новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 63 (10004) среда, 23 апреля 2008 года

МАТЕМАТИКА – МАГИЯ ЧИСЕЛ
(Окончание.
Начало в №№ 60,62)
Вы когда-нибудь задумывались, как удавалось нашим предкам строить в горах башни в несколько ярусов, и причем, иногда вписывать их в скалы. Несомненно, был какой-то секрет. Закладка основания башен у вайнахов сопровождалась ритуальным обрядом освящения огромных каменных плит, которые клались в основание башни. Они символизировали продолжение земной тверди, скалы, на которую опирается вселенная (Символ в традиционной культуре вайнахов. Албакова). Особый интерес для нас может представить «Илли (сказание) о том, как построили башню» в связи с переводом слов зиккурат (наблюдай за вершиной) и особенно Э-те-мен-ан-ки – знаменитой Вавилонской башни (Храм креугольного камня небес и земли):
«...Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт,
И только когда земля отказалась пить, положили первые камни,
Восемь огромных, образующих углы воув,
И был каждый камень ценою равен быку, а восемь — восьми быкам.
Их привезли с вершины горы, взявши из-под голубого льда...
Каждый камень везли 12 быков, ломая копыта от напряжения,
Каждый камень тесали 12 дней четыре каменотеса,
И стальные тесла крошились у них, будто сделанные из меди.
20 тесел каждый каменотес сломал о ребра камней,
И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!
Тогда четыре, как горы, седых старика смотрели и ощупали их,
...И каждый сказал: «Мы землю здесь поили густым молоком,
И камни эти, чтоб были крепки, напоим горячей кровью, —
Пусть свяжет кровь четыре угла, как род наш кровью связан,
И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!»
Был приведен баран, чья шерсть горных снегов белей,
И рога, сделав дважды полный круг, были, как копья, остры.
Тогда самый старый из стариков, рода старейший отец,
Взяв острый, как слово мудрого, нож, перерезал баранье горло,
И барана с перерезанным горлом, подвел к каждому угловому камню
И кровь закипела из-под ножа, словно горный поток бурля,
И каждый камень был обагрен горячей, как солнце, кровью.
...И вот 365 день, проснувшись, открыл глаза,
И сразу же хлынула дню в глаза просторная синева, —
Вместе с рассветом проснулся Янд, легко заскрипел ворот, —
Янд поднялся на башню, и у его ног расположились горы.
В последний раз напрягался канат, бесконечный как человечья память,
И последний раз ворот скрипел и пел, поднимая последний камень,
Закончена песня труда и камней — выше уже нельзя:
Над самою головою легкие облака плывут, скользя,
Садится солнце, и, пересекая Джейрах, воув бросает тень.
Так стал последним, замковым камнем 365 день».
(«Илли» — героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Чечено-ингушское издательство, Грозный, 1979 г.)

      Год по вайнахскому календарю ровнялся 365 дням. По неукоснительному обычаю строительство башни должно было завершиться в течение года.
После благополучного окончания боевой башни, мастер-строитель, поставив последний клинообразный камень, так называемый «дзёгыл» (з1огал), на верхушке ее красивого купола или «небесной крыши», «небесного яруса» — «сигил тхоу» («сигал тхов»), не слезал оттуда до тех пор, пока не получал особую «спускную плату» - быка, и в знак как бы подписи на своем произведении он оставлял отпечаток своей руки на известковой штукатурке башни у подножия. Окончание постройки, конечно, праздновалось со всей возможной у ингушей пышностью. Закалывался скот и устраивалось обильное угощение. (Н. Яковлев. Ингуши. Москва — Ленинград, 1925, с. 20)
Длина каждой из сторон зиккурата Э-те-мен-ан-ки 91,25 м., умноженная на 4 стороны дает нам число 365 — число дней солнечного года; сравним: число ступенек кровли классической пирамидальной башни у ингушей — 13; 13 умноженное на 4 стороны — 52 (количество недель в году), 52 умножаем на 7 (число дней недели, магическое число), получаем 364, плюс 1 день (шпиль, завершающий кровлю) — 365 дней; и совпадение здесь вряд ли случайно (Нахи: Предки и наследники шумеров).

Весеннее равноденствие, знаменующее собой вступление Солнца в знак зодиака Овна и начало астрономического года, было событием в жизни Ингушетии вплоть до конца XIX века. С началом астрономического года и земледельческого сезона связано почитание овна у кавказских народов, в частности, у ингушей.
После завершения основного пиршества, почетным гостям принято подавать символическое блюдо с тремя отварными частями этого животного: голова (передняя часть), грудинка (середина) и курдюк (конечная часть), числом три. (Надо сказать, геометрические символы: круг, треугольник, четырехугольник, куб, квадрат, издревле были весьма распространены среди ингушей, как и числовая магия).
Если умозрительно провести линию между этими частями и соединить их, мы получим треугольник. Он символизировал собой начало земледельческого сезона (связанное с началом астрономического года и весенним равноденствием), середину сезона — день летнего солнцестояния, который также широко отмечался и где главным был культ поклонения солнцу, и осеннее равноденствие, завершающее сезон.
Три части овна и треугольник также символизировали восход солнца, зенит и его закат; применительно к человеку — рождение, зрелость и смерть; а также тело, как материальную оболочку, душу и разум (интеллект).
Стол у кавказских народов был круглым и низким на трех ножках. У ингушей он назывался «шу». Дополняли стол («шу») пять треугольных стульчиков-скамеечек, опять на трех ножках и, обычно одинаковое у всех кавказских народов, цельное вырезанное деревянное блюдо почти на весь стол с чашей посредине. За стол садилось, по обычаю, только пятеро, и каждому в отдельности на блюдо подавалось пять кусков отварного мяса с кукурузным или пшеничным хлебом.
Чаша же со своим содержимым, обычно бульоном с острой приправой, была общей для всех сидящих за столом. Число пять в данном случае символизировало весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние и как особо значащее событие апогей солнца на день летнего солнцестояния.
Дополним информацию тем, что чаша на блюде символизировала солнце, как центр Вселенной и источник жизни всего живого на земле.
Накрытый стол, застолье на ингушском языке — «шу». (Родственные термины, обозначающие двоюродных братьев и сестер по имени матери (исключая потомство ее братьев), на ингушском языке «шуча». Видимо, этимология этого термина имеет связь с названием стола — «шу» и связано с далеким матриархатом, когда родовой клан состоял из потомков по женской линии. «Шуча» — возможно, «те, которые питаются за одним столом», т. е. имеют общий очаг и общую еду.
Этимология слов «шу» — «год», «шу» — «круглый стол», шу(в) — «линия» на ингушском созвучна с шумерским «шу» — как «внутреннее пространство Солнечной системы» (Нахи: Предки и наследники шумеров).
Какие же выводы мы с вами можем сделать из всего выше сказанного? В нашей жизни божественные законы так тесно переплелись с предрассудками и суевериями, что порой несведущему бывает трудно определить их границы. В этом смысле только знание способно указать нам истинный путь. Второй, не менее важный вывод – это то, что наука, наконец, уделила должное внимание нахским народам. Подумать только, культура, которую мы храним на протяжении веков, является ключом к разгадке тайн древних цивилизаций.
М. Куркиева

 

 

КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
К острым кишечным инфекциям относятся брюшной тиф, паратифы А и В, дизентерия, холера, инфекционный гепатит и др.
Этой группе заболеваний свойственны однотипная локализация возбудителя (кишечник), одинаковые механизмы и пути заражения (фекально-оральный, контактно-бытовой), сходные кишечные проявления болезни (расстройство функции кишечного тракта), а также общие принципы борьбы и профилактики. Источниками инфекции являются только больной человек и бактерионоситель, за исключением паратифа В, источником которого, кроме человека, могут быть некоторые животные (крупный рогатый скот, свиньи, птицы).
Особая роль в распространении кишечных инфекций принадлежит пищевому и водному путям, что связано с длительной выживаемостью возбудителей в воде и пище.
Как правило, пищевые продукты инфицируются возбудителями кишечных инфекций через грязные руки носителей или больных стертыми формами заболевания. Наибольшую опасность представляют лица, работающие на пищевых предприятиях. Пища может загрязняться через зараженную воду, которой моют пищевые продукты, столовую и кухонную посуду.
Заражение пищевых продуктов возможно также путем переноса возбудителей кишечных инфекций мухами и грызунами. Большую опасность в передаче инфекции представляют инфицированные пищевые продукты, которые перед употреблением не подвергаются термической обработке (винегреты, овощи, фрукты, ягоды и др.) или инфицируются после тепловой обработки (молоко, молочные продукты, творог, сметана, различные кулинарные изделия).
Исходя из общих закономерностей распространения инфекционных болезней, современная система борьбы с кишечными инфекциями включает меры, направленные на обезвреживание источника инфекции, разрыв путей распространения ее и повышение невосприимчивости населения. В профилактике этих инфекций важнейшими мероприятиями являются:
1. санитарное благоустройство жилищ, предприятий, упорядочение водоснабжения, удаление и обезвреживание нечистот и отбросов;
2. своевременное выявление на пищевых предприятиях и изоляция бактерионосителей;
3. строгое соблюдение правил личной гигиены работниками этих предприятий, повышение их санитарной культуры и грамотности;
4. соблюдение санитарно-гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды, тары, систематический контроль эффективности их санитарной обработки;
5. соблюдение установленных гигиенических требований на всех этапах переработки, хранения, реализации пищевых продуктов;
6. систематическая борьба с грызунами и мухами;
7. проведение профилактических прививок против кишечных инфекций по эпидемическим показателям.
Профилактика пищевых токсикоинфекций.
Мероприятия по предупреждению микробного загрязнения пищевых продуктов животного происхождения направлены на исключение прижизненного и посмертного инфицирования мяса и молока, а также на обеспечение необходимого санитарного режима при их получении и переработке. С этой целью на мясоперерабатывающих предприятиях осуществляется постоянный ветеринарно-санитарный надзор за убойными животными, условиями убоя скота, первичной обработки и разделки туш. Проводится тщательная ветеринарно-санитарная экспертиза мяса.
На предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли должны строго соблюдаться гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды и тары. Особое внимание обращают на размещение разделочных линии: должны быть исключены встречные потоки сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, пищевых отходов. Важно предусмотреть самостоятельные линии по переработке мяса птицы, особенно водоплавающей, а также соблюдение санитарных требований к содержанию инвентаря и столов этих линий.
Для защиты готовых изделий от заражения бактериями необходимо выделить специальные персонал, инвентарь и оборудование. Не менее важны для защиты продуктов от инфицирования строгое соблюдение персоналом правил личной гигиены, повышение его общей санитарной грамотности и культуры.
Большое значение имеют механизация и автоматизация производственных процессов, что позволяет облегчить труд, повысить качество продукции и улучшить санитарное состояние предприятия.
При широком использовании холода и тепла в процессе обработки и хранения продуктов и изделий создаются условия, ограничивающие жизнедеятельность возбудителей токсикоинфекций или вызывающие их гибель.
Известно, что даже при хорошо организованном ветеринарно-санитарном контроле не исключена возможность выпуска прижизненно инфицированных туш либо заражения их в процессе обработки и транспортировки. Поэтому использование холода при хранении продуктов, а также соблюдение режима тепловой обработки являются наиболее действенными мерами профилактики токсикоинфекций. К этим же мерам можно отнести и соблюдение сроков реализации пищевых продуктов, в частности, быструю реализацию готовых изделий. Особое внимание следует уделять фаршевым изделиям, в которых при нарушении технологического режима обработки и сроков реализации возможно обильное развитие микрофлоры.
Яйца водоплавающих птиц в связи с возможным обсеменением их сальмонеллами на предприятия общественного питания поступают только круто сваренными; предназначаются для приготовления окрошек, салатов и для реализации в буфетах. Варят их на специальных варочных пунктах: утиные яйца - в течение 13 мин, гусиные - 14 мин с момента закипания воды. Срок реализации вареных яиц: при наличии холода - до 5 суток, а при его отсутствии - 3 суток.

Н.Долтмурзиев, Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» по Республике Ингушетия

 

 

Пограничники пришли
на помощь
Семья Нурдина Хаштырова на личном автомобиле выехала в Джейрахский район на похороны. Надо особо отметить, что машина была новая, ещё толком не обкатанная. При подъезде к пограничному посту, сын Нурдина, сидевший за рулем, остановил автомобиль возле края дороги, и вместе с отцом вышел к пограничникам для проверки документов. Супруга Нурдина Райхант осталась в салоне. Разумеется, машину сын поставил на стояночный тормоз.

Дальнейшие события не поддаются никакому логическому объяснению. Непонятно как, но вдруг машина, стоявшая в опасной близости к пропасти, начала медленно катиться в эту самую пропасть. Первыми опасность заметили пограничники. Они криком обратили внимание Нурдина на происходящее. Нурдин попытался  руками остановить  автомобиль, но у него ничего не получилось. Тогда он чудом успел сесть в салон, но тормозить уже было поздно… Увидев, что произошло с родителями, сын Хаштыровых без раздумий прыгнул в пропасть в надежде спасти своих родителей. Автомобиль, несколько раз перевернувшись, лежал на искорёженной крыше у Ассы.
Пограничники бросились на помощь пострадавшим. По счастливой случайности все члены семьи Хаштыровых остались живы, но были в тяжелом состоянии, им требовалась срочная медицинская помощь.
Только посетив место аварии, можно понять, насколько тяжелой была ситуация, в которую попала семья.
Пограничники на носилках подняли на дорогу пострадавших, оказали им первую медицинскую помощь, предоставили сухую одежду и отвезли в больницу. Мало того,  пригнав на место падения автомашины автокран, они подняли из пропасти машину Хаштыровых и сделали всё это совершенно бескорыстно.
- У меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность нашим спасителям. Счастливы родители, имеющие таких сыновей, - говорит Райхант Хаштырова. – Я очень вас прошу назвать их всех поименно. Пусть Всевышний огородит наших пограничников от плохого. Здоровья им и счастья. Наша семья до конца своих дней будет  благодарна им за их человечность, и готовность помочь людям.
Мы присоединяемся к этим пожеланиям и  называем имена спасителей семьи Нурдина Хаштырова. Это пограничники из отделения «Таргим» пограничного управления ФСБ РФ по РИ старший прапорщик Михаил Зубцов, младший сержант Владимир Рен, младший сержант Антон Карманов. Благодаря их мужеству и решительности  были спасены люди, попавшие в тяжелейшую ситуацию.
- Это ответственные и добросовестные воины. На них всегда можно положиться, я горжусь своими подчиненными, - говорит начальник отделения «Таргим» подполковник Алексей Шаров.
Сами же пограничники не видят в своём поступке ничего сверхъестественного, справедливо полагая, что в помощи может нуждаться любой человек, и долг любого из нас помочь ближнему  в случае необходимости.
Но, думаю, руководство республики и командование пограничного управления по достоинству оценит действия Михаила  Зубцова, Владимира Рена и Антона Карманова.

М. Ханиев

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru