новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 158 (9926) вторник, 4 декабря 2007 года

Труд во славу Отечества
Будущее России за политикой Путина, считает член-корреспондент международной академии общественных наук Толдиев Идрис Османович.
Личные заслуги самого Толдиева высокого оценены государством.
«Почетный строитель России», «Заслуженный строитель Республики Ингушетия», кавалер «Ордена за заслуги» Идрис Толдиев - президент ЗАО «Декор», стал обладателем еще одной высокой награды - ордена «Во славу Отечества».
Церемония вручения наград состоялась в Москве в президентском отеле.
Международной академией общественных наук высоко оценены заслуги нашего земляка его «вклад в сохранение духовного исторического наследия Родины».
Об этом нам рассказал И.Толдиев по возвращении из столицы.
В этот день были удостоены высоких наград представители различных сфер деятельности страны: ученые, предприниматели, общественные, политические деятели, художники, артисты и многие другие. Наш земляк оказался в числе трех лучших представителей Российской Федерации в сфере предпринимательства, отмеченных такой наградой.
Идрису Толдиеву также вручено благодарственное письмо международной академии общественных наук, в котором говорится:
«Уважаемый Толдиев Идрис Османович!
От имени президиума международной академии общественных наук выражаем вам глубочайшую признательность за ваш значительный вклад в развитие научно-технического потенциала государства, способствующий укреплению экономического могущества и стабильности России, как государства с передовым научным мышлением, страны с богатейшими интеллектуальными возможностями.
Именно ваши светлые деяния составляют доблесть и славу нашей эпохи. Вашими благородными стараниями создается новейшая история обновленного Государства Российского – страны с героическим прошлым и великим будущим!
С чувством безмерной благодарности и глубоким уважением к вам».
Письмо подписано президентом международной академии общественных наук.
Когда заслуги наших соотечественников оцениваются на таком высоком уровне, чувствуешь гордость за своих земляков и за родную Ингушетию.
– Для меня это было настоящим сюрпризом, - рассказывает И. Толдиев.
– Но в письме на солидном гербовом бланке за подписью председателя отборочного комитета МАОН П.Стронского, сообщалось, что «согласно Решению за 3 59 от 03.09.2007 г. вам, как руководителю передового социально-ориентированного предприятия, присвоено звание члена–корреспондента международной академии общественных наук.
С чувством глубокого уважения к вам сообщаем также, что ваша кандидатура номинирована на награждение орденом «Во славу Отечества». И я поехал в Москву за наградой, которая, как сообщили, меня ожидала.
Почетной грамотой «За выдающиеся заслуги перед Российским государством, за утверждение в обществе идей толерантности и созидания» и грамотой «За обустройство земли Российской» награжден и коллектив, которым руководит Толдиев
На вопрос, из всех ваших многочисленных наград, какая вам дороже всего, Идрис не задумываясь ответил:
«Конечно, орден «За заслуги», врученный в Магасе президентом нашей республики».
Толдиев Идрис Османович строит объекты промышленного, гражданского, социального назначения с 1990 года. У него свой, особый стиль в строительстве, по деталям которого можно узнать «почерк» Толдиева.
Это, к примеру, Дом отдыха в селении Мужичи, детский дом для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в станице Орджоникидзевской, поликлиника кожно-венерического диспансера, кадетский корпус, главное управление центробанка, многоквартирные жилые дома в Магасе и многое другое.
Все объекты Толдиева построены с использованием самых современных технологий и высококачественных строительных материалов, как отечественных, так и зарубежных.
Имя его, как талантливого строителя и надежного партнера, известно далеко за пределами Ингушетии.
За семнадцать лет своей деятельности он построил и реконструировал более ста объектов различного профиля.
Как каждый патриот своей республики и страны, он переживает за будущее государства и старается, чтобы его вклад в общее дело послужил процветанию России.

М.ДЗАУРОВА

 

 

 

Ингушский героический эпос
Вышел в свет очередной, 5-й том «Антологии ингушского фольклора» (составление, предисловие и комментарии М.А.Матиева. Под общей редакцией И.А.Дахкильгова. Перевод Г.А.Гагиева). Этот том посвящен героико-эпическим песням ингушей.
Ингушские героико-эпические песни называются илли. Они являются вершинным жанром ингушского фольклора, вобравшим в себя лучшие достижения всех предыдущих жанров. И все же ингушские илли до недавних пор оставались мало известными.
До последнего времени было довольно сложно найти опубликованные тексты ингушских илли, т.к. имевшиеся ранее публикации длительное время не переиздавались. К тому же большинство этих песен до сих пор не переводилось на русский язык, что создавало определенные трудности для специалистов, не владеющих языком оригинала. Некоторые песни не издавались в советское время по идеологическим соображениям (например, песни, записанные М.Джабагиевым, И.Дахкильговым и др.). Отдельные илли были обнаружены в архивах лишь недавно («Махкинан»; тексты, записанные Ф.Горепекиным). В силу всех этих причин давно назрела необходимость издания сводного тома ингушских илли на двух языках – ингушском и русском.
Первые известные нам записи героико-эпических песен ингушей относятся ко второй половине ХIХ века. Большинство этих записей производилось на русском языке. В 1895 году в газете «Кавказ» на русском языке была опубликована «Песня о Чербыже» под названием «Махкинан» (искаженное имя ингушской богини Мехка-нана, что значит «Мать страны» или «Мать края»), в селе Гвилети за 20 лет до ее публикации. Первые записи текстов илли на ингушском языке были произведены Магометом Джабагиевым, а затем и Фомой Горепекиным в конце ХIХ – начале ХХ в.в.
В 1940 году Х.Б. Муталиев и Х. Осмиев издали сборник «Ингушский фольклор» на ингушском языке, в который были включены илли, записанные ими в 30-х годах ХХ века. Позже эти песни неоднократно переиздавались в фольклорных сборниках на ингушском и русском языках. В последние десятилетия илли записывались И.Дахкильговым, А.Танкиевым, А.Мальсаговым, Д.Картоевым, М.-Г.Аушевым, М.Халухоевым и другими. Впервые отдельным сборником ингушские героические песни были изданы на ингушском языке в 2002 году.1 
До сих пор актуальной оставалась проблема перевода илли на русский язык, т.к. к настоящему времени в переводе издано лишь несколько песен: «Гази Алдамов», «Махкинан», «Сын бедной вдовы», «Альбика и Жамарза Мадиевы», «О том, как построили башню» и часть песни «Гэйтак, сын Гялы».
Изучению ингушских илли посвятили свои работы З. Мальсагов, Д. Мальсагов, И. Дахкильгов, А. Танкиев, Б. Садулаев, М.Матиев, Р.Ужахова, Д.Чахкиев и другие исследователи.
Жанр этот зародился, бытовал и развивался в период, который принято называть героическим веком. В XIII-XIV вв. на равнине и предгорьях Северного Кавказа происходят сложные процессы: длительные и небывало жестокие войны, массовые переселения различных этносов, которые привели к кардинальным изменениям этнической карты края. На равнинной части современной Ингушетии поочередно сменяли друг друга такие кочевники и полукочевники, как золотоордынцы, полчища Тимура, калмыки, ногайцы, кумыки и адыги. Ингуши были частично истреблены, частично загнаны в горы. Однако все эти годы они не оставляли попыток вернуться на равнину. Такую возможность ингуши получили в XV- XVI вв. В XVIII веке этот процесс активизировался. Но возвращение ингушей с гор на плоскость проходило в сложных условиях. Немногочисленные переселенцы оказывались в окружении гораздо более многочисленных, сильных и враждебно настроенных соседей. Различия в образе жизни, внешнем облике, одежде, культуре, менталитете, религиозных воззрениях, традициях и обычаях также не способствовали сближению горцев и кочевников. Мало того, что ингуши были земледельцами и полуязычниками, они, в отличие от кочевых соседей, не знали развитых форм феодализма.
Ингушские переселенцы подвергались постоянным притеснениям со стороны иноземных феодалов. В ответ на это ингушские молодцы совершают набеги на их владения. По мере укрупнения ингушских сел на плоскости и в предгорьях  эти набеги становятся все более частыми, а со временем – и доходным промыслом для их участников. Наездники, грабившие иноземных князей и раздававшие добычу социально обездоленным, становятся объектом восхваления, воспевания, идеализации. Необходимо отметить, что ингуши строго различали обыкновенное воровство или грабеж, которые всячески осуждались, от набегов на притеснителей народа. Добыча, захваченная у князей в открытом и честном бою, называлась светлой, белой добычей («к1ай фос»). В ингушском фольклоре вырабатывается образ героя, защищающего бедный люд от разбойничьих шаек иноземных князей. В илли такой герой не только воспевается, но и всячески идеализируется. Он наделяется высокими моральными качествами, выработанными народом в его борьбе за свое существование.
Главным героем героико-эпических песен ингушей является обездоленный герой или же, наоборот, - известный предводитель набеговой дружины. Образ предводителя может быть как положительным, так и отрицательным. Обездоленный же герой во всех без исключения песнях показан не просто положительным, но и идеальным героем.
Эпических певцов уже в первой половине двадцатого века было настолько мало, что к ним относились как к чему-то экзотическому. Вот что, к примеру, писала газета «Грозненский рабочий» в 1938 году: «Назрань. Здесь проживает Эсмурза Куриев, которому скоро исполнится 100 лет. Старик бодр, хорошо сохранил слух и память. В памяти Эсмурзы Куриева сохранилось много событий… Эсмурза Куриев любит музыку. В часы отдыха он играет на горской «чондарг». Самодельная скрипка в руках  столетнего скрипача поёт о счастливой и радостной жизни ингушского народа».2 
Известный ингушский писатель А.-Г. Гойгов описывает случай, происшедший приблизительно в 1907 году в селе Гамурзиево: «Люди говорили, что Гермихан играет на самодельной скрипке «чондар» и неплохо поет…
- Сыграй и спой нам, Гермихан, о днях минувших, - попросил Сулумбек. – Мы с тобой ещё не раз умчимся за терские степи.
Гермихан молча сидел, опустив седую голову на грудь, будто ничего не слыша. Наконец он поднялся, достал смычок из конского волоса и стал его чистить полой своей черкески. Не торопясь, налаживал он свой «чондар».
Играл Гермихан хорошо, но пел своим низким вибрирующим голосом ещё лучше. О бурном Тереке, о сыпучих песках ногайских степей, о табунах диких коз, о погоне за ними, о единоборстве с полковником и о гибели друга он пел. Пела и плакала старая скрипка и плакал, роняя обильные слезы, старый наездник – абрек».3
Илли не имеют уже былого активного бытования в устной среде. Но их продолжают записывать и публиковать, к ним привлечено внимание читателей и исследователей. Огромна воспитательная роль героико-эпических песен. Хотя сегодня эти песни ушли в пассивный фонд фольклора, их публикация, исполнение на сцене, по радио или по телевидению, конечно же, оказывают воспитательное и эстетическое воздействие.
Большое влияние продолжают оказывать ингушские илли на развитие и, прежде всего, на особенности художественного языка ингушской литературы. В романах Идриса Базоркина «Из тьмы веков», Ибрагима Дахкильгова «Берд», Исы Кодзоева «Ингуши», драматических поэмах Тимура Кодзоева «Нясар и Ачам» и Саида Чахкиева «Чаша слёз», в романе в стихах Магомед-Саида Плиева «День скорби», многих других произведениях использованы сюжетные линии, имена героев, типические места и другие художественно-изобразительные средства ингушского героического эпоса. Заметно влияние ингушского героического эпоса и на творчество поэтов Тембота Бекова, Али Хашагульгова, Магомеда Вышегурова, Микаила Ахильгова, Ибрагима Торшхоева, Гирихана Гагиева, Азамат-Гирея Угурчиева, Рамзана Цурова.
Никогда до настоящего времени ингушские илли на русском языке в таком большом объеме не издавались. Думается, что эта книга станет хорошим подарком для всех, кто интересуется историей, языком, культурой и традициями ингушей.
Х.ШАХОВ

Использованная литература

1 «Г1алг1ай турпала иллеш» («Ингушские героические песни»). Сост. М.Матиев. Магас, 2002.

2 «Скрипач из Назрани». «Грозненский рабочий», 23 ноября 1938 года. Материал из архива Б.Газикова.

3 А-Г. С. Гойгов. Пробуждение. Повести и рассказы. Грозный, 1981. С.79.

 

 

ОТОПИТЕЛЬНЫЙ СЕЗОН
Пик печных пожаров приходится именно на отопительный сезон, на период холодов. Беспокоит то, что квартиросъемщики и домовладельцы, нечасто пользующиеся печами летом, в определенной степени теряют навыки в обращении с отопительными приборами, забывают о мерах предосторожности. Да и само печное оборудование со временем приходит в негодность. Все это очень негативно сказывается на обстановке с пожарами. Причины печных пожаров делятся на две группы. Во-первых, причиной возгорания может быть нарушение правил устройства печи. Недостаточные разделки дымовых труб в местах их прохождения через деревянные перекрытия, а также малые отступки-расстояние между стенками печи и деревянными конструкциями перегородок и стен дома нередко приводят к пожарам. Сюда же можно отнести отсутствие притопочного листа, в результате чего выпавшие угли воспламеняют пол. Неправильно сложенная печь - как бомба замедленного действия, все эти нарушения чаще всего дают знать о себе при длительной эксплуатации печи. Необходимо помнить, что в печи ценится, помимо хорошей тяги, теплоотдачи, экономичности и эстетических качеств, безопасность, поэтому советуем при кладке печей пользоваться услугами профессионалов-печников, имеющих соответствующую квалификацию. Нельзя топить печи с открытыми дверками, сушить на них одежду, дрова и другие материалы, а поверхности отопительных приборов и дымоходов необходимо систематически очищать от пыли и белить, обнаруженные в печи трещины своевременно заделывать.
Пожары по причине нарушения требований пожарной безопасности при устройстве печей и дымоходов имеют массовый характер, от них страдают различные слои насиления, и не только население. Обеспеченные граждане не предпочитают поручать строительство дач, в том числе кладку каминов и печей, фирмам, специализирующимся на отделке. За дорогой евроотделкой зачастую скрывается плохое качество. Возгорание происходит из-за того, что проекты каминов и печей не разрабатываются или разрабатываются не специалистами по печному отоплению, которые порой просто не знают необходимых требований по устройству разделок и отпуск печи и, естественно, не выполняют их. Они, видимо, считают, что отступки съедают пространство помещений, а разделки нарушают прямоту и изящество линий дымохода, от чего страдает интерьер помещения. Порой горе-проектанты забывают о том, что под печь должен возводиться самостоятельный фундамент. Только в этом случае кладка печи не будет подвержена растрескиванию при усадках здания. Тоже самое печники-шабашники, они не станут производить затирку раствора по всей плоскости между рядами кирпичей, отсюда щели в кладке. В настоящее время, когда из-за социальных проблем домовладельцы и квартиросъемщики зачастую не уделяют должного внимания печному отоплению и допускают его эксплуатацию в неисправном состоянии, сотрудники госпожнадзора вместе с представителями исполнительных органов власти должны уделять внимание этой проблеме круглый год. Ведь кладка печей и их ремонт ведутся постоянно. Поэтому еще раз предупреждаем: граждане! Все печи и дымоходы должны быть отремонтированы, очищены и тщательно проверены.
Дорогие граждане, напоминаем вам - последствия пожара несопоставимы ни с какими расходами на ремонт домашнего очага.
Ю.Балаев,

ст. инспектор ОГПН ГУ МЧС РИ по Сунженскому району, ст. лейтенант вн.сл.

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru