новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 125 (9724) суббота, 16 сентября 2006

Президент Республики Ингушетия Мурат Зязиков:

- Для руководства республики образование всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности.
За прошедший учебный год в системе образования Ингушетии проделана значительная работа. Ярким свидетельством этого является участие и успехи наших учащихся в региональных и Всероссийских олимпиадах, в престижных международных конкурсах, таких как "Одаренные дети", "Юность, Наука, Творчество", в которых представители Ингушетии заняли призовые места во всех номинациях. Хорошим показателем является и то, что большинство выпускников школ этого года поступили в высшие учебные заведения. Причем, более 600 человек, ставших студентами самых престижных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, имели возможность сдать вступительные экзамены, не выезжая за пределы республики.
Уверен, что через несколько лет из этих молодых людей мы получим высокопрофессиональных специалистов различных отраслей народнохозяйственного комплекса республики, а те, кто решит остаться за пределами республики, будут достойно представлять наш народ, где бы они не находились.
Сегодня школа должна не только удовлетворять образовательные запросы учащихся, но и помочь каждому ребенку выработать положительную систему мировоззрения, реализовать личностные качества, индивидуально проявляемые каждым учеником к общим человеческим ценностям: культуре, творчеству, свободе, гражданскому обществу.
Необходимо разработать механизм эффективного взаимодействия педагогического сообщества, представителей гражданских институтов. Нам нужно образованное общество и никто не должен оставаться в стороне от этой глобальной национальной доктрины.
Преподавательский корпус системы образования республики представлен сегодня высококвалифицированными работниками: в школах Ингушетии работает много педагогов, беззаветно преданных своему делу, отдающих все силы и знания обучению и воспитанию подрастающего поколения, чей высокий профессионализм признан и отмечен высокими государственными наградами. Среди них 27 заслуженных учителей и 285 почетных работников среднего и общего образования Российской Федерации, 14 человек награждены орденом Республики Ингушетия "За заслуги", более 500 учителей и руководителей школ имеют высшую категорию, более 300 заслуженных работников образования и заслуженных учителей Республики Ингушетия.



Эффективность инноваций зависит от усилий всех заинтересованных сторон

Практика показывает, что важным условием развития системы образования является ее открытость и управляемость. При этом наиболее соответствует требованиям сегодняшнего дня государственно-общественная форма управления образованием. Совместное влияние на процесс и результаты образования приносит положительные плоды, в чем можно убедиться, обратившись к опыту, накопленному в Сунженском районе нашей республики. Здесь к управлению широко привлекаются представители педагогического сообщества и властных структур, родители и местная общественность. О том, как государственно-общественный характер управления учреждениями образования воздействует на эффективность и качество их работы, мы попросили рассказать начальника Управления образованием Сунженского района Розу Магомедовну Евлоеву: - Идеи совершенствования образования, - говорит Р.М. Евлоева, - были активно восприняты работниками Управления образованием, руководителями школ, педагогическими коллективами, родительской общественностью Сунженского района. Уже несколько лет образовательную политику определяет у нас существующий Совет по образованию, в состав которого входят работники районной администрации, главы администраций населенных пунктов, руководители различных ведомств, родители, шефы. Мы строим свою работу в соответствии с Программой развития образования района и при этом руководствуемся в своей деятельности следующими принципами: плановость и системность в работе; сотрудничество, которое обеспечивает совместный поиск путей развития и обобщения положительного опыта, гласность, обеспечивающая прозрачность процедуры инспектирования. На базе Управления образованием пятый год, наряду с работой методических объединений, успешно функционируют школы передового опыта. Это клуб молодого директора, клуб заместителей директора, клуб молодых педагогов и клуб творчески работающих учителей. Вместе с традиционными конкурсами профессионального мастерства, такими как "Лучшие школы России", "Учитель года", участвуя в которых, нашу республику достойно представляли на федеральном уровне педагоги Сунженского района, мы проводим конкурсы на образцового классного руководителя, лучшего директора и заместителя директора. Ощущение успеха - цементирующее начало формирования профессионального коллектива, непременное условие для взращивания высокого уровня компетентности педагогов. Поэтому, изучая деятельность образовательных учреждений, специалисты нашего Управления помогают каждому коллективу реализовать творческие идеи и замыслы, совместно работают над программой развития, поддерживают инновации в деятельности каждого педагога и коллектива в целом. Творческие отчеты, методические недели, курсы повышения квалификации, семинары, презентации помогают нам не только показать достижения отдельных педагогов и педагогических коллективов, но и одновременно побуждают остальных к педагогическому самообразованию и творческому поиску. Результатом кропотливого изучения деятельности каждого коллектива является то, что сегодня каждое образовательное учреждение имеет свой индивидуальный почерк. В Сунженском районе особое внимание уделяется развитию ученического самоуправления, воспитанию школьников. Повышение значимости и новые требования к качеству воспитательной работы с учащимися путем установления дополнительного вознаграждения за классное руководство позволило улучшить индивидуальную работу с учителями и родителями. В образовательных учреждениях реализуются программы, направленные на формирование у детей навыков ведения здорового образа жизни, правовой культуры. Профилактическая и коррекционная работа со школьниками проводится и во внеурочное время через вовлечение детей в кружковую работу, секции, различные комплексные мероприятия. В районе есть опыт интеграции основного и дополнительного образования. Такие школы как №3, 4, 6, 7, станицы Орджоникидзевской, Алхастинская средняя школа, СШ №1 села Галашки, а также Алкунская средняя школа стали своеобразными культурными центрами микрорайонов и сел, где они расположены. С целью совершенствования работы школьного самоуправления на базе СШ №3, 4, 5, станицы Орджоникидзевской и ООШ №3 станицы Троицкой была проведена презентация форм школьного самоуправления, где ребята познакомились с успешной деятельностью детских общественных организаций, существующих в этих учреждениях образования. Хорошие результаты дает работа научного общества "Эрудит", в которое входят учащиеся нашего района. Ежегодно ребята становятся победителями республиканских и всероссийских конкурсов и олимпиад. Эта деятельность направлена не только на формирование знаний, но и на развитие личности, на осознанный выбор будущей профессии. Приобретая навыки самостоятельной деятельности, ребята успешно продолжают образование в высших учебных заведениях. Обновление системы образования невозможно без учета мнения родителей. В наших школах они постепенно становятся равноправными участниками учебно-воспитательного процесса. Такое сотрудничество педагогов с родительской общественностью позволяет решить многие проблемы образовательного учреждения. Хороший пример такого сотрудничества - Ингушское республиканское управление инкассации (руководитель Р.Х. Касиев) и средняя общеобразовательная школа №6 станицы Орджоникидзевской (директор Л.С. Шадиева). С целью пропаганды успешного семейного опыта среди населения района, формирования культа семьи, как наивысшей ценности в обществе нами был проведен конкурс "Образцовая семья". В этом году мы впервые представили Ингушетию в проекте "Семья России". Многодетная семья Нальгиевых получила в итоге Диплом за участие в конкурсе, и ей была вручена денежная премия в размере 25 тыс. рублей. Разработанная Управлением рейтинговая система, которая включает в себя основные критерии оценки деятельности педагогических коллективов и педагогов, позволяет нам изучать и обобщать опыт работы, стимулировать труд лучших учителей и творчески работающих коллективов, поощряя их денежными вознаграждениями, путевками, представляя их на почетные звания и присваивая квалификационные категории. Проводимая в течение нескольких лет работа в этом направлении, периодическое подведение итогов и мотивация успеха, совместные усилия всех заинтересованных сторон, включая общественность и властные структуры, в значительной степени способствовали тому, что педагоги и образовательные учреждения Сунженского района активно проявили себя и с началом реализации в нашей стране приоритетного национального проекта "Образование".



Реализация направлений приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Ингушетия

I. Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В целях реализации данного направления была подготовлена нормативно-правовая база, а председатель правительства РИ, председатель Координационного Совета И. С. Мальсагов создал и утвердил Республиканский экспертный совет, в состав которого вошли: член общественного совета при Президенте РИ, доктор филологических наук, профессор Ф. Г. Оздоева, заместитель муфтия РИ А-М.М. Дударов, предприниматель Р. А. Кодзоев, заместитель главы администрации города Назрань Р. А. Дидигова и другие представители общественности. При квоте 15 школ в конкурсе приняли участие 26 общеобразовательных учреждений. После тщательной технической экспертизы, проведенной конкурсной комиссией, документы заявленных школ были представлены для экспертной оценки членам экспертного Совета, которые по 10-балльной системе отобрали 15 лучших общеобразовательных учреждений. 5 городских и 10 сельских - за успешную модернизацию образовательного процесса. Особое внимание обращалось на качество программ развития общеобразовательных учреждений, достижение определенных в программе целей, соответствие этих целей концепции модернизации российского образования, национальному проекту "Образование" и т.д. Школы-победительницы уже имеют возможность укрепления учебно-материальной базы за счет полученного вознаграждения - президентской премии в размере 1 млн. рублей.
II. Поощрение лучших учителей. Для реализации этого направления в апреле-мае т.г. была подготовлена вся нормативно-правовая база и определены подробные критерии участия и отбора лучших учителей. В Республиканскую конкурсную комиссию поступили документы от 74 педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, которые изъявили желание участвовать в конкурсе на президентские гранты. Квота на республику была определена в количестве 45 премий. После изучения представленных документов и отбора, проведенного независимыми экспертами, определились победители. Список победителей после утверждения представителем Республиканского Координационного Совета был направлен в Федеральное агентство по образованию РФ. Денежное вознаграждение педагогам-пебедителям уже поступило в республику и будет вручено им в профессиональный праздник - День учителя.
III. Поддержка талантливой молодежи. Это направление предполагает ежегодное поощрение молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет за высокие достижения в исследовательской деятельности, изобретательство, серьезные занятия наукой. Выдвижение кандидатов из числа талантливой молодежи осуществлялось по пяти номинациям: социально значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество, любительский спорт. Из 100 заявленных учащихся, имеющих те или иные достижения за последние три года, в том числе в 2006 году, 11 победителей получат в нынешнем году премии в размере 30 тыс. рублей каждая.
IV. Повышение уровня воспитательной работы в школах. Для хорошего воспитания необходим благоприятный климат в классе. Это фундамент, на котором строится успешное образование. И этим психологическим процессом управляет классный руководитель, опираясь на неформальных лидеров в классе. Выплата вознаграждений классным руководителям - мера явно недостаточная для того, чтобы решить все воспитательные проблемы в общеобразовательных учреждениях. Но это лишь первый шаг, который дает сегодня хорошие плоды. Об этом говорят многие директора школ. Все больше учителей выражают желание заняться классным руководством. Может, дополнительные 1000 рублей кому-то покажутся небольшими деньгами, но для сельских школ эта сумма - хорошая прибавка к зарплате учителя. Люди ценят ее. Выплата надбавки учителям за классное руководство началась с 1 января 2006 года и аккуратно производится ежемесячно. С этого же периода по распоряжению Президента РИ дополнительную плату за классное руководство получают учителя, первоначально не вошедшие по РФ в число педагогов определенных для выплаты данного вида вознаграждения.
V. Школьный сельский автобус.
Завершается работа с федеральными структурами по реализации этого направления. В результате республика получит 20 единиц автотранспорта, что станет значительным подспорьем для доставки детей к месту учебы. В условиях Ингушетии, где преобладает сельская местность, учащимся приходится преодолевать по несколько километров ежедневно, чтобы попасть в свою школу. VI. Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий. В ближайшее время 80 общеобразовательных учреждений республики будет подключено к сети Интернет. VII. Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. На федеральном уровне запланирована поставка в школы Ингушетии кабинетов физики, химии, биологии, географии и другого оборудования.

(Из доклада министра образования РИ, профессора И. А. Танкиева на республиканской августовской конференции учителей).



ИПК РИ приступает к созданию мощного кадрового и сетевого ресурса

Кардинальные изменения, происходящие сегодня в системе образования, выдвигают особые требования к педагогам. Все больше становится востребован учитель, обладающий большим уровнем самостоятельности, развитой способностью к анализу своей деятельности, владеющий инструментами самооценки и самодиагностики. Основным достоинством и главным внутренним ресурсом развития общего образования в соответствии с курсом, взятым на его модернизацию, стала вариативность и инновационность. Это пробуждает инициативу педагога, вызывает в нем потребность в профессиональной самореализации, повышает мотивацию к выстраиванию более эффективной системы обучения, к освоению и более активному использованию на практике новых педагогических технологий. В совершенствовании структуры и содержания общего образования особое место занимает деятельность, направленная на повышение квалификации педагогических кадров, в том числе и управленческих. Эти задачи успешно решает сегодня ИПК РИ, работой которого руководит Ф.Н. Налгиева. По признанию Фатимы Нажмудиновны, до недавнего времени институт повышения квалификации пребывал в роли отдела Министерства образования республики, и только с вмешательством в ситуацию президента РИ Мурата Зязикова, обрел, наконец, и юридический статус, и собственное помещение. Разумеется, работа в новых условиях значительно расширила возможности ИПК, что уже успели по достоинству оценить педагоги Ингушетии. Об этом и о многом другом и рассказывает сегодня читателям "Сердало" заместитель министра образования, директор ИПК РИ, кандидат педагогических наук Ф.Н. Налгиева. - Среди основных направлений государственной образовательной политики России сегодня доминирующее положение занимает модернизация образования, основной идеей которого является достижение современного качества образования. Оно, в свою очередь, должно соответствовать потребностям личности, общества и государства. Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода, как защитник от поворотов и превратностей судьбы. Профессиональная деятельность сегодня все больше напоминает сферу оказания услуг. На рынке труда учитель выставляет свой профессионализм, в основе которого лежит доскональное знание педагогических технологий. И именно поэтому первостепенная задача и необходимое условие модернизации системы образования заключается в повышении профессионализма педагога, в подготовке и формировании педагогического корпуса. Система повышения квалификации, существующая в нашей республике, до недавнего времени большее внимание уделяла методике репродуктивного стиля обучения. К сожалению, к этому зачастую нас подталкивали сами педагоги. Запросы на показ "идеальных" уроков, лабораторных занятий, готовых рецептов построения уроков и т. д. приводили к тому, что стержнем обучения становился набор определенных знаний и навыков, передаваемых в готовом виде. Но учитывая задачи, ставящиеся перед педагогами, ИПК РИ разработал программу непрерывного образования. Основное внимание в ней уделялось преобразующим формам работы: самостоятельному проектированию и проведению уроков, разработке диагностических материалов, освоению учебного материала через интерактивные методы обучения. В минувшем учебном году нашему институту удалось из 5213 педагогических работников охватить различными формами повышения квалификации 3927 человек. Следует отметить, что 80 процентов этих мероприятий носили практическую направленность. Это различные практикумы, тренинги, мастер-классы, деловые игры, защита проектов и т.д. Такая направленность стимулирует желание педагога живо интересоваться новинками в педагогической науке и практике, шире использовать новые технологии, находить наиболее эффективные пути решения проблем педагогической успешности. С целью вовлечения педагогов в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность институтом было проведено 4 научно - практические конференции и 16 семинаров по самым актуальным образовательным проблемам. Учитывая тот факт, что по Закону "Об Образовании" каждый педагогический работник обязан в течение 5 лет повысить свою квалификацию, в прошлом учебном году 1041 педагог закончили курсы повышения квалификации по долгосрочной программе, охватывающей 114 часов. Модернизированы и подходы к курсовой переподготовке. В частности, введена блочно-модульная система построения курсов повышения квалификации. Это позволило не только расширить возможность выбора для педагога, но и изменить содержание самих курсов. Курсы мы проводим в тесном контакте с различными министерствами, а также вузами - как государственными, так и частными. Программа этих курсов строилась с учетом потребностей слушателей и включала в себя гуманитарно-мировоззренческий, психолого-педагогический, предметные и социальные блоки. При этом нами широко используются диагностика исходного уровня подготовленности слушателей, экспертные оценки, на основе которых разрабатываются методики определения эффективности занятий. Одним из основных направлений своей работы институт определил системную поддержку инновационных процессов в сфере образования. Поэтому инновационные учебные учреждения были для нас предметом особой заботы. Именно в этих образовательных учреждениях осуществлялись интенсивный поиск и апробация педагогических технологий и методических приемов. ИПК РИ оказывал комплексную методическую и нормативно-правовую поддержку в проведении курсов-стажировок, республиканских семинаров, консультаций по выстраиванию программ развития школ. В настоящее время институт расширяет сеть методической службы за счет использования потенциала инновационных образовательных учреждений, в условиях которых наработан богатый практический и теоретический опыт по выбранным направлениям. Этот опыт в течение нескольких лет обобщался методистами ИПК. В истекшем году развитие сети инновационных центров повышения квалификации предоставило педагогу больше возможностей для выбора и самоопределения в зависимости от его собственных образовательных потребностей. Тут хотелось бы особо отметить, что в основе приоритетного национального проекта "Образование" лежит механизм конкурсного отбора лучших учителей и лучших школ. В тоже время в основе работы по повышению квалификации лежит выявление лучшего инновационного опыта и лучшего педагогического опыта. Таким образом, базисы и национального проекта и деятельности методических учреждений идеально совпадают. Помимо этого, в рамках национального проекта "Образование" классным руководителям, лучшим учителям и образовательным учреждениям выплачиваются денежные поощрения. В таких условиях педагогическая успешность, конкурентоспособность педагога напрямую связана с уровнем профессионального мастерства. Таким образом, у национального проекта прекрасное методическое будущее. 15 лучших инновационных учреждений нашей республики, отобранных в проекте 2006 года, - это замечательные инновационные площадки, на которых мы уже организовываем обучение руководителей и педагогов других школ. А 49 лучших учителей Ингушетии, получивших президентские гранты, - наши прекрасные методические кадры. Повышение квалификации педагогов будет осуществляться в нашей республике с обязательным использованием опыта лучших школ-победителей, а также педагогических находок и технологий учителей. Создание мощного кадрового и сетевого ресурса - одна из главных задач, которые должен решить институт повышения квалификации РИ в самое ближайшее время.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru