новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 46 (9813), вторник, 3 апреля 2007 года

«В человеке должно быть все прекрасно…»

В школе–гимназии «Марем» г. Магас проходила Научно-практическая конференция, посвященная юбилею А.П. Чехова «В человеке должно быть все прекрасно…». 29 января 2010 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя Антона Павловича Чехова.
По указу президента России В.В.Путина, правительство РФ постановило с 2007 по 2010 гг. проводить подобные мероприятия.
В рамках празднования юбилея Чехова институтом повышения квалификации работников образования РИ (ИПК РО РИ) было организовано данное мероприятие.
На конференции присутствовали лучшие учителя школ Назрановского, Сунженского и Малгобекского районов, выступившие с докладами, а также преподаватели ИнгГУ. Антон Павлович Чехов – известный русский писатель, мастер короткого рассказа. Прекрасный, благородный человек, он мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно  другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И это горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».
А.П.Чехов, по свидетельствам современников, сам был «прекрасен и лицом, и одеждой, и душой, и мыслью». Это подтверждает его жизненный и творческий путь.
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в г. Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец писателя Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки. В 1868 году Чехов поступил в таганрогскую гимназию, с детства помогал отцу в лавке. В 1870 году разорившийся отец тайно уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, будущий писатель продолжал учиться, средства к жизни добывал репетиторством. В 1879 году поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании университета получил звание уездного врача, занимался врачебной практикой. В 1885 году Чехов написал работу «Врачебное дело в России».
С конца 70-х годов началась литературная деятельность писателя. Еще в 1877 году он участвовал в гимназическом журнале «Досуг». В студенческие годы Чехов сотрудничал в журналах «Стрекоза», «Зритель», «Москва» и др., в газетах «Новости дня», “Петербургская газета” и подписывался псевдонимом – Антоша Чехонте. В эти годы в юмористических журналах появляется множество разнообразных рассказов. Эти рассказы коротки и очень смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край. В своих произведениях он упорно борется с двумя главными пороками, типичными для таганрогских обывателей: надругательством над слабыми и самоуничижением перед сильными. Следствием первого порока являются грубость, заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство, спесивость; следствием второго – раболепие, подхалимство, угодничество, самоуничижение и льстивость.
Изживая в себе эти пороки, Чехов постоянно воспитывал и других, близких ему людей.
В литературе о Чехове, в статьях Н.К.Михайловского, Короленко, Горького, Ф.Д.Батюшкова, его исследователей утвердилось представление о трех главных этапах его литературной деятельности: первый «осколочный» период – примерно до середины 80-х гг; второй – с середины 80-х гг. до начала 90-х гг. (творческий итог этих лет – «Палата № 6»); третий период – с первой половины 90-х гг. до конца жизни, - связанный с новым этапом в русской общественной жизни. Данный этап отмечен более активным творческим устремлением писателя к духовному и душевному пробуждению героя, усиливающимся чувством невозможности жить по-старому, ожиданием и предощущением коренных перемен во всем укладе жизни. Такое деление приемлемо как исходная наметка, требующая конкретизации и уточнения.
Творческий перелом, пережитый Чеховым в середине 80-х гг., состоял не только в том, что он решительно преодолевал  установку – всеми средствами заставить читателя смеяться, но и в том, что появлялись новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие именно в силу своей человечности («Переполох», «Анюта», «Тоска»).
В своем докладе «Памяти А.П.Чехова» зав. кабинетом филологии ИПК РО РИ  Ужахова Аза Османовна подчеркнула: «В творчестве Чехова главная тема – равнодушие, «Сонная одурь», испытание своего героя, который пробуждается от духовной спячки или, махнув на все рукой, подчиняется ей.
В произведениях Чехова последних лет (рассказ «У знакомых», 1988; пьеса «Вишневый сад», 1903-04) развивается мотив оскудения и гибели «дворянских гнезд». Таким образом, тема человеческого равнодушия решается не только в нравственно-психологическом плане, она получает разные социальные аспекты.
Чеховский образ «Человека в футляре» вырастает в обобщающий символ бездушия и казенщины, запугивания и запуганности.
В одной из своих заметок Чехов писал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Здесь с чеховской краткостью передана суть размышлений писателя о вере в человека и о правде его художественного изображения. Антон Павлович исходит из веры в возможность обновления человека, его победы над «футляром». И тем самым резко отделяет себя от бытописателей, рисовавших неизбежную капитуляцию перед «заедающей» средой.
Вместе с тем, Чехов далек и от романтиков народнического толка, показывавших человека не таким, каков он есть, но таким, каким его хотел бы видеть писатель, - отрешающимся от «зол и язв» мира. У Чехова идет постоянная проверка веры в человека суровой правдой жизни”.
В заключение Аза Османовна отметила, что и ингушские писатели не обошли вниманием творчество А.П.Чехова. Так, Багаудином Зязиковым были переведены на ингушский язык рассказы «Человек в футляре» («Бета чу воалла саг»), «Смерть чиновника» («Чиновника валар»), также Х.Осмиев перевел на ингушский язык ряд произведений Чехова.
К 100-летию со дня рождения Чехова были изданы новые критические труды и публикации. Среди них следует выделить том «Литературного наследства» (т.68, Чехов, 1960). Институт мировой литературы им. М.Горького подготовил академическое издание «Собрание сочинений писем Чехова в 30 томах».
Делая доклад на тему: «Знакомый незнакомец», Н.В. Братко  – преподаватель ИнгГУ и учитель СШ № 6 ст. Орджоникидзевской - заметила, что Таганрог как богатый купеческий город славился своим театром, на подмостках которого выступали не только русские, но и зарубежные драматические и оперные труппы. Поступив в гимназию, Чехов вскоре стал завзятым театралом. Наделенный от природы артистическими способностями, Чехов вместе с братьями часто устраивал домашние спектакли.
Во второй половине 80-х годов Чехов много работал для театра: драматический эпизод «Колхас» («Лебединая песня», 1887), пьеса «Иванов» (1889), одноактная пьеса «Свадьба» (1889), «Дядя Ваня» (первоначальное название «Леший»), «Чайка» (1896), «Три сестры» (отмечена Грибоедовской премией) «Вишневый сад» (1903-04). Все пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 г. МХАТа.
В 1898 году Антон Павлович Чехов переехал из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным. А в 1901 году Чехов женился на артистке МХАТа О. Л. Книппер.
- Лишь Антон Павлович Чехов из своих братьев сумел распорядиться своим талантом и стал известным всему миру русским писателем, - продолжает Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы ОСШ №6. – Для этого нужна была постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь. По воле судьбы он рано почувствовал себя самостоятельным и был поставлен перед необходимостью не только борьбы за собственную жизнь, но и семьи.
Растет авторитет Чехова в семье. Его начинает уважать и прислушиваться к его словам даже отец - Павел Егорович. А с приездом Антона в Москву, по воспоминаниям Михаила (его брата),” его воля и сделалась доминирующей. В нашей семье появились неизвестные …дотоле резкие отрывочные замечания: «это неправда», «нужно быть справедливым» и так далее”.
Уважение к точным научным знаниям стало характерной особенностью писательского мироощущения Чехова. И в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом, - заключила она.
В 1890 году Чехов предпринял поездку на остров Сахалин. «Это место, - писал он, - невыносимых страданий, на какие только способен бывает человек вольный и подневольный».
На эту тему выступила с докладом «Мне нужно жить среди народа…», Ф.Х. Булгучева - завкафедрой гуманитарного цикла лицея г. Назрани, заслуженный учитель РИ, победитель конкурса ПНПО «Лучший учитель года». Она отметила, что 10 июля 2007 года исполняется сто семнадцать лет со времени путешествия А. П. Чехова на остров Сахалин:
По письмам, воспоминаниям современников можно судить о том, какое громадное значение придавал писатель своей поездке. Подготовка к ней заняла много времени: он изучал материалы о географии, климате, истории освоения и колонизации острова, юридические источники. О значении поездки Чехов писал А. С. Суворину уже по возвращении – в 1891 г.: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» (Т. 4 – с. 287).
Стремление к полнокровной жизни, личному активному участию в ней помогло Чехову мужественно перенести все тяготы и опасности путешествия, которые в конечном итоге отрицательно сказались на состояние его здоровья.
В связи с резким ухудшением здоровья, Чехов в начале июня 1904 г. выехал для лечения в Германию, на курорт Буденвейлер, где и скончался.
Книга «Остров Сахалин» (1891-94) занимает особое место в ряду чеховской прозы. В ней автор как личность и как художник предстает по-новому. Поездка на каторжный остров и работа над художественно-документальной книгой о нем во многом изменили писателя, его взгляды на жизнь. Нравственно-этический пафос ее становится особенно актуальным в наши дни, когда происходят серьезные сдвиги в духовном сознании наших современников, когда идет борьба за всестороннюю гуманизацию общественных отношений.
Главный библиограф ИБО национальной библиотеки РИ  З. М. Саутиева подготовила библиографический обзор к выставке по творчеству А. П. Чехова «Художник жизни». Выставка названа словами великого писателя Л. Толстого, сказанными им о Чехове: «…Несравненный художник жизни». Цель выставки -раскрыть все многообразие источников о жизни и творчестве Чехова. Выставка состоит из нескольких разделов: это издания, изучающие жизнь и творчество Чехова, также на выставке представлены коллективные работы чеховедов, научно-исследовательские сборники о Чехове и ряд монографий чеховедов. Чехов, как и Тургенев и Толстой, еще при жизни был признан писателем мирового значения.
Бернард Шоу в связи с 40-летием со дня смерти Чехова заявлял: «В плеяде великих европейских драматургов - преемников Ибсена – Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. Уже в пору творческой зрелости я был очарован его драматическими вариантами темы никчемности культурных бездельников, не занимающихся созидательным трудом. Под влиянием Чехова я написал пьесу на ту же тему и назвал ее «Дом, где разбиваются сердца».
Чехов писал: «…Литература должна показывать человеку его самого, не уговаривая, не прибегая к возвышающему  обману, к общим рассуждениям, авторским попыткам растрогать его. Утверждаемые им художественные принципы несовместимы с романтическим «приподниманием» жизни, стремлением воспарить над ней». Во многих записях, письмах Чехова сквозит его неподкупно строгое убеждение: надо видеть человека и жизнь такими, какие они есть. Прекрасно о значении Чехова сказал А. М. Горький: «Когда умрет Чехов, умрет один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый. Друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца. По его рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимал».
Музеи Чехова созданы в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чеховых жила в 1886-90-х гг), Мелихове, Сумах, Ялте и на Сахалине. До известных событий 1994 г. в г. Грозном была замечательная библиотека и сквер им. Чехова и памятник А. П. Чехову.
В данное время проводится работа в рамках празднования юбилея Чехова. Хочется надеяться, что будут интересные исследования и публикации, и что наши литераторы и чеховеды не останутся в стороне.

А. МАХЛОЕВА

 

Крепость тела и сила духа

На недавних выступлениях в г. Ростов-на-Дону в рамках Первенства Юга России по карате среди юношей, очень достойно выступил воспитанник талантливого тренера Абдул-Азита Шаухалова.
Соревнования проходили по статусу спортивного мастерства – представлявший нашу республику в «синем поясе»  Магомед Даурбеков стал обладателем золотой медали. Кстати, он весомо  подтвердил свой высокий уровень на предыдущих соревнованиях на Первенстве России в Москве, когда так же поднялся на верхнюю ступень пьедестала почета.
В Ростове хорошо выступили Шаухалов Хусейн и Хамзат Торшхоев, взявшие «серебро», призовое третье место у Нухьия Даурбекова. Наши юные спортсмены подтвердили высокий уровень школ единоборств, столь популярных сегодня в республике.
Следует отметить особую преданность, профессионализм тренера А-А. Шаухалова, под руководством которого мальчишки, всего здесь 75 воспитанников, получаю уроки крепости тела и силы духа. Эти качества пригодятся им всю жизнь.

В.САИТОВ




 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru