новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 145 (9744) четверг, 2 ноября 2006 года

Край, сияющий лучами, - Ингушетия моя!
Слово о фильме "Мелодии гор"


Издревле в Таргимской котловине - центре горной Ингушетии - далёкие предки ингушей ежегодно проводили праздничные торжества со скачками и танцами, богатым угощением. Гигантская стена Скалистого хребта, стройные и неприступные башни Таргима, храм Альби-Ерды, открытая панорама горной Ингушетии являются свидетелями давно минувших дней. Именно сюда и приходят потомки, продолжая традиции отцов. Так было и будет всегда. Народ живёт памятью и мудростью предков, издревле, объединяющих его.
"Каждый раз, когда приезжаю сюда, сердце наполняется особой радостью и гордостью. Мира, благополучия, добра и согласия всем вам", - говорит Президент Ингушетии Мурат Зязиков.
С этого праздника и начинается в фильме "Мелодии гор" повествование о древней и самобытной культуре народа, издревле живущего на Кавказе. Музыкально-этнографический фильм режиссёра Суламбека Мамилова и автора сценария Асхаба Мякиева явился первым в истории ингушской киностудии "Магасфильм".
Картина разворачивается в горах. С высоты птичьего полёта режиссёр показал необъятную ширь кавказских гор, башенные комплексы, где некогда бурлила жизнь, святилища и храмы, Столовую гору, где предки ингушей в день летнего солнцестояния устраивали праздничные торжества, громадные покровы букового леса, сосновый бор, быстрые реки. Величественность и нерасторжимость творений рук человека и природных ваяний поражает воображение. Всё это вместе - безмолвные памятники давно минувших дней.
Горы всегда занимали значительное место в мировоззрении ингушей. Они нередко сохраняли народ в самые тяжёлые годы его истории. Именно сюда и приходят потомки, чтобы ещё и ещё раз прикоснуться к своим истокам. Всю эту панораму открывает режиссёр религиозным и народным песнопением, сочетающим в себе мотивы вечности.
Величественная музыка открывает тайну древнего искусства слова и камня, танца и песни, архитектурного зодчества и устного народного творчества. И над всем этим великолепием разносятся слова:

"Солнце всходит над горами,
Пробуждается земля.
Край, сияющий лучами, -
Ингушетия моя!
Ты навек дана нам Богом -
Наша крепость и приют.
Пусть вскипает силой разум,
Освещая верный путь".

Горный орёл парит над облаками, как и сотни лет назад. Из-за горизонта появляется белый скакун. Он несёт джигита сквозь ущелья, и сливается со своим хозяином в гордом порыве у подножия скал.
Картина сильна своим музыкально-ритмическим построением, чередованием планов, монтажных сюжетов, сочетанием изображения и звука. Все это разработано тонко, строго, закономерно.

"Край любимый - сердца сладость,
Без тебя нам жить нельзя.
Дух отважный, предков мудрость -
Наши верные друзья!" - поёт Тимур Дзейтов.

Действо в фильме происходит у храма Альби-Ерды, над которым развивается полотнище государственного флага Республики Ингушетия, вдохновляя и радуя всех:

"Славься, Родина святая,
Взвейся знамя над страной!"

Переходя от сюжета к сюжету, фильм показал красоту во всём её многообразии: неистовая Асса, пересекая известняки и метаморфические сланцы, несёт бурные пенистые воды, облака застилают вершины гор.

"Родные горы, возвышаясь,
Объяты думою стоят...", - слышится голос поэта.

Всё сумел показать художник. Царство снегов на вершинах гор, глубокие дикие ущелья, шумные горные реки, водопады, низвергающиеся каскадами с отвесных скал, широколиственные леса, переходящие в смешанные и чистые сосняки. Поистине, чтобы понять душу народа надо всмотреться в природные и климатические условия, в которых издревле жил народ, в музыкальное и танцевальное искусство, в традиции и обычаи его.
В фильме "Мелодии гор" показан ингушский свадебный обряд. Как ещё лучше можно показать тонкость и изящество культуры, если не в облике невесты?! Невеста, покорно одевающая наряд, ограничивается пассивной ролью в этом процессе. Скромность, женственность и мягкость её проявляются в манере поведенческих актов. Особой пышностью отличается её белый наряд. Цвет солнечного света и чистоты, святости и благородства, олицетворения жизни и благополучия. "Дото" - серебряный нагрудник и "дото т1ехкар" - серебряный пояс украшены позолотой, полудрагоценными и драгоценными камнями. Всё это бережно сохраняемое и передаваемое по наследству достояние ингушей. Ингушская невеста в своём национальном наряде грациозна, под стать тем башням, что строились её народом на неприступных скалах. У подножия этих скал создавались старинные мелодии, гармонично вписанные автором в фильм. Они овеяны теплом мыслей и чувств далёких предков ингушей. В них тайны мировидения, чувство любви и красоты, журчание родников и потоки горной реки, переживание и горе, трагедия и сила духа.
Создание музыкального фильма требует особого мастерства. На фоне величественной панорамы гор вдохновенно звучит назым (религиозное песнопение) в исполнении вокальной группы. Горы эхом вторят задушевной мелодии. Исполняется она без музыкального сопровождения. И в унисон - слова:

"Всходило солнце величаво,
Лучами круги золотя,
Как торжество,
как божья слава,
Всему живому свет даря".

Постепенно внимание зрителя переходит к ущелью. Шумит горная Асса, мириадами брызг искрятся водопады, издали появляется свадебный кортеж. Украшенный коврами фаэтон, в котором везут невесту, покрытую вуалью, статные лошади с красивой сбруей, состязания-скачки молодых джигитов наполняют радостью веселья. Возглавляют колонну старцы на лошадях. Гарцующие движения их четвероногих друзей подчёркивают праздничность настроения. На фаэтоне невеста. Музыка сливается с шумом горной воды, а издали - из Эгикальской башни, где готовятся к встрече невесты, уже слышатся ритмы музыки. Свадебное торжество, ловзар собирает всех.
Ловзар - это танцы и песни, остроумные вопросы и шуточное сватовство. Танцующие пары сменяют друг друга. Звук барабанов чеканит шаг. В ловких руках дуалистов они искрятся в лучах золотистого солнца. Дуалисты над башнями, скалами и у подножия гор.
Происходит торжественный ввод невесты в башню. Её встречают добрыми пожеланиями. Художник фильма сумел одним росчерком показать почитание старших, гостеприимство, приветствие, взаимное уважение людей в ингушском обществе. Сумел рассказать о том, как праздник одной семьи становится праздником для всех, и как через эту радость и веселье молодёжь учится жить по законам своих предков, сохраняя и приумножая нравственные нормы. И слово старца, обращённое к молодым: "Живите и будьте достойны ушедших предков своих. Берегите Родину, сохраните чистоту помыслов и дел, благородство и красоту в поступках. Превыше всего дорожите честью своего народа".
В картине много эпизодов, изяществом форм вызывающих восторг. Зритель смотрит фильм на одном дыхании. И снова музыка зовёт молодых в танец.

"И расступились вдруг леса и горы,
Лихих танцоров приглашая в круг…" (А.Мякиев)

Музыка всё громче. Вновь юноша описывает круги, выражая почтение старцам, ускоряя ритм, ловкостью и виртуозностью вызывая восторг, и только скромность девушки вводит его в уравновешенный танец. А на заднем фоне, снова и снова мчатся кони к обрыву, и от края пропасти начинают танцевальные движения в такт музыке, грациозно вторя торжеству. Скачки всегда были почитаемым зрелищем у ингушей. Джигиты безукоризненно владели своим телом, выполняя различные трюки и упражнения на полном скаку. Старцы, как и сотни лет назад, радуются мужеству молодых. "Поистине, неслучайно Прометей посетил кавказские горы и подарил спасительный огонь. Облик родного края и сила духа его дали моему народу силы необъятные, и он достойно преодолевал все испытания земного бытия", - говорит Асхаб Мякиев.
Яркое образное мышление помогает режиссеру Суламбеку Мамилову с неудержимой фантазией использовать художественные средства, благодаря чему каждый слышит и видит в фильме родное, дорогое и мудрое слово давно ушедших времён. Оно сидит в генетической памяти каждого ингуша, имеющего родовую башню в горах, музыку, объединяющую в общей радости вдохновения, мелодии гор, напоминающие о вечном, древнем, дорогом.
В одном сюжете конь и башня, как составляющие компоненты почёта и признания. Символом благополучия и благородства у ингушей выступал конь. Обладание хорошим конём считалось достоинством горца. Показателем силы рода являлась башня родовая. Она строилась в течение 365 дней. И ни дня больше. Ингушские башни были и остаются подлинным чудом человеческого гения. (Е.Крупнов).
"На светлой, с розовато-желтоватым оттенком известняковой стене, на огромной высоте, вцепившись корнями в расщелины скал, растут отдельные деревья и кустарники. Скала гармонирует с яркой голубизной неба. Горы, изрезанные трещинами, отвесные скалы, зелёные склоны, покрытые лугами и лесом, шумные реки на дне ущелий - всё это отвечает характеру и образу жизни горцев". (М.Зязиков)
Особое место в фильме занимает старинная ингушская песня "Плач матери". Этой песне 2 тысячи лет. Из глубины веков дошла она до наших дней, неся с собой мудрость отцов и всепобеждающую материнскую любовь. В ней глубокая философская мысль о вечности, смерти, жизни.
Режиссёр переносит нас в башню, и мы вглядываемся в эту крепость духа. "Предки умели постигать глубинные тайны и силу камня и слова, неведомые нам и немыслимые нами. Камень оживал в их руках и говорил с ними на своём каменном языке, излучая тепло, свет, сияние красоты, величественности, гордости, стойкости и мужества, рождая людей, богатырей. В башнях из камня предки создавали свой идеал человека" (А.Танкиев). Человек, живший и творивший в стихии гор, создававший из камня великолепные башенные постройки, вселявшие чувство величия уподоблялся ловкости тура и бесстрашию орла, свившего себе гнездо на голых, крутых скалах.
И снова неповторимая природа Ингушетии. Из дали веков тянется нить, соединяющая человека с восходом и заходом солнца, началом и концом его дня. Облака розовеют, первые лучи касаются пиков могучих гор. Облака расстилаются над горами. В них утопают башни, рассеивается сумрак ущелья, вспыхивают в розовых лучах маленькие водопады.
Заметное место в увеселительных мероприятиях ингушей занимала игра слова. Юмор способствовал развитию гибкости ума и интеллекта, и эту игру показал Суламбек Мамилов.

"Как пойдёшь ты к роднику,
Там буду ждать тебя я", - поёт в шуточной попевке Зангиев Руслан.
"Я рыбкой стану, уплыву", - отвечает ему девушка песней.
"Чтобы выловить рыбку, удочкой обернусь", - продолжает юноша.
"Я птицей взметнусь в небеса", - слышится голос в ответ.

На протяжении всей песни-игры чувствуется духовный подъём и поэтический настрой. Друзья юноши, как и подруги невесты, стараются подсказать наиболее гибкий ответ партнёру. Игра-песня - не что иное, как гимн жизнеутверждающего ингушского оптимистического начала! Вся атмосфера имеет значительный эстетический заряд. Весёлый, добрый тон игры заканчивается танцем.
Изящество танца "Эздий халхар" ("благородный танец") покоряет зрителей. В нём лучшие черты народа - скромность, красота, выдержка, целомудрие. На фоне архитектуры селения Таргим, полуоборотом друг к другу сдержанно и возвышенно плывёт танцующая пара. Юноша направляет танец девушки, меняя рисунок, что является имитацией жизни, в которой "супружеская пара" проходит по жизни, и каждый соответственно роли, отведённой природой. Народный танец ингушей - это не просто изящное и виртуозное исполнение, это ещё и выражение традиции, характера народа. Элегантность, благородство осанки и совершенство владения пластикой безупречны. Мысли юноши устремлены к девушке. Мягко шествует она в танце, словно парит в облаках.

"Небесным светом осеяна
она, как лебедь на плаву,
Кружилась музыке послушна,
Во сне ли это? Наяву?"

Танец продолжается. Пляска ног сочетается с красноречивым "разговором" рук, осмысленными жестами и выразительной пластичностью. Сливаясь воедино, танцующая пара приводит в восторг зрителей изяществом, грацией, страстностью движений. Через пробуждение внутренних ритмов происходит единение в танце. Юноша посредством танца выражает то, что трудно сказать словами, и это тонко подметил поэт:

"Он любовался милым взглядом,
Огонь любви пылал в груди,
Заговорил как будто с небом,
Поднявшись гордо на носки".

"Из сердца идущие звуки любви", - слышится хрустальный голос Хавы Яндиевой. На фоне гор и небесной синевы плывут горянки нежной красоты.
Режиссер сумел показать в фильме всё: творение рук далёких предков, вольнолюбивый дух народа. Своеобразной режиссерской находкой служит образ мальчика-зурниста, который исполняет задушевные народные мелодии, связывая одну сцену с другой, и жизнь в горах с равниной.
Развивающееся полотно Ингушского флага переносит нас в столицу республики - город Магас. На фоне многоцветных огоньков спортивного стадиона идёт завершение фильма.
Фильм известного кинорежиссера Суламбека Мамилова "Мелодии гор" - это уникальный этнографический и музыкальный труд. Особый эффект восприятию картины придают поэтические строки Асхаба Мякиева. По фильму мы безошибочно узнаём себя. "Мелодии гор" - это невозвратное время наших перемен: исторических, нравственных, личных, свидетель нашего прошлого, настоящего и нашего будущего. В нём чувство красоты и доброты, мудрости и возвышенности. В нём новизна и свежесть музыкального искусства ингушей, аромат лугов и ослепляющая красота гор, огромная любовь к народу, его культуре. Кто однажды прикоснётся к этой красоте, не забудет её уже никогда.
"Горная Ингушетия - это самый красивый уголок на земле, - говорит руководитель республики. - Пусть крепнет и процветает наша республика, наш народ, наша многонациональная Россия".
И снова танец, как вечное движение и страсть, как продолжение жизни этого народа в веках.

О танец горский, страстный, словно пламя,
Стремительный и бурный под поток,
Бессмертен он во все века, как память,
И, как полёт, прекрасен и высок.
..
И вот опять среди лугов цветущих
Слежу, как он над травами плывёт
И узнаю в нём трепетную душу
И нрав твой гордый, мой родной народ!

З. ДЗАРАХОВА,
кандидат исторических наук








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru