новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 22 (9964) четверг, 14 февраля 2008 года

Предчувствие  Олимпиады,
или Неисторические параллели
(Продолжение. Начало в №№ 16,17,18, 20, 21)
Сегодня мы относимся к занятиям спортивного характера однозначно, как к ценностям культуры. Уроки, посвященные в школе первоначальной подготовке детей  к физическим нагрузкам, тренировка их тела и духа  называются физической культурой. Однако, как и многие другие признанные ценности современной жизнедеятельности, спорт (как он известен нам сегодня) был в представлении общества забавой, игрой, легкомысленным времяпрепровождением и тому подобным занятием. У нас нет сведений о чисто спортивных занятиях народа Ингушетии в древности – все эти  навыки спортивного характера носили, конечно же, прикладной характер, помогали выживать в суровых условиях прошлого.
Оценка же спорта  как «забавы, требующей усилий» не исчезла, просто перекочевав в обывательскую сферу, когда в силу лени, невежества или равнодушия занятия физкультурой и спортом называются многими людьми, занятием второстепенного, малозначимого рода человеческой деятельности. Но если оставить в стороне все, на первый взгляд, убедительные и яркие по эмоциональному воздействию теории человеческого обустройства, светлого пути и цели государства, то, по большому счету, остается человек и его вера, его заблуждения, надежды, покаяние и при всем всегда – здоровье. Надо ли говорить, что в здоровом теле – здоровый дух? Надо! Миллион раз надо говорить, чтобы все больше людей поняли, что «ваш физический строй неизбежно переходит в ваше психическое состояние».  В этом плане очень интересны рассуждения, высказанные в работе выдающегося мыслителя XX века, голландского историка культуры Йохана Хейзинги. В своем фундаментальном труде « HOMO LUDENS» («Человек играющий»), посвященному  сущности значения игры как источника культуры (1938 г.),  Хейзинга, делая экскурс в историю Средневековой Европы, в частности,  отмечает:
 «…Состязания в ловкости, силе и выносливости издавна занимали важное место во всякой культуре, либо выступали исключительно в качестве юношеских  игр и праздничных увеселений. Феодальное общество Средневековья, собственно говоря, питало особый интерес только к турнирам. Турнир с его сильной драматизацией и аристократическим оформлением нельзя без оговорок назвать спортом. Одновременно он выполнял и театральную функцию. В нем активно участвовала только небольшая элита. В целом церковные идеалы исключали ценность телесных упражнений и радостной игры, связанной с физической силой, если только они не входили в аристократическое воспитание, хотя этнология представляет нам многочисленные факты того, как много и охотно люди Средневековья мерялись силой в игре. Эрудированный идеал гуманистов был так же мало, как и строго моралистический идеал Реформации и контрреформации, способен по-настоящему признать игру и телесные упражнения культурными ценностями. Вплоть до XVIII века не наблюдается больших изменений их мест в жизни.
 Главные формы спортивного состязания существуют очень давно и почти не меняются. В некоторых на передний план выступают испытание физической силы и быстроты как таковые. Сюда относится бег – обычный и на коньках, скачки и автомобильные гонки, поднятие тяжестей, стрельба по мишени и т.д. Хотя люди всегда бегали, гребли, плавали наперегонки, ныряли на продолжительность (…), эти формы состязания лишь в незначительной степени принимают формы организованных игр. Никто, однако, не поколеблется назвать их играми именно благодаря агональному принципу. Наряду с ними существуют такие формы, которые сами собой развиваются в организованные игры с системой правил. Особенно это относится к играм в мяч (…).
Рассмотрим теперь переход от случайных развлечений к твердо организованной системе клубов и соревнований. На голландских картинах XVII века можно видеть мужчин, старательно играющих клюшками в мяч, но об организации игр в клубах или специально учрежденных состязаниях, насколько мне известно, тогда приходилось слышать мало. Совершенно очевидно, что подобная жесткая организация легче всего прививается в играх, где группа играет против группы. Это тоже древний как мир процесс: деревня меряется силами с деревней, школа играет против школы, один район города – против другого. Прежде всего, это большие игры в мяч, которые требуют натренированной сыгранности постоянных команд, и именно отсюда возникает современный спорт.
… Развитие спортивного дела в последней четверти XIX века протекает таким образом, что игра воспринимается все серьезней. Правила становятся строже и постоянно детализируются. Уровень достижений непрерывно повышается. Каждому знакомы рисунки первой половины прошлого века, на которых игроки в крикет изображены в цилиндрах. Эти рисунки говорят сами за себя.
 Теперь, со все возрастающей систематизацией и дисциплинированности игры, нечто в ее чисто игровом содержании на долгое время утрачивается. Это обнаруживает себя  разделении на профессионалов и любителей. Игровая община дифференцирует тех, для кого игра уже не игра, и тех, кто хотя и обладает большими способностями, стоит рангом ниже настоящих игроков.
В нынешней общественной жизни спорт занимает место в стороне от культурного процесса, который разворачивается вне его пределов. В архаических культурах состязания часто были частью ритуальных празднеств. Они были необходимы как священные и освящающие действия. В современном спорте эта связь с культом полностью утрачена. Он стал совершено светским и не имеет никакой органической связи со структурой общества, если даже занятия спортом предписываются авторитетом правительства.
 Он является скорее самостоятельным выражением агональных инстинктов, чем фактором плодотворного коллективного чувства. Совершенство, с которым современная социальная техника так умело взвинчивает внешний эффект массовых демонстраций, ничего не меняет в том факте, что ни олимпиады, ни организация спорта в университетах, ни шумно пропагандируемые соревнования между странами не в состоянии поднять спорт до активной силы, созидающей стиль и культуру. Несмотря на все свое значение для участников и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большой части уже успел отмереть.
 Такое понимание идет вразрез с расхожим публичным мнением, для которого спорт является важнейшим игровым элементом нашей культуры. В действительности он потерял лучшее из своего игрового содержания…»

Знакомые многим поколения по школьным учебникам и вузовскому курсу Мартин Лютер и Жан Кальвин – идеологи реформации, подвижники протестантизма, понятное дело не могли ставить во главу угла спорт, организацию спортивных структур и учреждений. Лютер высказал свои 95 тезисов против индульгенции и догматов католицизма, а Жан Кальвин был диктатором Женевы – все это, если говорить образно, была одна команда. А с другой стороны осуществлялась контрреформация – команду противника в борьбе за умы европейцев представляла инквизиция. Как видим, если определить стороны в терминах состязательных характеристик, то Хейзинга прав, когда говорит, что игра появилась раньше политики.
Кстати, не случайно Хейзинга говорит об игре в мяч. На Кавказе, согласно множеству исторических свидетельств, издревле были известны игры в мяч – он был сделан из бычьего пузыря или в виде клубка из обрезков кожи. Игры, чем-то напоминающие известные нам хоккей, футбол и волейбол, несли в себе, вероятно, характер ритуальных значений. Однако они и воспитывали необходимые физические качества подрастающего поколения: ловкость, выносливость, силу, быстроту реакции. В этой связи интересен пример наших современников из индонезийского г. Бабакан (остров Ява), где юноши разыгрывают традиционный мяч по «огневому футболу». Вот уже пошел третий век, как ученики местной школы каждый год, вымочив кокосовый орех в нефти, поджигают его и этим «огненным мячом» играют в футбол. Играют они босиком, демонстрируя свое бесстрашие и умение избегать ожогов. Очевидно, что такие «забавы» носят и спортивный и ритуальный характер, еще раз подтверждая, что игра – часть культуры.
Остается сожалеть, что в школьной программе, как и прежде, все объясняется в ракурсе обычной исторической науки, до сих пор с трудном выходящей за рамки борьбы антагонистов. Стоит только один раз посмотреть на события истории через призму оригинальных идей, как человек начинает по другому смотреть на собственную историю, прошлое своего народа. Это умение и возможность смотреть под разным углом на одно явление, позволяет своевременно увидеть все сразу. Каждый историк мечтает об этом, но продолжает писать новые исследования так же, как его предшественники, тем же языком науки, штампами и выводами.
Однако мы отвлеклись и теперь возвращаемся к нашим неисторическим параллелям между спортом и обычным жизненным опытом, между олимпиадами с их великими результатами и возможностями отдельного человека быть здоровее, сильнее, красивее, и, разумеется, умнее.

VI  Олимпиада, проведение которой МОК в 1916 году поручил Берлину, не состоялась - в полном разгаре была Первая мировая война. На новом стадионе в Грюнвальде так никто и не увидел состязания олимпийского уровня. К тому времени уже был утвержден олимпийский флаг  с пятью переплетенными кольцами и признаны официальные языки МОК: французский, английский и немецкий, а столицей олимпийского движения был избран швейцарский город Лозанна.
  VII Олимпиада прошла в 1920 году в бельгийском г. Антверпен. В ней приняли участие спортсмены из 29 стран, однако спортсменов Советской России не пригласили: новому строю объявили политический и экономический бойкот. Не пригласили на олимпийские соревнования и Германию, которая двумя годами раньше оккупировала Бельгию.  «О, спорт - ты мир!» - провозглашал Пьер де Кубертен, но свежие раны не позволяют людям забыть  лишения и страдания.
К Олимпиаде готовились «на скорую руку» - времени было в обрез, но бельгийцы показали настоящую силу духа. Они в быстром темпе восстанавливали разрушенный войной родной город. Все улицы были украшены цветами и гирляндами, и почти над каждым домом развевался флаг страны. На  VII Олимпиаде по предложению Пьер де Кубертена, была возрождена античная традиция произнесения клятвы верности олимпийским идеалам. Ее произнес на открытии Игр бельгийский ватерполист и фехтовальщик Виктор Буан:
«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Восторг  зрителей вызвал и олимпийский флаг: белое полотнище с вышитыми на нем кольцами голубого, желтого, черного, зеленого и красного цвета. Пять колец символизируют пять континентов и все шесть цветов скомбинированы на флаге так, что отражают национальные цвета всех стран мира.
Как всегда, на Олимпиаде были показаны выдающиеся результаты. Героем Игр стал финский бегун Пааво Нурми, завоевавший две золотые и одну серебряную медаль. Его соотечественник стаер Ханнес Колехмайнен победил в марафоне. Этот замечательный спортсмен сумел в двух олимпиадах получить четыре золотых и одну серебряную медаль!
Специалисты отмечали после этих Игр, что помимо ряда рекордных результатов, было все же много  выступлений среднего уровня. Считается, что виной всему война, которая не позволила спортсменам готовится у себя дома в нормальных условиях
Нас же в этих Играх интересует турнир футболистов, собравший сборные из 14 стран.
В четвертьфинале футболисты Бельгии одолели сильную сборную Испании со счетом 3:1, затем они победили голландцев 3:0. В финале команда хозяев  VII Олимпиады встретилась с командой Чехословакии, которая  разгромила Югославию, Норвегию и Францию.
Стадион был переполнен зрителями, которые оглушительными криками встретили появление на поле «красных дьяволов» - футболистов Бельгии. Через 10 минут бельгийцы, отразив первые атаки противника, перехватили инициативу и вскоре реализовали пенальти. На 28 минуте счет стал 2:0. Перед окончанием первого тайма судья удалил с поля чехословацкого защитника за грубый снос бельгийского форварда. Однако защитник сборной Чехословакии ушел с поля не один – с ним ушла вся команда… Естественно, матч был остановлен, а футболисты Бельгии, 43 минуты демонстрировавшие высокое мастерство и содержательную игру, по праву были провозглашены чемпионами Олимпийских игр. Нужно ли говорить, что на стадионе в Антверпене в это время творилось что-то невообразимое? Пережившим войну людям как глоток воздуха для погибающего, была нужна эта победа! Чтобы весь остальной мир знал: они не сломлены, они возрождаются. А читатель, юный или даже  старый, должен сделать  еще один вывод: никогда нельзя уходить с места состязания просто так. Пусть вас осталось меньше и ваша команда заведомо считается «слабаком» - надо дать бой, надо попробовать сделать все, чтобы соперник начал уважать вас. Зря чехословацкая команда ушла с поля...

Я. Султыгов,
М. Костоева
(Продолжение
следует)

 

ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Председателю
контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия
Белхароеву М. К.

Уважаемый Магомед Курейшович!
Примите искренние поздравления в связи с присвоением Вам звания «Лучший финансовый контролер России».
Присвоение такого высокого звания является знаменательным событием для республики и результатом Вашего многолетнего упорного труда.
Ваш профессиональный опыт, глубокие знания и энергия, целеустремленность и мудрость, умение решать сложнейшие задачи явились залогом эффективности работы Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия.
Желаю Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, новых успехов в Вашей многотрудной работе на благо своему народу и Отечеству.

М.Б.ТАТРИЕВ
Заместитель Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Уважаемый Магомет Курейшович!
Искренне и сердечно поздравляю Вас с присвоением Вам высокого звания «Лучший финансовый контролер России».
Выражаю глубокую уверенность в том, что ежегодный конкурс ассоциации контрольно-счетных органов России по достоинству оценил Ваши знания в сфере экономики и финансов. Награждение очередным званием свидетельствует о Вашем высоком профессионализме.
Желаю Вам   больших успехов в профессиональной деятельности, здоровья, счастья и благополучия.

С уважением,
М. Ж. Алиев,
заместитель председателя комиссии по образованию, науке и культуре Народного Собрания Республики Ингушетия
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Уважаемый Магомет Курейшович!
Поздравляю Вас с присвоением Вам звания «Лучший финансовый контролер России»!
Искренне желаю крепкого здоровья, удачи, счастья, благополучия.
Уверен, что Ваш богатый опыт, человеческие качества, глубокие знания и высокий профессионализм будут востребованы еще многие годы на благо народа Ингушетии.
Добра и мира Вам и Вашим близким!

М.С-Г.Барахоев
Председатель ГТРК «Ингушетия»

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru