новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2-3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 157 (9756) суббота, 2 декабря 2006 года

Когда сбываются затаенные мечты

У передового педагогического опыта отныне есть новый адрес: город Назрань, гимназия №1. Став лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшие школы России" и обладателем титула "Народная школа", это учреждение образования завоевало Почетный диплом за победу в номинации "Школьная этнопедагогика России". Директор гимназии №1 г. Назрань Марем Юсуповна Галаева награждена Почетным дипломом за высокие учебные достижения, создание и внедрение инновационных педагогических технологий, осуществление проектов социального партнерства, проявленные командный дух и оригинальность.
Большое жюри Всероссийского конкурса "Лучшие школы России" высоко оценило уникальность и инновационный потенциал концепции Назрановской гимназии, подтвердило высокую репутацию этого общеобразовательного учреждения и признало эффективность его взаимодействия с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом.
Для тех, кто хоть немного знаком с деятельностью гимназии №1, ее нынешний успех не стал неожиданностью. Это - закономерный итог напряженной работы всего педагогического коллектива.

Лидируя по всем позициям
Впервые воспитанники назрановской гимназии №1 громко заявили о себе в 2001 году, участвуя в Московском Международном форуме "Одаренные дети". Как известно, этот форум проводится общероссийским общественным движением "Одаренные дети - будущее России" в поддержку президентской программы "Дети России" и по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В состав организационного комитета форума входят видные государственные и общественные деятели страны, руководители субъектов Российской Федерации, представители творческой и научной интеллигенции, а также тяжеловесы от бизнеса. Московский Международный форум ежегодно собирает под свои флаги ребят со всех концов страны. Свою главную цель его организаторы видят в том, чтобы поддержать у талантливых детей интерес к знаниям и стремление к самосовершенствованию. Ведь от того, насколько широкие возможности будут представлены сегодня таким ребятам для развития и реализации их способностей, зависит не только жизненный успех сегодняшних школьников, но и будущее процветание нации.
В том памятном 2001 году гимназию №1 города Назрань представляли на форуме Магомед Газдиев и Белла Бокова. В жестком соперничестве со своими сверстниками они были признаны лучшими в номинации "Юные губернаторы", оказавшись в числе 40 участников, прошедших по второму туру состязаний. И это уже был успех, ведь для участия в номинации "Юные губернаторы" на предварительном этапе было заявлено около 2 тыс. ребят - лучших из лучших со всей страны. Назрановские гимназисты покорили жюри своими блестящими эссе, в которых громко звучали такие понятия, как духовность, нравственность, гражданский долг и национальная идея. Они смело делились собственным управленческим опытом, накопленным в условиях ученического самоуправления, рассказывали о своей детской организации "Эрзи". И это не могло не вызвать симпатии взрослых. Ведь еще Жан Жак Руссо говорил: "У вас будет все, если вы воспитаете граждан. Без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан - дело не одного дня, и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста". Выступления назрановских школьников были столь блистательными, что организаторы круглого стола "Юные губернаторы" оказались перед неразрешимой дилеммой. И тогда судьбу их дальнейшего участия в финале было решено доверить голосованию. Наиболее яркое впечатление на сверстников произвел Магомед Газдиев, ему они и отдали предпочтение. Уже в заключительном отборочном туре, который продолжался 6 дней, Магомед завоевал II место, став лауреатом Московского Международного форума "Одаренные дети". Магомед Газдиев и Белла Бокова, задавшие старт будущим победам назрановских гимназистов, сегодня входят в десятку лучших выпускников гимназии №1. Магомед продолжает свое образование на юридическом факультете Московского государственного открытого университета, он учится уже на 3 курсе. А Белла - студентка 4 курса Финансовой академии при правительстве РФ. Помимо них в "золотую десятку" входят имена Танзилы Ажиговой - выпускницы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ассистента кафедры русского языка Ингушского государственного университета, преподавателя истории русского языка филфака ИнгГУ, заведующей научно-методическим кабинетом гимназии №1 г. Назрань, Башира Гайсанова - выпускника Краснодарского государственного университета культуры и искусства, актера высшей категории, заслуженного артиста Республики Ингушетия, актера государственного русского драматического театра РИ, руководителя телевизионного центра гимназии №1 г. Назрань, Ислама Тумгоева - выпускника экономического факультета ИнгГУ, нынешнего преподавателя физики и руководителя информационного центра гимназии, Магомеда Мальсагова - студента 5 курса физического факультета МФТИ, Магомеда Чабиева - пятикурсника факультета прикладной математики и информатики РУДН им. П. Лумумбы, Зулейхан Томовой - студентки 3 курса физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Розы Тумгоевой - третьекурсницы экономического факультета Института нефти и газа им. Губкина, а также Беллы Бакаевой, которая учится на 4 курсе лечебного факультета Медицинской академии им. Семашко. Впрочем, преподаватели Назрановской гимназии гордятся каждым своим выпускником. Вот уже который год статистика показывает, что все 100 процентов их воспитанников становятся студентами различных, в том числе и самых престижных вузов страны. Но даже не это главное. Покидая стены родной гимназии, ребята выходят в большую жизнь зрелыми личностями, людьми, готовыми прийти на помощь ближнему, подставить свое плечо там, где кто-то сгибается под тяжестью жизненной ноши… Не в этом ли главное предназначение педагога - воспитать настоящего человека? А гимназисты продолжают штурмовать новые вершины. - Сегодня нет таких интеллектуальных высот, которые не покорились бы нашим ребятам, - говорит заместитель директора гимназии №1 г. Назрань по работе с одаренными детьми Лида Абдулмажитовна Шадиева. - Из года в год они успешно выступают на Московском Международном форуме "Одаренные дети", во Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся "Юность, Наука, Культура", на Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности "ЮНЭКО", на Всероссийской конференции старшеклассников по новым информационным технологиям "Поиск", на командной олимпиаде школьников России по программированию (г. Санкт-Петербург) и т.д. Только по итогам прошлого учебного года более 200 наших учащихся стали лауреатами различных Международных и Всероссийских научных форумов, пополнив своими победами копилку общих достижений гимназии. А если к этому добавить и их победы в городских, республиканских и региональных конкурсах и состязаниях, картина получится еще более впечатляющей. О многом говорит и тот факт, что сразу трое наших воспитанников стали обладателями президентских грантов в рамках реализации программы поддержки талантливой молодежи приоритетного национального проекта "Образование". Это Адам Сампиев, ученик 11 физико-математического класса, в сферу увлечений которого помимо физики и математики входят также экономика и обществоведение, Амирхан Даурбеков, ученик 11 гуманитарного класса, победивший в прошлом году в номинации "Трудовое право" Всероссийской олимпиады по праву, и Аслан Тумгоев - ученик 10 физико-математического класса. Его коньком уже давно стали программирование и компьютерные технологии. Прекрасных результатов добиваются и многие другие наши ребята. Среди них - Магомед Майсигов, Багаудин Плиев, Ася Ужахова, Рая Хашагульгова, Молотхан Картоева, Аминат Богатырева, Зулейхан Султыгова, Феридэ Мамиева, Лейла Цороева… Как раз в день моего последнего визита в гимназию из Нальчика вернулась группа гимназистов, принимавшая участие в окружных соревнованиях молодых исследователей, которые проходили под эгидой Российской научно-социальной программы "Шаг в будущее". Программа, созданная в 1991 году Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, является на сегодняшний день составной частью государственной политики в области кадрового обеспечения российской науки. В ней участвует более 150 тыс. школьников, студентов и молодых ученых из большинства регионов Российской Федерации. В российских регионах действует уже 102 координационных центра и около 300 организаций, ассоциированных участников программы, координирующих работу более 90 университетов и вузов, а также около восьми тысяч школ. На этот раз жюри регионального форума молодых исследователей, в состав которого вошли ведущие ученые и специалисты Южного федерального округа, члены экспертного совета программы "Шаг в будущее" из МГТУ им. Н.Э. Баумана, оценивало работы, представленные по двенадцати научным направлениям. Среди лауреатов форума оказались и учащиеся гимназии № 1 г. Назрань. Медали "За лучшую работу в области естественных наук" удостоилась ученица 8 физико-математического класса Зулейхан Султыгова. В номинации "Народная медицина" заняла третье место работа "Как лечились наши деды", представленная Аминой Богатыревой, ученицей 11 биолого-медицинского класса. Привлекла внимание жюри "Лингвистическая карта Кавказа", подготовленная учеником 11 физико-математического класса Адамом Сампиевым. Тома Галаева из 9 физико-математического класса получила рекомендацию для поступления на подготовительное отделение МГТУ им. Н.Э. Баумана, где она сможет заниматься в период каникул. Следует добавить, что победители окружных соревнований будут приглашены на главное финальное мероприятие программы "Шаг в будущее" - национальный молодежный научный форум "Шаг в будущее России". Кроме того, у всех лауреатов форума есть замечательный шанс побывать в составе национальных делегаций Российской Федерации на различных зарубежных научных молодежных конференциях и симпозиумах. И кто знает, может этот шанс выпадет на долю гимназистов из Назрани, четко обозначавших свои достижения в творчестве и в интеллектуальной продуктивности, а также наглядно продемонстрировавших способность генерировать новые идеи, без которых, как известно, не может развиваться наука. Между тем, программа "Шаг в будущее" постоянно расширяет сферу своей деятельности, насыщает ее новыми формами работы с научной и творческой молодежью, многие из которых родились в разных регионах страны, но благодаря программе стали всеобщим достоянием. А значит, вскоре у ребят из назрановской гимназии № 1 появятся возможности попытать свои силы. К этому они готовятся под началом мудрых наставников и талантливых педагогов, которые каждый день культивируют в них стремление к новым победам. И тут мне трудно удержаться от соблазна, чтобы не упомянуть хотя бы некоторых из тех побед, что уже остались позади. В прошлом учебном году в интеллект-рейтинге "Познание и творчество" Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" г. Обнинск лидировали учащиеся гимназии Булат Нальгиев, Амирхан Доурбеков, Люда Гайсанова, Фатима Султыгова и Рая Гадаборшева (научные руководители М. М. Сампиева, Л. А. Шадиева и Р. А. Ужахова). Одним из лучших стал на фестивале исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио" (г. Москва) другой воспитанник гимназии Азамат Имагожев (научный руководитель С. А. Мерешков). Адам Сампиев (научный руководитель Л. А. Дзаурова) завоевал диплом Интернет-фестиваля молодых читателей России "Сочи-МОСТ-2006", а Ася Исмаилова (научный руководитель З. Х-М. Галаева) заняла II место в номинации "Эмблема" межрегионального конкурса творческих работ по проблемам толерантности "Кавказ - наш дом" (г. Зерноград), проходившего в рамках проекта "Дорога к праву". Все это лишний раз убеждает в том, что нашим ребятам по плечу любые испытания!

Педагогическая поэма
Марем Галаевой
Марем Юсуповна Галаева, директор назрановской гимназии №1, без всякого сомнения, относится к когорте тех педагогов, которые составляют на сегодняшний день гордость российского образования. Благодаря таким лучшим в своей профессии людям, для которых педагогика стала делом их жизни, российское образование сумело сохранить и свои замечательные традиции, и преемственность даже в те тяжелые времена, когда общество столкнулось с глубоким кризисом идей, а государство по сути стояло на грани распада. Посреди океана социальных и политических катаклизмов, захлестнувших страну, тогда, пожалуй, только школа оставалась той тихой гаванью, где негромкими, но проникновенными словами по-прежнему учили любить Родину, сходившую с ума, и писать это слово с большой буквы. И пока кто-то то ли с сожалением, то ли с плохо скрытым злорадством вещал о потерянном поколении, именно учителя отчаянно боролись за то, чтобы это поколение спасти, снабдить его четкими жизненными ориентирами, восстановить разлитую грань между добром и злом… Марем Галаева родилась в Казахстанском городе Кустанае. Окончив в свое время 38-ю грозненскую среднюю школу, в 1973 году она решила продолжить свое образование в Чечено-Ингушском госуниверситете им. Л.Н. Толстого. Юная девушка избрала для себя факультет романо-германских языков и потом уже ни разу не пожалела о сделанном выборе. Так с 1978 года и начала она писать свою педагогическую поэму. Работала в школах Малгобека, Грозного и Назрани, обретая опыт и стремительно поднимаясь по ступеням профессионального роста. Вскоре Марем Юсуповна уже руководила работой методического объединения учителей иностранных языков, а ее личный архив начал прирастать многочисленными почетными грамотами от министерств просвещения ЧИАССР, РСФСР и СССР. Очередной вехой на ее педагогической стезе стало звание "Старший учитель". В конце 90-х годов М.Ю Галаева работала директором назрановского лицея, а сразу после открытия первой в Ингушетии гимназии возглавила педагогический коллектив этого инновационного учреждения образования. Гимназия делала только первые шаги, а у Марем Юсуповны уже была четкая концепция ее развития. Для успешной реализации этой концепции Галаева собрала вокруг себя удивительно сплоченную команду единомышленников, которая во всех смыслах уникальна. Тон в работе здесь задают заслуженный учитель Российской Федерации Ахмед Сергеевич Базоркин, заслуженные учителя Республики Ингушетия Лейла Магомедовна Сакалова, Айшет Увайсовна Амерханова, Лидия Абдурахмановна Дзаурова, Зина Камбулатовна Евлоева, Ася Абукаровна Ужахова, Хава Магомедовна Яндиева, Макка Гамидовна Далакова, Светлана Васильевна Гарлинова, Лейла Исропиловна Галаева, Лида Абдулмажитовна Шадиева, Лилия Хусеновна Бокова, почетный работник общего образования РФ Луиза Султановна Озиева, заслуженный деятель науки Республики Ингушетия Нурдин Даудович Кодзоев, заслуженный работник культуры РИ Марем Ахмедовна Ялхароева, заслуженный деятель искусств РИ Заира Крым-Султановна Нальгиева, заслуженные артисты Ингушетии Магомед Юнусович Алдаганов, Марем Тугановна Дзейтова, Башир Магомедович Гайсанов, Фатима Асхабовна Ахкильгова и многие другие. В гимназии работают сегодня 72 педагога, и, пожалуй, каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Так высока и ответственна та миссия, которую они несут, руководствуясь идеями гуманизма и великими принципами, определяющими совершенную модель воспитания человека XXI века. Директор назрановской гимназии №1 М. Ю. Галаева по праву может гордиться своими достижениями и достижениями своих коллег. - Основной задачей нашего педагогического коллектива, - говорит Марем Юсуповна, - является создание школы, соответствующей давнишним затаенным желаниям отцов и матерей, духу времени, укладу современной жизни и требованиям педагогической науки. Преподаватели нашей гимназии убеждены, что любовь к гимназии достигается сердечным обращением с воспитанниками, пониманием их желаний, запросов и интересов. Они прилагают все усилия, чтобы научные знания, получаемые в гимназии, способствовали созданию просвещенного человека в самом широком смысле этого слова. Ведь, как говорили древние: "Ad cogitandum et agendum homo natus" - "Для мысли и деяния рожден человек". Другой основой жизни гимназии является тесное содружество школы и семьи, которые всячески стараются сблизиться и создать связанное одними интересами общество. Культ знаний, умение этими знаниями пользоваться, стремление к научным достижениям, творческим открытиям и спортивным победам закладываются в наших ребятах еще в начальных классах. У гимназии есть своя история, свои традиции и свои правила, которые неукоснительно соблюдаются и почитаются. А главное, здесь царит особый дух счастливой жизни - яркой, насыщенной, плодотворной, - дух, пропитанный взаимной поддержкой и родством душ. Словом, все у нас как в дружной семье… В 2001 году за многолетний добросовестный труд и успехи в области образования М.Ю. Галаева удостоилась высокого звания заслуженного учителя РИ. Спустя еще два года, Указом Президента Ингушетии М.М. Зязикова она была награждена орденом "За заслуги" - высшей государственной наградой республики. Обладатель почетного звания "Лауреат Артиады народов России", член общественного совета при президенте РИ, Марем Юсуповна не просто созерцает жизнь и окружающую действительность. Она из тех неуспокоенных людей, которые всеми силами пытаются сделать наш мир краше и совершенней. Потому о ней с уважением и восхищением говорят в профессиональном сообществе, а вот уже для нескольких поколений своих учеников она и вовсе стала примером для подражания. Талантливый педагог, умелый организатор, высокий профессионал - таких словосочетаний применительно к Галаевой можно было бы подобрать множество. Но все они так и останутся словно вырванными из какой-то служебной характеристики до тех пор, пока вы хоть на миг не заглянете в глаза этой удивительной женщины. В зависимости от обстоятельств, они могут быть веселыми, грустными или уставшими, но вы всегда различите в них тот ясный свет, что выделяет из толпы людей, отмеченных Божьей искрой. Таковы и все ее единомышленники, общаясь с которыми я провел в гимназии №1 два счастливых дня. Кстати, не меньшим удовольствием было общаться и с гимназистами, даже просто наблюдать со стороны за тем, как ведут они себя было интересно. Кто-то из них рассказывал мне о своих успехах, искренне досадуя при этом, что занял на престижном научном форуме "всего лишь" третье место, кто-то водил меня по коридорам и переходам этого огромного здания, где сияет идеальной чистотой каждый уголок, с кем-то мы и вовсе перекинулись лишь парой фраз в учебной части. Приветливые, воспитанные и вежливые, эти дети покоряли своей открытостью и ощутимым чувством собственного достоинства. Уже позже я вдруг поймал себя на мысли, что за все время моего пребывания в гимназии я не услышал здесь привычного гвалта и шума, который после звонка на перемену словно ввергает в состояние неуправляемости и хаоса вполне респектабельные учреждения образования, куда меня приводил когда-то профессиональный интерес. При этом, в гимназии, конечно же, тоже никто не ходит строем - дети здесь также подвижны, как и их сверстники из других школ. Более того, тут их и значительно больше, нежели во многих иных общеобразовательных учреждениях республики. Заботам педагогов и воспитателей гимназии №1 города Назрань поручено 1030 учащихся. Наверное, эту необычную атмосферу, царящую в коридорах и учебных кабинетах гимназии, как, впрочем, и высокую результативность работы здешних педагогов, отчасти объясняют и слова председателя управляющего совета гимназии, кандидата медицинских наук Р. А. Аушева. - Наше образовательное учреждение, - говорит он, - это вторая семья наших детей. Мне, как, наверное, и всем родителям, хочется, чтобы мои дети с радостью ходили в школу, чтобы им было интересно учиться, чтобы их знания не ограничивались лишь учебниками. Сейчас я уже понимаю, что мои желания сбываются. Наши дети (сын и дочь) с удовольствием изучают энциклопедии, выполняя домашнее задание, часто пользуются различными словарями. А каким событием стало для них участие в проектах национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России"! Наша Ингушетия очень молода. Гимназия в два раза моложе. И тем более приятно, что за такой небольшой срок в школе уже сложились свои традиции. Являясь преподавателем высшей школы, я с большим удовлетворением воспринял создание в гимназии кафедр, переход на триместровую и семестровую формы обучения. Наши дети намного лучше будут подготовлены к поступлению в вузы. Этому способствуют и многочисленные клубы, где любой ученик может углубленно заниматься полюбившимся предметом. Я не зря назвал нашу гимназию семьей. Это действительно большая и дружная семья. "Мама" - директор, кажется, знает всех учеников по именам. За ее внешней строгостью и требовательностью скрывается огромное желание сделать гимназию лучшим образовательным учреждением. Лучшим в республике и в стране. Так ведь и родители хотят, чтобы их дети были лучшими. В 2004 году я побывал в Казахстане, где спустя четверть века мы, выпускники 1979 года карагандинской школы №1, вновь собрались в стенах, в которых прошло наше интересное школьное детство. Рассказывая своим детям об этой встрече, о своих школьных друзьях, поймал себя на мысли, что очень хочу, чтобы они через десятилетия с таким же желанием встречались со своими одноклассниками и учителями, чтобы всегда считали свою гимназию лучшей, как и мы считаем до сих пор лучшей нашу школу. Думаю, что благодаря педагогическому коллективу гимназии №1 города Назрань, так оно и будет!.. Рассказывая о назрановской гимназии, нельзя не отметить, что подавляющее большинство работающих здесь педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории. И хотя до сих пор принято считать, что школьное образование по своей сути консервативно, профессиональная деятельность наставников гимназистов делает это утверждение все более спорным. Педагогическое сообщество республики с большим интересом наблюдает за тем, как здесь внедряются в учебно-воспитательный процесс авторские образовательные программы, методики и технологии, разработанные преподавателями гимназии. Подобные разработки в конечном итоге эффективно воздействуют на общую положительную динамику роста всех показателей, поднявших это инновационное учреждение образования на качественно новую ступень развития. Впрочем, как отмечает министр образования РИ профессор И. А. Танкиев, профессиональное мастерство педагогов гимназии уже давно признано на всех уровнях. В разное время в республиканском конкурсе "Учитель года" лидировали Магомед Израилович Барахоев, Ада Асламбековна Газдиева, Лейла Руслановна Сапралиева (она, как мне рассказывали ее коллеги, вывела недавно новую математическую формулу, заинтересовавшую столичных светил науки). А вот Магомед Баширович Парагульгов стал победителем конкурса учителей английского языка, который проходил в феврале 2006 года в г. Сочи в рамках проекта Британского Совета и вошел в авторскую команду по разработке программы нового учебного курса английского языка для старших классов общеобразовательной школы "Воспитание толерантности через обучение иностранным языкам". По итогам участия в Американо-Российском конкурсе учителей английского языка М. Б. Парагульгов также награжден сертификатом "Достижения".

Учеба, поиск, творчество
Когда в 1998 году была основана гимназия №1, перед ее педагогическим коллективом встала главная задача - создать адаптированное к условиям города и республики современное инновационное учебное заведение, способное давать качественное, углубленное, многопрофильное, стандартное, государственное образование. Для этого директору гимназии М.Ю. Галаевой предстояло в короткий срок сплотить высокопрофессиональный коллектив, который успешно работал бы в условиях классической гимназии. Так, на первом этапе реализации программы развития нового для республики образовательного учреждения складывалась образовательная среда, способствующая овладению "умением учиться".
Надо сказать, что эта задача была успешно решена, и на сегодняшний день содержание гимназического материала определяется его ориентированностью на формирование совокупности личностных характеристик выпускника гимназии - носителя культуры, интеллигента, занятого умственным и творческим трудом. Образовательный процесс в гимназии обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Инновационные образовательные и педагогические технологии, используемые в гимназии №1, имеют специфику, связанную прежде всего с устойчивым интересом и выраженными склонностями и способностями учащихся к избранным ими предметам. Эта специфика выражается в большей доле самостоятельной поисковой работы с литературой при изучении нового материала, в переносе центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации, отработку общеучебных умений, сложных навыков в решении творческих задач, выполнении экспериментальных заданий, в интенсификации обучения за счет лекционно-семинарской системы, введения тематических зачетов, блоков и модулей обучения. Именно эти условия, а также высокий профессионализм и мастерство педагогов стимулируют учащихся к познанию и творчеству. Учитывая возрастные особенности, индивидуальные, психологические и интеллектуальные возможности и склонности гимназистов, преподаватели используют различные технологии и разноуровневые программы обучения. Их эффективное использование в образовательном процессе приносит свои положительные результаты. - Педагоги всех наших девяти предметных кафедр, - рассказывает заместитель директора по научно-методической работе гимназии №1 г. Назрань Лилия Хусеновна Бокова, - занимаются поисковой педагогической деятельностью, апробацией научно-методических разработок инновационного типа с целью достижения заданного качества образования, обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним. Согласно плану научно-методической работы мы проводим научно-практические семинары, на которых рассматриваются вопросы разработок и внедрения образовательных технологий в обучение. Заведующие предметными кафедрами и педагоги обмениваются опытом внедрения современных образовательных и педагогических технологий, что является профессиональной потребностью учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности. Эта потребность диктуется изменениями, происходящими в обществе, и обуславливается необходимостью модернизации современного образования. С учетом этого педагогами нашей гимназии используются гуманистически ориентированные и современные информационные технологии обучения, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности, предоставляющие каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. Могу привести и конкретные примеры. Скажем, в начальной школе педагоги работают по программе профессора Виноградовой "Начальная школа XXI века". Ими используются технологии развивающего обучения: технология развития критического мышления учащихся (авторы Д.Халперн, Ч. Темпл, Дж.Л.Стил, К.С.Мередит), технология учебной дискуссии (М.В. Кларин), технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова (авторы Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов), личностно ориентированное развивающее обучение (автор И.С. Якиманская). Кроме того, нами внедрены технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В частности, это игровые технологии (автор Б.Н. Никитин), проблемное обучение (автор Дж. Дьюи), технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (автор В.Ф.Шаталов). Широко применяются и технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении (автор С.Н. Лысенкова), а также технология индивидуализации обучения (авторы И.Н.Унт, А.С. Границкая и В.Д. Шадриков). Доказали свое право на существование и частнопредметные технологии. В нашей гимназии мы используем технологию раннего и интенсивного обучения грамоте (автор Н.А.Зайцев), технологию совершенствования общеучебных умений в начальной школе (автор В.Н.Зайцев) и технологию обучения математике на основе решения задач (автор Р.Г.Хазанкин). В предпрофильных и профильных классах наши преподаватели используют технологии развивающего, проблемно-модульного и равноуровневого обучения, технологию решения исследовательских задач, использования исследовательского метода в обучении, технологию проектного обучения, лекционно-зачетную систему, технологии развития критического мышления учащихся, учебной дискуссии, учебной деловой игры, а также информационно-коммуникационные технологии, педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию и другие. В информационном центре нашей гимназии под руководством директора информационного центра Ингушского госуниверситета, старшего преподавателя кафедры информатики и вычислительной техники Р.А-С. Озиева проходят ежегодные курсы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий. Количество преподавателей, овладевших этими технологиями и применяющих их на своих уроках, неуклонно растет… В гимназии №1 г. Назрань успешно работает научное общество гимназистов. Оно объединяет учащихся профильных классов, стремящихся развивать свои познания в определенной области науки, искусства, техники, самостоятельно развивать свой интеллект, приобрести умения и навыки поисково-исследовательской и опытнической деятельности под руководством наставников. Кроме индивидуальной работы в какой-то области знаний, члены НОГ проводят научные конференции, участвуют в республиканских и Всероссийских олимпиадах, конкурсах, форумах, конгрессах, учатся в заочной физико-математической школе при МФТИ, в открытом лицее МГУ и добиваются высоких результатов. Лучшие исследовательские работы печатаются в "Вестнике НОГ". Ежегодно НОГ проводит республиканскую ученическую конференцию "Мы познаем мир", майскую конференцию "История и культура народов Северного Кавказа", республиканский форум "Одаренные дети Ингушетии". Так формируется личность гимназиста, способная к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и в профессиональном самоопределении. Для плодотворной творческой деятельности педагогов и детей в области дополнительного образования гимназия заключила договоры о сотрудничестве со студией искусств при правительстве РИ, с Русским драматическим театром "Современник", республиканской Национальной библиотекой, краеведческим музеем им. Т.Мальсагова, центрами творчества детей и юношества и юных натуралистов Назрановского района. В гимназии сегодня действует 39 различных клубов, студий, кружков и секций, определяющих три основных направления дополнительного образования - научно-исследовательское, творческое и спортивное. К примеру, А.С.Базоркин - заслуженный учитель РФ и РИ, неоднократный лауреат премии Сороса, руководит физико-технической школой при Московском физико-техническом институте. На занятиях Ахмеда Сергеевича ребята в доступной и интересной форме постигают сложные темы по различным разделам физики. Работы, выполненные гимназистами, высоко оцениваются преподавателями МФТИ, что подтверждается получаемыми ими свидетельствами об окончании заочной школы. С большим интересом учащиеся 8-11 классов занимаются и в научно-исследовательском клубе "Историки-краеведы", где под началом заслуженного деятеля науки РИ Н.Д. Кодзоева изучают историю родного края, учатся работать с архивными документами, собирают свидетельства о различных событиях, происходивших в разное время в Ингушетии. Сравнительно молод клуб "Юный ритор", руководитель которого заслуженный учитель РИ Л.Х. Бокова развивает в своих питомцах ораторские способности. На заседаниях клуба у гимназистов формулируются основы культуры речи, обогащается словарный состав речи. Ребята овладевают художественными образами, выразительными средствами языка. Члены клуба с удовольствием проводят общешкольные мероприятия, готовят литературно-музыкальные композиции. Формированию нравственного становления личности способствует усвоение человеком культурных норм общества. Над решением этой задачи работает клуб "Этнограф", где ребята изучают быт, нравы, этикет, одежду, орудия труда, оружие ингушей и других народов. Руководителем клуба является С.А. Мерешков - заслуженный учитель РИ, член Союза журналистов России, обладатель медали "За вклад в наследие народов России". В клубе "Юных журналистов" занимаются гимназисты старших классов. На занятиях кандидата филологических наук, кавалера ордена "За заслуги", заслуженного работника культуры РИ, члена Союза журналистов России М.А. Ялхароевой они имеют возможность расширять свой кругозор, изучая основы журналистики и осваивая различные жанры этой профессии. Для кого-то эти занятия становятся и профориентационными. К примеру, выпускница гимназии Лида Цечоева, занявшая в свое время I место в номинации "Юный журналист" Московского Международного форума "Одаренные дети", сейчас учится на отделении журналистики Ростовского госуниверситета. Успешно руководит функционирующей в гимназии Всероссийской заочной многопредметной школой при МГУ (биологическое отделение) учитель биологии А.А. Газдиева, призер республиканского конкурса "Учитель года". Под руководством Ады Асланбековны учащиеся работают над проблемами биологии, экологии, генетики и медицины. Школьники проводят различные опыты и эксперименты, результаты которых используют затем в своих научно-исследовательских трудах. Настоящее творчество поселилось в поэтическом клубе "Мечта". Вместе со своим наставником А.Х. Измайловой гимназисты изучают произведения русской классики, исследуют фольклор, работают над текстами, выполняют их лингвистический и литературоведческий анализ. Здесь рождаются их первые поэтические строки, наполненные нежностью и искренностью. - Все члены клуба, - рассказывает Аза Хаджибикаровна, - одаренные, творческие личности с гуманитарными наклонностями, остро чувствующие слово, любящие читать, умеющие анализировать произведения, рассуждать, выражать свою точку зрения и, конечно, имеющие представления о стихосложении. Нами уже выпущено несколько сборников стихов. Должна сказать, что детские стихи отличают непосредственность, легкость, чистота и неопытность в выражении любовных чувств. Особое место в творчестве гимназистов занимают стихи о гимназии и об учителях. Многие детские произведения объединяет любовь к родной Ингушетии, к России, восхищение ее людьми. Юных поэтов волнуют и вечные философские вопросы, которые они пытаются решить по-своему… Вся система дополнительного образования в гимназии способствует формированию образа гимназиста. Руководители действующих здесь клубов, кружков, студий, секций стремятся к тому, чтобы каждый выпускник гимназии смог наполнить собственным нравственным содержанием идею Человека, а в конечном итоге изменить и создать новый мир, образ жизни города, республики, страны, где свободное развитие каждого является залогом свободного развития всех. Эта формулировка, показавшаяся мне, на первый взгляд, утопичной, демонстрирует, как далеко заглядывает педагогический коллектив гимназии №1 г. Назрань. Согласитесь, такая смелость не может не вызывать восхищения. Тем более, что первые черты нового мира уже проступают в их воспитанниках. Стоит лишь немного присмотреться к этим мальчишкам и девчонкам…

Лучшая школа - лучшие традиции
2006 год принес назрановской гимназии №1 всероссийскую известность. Участвуя в конкурсе "Лучшие школы России", она вошла в число 32 образовательных учреждений страны, передовые идеи которых рекомендованы к повсеместному изучению и внедрению. - Конкурс проводится в несколько туров, - рассказывает заместитель директора гимназии №1 Л.Х. Бокова. - На этот раз к участию в нем были допущены только те школы, которые победили в рамках конкурсного отбора приоритетного национального проекта "Образование". Первый тур проходил заочно. Специально созданная комиссия изучала присланные заявки конкурсантов. Их комиссия оценивала сразу по нескольким критериям. Особое внимание обращалось на уникальность и инновационный потенциал школы, ее репутацию, результативность деятельности, эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий, эффективность взаимодействия общеобразовательного учреждения с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом. В этом году впервые было сделано исключение. Подводя итоги первого тура, комиссия отобрала из 159 претендентов не тридцать, а тридцать два участника. Дело в том, что сразу несколько школ набрали равное количество баллов. Для участия во втором туре все конкурсанты, прошедшие первый этап, были приглашены в Москву. Здесь каждое образовательное учреждение представляла команда, состав которой был определен жюри… Честь гимназии №1 г. Назрань защищала в Москве директор М.Ю. Галаева, учителя Л.Х. Бокова и Л.А. Шадиева, ученица 11-го биолого-медицинского класса Амина Богатырева и ученик 11-го гуманитарно-лингвистического класса Амирхан Даурбеков, председатель управляющего совета гимназии, ректор родительского университета Р.А.Аушев и известный в Ингушетии тележурналист Адам Хочубаров. - Во втором туре, - продолжает Л.Х. Бокова, - конкурсантов оценивала уже не экспертная комиссия, а Большое жюри, возглавляемое ректором Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуардом Никитиным. Кроме специалистов образования в Большое жюри входили победители предыдущих конкурсов "Лучшие школы России", журналисты, представители бизнеса и общественных организаций. Творческая презентация и пресс-конференция - таковы были задания второго тура, на котором было необходимо передать командный дух школы, особенность ее концепции. Представители Ингушетии постарались сделать это максимально живо и ярко. Большое жюри оценивало презентацию по таким критериям, как системность, эффективность, инновационность и тиражируемость. Это одно из самых сложных заданий в конкурсе. Собранности и творческого подхода потребовала и пресс-конференция. Всего за десять минут команде гимназии №1 г. Назрань предстояло продемонстрировать лидерские навыки и умение убеждать. С этой задачей она справилась блестяще. Когда прозвучал вопрос: "А не страшно ли быть первыми?", заместитель директора Назрановской гимназии Лилия Хусеновна Бокова ответила, не задумываясь: "Не страшно! Сила привычки сказывается. Мы здесь представляем первую гимназию, возникшую в Республике Ингушетия. Номер первый написан на нашей вывеске. Мы первые во всем среди образовательных учреждений региона". Этот ответ вызвал громкие аплодисменты.

НАША СПРАВКА:
Всероссийский конкурс "Лучшие школы России" ведет свою историю с 2004 года. Состязание задумывалось для того, чтобы выявить наиболее успешные и творчески работающие школы, поощрить их и помочь распространению опыта по всей стране. С одной стороны, по итогам конкурса можно судить, в каком направлении сегодня развиваются наиболее востребованные и конкурентоспособные образовательные учреждения. С другой - конкурс показывает, какие надежды возлагает на среднее образование современное общество.
В середине 30-х годов XX века в СССР уже существовал конкурс, целью которого было выявить лучшие образцово-показательные школы Советского Союза. Позже, в конце 90-х годов, в России получил распространение конкурс "Школа года", который проводился среди подписчиков одной из педагогических газет. Подобные состязания устраивают и в других странах мира. Например, в США ежегодно проходит конкурс SchooLs of Distinction (Выдающиеся школы). Став лауреатом Всероссийского конкурса "Лучшие школы России", гимназия №1 города Назрань также признана и абсолютной победительницей акции "Народная школа", которая проводилась в рамках конкурса уже во второй раз. Суть этой акции заключается в том, чтобы определить учреждения образования, пользующиеся наиболее мощной поддержкой со стороны своего местного сообщества, сообщества выпускников, родителей, коллег. В прошлом году победителя определило интернет-голосование на официальном сайте конкурса. Им стал лицей №2 города Нальчик. На сей раз отдать свой голос за "народную школу" можно было при помощи технологии SMS, отправив соответствующее сообщение с мобильного телефона. В результате мощной поддержки общественности сертификат "Народная школа" получила Назрановская гимназия, получившая максимальное количество SMS-ок. С каждого сообщения половина стоимости автоматически шла в призовой фонд. Так что в придачу к титулу гимназию №1 ждал еще денежный приз в размере 130 тыс. рублей.

Активную поддержку своим коллегам из Назрани оказали и представители образовательного сообщества Малгобекского района. Как рассказывала мне в те дни начальник местного управления образования А.А. Илиева, педагогические коллективы школ вместе со специалистами управления отправили на указанный номер около 2 тыс. SMS-ок. Кроме того, управлением образования в гимназии №1 были переданы карты оплаты сотового оператора на сумму 10050 рублей от директоров общеобразовательных школ Малгобекского района. Не осталась в стороне от этой акции и администрация района во главе с Г.И. Богатыревым, передавшая в Назрань карты оплаты на сумму 6 тыс. рублей. Уже одного этого эпизода достаточно, чтобы понять, насколько высока та степень поддержки, которой пользуется гимназия №1 со стороны местной общественности и педагогического сообщества не только города Назрань, но и всей республики. Впрочем, и сама гимназия во главе с ее руководством всегда готова к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами, открыта для контактов с широкой общественностью. Не последнюю роль здесь играют управляющий совет гимназии, попечительский совет, Родительский университет и ученический совет. Тесное взаимодействие по всем направлениям благоприятно сказывается на плодотворной педагогической деятельности гимназии. - Очень плодотворно, - говорит директор гимназии Марем Юсуповна Галаева, - работает общешкольный родительский комитет, оказывая помощь педколлективу в воспитании и обучении учащихся и обеспечивая единство педагогических требований к ним. Целью же Родительского университета является медико-психолого-педагогическое просвещение родителей. Серьезную работу по предупреждению неуспеваемости и дисциплинарных нарушений среди учащихся гимназии проводит родительский совет. На родительских собраниях мы периодически проводим анкетирование родителей, на основе результатов которого планируется дальнейшая работа общешкольного родительского комитета и Родительского университета, выявляется отношение родителей к гимназии и оценка, которую они дают работе преподавателей. Попечители гимназии оказывают помощь в подготовке и проведении традиционных праздников и мероприятий, помогают в реализации проекта "Школьный дворик", в издании научно-методических кафедральных сборников преподавателей гимназии, сборников детских авторских стихов, сборников материалов по итогам научных конференций, а также премируют педагогов и учащихся, достигших высоких результатов в обучении и подготовке детей и успехов в учебе. Работа попечительского совета стимулирует результаты деятельности гимназии. Показателем позитивного отношения к гимназии является большое количество благодарностей педколлективу со стороны руководства республики, общественных и гуманитарных организаций, различных предприятий, учреждений и ведомств… Завершая свой сегодняшний рассказ об этом учреждении образования, где все так стремятся к подлинной гармонии и идеалу, хочу напоследок предоставить слово гимназистке, ученице 11 гуманитарно-лингвистического класса Асе Гагиевой. Это строки из ее сочинения "О родной гимназии". "Вот уже 6 лет я учусь в гимназии, - пишет Ася, - и с каждым годом она становится мне дороже, все больше и больше я горжусь не только ею, но и тем, что я здесь учусь. Хотелось бы вспомнить слова одного ученого, который когда-то сказал: "Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, ученик - это факел, который нужно зажечь". Я полностью с ним согласна, потому что считаю, что каждый ребенок обладает даром, в каждом есть крупица таланта, маленькая искра, которую нужно разжечь, и тогда она превратится в пламя… В школе моей мечты все учителя должны это понимать. В гимназии работают именно такие учителя. Они могут разглядеть, увидеть, ощутить и развить способности каждого ученика. Учитель - как опытный садовник, его руки способны превратить маленький, слабый саженец в большое, цветущее дерево, приносящее пользу окружающим. Я, например, люблю психологию, философию, с удовольствием изучаю иностранные языки, зарубежную литературу, русский язык. Одним словом, я приверженец гуманитарных наук. Но с преподавателями гимназии любой урок - не занятие, а праздник, потому что у каждого учителя есть индивидуальный подход к ученикам, каждый учитель делает свой "праздник" настолько интересным, что невольно и двоечник заинтересовывается. Учителя, можно сказать, "достопримечательность" гимназии… Я столькому научилась в гимназии, так много поняла и так благодарна всем, кто здесь работает, что не знаю, смогу ли когда-нибудь отблагодарить своих наставников. Для меня гимназия - почти идеальная школа. Почему "почти"? Потому что, как сказала однажды моя учительница, "все в мире относительно". Идеалов не бывает. Но если бы меня спросили, какой я представляю себе школу XXI века, ответом стало бы описание гимназии… Главное для меня в школе - воплощение желаний в реальность, использование возможностей и развитие способностей. В гимназии прекрасные условия для этого, и единственное, чего мне не хватает здесь, - это учителя испанского языка. Но, думаю, через несколько лет и он появится. Только жаль, что меня уже здесь не будет… Пройдет еще немало времени, с каждым годом гимназия будет становиться все лучше и лучше. Но я навсегда останусь в душе той пятиклашкой, которая с полными удивления глазами оглядывала все вокруг, впервые попав сюда. И лишь самые светлые чувства будут владеть мною при мыслях о гимназии, о школе, которая была когда-то моей мечтой…"

Ахмет ГАЗДИЕВ








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru