новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 61 (10002) суббота, 19 апреля 2008 года

Султан-Гирей Котиев
«Сердало» - трибуна и голос народа
Исторический очерк
Никто
Пути пройденного
у нас не отберет
Исполняется 85 лет со дня выхода первого номера Ордена «Знак Почета» общенациональной газеты «Сердало», одной из старейшей на Северном Кавказе, ставшей всенародно почитаемым периодическим изданием. Такое признание «Сердало» заслужила своим солидным возрастом, своей мудростью, своим авторитетом перед народом, чистотой и честностью, безупречностью и плодотворностью пройденного пути.
«Сердало» - газета с богатой историей, сохранившая как свое первоначальное название, так и свое первоначальное лицо – всегда идти вместе и в ногу с народом. Исторический путь газеты богат не только сроком прошедших лет, но и содержанием ее публикаций. В биографии «Сердало» ярко прослеживается весь жизненный путь нашего народа за последние 85 лет. Этапы этой биографии – это вехи истории ингушей.
Сегодня я хочу предложить читателям газеты свой очерк о славном пути, пройденном газетой «Сердало». Такое почетное поручение я, старейший журналист-публицист, проработавший около тридцати лет в «Сердало», получил от нынешней редакции газеты, чем я горжусь и безусловно рад.

Начало ингушского
печатного слова
«О том, как выходил народ из тьмы». Эти слова, взятые из романа нашего знаменитого литератора Идриса Базоркина «Из тьмы веков» как нельзя лучше характеризуют тот путь, по которому шли ингуши, выходя из вековой темноты к свету. Лучезарной звездой на этом пути стала газета «Сердало», первый номер которой вышел 1 мая 1923 года…
Рассказ о рождении газеты «Сердало», думается, следует начать с экскурса в историю Ингушского печатного слова. Правда, эта история не такая уж и далекая. Однако такой экскурс необходим для того, чтобы яснее представить себе условия жизни ингушского народа в канун рождения «Сердало».
В начале XX века в Ингушетии трудно было найти грамотного человека. Если и находили такого человека, то он был в большинстве случаях сельским муллой, едва научившимся читать Коран и умевшим немного толковать основы ислама. Не было школ, единственная школа в Ингушетии до 1910 года существовала в Назрани.
В 1910—1911 годы по жалобам и ходатайствам одного из первых просветителей-ингушей, публициста, большого патриота своей родины Магомета Чориевича Котиева было открыто в Ингушетии еще шесть школ. И здесь осуществлялась многовековая мечта ингушей – молодежь потянулась к знаниям.
Маленький ингушский народ, находившийся многие столетия в темноте, не имевший на родном языке письменности, хорошо знал цену просвещения и культуры. Однако царские власти всячески закрывали маленьким народам путь из тьмы к свету. Правда были попытки в свое время у наиболее образованных отдельных ингушей издавать свою газету на одном из языков: русском или арабском. Так, в 1906 году в городе Владикавказе пытался выпустить газету «Ровесники» Гоймарза Осканов из села Плиево. Издавать ее планировал он на арабском языке с последующим переводом на русский язык. Однако царская администрация запретила ее издавать.
Революционные комитеты, возникшие еще в ходе борьбы с белогвардейщиной и являвшееся чрезвычайными временными органами, с революционной энергией взялись за решение задач строительства новой жизни. Чтобы нести в гущу народа идеи революции и новой власти, ревкомы в то время начали издавать свои газеты. Одним из первых печатных органов в нашем крае следует считать издававшуюся с начала апреля 1920 года во Владикавказе (центре Терской области) газету «Коммунист» - орган областного бюро РКП(б) и областного ревкома, а через год – «Горская правда». Окружные ревкомы также стали издавать свои газеты. Так, 29 апреля 1920 года на русском языке вышел первый номер газеты «Красная Ингушетия» - орган ингушского революционного комитета. Она печаталась на одной стороне страницы, а другой, чистой стороной ее приклеивали к стене дома и те, кто умел читать, подходил к ней и читал. Позже она стала называться «Ингушская беднота».
За многовековую историю ингушского народа «Красная Ингушетия» и «Ингушская беднота» были первыми газетами Ингушетии. Путь становления и первых шагов этих газет представляет определенный общественный и исторический интерес.
Перелистывая сегодня пожелтевшие страницы этих газет, мы ощущаем дыхание тех далеких лет.
«Наше свободное слово» - так называлась опубликованная в первом номере «Красная Ингушетия» статья А-Г. Гойгова. Он писал: «Сегодняшний торжественный день должен остаться памятным для всякого ингуша, этот день нашего первого свободного печатного слова со дня нашего существования должен запечатлеться в сердце каждого сознательного ингуша, истинно любящего свободу и носителя этой свободы - Советскую власть».
В связи с началом весенних полевых работ газета бьет тревогу в связи с нехваткой сельхозинвентаря, в частности, плугов, а также семян.
По первым номерам «Красной Ингушетии» видно было, что ее делали журналисты, рабселькоры, активно участвующие в борьбе за новую жизнь.
По этому же пути следовала и «Ингушская беднота», объявившая беспощадную борьбу за утверждение идей новой власти в горской среде. Большую роль сыграла газета в борьбе с негативными явлениями в жизни горцев, в раскрепощении ингушской женщины, в укреплении дружбы между народами. Газета умело популяризировала все новое, прогрессивное. Известен такой случай. Хизир Орцханов, командующий ингушским партизанским отрядом, от имени красных партизан обратился в Назрановский окружной ревком с предложением об усилении борьбы против кровной мести. Газета «Ингушская беднота» подхватила эту инициативу и развернула на своих страницах борьбу по искоренению этого страшного явления в ингушской действительности. «Преступно и бессмысленно такое взаимное истребление теперь, - писала газета, - когда трудящиеся горцы уже понесли тысячи жертв в борьбе с деникинцами и когда необходимо тесное единение трудящихся для успешного завершения борьбы против белогвардейцев, буржуев, спекулянтов». («Ингушская беднота», 25 июня 1920 года). Газета требовала: «Весь гнев должен быть направлен против тех, кто защищает старые устои, когда человек был зверем для человека».
Газета «Ингушская беднота» на своих страницах гневно осуждала такой порок нации, как калым – предмет торга при выдаче замуж ингушских девушек. Этот уродливый обычай в ингушской среде, указывали авторы статей, не только унижает достоинство девушек, но и толкает молодежь на преступления, дабы была возможность уплатить калым при женитьбе.
Указанные газеты Ингушетии, как и другие газеты нашего края, выражали интересы рабочих и крестьянства. Они несли в народ ростки новой культуры, выражали думы и чаяния горцев о новой радостной жизни, их волю добиться подъема экономики и культуры.
Первые газеты дали возможность развить движение нештатных авторов - рабочих и сельских корреспондентов. С их помощью газеты на своих страницах освещали наиболее интересные факты, события, новшества в жизни Ингушетии. Ведущими авторами газетных статьей были известные ингушские просветители Заурбек Мальсагов, Абдул-Гамид Гойгов, Тембот Беков и другие. Газеты «Красная Ингушетия» и «Ингушская беднота» позволили подготовить определенную почву для создания газеты на родном языке.
… Шел 1920 год – третий год Октябрьской революции. К концу марта весь Северный Кавказ был освобожден от белогвардейцев и иностранных интервентов. С разгромом добровольческой армии Деникина вся Терская область стала советской. Горские народы, в том числе ингуши, вытесненные царскими колонизаторами с их родных плодородных земель в горные ущелья, освободились от национального угнетения, получили свободу. С победой революции менялся весь уклад жизни трудового народа, и люди, в первую очередь ингуши, вначале поверили, что все изменится в лучшую сторону, что новая власть станет истинно народной, справедливой и объективной, надеялись обрести подлинную свободу и национальную государственность.
В эти первые годы новой жизни ингуши начали обретать свою письменность на родном языке, а с нею и национальные печатные органы. Таким образом, в крае беспросветной темноты засияли лучи просвещения. Первой ласточкой в создании ингушской письменности да и первым национальным печатным органом явилась газета «Сердало», ставшая активной силой в духовном воспитании ингушского населения, в мобилизации его усилий в строительстве новой жизни.

Рождение новой газеты
Народный поэт, известный лингвист, один из первых авторов публикаций в газете «Сердало» Салман Озиев так вспоминал время подготовки к выпуску газеты «Сердало»: «…Нелегкая была задача создания газеты, выходящую на родном языке. Она была нужна народу как пища голодному, как вода для утоления жажды.
Печатное слово – родник культуры нации, оно способствует развитию культуры, а нация без культуры – неполноценна. Вопрос встал: какой из языков – русский, арабский или латинский – положить в основу ингушской письменности. Были представлены два варианта проекта: на основе латинского алфавита – З.Мальсагова, на основе русского алфавита – М.Альтемирова.
В 1920 году была создана комиссия, которая после обстоятельного изучения проектов приняла вариант на основе латинского алфавита. Это случилось 1922 году. Тогда же и решили выпускать газету на родном языке на основе латинского алфавита.
В то время еще не знали, как будет называться газета, которая впервые в истории народа будет выходить на ингушском языке. Нелегко оказалось решить и этот несложный вопрос. Для этого пришлось созвать специальное совещание. Там участники предложили ряд названий: «Свобода», «Счастье», «Новая жизнь» и другие. Послушав всех внимательно, Заурбек Мальсагов спокойно сказал: «Все названия, которые вы перечислили, могут быть даны газете. Наш ингушский народ, как и другие мелкие народы Кавказа, стремился из вечной темноты выйти к свету. Сегодня нашему народу право на это дано. Поэтому, если вы согласитесь, я считаю, что правильно будет нашу газету назвать «Свет» («Сердало»). Все согласились…»
Газета с таким оригинальным названием, на родном языке была принята ингушами, как бесценный подарок времени. «Сердало» стала не только трибуной народа, но и его голосом, стала пропагандистом всего нового в только что появившейся Ингушской государственности.
1.
Выпуск первого номера газеты «Сердало» был важным событием в жизни ингушского народа, не имевшего до этого своей письменности, а название газеты «Сердало» («Свет») символизировало движение народа из отсталости и тьмы к прогрессу, культуре и свету. Слово «Сердало» - это не только «Свет» по-русски, оно означает еще и «просвещение людей».
Ингушский писатель Ваха Хамхоев в одной из своих публикаций так образно представил себе день выхода первого номера «Сердало» и атмосферу, царившую в Ингушетии 1 мая 1923 года.
«…Народ ликует, празднует Первомай, а для ингушей праздник двойной. Живописный двухэтажный дом архитектуры XIX века под №1 на улице Бутырина города Владикавказа, столицы тогдашней Горской республики.
У входа в здание и в помещениях редакции царит дух сосредоточенной деловитости и неописуемой радости. Только что привезли из типографии 500 экземпляров первого в ингушской истории печатного издания – газеты «Сердало» на ингушском языке. Кабинет редактора и одновременно заведующего отделом народного образования Ингушского округа Заурбека Мальсагова полон людей: коллектив редакции, ответственные работники государственных учреждений Ингушетии, группы молодежи, которой предстоит через некоторое время распространить пахнувшие типографской краской экземпляры «Сердало» по всем горным аулам и плоскостным селениям Ингушетии. Здесь же многие известные люди.
На лицах радость, глаза горят чувством непередаваемого восторга. Они стоят у истоков великого дела, значение которого огромно и по сей день. Один из них вслух читает выдержку из передовицы «Трудовые ингуши»: «Сегодня вышел первый номер нашей родной газеты на ингушском языке. Так будем же ценить значение этого дня. Теперь перед нами лежит светлый путь, путь разума. Необъяснимо велика в этом деле роль газеты, выходящей на родном языке.
Изучайте нашу письменность, читайте нашу газету!»

Передовая статья подробно разъясняла трудящимся стоящие перед газетой задачи и призывала их принять участие в ее работе. Статья заканчивалась словами: «Пусть всегда нашу жизнь освещает «Сердало»!
В тот же день в региональной газете «Горская правда» вышла статья организатора «Сердало» Заурбека Куразовича Мальсагова. Статья называлась «Праздник Ингушетии». В ней говорилось:
«1 мая выходит первый номер первой ингушской газеты. Это событие имеет огромное значение не только в жизни Ингушетии, но и для всех горцев Северного Кавказа. Впервые за все время своего существования ингушские трудовые массы получили возможность непосредственно связаться с источниками культуры, которые до сих пор были для них труднодоступными. Последствия этого события не замедлят отразиться самым благотворным образом на жизнь Ингушетии.
Залогом этой уверенности служит тот живейший интерес, с которым принимают на местах известия о первой ингушской газете. Он вытекает не только из простого любопытства, но основывается также и на ясном и отчетливом сознании значения родной грамоты и ее насущной необходимости.
Со стороны чисто просветительной эта газета послужит могущественным фактором дальнейшего развития и укрепления нарастающего за последнее время интереса к школе.
Она позволит разрешить также и задачу ликвидации неграмотности, ликвидации, которая в нашей горской действительности мыслима в широких размерах лишь на основе родного языка. Наконец, она явится могучим орудием политического воспитания масс, которые в силу своей темноты плохо разбираются в политической обстановке и могут, благодаря этому, легко стать объектом самой разнообразной провокации.
... Все меры должны быть приняты для того, чтобы газета существовала, чтобы она проникла в самые заброшенные уголки и активно помогала становлению новой жизни в Ингушетии».
Каким организатором, редактором, знатоком русского и ингушского языков, каким человеком был Заурбек Мальсагов, на страницах «Сердало» в свое время рассказала Зинаида Куразовна Джамбулатова, известный историк, заслуженный деятель науки, родная сестра Заурбека. Вот что она писала о нем: «В 1920 году в Ингушетии была создана комиссия по сбору материалов для составления ингушской графики. Председателем комиссии был назначен 3. К. Мальсагов.
Он был автором проекта алфавита, одобренного Советом Народных Комиссаров Горской республики и рекомендованного всем горским народам как алфавитная основа. Таким образом, на Северном Кавказе первым в Ингушетии принят составленный Заурбеком на латинской основе алфавит. Это был первый важный шаг в сторону развития культуры ингушского народа, создания ингушской письменности. А это в свою очередь позволило создать первую ингушскую газету «Сердало», первым редактором которой стал он сам.
3. К. Мальсагов много внимания уделял народному образованию в Ингушетии. Его назначают заведующим Ингушского окружного отдела просвещения, затем - народным комиссаром просвещения Горской АССР и избирается членом Ингушского областного ревкома. Он окончил факультет языкознания и материальной культуры Ленинградского госуниверситета. После этого до конца своей жизни (1935 г.) работал директором Ингушского, а затем Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории языка и литературы»...
Благодаря своим организаторским способностям, З.К. Мальсагов сумел за короткое время создать дружный и вполне трудоспособный коллектив редакции и обеспечить регулярный выпуск газеты, распространять ее среди широких масс.
В актив газеты вошли Юсуп Албогачиев, Султан Альдиев, позже – Джабраил Хаматханов, Магомед Аушев, Салман и Ахмед Озиев, Абдул-Вогап Аушев, Хажбикар Муталиев, Хамзат Осмиев, Идрис Базоркин, Багаудин Зязиков, Сулейман Паров и другие.
Первый номер «Сердало» вышел небольшим тиражом - 500 экземпляров - и быстро разошелся по горным аулам Ингушетии. Повсюду крестьяне с большим восторгом встречали родную газету - первую ласточку ингушской культуры, несущую на своих крыльях свет новой жизни. Одновременно газета активно способствовала широкому распространению среди ингушского населения родной письменности.

Первые шаги становления «Сердало»
Освободившись из-под векового гнета царизма, ингушский народ широкой грудью вздохнул после победы Октябрьской революции.
Ингуши, как и другие народы России, надеялись, что новая власть, названная народной, всегда будет стоять на страже интересов трудового народа, поверили, что осуществление идей Октября - самый верный путь выхода народа из тьмы невежества и движения его к живительному свету. Поэтому и газета «Сердало» с первых дней активно включилась в борьбу за утверждение завоеваний Октября. Она поднимает самые острые и злободневные вопросы политической и хозяйственной жизни Ингушетии. Ее материалы носили боевой, наступательный характер. Газета поддерживала революционный дух горцев, призывала всех самоотверженно трудиться над восстановлением экономики Ингушетии. «Сердало» в те годы особое внимание уделяла переустройству деревни, потому что сельским хозяйством было занято почти все население края. Важной задачей газеты в этот период было научить ингушского крестьянина культуре земледелия, ознакомить его с сельскохозяйственной техникой.
С первых же своих номеров газета «Сердало» начала активно участвовать в ликвидации безграмотности. На ее страницах печатались и русский, и ингушский алфавиты. Здесь преследовалась такая цель: взрослые, умеющие читать на русском языке, и дети, обучающиеся в школах, быстрее могли овладеть родной письменностью. Борьба с безграмотностью в двадцатые и тридцатые годы стала главной темой газеты «Сердало». Рубрики и заголовки публикаций газеты тех лет «Изучайте грамоту, выходите из темноты!», «Свободу для желающих учиться», «Крестьянин, помни: неграмотность - твой враг», «Ликвидируем неграмотность», «Избы-читальни во всех аулах» и другие говорят сами за себя. Школьная жизнь не сходила со страниц «Сердало».
- Газета умело доносила всю правду жизни до самого широкого читателя, обращала внимание на то, что дело по обучению ингушского населения обстоит пока посредственно, мало учителей, книг, почти нет хороших школьных зданий. Газета звала массы к преодолению этих трудностей, широко информировала о каждой новой школе, клубе, о постановке нового спектакля и т.д.

Следует вспомнить еще один штрих из биографии главной и единственной газеты Ингушской автономной области. Первые годы существования «Сердало» совпали с годами, когда знаменитый Идрис Зязиков занимал должность первого секретаря Ингушского обкома ВКП(б). Чуть позже, присутствуя на ингушской писательской конференции, которая проходила в редакции газеты «Сердало», когда Тембот Беков прочитал на ингушском языке свое еще неопубликованное в печати стихотворение «Две Эпохи», Идрис Зязиков (поднявшись на трибуну) скажет: «Теперь кто сможет сказать, что ингушский язык беден, что на этом языке невозможно выразить глубокие мысли. Нет, наш язык ничуть не беднее других языков. Если его хорошо знаешь, то на нем можно выражать любые мысли».
Бывший редактор газеты «Сердало», хорошо помнящий первые годы издания газеты, Мустафа Льянов в одной из своих публикаций лет десять тому назад писал: «На страницах газеты «Сердало» широко освещалось строительство новых хозяйственных и промышленных предприятий в Ингушетии, таких как завод стеклотары во Владикавказе, хлебозавод в Шолхах, молзавод, завод «Электроинструмент», трикотажная фабрика в Назрани, Базоркинский консервный завод, курорт «Армхи», Алханчуртский канал и другие объекты, ставшие базой для формирования ингушского национального рабочего класса. Для ингушского народа это были великие стройки.
Строительство культурно-просветительных учреждений, открытие новых школ в каждом ингушском селе, рост культурно-оздоровительного уровня населения, успехи в спорте, в искусстве – все это находило свое отражение на страницах «Сердало».

(Продолжение
следует)

 

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru