумы, работа с документами…
Мурат Газдиев внес свои предложения. В частности, он предлагает добавить один учебный час по истории в 9-х классах, ввести курс "Граждановедение" в 7-9 классах и отказаться от учебника "Обществознание" под редакцией Боголюбова для 10-11 классов (сохранив его только для работы в 10-11 классах химико-биологического профиля).
Круг вопросов, рассмотренных участниками круглого стола, был обширным. Их активность показала: пульс учительской мысли по-прежнему на высоте…

М.АМИРОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru