новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 42 (9809), вторник, 27 марта 2007 года

Летопись жизни
О творчестве Идриса Базоркина наш корреспондент беседует с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы   Ингушского госуниверситета Х.М. Мартазановой
Из досье “Сердало”

Мартазанова Ханифа Магомедовна родилась 8 августа 1956 года в Казахстане.
В 1957 году ее семья вернулась на свою историческую родину, в с. Гамурзиево Назрановского района. В 1963 г. пошла в 1 класс Гамурзиевской восьмилетней школы, которая в 1971 году была преобразована в среднюю общеобразовательную.
В 1973 году, после окончания школы, некоторое время проработала старшей пионервожатой и учителем начальных классов.
В 1975 году поступила на филфак ЧИГУ, который в 1980 году окончила с отличием. Работала в Гамурзиевской СШ №8 организатором по воспитательной работе и учителем русского языка, совмещая при этом преподавательскую деятельность в Назрановском совхоз-техникуме.
С 1985 года по 2002 год работала учителем русского языка и литературы в СШ №1 г. Назрань.
С 2002 г.  по 2003 г. – в институте повышения квалификации работников образования РИ.
С 2001г. по настоящее время ведет преподавательскую деятельность в ИнгГУ на кафедре русской и зарубежной литературы. Окончила аспирантуру. В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по литературе народов РФ.
Х.М. Мартазанова – заслуженный работник образования Республики Ингушетия,  учитель-методист. Награждена дипломом Ассамблеи народов России «За большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России». Почетный работник общего образования Российской Федерации. 
Проблема художественной концепции человека и истории в национальных литературах остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность вашего исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа проблемы человека и истории в прозе ингушского писателя Идриса Базоркина…
– Действительно, до настоящего времени при изучении творчества И.Базоркина основной акцент делался на анализ одного-двух произведений. Как правило, большее внимание уделялось роману “Из тьмы веков”, который рассматривался наряду с произведениями северокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа: “Новый талисман” Б. Гуртуева, “Горные орлы” Ж. Запиханова, “Вершины не спят” А. Кешокова, “Шамбуль” Т.Керашева, “Голос в горах” Д. Кубанова, “Мюрид революции” М. Мамакаева, “Род Шоге-моковых” X. Теунова, “Заря над Тереком” А. Шомахова, “Горцы” А. Шортанова и др.
Между тем, оставались открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями прозы И. Базоркина. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обусловили тему моего исследования.
Я попыталась выявить художественное своеобразие концепции человека и истории в ее национальной обусловленности на материале прозаических произведений И. Базоркина. В соответствии с поставленной целью потребовалось исследовать принцип историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах, выявить этно-фольклорнуго основу прозы И. Базоркина, проблему соотношения человека и истории в его творчестве, изучить художественное своеобразие данной проблемы в рассказах и очерках, посвященных теме коллективизации и Великой Отечественной войны, раскрыть соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркина, а также определить тему, идею, исследовать жанровую специфику и образную систему романа “Из тьмы веков”.
Подчеркивая выдающуюся роль творчества И. Базоркина в процессе эволюции ингушской национальной литературы, в становлении ее прозаических жанров, мы в то же время выявляем закономерности взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, а также специфику художественного решения принципа историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах.
Должна отметить, что впервые в истории ингушского литературоведения проблема художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина стала объектом монографического исследования. В работе анализируются принципы историзма и исторической памяти, национально-художественная основа, жанровая специфика, проблематика и поэтика прозы И. Базоркина. Анализ поэтики тесно связан как с этнофольклорной основой прозы, так и с проблемой генезиса жанров.
Это обусловлено и содержанием определенного материала, впервые вводимого в сферу научного осмысления.
Материалом моего исследования послужили прозаические произведения И. Базоркина: очерки, статьи, рассказ “Капкан”, киноповесть “Труд и розы”, повести “Призыв”, “Дороги любви”, “Дота”, “Партизанская быль”, роман “Из тьмы веков”, а также произведения северокавказских прозаиков А. Евтыха, А. Кешокова, Т. Керашева, А. Охтова и др.
– Что стало методологической основой вашего анализа?
– При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики ингушской литературы специального монографического исследования, посвященного художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина в современном северокавказском литературоведении нет. Однако в том или ином аспекте данная проблема затрагивается в трудах И. Дахкильгова, А. Мальсагова “Ингушская советская литература” (Грозный, 1987); Н. Музаева “Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров” (Грозный, 1974); А. Мусукаевой “Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология” (Нальчик, 1993); Я. Патиева “А я иду... Очерк жизни и творчества И. Базоркина” (Назрань, 2000); В. Туркаева “Путь к художественной правде” (Грозный, 1987); М. Яндиевой “Ингушский исторический роман” (Грозный, 1990); в “Очерках чечено-ингушской литературы” (Грозный,1963) и др.
Для меня методологической основой стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в ингушской литературе. В работе я опиралась на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей М. Бахтина, Г. Гачева, Д. Лихачева, М. Маковского, Н. Надъярных, К. Султанова, Л. Якименко и др.
Значительную помощь в работе оказали исследования северокавказских ученых: Л. Бекизовой, Т. Биттировой, А. Гутова, И. Дахкильгова, А. Мусукаевой, А. Схаляхо, 3. Толгурова, В. Туркаева, Ю. Тхагазитова, Р. Ужаховой, Р. Фидаровой, Р. Хашхожевой, М. Яндиевой.
Смею надеяться, что мои исследования обогатят теоретический материал по проблеме концепции человека и истории в творчестве И. Базоркина, выявят художественное соотношение исторического факта и вымысла в прозе писателя, определят ее национально-художественную основу, а также проблематику, жанровую специфику и поэтику романа “Из тьмы веков”.
Основные положения моей диссертационной работы были обсуждены на зональной научной конференции “Духовная щедрость народа” (Назрань, декабрь 2003), на научной конференции, посвященной десятилетию Ингушского государственного университета (июнь 2005), на заседании научного семинара “Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа” (Нальчик, КБГУ, сентябрь 2005), а также отражены в публикациях “Вестника ИнгГУ”.
– Принцип историзма и исторической памяти в литературе, несомненно, подарил нам возможность извлекать уроки из прошлого. Но только ли в этом его важность?
– Исследование принципов историзма представляет для литературоведческой науки первостепенную важность. В современной литературе принцип историзма проявляет себя как устоявшийся творческий метод. Художественная концепция человека и истории открыли перед писателями возможность исследования реального процесса исторического развития народа и изображения эволюции характера во времени.
Особый интерес писателей к историческому прошлому своего народа, к историческим личностям способствовал появлению произведений на историческую тему во многих жанрах. В своих творческих исканиях представители молодых литератур ориентировались на опыт русских писателей и поэтов, творчество которых было направлено на установление гармоничной связи времен, на осмысление прошлого России и лучших ее представителей. К примеру, опираясь на пушкинские традиции исторической прозы, писатели Северного Кавказа вырабатывают критерии национального исторического романа.
Понятие историзм, возникшее в ХIХ веке для обозначения нового подхода к изображению прошлого, неразрывно связано с понятием память, которая, активно воздействуя на человека, владея его умом и сердцем, способна противостоять уничтожающей силе времени. Основные проблемы, волновавшие писателей уже в новом, XX веке, - человек и история, судьбы народные в эпоху бурь и революций, закономерности развития исторического процесса. Отдельный человек воспринимается, прежде всего, как представитель человечества в целом, который ставит перед собой проблемы, придающие философско-этический характер современной прозе и являющиеся определяющими в жизни любого члена общества, к какой бы национальности он не принадлежал, и в какой бы точке земного шара не жил. Его волнуют вечные вопросы: что есть добро и зло? В чем смысл человеческого существования? В какое время он живет и в чем для него оно должно проявиться?
Стремление осмыслить настоящее как этап единого исторического процесса является специфической особенностью мышления писателей-историков, обращавшихся к прошлому России, чтобы найти в нем ключ к бурным событиям революционной действительности. И это явление закономерно в период исторических катаклизмов начала XX века. Отсюда интерес писателей-романистов к наиболее важным, определяющим этапам русской истории, к главным моментам освободительного движения, образам его вождей - Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Художники-романисты глубоко постигают историю России, судьбы ее народов.
Страницы истории сами по себе - общественная ценность. Но обращение к истории - это и реакция на современные запросы, и размышления о том, что такое мы в цепи истории, как связаны личные, индивидуальные судьбы человеческие с судьбами народа и государства.
Жанр исторического романа включает в себя наиболее важные проблемы, созвучные духу современности, - народ, история, человеческая личность, исторические судьбы нации и национальных культур и, наконец, общечеловеческая культура как восприемница прогрессивных начал духовного наследия народа. Эти проблемы обогащают современный реализм, углубляют историзм художественной мысли, помогают пониманию связи времен и позволяют правильно осмыслить значение того или иного исторического события и извлечь из него социально-нравственные уроки, необходимые современному человеку.
Молодые или младописьменные литературы (как их принято называть) выдвинули целую плеяду талантливых писателей, получивших мировое признание и воссоздавших на страницах своих эпических полотен жизнь на переломе времени, в период активных поисков нового и верного исторического пути. Эти писатели исходят из принципа: историю мало знать, ее надо уметь чувствовать, переживать нравственно и эстетически.
В литературах народов Северного Кавказа в 1930-е годы стали появляться прозаические произведения о строительстве новой жизни, хотя художественных удач было не так много. Но уже во второй половине XX столетия северокавказскими писателями создаются действительно значительные произведения. Появляются эпические полотна на историко-революционную тематику: “Когда познается дружба” С. Арсанова; “Из тьмы веков” и “Призыв” И. Базоркина; “Сыновья Беки” А. Бокова; “Новый талисман” Б. Гуртуева; “Горные орлы” Ж. Залиханова; “Дорога к счастью” и “Состязание с мечтой” Т.Керашева; “Вершины не спят” и “Сабля для эмира” А. Кешокова; “Мюрид революции” М. Мамакаева; “Род Шогемоковых” X. Теунова; “Мурат” М. Шаваевой; “Заря над Тереком” А. Шомахова и т.д. И если образы многих из названных произведений являются вымышленными, то главные герои романов “Вершины не спят” А. Кешокова и “Мюрид революции” М. Мамакаева - подлинные исторические деятели Северного Кавказа конца XIX - начала XX столетия.
Следуя реалистическому принципу воспроизведения действительности, и А. Кешоков, и М. Мамакаев показывают, какие факторы общественной, социальной, политической жизни являются решающими, определяющими ход развития истории. Как складываются, в результате чего возникают новые взаимоотношения между героями, носителями конкретных личностных качеств, и народом, интересы которого они защищают. Художественное освоение прошлого становится процессом идейного и эстетического воспитания человека, что особенно важно на современном этапе развития общества.
– Опыт мировой литературы показывает, что главную роль в развитии исторической темы, в решении проблем историзма и исторической памяти играют жанры исторической прозы, в частности жанр романа…
– Классический исторический роман предметом художественного изображения делает только исторически особенное и во многом специфическое. В.Г. Белинский утверждал, что эпический жанр повествовательной литературы ставит своей целью показать не только отдельных людей, но и своеобразие, неповторимость эпохи. Н.А. Добролюбов же считал, что эпоха, из которой взят роман, должна быть представлена верно, что должен быть угадан “самый дух событий”. Исследования в области исторического романа показывают, что жанр этот получил большую популярность в 20-30-е годы XIX века. И связано это с именами В. Гюго, Ф. Купера, В. Скотта, И. Полевого, А. Пушкина, Л. Толстого и др.
Но проблема исторической прозы была предметом внимания не только в XIX веке, ею занимались видные ученые и в XX веке: А.Александрова “Советский исторический роман и вопросы историзма” (1971); Н. Воробьева “Принципы историзма в изображении характера” (1978); Ч. Гусейнов “Этот живой феномен” (1988); В. Иванов “Соотношение истории и современности как методологическая проблема” (1973); Д. Ленобль “История и литература” (1977); В. Оскоцкий “Роман и история”(1980); А. Пауткин “Советский исторический роман” (1958); С. Петров “Русский исторический роман XIX века” (1984); а также Л. Бекизова “От богатырского эпоса к роману” (1974); Р. Камбачокова “Адыгский исторический роман” (1999); А. Мусукаева “Северокавказский роман” (1993); 3. Толгуров “В контексте духовной общности” (1999); Р. Фидарова “Герои. Характеры. Жизнь” (1990); М. Яндиева “Ингушский исторический роман” (1990) и многие другие.
Период 1950-1960-х годов стал временем, когда появилась действительно концептуальная проза, проявлявшая огромный интерес к проблемам историзма, к концепции человека, мира, истории, что нашло свое отражение и в творчестве И. Базоркина. Отдельные аспекты проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве И. Базоркина исследуются в трудах И. Дахкильгова, Н. Музаева, Я. Патиева, В. Туркаева, М. Яндиевой.
А каково соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркина? Что в этом смысле говорит анализ его очерков, статей, рассказов и повестей периода 1930-1950-х годов?
– Проза И. Базоркина характеризуется тематическим богатством, многообразием жанровых форм, художественным своеобразием. Тесно связанная с повседневной жизнью народа, с ее прошлым и настоящим, с духовными запросами времени, она ставила и решала проблемы важные, актуальные по своему характеру, глобальные и глубинные по своей сути и содержанию.
Художественное наследие И. Базоркина вызывает, бесспорно, особый интерес, ибо это писатель талантливый, многогранный, требующий серьезного и скрупулезного изучения. Его творчество “представляет своеобразную художественную летопись жизни. Автор знакомит читателя с лучшими образцами духовной культуры своего народа” (В. Харчевников). Именно поэтому и представляется возможным исследовать творчество И. Базоркина в аспекте соотношения исторического факта и художественного вымысла. Писатель, отталкиваясь от факта, от жизни, создает собственную художественную концепцию истории и человека в ней.
Творческой удачей молодого писателя стал рассказ “Боны” (“Капкан”), написанный в 1932 году. Основная тема рассказа - человек и история, но художественное решение она получает в более узком ракурсе: тема детства, воспитания, образования. Небольшой по объему рассказ вызывает особый интерес у исследователей, так как в нем воплощены идейно-нравственный и эстетический идеалы художника.
Повествование ведется сквозь призму мировосприятия главного героя Османа, в характере которого переданы впечатления самого автора, в двенадцатилетнем возрасте являвшегося учеником мусульманского начального учебного заведения. Основная идея рассказа - осуждение вредного влияния арабской школы. Осман в рассказе является связующим звеном, его образ несет основную идейную нагрузку, через его восприятие действительности и отношение к нему окружающих И. Базоркин передает социальное размежевание и психологическое состояние общества.
Рассказ имеет название “Капкан” (или “Ловушка”). Так назывался особый вид наказания в арабской школе, где ученикам, если они отказывались подставить руки под розги, связывали их ремнем, потом с помощью палки выворачивали ладони вверх и били по ним. Но название рассказа имеет и более широкий смысл, ибо вся арабская школа по существу являлась своеобразной ловушкой, наказанием для детей, обучающихся в ней.
Тема революции и гражданской войны находят художественное решение в произведениях И. Базоркина, написанных им в разное время и в разных жанрах: в драме “На заре” (1937), в рассказе “Кремневый пистолет” (1939) и др. Повесть “Призыв”, написанная значительно позже (1957), станет этапным произведением в творческой биографии И. Базоркина. Она также посвящена одному из самых трагических эпизодов в жизни ингушского народа - периоду гражданской войны.
Повесть “Призыв” - художественное исследование исторических событий, имевших место в жизни ингушского народа, но преломленных через сознание автора и переработанных в его творческой лаборатории. Верный исторической действительности, писатель показывает, каким трагизмом пронизано рождение нового мира, в жесточайшей схватке со старым прокладывающего себе дорогу, как мучительно тяжело выковывались новые человеческие взаимоотношения, новый человеческий характер.
Многогранности и полноты в изображении И. Базоркин добивается тем, что ставит своих героев в центр сложнейших исторических событий, когда идет проверка на право называться человеком, когда в ходе этой ожесточенной борьбы обнажается суть каждого из них. В соответствии с исторической действительностью автор психологически верно показывает, как отказ от старых форм жизни и приобщение к новым идеям порождали в душе труженика - представителя самой обездоленной части народа — внутренний протест, связанный со сложностью понять в это напряженное время, что является правильным и необходимым, а что противоречит интересам трудового народа. Специфика содержания произведения легла в основу жанрового определения его как историко-революционной и приключенческой повести (И.А. Дахкильгов). И. Базоркин историчен в том смысле, что он, будучи сам непосредственным свидетелем той эпохи и людей, достоверно передает исторические события, факты, детали, дух времени.
– 1960-е годы в творчестве И. Базоркина - период плодотворный, интересный, богатый и произведениями, и откликами на них…
– В этот период писатель создает повесть “Дота”, повествующую об идеальной женщине-горянке, которая получила высокую оценку в критике. В этот же период он обращается к совершенно новому для ингушской литературы жанру - киноповести (киносценарию). Киноповесть “Труд и розы” (1961) написана в публицистическом жанре и посвящена творческой биографии выдающегося артиста Махмуда Эсамбаева.
Особое место в творчестве писателя занимает тема Великой Отечественной воины. Статьи и очерки И. Базоркина “Честь горца”, “На переднем крае”, “Лицо врага”, “Гнев народа”, рассказы “Заретта”, пьесы “В эти дни”. “Капитан Ибрагимов” и другие произведения строились на документальной основе, были пронизаны ненавистью к врагу, любовью к родной земле.
Проза И. Базоркина 1940-1960-х годов стала существенным вкладом в развитие всей многонациональной литературы страны, она решала те же художественные задачи, разрабатывала те же проблемы, идеи и образы. В то же время творчество писателя данного периода явилось своеобразным подготовительным этапом для написания его “главной книги” - романа “Из тьмы веков”.
Вышедший в 1968 году роман И. Базоркина “Из тьмы веков” стал событием особой значимости не только в ингушской, но и во всей многонациональной литературе страны, получив и в критике, и в трудах ведущих ученых заслуженно высокую оценку. “Из тьмы веков” привлекает внимание не только значительностью содержания, но и высоким уровнем художественного своеобразия, совершенством формы. Роман назван в запеве “повестью о том, как выходил народ из тьмы”. Это многоплановое произведение, поднимающее сложные вопросы жизни народов Кавказа рубежа XIX-XX веков. Одной из особенностей романа является стремление осмыслить глубинные пласты народной жизни, дать ее реалистические картины, свободные от заданности и предопределенности выводов.
Анализ жанра романа в литературах Северного Кавказа дает возможность заключить, что в творчестве каждого художника в той или иной степени сохраняются результаты воздействия устного народного творчества. В национальных литературах взаимоотношения романа с фольклором пережили сложную эволюцию от прямого подражания, заимствования тем и сюжетов в 1920-30-е гг. до глубокого творческого переосмысления фольклорных мотивов в романе 1960-х гг. В этот период влияние фольклора становится более глубинным, философским, его богатство используется писателями не в силу укоренившейся инерции, а по законам художественной необходимости. Молодые литературы активно переосмысливали и переоценивали фольклор, его художественно-эстетический опыт, и прежде всего это проявлялось в органичном воплощении фольклорных мотивов и приемов в творчестве писателей, в умении соединить злободневные проблемы с традиционно-вековыми.
В романе И. Базоркина “Из тьмы веков” фольклор имеет глубокое художественное значение. Автор вводит в свое повествование его элементы с целью раскрыть национальную сущность народа, осознать человека в контексте истории, обнаружить свойства его характера.
Несмотря на то, что роман был создан на русском языке, с самого начала он задумывался как повествование об истории ингушского народа и становлении в нем национального героя, воплощающего и идеал писателя, и народный идеал. Реализация такого замысла требовала и соответствующих художественных средств, одним из которых и стал ингушский фольклор: передать национальный дух, менталитет народа, его обычаи и традиции И. Базоркину помогли сказания, притчи, пословицы и поговорки, дополняющие и обогащающие художественную ткань романа.
Этно-художественная основа романа дает повод для философских размышлений о месте человека на земле, о его назначении, она существует в тесном сочетании с общечеловеческими, историческими, политическими вопросами. Традиционные детали народного этикета вплетаются в исследование сложного времени, социальных проблем, человеческих взаимоотношений, конкретизируют изображение, наполняя его реальностью.
“Из тьмы веков” - роман многоплановый и многоаспектный. Это и художественное исследование жизни ингушей с их бытом, историческими реалиями, традициями и обычаями, постоянной враждой с соседними народами из-за земли. Кроме того, это история родов Эги и Гойтемировых, история борьбы таких героев, как братья Гарак и Турс? продолжателя их рода Калоя, его друзей Виты. Матас, история любви Калоя и Зору.
Главный герой Калой наделен положительными чертами, уподобляющими его богатырям нартского эпоса - это “высокий, широкоплечий богатырь с гордо поднятой головой”. Калой имеет прототип -”легендарного Калой-Канта, воспетого в героических сказаниях ингушей” (У. Далгат). В любых состязаниях, на играх и на празднике юношей Калой - победитель. И это не просто дань фольклору, а попытка воплотить в индивидуальном образе некоторые извечные идеалы народной этики. Ориентация на фольклорно-этнографические мотивы проявляется в романе от частых перекличек поступков и слов реального героя Калоя и легендарного Калой-Канта до идеализации главного героя, свойственной народным эпическим повествованиям, что служит более глубокому выражению национального характера главного героя и других образов.
– Период 1960-х годов исследователи считают временем наибольшего расцвета романа, в том числе и в молодых литературах Северного Кавказа. Характерной особенностью жанра романа является обращение к историческому прошлому народа, в частности к историко-революционной теме…
– Данную тенденцию отмечают исследователи адыгской, карачаево-балкарской, осетинской, ингушской и других литератур. Свидетельство тому - появление таких произведений, как “Новый талисман” Б. Гуртуева, “Горные орлы” Ж. Залиханова, “Вершины не спят” А. Кешокова, “Мюрид революции” М. Мамакаева, “Род Шогемоковых” X. Теунова, “Навстречу жизни” Е. Уруймаговой и др. Жанр романа в литературах региона разнообразен по тематике, по способам изображения действительности, по уровню мастерства писателей. Но при этом наблюдается общая для многих литератур тенденция: углубленное внимание к важнейшим историческим периодам жизни народа, исследование характера, а также жизненных явлений и ситуаций, которые формируют этот характер.
Идейно-тематические и жанровые искания И. Базоркина укладываются в общее русло развития многонациональной литературы страны периода 1960-х годов. Однако при анализе произведения “Из тьмы веков” исследователи сталкиваются с проблемой его жанрового определения. Это не просто исторический или историко-революционный роман, типологически близкий другим романам национальных литератур, а роман-эпопея. Объясняется это его масштабностью, многоплановостью, четкой сюжетно-композиционной структурой и единством замысла, позволившим писателю создать настоящую народную эпопею. В ней сочетается изображение широкой социальной картины с пристальным интересом к бытовой стороне жизни народа, основное внимание сосредотачивается на живописании потока жизни в целом и его частных проявлениях.
Таким образом, “Из тьмы веков” - это семейно-бытовой, исторический, историко-революционный, социально-психологический, философский роман эпопейного типа. Такой калейдоскоп определений свидетельствует о том, что повествование о народе имеет глубоко национальное содержание, сочетая в себе историческое, философское, мифоэпическое начала. Возможно, И. Базоркин стремился найти ту универсальную национальную форму, которая могла бы отразить всю масштабность событий, многоплановость, многопроблемность, все разнообразие граней действительности.
Известная многоплановость романа “Из тьмы веков” не довлеет над психологическим началом в нем, над его реалистичностью. С одной стороны, И. Базоркин изображает судьбу целого народа со всеми его особенностями и трудностями, но живущего общечеловеческими радостями и печалями. С другой стороны, писателя волнует внутреннее богатство и сложность характера отдельного героя.
Центральными в образной системе романа “Из тьмы веков” являются так называемые первообразы: горы, реки, скалы, земля, солнце. Природа Кавказа живет по законам мудрой справедливости, она бережет лучшие силы народа, щадит хрупкость и своеобразие людей. Здесь каждое усилие - вечная правда, путь к единению с миром. В труде, в воскрешении на благо человека животворящей силы земли, в сущности, есть все, что мы называем красотой, добром, светом, честностью, свободой.
Плавно, без эмоционального накала вводит И. Базоркин в поле зрения читателей огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, “идеями жизни”. Автор как бы напоминает нам, что природа была колыбелью народа и народной свободы. В ней - наше чувство потерянного детства, память о единстве людей, о законах, которые нарушать опасно.
Писатель освещает события и характеры не извне, снаружи, а раскрывает их внутреннюю, глубинную сущность. Яркий, трепетный, негасимый огонь, словно луч солнца, горит в сердцевине многих характеров его жизнестойких героев, таких, как Калой, Дали, Иналук, Орци. Их жизнеспособность проверяется той ролью, которую они играют в народной жизни. И Калой, и Зору, и Дали, и Иналук способны отказаться от личного благополучия и личного счастья ради народа, готовы отдать все, пожертвовать всем ради него. Герои наделены яркими, индивидуальными чертами: Калой - могучим духом и богатырской силой, которые он щедро тратит на добрые дела, чтобы облегчить жизнь своего обездоленного народа. Зору добра и справедлива, способна на самопожертвование. Дали - лучезарна, Матас - мудра и т.д.
В романе более восьмидесяти персонажей, среди них не только вымышленные герои, но и реальные исторические лица: Муса Кундухов, князь Андроников, Великие князья Николай Николаевич и Михаил Александрович, генерал Эверт, князь Багратион, генерал-губернатор Терской области Флейшер, князь Гагарин, князь Чавчавадзе, генерал Корнилов и многие другие. Каждому персонажу в главе дается отдельная подробная характеристика.
– Хотелось бы подробней поговорить об особенностях психологического анализа в романе…
– Всестороннее изучение художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина предполагает исследование особенностей психологического анализа в романе. В литературоведении существует два толкования понятия психологизм - в узком и широком смысле. В широком смысле психологизм — это всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая исторические, социальные особенности людей, литература создает не только общественные, но прежде всего психологические типы, т.е. в искусстве социальное превращается в психологическое, воплощается в нем, получает через него свое выражение. Искусство познает социальные явления через явления психологические.
В более узком значении, под психологизмом понимается изображение внутреннего мира человека, постижение тайны его души. Психологический анализ - это, прежде всего, художественно-познавательный акт, творчески использующий синтез элементов философии, науки, искусства для формирования конкретной художественной концепции человека. Цель и назначение его - художественно и логически последовательно, достоверно раскрыть социальную правду характера, развить его гибкую содержательность, постичь динамику внутренней жизни человека, а через нее - систему его связей с внешним миром, особенности мировосприятия персонажа.
И. Базоркин проявляет неподдельный интерес к исторической судьбе своего народа, его духовно-нравственному потенциалу. Как художник он ставит перед собой задачу проследить тяжелую судьбу ингушского народа на протяжении значительного исторического времени рубежа XIX-XX веков. Писатель показывает, как отражаются исторические события на жизни народа, как происходит формирование его национального самосознания. Переломные моменты истории, на фоне которых изображается жизнь ингушей, грандиозны: колонизаторская политика царизма, крестьянские волнения, первая русская революция, мировая война, деятельность “Дикой дивизии”.
Наряду с задачей воссоздания целостной картины народной жизни автор ставит своей целью показать психологию народа, особенности его мироощущения, мировоззрения. А это напрямую связано с изучением внутреннего мира героев, их морально-нравственного, этического потенциала. Потому писатель подвергает тщательному исследованию поведение, поступки своих героев, акцентируя внимание на анализе их чувств, мыслей, переживаний, внутреннего мира в целом. И. Базоркин последовательно воспроизводит путь духовных исканий своих героев, показывает, в силу каких исторических, социальных, общественных причин происходит формирование их мировоззрения. А это, в свою очередь, позволяет писателю показать не только исторический путь народа, но и особенности его национального развития, раскрыть психологию народа с присущим ему морально-нравственным потенциалом.
(Продолжение на 4 стр.)

 




 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru