новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 141 (9516); четверг, 16 декабря 2004 года

К 60-летию Великой Победы

Мужество и стойкость


С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто приближал Великую Победу, кто, не жалея сил, храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Проявляя мужество и стойкость в боях с немецкими захватчиками, наши земляки защищали честь и достоинство своего народа.
Из числа бывших 12 участников Великой Отечественной войны села Инарки, Малгобекского района, только один и здравствует сегодня- Картоев Султан Бибихаджиевич, 1912 года рождения. Он прошел Великую Отечественную войну с 1941 по 1944 год.
До призыва в Советскую армию Султан Бибихаджиевич жил вместе с родителями в с. Инарки, Малгобекского района. Отсюда он и ушел на ратную службу.
Он проходил службу в п. Марьянка Киевской области, когда внезапно грянула война. Недолго думая, Султан Картоев написал рапорт на имя командующего и ушел добровольцем на фронт. До конца 1944 года он прошел войну в составе 645 полка 105-й дивизии. Участвовал в кровопролитных боях за освобождение Киева. Наш земляк проявлял неимоверную стойкость и выдержку, был там, где опасно, брал на себя ответственные задания по обнаружению и уничтожению врага. В 1944 году получил осколочное ранение правого предплечья. Из госпиталя Султан Бибихаджиевич вышел уже инвалидом. С болью в душе вспоминает ветеран о своем брате, пропавшем без вести на войне, который служил в Московской области, был командиром взвода. Взвод его брата полностью погиб, никому не удалось выжить.
За проявленные в годы войны мужество и героизм, Султан Бибихаджиевич Картоев, как и многие его земляки, был представлен к правительственным наградам. Но он их не получил: в 1944 году его народ выслали в Казахстан. Сейчас ветеран и участник войны, инвалид I группы живет в родном селе Инарки. Воспитал шестерых прекрасных детей, имеет 13 внуков. В преклонном возрасте - 92 года - он бодр и энергичен. Не утратил былого чувства юмора, это лишнее подтверждение тому, что он в молодости был веселым, неунывающим человеком. Во время нашей встречи много безгранично добрых слов было сказано участником войны в адрес Президента Мурата Магометовича Зязикова за его теплое внимание к ветеранам войны, благодаря которому Султан Бибихаджиевич получил автомашину "Ока".
"Из своего жизненного опыта, хорошо разбираясь в людях, я могу уверенно сказать, что Мурат Магометович - человек с мудрым сердцем и чистой совести, преданный патриот своего народа", - сказал ветеран.
Не обходит своим вниманием ветеранов и руководители районной администрации, которые подвели воду, благоустроили улицу, где проживает ветеран. Им он адресует слова благодарности.
Единственное, что волновало седого солдата, это сегодняшняя ситуация, когда случаются преступления. Он твердо верит в светлое будущее нашей республики.
С приближением 60-летия Великой Победы мы желаем всем ветеранам, участникам той страшной войны, здоровья и долгих лет жизни.
Очень радует, что работники служб соцзащиты, главы администраций городов и районов республики изыскивают, несмотря на трудности, возможность помочь этим достойным людям морально и материально.

Р. КАРТОЕВА




СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ

Эти места называют благодатными


Селение Верхние Ачалуки основано в 1860 году и состояло из двух дворов. С момента образования прошло 144 года. За этот период село превратилось в густонаселенный пункт. На сегодняшний день там проживает около 9 тысяч человек. И это не считая граждан, относящихся к числу вынужденных переселенцев из соседних республик. Более подробно о жизни села, изменениях, произошедших за последнее время, в интервью с нашим корреспондентом рассказал глава администрации с. Верхние Ачалуки Иса Магомедович Чапанов.
- Иса Магомедович, уже третий год Вы возглавляете данный населенный пункт. С чего Вы начали свою работу?
- Конечно же, проблем в селе было не мало. Перед тем, как приступить к работе, нами была изучена и проанализирована ситуация в селе и предприняты определенные шаги в благоустройстве села. Разумеется, происходило это все при поддержке руководства республики, которое старается уделять больше внимания вопросам села, так как именно в сельских местностях сосредоточена основная численность населения республики. В частности, в селе ощущалась необходимость в решении вопросов, связанных с прокладкой водопроводов, заменой трансформаторов, социальной защитой населения. Думаю, что за этот промежуток времени нам удалось решить ряд проблем.
- Какая работа проделана администрацией села в части социальной поддержки населения. Сколько граждан, относящихся к категориям трудоспособных и социально незащищенных, а также нуждающихся в государственной поддержке проживает в Верхних Ачалуках?
- В этом направлении нами предпринято ряд мер, которые позволили как-то поддержать граждан, относящихся к перечисленным Вами категориям. На сегодняшний день из всего числа жителей села к трудоспособным относится 2 тыс. 400 человек. В селе проживают 9 афганцев, 7 ветеранов Великой Отечественной войны, 11 одиноких и престарелых граждан, 862 пенсионера, а также инвалиды 1 и 2 групп. В части их поддержки администрацией по мере возможности выделяется одиноким престарелым гражданам и инвалидам материальная помощь в размере 1000 и 500 рублей. Что же касается пенсионеров, то выплата денежных средств осуществляется вовремя и без задержек. Это же касается вопросов, связанных с выплатой детских пособий. В настоящее время нами принимаются меры, направленные на улучшение жилищных условий ветеранов. Как и другим ветеранам ВОВ, им выделяются автомашины "Ока", что является для них существенной поддержкой. Это работа продолжается, надеюсь, что вскоре все они будут обеспечены указанными автомобилями. Тем более, что эта задача, отнесенна Президентом республики к числу приоритетных, то есть имеется в виду забота о ветеранах.
- Хотелось бы, чтобы Вы немного рассказали о работе, осуществляемой в сфере строительства и производства...
- Такая работа, конечно же, ведется, хотя нельзя сказать, что она существенная, в виду отсутствия производственных предприятий. Но в селе есть одно Государственное унитарное предприятие "Ачалуки", занимающееся сельскохозяйственной деятельностью. На этом предприятии заняты местные жители. В условиях безработицы наличие подобных предприятий является очень важной необходимостью. Директором данного хозяйства оказывается помощь местному населению. В частности, в этом году им выделены для ветеранов ячмень, солома для скота, люцерна, 100 гектаров площади под сенокос и многое другое. И это, конечно же, нельзя не отметить. В плане строительства в селе проложены тротуары для пешеходов длиной два километра. Это была давно назревшая проблема, требовавшая своего решения. В первую очередь это решает вопросы безопасности детей, которые каждый день ходят по этим дорогам в школу, а во-вторых, это улучшает вид самого села. Кроме того, нам удалось заменить старые трансформаторы на новые, что решило проблему с обеспечением определенных частей села электроэнергией. На это была направлена работа, связанная с заменой старых деревянных столбов, по которым проходят линии электропередач, на новые, из бетона. На это требовались значительные средства. Руководство республики пошло нам на встречу, и потому проблемы удалось разрешить. Ни одну из проблем мы не решаем без поддержки главы Малгобекской районной администрации, который взял на себя многие вопросы, требующие и нашедшие решения. В частности, для отделения скорой помощи выделено помещение.
- Что делается в селе для развития сферы образования. Какие перемены произошли в этом направлении?
- Ни для кого не секрет, что образованию в республике стали уделять все больше внимания. Как мы знаем, наши учителя первыми среди всех субъектов федерации получили прибавку к зарплате, что немаловажно для педагогического работника, чья зарплата была мизерной. На сегодняшний день в селе функционируют две школы. Недавно при помощи главы районной администрации Богатырева Гелани обеспечена подача воды в дом педагогических работников. Как и другие учителя, наши педагоги ощущают поддержку Министерства образования республики. Наши ребята участвуют в различных олимпиадах и добиваются определенных успехов.
- В настоящее время в республике проходит призывная кампания. Сколько новобранцев из вашего села пополнят ряды Вооруженных сил России? - Подготовка к проходящей призывной кампании нами была начата еще до ее начала. В частности, уточнялись списки призывников, подлежащих службе в российской армии. Думаю, что более двух десятков человека в этом году уйдут в армию и приедут, достойно отслужив и добившись хороших успехов. Как и в прошлые годы, в этом году мы сделаем все, чтобы обеспечить призыв в селе, тем более, что большинство из призывников уходят в армию добровольно.
В этой работе мы взаимодействуем с районным комиссариатом. На сегодняшний день 5 человек отправлено в армию, а еще 5 призывников ждут своей очереди. Думаю, до конца декабря мы с этой работой справимся.
Те, кто служит в армии, достойно представляют свою республику, а в адрес некоторых родителей поступают благодарственные письма.
- В начале беседы Вы сказали о наличии на территории села беженцев из Северной Осетии и Чечни. Какая работа ведется с этой частью населения?
- К сожалению, на территории нашего села имеются граждане, вынужденные в ходе военных событий покинуть свои села, и потерявшие в ходе этих событий нажитое имущество. Все они стоят на учете в миграционной службе. За последнее время многие переселенцы из Чечни, в отличии от беженцев из Северной Осетии, получили возможность вернуться к себе домой.
Ну, а тем, кто не желает вернуться в места прежнего постоянного проживания, на родину, предоставляется жилье. Как и в других селах, и в нашем селе планируется строительство жилья для подобной категории граждан. Эта работа начнется в весенние месяцы следующего года.

Х. БЕКОВА




ВЛАСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

ГРАНЬ МЕЖДУ НАЦИЕЙ И ЭТНОСОМ


Понятия нация и этнос, несмотря на свою научность, широко используются в общении, при этом чаще можно слышать слово нация, нежели этнос. Несмотря на то, что эти понятия существенно различаются - нация, этнос, народ нередко употребляются как синонимы. В определенном случае это допустимо, поскольку этнос является тем основанием, из которого развивается нация. Если обратиться к научной формулировке, то этнос - это "исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании (этнониме, в данном случае, г1алг1ай)". Нация, обладая всеми вышеперечисленными характеристиками, отличается от этнической общности несколькими важными характеристиками. Нация это более зрелая в государственно-политическом и социально-экономическом отношении общность людей. В отличие от этнической общности нация формирует устойчивые структуры власти, а также развитую систему экономики и социальных институтов. И, наконец, нация вырабатывает национальную идею своего существования как отражение и воплощение национальных идеалов (над этим работают интеллигенция, ученые, политики). Этническая же идея, четко не сформулирована, не отражена в письменных документах, она "растворена" в народе, сосредоточена в фольклоре, идеалах, ценностях, традициях и через это передается из поколения в поколение. Таким образом, этносы редко обладают собственной государственностью (в смысле, распространившейся во всем мире, европейской модели национального государства).

С момента образования СССР большая часть народов-этносов стала обладать статусом наций, в том понимании, что этносы стали обладать формой государственности - автономными республиками, со своими структурами власти. Эти обстоятельства способствовали формированию и развитию национально-этнического сознания, а также национально-государственного сознания, которое определялось принадлежностью к советскому государству. Идеология советского государства, направленная на стирание национально-культурных различий, не придавала существенного значения феномену национально-этнического сознания, нередко подавляла его. Пока ряд социально-политических катаклизм не выявил особую силу и живучесть всего того, что связанно с этничностью. К ряду негативных событий, особо актуализировавших этнические проблемы, следует отнести:
- изменения естественных границ расселения этносов;
- отторжение территорий;
- слияние двух самостоятельных автономий в одну, что приводило к раздробленности народа, раздельному существованию его частей в различных республиках и др. Так, к примеру, появились ингуши: казахстанские, чеченские, осетинские и т.п.
Переживание народом подобных процессов, особенно депортаций, ослабляло не только национально-этническое самосознание ингушей, но и "стирало" представления о единстве нации-этноса и др. Все это в прошлом. А поэтому можно отметить, что при всех катаклизмах, ингушам удавалось сохранять устойчивость этнического сознания (обратитесь к формулировке), тогда как национальное сознание в современной истории оставалось слабо выраженным. Оно, в первую очередь, определяется стремлением народа не разрушать, а сохранять политическую власть - как символ своего единства, олицетворение и воплощение идеи государственности. Во всем мире с нацией связывается этатистское (государственное) сознание и система власти.
Опыт функционирования ингушской государственности сравнительно мал (с учетом всего немногим более 30 лет). Но даже те непродолжительные годы существования ингушской автономии (20-30гг. 20-го, 4 года 21-го столетия) свидетельствуют, что только политическая стабильность, сплоченность и поддержка республиканской власти могли обеспечить нормальную жизнь и перспективы развития республики. Надо отметить, что данные исторические процессы целенаправленно изучались и анализировались президентом Ингушетии М.М.Зязиковым. Учитывая сложности, которые преодолевает вся страна, понятно, что республика не может быть "оазисом" благополучия в северокавказском регионе. Но несмотря на это, одна из сторон его деятельности направлена на возрождение и развитие в ингушском народе этатистской (государственнической) культуры, начало которой было положено в 20-30-х годах XX в. Интуиция государственника подсказывает ему, что сегодня речь идет не столько о хлебе насущном (милость Всевышнего не покидала нас и в более тягостные времена), сколько о дальнейшем политическом росте Ингушетии. Это важно, хотя бы даже в региональном контексте. Уверена, что результаты его усилий мы оценим позже.
В отличие от своего предшественника, деятельность М.М. Зязикова отличается еще и тем, что он обращается к жизненно важным смыслам ингушского народа. Осмысливая его историческое прошлое, самоощущение настоящего, он стремится закладывать основы будущей жизни, соизмеряясь с требованиями времени. В столь сложное время он пытается не упустить исторический шанс: развить и укрепить ингушскую нацию. Даже в одном идейно-духовном плане это сложнейшая задача. Необходимо не только увидеть, но почти осязаемо прочувствовать духовный потенциал народа, его современное состояние. Поднять ценностный уровень его добродетелей: трудолюбия, мужества, терпимости, рассудительности, щедрости, так, чтобы они служили обществу, определяли межличностные отношения и социальную направленность.
Известно, что селевые оползни и другие стихийные бедствия в горной Ингушетии не редкость. Они случались и раньше, народ как умел, так и выживал, отстраивался своими силами, довольствуясь, в лучшем случае, доставкой продуктов с "большой земли". Прошло более двух лет как на горные села вновь обрушилось стихийное бедствие и правительство оказало конкретную помощь горцам. Но речь не о помощи как таковой, хотя и о ней тоже. С каждым посещением горных сел, президенту было важно донести до жителей то, что они, являясь гражданами республики, имеют полное право рассчитывать на опеку и внимание со стороны государства. Что горный край Ингушетии - это не только места, красоту которых может оценить только "созерцающая интеллигенция" и "очень дорогие гости", но и земля, которая должна процветать, преумножая горское население.
Необходимая мера этатизма включает не только законопослушание, но и понимание того, что без консолидации вокруг власти, главы республики, Ингушетия не будет представлять собой полноценный политический субъект, с которым следует налаживать серьезные отношения. Только благодаря своему умению сплотиться, Ингушетия выигрывала в периоды исторических перипетий.
Ситуация в России конца XIX - начала XX вв. во многом перекликается с событиями конца XX - начала XXI вв., когда "молох" политических перемен "перемалывал" судьбы народов, разрушал империи и государства. О свойствах таких периодов, вовлекать и разрушать хрупкие этнические образования, писал и известный ингушский просветитель и политический деятель В.Джабагиев. Малые народы, втягиваясь в "политические игры" различного, порой совершенно чуждого толка, подвергаются радикальному разрушению, утрачивают государственность, цивилизационные и культурные обретения, ввергаются в межнациональные конфликты, которые активизируются и финансируются различными силами.
Достаточно вспомнить события в Ингушетии конца 20-х гг. XX в., когда, прежде чем упразднить динамично развивающуюся Ингушскую автономную область, лишить ее, прежде всего, политического и экономического потенциала, необходимо было "обезглавить" республику. Так, после грязной клеветы и травли руководитель Ингушской автономной области Зязиков был сначала отстранен от должности, а затем и осужден. Только после этого беспрепятственно реализовались планы по отторжению территорий и дальнейшее упразднение республики.
Современная мировая история также изобилует примерами, когда в целях радикальных (насильственных) изменений государственных систем (Югославия, Румыния, Ирак и др.) уничтожались или дискредитировались главы государств, лидеры движений. Либо вообще, отсекались всякие возможности для образования государства. К примеру, многомиллионный курдский народ, разделенный между Ираком, Турцией, Сирией и собственно курдскими территориями, с начала ХХ в. ведет борьбу за создание курдского государства. В осуществлении данного факта изначально препятствовала Великобритания, которая, исходя из своих интересов, первая определила роль курдского народа как разменного "объекта-манипулятора". Через разобщенные курдские движения она (а вслед за ней и Америка) воздействовала на Турцию, Ирак, Сирию. Последние, в свою очередь оспаривая доступ к водным и нефтяным ресурсам, также использовали курдский фактор, оказывая через него давление друг на друга. Существование раздробленного курдского народа выгодно как Америке, Англии, так и соседним государствам, заинтересованным в сохранении "манипулятивного" рычага в этом регионе. Совсем по-иному решалась бы судьба курдов, имей они единого руководителя, вокруг которого объединился бы народ.
В переломные периоды истории массам всегда отводилась роль "движущей" силы, осуществляющей заданную "кем-то" идею, будь то переворот, противостояние. В массах культивировалось состояние недовольства и оппозиционности к власти, словом, все то, что отвлекало бы людей от насущной повседневной жизни и создавало бы предпосылки для дестабилизации, конфликтных столкновений, захвата власти, и т.п.
Как это отражается на политическом статусе субъекта? Во-первых, пока народ разрывают противоборствующие группировки или противостояние властному центру, который по сути (какой бы он ни был) является единственным основанием его состоятельности как государственно-политического субъекта, соседствующие политические субъекты (республики) извлекают из данной ситуации определенную выгоду, они:
- усиливают свои консолидирующие тенденции, таким образом обеспечивается общественная стабильность;
- на фоне разъедающего противоречиями "соседа" другие стремятся выглядеть последовательными, надежными и конструктивными для диалога: политического, экономического, культурного.
Не случайно, разрабатывая стратегию развития Ингушетии, М.М.Зязиков добивается внедрения и функционирования в обществе цивилизованных форм общественных взаимоотношений. Он старается поднять социально-политический статус ингушского народа, призывая демонстрировать этатистское (государственное) сознание, уровень которого определяется сплоченностью народа вокруг власти (традиционно такой пример в регионе демонстрировали Северная Осетия, Кабардино-Балкария).
Символы государственности во все времена были очень важными и даже сакральными (священными) атрибутами. Гербы, символика на знаменах, орденах и различных наградах, как и сами награды, отображали идеи, идеалы, ценности общества. Они являлись не только репрезентантами государственности, но поддерживали нормальное чувство патриотизма, национальной и государственной гордости. Без чувства принадлежности к государству, республике невозможен не только патриотизм, но и элементарное стремление человека к успешной социализации, т.е. к осуществлению гражданином своих жизненных целей, желаний. Одним из ярких и отличительных способов выражения двустороннего признания гражданином государства и государством гражданина являются государственные награды.
Ингушский народ, по известным историческим причинам, определенное время не имел возможности полноценно демонстрировать свою гражданскую приверженность, ощущать свое гражданское признание и единство в российском социуме, в связи с чем существенно проигрывал. Эти обстоятельства, далеко непростые с точки зрения социальной психологии, могли способствовать отчужденности и развитию национально-этнической общности в отрыве от общегосударственного контекста. В условиях многонационального государства (каковым является Россия), такая ситуация чревата тем, что выталкивает народ на "обочину" общественного развития, ставит его в положение "маргинального" по отношению к государственной идеи и идеологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями как для народа, так и для отдельных ее представителей.
М.М.Зязиков использует награды, как один из эффективных политических способов, обеспечивающих интеграцию ингушей в выгодные для них общероссийские процессы, расширяя тем самым его деятельностные возможности. Если не лукавить - государственные награды - вещь всегда приятная. Президент, по праву награждая трудящихся республики, формирует тем самым одно из важных оснований, без которого туманна перспектива будущего ингушского народа - государственное сознание, чувство сопричастности каждого ингуша процессу творения судьбы своего народа, своей республики, государства. Пренебрежительное отношения к наградам - редкое и уродливое явление. Время, когда противостояние государственным символам и знакам считалось оправданным, безвозвратно ушло. Мы помним и знаем, что оно связано с самыми горькими событиями в жизни нашего народа. Нигилизм, отрицание всего и критика вся - это ничто, это путь в никуда.
Касательно социально-экономических проблем, последствий общегосударственного кризиса в России, то их никто не скрывает, да и незачем, они очевидны, не только в Ингушетии, но и во всей стране, и которые не так просто решить, как написать пасквиль. Искренняя забота за судьбах своих соотечественников будет отличаться достоинством, конкретикой и самоотверженностью даже на словах, но не жалкими, не имеющими никакого смысла писульками и нытьем.
Относительно распространителей массовых призывов к противостоянию. Они, как правило, сидят в московских "норах". Это либо невежественные и наивные группы людей, либо "приспособленцы", но никак не "идейные борцы". Серьезных оппонентов нет! Чаще всего это взращенные на новомодных идеологиях "свободы, братства и равенства" субъекты, стремящиеся использовать народ, его истинные помыслы, идеалы, идеи. Искажая их истинный смысл и цели (очевидный пример, судьба чеченского народа), они ввергают народы в войны, конфликты и приводят их к застою и политической отсталости.
Наконец, мы осознали, как легко можно попасться на политические уловки и ввергнуться в череду потерь и трагедий. Вероятность таких угроз возрастает в условиях отсутствия государственности, властного лидера. Культивирование в обществе недовольства, или публичных эмоциональных выступлений, публикаций, как правило, заказных, целенаправленные провокации, тем более террор - все это является свидетельством того, что народом манипулируют. Социально-политические смуты, хаос, раскол общества, паники, страхи, иллюзорные обещания, лишенные реальных оснований, свидетельствуют о том, что идет борьба не за народные интересы, а за власть и материальные ресурсы.
При отсутствии или малом опыте светской политической культуры, политического сознания, можно обратиться к традициям исламской политической культуры, которая, кстати, призывая к приверженности и покорности правителю, была направлена на предотвращение смут и волнений, которым легко подвержены массы.
Идеи государственности, права и ответственности граждан, соотношение должного и разумного, содержатся в исламской политической доктрине, отдельные стороны которой могут органично сочетаться с ингушскими традициями общественного устройства. Исламские политические традиции законопослушания, уважительного и почтительного отношения к правителю будут способствовать развитию этатистского сознания ингушей, которое находится в стадии своего становления. Только через осознание каждым членом ингушского общества того, что глава республики (президент) является воплощением нашей государственности, возможно становление полноценной государственной нации. В трудных ситуациях народ консолидируется вокруг власти, ее символа - главы республики, обеспечивая тем самым свою защищенность.
Республика Татарстан, в отличие от Ингушетии, не утрачивала в современной истории своей государственности, не претерпевала всенародной депортации, более того, не утратила ценное наследие советской эпохи: инфраструктуру, промышленный потенциал, и, что самое главное, опыт и традиции политической власти, культуры, к которой народ был приучен. Это не значит, что в республике мало проблем, связанных, к примеру, с политическим статусом, властью, религией, культурой и др. Однако, решая свои внутренние задачи, татарское общество стремится избегать раскола. Отстаивая свои политические интересы в диалоге с центром, татарский народ демонстрирует развитую политическую культуру и сознание, свидетельствующие о высокой степени консолидированности и законопослушания. Татарское общество не склонно к дискредитации руководства республики (это не только советские традиции, но и ментальность, а ведь М.Шаймиев такой же смертный и всегда можно найти недостатки, если захотеть). Татары не высмеивают и не обливанию грязью своих лидеров перед лицом российского сообщества, во многом по причине сплоченности, развитого национально-государственного сознания и культуры.
Очевидно, что Президент Ингушетии среди поставленных задач взялся за чрезвычайно сложную проблему, которая десятки лет ждала своего решения. Он почти интуитивно осознавал всю ее сложность, но приступил к ней сразу же, как только пришел, поскольку понимал, если ее не решить - будущее ингушей бесперспективно. Формирование ингушского национального (государственного) сознания, на становление которого в иных условиях у других народов приходились десятилетия, а то и столетия (все зависит от целей, которые ставит государство, народ), стало одной из основных задач президента. М.М.Зязиков понимает, что главное начать и не отступать, несмотря на всю сложность ситуации, на неосознанное сопротивление масс.
История Ингушетии, события, ярко свидетельствующие о стремлении народа обрести свою государственность, глобальные перемены современности и реальная Ингушетия - все это глубоко осмысливается им, перерабатывается для создания идейных основ будущего ингушской нации. Мурат Магометович понимает, что на этом пути скорых результатов не будет. Однако массы мыслят по-иному, им трудно поверить в ту деятельность, результаты которой невозможно увидеть вскоре. Настораживает другое, без единения всех и вся поставленных задач не осилить. Вот тут и станет очевидным, кто мы есть - нация или этнос! "Безыдейная" этнокультурная общность или полноценный политический субъект, включенный в современный исторический процесс.
Ни одна известная государственная нация Европы и других континентов не проходила свой путь становления без определенных "жертв". Ингушский народ, считает М.М.Зязиков, выстрадал свою государственность. Сейчас главное не упускать ничего из освоенного, закреплять и нарабатывать опыт социально-экономической и политической деятельности, консолидируясь вокруг единого центра.
Нам известно по чьей воле приходят правители и по чьей воле они сменяют друг друга, все остальное от лукавого (шайтана). Народ, не допускающий разрушений своих символов власти, осмеяния их, созрел как нация, обрел политическую зрелость. Однако справедливо и обратное.

Ф. АЛБАКОВА,
доктор философских наук


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru