новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 101 (9476) вторник; 7 сентября 2004 года

ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИЗ ИНГУШЕЙ

Среди известных деятелей выделяется имя Адиль-Гирея Долгиева. Уроженец села Долаково, он стоял у истоков просветительского движения в Ингушетии.
В документальном фонде Ингушского Государственного музея краеведения имени Т.Х.Мальсагова хранится редкий материал, составленный Туганом Мальсаговым. Основатель музея пишет о своем известном земляке Долгиеве: "Его детство и юность прошли в родном ауле. Народные песни и сказания проникали в душу мальчика, пробуждая любовь к родному краю, к ее истории…" Сохранилась также записка известного краеведа Шукри Дахкильгова, адресованная Тугану Мальсагову:


"Грозный, 30.09.81 г.
Туган, дорогой!
Посылаю обещанное фото Долгиева Адиль-Гирея Олмазовича…
Желаю тебе и твоим коллегам всего доброго!
С уважением, Шукри"

Фото Адиль-Гирея Долгиева, присланное более двадцати лет назад краеведом, и сегодня бережно хранится в музее …
…В 1861 году в России было отменено крепостное право, и страна вступила на путь капиталистического развития. Об этом историческом периоде Шукри Дахкильгов в своей статье "Вышли мы все из народа…" писал: "…Осуществление в стране буржуазных реформ, несмотря на их половинчатый характер, играло прогрессивную роль в развитии горских народов. Они также втягивались в русло рыночных отношений, уходили от патриархальщины, пережитков родовых отношений. Капитализм нуждался в грамотных людях…".
Именно в этот период на Северном Кавказе открываются первые школы. Одним из прогрессивных учебных заведений в крае явилась Ставропольская гимназия, где было открыто подготовительное отделение для детей горцев. Среди первых учащихся этой гимназии были Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев и Инал Бекбузаров.
Юным горцам определенно повезло, поскольку в гимназии им преподавал замечательный педагог и организатор учебного дела Януарий Неверов. С ним сотрудничали передовые деятели того времени.
Вообще, значение Ставропольской гимназии в развитии просвещения и общественной мысли Ингушетии поистине велико. Будущие просветители получали здесь среднее образование, после чего имели возможность поступать в высшие учебные заведения. Кроме того, гимназия способствовала укреплению дружеских отношений между представителями братских кавказских народов. Выйдя из ее стен, выпускники не просто хорошо помнили друг друга, но и участвовали в общих делах. Так, Адиль-Гирей Долгиев впоследствии занимался редактированием газеты "Терские ведомости", которую возглавлял его бывший однокашник Адиль-Гирей Кешев.
Ставропольская гимназия дала Северному Кавказу ярких представителей интеллигенции. Среди них - кабардинский просветитель Кази Атажукин, осетинские этнографы Иналук Тхостов, Джантемир и Гуцыр Шанаевы, даргинские просветители Башир Далгат и Гаджи Амиров, а также ингуши - Чах Ахриев, знаменитый исследователь фольклора и Адиль-Гирей Долгиев - активный участник революционного студенченского движения и один из первых учителей Ингушетии. ..
Получив прекрасные знания в гимназии, Адиль-Гирей решил продолжить свое образование в Петербурге. Заручившись поддержкой сельского схода, он отправился в город на Неве и стал студентом юридического факультета Петербургского университета.
"Адиль-Гирей, - пишет Шукри Дахкильгов, - быстро приобщается к студенческой жизни, связывается с кавказским землячеством, участвует в сходках студентов. Учебу он сочетает с работой над расширением своего кругозора, изучает произведения Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Белинского, читает журнал "Современник". Под их воздействием начинает проникаться идеями русской революционной демократии".
…Подъем освободительного движения в России проявился в виде новой волны студенческих выступлений весной 1869 года.
Студенты Петербургского университета, медико-хирургической академии и технологического института на сходках требовали свободы собраний, права создания студенческих организаций, выступали против произвола царских властей.
Адиль-Гирей Долгиев принимал активное участие в массовых студенческих выступлениях, получивших отзвук в высших учебных заведениях Москвы, Казани, Киева, Харькова и других городов.
…В первые дни студенческих волнений Долгиев был арестован. В течение месяца он находился в каземате Петропавловской крепости "за принятие участия в преступных замыслах против священной особы", а затем был выслан под строгий контроль полиции в Терскую область. Во Владикавказе его сдают жандармскому капитану "в исправном виде", а потом отправляют в аул. Начинается жизнь под бдительным оком местного пристава. Адиль-Гирей пытается найти применение своим знаниям, но безуспешно. И только после снятия политического надзора ему удается устроиться в Назрановскую горскую школу, открытую в феврале 1868 года "для вольноприходящих" учеников. Таким образом, Долгиев стоял у истоков становления первой ингушской школы…
Адиль-Гирей Олмазович боролся за создание в учебном заведении нормальных условий учебы. Его собственные педагогические усилия приносили плоды. В 1879 году он выступил во владикавказской газете "Терские ведомости" со статьей "Несколько слов о Назрановской горской школе". Автор пишет о своих старательных учениках: "В самое короткое время мальчики, особенно старшего отделения, выучились весьма правильно читать по-русски и бывали в состоянии сознательно передавать многое из прочитанного". А ведь дети горцев поступали в школу совершенно неподготовленными…
Долгиев выступал за просвещение крестьянства, отмечая, что оно чувствовало "необходимость знания русского языка и грамоты". Занимаясь педагогической деятельностью, он активно включился и в общественную жизнь. В это время он сотрудничает с газетой "Терские ведомости". Ее редактором был прогрессивный деятель Адиль-Гирей Кешев, сумевший сплотить вокруг этого издания лучшие силы местной интеллигенции. На ее страницах позже выступали историк-этнограф С.Туккаев, публицист Г.Цаголов, поэт-демократ Коста Хетагуров.
Периодически газета "Терские ведомости" выходила под редакцией Адиль-Гирея Долгиева. Стало быть, его творческие возможности были высоко оценены коллегами - литераторами…
…Долгиев мечтал завершить высшее образование и обращался по этому поводу даже в главное управление наместника Кавказа и к самому наместнику!
Наконец ему дают разрешение на выезд в Петербург. Осенью 1873 года он поступил в медико-хирургическую академию. И снова стал активным участником студенческих кружков, к тому же познакомился с народническим движением. И опять он был арестован, вторично выслан в Терскую область…А скоро к нему, как политически "неблагонадежному", применили особые меры и отправили в Закавказье…
В Тифлисе он некоторое время работал в железнодорожной библиотеке. На чужбине окончилась жизнь известного ингушского просветителя… Имя Адиль-Гирея Долгиева навечно осталось в памяти его народа, во имя которого он самозабвенно трудился. Оно занесено в книгу "Деятели революционного движения России"…
М. АМИРОВА




В добрый путь, гимназисты!

Льется со всех сторон.
Это волшебный розовый сон
Школьных прекрасных времен…


Вот и случился самый радостный праздник для детей и юношества - 1 сентября. Начало учебного года. Во всех учебных заведениях нашей республики прозвенел первый звонок. Прошел самый торжественный день в жизни учащихся. Позади - летние каникулы, впереди - школьная жизнь. Ясный, солнечный день, радостные улыбки собравшихся гостей, море цветов, бумажные голуби, надувные шары - все это можно было видеть в школе-гимназии № 1 г. Малгобека. Гимназисты собрались на своеобразный праздник веселья и встреч, на котором присутствовали высокие гости: начальник Управления образования Малгобекского района Зелимхан Идрисович Шадиев, председатель попечительского совета Лолита Алихановна Мержоева, заместитель главы администрации района Зина Магомед-Башировна Галаева, заместитель директора спец. АТП Правительства РИ Магомед-Гирей Евлоев. Мероприятие, посвященное Дню знаний, открыла завуч по воспитательной работе Душа Полонкоева. Добрыми словами поприветствовала она гостей, родителей, учащихся и всех присутствующих на празднике.
Организаторами и гимназистами был подготовлен литературно-поэтический сценарий, который включал в себя стихи русских поэтов. Перед собравшимися и гостями с приветственными словами выступил директор школы-гимназии Ахмед Шарпудинович Гандалоев. Он тепло поздравил гимназистов с началом учебного года, пожелал им успехов в учебе.
С большим интересом восприняли учащиеся школы-гимназии и слова преподавателя Тамары Хамзатовны Готиевой: "Дорогие ребята, начинается новый учебный год. Сколько интересных открытий ждет вас, сколько встреч с любимыми учителями, с интересными людьми. Я от всей души желаю вам хорошо учиться и оставаться такими же прекрасными".
В последующей программе праздника в школьную семью было принято новое поколение второклассников. Много добрых слов прозвучало от родителей в адрес преподавателей. Было бы несправедливо не отметить - культурная часть мероприятия, посвященная Дню первого звонка, была подготовлена при активном участии: видео-инженера гимназии Юрия Васильевича Бутырина, организаторами внеклассных работ, классными воспитателями, педагогами дополнительного образования - людьми по-настоящему любящими свое дело и учеников.
Самая незабываемая торжественная часть - это, когда звенит первый звонок, оповещающий учеников о начале учебного года. Так пусть жизнь, в которую они вступили, всегда будет под мирным небом и всегда сопутствует удача во всех начинаниях.
В добрый путь, гимназисты!
Р.Картоева




ЖИЗНЬ В ГОРАХ

И горы эхом подпевают

Давно знаю Мухтара Цурова. Можно сказать, что золотая середина нашего возраста прошла в Грозном. Но за все это время я ни разу не видел и не слышал написанную им стихотворную строку. Вообще в нашем общении отсутствовала тема о поэзии: "идеология" наша строилась на журналистике.
И вот недавно при неожиданной встрече (через более десятка лет) в Джейрахских горах Мухтар вдруг заговорил со мной каким-то приподнятым, поющим ритмическим тоном, часто употребляя слово "аьрзи" (орел).
Когда я высказал свое удивление по этому поводу и спросил: "Кто тебя научил разговаривать поэтическим языком?", он весело оживился, молитвенно поднес ладони к лицу с обращенным взором вверх к верхушкам гор и ответил коротко: "Они..!"
Прав Мухтар. Они, эти каменные громады, не раз возбуждали в наших дедах и прадедах не только дух кавказского мужества, смелости и отваги в боях, но и зажигали в их душах самые разные одаренности, ниспосланные Аллахом или преподнесенные самой природой. Даже беглый анализ и простой подсчет выдающихся личностей из ингушкой среды показывает, что большинство из них - выходцы из этих же глухих гор, где никогда не было ни детских садов, ни школьных лагерей, ни общеобразовательных школ, ни спортплощадок.
Так что Мухтар не ошибся в своих суждениях о наставническом влиянии гор на пробуждение долгое время таившегося в нем творческого дара. И сейчас первые его стихотворные строки тонкими светлыми ручейками начали стекаться с вершин этих древних гор, среди которых он сейчас и работает с детьми со всех концов региона.
Уверенно могу сказать, что директору Детского оздоровительного лагеря под символичным названием "хозяина" этих гор - "Орел" ("Аьрзи") Марем Аксаговой и руководимому ею коллективу повезло насчет Мухтара Мусиевича, оказавшегося несколько лет тому назад на должности заместителя директора этого лагеря. Здесь пробудился и второй его природный дар. Дар глубокой любви к детям, к их воспитанию, к их будущему. Он стал преданным и наредкость удачным в этой роли режиссером (постановщиком) и директором (управляющим) самых разнообразных форм отдыха, развлечений и воспитания детей: к их услугам - богатая игротека, конкурсы, соревнования, викторины, увесилительные старты, экскурсии по горам и к старинным памятникам, соревнования по плаванию в бассейне и т.д. И все такие игры проводятся главным образом на конкурсной основе и заканчиваются вручением маленьким победителям подарков, призов и даже дипломов "Аьрзи". В звании "Заслуженный работник культуры ЧИАССР", весь свой опыт, нравственность и этику щедро посвящает воспитанию подрастающего поколения. К этому призывает детей и вышеприведенные слова одного из его стихотворений. Вообще, следует отметить, что почти все его короткие двух-трехкуплетные стихи посвящены воспитанию в детях лучших национальных черт, менталитета нашего народа:

Яхь, г1улакх, э
здел, сий
- Г1алг1ай къаман
лард ма йий
* * *
Лорае з1амига йи1иг:
Да из хоза зизиг;
Махулла лорае
кхийна йо1:
Кагийча наха
цунга б1арг локх

М. ЗАНГИЕВ




РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Письма благодарности не редкость в нашей редакционной почте. Вот и на днях пришло письмо от директора ООШ № 29 с. Средние Ачалуки Малгобекского района Елизаветы Хасановны Цычеевой. Она пишет:
"Уважаемая редакция газеты "Сердало". Наш коллектив всегда с интересом читает вашу газету. На ее страницах можно прочитать много нужного, полезного. Радует очень, что вы не забываете нас, читателей, и изредка печатаете наши письма. На этот раз и я обращаюсь к вам с просьбой, напечатать письмо. Хочу выразить огромную благодарность директору ООО "Ачалуки" Джабраилу Точиеву за оказанную помощь в выделении денежных средств на ремонт школы в сумме 10 тысячи рублей. Благодаря оказанной им помощи, наша школа была готова к приему учащихся уже 1-го июля; Центру занятости населения Малгобекского района; Ибрагиму Галаеву, Вахе Эгиеву за финансирование школьных ученических бригад. А также главе администрации Малгобекского района Г.И.Богатыреву, с помощью которого в ООШ № 29 ведутся работы по строительству железной ограды. Гилани Идрисович всегда с пониманием относится не только к проблемам школ, он внимателен и отзывчив к любым проблемам жителей Малгобекского района".
Далее автор письма желает всем им здоровья, счастья и успехов в трудном, но благородном деле. Очень радует, что у нас в республике действительно есть люди, которыми мы вправе гордиться. Успехов вам и удачи.

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

Хотим выразить сердечную благодарность через вашу газету фонду социального страхования за оказанную помощь в подготовке школы к новому учебному году. Уже четвертый год фонд опекает нашу школу. Несмотря на то, что руководитель фонда в настоящее время болен, вопрос оказания помощи взял под свой контроль его заместитель - Ведзижев Амерхан. Он неоднократно приезжал в школу, интересовался, чем еще может помочь. И каждый год представители фонда поздравляют коллектив с Днем знаний.
Мы желаем скорейшего выздоровления руководителю фонда - Тангиеву Мустафе Аюповичу. Долгих лет Вам, счастливой жизни, Мустафа Аюпович!
Больших творческих успехов и исполнения всех желаний всему коллективу фонда социального страхования!
Совет школы № 8, г. Назрань





О ЛЮДЯХ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

Под таким заголовком у нас принято писать о медицинских работниках.
Обычно это приурочивается к юбилейным датам или к профессиональным праздникам.
А ведь жизнь-то наша состоит не только из праздников и прочих увеселений и радостей. Кого-то тяжелый недуг приковывает к больничной койке, кто-то неотрывно должен находиться у постели больного. И только тогда мы со всей отчетливостью воспринимаем нелегкий и зачастую неблагодарный труд тех, кто стоит на страже нашего здоровья.
К сожалению, в наше нелегкое время, когда кто-то бескорыстно и честно исполняет то, что он обязан делать, это у нас вызывает чувство умиления, а то и удивления. Люди, о которых я хочу рассказать, - это коллектив Кантышевской участковой больницы.
Возглавляет ее молодой, но опытный врач Лидия Тамасханова. Не по годам серьезная и требовательная не только к сотрудникам, но и к самой себе, она пользуется заслуженным авторитетом и уважением коллектива.
Среди младшего медперсонала мне хочется поименно назвать:
Фатиму Гайсанову, Зарету Баркинхоеву, Азу и Любу Зурабовых и Марет Гасарову. Особо не забываемое впечатление они оставили у нас, больных, своим заботливым и вежливым обращением. Как говорится, ласковое слово и кошке приятно. Порой оно лечит не менее эффективно, чем медикаменты.
Сердечное вам спасибо за восстановленное здоровье, за ваш каждодневный нелегкий труд.

У. ДАУРБЕКОВ,
бывший пациент больницы,
житель с. Долаково





ЦЕННОСТИ ВЕРЫ

"… Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, не обижает своего соседа…"

Благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех людей обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им большую поддержку.
Аллах Всевышний говорит: "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с ним, делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете. (Сура Женщины 36.)
Таким образом, каждый из тех, кто живет по соседству с тобой имеет на тебя определенные права, даже если и не состоит с тобой в родстве и не является твоим единоверцем. Это значит, что ислам велит оказывать соседу почет, иначе говоря, свидетельствует о том, что в чистом и гуманном исламском шариате ему отводится высокое место. Вот почему во многих хадисах сообщается, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) повелевал людям хорошо относиться ко всем своим соседям, независимо от того, являются ли они родственниками и единоверцами, тем самым подчеркивая важность, придаваемую в исламе отношениям между соседями. Так, например, сообщается, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу так долго, что я даже подумал, что он включил его и в число наследников".
Получив эти наставления от Джибрила, посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) постоянно побуждал людей оказывать соседям уважение и делать им добро и даже, произнося проповедь во время прощального паломничества, он напомнил мусульманам о наиболее важных вещах, о которых необходимо было сказать им. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) уделял соседям много внимания.
Он придавал велениям о необходимости хорошего отношения к соседу настолько большое значение, что оказание ему благодеяний и отказ от нанесения ему каких бы то ни было обид, объявляя одним из признаков веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека. Так, например, посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в судный День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в судный День оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в судный День говорит нечто благое или хранит молчание!" (аль-Бухари и Муслим)
А в другой версии этого хадиса, которую проводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и судный День не обижает своего соседа…"
М. БАРАХОЕВ




Что мы едим?

С очень давних времен, начиная с первого праотца человечества, Всевышний Аллах определил для людей дозволенное (халял) и запретное (харам) в пище. Если учитывать наш век, то запретность и дозволенность пищи определяется тем религиозным уставом, с которым был послан пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Ешьте дозволенные блага, которыми мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только Ему вы поклоняетесь. Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха".
Коран с. 2 а. 172-173.
Если следовать установлениям Корана, то для мусульман пригодно в пищу все, кроме того, на что наложен запрет. Что касается овощей, фруктов и растительной пищи, то в них нет особых ограничений. Из них запрещаются только те, которые подверглись брожению и превратились в опьяняющие напитки, а также те, которые имеют одурманивающее воздействие. А что касается мясных продуктов, то они подразделяются на наземных и водных. Из того, что на земле Всевышний запрещает употреблять - мясо свиньи, мертвечина, а также плотоядных, таких, например, как собака, медведь и другие. К числу запрещенного мяса относится животное, зарезанное не мусульманином. Нет сомнения в том, что если Всевышний запретил для человека что-либо, то в этом для него нет пользы. А для верующего достаточно того, что запрет аргументирован Кораном.
А теперь давайте подумаем, какое мясо и мясные продукты продаются у нас в республике? Как уже было сказано выше, очень важно, чтобы животное было зарезано молящимся человеком с соблюдением исламских установлений, т.е. оно должно быть зарезано ради Аллаха и именно зарезано, а не убито или заколото. При этом мясо должно быть чистым и с точки зрения соблюдения санитарных норм. А что происходит у нас, мясо продается в открытом месте, где находится большое движение машин.
На мой взгляд, необходимо провести проверку всей продукции, выяснить какая продукция и в каких условиях хранится, а затем продается. Эта проблема требует большого внимания со стороны работников санэпедемстанции. Мы должны употреблять чистые, разрешенные продукты для своей же пользы. Поистине, Аллах не запрещает полезного для мусульман, а лишь запрещает то, что вредно для здоровья людей. Он лучше знает, что для нас лучше, ибо он наш создатель, который даровал людям столько вкусной и полезной еды, за которую мы должны быть ему благодарны.
З. БЕКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru