новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 24 (9791), вторник, 20 февраля 2007 года

Театр вчера, сегодня, завтра 
15 лет назад создан Ингушский драматический театр имени Идриса Базоркина. Это самый молодой театр в нашей стране. Надо сразу сказать, что театральное искусство России переживает нелегкие времена. Вопрос в государственном финансировании наших театров, а точнее, в его отсутствии. Денег на постановку спектаклей у театров, как правило, не хватает. Из бюджета средства выделяются только на зарплату и все. В остальном же театры сами вынуждены выживать, чтобы оставаться на плаву. В таких случаях, как правило, все зависит от авторитета и находчивости первого лица – директора театра. Не случайно знаменитые артисты театров, режиссеры обращались к президенту России за помощью и поддержкой, потому что без поддержки государства театры обречены на прозябание, а провинциальные, как наш, в первую очередь.
Как работается нашему театру? Судя по репертуару, здесь не ждут манны небесной, и не опускают рук. Выходят спектакли. У театра есть свой постоянный зритель. Сам не раз аплодировал нашим артистам, посещая театр. Какие перспективы и что сделано в этом театральном сезоне? Этот вопрос мы задали директору театра Исе Абдуловичу Чахкиеву.

- Иса Абдулович, как выглядит наш театр на фоне других театров Северного Кавказа?
- Должен сказать, что, несмотря на нехватку финансов, сценического оборудования, отсутствие своей сценической площадки, наш театр все эти годы работает в творческом режиме. Проблемы нашего театра – это не локальная проблема, это проблема всего театрального искусства России. Но даже в таких сложных условиях мы находим возможность радовать своего зрителя новыми работами.
Не секрет, что в Грозненском драматическом театре до создания ингушской труппы работало всего несколько актеров. Да и сама ингушская труппа была, если мы вспомним, создана только после известных событий 1973 года. Затем прошло еще пять лет, пока наши юноши и девушки закончили в Ленинграде театральный институт. По сути, только в 1978 году начала свою театральную деятельность ингушская труппа. Срок, в принципе, небольшой, но сколько знаковых событий было с тех пор. В ингушской труппе работали талантливые актеры, а знания, полученные в институте, позволяли им браться за самые сложные работы.
В память о наших выдающихся актерах, наших товарищах, преждевременно ушедших от нас, Магомеда Цицкиева и Руслана Наурбиева (Дала гешт долда царна), мы возродили в нашем театре спектакли «Беке къонгаш» по роману Ахмета Бокова и «Са к1аьнк» Саида Чахкиева. Я еще раз должен сказать о том, что недостаточное финансирование не позволяет нам воплотить в полном объеме наши планы. Мы в настоящее время выпускаем за театральный сезон один, в лучшем случае - два спектакля. Чтобы подготовить новый спектакль надо очень много. Зритель не знает всей нашей кухни. Очень дорогое удовольствие сшить требуемые костюмы, подготовить сцену, изготовить декорации. И еще тысячи других вопросов: свет, звук и т.д.
Должен вам сказать, что у нас положение лучше, чем в некоторых других регионах. Например, возьмем КБР. Мы вместе выступаем на фестивалях. Мы общаемся и понимаем друг друга. Как и в других театрах, проблемы у нас общие. Не хватает финансов на развитие национальных театров. Мы работаем не меньше, чем театры в КБР. Я приглашаю режиссеров-постановщиков из этой республики, и едут они к нам с удовольствием. Я уже сказал, что в нашей работе многое зависит от деловитости руководителя театра, его предприимчивости. Можно жить и по другим законам: ждать пока тебе дадут деньги, как это было в союзные времена. От такого принципа регионы только проигрывают. Мы нашли способ как поощрять актеров. Мы находим возможности привлекать к театральному искусству подрастающее поколение. Идем на большие расходы. По нашему пути пошли и другие творческие коллективы, но не все они дают полноценную работу, занимаются халтурой. Приезжают в школу, и, как говорится, лишь бы заработать, а содержание для них неважно, главное снять деньги. Это удручает, ведь халтура только портит зрителя, а юного зрителя надо не только развлекать, но и воспитывать. Нельзя творческим коллективам гоняться только за финансами. Ничего хорошего это не даст. Мы же знаем, что многие российские театры сейчас, идя в ногу со временем, живут за счет голых ножек, голых сцен. Это дает театрам дивиденды, но дискредитирует, на мой взгляд, театральное искусство. У нас другой подход. Ведь в нашей жизни и так с избытком всякой пошлости.
Мы привыкли, что театр – это богема, свой особый мир, одухотворенность. Если хотите, консерватизм, традиции. Это что-то непреходящее и вечное, несущее в массы добро.
Мы нашли свою изюминку, нашли выход нашему театру, как выжить в это нелегкое время. Не будем скрывать того, что только национальный драматический театр сегодня работает стабильно. Это факт. Театр работает, еженедельно идут наши спектакли. Мы работаем не только со взрослыми, но и с детьми. Для нас главное не останавливаться, не играть плохо. Мы нашли такую возможность. Но наша главная проблема – отсутствие своей сценической площадки, своего здания. Будь у нас такая возможность, мы работали бы с еще большим интересом, потому что тогда бы можно было утром играть детские спектакли, а вечером - для взрослых, как это делается в других регионах. А что у нас? Мы работаем в неприспособленном помещении. Зимой в зале холодно, зритель не желает приобщаться к искусству, клацая зубами. Но даже при всем при этом за 15 лет у нас был всего один срыв спектакля. Раньше у нас были серьезные проблемы с залом. Нам не разрешали выходить на сцену, репетировать. Это сильно мешает нашей работе. Мы должны каждую неделю писать заявки на использование зала, заниматься несвойственной работой из-за того, что нет своей сценической площадки.
В последнее время нам по-настоящему помогает мэрия города, и мы благодарны им за эту помощь.
Уже много лет отсутствие здания театра не дает нам возможность приглашать в республику другие творческие коллективы, артистов эстрады, музыкальные коллективы. Конечно, это тормозит культурное развитие нации, нашей молодежи в особенности. Понимаю, что задача эта непростая. Но отдавая приоритет больницам и школам, наверное, надо думать и о духовном. Весь мир ведь живет по таким принципам. Бросив в омут рыночной экономики работников искусства, мы забываем, что эти люди не предприниматели и не торгаши. Они занимаются своим любимым делом по зову сердца, и материальная сторона в их жизни далеко не на первом месте. А ведь это тоже живые люди, которым надо где-то жить, питаться, у них семьи, дети, как и у нас. А что может себе позволить актер, если его зарплата всего 2-2,5 тысячи рублей? И это у народного артиста, а у других, которые без звания, еще меньше.
- Как вам удается держаться на плаву все это время? Кто вам помогает?
- Без помощи государственных структур нам бы было намного сложнее. По нашей просьбе средства на новые постановки нам выделяет президент. Мы, конечно, благодарны ему за эту помощь. Есть люди поддерживающие нас, понимающие наши проблемы. Глава Назрановского района Багаудин Шадыжев в свое время выделил сотрудникам театра земельные участки, где мы построили 4 коттеджа, строили своими силами, делали белхи, помогали друг другу. Еще одну квартиру для сотрудников театра нам выделило правительство республики. Мы же понимаем как трудно в наших условиях развивать искусство. Еще не решен вопрос возвращения вынужденных переселенцев, много безработного населения, и в таких условиях вытягивать для себя по меньшей мере не этично. Но с другой стороны, нам надо где-то жить...  Сегодня процесс становления театра можно считать завершенным. Сложился костяк из опытных мастеров сцены. У нас коллектив единомышленников. В творческой среде иначе быть не может.
- Театр не та контора, где можно взять на работу по протекции или по родству...
- Мы рады любому талантливому человеку. Мы ищем таланты. Потому что театр - это еще и кузница кадров. В последнее время к нам пришли молодые начинающие актеры, которые, работая с опытными мастерами сцены, учатся сценическому искусству, и это радует. А что касается родства – если есть желание и перспективы – пожалуйста, пусть работает. От такой протекции выиграет только дело. Такова наша позиция.
- Какие новые работы планируются в этом сезоне?
- Мы собираемся работать над пьесой Саида Чахкиева «Смерть Джанхота». Это сложное произведение, отображающее старину. Действие спектакля происходит в 18 веке, что связано с большими расходами на костюмы, декорации. Это очень интересная работа для всех нас. И зрителю, думаю, тоже будет интересно.
Недавно к нам приезжали журналисты из Польши, интересовались нашей работой. Они были приятно удивлены тем, что наш театр, не имея условий, работает лучше многих других театров. Выпускает спектакли, которые не стыдно показать на любой сцене, в любой стране. И в этом году мы собираемся показать одну из своих работ на фестивале «Золотая маска» в Москве. Этот фестиваль проводится в память. Олега Ефремова. Если, конечно, нам не помешает что-нибудь. Это ведь большие расходы и самая наша большая проблема.
“Смерть Джанхота” - это большая работа исторического плана. Другие театры Северного Кавказа не ставят такие спектакли из-за того, что нет денег на такие серьезные и большие работы. На исторические спектакли, как и на исторические фильмы, требуется больше средств. Это специфика исторического материала. Актеров надо одеть в костюмы той эпохи, построить декорации. Мы первые на Северном Кавказе будем работать над таким спектаклем, чтобы показать его на фестивале. Может, нас, ингушей, и наш театр мало знают в мире, но, по крайней мере, я знаю точно, когда Ингушетию объявляют на любом форуме, в зале наступает тишина. И все зрители смотрят на ингушей. С одной стороны для нас это гордость, а с другой - большая ответственность, представлять искусство своего народа. Должен сказать, что нас очень хорошо принимают в других регионах. Людям в других регионах интересно узнать какие мы, ингуши, и это радует. Ингуши – театральные люди. Я могу сказать, что на всех театральных форумах с умением выступают наши театральные деятели, актеры. Они умеют себя вести, подать себя. Это очень хорошо.
- У любого творческого работника есть затаенная мечта. Не может быть, чтобы у вас ее не было.
- Конечно, есть. Я бы очень хотел, чтобы руководство Ингушетии провело в нашей республике фестиваль творчества репрессированных народов. Такой фестиваль очень нужен.  Это будет напоминанием народу о том, что государство, извинившись за свои ошибки, не восстановило исторической справедливости до сих пор, даже через 63 года. Этот фестиваль не в укор кому-то. Надо помнить эту несправедливость и не забывать уроков истории. Было бы очень интересно увидеть, как раскрыта и освещена эта тема у других репрессированных народов. Я обязательно обращусь к Мурату Зязикову с ходатайством о проведении такого фестиваля.
Реабилитированным народам особенно нужна государственная поддержка, чтобы изжить пробелы в национальной культуре, возникшие в период депортации. После создания республики мы не получили ничего из федерального центра. Я выходил на министра культуры нашей страны, просил обратить на нас внимание. Должно активно работать и наше министерство культуры, не одному же президенту за всех думать. Ведь еще 15 лет назад был Указ Бориса Ельцина об оказании вновь созданной республике всесторонней помощи. Нам нужна системная работа. Никто к нам не приедет и не поднимет нашу республику, если мы сами этого не сделаем. Это же наша родина, наша земля и наш народ, ради которого мы будем и впредь делать все, что можем.
- Спектакль «Сыновья Беки» - это исторический материал, основанный на событиях первой четверти 20 века, когда шла вооруженная борьба за власть. Комедия «Са к1аьнк» - совсем другой жанр, в котором автор высмеивает жадность, чванство, убогость ума и другие пороки отдельных людей. Оба спектакля, на мой взгляд, всегда будут актуальны, но проводя исторические параллели, надо сказать о том, что идеалы, за которые боролись наши деды, девальвировали их отдельные неблагодарные потомки. И пусть это комедия, но это имеет место. Как зритель воспринимает эту разницу, на ваш взгляд?
- Наш зритель разборчив. Мы видим как он следит за событиями на сцене и переживает вместе с героями. Конечно, есть и такие, кто не понимает действа, кто пришел не посмотреть спектакль, а отвести душу, посмеяться. Мы стараемся воспитывать нашего зрителя. Это долгий процесс, которому нет конца, пока жив театр.
- Отсутствие сцены не позволяет театру работать в других районах. А, скажем для примера, жители Джейраха не могут приехать и посмотреть ваш спектакль. Это может сделать только ТВ...
- Телевизионщиков не устраивают технические условия. Трудно работать в неприспособленных условиях. Пока ничего совместного с ТВ у нас нет.
- Иса Абдулович, в конце беседы вы можете сказать о том, чего у вас не спросили.
- Наша благодарность за помощь и поддержку президенту Ингушетии Мурату Зязикову, Багаудину Шадыжеву, Дауду Ахильгову – управляющему РИНГкомбанком. Спасибо этим людям за понимание того, что театр – это лицо нации.

М. ХАНИЕВ

P.S. В конце этого материала хотелось особо отметить заботу директора театра о своих подопечных. Для примера, за последнее время 8 сотрудников театра обзавелись жильем, один сотрудник театра премирован автомобилем. Это забота о людях, о их благополучии. Отсюда и результат.

 

 

Обладатели счастья
Слова восхваления Аллах1а «Субх1оаналлах1и» были произнесены ангелом Джабраилом (мир ему),  «Вальх1амдулиллах1и» - пророком Адамом (мир ему), «Валаилах1аиллаллах1» пророком Нухом (мир ему), «Аллах1у Акбар» - пророком Ибрах1имом (мир ему), «Валах1овлавалакъувват илла биллах1и1алийюль1азым» Пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах1 и приветствует).
То, что Аллах1 благоприятствует нам в произнесении вышеназванных формул словословия, и то, что мы из числа тех, кто их произнес – это уже превеликое счастье для нас!
Всевышний Аллах1 говорит в священном Коране о богобоязненных праведниках: «… те, кто расходует на благие цели материальные блага, которыми я их наделил…» Расходами на благие цели являются выплата обязательного закята, выполнение обета о расходовании средств на что-либо, если такой обет был дан, содержание семьи, а также родителей, если они нуждаются в этом, добровольные пожертвования, совершенные с искренним намерением ради Аллах1а, а не напоказ и не  ради похвалы. Приведенные выше аяты касаются людей, принявших ислам. В них упоминается о четырех качествах: богобоязненности, сокровенной вере, постоянстве в совершении намаза и расходовании средств на благие цели. Людьми, обладавшими этими четырьмя качествами, о которых говорится в Коране, и которых Аллах1 восхваляет, являются четыре великих сподвижника Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует): Праведные халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али (Да будет доволен ими Аллах1). Кроме того, о них много сообщается и в хадисах посланника (Да благословит его Аллах1 и приветствует).
Всех качеств, которыми Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) охарактеризовал этих сподвижников, не перечесть. Тот, чье сердце озарено светом божественного наставления, не может испытывать зависти по отношению к этим халифам и произносить недобрые слова о ком-либо из них.  Аллах1 при их земной жизни сообщил им благую весть о Рае.
Всевышний Аллах1 говорит Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует) «… Это те, которые уверовали в Коран, ниспосланный тебе, в Книги, ниспосланные пророкам, которые были до тебя…» То есть, вера в Евангелие, Тору, Псалмы и в другие свитки, ниспосланные Аллах1ом ранее Своим пророкам, являются персональной обязанностью каждого мусульманина. Этот аят о тех, кто сначала  исповедовал религию пророка Исы (мир ему), а затем, когда явился Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) уверовал в него и принял ислам.
К ним относятся Абдулла ибн Салям, Умар ибн Ясир, Салман аль-Фарис, ан-Наджасии.

Как уверовать в Книги, ниспосланные прежним пророкам (мир им всем).
Существует два способа уверовать в Книги, ниспосланные предыдущим пророкам (мир им). Первый – убежденная констатация того, что эти Книги исходят от нашего Творца. Второй – вера в установления, которые содержат эти Книги и которые не отменены в Коране. То есть, следует быть убежденным, что все эти установления исходят от Аллах1а, но, вынося решения, руководствоваться теми из них, которые отменил Коран, нельзя. Так, например, если Евангелие или Тора запрещают употребление алкоголя, то и нам следует руководствоваться этим установлением, поскольку Коран тоже это запрещает. Это установление, не отмененное Кораном. Еще пример: Якуб, сын Исх1акъа (мир им), будучи женатым, взял в жены и сестру первой жены, поскольку их шариат позволял одновременно быть женатым на двух сестрах. Однако нам нельзя руководствоваться этим установлением, поскольку Аллах1 не позволяет умме (общине) Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) следовать этой норме – Коран отменил ее. Также обстоят дела и с другими установлениями (нормами).

Напоминание
Достоверное знание о чем-либо означает убежденность в истинности этого вне всяких сомнений. Существует три разновидности такой убежденности: первая – убеждение как следствие увиденного воочию. Ведь о том, что человек увидел воочию, он не  сомневается. Вторая разновидность – это знание, основанное на  соответствующих аргументах (далиль). Например, если мы увидим дым, то будем достоверно знать, что есть огонь, ибо дыма без огня не бывает. Еще существует разновидность, связанная с передачей информации, когда мы узнаем о чем-то достоверно из других источников. Например, человек знает, что гора Арафат или города Мекка, Медина, Джидда находятся в Хиджазе, хотя он там никогда не был. Разумному человеку следует уверовать в существование потустороннего мира (ахира) с такой же убежденностью, как и увиденное своими глазами. Он не должен допускать мыслей, порождающих такие вопросы, как: «А кто побывал там и вернулся обратно? Кто видел это?», ибо очевидная реальность того света вытекает из аргументов и сообщений. Подобно тому, как мы узнаем о наличии огня там, откуда исходит дым, разумному также следует знать о реальности существования того света, когда он видит, как живые хоронят мертвых, покидающих этот мир. Смерть – это начало потусторонней жизни. Момент, когда душа покидает тело истинно верующего человека, означает освобождение от тягот. Для заблудшего же смерть – это вечные мучения.
Ему не видеть благополучия. Могила для него является  адской ямой, а после наступления Судного дня и воскресения его ожидают адские терзания.
Реальность существования того света достоверно вытекает и из сообщений. Нет более достоверных сообщений, чем Коран и хадисы Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует). И разве можно назвать разумным того, для кого не достаточны проповеди Корана и хадисы. Один из познавших Бога по имени Абу Тураб рассказывает следующее.
Однажды он увидел мальчика, идущего по степи, и подумал, что тот может пропасть, если вышел в путь без убежденности. Абу Тураб спросил его: «Мальчик, разве можно идти по степи без провизии?» Тот ответил: «О шейх, подними голову и оглянись, разве видишь ты что-нибудь, кроме Аллах1а?»
Тогда он ответил мальчику: «С такой убежденностью можно идти куда угодно». Сподвижник Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) Халид выпил целый стакан яда, и это нисколько не повредило ему благодаря совершенству его убежденности. Для обладателей такой убежденности и несчастье становится благом! Пусть же Аллах1 одарит всех нас такой убежденностью!
Всевышний говорит о богобоязненных праведниках,  упомянутых выше «… те люди, о Пророк, это те, которых наставил  Аллах1 на верный, истинный путь  и наделил властью над тем, к чему они стремились, оберегая их от яда и одарив раем». Те из обладателей полного счастья, кого Аллах1 так охарактеризовал, являются самыми первыми, самыми современными. То есть, они обладатели жизни, у которой не будет конца, обладатели бесконечных благ, которым нет счета. Они – обладатели радости, за которой не  следует печаль и горе, они – обладатели вечной молодости, они - обладатели благополучия и здоровья и, наконец, они - обладатели встречи с Богом без преград.
Поскольку не все в общине Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует)  обладают такой степенью, то среди обладателей счастья существует еще две категории. Одни из них – это те, кто одержал верх над нафсом (собственным эгоизмом), и по этой причине уберег себя от любви к мирскому и от хитрости шайтана, его обмана, а также бед и несчастий, исходящих от людей. Подобно тому, как вошедший в  загон для животных в сырую погоду, как бы он ни старался, не избежит попадания нечистоты, так и приблизившийся к недобрым людям не избежит уподобления им, за  редким исключением. Поэтому избегать таких людей – оптимальное решение (это большое благо). Третья категория обладателей счастья – это те, кто убережен от неверного пути, неверия, порицаемой неизменной ереси, лишения веры и одиночества в могиле. Они не поскользнутся при переходе моста Сират и не лишатся рая, их не потащат ангелы-мучители. Хотя те, кто относятся к этим двум последним категориям, и не достигли совершенства в обладании добром, они также из числа обладателей счастья. И если Аллах1 сделает кого-то из их числа, то и это немалое счастье. Пусть же одарит этим Господь каждого из обращающихся в сторону Киблы с искренним намерением.

М. БАРАХОЕВ

 




 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru