новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 110 (9878) вторник, 14 августа 2007 года

Освещая дорогу идущим вослед
(к юбилею И.А.Дахкильгова)
Ему  было чуть больше 6-ти. Но в памяти навсегда остался день, который  разделил жизнь его и его народа на «до» и «после»… Депортация 1944-го. Неизвестность, вплетённая в шум вагонных колёс. Две недели пути.

«Холодный край. Чужбина. Мерзлота.
Смерть близких. Голод. Детский плач. Тоска.
На общую беду и нищета.
Вот всё, что подарила им судьба...»

Мог ли тогда предположить совсем ещё юный Ибрагим Дахкильгов, что тоска по Родине, которую он вместе со всем народом пронёс в душе в далёком Казахстане, поведёт его дорогой трудной и нескончаемой по пути творческого и научного поиска, посредством которого он скажет всем: «Вот кто такие ингуши!», и станет одним из уважаемых в народе Человеком!

Писать о такой личности как Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов непросто. Учёный и поэт, писатель и фольклорист, педагог и художник, директор НИИ и просто замечательный Человек! Многогранность его натуры расширяет горизонты и точки опоры уже не найти. Какую бы область его жизни и деятельности мы не взяли, это Личность красивая, достойная, мудрая.
Человек, имеющий огромную внутреннюю силу и любовь к своему народу!  
Есть такая особенность у ингушей: они никогда не спрашивают кто ты, а спросят: Чей ты? У Ибрагима Абдурахмановича крепкие генетические корни. Его прадед Г1айтакх (Кайтуко) в числе первых переселенцев из Ангушта осваивал древнейшую прародину ингушей Нана-Наьсаре. В значимых мероприятиях в судьбе ингушского народа он принимал самое активное участие. Так, в 1810 году его подпись стоит под Договором назрановцев и русской администрации. Его сын Боскар-хаджи был офицером и, зная многие языки, являлся адъютантом генерала Слепцова по связям с народами Кавказа. Предки Ибрагима Дахкильгова были участниками русско-турецкой и первой империалистической войн. Сын Боскара - Хусейн – был чиновником-переводчиком. Его сын, отец Ибрагима -  Абдурахман –  участником Великой Отечественной войны. Благородство и ум, преданность и ответственность являлись отличительными качествами родословной  Ибрагима. Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов стал достойным продолжателем чести семьи - учёным, педагогом, писателем. Очень верно сказал о такой линии Ортега-и-Гассет: «Наследственное благородство – это нечто отраженное, как лунный свет… Единственно живое и динамичное в нём – это импульс, передаваемый потомку и побуждающий его сравняться с предками».
Перед депортацией их семья жила в г.Владикавказе. Отец Ибрагима работал директором Балтинской школы, мать - учительницей. В семье Абдурахмана и Лёли Дахкильговых было 6 сыновей, трое из которых по примеру отца стали военными – полковниками, трое избрали гражданскую профессию.
Ибрагим  Дахкильгов родился 14 августа 1937 года.

Студенческие годы Ибрагима

В далёкой депортации 13 лет народу приходилось терпеть униженное положение спецпереселенцев. Всю энергию души мальчик вкладывал в учёбу. Она ему давалась легко. Студенческие годы Ибрагима совпали с переменами, происходившими в судьбе его народа. Усилия интеллигенции, являвшейся авангардом борьбы за восстановление попранных прав народа, несомненно, сыграли свою роль. Наступил год 1957-ой. Год особого духовного подъёма духа ингушского народа. Год небывалого роста силы и стремления вернуться к свободной равноправной жизни. Было велико желание учиться. Окрылённая молодёжь выезжала  учиться в Москву и Ленинград, Алма-Ату и  Новосибирск, Свердловск и Ростов-на Дону. С нетерпением рвалась молодёжь на Родину.
Ибрагим решил поступить в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт. В г.Грозный он приехал один. Первую ночь абитуриент провёл в скверике на скамейке.
Звёздное небо над головой и манящее высшее учебное заведение. Так начиналась его дорога во взрослую жизнь.
Успешно сдав экзамены, Ибрагим стал студентом историко-филологического факультета, отделения «Русский язык и  литература, ингушский язык и литература».
Лекции и практические занятия, участие в научных конференциях и кружках, в трудовых студенческих отрядах и ансамбле всё сильнее объединяло и сплачивало коллектив студентов первой группы ребят, вернувшихся после депортации на Родину. Ибрагим учился с интересом. Отличная учёба, активная общественная деятельность, виртуозное владение техникой танца сочетались в Ибрагиме с природной красотой и грациозностью, целеустремленностью и огромным трудолюбием. С коллективом танца он принимал участие в мероприятиях вуза, республики, выезжал с концертом в Москву, где им аплодировала видавшая виды аудитория.
Учились и жили на одном дыхании. С ними рядом были наставники и учителя: Дошлуко Мальсагов, Салман Озиев, Тамара Тонтовна Мальсагова, Багаудин Зязиков. Мудрым словом умели они утверждать в каждом из них чувство национальной гордости и необходимости в национальных кадрах,  ответственности перед народом.
Институт Ибрагим Дахкильгов закончил с отличием. По результатам учёбы и активной научной и общественной деятельности в студенческие годы, его оставили в вузе, на кафедре чечено-ингушского языка и литературы, где он прошёл путь от ассистента до профессора.
Горы любят тех, кто любит горы. Панорама кавказских гор, запечатлённая в памяти с детства,  всегда была в душе Ибрагима. В 1958 году, по окончании первого курса, он снарядил через институтский местком экспедицию в горную Ингушетию. Не было дорог, не было переправ через реки. Приходилось идти сложными, непроходимыми тропами. Но шли. Неописуемая красота родного края давала силы. В руках у них был «Путеводитель по Ингушской области» И.Щеблыкина. «Поистине молодость бывает безрассудна», - говорит сегодня с улыбкой профессор.
Горы часто манили своей таинственностью. И он снова и снова возвращался сюда. С учёными, с группой студентов. Каждый год. Ими были обследованы все горные сёла. И ведь не было дорог. От санатория дальше приходилось идти пешим. И так до Алкуна.
В 1960-ом году отправились они вместе Ахмедом Мальсаговым в горы - к храму Тхаба-Ерды. Их интерес к народным памятникам и древней истории поддержал тогда  Орцхо Мальсагов, который сделал некоторые наставления перед дорогой. В 1962 году они вместе с Ахмедом написали в Москву письмо в Общество по охране памятников старины – о храме Тхаба-Ерды. Письмо это попало к Е.Крупнову. Видный учёный и кавказовед ответил на письмо. Сам текст письма был помещён в газете «Известия» в приложении «Неделя». И очень скоро была выделена на реставрацию памятника большая сумма по тем временам – 100 тыс.рублей. На  реставрацию памятника был приглашён из Грузии – Гивий Гамбашидзе, который в последующем написал и защитил диссертацию о храме Тхаба-Ерды. Деятельное участие принял в этих работах  Магомед Озиев. Ибрагим часто выезжал в горы, привозил с собой учёных Кавказа, в том числе и Уздият Далгат, и Путилова и др. 
Педагог и  наставник. На протяжении нескольких десятилетий аудитория слышит голос степенного, очень талантливого и мудрого человека,  профессионала своего дела - Ибрагима Абдурахмановича Дахкильгова. И каждое занятие вот уже 45 лет неизменно он начинает со слов: «Новкъостий!»
Студенты невольно вытягиваются. Уважением к нему проникнуты все. Призвание педагога – дать человеку знания и воспитывать его душу, его отношение к жизни. Это всё он воплощает своей работой. Он любит этих ребят, чувствует их тягу к знаниям и не устаёт повторять: «Молодёжь у нас умная, способная». Педагогическую деятельность он рассматривает как единый процесс воспитания и обучения. «Человек не рождается плохим или хорошим. Среда и воспитание формируют его», - считает он.
«Один из любимых наших преподавателей», - говорят о нём выпускники ЧИГУ, ИнгГУ и студенты. Ученики считают его непревзойдённым преподавателем, искусно владеющим методикой.  Его хочется слушать часами, не уставая. «Все замирали на время», - вспоминает сегодня учёный Л.Тариева. - Он владеет материалом по ингушской литературе, фольклору, в совершенстве методикой преподавания, и настолько, что к середине семестра студенты чувствуют, что они уже подготовлены к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине».
Все преимущества знаний и интеллекта тускнеют, если не обладает человек правдой и красотой души. Об этом писали многие мудрецы. Ею обладает Ибрагим. Сам того не замечая, он учит и воспитывает собой, своим примером.
Его выпускники работают во всех школах Ингушетии, в СМИ, в учреждениях культуры и образования, являются руководителями школ, видными общественными и государственными деятелями.
Многолетняя работа в вузе, периодически сочетавшаяся с преподаванием в средних учебных заведениях, исследования в области местной фольклористики и литературоведении обусловили создание Дахкильговым И.А. целого ряда программ и учебных пособий (учебников, хрестоматий) для 10-х, 11-х классов общеобразовательных школ, для 3-го и 4-го курсов педучилища, для университета. Они переиздавались. По ним училось не одно поколение людей. Выпускники называют его просветителем. Обладая недюжинным умом и душевными качествами, он освещает путь другим.
Это всё он. Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов!
Общественно-государственную деятельность Ибрагима Дахкильгова и его отношении к жизни можно выразить словами В.Строганова: «Чувствуя в себе … сильную связь с моим народом, который я люблю, во мне горит горячее желание принести ему посильную помощь. Его величие возбуждает во мне гордость, его унижение - оскорбляет меня».1 Сам же он говорит просто: «Счастье моё связано с моей родной Ингушетией». И в этих словах он весь.
Жизненная философия делает его мудрым, спокойным, достойным человеком, одолевающим препоны жизни не внешним усилием, а внутренней силой. Ибрагима Абдурахмановича интересует история его народа, этапы его исторического пути, и это его отношение проглядывается во всём.
Он любит и ценит свою Родину. Большую и малую. Преданность Земле своих предков он считает высшей ценностью. Рецензируя работу М.Базоркина о выселении ингушей в Турцию в конце Х1Х века, И.Дахкильгов пишет: «С болью читаются документы о несчастиях обманутых людей…  Многие из тех, кто покинул страну,  пытались вернуться назад, но мало кому это удавалось. Многое может забыть народ, но никогда – землю своих предков».
С пиететом пишет учёный о культе предков у ингушей, определявшем национальное самосознание. Месту поселения предков придавалось особое значение, и соответственно Земля и Родина предков становились священными. И тому  подтверждение он находит в фольклоре народа.
Часто вспоминает он годы депортации (1944-1957) и говорит: «Тяжёлые были времена. Нас посылали на гибель, мы многое пережили, но показали свою жизнеспособность, генетическую крепость и вернулись на Родину значительно окрепшими, национально чистыми, закалёнными, нас ничто не сломило».
Много времени и сил отдаёт Ибрагим Дахкильгов общественной деятельности. В нём, как в истинном патриоте, всегда жила мысль о национальной государственности и воплощалась в идеях и делах. Так ещё три десятка лет тому назад им был разработан рисунок флага, ныне официально утверждённый как Государственный флаг Республики Ингушетия. Это особое событие. В ряде своих учебников солярный знак давался им в оформлении титула ещё в советские времена. Не случайно именно этот человек, глубинно чувствующий Родину, нашел для республики истинный государственный символ. За поддержку идеи этого флага в первые годы возрождённой Ингушетии, И.Дахкильгов благодарен Казбеку Костоеву, ныне заместителю председателя правительства РИ. 
«Одно дело иметь добрые мысли и ничего не делать для их реализации, а другое дело иметь хорошие общественно-значительные мысли и пытаться их реализовывать своей практической деятельностью», - считает он. Статьи и очерки его «бьют ключом любви» к Родине. Это: «Беречь памятники культуры» «Сердало», 1963 и «Ангушт. Орджоникидзе – очаг ингушей» (ж. «Лоаман 1уйре», 1990,№3), «Мехка-кхел – Суд страны» «Сердало», 1991, «К становлению Ингушской республики» «Сердало», 1992, «История повторяется» «Сердало», 1992, и многие, многие другие.
Каждая из его работ, посвящённых исконной ингушской Родине, трогала сердца людей. Одной из многих является статья «Ангушт», о селении, с которым связаны исторические страницы народа. От названия этого села получили своё русское название ингуши. Именно в этом селении происходило значимое событие в судьбе ингушского народа: в марте 1770 года Ингушетия добровольно вошла в состав России. Точное установление этой даты тоже принадлежит профессору И.А.Дахкильгову. Этому событию была посвящена его работа «Шли в подданство не по принуждению». Этим ещё раз была подчёркнута идея развитого национального самосознания ингушского народа, который в будущем создаст свою республику.
Он же установил дату основания г.Назрани – 1781 год.
«Служение Отечеству – это искренняя любовь к малой и большой Родине. Любить Отечество – это не просто слова, это дела. Это твой народ, твоя Ингушетия, твоя Россия. Это желание отдать себя ради народа, служить народу, проникнуться не своими личными, а общественными интересами», - считает Ибрагим.
Во всех значимых мероприятиях республики мы видим и слышим Ибрагима. Радуясь всем сердцем за возрождение самостоятельной ингушской государственности, с первых её дней он говорит: «Будь моя воля, я бы поставил в республике памятники Идрису Зязикову и памятник образования Ингушской республики». Долг каждого из нас по настоящему понимать значимость создания ингушской государственности в 1924 году и возрождения её в 1992 году, - считает он. «И сегодня наша задача - укреплять суверенитет республики, развивать в культурном плане и укреплять экономически. Этим сознанием должен проникнуться каждый ингуш».
Учёный, фольклорист. Кроме того, что это увлеченный и талантливый педагог, он ещё и писатель, и ученый.
Уже с первого курса института Ибрагим полюбил работу по записи фольклора, и с тех пор проводит её на протяжении жизни. «Фольклор - почва, на которой выросло все человечество. В фольклоре сохранились думы и чаяния народа, его исторический путь», - считает он.
Преподавание в университете захватывало его, и не оставляло времени на поступление в аспирантуру. И Ибрагим совмещает учёбу с написанием научной работы самостоятельно. Двойная нагрузка, но он справился и защитил в 1969 году кандидатскую диссертацию по теме «Становление ингушской литературы» в Институте мировой литературы. По ингушской литературе это была первая и очень добротно и глубоко научно написанная диссертация.  
Говоря о фольклорных монографиях, автор невольно вспоминает работу над книгой «Вайнаьха багахбувцам». Первоначальное название было «Г1алг1ай багахбувцам», но так уже была устроена система, что пришлось уступить времени. Отрадно было то, что Министерство образования СССР отметило специальным письмом в Чечено-Ингушский госуниверситет значимость этой книги, как первого учебника, написанного по фольклору одного из народов Северного Кавказа.
Особый интерес представляет монография «Исторический фольклор чеченцев и ингушей». Писалась работа нелегко, ибо в советские годы отношение к фольклору было немного пренебрежительным. Преданиям, легендам не придавали значения. А между тем, в преданиях мы можем черпать исторические сведения.
Издание одной из полюбившейся народу книги «Мифы и легенды вайнахов» тоже далось нелегко.  Долгое время об издании этой книги не могло быть и речи. Со временем, как ослабла цензура, автор издал её на свои средства. Не окупилась, но не это было главным для него. Книги следуют одна за другой. «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей», «Г1алг1ай оаламаш, дувцараш, фаьлгаш, кицаш». Ибрагим с благодарностью вспоминает, как в издании книги «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей», которую они подготовили совместно с А.Мальсаговым, оказал помощь сподвижник - издательский редактор Азамат Зязиков.
В 2000 году вышла в свет книга И.Дахкильгова «Мудрые наставления наших предков». В ней впервые в столь объёмном виде представлены были назидательные народные произведения-пословицы, поговорки, притчи ингушей. Работать над сбором материала для этой книги автор начал ещё с 1958 года. «Предшествующие поколения думали о нас, своих потомках, и поэтому в краткой и содержательной форме пословиц и притч передали в наследство нам свою мудрость, - говорит автор книги. - В её изучении и восприятии нами заключена мощная и благотворная связь ушедших  и нынешних поколений».
В последние годы И.Дахкильговым изданы 1-ый и 4-ый тома «Антологии ингушского фольклора». 1-ый том называется «Мифы. Обрядовый фольклор», и 4-ый том – «Нартские сказания. Легенды». Представленные в данной Антологии тексты дают наиболее цельное представление об ингушской мифологии, об ингушских нартских сказаниях. Многие тексты, впервые опубликованные в Антологии, поражают своей новизной сюжетов и эстетическим совершенством. 
После многолетнего собирания по крупицам текстового материала появляются уже другие задачи, не менее сложные – упорядочение, перевод и подготовка к печати. Это огромный труд.
На протяжении всей трудовой деятельности Ибрагим Абдурахманович записывал фольклор, обучал этому и студентов, работу с которыми он вёл во всех населённых пунктах Ингушетии и в Пригородном районе, в том числе.
Фольклор связывает народы. Это язык взаимопонимания. Фольклор народов Северного Кавказа и России имеет как общие черты, так и сокровенно индивидуальные и самобытные. Фольклорные экспедиции по сбору произведений народной словесности ингушей И.Дахкильгов сочетал со сбором фольклора народов, в том числе и казаков. Экспедиции также проходили во всех станицах Республики Ингушетия. Тематическое разнообразие, своеобразная ритмика и мелодичность народной песни казаков вызывала у него интерес. 
Ибрагимом Дахкильговым сделан весомый вклад в ингушскую научную фольклористику. Он любит фольклор и говорит: «Счастлив тот, кто взрастил и взлелеял все эти мудрости бытия в сердце, и кто делится этим сердечным прозрением с другими».
В архиве И.Дахкильгова хранится ещё много личных полевых материалов, записей, произведённых студентами. Нужно время. Но самое ценное сделано – это то, что они зафиксированы, а, значит, не пропадут. Это национальный «золотой» фонд.
Ибрагим Абдурахманович ведёт аспирантуру по ингушскому языку и литературе. Из его аспирантов уже защитились и стали кандидатами наук: М.Матиев, А.Долиева, Х.Мартазанова, Р.Келигова, А.Евлоева. 
Быть учёным по призванию – это ответственно и навсегда. В мирное время и в смутные годы Ибрагим всегда был в работе. И даже после т.н. Чеченской войны, потеряв самое дорогое – сына, Ибрагим оставался собой. Глубоко переживавший, он продолжал работать. Таким его застала я, когда пришла к нему за литературой. Этот огромный по своему научному дарованию человек сидел в маленькой комнатушке, отведённой ему в бараке, во дворе университета. И при этом делился литературой, консультациями с начинающим свой путь в науку молодыми учёными.

Писатель и литератор

Писать Ибрагим стал ещё в школьном возрасте. Затем были публикации в университетской газете. Неким толчком явилось предложение А.Зязикова написать книжку для детей, запланированную издательством. Так появилась книга «Кукий-денал».
Затем были книги: детский роман “Берд”, книга рассказов и повестей “Шутар”, детская повесть о выселении и др. Всего Ибрагим написал двадцать книг. Он - член Союза писателей России.
Литературоведческие труды И.Дахкильгова стали давно всем известны. По ним выросло не одно поколение студентов: “Ингушская литература”, “Устное творчество вайнахов”, “Исторический фольклор чеченцев и ингушей”, “Мифы и легенды вайнахов”... И еще множество статей по тем же вопросам.
В книге «Ингушская литература» И.Дахкильгов впервые в ингушском литературоведении провёл исследование пути развития ингушской литературы, начиная от её истоков и до 40-х годов ХХ столетия. Он прослеживает путь от дореволюционных текстов до предвоенного периода, изучает вопросы зарождения письменности, развития литературных жанров, проблемы взаимосвязи фольклора и письменной литературы.
И.Дахкильгов уделяет много внимания творчеству молодых писателей. Пишет рецензии, статьи о творчестве писателей и поэтов. Им изданы на ингушском языке книги: З.К.Мальсагов. «Избранное», Х-Б.Муталиев «Избранная поэзия», статьи о творчестве С.Озиева, Д.Яндиева, Б.Зязикова, А.Ведзижева, А.Бокова, А.Мальсагова, М-С.Плиева, И.Базоркина. Он  рассказывает нам о тех, кто шёл впереди, освещая дорогу идущим вослед. Им же составлен ряд поэтических сборников ингушских поэтов и писателей. Он являлся членом редколлегии, редактором многих изданий, в том числе книги У.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». 
Значимой стороной писательской деятельности Ибрагима Дахкильгова является и то, что он большую часть произведений пишет на родном – ингушском языке. Перечисление всех статей и трудов И.Дахкильгова займёт много времени. Значительная часть их опубликована в каталоге, составленном Национальной библиотекой РИ в 2000 году. Это художественная литература, учебная литература, фольклор, монографии, публикации в газетах на ингушском языке, на русском языке.
Отмечая важную роль литературы в воспитании достойной личности, Ибрагим считает, что «литература во многом формирует мировоззрение и поведение человека, формирует его общественное сознание. Литература делает человека духовно богатым, эстетически воспитанным. Прямая обязанность писателей и поэтов нести в народ правдивое и насущно необходимое слово».
С огромным волнением Ибрагим говорит о том, что молодёжь всё реже читает ингушскую классическую литературу. А ведь в ней тема нравственности, гуманизма звучит в каждой строке.

Художник и фотограф

Искусство и талант художника и фотографа – это дар от неба. «Люблю живопись», - говорит Ибрагим. - Хотя времени и возможности заниматься ею нет». Так и осталось в мечтах его желание поступить в Художественное училище после 8 класса. Спецпереселенцы не имели прав и возможностей реализовывать свои творческие способности. Но художник в нём остался жить до конца. Помимо фольклорных записей, он создаёт образ видного ингушского нартского персонажа Колой-Канта. Возможно, художественный образ Колой-Канта явился результатом глубоких знаний фольклора и песни нарта, которую Ибрагим Дахкильгов слышал в исполнении знаменитого ингушского певца Идриса Цицкиева. Песня эта так и называлась «Песня Колой-Канта». Этот персонаж в последующем стал появляться в разных вариантах у художников. 
Нарисованный некогда ингушский флаг (1975 год) стал со временем государственным символом Республики Ингушетия. Графические тематические работы о добровольном вхождении Ингушетии в состав России наглядно говорят об интуиции художника и оформителя.
Фотоделом Ибрагим увлекался с молодости. Во время первого путешествия в горы в 1958 году с группой студентов он фотографировал горные пейзажи, башенные комплексы. Со временем некоторые из этих фотографий станут редкостью. Так и фотография храма Маги-ерды в книге У.Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Долгое время она оставалась единственной фотографией этого храма, т.к. к нему не так просто пробраться сквозь леса.
Фотографии Ибрагима вошли не только в эту книгу, но и пополнили фотографиями серию книг по истории и культуре народа. Глубоко изучая фольклор народа, его нартский эпос, Ибрагим Абдурахманович останавливается и на имени главы нартов – Соска Солсе. В 1960 году он сделал фотографию святилища «Соска-Солса-ерды», и отмечал наличие только у ингушей специального святилища и высокого божественного почтения этого персонажа. Несколько лет назад Ибрагим снова вернулся к этому святилищу и  с сожалением обнаружил, что стены святилища разрушены корнями древних деревьев.
И.А.Дахкильгов - директор Ингушского НИИ гуманитарных наук им Ч.Э.Ахриева. В Научно-исследовательском институте гуманитарных наук  им.Ч.Ахриева царит научная атмосфера и рабочее настроение. И.А.Дахкильгов – добрый и требовательный, степенный и уважаемый всеми, помимо хорошего учёного оказался ещё и прекрасным организатором. Весь коллектив относится к Ибрагиму Абдурахмановичу с огромным уважением. 
И.А.Дахкильгов – профессор, член Академии социальных наук РФ, член Союза писателей России, заслуженный деятель науки ЧИАССР, заслуженный работник образования Республики Ингушетия, почетный работник Высшего профессионального образования РФ, почетный гражданин города Назрани. Имеет высшую награду Республики Ингушетия – орден «За заслуги».
Директором ИнгНИИ И.А.Дахкильгов является с февраля 2004 года. Сегодня в нём работает 4 отдела. Отделы ИнгНИИ работают над комплексными темами: «История Ингушетии», «История ингушской литературы», издание «Антологии фольклора», созданием словарей. За последние годы издано много научных трудов. Это и четыре тома «Антологии ингушского фольклора», монография М.Базоркина «История происхождения ингушей», издано 6 сборников серии: «Вопросы истории Ингушетии», монография М.Матиева «Г1алг1ай турпала иллеш», «Словарь омонимов ингушского языка» Р.Зязикова и Л.Тариевой, монография М.Долгиевой «Общественная мысль и просвещение Ингушетии второй половины Х1Х-начала ХХ века», в производстве находятся монографии М.Сулыговой, З.Баркинхоевой, Х.Хайровой и многих других сотрудников Ингушского научно-исследовательского института.
В декабре 2006-го года республика торжественно отметила 80-летие ИнгНИИ. Были отмечены значительные успехи НИИ, награждены Почётными грамотами, званиями «Залуженного деятеля науки» многие сотрудники. Увеличен состав сотрудников ИнгНИИ втрое, увеличена зарплата сотрудников вдвое, в перспективе строительство отдельного здания для НИИ в г.Магас. Всё это стало возможным благодаря поддержке руководства Республики Ингушетия в лице президента М.М.Зязикова. 
Этот год является юбилейным для Ибрагима Дахкильгова. Вклад, сделанный им в развитие ингушской науки, литературы, фольклора гораздо больше по объёму и значимости, чем может вместить в себя семидесятилетие нашего юбиляра. Впереди ещё новые труды и новые идеи.
А жизнь продолжается. Он желанным остаётся в кругу самых разных людей.
Дома его ждёт прекрасная семья. В детях своих они вместе с Лидией Мартазановой, в прошлом заведующей отделом ингушского вещания Гостелерадио Чечено-Ингушетии, воспитали высокую интеллигентность и добрые человеческие качества.
Ждут Ибрагима везде - в университете, в Общественном Совете при президенте Республики Ингушетия, в Научно-исследовательском институте…
- Новкъостий! – обращается он благородным голосом, снова и снова, начиная лекцию, совещание, Учёный Совет, очередную встречу.
И пусть эти встречи  длятся бесконечно долго!

1Строганов В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи.
– СПб., 1912. , с. 25.
З.ДЗАРАХОВА,
кандидат исторических наук

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru