новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 134 (9509); суббота, 27 ноября 2004 года

ЭЛЬЗА МУЖУХОЕВА:

"Я ВЫБРАЛА ДОРОГУ ОТКРЫТИЙ…"


(или о неизвестной тетради известного писателя)

ШКОЛЬНУЮ ТЕТРАДКУ С РУКОПИСЬЮ ХАЛИДА ОШАЕВА - ЧЕЛОВЕКА, ПРОШЕДШЕГО АД ГУЛАГА, НЕУТОМИМЫЙ ИСТОРИК ЭЛЬЗА МУЖУХОЕВА ХРАНИТ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ. ДЛЯ НАС ЭТО УЖЕ РЕЛИКВИЯ…

Наше досье:

· После окончания исторического факультета вуза Эльза Мужухоева около 20 лет трудилась в Чечено-Ингушском НИИ истории, языка и литературы.
· В 1989 году в Московском Государственном историко-архивном институте защитила кандидатскую диссертацию по теме "Административная политика царизма во второй половине XIX - начале XX века".
· В настоящее время - доцент Ингушского государственного университета
· Имеет более 60 научных трудов, в том числе опубликованных в энциклопедических изданиях "Народы России" (М., 1994 ), "Религии народов мира" (М., 1999).


25 лет назад молодая сотрудница научно-исследовательского института истории, языка и литературы Эльза Чапанова обратилась за консультацией к старейшему писателю Халиду Ошаеву. Ошаев - довольно крупная фигура в северокавказской литературе и педагогической науке. Это имя осталось в памяти многих представителей интеллигенции нашего края. Известный писатель, просветитель и общественный деятель, он проявлял себя и как заботливый наставник молодежи. …В 30-е годы прошлого столетия в Северо-Кавказском педагогическом институте имени М. Гадиева (г.Владикавказ), ректором которого до 1936 года являлся Ошаев, обучалось немало ингушей. Кстати, в их числе был и Джунид Чапанов, отец Эльзы. Литературное отделение этого же вуза закончил известный ингушский писатель Идрис Базоркин. Именно Халид Дудаевич Ошаев ориентировал Базоркина избрать путь ученого и даже обратился в ростовский вуз с просьбой "принять студента-ингуша Базоркина Идриса в аспирантуру по литературе"… Правда, молодой Идрис от предложения всерьез заняться наукой отказался. Об этом пишет в своей книге "А я иду…" его биограф Якуб Патиев. …Начинающий историк Эльза Чапанова в 70-е годы работала над проблемой участия представителей наших народов в революционном движении за пределами края. Халид Ошаев, обладавший обширными знаниями в области истории, был современником тех далеких событий. Он охотно взялся помочь девушке и написал для нее заметки, отталкиваясь от которых она могла бы развивать свою большую научную тему. Школьную тетрадку с рукописью писателя Эльза сохранила. Для нас это уже реликвия. В совершенно новом свете предстает перед нами сам автор бесценной тетради - в роли исследователя истории. Немало познавательного содержится в этом редком материале, где звучат имена В.Г.Короленко и выдающихся просветителей Ингушетии - Чаха Ахриева, Адиль-Гирея Долгиева и других. Неизвестная тетрадь писателя насыщена многими любопытными фактами и, несомненно, представляет интерес для исторической науки. Интервью с обширными комментариями дает мне теперь уже кандидат исторических наук, доцент Ингушского государственного университета Эльза Мужухоева. Эльза и ее супруг, профессор Макшарип Мужухоев - ныне известные деятели исторической науки Ингушетии, имеющие солидный багаж опубликованных научных работ. Как видим, вовсе не напрасно старый писатель когда-то уделил внимание пытливой девушке и даже прочил ей на этом поприще несомненный успех…

"ПОЧЕМУ БЫЛ НЕ ПРАВ ЛЕНИН?"

М.Г.: Тетрадь, подаренная Вам писателем, начинается словами: "Славная Эльза! Может быть, удастся тебе использовать для разработки темы мои заметки?" Что побудило Вас в молодости заняться вопросом, совершенно неизученным местными историками?
Э.М.: После окончания университета я пришла в научно-исследовательский институт истории, языка и литературы. К сожалению, в то время появилась масса литературы, в которой фальсифицировалась история Чечено-Ингушетии. Причем усиленно проводилась идея о том, что якобы наши народы до революции не имели ни своей письменности, ни своей культуры, и лишь Октябрьская революция приобщила их к мировой и российской культуре. Поэтому многие темы, в которых затрагивался вопрос об исторических судьбах, об истоках культуры наших народов, были закрыты.
…Оставалась, к счастью, лишь одна тема, которую можно было разрабатывать и одновременно показать, что на самом деле наши народы имеют древнейшую культуру и древнейшую историю, а также иносказательно осветить вопрос их участия во всех исторических процессах. Мы помним высказывание Ленина о том, что горцы стояли вдали от мировой истории, вдали от культуры, а значит, и от политики. Это высказывание совершенно не соответствует действительности!
М.Г.: Выходит, в самый разгар эпохи коммунизма Вы отважились спорить с вождем революции?!
Э.М.: Очевидно так, поскольку интересовавшая меня тема открывала истину… Потому-то и был мною избран для исследования вопрос об участии представителей наших народов в революционно-освободительном движении. Важно было доказать, что наши деды и прадеды вовсе не спокойно жили в своих горных ущельях, а очень активно участвовали во всех исторических процессах, происходивших тогда в России. Среди них были грамотные люди, подвижники, одержимые идеей приобщения своих земляков к мировой культуре. Сегодня это уже общепризнанный факт.
…Местных архивов в Грозном не было. Как известно, их уничтожили еще в годы Великой Отечественной войны. Поэтому поиски необходимых источников и литературы оказались сложными…

ПАМЯТЬ, КАК "СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА" ДЛЯ ОТКРЫТИЙ…

М.Г.: Тогда и состоялась Ваша встреча с писателем?
Э.М.: Да, но не сразу. Сначала я встречалась со многими представителями старшего поколения. Однако , полученная информация была явно не достаточной. Тогда и обратилась к Ошаеву. О нем, конечно, немало слышала. В то время это уже был известный писатель. Знала я и о том, что он жестоко пострадал при сталинском режиме, подвергался репрессиям и на себе испытал ужасы обитания в лагере на Колыме. Об этом, правда, все молчали. Тогда действовал запрет на правду…
М.Г.: Как отнесся писатель к Вашей просьбе о помощи в научных поисках? Далеко не все видные специалисты оказываются щедрыми на помощь молодежи…
Э.М.: Ошаев остался в памяти нашей интеллигенции как очень добрый человек и яркий литератор. Мне повезло и в том, что он знал моих родителей… Когда я ему позвонила, то он согласился помочь и пообещал известить о встрече. Проходило, однако, время, а Халид все молчал… Наконец он позвонил и назначил встречу. Он сам пришел в институт и принес мне свою тетрадку. В ней содержалась информация, которую он помнил и которая могла служить для моих дальнейших поисков.

НАПУТСТВИЕ ПИСАТЕЛЯ

М.Г.: Видимо, тетрадь писателя можно назвать " заметками об истории нашего края". Представленный им материал достаточно краткий и выразительный…
Э.М.: Что было в этой тетрадке? Отдельные небольшие сюжеты, а вообще, несомненно, это бесценная тетрадь. В ней собраны уникальные факты из жизни нашего народа. Конечно, сказалось то, что это работа литератора, а не профессионального историка. Некоторые сведения явно неточные. Какая-то информация выглядит на уровне гипотезы, может быть, чьих-то воспоминаний, во всяком случае, фактической достоверностью определенно не обладает. О чем-то писатель читал: выходных данных, к сожалению, нет. И все-таки тетрадь бесценна уже тем, что написана она с большим желанием помочь начинающему историку. Разумеется, было приятно и то, что в конце заметок известный писатель дал мне свое напутствие…
Тогда, почти тридцать лет назад, я была не совсем уверена в том, что смогу стать профессионалом. Но прошло много времени и, надо признать, всегда старалась следовать напутствию Ошаева. Этот человек прошел суровую школу жизни и этим тоже очень интересен. Вот он пишет мне: "Была бы моя возможность, я порекомендовал бы тебе другую тему, потому что эта… очень сложная. Но не бойся. У меня есть нюх на людей. Ты будешь большим историком в наших условиях…" Не скажу, что его утверждение действительно сбылось, но все эти годы я усердно работала.
Условия разные складывались. Никто не думал, что мы тоже пройдем через страшные испытания, не менее тяжелые, чем те, что довелось испытать нашим отцам и дедам. И вот что стало девизом в моих исследованиях: "Только не отходи от фактов. Не бойся критики и никогда не пиши того, что не чувствуешь, как правду". Так ориентировал меня как историка Халид Ошаев. Впоследствии я часто вспоминала ту давнюю беседу с писателем. Он говорил мне о том, что каждый исторический факт можно рассматривать по-разному. Все зависит от того, как ты относишься к действующим лицам и что именно хочешь увидеть за ним. Если хорошенько присмотреться к фактам, рассмотреть их со всех сторон, то можно объяснить, почему наш народ в разные исторические периоды поступал так или иначе. Иногда нам кажется: лучше бы предки сделали по-другому! Но, наверное, они были не глупее нас. Они тоже прошли большую жизненную школу, поэтому не следует смотреть на них свысока. Надо постараться понять те условия, в которых они находились. Тогда гораздо легче объективно оценивать их действия.

НЕ МАНИЛО ЗОЛОТО НАШИХ ПРЕДКОВ…

М.Г.: Что нового открылось Вам как историку в ходе изучения избранной темы?
Э.М.: Писатель дал мне информацию о том, что во время революции 1905 - 1907 годов многие представители народов Северного Кавказа служили в страже. Их вербовали в стражнические отряды. И нередко случалось так, что вместо того, чтобы подавлять крестьянские волнения в России, они становились на сторону…восставших. Когда я начала изучать исторические документы, различные материалы, то открылось много интересного. Оказывается, в какой-то момент наши деды поняли, что их соплеменников призывают в стражники для того, чтобы они выполняли роль черносотенцев, а не функцию охраны. Когда они в этом разобрались, то во многих селениях стали созывать сходы. На них и зазвучали требования о запрете призывать наших земляков для службы в этих стражах и о возврате тех, кто уже служит в Центральной России, назад, на Родину. В ходе моих исследований всплыли многие документы, в том числе выступление депутата от горских народов Терской области Таштемира Эльдарханова в Государственной Думе. В нем он предостерегал, что кавказцев хотят представить в негативном свете, что небольшая горстка их сыновей по неведению играет роль черносотенцев. Газета "Терек" писала, что во Владикавказе состоялось собрание ингушской интеллигенции с участием представителей других народов. Ингуши постановили отозвать из России своих земляков, служивших в страже. Корреспондент выражал надежду, что их примеру последуют и другие народы Кавказа. Были и обращения к наместнику Кавказа М.И.Воронцову-Дашкову. В конце концов, удалось возвратить тех, кто участвовал в стражнических отрядах, на Родину…
Между тем, жизнь народных масс на Кавказе была тяжелой. Ощущался острый земельный голод, и служба в страже многим помогала хоть каким-то образом поправить материальное положение. Несмотря на это, наши деды сумели разобраться в этой политической ситуации и отказались от ощутимой финансовой поддержки. Они решились на такой шаг, чтобы не участвовать в провокационной акции царских властей. Вот один из ярких примеров высочайшей нравственности нашего народа! Алчность, стяжательство были презираемы нашими дедами. На первое место горцы ставили честность и справедливость - независимо от того, с представителями каких народов им приходилось общаться …

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ - УНИКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА

М.Г.: Оказывается, именно Ошаев посоветовал Вам обратиться к делу Адиль-Гирея Долгиева…
Э.М.: И появились новые любопытные материалы. Дело в том, что Долгиев учился в Ставропольской гимназии. Я поехала в Ставрополь. В местном архиве были выявлены интересные документы, которые до меня никто не использовал. На их основе я написала статью о роли этого учебного заведения в развитии просвещения и общественной мысли родного края. Все наши первые просветители прошли через Ставропольскую гимназию. Там получили образование Чах Ахриев, Адиль-Гирей Долгиев, Инал Бекбузаров и многие другие.
Адиль-Гирей Долгиев и Чах Ахриев были первыми народниками-революционерами из числа ингушей. Их деятельность, например, в Ингушетии, можно рассматривать как самый типичный пример "хождения в народ". И вот что примечательно. Позже, когда народническое движение разделилось, и некоторые революционеры встали на путь индивидуального террора, наши земляки в этом участия не приняли . Они продолжали свою прежнюю деятельность. Им была близка именно просветительская миссия.
Таким образом, Ставропольская гимназия явилась крупным просветительским центром для всего Северного Кавказа, в частности, для наших земляков. В ходе изучения мною этой важной темы обнаружились новые фамилии. Думаю, немалый интерес представляет документ, в котором сообщается о том, что ингуш Ярыч Хантыгов в начале 80-х годов XIX века обучался азбуке, составленной выдающимся ученым-кавказоведом Петром Усларом для народов Северного Кавказа. По заданию учителя словесности в каникулярное время Ярыч вместе с другими гимназистами "занимался собиранием фольклора своего народа". Как вспоминал позже его сын Идрис, эту любовь к устному народному творчеству ингушей отец сохранил до конца своих дней. Ярыч Хантыгов стал кадровым военным, одним из первых ингушских генералов. Ингуши, обучавшиеся в Ставрополе, показывали достаточно высокий уровень знаний. Сохранились их аттестаты. Ввиду особого доверия гимназисту Куразу Мальсагову была поручена должность заведующего ученической читальни, которую он выполнял, как свидетельствует документ, " в высшей степени добросовестно"…

М.Г.: Каково значение Ставропольской гимназии для кавказских народов?
Э.М.: Оно поистине велико. Выпускники этого учебного заведения не только получали здесь среднее образование, они имели возможность поступать в высшие учебные заведения. Влияние Ставропольской гимназии прослеживается не только в деятельности ее воспитанников, которые всю жизнь посвятили своему народу. Оно также сказалось и на мировоззрении их детей.
Обратимся, например, к наследникам Кураза Мальсагова. Все мы знаем имя Заурбека Куразовича - просветителя и ученого, основоположника ингушской письменности. Фатима Куразовна, известная поэтесса и одна из первых ингушских актрис, стояла у истоков Ингушского театра. Она была знакома с Михаилом Булгаковым, проживавшим в те далекие годы во Владикавказе. (Писатель сотрудничал с Ингушским театром и даже написал для него пьесу). Зинаида Куразовна реализовала себя в науке. Она стала кандидатом исторических наук, автором ряда научных работ.
Дочь Ярыча Хантыгова Жанетта получила блестящее образование. Будучи женой и соратником секретаря Ингушского обкома Идриса Зязикова, она прошла через ад сталинских застенков, но не отступила от своих принципов. После возвращения из депортации Жанетта Ярычевна была назначена директором краеведческого музея. Ее титаническими усилиями он превратился из музея Грозненской области в музей Чечено-Ингушский. Жанетта Ярычевна была близка с дочерью Тонта Укурова, другого воспитанника гимназии, также дослужившегося до генеральского чина. Тамара Тонтовна - первая ингушка, кандидат исторических наук. Вместе со своим мужем Заурбеком Куразовичем Мальсаговым она сыграла огромную роль в становлении Ингушского НИИ краеведения. Любовь к своему народу, Родине они привили и сыну. Адиль-Гирей добровольцем ушел на фронт и погиб в танковом сражении.
... Мне довелось общаться с Тамарой Тонтовной и Жанеттой Ярычевной. Эти встречи оставили неизгладимое впечатление. Судьба распорядилась так, что в довоенные 30-е годы Тамара Тонтовна преподавала моему отцу в Северо-Кавказском пединституте , а в 70-е годы ее студенткой в Чечено-Ингушском госуниверситете была я. О ставропольских гимназистах и о том следе, который оставили они и их дети в истории Ингушетии, можно говорить много. Нам известны десятки имен, и никто из них не уронил чести своего учебного заведения. Во всех переломных моментах нашей истории звучат их имена. Ставропольская гимназия была уникальным учебным заведением. Во-первых, горцы, жившие достаточно изолированно в своих национальных образованиях, получили возможность тесного общения. Между ними завязались дружеские отношения. Где бы они потом ни бывали, всегда помнили, что окончили одну гимназию. Это было настоящее братство. Так, Чах Ахриев находил поддержку у своих бывших однокашников из Кабарды, Балкарии, Осетии. То же самое касается Адиль-Гирея Долгиева. Впоследствии он участвовал в редактировании газеты "Терские ведомости", которую возглавлял бывший ставропольский гимназист Адиль-Гирей Кешев, черкес. Во-вторых, в гимназии царил светлый дух не только единения , но и настоящей тяги к глубоким знаниям, а это очень важное направление в жизни. Сюда поступали дети в возрасте 8 -10 лет, основное воспитание которых складывалось именно здесь. Можно утверждать, что многие народы Кавказа формированием своей элиты просветителей обязаны именно этому учебному заведению. И прежде всего , одному из первых директоров Ставропольской гимназии Януарию Неверову. Этот человек был до такой степени чистым и честным, что, казалось, его доверие к людям доходило до наивности… К детям он относился с огромной любовью, и они платили ему тем же. Осетинский поэт Коста Хетагуров тоже воспитанник этой гимназии. В своем стихотворении, посвященном Неверову, он писал: Я знал его, я помню эти годы, Когда он жил для Родины моей.
М.Г.: Что же это были за личности - просветитель Януарий Неверов и его единомышленники?
Э.М.: Значимость Януария Неверова как педагога и прогрессивного деятеля прошлых времен трудно переоценить. Он пытался убедить своих воспитанников в том, что поправить дела того или иного народа, привести его к миру и благоденствию, можно лишь просвещением. Неверов сделал в этом отношении очень многое. Есть интересный момент в его педагогической деятельности. Директор заботился о престиже своих воспитанников в будущем - во взрослой жизни. И вот Неверов договорился с губернатором Ставрополья о том, чтобы тот разрешил ученикам старших классов посещать балы. Здесь его воспитанники получали уроки светского общения. Закончив учебное заведение, они не только имели достаточно высокое образование, но и могли свободно вращаться в любой общественной среде. В гимназии наряду с общепринятыми предметами они изучали стихосложение, латинский , древнегреческий, а также и "живые", современные языки - английский, немецкий и французский. Так что по тем временам это были, безусловно, высокообразованные личности… Большое влияние на развитие ставропольских гимназистов оказал и находившийся здесь в ссылке Герман Лопатин, революционер-народник, один из первых переводчиков "Капитала" Маркса. Он был сослан в Ставрополь и работал в городской библиотеке. Сохранились его письма, в которых он писал, что ведет на работе два журнала. В одном записывает литературу легальную, которую свободно берут ученики, а в другом - ту, которая считается для них нежелательной… Януарий Неверов, Герман Лопатин и другие просвещенные люди формировали мировоззрение будущих прогрессивных деятелей Северного Кавказа. Обучаясь в гимназии,с самого детства наши земляки проникались сознанием того, что они должны служить своему народу.
М.Г.: Итак, в чем значимость одного из трудов старейшего писателя Северного Кавказа?
Э.М.: Он подарил мне свой автограф - тетрадку, которую я считаю частью его замечательного литературного наследия. Жаль, что подобные записи многих наших известных деятелей утеряны. Как бы пригодились эти материалы в будущем!
Особенно сейчас, после драматических событий на Северном Кавказе, я осознаю, насколько важны для нас, современников, труды наших предшественников. Это словно мостик из прошлого, живое свидетельство людей, которых давно с нами нет.

Беседовала М. ГОРТИКОВА




Ценности веры

Не спеши осуждать


Хвала Аллах1у Всевышнему. Хвала Аллах1у, равного которому нет, и нет ничего подобного Ему. Приветствуем наилюбимейшего из любимых Посланника Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует), ведущему свою общину по истинному пути. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Будьте братьями. Нельзя завидовать, ненавидеть и отворачиваться друг от друга". Люди прежде всего обращают внимание на телесные недуги. Но существуют и другие болезни, на которые люди почти не обращают внимания. Это болезни, связанные с сердцем, в котором есть ненависть и зависть к своим братьям по вере. Это наносит большой вред мусульманскому обществу, потому что ослабляется выполнение повелений Аллах1а Всевышнего. Что касается плохих отношений между собой, то, бывает, что люди при встрече часто отворачиваются один от другого и тем самым наносят боль другому. В результате этого очень часто появляется вражда, раскол в обществе. Как лечить такие болезни? Единственный путь спасения - противостоять самому себе в желаниях, которые не соответствуют Шариату. Когда человек противостоит своим страстям и делает добрые деяния с намерением ради Аллах1а, получает вознаграждение. Аулия (шайхи) не достигли бы такого высокого уровня, если бы не могли противостоять своим страстям. Человеку нужно любить добро не только свое, но и других. Часто человек склонен к лени. Бывает, что намаз необходимо совершать в холодное время года, или же у человека нет желания использовать холодную воду. Также соблюдение поста в день, когда очень хочется пить. В числе богобоязненных тот, кто преодолевает себя: противостоит жажде и своим желаниям и т.п. Если человек хочет быть в числе богобоязненных, он должен соблюдать свои обязанности и не поддаваться уговорам шайтана. Является больным тот, кто ленится выполнять намазы, соблюдать повеления Аллах1а. А кто заставляет себя соблюдать Его повеления, несмотря на болезнь, терпит трудности, получает вознаграждение. Когда кто-либо делает добро, а другие не отвечают тем же, то у первого пропадает желание совершать добрые поступки. Необходимо, чтобы тот, кто делает добро, стремился делать его искренне, ради Аллах1а, а не по такому принципу: "Ты - мне, я-тебе". Например, люди, без всяких на то оснований, плохо относятся к кому-либо, говорят о другом неприятные слова. Мусульманин, который стоит выше издевательств, и не прекращает совершать хорошие поступки, имеет большой почет у Аллах1а Всевышнего. Такие качества присущи пророкам и святым. Пророки общались с людьми и призывали их придерживаться правдивого пути. В ответ большинство людей оскорбляли пророков и издевались над ними. Но пророки терпели и не оставляли своего дела. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Не уверует из вас ни один, пока не будет желать для своего брата то, что желает себе". В этом хадисе под отрицанием веры подразумевается недостаточность ее искренности. А одно из характерных обязательств веры - желать для своего верующего брата то, что желаешь себе и не желать того, чего не желаешь себе. И если это качество исчезнет, то тем самым его вера становится недостаточной. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Кто хочет быть удаленным от Ада и введен в Рай, пусть постигнет его смерть, когда он верит в Аллах1а и в Последний день и поступает с людьми так, как хотел бы, чтобы и с ним так поступили". Бывает, услышит человек какую-нибудь весть и, торопясь, считает это праведным, начинает враждовать или дружить и строить на этом поведение и действия, основываясь на том, что эта весть была верной. Потом выясняется что она была ложной, искаженной или преувеличенной, или смысл такой, что он не понял. И отсюда поспешивший человек сожалеет, кается по причине своей поспешности и из-за не уточнения. И иногда человек может попасть в неприятности, не зная источника вести, и торопится, подозревая и оскорбляя кого-то, потом сожалеет о своей спешке и необоснованности. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) в своих наставлениях призывал к терпению, к оставлению спешности в высказываниях, сказав: "Поистине, есть два качества, которые любит Аллах1, это мягкость и терпение". Аллах1 Всевышний сказал: "И скажи моим рабам, чтобы они говорили то, что лучше, поистине, сатана вносит между ними раздор". Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Хорошее слово является милостыней". Запретность хулы (г1ийбат) и необходимость оберегания языка. Аллах1 Всевышний сказал: "И пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствуете отвращение. Бойтесь же Аллах1а, ведь Аллах1 к обращающимся милостивый". Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Кто верует в Аллах1а и в Судный день, пусть, говорит благое или молчит". Обобщающее правило: все, что дает понять другому человеку недостаток мусульманина - это запрещенная хула. Также сюда входит подражание, как ходит, как ест, как говорит, желая передать образ того, кого хочешь умалить в достоинствах - все это харам, без разногласий. Имам Навави сказал: "Хула запрещена, как хулителю рассказывающему, так и слушающему запрещено слушать и молчать. Когда человек слышит, как кто-то начинает хулу, то он обязательно должен остановить его, если не боится очевидного вреда. Если же боится, то обязательно должен отрицать сердцем и покинуть это место, если возможно. Если же сможет дать отрицание языком, то пусть перебьет хулу другим разговором, в противном случае, не сделав этого, становится грешником. Если скажет "Замолчи!", а сам сердцем хочет продолжения разговора, то это лицемерие ведущее к греху, необходимо, чтобы не желал сердцем. И если пребывание в этом собрании принудительно или он не в состоянии отвергать хулу, тогда ему запрещается слушать хулу. Его метод - упоминания Аллах1а языком и сердцем или только сердцем или думать о чем-либо полезном, чтобы отвлечься от слушания. Аллах1 Всевышний сказал: "А когда они услышат пустословие, то уклоняются от этого". От Абу Дарда (Да будет доволен им Аллах1) передается, что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Кто будет защищать честь своего брата, Аллах1 защитит его в Судный день". Еще одним из больших грехов является донос. Донос - это доносить слова людей, чтобы поссорить их. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Не войдет в Рай доносчик". Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) порицал людей двуличных, сказав: "И найдете наихудших людей двуличных, которые приходят к одним - с одним лицом, а к другим - по-иному". Будь милостив к своим братьям по вере в мире этом, и Аллах1 будет милостив к тебе в мире ином…

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru