новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 135 (9734) вторник, 10 октября 2006 года

Он был родоначальником ингушской филологической науки

Кому в нашей республике не известно имя ученого, педагога, автора многих учебников ингушской грамматики Ибрагима Абдураскиевича Оздоева. Он был не только основоположником ингушской грамматики, но и родоначальником ингушской филологической науки. Родился Ибрагим Абдураскиевич в с. Плиево в 1905 г. в обычной крестьянской семье со средним достатком. Родители - отец Абдураска Тепсиевич и мать Елтаз Мурцалиевна были неграмотными. Жили обычной горской жизнью, почитая все обычаи, честно трудясь. Понимая, что светлое будущее детей только в образовании, в знаниях, они делали все возможное, чтобы дать им образование. В их семье было пятеро детей. Братья Ибрагима, Абукар и Джабраил, выбрав профессию военного, стали кадровыми офицерами. А сестры - Дугурхан и Маликат, закончили гимназию. Помимо светского образования отец научил их читать Коран. И дал строгий наказ своим детям - верой и правдой служить Аллах1у и своему народу. Что только таким путем служения Всевышнему и своему народу человек может быть счастлив. Впервые с азами грамоты Ибрагим Абдураскиевич знакомится в восемнадцатилетнем возрасте, став учеником школы-интерната в с. Барсуки. Тяга к знаниям у парня была настолько высока, что программу семилетки он освоил за пять лет. В то время профессия учителя была очень нужна и почитаема в селе. Среди населения учитель пользовался особым уважением. Поэтому, по окончании интерната, в 1928 году, Ибрагим Абдураскиевич поступает учиться в Ингушский педагогический техникум в г. Владикавказе, где он снискал всеобщее уважение среди преподавателей и товарищей-студентов. После окончания учебы И.Оздоева оставляют при техникуме преподавателем родного языка. В эти годы его друзьями по техникуму стали еще совсем молодые Идрис Базоркин, Салман Озиев, Дошлако и Орцхо Мальсаговы, которые впоследствии стали известными писателями, учеными, общественными деятелями. Очень скоро, оказав высокое доверие, Ибрагима избирают руководителем комсомольской организации техникума, а заодно и членом бюро ингушского обкома комсомола. Владикавказский педагогический техникум был тогда одним из передовых учебных заведений Кавказа, способным дать прочные и глубокие знания. Ибрагим Абдураскиевич и его преподаватели чувствовали, что для такого одаренного молодого человека этого мало, поэтому его посылают на курсы подготовки аспирантов, затем - в аспирантуру Центрального научно -исследовательского института. И там он получает знания у выдающихся ученых с мировыми именами, как языковед Н.Ф. Яковлев, историк А.А. Таха-Годи, Е.Н. Медынский. Читал лекции и нарком образования СССР Луначарский. Первым шагом в серьезную науку стала написанная в те годы будущим ученым диссертация "Работа учителя родного языка". Научные знания, накопленные в Москве, оказались очень востребованы на родине И.Оздоева, где так не хватало не только ученых-педагогов, но и просто педагогических кадров. Работал в аппарате ОблОНО, сначала работал в методкабинете, в последующем - директором педлаборатории ОблОНО. А в 1938 году И. Оздоеву доверили возглавить вновь открывшийся Чечено-Ингушский институт усовершенствования учителей. Под его руководством и при его непосредственном участии начали составляться учебные планы и программы для сельских школ, издаваться учебники, учебные пособия по ингушскому языку. В целом, говоря о деятельности Ибрагима Оздоева, нужно отметить, что, более полувека он посвятил ингушскому языку. При этом, не имея ни одного административного взыскания, более десяти поощрений и награждений за добросовестный труд. Не прерывал он свою преподавательскую деятельность и в годы сталинских репрессий в 1944 г. В 1940 году И.А. Оздоева назначают инструктором Чечено-Ингушского обкома ВКП(б), а через некоторое время его переводят на должность заведующего сектором Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, русского языка и литературы. Здесь он полностью в своей стихии, но с ней очень скоро пришлось расстаться… Началась Великая Отечественная война, и Ибрагим вместе с братьями Абукаром и Джабраилом добровольцем уходит на фронт. После краткосрочных курсов политруков в Ростове-на-Дону его направляют комиссаром батареи 225-го отдельного кавалерийского полка. Участие Ибрагима Абдураскиевича в Великой Отечественной войне, его непризнанные подвиги, как и всех его земляков-вайнахов - тема особая и трагичная. Тот период его жизни малоизвестен. Только в 1975 году, 19 апреля за №92 в газете "Грозненский рабочий" полковник в отставке П.Филлиппов скромно отмечает: "…В схватке под Тундутово, например, отличились командир эскадрона старший лейтенант Дзабиев, политруки Сопаев и Оздоев…" В 1946 году он возвращается к семье в Казахстан, в поселок Урицк. Отца уже не было в живых и оба брата - Абукар и Джабраил - пропали без вести. Ему разрешили работать учителем. И здесь он, поражавший масштабом научной мысли даже московских профессоров, работает техником-плановиком автороты. Когда наступил долгожданный 1957 год, Ибрагим Оздоев в числе первых вернулся на родину. Спустя более четверти века, заново подготовил и защитил в институте языковедения академии наук Грузинской ССР диссертацию по филологии. Один в соавторстве с другими учеными издает более тридцати крупных работ по языковедению, и среди них такие как "Краткий русско-ингушский словарь", Справочник общественно-политических терминов, Орфографический словарь ингушского языка. Апогеем творчества ученого стал 1980 год. Он ознаменовался выходом в свет русско-ингушского словаря, начатого в 1965 году. В словарь вошел основной и едва ли не полный лексический состав ингушского языка, который является своеобразным путеводителем для всех, кто хочет в совершенстве владеть грамотным письмом и разговорной ингушской речью. Ибрагим Абдураскиевич Оздоев был награжден почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЧИАССР, орденом Отечественной войны II степени, медалью "За доблестный труд". Какими бы орденами и медалями ни награждали Ибрагима Абдураскиевича Оздоева, они все равно в полной мере не отразят его вклад в развитие науки и просвещения. До последних дней своей жизни, до 1983 года, Ибрагим Оздоев считал: любовь и уважение народа превыше всех наград.

Р. КАРТОЕВА



У ИСТОКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНГУШЕТИИ

(1923-1936 гг.)

Есть в мире люди, которые каждым словом, каждым своим поступком работают на свою биографию, отшлифовывают ее, чтобы она выглядела как можно красивее. Но тому человеку, о котором я хочу рассказать в данной статье, было не до этого. Он жил в эпоху, когда лучшие сыны народа думали о судьбе своего отечества, о его прошлом, настоящем и будущем, они исподволь готовили те перемены в обществе, которые мы имеем сегодня.
И основная, самая сложная, миссия легла на плечи учителей. Эти лучшие учителя, обучившие грамоте наших отцов стояли у истоков становления просвещения в Ингушетии.
Используя архивный материал Государственной Архивной службы РИ, хотел бы познакомить читателя с именем Аюпа Базиевича Бузуртанова, человека, отдавшего свои лучшие годы жизни ради становления и развития народного образования.
Конечно, быть первым нелегко, но представьте себе, насколько трудно быть первым там, где ты первопроходец, зачинатель нового. Именно таким учителем и был А.Б. Бузуртанов. Это другое время и в чем-то отличная от нынешних общественных ценностей жизнь, но в ней отражены исторические особенности, характеристики прошлого, которые имеют важное значение для беспристрастного исследователя.
Думаю, всегда необходимо вспомнить тех, силами которых был заложен фундамент, на который сегодня закладывается по кирпичику, наше будущее.
Ниже приведена статья "Наши лучшие учителя", которая была опубликована в 1936 году в журнале "Северо-Кавказкий учитель" за № 8-9.
В 1897 году среди ингушского населения Северного Кавказа было всего лишь 4,03 процента грамотных, да и то за счет офицеров царской армии, мулл и пр.
В 1926 году в Ингушетии насчитывалось уже 8,8 процента грамотных, в 1930 году 17,7 процентов, а в 1936 году свыше 90 процентов грамотных.
От четырех до девяносто процентов грамотности - таков грандиозный культурный путь, пройденный ингушским народом после раскрепощения его Великой Социалистической Октябрьской Революцией.
С этим историческим путем ингушского народа тесно связан жизненный личный путь А.Б. Бузуртанова, одного из лучших учителей Чечено-Ингушской АССР (выделено мною - М.Т.).
Первое яркое воспоминание Аюпа Базиевича о своем прошлом относится к годам его обучения в Назрановской двухклассной горской школе для мальчиков. Эта школа организована была царским правительством с русификаторской целью специально для ингушей. Обучение в школе проводилось на русском языке учителями-ингушами.
Аюп Бузуртанов поступил в Назрановскую горскую школу 9-летним мальчиком в 1906г. Совершенно не зная русского языка, он с большим трудом овладевал грамотой.
Учитель часто выходил из себя, обзывал учеников "пастухами", "лудильщиками", "навозом", и жестоко бил их. Возмущенные ребята решили отомстить учителю, и на одном из уроков в 3 классе в учителя полетели вдруг со всех сторон корки хлеба, комки бумаги, огрызки яблок и пр. Дело окончилось тем, что несколько ребят были исключены из школы, некоторых учитель сильно побил, а Аюп отсидел 7 дней в школьном карцере.
По окончании в 1911 году Назрановской горской школы родители отправили Аюпа к родственникам в г. Шахты Азово-Черноморского края.
Здесь Аюп полгода работал сторожем и коногоном в шахте, а затем сбежал в Тбилиси. Здесь он прожил два года, работал в госбанке посыльным и одновременно готовился к поступлению в гимназию.
В 1914 году он выдержал экзамен в 5-й класс 2-й Тбилисской мужской гимназии, проучился Аюп там полгода и в 1915 году поступил рядовым (всадником - М.Т.) в Ингушский конный полк.
Пять лет Аюп Базиевич провел в огне империалистической, а затем гражданской войны. В 1919 году он был мобилизован в войска белых но через две недели убежал оттуда и скрылся в горах. В 1920 году, после ухода белых, Аюп Базиевич возвратился в свое родное село и здесь занимался сельским хозяйством. В конце 1922 года Аюп Базиевич поступил литературным сотрудником и переводчиком в редакцию областной ингушской газеты. Одновременно с работой в редакции проходил практику для подготовки учителей в г. Орджоникидзе.
С 1923 года Аюп Базиевич начинает свою учительскую деятельность. Два года он работает учителем опорной ингушской школы в г. Орджоникидзе. Затем областные организации командируют его преподавателем в национальную Кавалерийскую школу в город Краснодар. Здесь по совместительству с работой в Кавалерийской школе Аюп Базиевич обучался в Кубанском педагогическом институте.
В 1927 году А. Бузуртанов был отозван областными организациями из Краснодара и назначен заведующим Насыр-Кортовской начальной школы.
1931-1932 годы Аюп Базиевич служит по призыву в Красной армии и в 1933 году вновь возвращается в Насыр-Кортовскую школу. С этого времени Аюпа Базиевич Бузуртанов беспрерывно работает в школе.
Когда приходится оценивать работу Аюпа Базиевича Бузуртанова, то прежде всего вспоминается его неустанная борьба за всеобщее обучение. Начиная с первых дней своей работы в школе, Аюп Базиевич уделяет этому вопросу неослабленное внимание.
Еще в 1927 году, в первом году своего заведывания Насыр-Кортовской школой, А.Б. Бузуртанов вовлекает в свою школу всех детей, обучавшихся в местной арабской школе. Сам Аюп Базиевич рассказывает об этом так: "У меня училось в школе около ста ребят, а у муллы 77. Выступить против муллы прямо я тогда не решался. Решил действовать через своих ребят. Подружился с тремя ребятами-главарями. Повел с ними такой разговор: "Вот вы, ребята, учитесь в арабской школе, выучите в ней Коран, а куда вы пойдете потом? Если вы учились в советской школе, то по окончании ее могли бы учиться дальше, могли бы стать инженерами, врачами, учителями" … Как бы между прочим я дал каждому из ребят тетрадь, ручку и карандаш… Так беседовал я с ребятами не один раз. И однажды один из них, Арчаков, привел ко мне из арабской школы почти всех ребят. Учителя ласково встретили ребят, усадили их за чистенькие парты, выдали сразу учебники, тетради, карандаши. Начались занятия"
В 1933 году Аюп Базиевич Бузуртанов первым в области добился всеобуча. Для этого весь педколлектив школы и актив родителей был поставлен на ноги. Закон о всеобуче разъяснен был во всех колхозах, доведен был до каждого двора. Лично сам Аюп Базиевич обходил свыше сотни наиболее отсталых семей. Учитывая особое упорство родителей в отношении посылки в школу девочек, А.Б. Бузуртанов организовал при школе отдельные классы для девочек.
В результате все дети школьного возраста были охвачены школой.
Не успокаиваясь на этом первом успехе, Аюп Базиевич усиленно работает над тем, чтобы предупредить отсев учащихся за школой до полного окончания курса в ней. С этой целью он создает все необходимые условия для нормальной работы в школе. Школа полностью обеспечивается топливом, учебниками, письменными принадлежностями. Помещение школы ремонтируется, обставляется новой мебелью. При школе организуется физико-биологический кабинет и столярно-слесарская мастерская на 30 человек. И все это делается за счет средств самого населения.
Успехи школы становятся широко известными. За образцовую подготовку к новому учебному году школа получает республиканскую премию в 10.000 рублей и краевую премию в размере 3.000 рублей. Награждается и Аюп Базиевич. Он получает премию Наркомпроса в 500 рублей и премию крайисполкома в 300 рублей.
Одним из главных затруднений на пути всеобуча в Ингушетии являлось отсутствие необходимых кадров учителей-ингушей. Это обстоятельство грозило срывом всеобуча в области. Необходимы были срочные и исключительные мероприятия. И. А.Б. Бузуртанов находит такие мероприятия. В течение летних каникул 1933 года он лично организует и проводит месячные курсы для подготовки учителей. Занимается на курсах целыми днями, стремится передать слушателям все необходимые на первых порах навыки и знания. В результате область получает 11 новых учителей.
С начала учебного года Аюп Базиевич находит новую форму подготовки учителей. Он организует первую в области вечернюю школу для учителей, заведует этой школой и преподает в ней родной язык, математику и методики преподавания этих предметов. В вечерней школе обучается без отрыва от производства 22 учителя селений Насыр-Корт, Гамурзиево и Альтиево. Многие из этих учителей после обучения в вечерней школе дали прекрасные образцы работы и выдвинулись в число передовых учителей области. Таковы, например, Могушков Султан, Могушков Мурцал, Ильясов Мухажир и др.
Нерушимым правилом Аюпа Базиевича, как заведующего школой, является постоянная забота его об учителе. Все учителя его школы имеют удобные квартиры в специально арендованном школой доме. Все учителя обильно снабжаются продуктами из пришкольного хозяйства.
Еще большее внимание уделяет Аюп Базиевич руководству учебной и воспитательной работой каждого учителя. Он принимает самое активное участие в составлении учителями конкретных планов уроков, руководит изучением учителями методик преподавания, систематически посещает уроки учителей и дает по ним конкретные указания. Каждый учитель в любое время может обратиться к Аюпу Базиевичу за помощью и советом и всегда получить от него исчерпывающее инструктирование. Это создало Аюпу Базиевичу законную славу среди учителей, славу прекрасного товарища, чуткого и опытного руководителя, умелого воспитателя учителей.
Постановлением республиканского жюри социалистического соревнования на лучшую постановку преподавания родного языка между учителями начальных школ РСФСР в 1935-1936 учебном году Аюп Базиевич Бузуртанов отмечен в числе лучших учителей, "показавших на основе социалистического соревнования прекрасные образцы педагогической работы".
Одной из первых в крае Насыр-Кортовская школа включилась в социалистическое соревнование. Под руководством А.Б. Бузуртанова педколлектив школы тщательно разрабатывал конкретные мероприятия по улучшению преподавания родного языка по каждому классу школы. Все учащиеся школы были снабжены необходимыми письменными принадлежностями: тетрадями, ручками, чернилами. По каждому классу разработаны систематические перечни видов письменных работ учащихся.
На методических совещаниях педколлектива школы обсуждены были методические приемы отдельных видов письменных работ.
На всех уроках установлен тщательный контроль за каллиграфией и орфографией учащихся. Для отстающих учащихся организованы были дополнительные занятия во внеурочное время и т.д. В результате всех этих мероприятий грамотность учащихся Насыр-Кортовской школы за один только прошлый учебный год резко повысилась. К концу года 1, 2 и 4-е классы школы дали 100-процентную успеваемость, а во 2-м классе только один из учащихся был оставлен на повторительный курс.
В новом учебном году школа не ослабляет своего внимания родному языку и одновременно добивается коренного улучшения постановки преподавания арифметики.
Наряду с повышением качества учебной работы А.Б. Бузуртанов уделяет неослабное внимание и вопросам внеклассной воспитательной работы среди учащихся, вопросам культурного досуга ребят.
Благодаря личному старанию Аюпа Базиевича, при школе создана специальная детская библиотека, в которой насчитывается более 1000 книг на родном и на русском языках. Библиотека производит не только выдачу книг учащимся, но и большую работу по изучению читательских интересов ребят и рекомендации им книг для чтения. Все учителя школы практикуют специальные беседы с учащимися о прочитанных ими книгах, а библиотекарь школы периодически проводит специальные конференции читателей по тем или иным наиболее заинтересовавшим ребят книгам. В школе хорошо работает литературный, хоровой, драматический и физкультурный кружки. Имеется несколько комплектов шахмат, шашек, домино, есть волейбол, городки. Каждую неделю перед выходным днем школа устраивает художественные вечера детской самодеятельности.
Словом, школа создала все необходимые условия для того, чтобы ребята могли культурно, весело и радостно провести свой досуг.
И заслуга в этом принадлежит опять-таки, прежде всего, А.Б. Бузуртанову
Аюп Базиевич умеет чутко подойти к ребятам, подметить их индивидуальные интересы и знает, как эти интересы удовлетворить, направить их по пути здорового веселья и радости ребят, по пути их коммунистического воспитания.

М. ТАМБИЕВ,
специалист ГАС РИ



Назам

Хьа кхелаг1 кхеравенна
Имане воаг1а со, Хьо ца1 веш
Шахьадат дог тийша доаладу
Элчана салават аз
Дегчара кхайкаду
Я раббий гешт де 1а,
Ва Везан Даьла.

Сий долчу, хургдолчу
Хьай духьа
Езача, йоккхача Хьай ц1ера
Духьа, хозача, довргдоацача
Хьай нуран духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Пайхамарашкахь везваьча
Мухьаммада духьа,
Асхабашкахь везваьча Абубакар духьа
Овлиашкахь везваьча Хаваж-Бахьаудина духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Каламашкахь дездаьча Къур1ана духьа,
Къур1а шийга дессача Элчана духьа,
Малейкашкахь дездаьча Джабраьила духьа
Я раббий гешт делахь, ва Везан Даьла.

Макка чухь хьадаьннача бакъ дина духьа
Из кхайкош венача Мухьаммада духьа
Цун г1ончий хиннача асхьабий духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Хьажий ц1а даьча Ибрах1има
Пайхамара духьа, Хьажий ц1а
Чухь мел даьча ламаза духьа,
Ламазашта т1ехь мел даьча ду1ай духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Инжил шийга дессача 1ийсай Пайхамара духьа,
Товрат шийга дессача Мусай Пайхамара,
Забур шийга дессача Дауда-Пайхамара духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Дина г1улакхий да волчу Мухьаммада духьа
Тарикъата да волчу Кунта-Хьажий духьа,
Накъашбандий да волчу цу Абой духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.


Элча ший чухь ваьча цу Маккий духьа,
Элча д1а кхелхача Медина духьа,
Из керчу верзаваьча Равзатан духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Дуненча хьалха венача Адам-Пайхамара
Духьа, Ибрах1има долдаьча г1урбан духьа,
Хьусейна даьккхача г1оазота духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Пайхамарашкахь вах1ий духьа, Овлияшка
Еннача къайлина духьа,
1алама нахага деннача 1илман духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Хьай кхел нийсъеш лелача малейкий духьа,
Дин хьехаш боахкача Овлияй духьа,
Халкъ нийсдеш лелачу устазий духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Ший даь юхь яьча Исмаил духьа
Нана раьза яьча Увайсал Къаьрни духьа,
Устазаш раьза баьча Мурифий духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Пайхамараш гуллуча дивани духьа,
Уж шейхаш хувшача тажласа духьа,
Къур1анчу дездинчу аятий духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Элчано доаржадаьча шари1ата духьа
Маззабаш динчу имамий духьа
Динаг1 нийсбеннача тутий наьха духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Уахьдах1 вийна Хьамзата духьа,
Карбаалахь вийнача Хьусейна духьа
Г1оазотаг1 байнача асхьабий духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Форда бала лайнача Нухь-Пайхамара духьа,
Ц1ера бала лайнача Ибрах1има духьа,
Чкъаьрана бала лайнача Юнаса духьа,
Я раббий, гешт делахь ва Везан Даьла.

Лазара бала хьийгача Аюб-Пайхамара духьа,
Г1увна бала хьийгача Юсуп Пайхамара духьа,
Цунна дукха вийлхача Якъуб-Пайхамара духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Хьамзата ч1ир лийхача Халида духьа,
Дина маршо яьккхача 1умари духьа,
Элча т1алаьцача ансарий духьа
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Къонахег1 хьалха им диллача Абубакар духьа,
Кхалнахаг1 хьалха им диллача Хадижата духьа,
Берашка везваьча Хьасана Хьусейна духьа,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Хьо ца1 веш шах1адат дегчара диллачарна,
Элча везвеш салават дегчара диллачарна,
Шафии мазхьабех цхьа ламаз даьчарна,
Я раббий, гешт делахь, ва Везан Даьла.

Назма кепатоха кийчъяьр
УГУРЧИЕВ Азмат-Гири


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru