новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 27 (9794), вторник, 27 февраля 2007 года

Грел очаг изболевшую грудь
Долгие 13 лет вдали от родного ингушского края провела семья Ширвани Берсаевича Хамхоева из села Кантышево Ачалукского района Ингушетии, депортированная вместе со всем ингушским народом в холодный и далекий Казахстан, ставший временным пристанищем для коренного кавказского народа. Именно временным пристанищем, потому как земля отцов для многочисленных репрессированных ингушей всегда оставалась частью их души, тем, без чего жизнь теряет всякий смысл. Поэтому, весь народ, вернее, его уцелевшая в суровых условиях часть возвращалась к своим родным очагам со священным трепетом…
Тот трагический день – 23 февраля 1944 года - навсегда останется в памяти людей. Семья Ширвани Хамхоева, как, впрочем, и все ингуши, не могла себе и представить, что народ, чьи сыновья стояли на защите страны от немецко-фашистских захватчиков, может быть подвержен уничтожению путем депортации.
Варварская рука сталинской клики застала Ширвани Хамхоева в ФЗО станицы Вознесеновской, где он вместе с другими ингушскими мальчишками учился рыть окопы, и иным действиям на фронте. Ведь до призыва в ряды Красной Армии им оставалось совсем немного.
Не дав возможности вернуться к семье, в Кантышево, разлучив с родными, его посадили в товарный вагон поезда, чей зловещий маршрут осиротил и погубил тысячи семей.
Дальше все продолжалось почти по книге Саида Чахкиева «Золотые столбы»…
Бесконечные столбы, суровый холод, голод и смерть вокруг. Разлученный с семьей, Ширвани не имел никаких сведений, где находятся его брат и пожилая матушка.
Вагон, в котором он оказался, был заполнен стариками, женщинами и детьми. Ширвани рассказывает, что ужасы тех дней и исхудавшие до костей лица маленьких детей и погибших не покидают его и сегодня. С каждым днем память об испытаниях тех лет с новой силой пробуждается в душе.
После недели следования эшелон совершил очередную остановку. Ширвани выбежал взять воду для детишек, требовавших еды и питья. Там он от односельчанина узнает, что всего через два вагона находится его мама. Передав воду, он ринулся к матери Наги Гелисхановой.
По прибытии их направляют в селение Башкуль Петропавловской области.
Здесь семье Хамхоевых пришлось перетерпеть немало испытаний. Чтобы как-то спасти семью, Ширвани удается устроиться на работу в колхозе кузнецом. Вскоре, отметив заслуги молодого рабочего, его назначают учетчиком. Но и здесь ему приходится проработать немного. Ширвани Хамхоева утверждают заместителем председателя колхоза. В 1947 году он женится на своей землячке Ханифе Гиреевой.
Умение управлять коллективом и ладить с людьми были качествами, отличавшими  Ширвани от других. В 1948 году он становится депутатом сельского совета.
Он и сегодня не устает повторять, что благодарен  тем людям – русским и казахам, - которые поддержали их и другие ингушские семьи в самые суровые времена, спасли от неминуемой гибели.
В их числе был и председатель того самого колхоза Н.Розин, благодаря которому у Ширвани появилась возможность оказать своим землякам поддержку продовольствием. Он вспоминает, что порой люди просили сухариков вместо прочей еды. Ширвани удивлялся тому, почему они это делают. А объяснение было простым – они, сухарики, дольше задерживались во рту…

Каждый день для переселенцев был как последний. Но взаимная выручка и помощь русских и казахов, знавших о невиновности ингушей, помогли выжить. Пусть  лишь половине народа…
Лишь в 1955 году Ширвани с матерью получают известие о потерявшемся в период депортации брате, который, как оказалось, жил в г. Фрунзе Киргизской ССР.
В то время он находился у родственников матери и оттуда был отправлен в Киргизию. Вскоре семья переехала жить к брату.
Как рассказывает Ширвани, 1957 год стал годом его второго рождения. Сбылась мечта вернуться в родную Ингушетию и вдохнуть свежесть родных просторов. Потому он так рад решению сегодняшнего руководства республики о возведении в Магасе памятника Н.С. Хрущеву.
- Это наша благодарность за возможность обрести отнятое: язык, культуру, землю, историю, за торжество справедливости, - говорит он.
Х. БЕКОВА.
На снимке: Ш.Б. Хамхоев
в окружении родных
и близких людей      

 

 

Жамбот, Банати, Фуртамбик, Маддан, Лабзан, Керим и другие…
С большим зрительским успехом проходит спектакль «Са к1аьнк» по пьесе Саида Идрисовича Чахкиева в постановке Ингушского Драматического театра имени Идриса Муртузовича Базоркина. Не скрою, сам давно хотел посмотреть эту работу. Было интересно увидеть,  как пьеса, написанная еще в союзные времена, интерпретирована в современную жизнь, и в чем ее успех. В комедии едко высмеиваются рвачество, жадность, желание строить свое благополучие за чужой счет. Это было актуально всегда, потому что желающих «навариться» за счет других меньше не становится. Герои комедии – обычные люди, они живут рядом с нами, их не надо искать – такие есть везде. Итак, действие комедии происходит в обычном ингушском селе. Как и везде, в селе есть молочно-товарная ферма. На ферме главную тяжесть работы несут доярки. Они встают затемно и едут косить траву для коров. У них нет никаких условий для работы – сплошной ручной труд. После косьбы девушкам надо подоить своих коров, и тоже вручную. Но они хоть и жалуются друг другу на тяжелые условия, тем не менее добросовестно делают свое дело и хотят, чтобы их ферма была лучшей. Изначально кому-то может этот сюжет покажется скучным, в духе нашего социалистического прошлого, но это не так. Девушки-доярки в исполнении молодых актрис драматического театра Дианы Мержуевой (Марем), Зареты Гандалоевой (1ашат), Заиры Евлоевой (Мариэтта) и Хавы Ганиевой (Зара) олицетворяют лучшую часть общества, людей, болеющих за свое дело, честных и принципиальных. И неважно, что это девушки, а не мужчины. Главное – они хотят работать лучше, и не терпят несправедливости. Когда им тяжело, они поют, и их здоровый оптимизм передается зрителям. Совсем другое дело другой персонаж – заведующий фермой Жамбот. По сценарию Жамбот - закостеневший рвач, для которого нет ничего важнее собственного благополучия. У Жамбота, мастерски сыгранного народным артистом РИ Муртазом Озиевым, нет понятия своего личного и общественного. Он «гребет» подряд. Ему неважно что: мешок комбикорма или взятка в 100 долларов, главное - ему в карман, в его доход. Жамбота не беспокоит, что на ферме, возглавляемой им, падают надои, у доярок нет условий для работы, он не думает, как облегчить их труд или поднять рентабельность фермы. У него вообще нет таких понятий, как забота о людях или «честь мундира». Жамбот – однодневка. Его принцип – хапнуть как можно больше. Вот и не спит Жамбот, мучается, пока что-нибудь не подвернется под его загробастую руку. Доярки, придя на работу в 4 часа утра, встречают своего заведующего с мешком комбикорма на плечах. Но Жамбот не теряется и не краснеет. Заведующий говорит девушкам, что несет мешок в лабораторию на анализ… Ему неважно, что никто этим словам не верит. Главное - сохранить лицо, которого у Жамбота давно уже нет. Девушки говорят заведующему о том, что накануне на ферму приезжали люди и спрашивали его. Жамбота пугает это известие, но, узнав, что это не комиссия, он веселеет. На ферму приезжал корреспондент районной газеты, а таких людей Жамбот не боится.
- Хьавайта. Из а вайта, ткъаь итт кхы а вайта, – говорит заведующий беспечно, и, взвалив на плечи свой мешок, уходит. Он не то что не помог ничем дояркам, Жамбот не сказал им ни одного доброго слова, не отметил их старательность. В этом суть его характера: Жамбот уважает только тех, кого боится. Один из таких людей - молодой парень по имени Фуртамбик. Парню нравится одна из девушек -  Зара, но его преследует неустроенность в жизни. Он не работает, не может пока найти свое призвание. Фуртамбик – единственный сын у матери, которая хочет чтобы ее отпрыск устроился на «хлебное» место. Роль матери Фуртамбика (актер Зелимхан Цуров) играет народная артистка РИ Ася Сусуркиева. Банати - простая сельская женщина. Она одна растила сына, и теперь очень хочет, чтобы он выбился в люди. На селе нет работы, кроме как на ферме.
Банати идет к Жамботу. Ей претит просить заведующего о приеме сына на работу. Она долго не может объяснить ему, чего хочет. Происходит комичный диалог между Жамботом и Банати, пока первый начинает понимать, чего от него хотят. Банати просит Жамбота устроить сына. Жамбот поддакивает Банати, жалующейся ему на тяжелую жизнь, готов «помочь», и намекает ей на взятку. Банати мнется в нерешительности: сын запретил ей предлагать Жамботу деньги, но после некоторых сомнений передает заведующему взятку. Жамбот быстро прячет деньги в карман. Он обещает помочь Банати, и требует от нее молчания. Женщина согласна, лишь бы ее сын был устроен. Жамбот приглашает в свой кабинет Фуртамбика. Молодому человеку претит вся эта возня. Он всем своим видом выказывает презрение к Жамботу, ведет себя развязно. Жамбот, привыкший к послушанию окружающих, обескуражен. Фуртамбик развязно садится на стул и закуривает у Жамбота, Банати, шокированная поведением сына, пытается приструнить сына, но не тут то было. Парень гнет свою линию. Он не хочет, чтобы вопрос его трудоустройства решала мать. Это не нравится Жамботу, но они находят общий язык. Фуртамбик просит мать выйти из кабинета. При выходе он спрашивает мать, сколько денег она дала Жамботу, на что Банати отвечает, но просит сына не говорить о деньгах с Жамботом. Но первым вопросом парень спрашивает у заведующего, сколько он «взял на лапу». Жамбот напуган и озадачен, но его успокаивает Фуртамбик, посетовав на женскую жадность. Жамбот переводит дух и просит парня держать это в секрете. Жамбот как своему рассказывает Фуртамбику о работе на ферме, жалуется на всех. Парень поддакивает, вызывая Жамбота на более открытость. Жамбот говорит о комиссии, которая трижды его проверяла по факту падежа скота. Фуртамбик, играя, задает сочувствующие вопросы. Жамбот принимает это за чистую монету. Он обещает парню работу, но требует еще денег. Фуртамбик сделав вид, что достает деньги, показывает Жамботу большой кукиш, обзывает чукхутаем и уходит. Жамбот взбешен, он зовет парня назад в кабинет и требует объяснений. Фуртамбик обзывает его взяточником и рвачом. Жамбот выходит за ним и пытается загладить ситуацию, и предлагает парню выпить. Фуртамбик соглашается, но пьет один Жамбот, их диалог прерывает приехавший корреспондент (актер, народный артист РИ Ваха Хадзиев) Керим. Он хочет знать, сколько на ферме скота, но, ни Жамбот, ни призванный ему на помощь учетчик (актер, народный артист РИ Адам Бузуртанов) не могут точно этого сказать. И как это можно узнать, если каждый день скота становится меньше. Жамбот пьян, но тем не менее, пытается отвечать корреспонденту, показывает разные бумаги. Керим все понимает и, попрощавшись, уходит. В кабинет входит Фуртамбик, он забирает у Жамбота деньги, данные тому матерью. Жамбота вызывают в районную администрацию. Это не сулит ему ничего хорошего, но Жамбот, уже изрядно приняв на грудь, не соображает… А между тем, его час близок. Герои пьесы живут своей жизнью. Банати не нравится, что ее сын устраивается работать на ферму. Она против его женитьбы на Заре. Последнюю пытаются засватать для Керима, но девушка ошарашивает своей экстравагантностью пришедших Аббаса (актер Ераги Костоев) и Лабзана. Зара делает прическу, надевает темные очки… ее мать Маддан (актриса, народная артистка РИ Рая Дзейтова), мечтающая о благополучии дочери, шокирована ее поведением. Маддан, воспитанная на покорности, не понимает поведения дочери. Она наивно полагает, что Зара согласится на брак, но ошибается. В свою очередь и Банати не в восторге от Зары и запрещает Фуртамбику  даже думать о ней. На мой взгляд, налицо конфликт поколений. Молодежь хочет жить по велению души, старшие же считают, что они знают жизнь. Они (старшие), в принципе, хотят своим детям только добра, что естественно, но они безнадежно отстали от времени, и в этом случае их позиция только мешает молодым. На этой почве между Маддан и Банати происходит ссора, которую обе актрисы играют мастерски. Но как это бывает среди покладистых людей, они мирятся, и не против брака их детей. Это один из важнейших моментов всей постановки. Даже эти женщины в конце концов понимают, что их дети имеют право на свой выбор, и не мешают им. Банати соглашается с тем, что ее сын будет работать простым пастухом. В развязке пьесы Жамбота изгоняют с работы. Лабзана, простого сельского жителя, работавшего учетчиком, отправляют на пенсию. К руководству фермой приходит молодежь. Заре и Фуртамбику уже ничто не мешает строить свои отношения,  но автор не делает акцента на этом моменте, и это правильно, хотя бы потому, что главное в концовке – торжество справедливости, наказание виновных. И такие моменты, как сватовство или женитьба, остаются зрителям на доосмысление.
Следует особо отметить музыкальное сопровождение комедии. Музыку к этому спектаклю написал наш композитор Тимур Дзейтов. Комедия поставлена под руководством режиссера-постановщика народного артиста РИ Магомед-Башира Костоева. Магомед-Башир много лет проработал в театре актером, а теперь и довольно успешно предстал перед нами в новом амплуа. Хочется пожелать Магомед-Баширу новых творческих успехов.
Хочу особо отметить атмосферу в театре. С первых минут вас опекают профессионалы, они очень внимательны к зрителям. Помогут вам пройти на свое место: такое отношение как-то сразу дисциплинирует зрителя. Театр – это особое место. Здесь дорожат своим зрителем, пытаются создать ему максимум удобств. Радует, что постепенно у нас формируется своя театральная богема, любители театрального искусства. Как сказала мне кассир театра Яха Халухаева, в последнее время заметно повысилось число людей, посещающих театр. Многие зрители предпочитают иметь в зале свое постоянное место. Кроме того, театр посещают школьники. Руководство театра идет навстречу школам, продавая детские билеты, которые более чем в три раза дешевле взрослых. Это помогает воспитывать школьников на лучших традициях нашего менталитета, приобщает их к прекрасному. Кроме того, на спектакле было немало зрителей, пришедших с маленькими детьми, и это тоже отрадно. Надо также сказать и о декорациях к спектаклю, которые изготовили сами актеры. Так директор театра Иса Чахкиев сваривал конструкции. Получилось очень хорошо, если учесть, что сцена Дворца культуры не оборудована для постановок.
После спектакля я поговорил с актерами о их личном отношении к сыгранной ими комедии.
Ася Сусуркиева:
- Только на первый взгляд кажется, что актеры играют легко. На самом деле комедию играть нисколько не легче, чем драму или трагедию. Это одна из моих любимых ролей. Очень приятно, что нас понимают и поддерживают зрители.
Адам Бузуртанов:
– Нам всегда приятно играть, когда много зрителей. «Са к1аьнк» - один из таких спектаклей. Мы благодарны своим зрителям, и видим в этом интерес к нашему творчеству. Это самое главное для актера.
Ваха Хадзиев:
– Это народная комедия. Сюжет взят из нашей жизни. Не могу сказать, что это легкая работа. Важно, что нас понимает зал.
Муртаз Озиев:
– Роль Жамбота играю с удовольствием. Мне нравится эта пьеса. В ней показана наша жизнь. Считаю, что пьеса несет большое воспитательное значение, потому что в комедии отображена вечная тема справедливости, уважения человека к человеку и к своему делу. Насколько это нам удалось - судить зрителю. Судя по реакции зала, неплохо (смеется).
Зелимхан Цуров:
– Я работаю в театре третий год. Для меня роль Фуртамбика знаковая. Мне много помогали старшие товарищи по сцене. Рад, если мне этот образ удался. Спасибо нашим зрителям.
Должен также отметить и реакцию зрителей. Зал не раз аплодировал артистам по ходу комедии, а после ее завершения еще долго не отпускал артистов за кулисы. В конце этого материала хочу от души поблагодарить руководство театра, Ису Чахкиева за приглашение на просмотр и доставленное артистами удовольствие. Желаю всей труппе новых творческих находок и удачи, чтобы они нас и впредь радовали своим мастерством.
М. ХАНИЕВ                                                   

 

Берегитесь пожара!
По статистике ежегодно в России до 80 % пожаров происходит в жилых домах. Гибнет около 20 тысяч человек, сгорает более 2,5 миллионов квадратных метров жилья — это жилой   фонд города с населением 500 тысяч человек. Ущерб от пожаров в стране в 10 раз превышает потери от всех чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Только в Республике Ингушетия за прошедший 2006 год зарегистрировано 289 пожаров. Погибло 3 человека. Пострадало 5 человек. Пожарами уничтожено 7 строений, личного имущества и материальных ценностей на сумму свыше 3 616710 рублей.
Учитывая сложившуюся ситуацию, отделом Государственного пожарного надзора г. Назрань усилена работа по увеличению количества, а также улучшению качества проводимых мероприятий по выявлению и устранению нарушений пожарной безопасности на предприятиях, организациях, учреждениях, а также у индивидуальных предпринимателей. Особое внимание уделяется объектам с массовым пребыванием людей.
Также в своей работе отделом Государственного пожарного надзора используется любая возможность для противопожарной пропаганды.
Мы не только занимаемся проверками, но и совместно с дежурными караулами пожарных частей проводим обходы в населенных пунктах, в ходе которых населению разъясняются требования Правил пожарной безопасности, а также недопустимость нарушений этих требований.
Хотелось бы напомнить жителям нашей республики общеизвестные требования пожарной безопасности:
- не оставляйте без присмотра включенные электробытовые, газовые приборы и печи отопления;
- следите за исправностью электропроводки, приглашайте специалиста, не доверяйте ремонт непрофессионалам;
- не включайте в одну розетку несколько электроприборов, от перегруза сетей может произойти короткое замыкание;
- особо оберегайте детей, они не должны иметь доступ к спичкам и другим легковоспламеняющимся материалам.
Все должны знать - пожар легче предупредить, чем тушить!
Но если все же случилась беда, главное не паниковать. - Немедленно звоните по телефону «01», -зовите на помощь соседей и прохожих, - приступайте к тушению пожара.
ПОМНИТЕ!   Каждый гражданин должен соблюдать и четко выполнять Правила пожарной безопасности, чтобы не допустить трагедии, сохранить свою жизнь и имущество от огня.
А. Местоев 

 

В голове не укладывается
В растениях холестерина нет никакого и ни в каких, поэтому надпись на бутылке растительного масла «не содержит  холестерина» - истинная правда.
Когда в странах Востока переводили европейскую и американскую литературу, то издатели обычно давали книгам другие названия, более привлекательные для местных читателей. Так, в Китае роман «Дон Кихот» получил название «Жизнеописание рыцаря – демона», «Путешествия Гулливера» - «Записки о павильонах и лабиринтах за морем». Подобные  переименования не обошли и русскую литературу: «Капитанскую дочку» Пушкина в Японии озаглавили так: «Сердце цветка и думы бабочки. Удивительные вести из России». А «Войну и мир» - «Плач цветов и скорбящие ивы, последний прах кровавых битв в Северной Европе».
Настоящее имя актрисы Хелен Мирен, которая недавно была удостоена премии «Золотой глобус» и приза Венецианского кинофестиваля за роль королевы Елизаветы II – Елена Васильевна Миронова. Ее отец – русский эмигрант Василий Петрович Миронов, в 1950-е годы принявший для удобства фамилию Мирен.
В мире существуют всего две пары, где и муж, и жена – космонавта. Это россияне Елена Кондакова и Валерий Рюмин  (шесть полетов на двоих) и французы Клоди и Жан-Пьер Эньере (по два каждого). Валентина Терешкова и Андриан Николаев развелись в 1982 году. Также на земле проживает  всего три человека с папой и мамой космонавтами: дочь Терешковой и Николаева Елена, дочь Кондаковой и Рюмина Евгения и Карла Анастаси Эньере. Карла родилась в 1998-м, между двумя полетами своих родителей.
На Руси мошенниками называли не обманщиков или воров. Так назывались мастера, которые изготавливали мошну, то есть кошельки.
31 миллион долларов выиграл в 1997 году в лотерею техасец Боб Харрелл, отец троих детей, еле сводивший концы с концами. Он договорился о получении выплат постепенно, по миллиону в год, и начал активно тратить деньги на семью и друзей. Однако вскоре Харрелл уже не знал, куда деваться от нуждающихся в деньгах знакомых людей, находивших его несмотря на то, что  он сменил семь номеров телефона. Через год после выигрыша от Харрелла ушла жена. За пять лет он похудел более чем на 20 килограммов. И пустил себе пулю в лоб 22 мая 1999 года, написав в предсмертной записке, что выигрыш в лотерею – худшее, что случилось с ним за всю его жизнь.
Где прячется вирус гриппа? Считалось, что первичным резервуаром для него являются организмы диких перелетных птиц. В желудках и кишечниках уток, гусей и цапель микроорганизмы путешествуют по всему миру. Но это мелочи по сравнению с тем, сколько вирусов таится в арктических льдах. Именно из этого огромного холодильника, который в последнее время заметно подтаивает, птицы и разносят по планете невидимую до поры опасность. Вирусологи утверждают, что Арктика скрывает такие группы вирусов, которых мир не помнит с 1930-х годов. И если птицы доставят их в перенаселенные районы земли, эпидемии не избежать.
Сара – это река в центральной части Москвы, левый приток Москвы–реки. Ее длина 1,3 километра. В настоящее время заключена в трубу.
Недавно в Норвегии провели эксперимент. Его участникам мужчинам показывали фотографии женщин с голубыми и карими глазами и просили выбрать наиболее привлекательных. Выяснилось, что голубоглазые предпочитали голубоглазых, а кареглазым было все равно.
Все младенцы мира говорят на одном языке, утверждает австралийка Присцилла Данетен. Имея уникальный слух и музыкальную память, она «поговорила» с тысячью грудных малышей разных национальностей и считает, что младенцы владеют всего пятью комбинациями звуков. «Эээр» означает, что у ребенка болит живот, «оу» - что он хочет спать, «нее» - есть, а слогом «хе» просит обратить на себя внимание. И еще есть «эйех» - для отрыжки.
Женщины – лучшие свидетели для составления фоторобота. Они запоминают много и в подробностях, хотя часто преувеличивает габариты преступников. Мужчины, напротив, очень плохие свидетели. Внимания на детали не обращают совсем, да и вообще, часто для них все вокруг – на одно лицо.

Подготовил

А-Г.УГУРЧИЕВ

       

 



 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru