новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 58 (9999) вторник, 15 апреля 2008 года

Интервью с заместителем руководителя УФССП по РИ
о нововведениях в исполнительном производстве
(Окончание.
Начало в № 56)

Впервые новый Закон N 229-ФЗ регламентирует порядок действий взыскателя, если ему неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. В указанном случае взыскатель вправе направить исполнительный документ и заявление главному судебному приставу субъекта Российской Федерации по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п.4 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то после поступления в подразделение судебных приставов такой документ немедленно передается судебному приставу, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение (п. 10 ст. 10 и пп.4 п.1 ст. 13 Закона N 229-ФЗ). Уточнено, что решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении такого исполнительного производства судебный пристав должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (п. 10 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
По-новому решается Законом N 229-ФЗ вопрос о совершении исполнительных действий судебным приставом вне подконтрольной ему территории. В случаях, когда судебному приставу необходимо совершить отдельные исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, он вправе поручить совершение таких действий и мер судебному приставу, чьи полномочия распространяются на данную территорию (п.6 ст. ЗЗ Закона N 229-ФЗ).
Впервые в новом Законе N 229-ФЗ отдельная глава посвящена вопросам вызовов и извещений. Указанные вопросы в Законе N 119-ФЗ не были затронуты. Решен спорный вопрос об уведомлении сторон о действиях судебного пристава: ему предоставлено право не уведомлять предварительно о своих действиях при исполнении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер (п.2 ст.24 Закона N 229-ФЗ). Во всех других случаях предварительное уведомление обязательно.
В новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся возбуждению исполнительного производства. Согласно обновленным правилам ст. 30 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ с заявлением взыскателя подается по месту жительства должника-гражданина, месту пребывания или месту нахождения его имущества, а в отношении организации- по юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
В случае если взыскателю неизвестно подразделение судебных приставов, которое должно возбудить исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ вместе с заявлением главному судебному приставу того субъекта Российской Федерации, где должны совершаться исполнительные действия. Главный пристав субъекта Российской Федерации перешлет их в соответствующее подразделение судебных приставов. Таким образом, разрешен спорный вопрос судебной практики о возможности направления исполнительного документа и в иное подразделение судебных приставов, которое якобы было обязано переслать его по назначению, но при этом такая обязанность нигде не была прописана.
В целом существующий порядок, в том числе очередность обращения взыскания на имущество должника, сохранен, при этом Закон N 229-ФЗ содержит нормы уточняющего характера. Так, более подробно прописаны особенности обращения взыскания на имущество должников-организаций (ст.94-97 Закона N 229-ФЗ). Урегулирован процесс обращения взыскания на имущество должника-организации при введении в отношении него процедур банкротства, а также при его ликвидации. Изменен порядок обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в кредитных организациях. Перечисление со счетов должника денежных средств производится на основании исполнительного документа и (или) постановления без представления в банк или иную кредитную организацию расчетных документов (п.2 ст.70 Закона N 229-ФЗ).
В случае если взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на нескольких счетах должника, судебный пристав обязан в постановлении указать, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства (п.З и 4 ст.70 Закона N 229-ФЗ). Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, в постановлении должно быть указано, в каких объеме и порядке наложенный арест снимается.
Впервые введен срок (три дня), в течение которого банк или иная кредитная организация обязаны исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании (п.5 ст.70 Закона N 229-ФЗ). В случае нарушения указанного срока банк или иная кредитная организация могут быть привлечены к административной ответственности в порядке ст. 114 Закона N 229-ФЗ.
Закон N 229-ФЗ установил перечень обстоятельств, при наличии которых банк или иная кредитная организация освобождаются от ответственности по ст. 114 Закона N 229-ФЗ. Указанные обстоятельства подтверждают отсутствие самой возможности исполнить требования исполнительного документа (п. 8 и 9 ст.70 Закона N 229-ФЗ), к которым отнесены: отсутствие на счетах должника денежных средств; арест, наложенный на денежные средства, находящиеся на счетах; приостановление операций с денежными средствами.
Обновлен порядок обращения взыскания на наличные денежные средства должника. По-прежнему предусматривается изъятие судебным приставом обнаруженных у должника наличных денежных средств, в том числе хранящихся в помещениях должника-организации либо в кредитных организациях. Введена обязанность судебного пристава сдавать изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов (п.1 ст.70 Закона N 229-ФЗ).
Новшества коснулись оценки имущества должника. В новом Законе появился перечень случаев, когда судебный пристав обязан привлечь оценщика для проведения оценки (п.2 и 3 ст.85 Закона N 229-ФЗ). Так, судебный пристав не вправе оценивать: имущество, стоимость которого заведомо превысит 30 тыс. руб.; недвижимое имущество; различные виды драгоценностей; коллекционные денежные знаки и предметы, имеющие историческую или художественную ценность; ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), а также имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах). Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов устанавливается судебным приставом. Он запрашивает цену у организатора торговли на РЦБ, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список допущенных к торгам либо в список управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда (п.5 ст.87 Закона N 229-ФЗ).
В Законе N 229-ФЗ представлены совершенно новые; доработанные с учетом имеющегося опыта положения о продаже арестованного имущества должника. Впервые предусмотрена информационная открытость сведений о реализуемом имуществе. Специализированная организация согласно п. 1 ст.87 Закона N 229-ФЗ обязана размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации. Определен перечень имущества, реализация которого возможна только на открытых торгах в форме аукциона (п.З ст.87 Закона N 229-ФЗ). Новый Закон содержит подробные правила реализации имущества на торгах. Данному мероприятию посвящена отдельная глава.
Появились правила, определяющие судьбу имущества, которое не удалось реализовать по первоначально определенной стоимости. Сначала нереализованное в течение месяца имущество подлежит уценке на 15%. Если и после уценки имущество не было реализовано в течение месяца, оно предлагается взыскателю. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на 25% ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава (пункты 10-12 ст.87 Закона N 229-ФЗ). Внесены изменения в порядок распределения взысканных средств. Новым Законом закреплен порядок зачисления взысканных денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, где они могут находиться не более пяти операционных дней (ст. 110 Закона N 229-ФЗ). Впервые появилось правило, в соответствии с которым невостребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет (п.2 ст. 110 Закона N 229-ФЗ).
Размер исполнительского сбора сохранился прежним (7% подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества; по исполнительным документам неимущественного характера: с гражданина - 500 руб., с организации - 5000 руб.). Впервые появилось определение понятия "исполнительский сбор". Под ним понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также в случаях неисполнения им исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства (ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается по истечении указанных выше сроков, если должник не представит судебному приставу доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Причем Закон N 229-ФЗ не поясняет, какие обстоятельства могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы.
В Законе N 229-ФЗ сохранены административные штрафы, налагаемые судебным приставом, на виновное лицо за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 113).
Следует отметить, что с 1 января 2008 г. вступили в силу новые нормы КоАП Российской Федерации: ст. 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера".
В соответствии со ст. 110 Закона N 229-ФЗ в первую очередь будут удовлетворяться в полном объеме требования взыскателя (в том числе возмещаться понесенные им расходы по совершению исполнительных действий); во вторую очередь будут возмещаться иные расходы по совершению исполнительных действий; в третью очередь - уплачиваться исполнительский сбор; в четвертую - погашаться штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В заключение нашей беседы, если попытаться сделать прогноз, насколько успешной может стать реализация такого закона на практике?
Новый Закон наделил судебных приставов широкими полномочиями, то есть дополнительными рычагами воздействия на недобросовестных должников, соответственно, появилось больше возможности реально исполнять требования судебных актов и актов других органов и должностных лиц. Важно то, чтобы общество и государство ощутили потребность в существовании органов принудительного исполнения, как одного из балансирующих факторов, необходимых для укрепления законности и правопорядка.
В Российской Федерации правозащитных институтов не меньше, чем в любой другой европейской стране. Не ставя под сомнение их необходимость и значимость, считаю, главным средством защиты прав должно быть не количество структур, а качественная система обеспечения такой защиты. Решающее слово в защите нарушенных конституционных прав должно принадлежать органам судебной власти и, соответственно, органам принудительного исполнения судебных актов и актов других органов и должностных лиц.

Пресс-служба УФССП России по РИ

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru