новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 118 (9717) четверг, 31 августа 2006 года

За образование доступное, качественное, эффективное

Августовская конференция, собравшая в нынешнем году в Магасе представителей образовательного сообщества нашей республики, стала не только традиционным подведением итогов прошедшего учебного года и определением первоочередных задач на предстоящий. На этот раз педагогический форум оказался прекрасным поводом серьезно проанализировать влияние приоритетного национального проекта "Образование" на процесс модернизации всей образовательной системы Ингушетии. Этому анализу, собственно, и был посвящен прозвучавший на конференции доклад министра образования РИ И.А. Танкиева, вызвавший позже продолжительные прения. В этих прениях приняли участие Ф.Н. Налгиева, директор ИПК РО, говорившая о модернизации системы повышения квалификации педагогических работников республики, а также А-М.М. Дударов, заместитель муфтия РИ, член экспертного Совета по реализации приоритетного нацпроекта "Образование", рассказавший об участии общественных институтов в проведении экспертизы конкурсных материалов, поступивших от претендентов на президентские гранты. Не менее интересными были и другие выступления. К примеру, Р.М. Евлоева, начальник Управления образования Сунженского района рассказала об опыте работы возглавляемой ею структуры по руководству деятельностью общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, а ее коллега из города Назрань подробно остановилась на проблемах, связанных с единым государственным экзаменом. В нынешнем учебном году Ингушетия вступает в эксперимент по его введению, а однозначного отношения в стране к такой форме повышения качества образовательного процесса до сих пор нет. Об этом, кстати, напомнил собравшимся Президент РИ М.М. Зязиков. Он особо заострил внимание министра образования на возможных негативных последствиях такого нововведения и предостерег чиновников от непродуманных и невзвешенных шагов. В то же время М.М. Зязиков высоко оценил методологию и результаты работы с одаренными детьми в гимназии №1 Малгобекского района, о которых на форуме рассказала учитель истории этого образовательного учреждения Е.Т. Гандалоева. Президент также положительно высказался о программе развития образовательной школы, которой посвятила свое выступление директор СШ №4 ст. Орджоникидзевской О.Е. Калиматова. Вообще, присутствие главы республики на педагогическом форуме придало ему высокий статус. И, разумеется, участники конференции не избежали искушения извлечь из этого практическую пользу. На протяжении всей работы конференции в президиум беспрестанно поступали записки, в которых, как выяснилось потом, содержались разного рода предложения и просьбы к президенту республики. Впрочем, М. М. Зязиков с самого начала призвал педагогов к неформальному и открытому разговору и, как оказалось, совсем не случайно на форуме присутствовали министр финансов, министр внутренних дел, главы администраций районов и городов республики. Им-то и пришлось впоследствии держать ответ на вопросы, почему, к примеру, где-то задерживается финансирование реконструкции здания школы, пребывающего в аварийном состоянии, а где-то рядовой учитель уже несколько лет не может добиться от местных властей выделения земельного участка под строительство собственного жилья. Надо отметить, что многие проблемы, в том числе и частного характера, нашли свое решение тут же, в конференц-зале Администрации президента. Выступая перед участниками форума, М. М. Зязиков еще раз подчеркнул, что образование всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности руководства республики. Как отметил президент, за прошедший учебный год в системе образования Ингушетии проделана значительная работа, ярким свидетельством чего стали участие и яркие успехи наших школьников в региональных и Всероссийских олимпиадах, в престижных международных конкурсах. Хорошим показателем является и то, что большинство выпускников школ этого года поступили в различные вузы страны, причем, более 600 из них стали студентами престижных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, не выезжая за пределы республики. У ребят была возможность сдавать вступительные экзамены у себя дома. М.М. Зязиков выразил уверенность, что в лице этих молодых людей республика получит через несколько лет высокопрофессиональных специалистов различных отраслей народнохозяйственного комплекса. Те же из них, кто решит остаться за пределами Ингушетии, будет достойно представлять наш народ, где бы они не находились. Президент М.М. Зязиков также отметил, что принятие приоритетного национального проекта "Образование", призванного совершенствовать систему образования и не допустить отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, является признанием важности и значимости российской системы образования со стороны государства. Говоря о перспективах, которые открывает перед системой образования страны реализация национального проекта, М.М. Зязиков напомнил собравшимся слова В. В. Путина из ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ: "России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований". - Сегодня школа должна не только удовлетворять образовательные запросы учащихся, - сказал М.М. Зязиков, - но и помочь каждому ребенку выработать положительную систему мировоззрения, реализовать личностные качества, индивидуально проявляемые каждым учеником к общим человеческим ценностям: к культуре, творчеству, свободе, гражданскому обществу. Необходимо разработать механизм эффективного взаимодействия педагогического сообщества и представителей гражданских институтов. Нам нужно образованное общество и никто не должен оставаться в стороне от решения этой глобальной национальной доктрины. Особое внимание необходимо уделять национально-региональному компоненту, особенно изучению ингушского языка, знакомству с культурой и традициями народов России, разработать региональные учебные пособия по истории и географии с учетом формулы: "Россия - наш дом, Кавказ - наш дом, Ингушетия - наш дом". Крайне важно уделять особое внимание вопросам оздоровления детей, разработать целевые программы по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников. - В системе образования республики десятилетиями накопилось огромное количество проблем. В первую очередь - это дефицит посадочных мест, необходимость капитального ремонта большинства школ, устаревшая материально-техническая база, низкий уровень знаний учащихся. В Ингушетии, по сравнению с другими регионами России, самый высокий уровень рождаемости, обуславливающий демографический прирост населения. Число детей, поступающих в первые классы, ежегодно составляет 5-6 тыс. человек. В населенных пунктах, между тем, ощущается нехватка детских дошкольных учреждений, в связи с чем более 20 тыс. детей лишены возможности получить соответствующее дошкольное образование. Значительная часть детей приходит в первый класс неподготовленными. Руководство республики, отметил Президент М. М. Зязиков, знает эти проблемы и предпринимает меры для их решения. Достаточно сказать, что за последние три года введены в строй 12 школ. В этом учебном году будут введены новое современное здание в с. Зязиков-Юрт и комплекс "Детский дом" для детей-сирот в ст. Орджоникидзевской. Ведется строительство еще ряда школ. Решаются вопросы по оснащению общеобразовательных учреждений современным оборудованием, компьютеризации школ, внедрению инновационных образовательных программ… Открывая работу республиканской педагогической конференции, министр образования РИ И.А. Танкиев в своем докладе говорил, по большей части, о практическом воплощении в Ингушетии направлений приоритетного национального проекта "Образование". А их несколько. Это - стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, поощрение лучших учителей, поддержка талантливой молодежи, повышение уровня воспитательной работы в школах. По результатам прошлого учебного года 49 учителей нашей республики получат президентские гранты в размере 100 тыс. рублей, а 11 юных дарований своими блестящими успехами в различных олимпиадах и конкурсах завоевали право на премии по 30 тыс. рублей каждая. В числе лучших общеобразовательных учреждений страны, на укрепление материальной базы которых будет направлено по 1 млн. рублей, оказалось 15 школ Ингушетии. - Преобразования в системе образования нашей республики, - сказал И.А. Танкиев, - начались еще несколько лет назад, когда была принята республиканская целевая программа "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004-2006 гг.". Основной ее целью стало создание условий для качественного доступного и эффективного образовательного процесса. Программа предусматривает решение таких проблем, как строительство новых школ, укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений, стимулирование педагогического труда и т.д. Указами Президента РИ М.М. Зязикова дважды (в 2004 и 2005 гг.) была увеличена заработная плата учителям. Присуждаются премии победителям и лауреатам республиканского конкурса "Учитель года", а также школьникам-победителям Всероссийских и зональных олимпиад и конкурсов. С 1 января этого года по распоряжению Президента РИ дополнительную плату за классное руководство получают учителя школ-интернатов, ГКК, санаторно-лесной школы и коррекционной школы-интерната, первоначально не вошедшие по РФ в число педагогов, определенных для этого вида вознаграждения. Отрадно сознавать, что все эти начинания нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Образование". Значительной помощью для школ будет реализация таких направлений нацпроекта, как развитие технической основы современных информационных образовательных технологий, в результате чего до 80 школ республики будет подключено к сети Интернет, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием, по которому запланирована поставка в республику кабинетов физики, химии, биологии, географии и другого необходимого оборудования. Ингушетия включилась в эту работу одной из первых. Руководство республики держит на постоянном контроле вопросы реализации приоритетного национального проекта "Образование". Еще в январе т.г. была создана соответствующая нормативно-правовая база. Каждое направление нацпроекта предусматривает софинансирование из федерального и республиканского бюджета. К примеру, для реализации инновационных образовательных программ Законом РИ "О бюджете на 2006 год" республикой выделено 4 млн. рублей. Завершается работа с федеральными структурами по реализации направления "Сельский школьный автобус". Скоро в республику поступит 20 единиц автотранспорта. Не останавливаясь на достигнутом, Министерство образования РИ продолжает уделять серьезное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях, повышению качества образования, работе с наиболее способными школьниками. О позитивных изменениях свидетельствует тот факт, что наша республика в течение последних лет активно заявляет о себе на российском образовательном пространстве участием во Всероссийских, Международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, спортивных состязаниях. В этом году впервые был проведен конкурс "Одаренные дети Ингушетии", итоги которого говорят о том, что у нас растет богатый интеллектуальный потенциал. Учащийся гимназии №1 Малгобекского района Гирихан Аушев занял первое место на Всероссийской олимпиаде по праву, проходившей в г. Королеве Московской области. Есть целый ряд участников Всероссийской олимпиады, занявших призовые места по другим предметам. Наши школьники в количестве 96 человек принимали участие в Московском международном форуме "Одаренные дети" и заняли 95 призовых мест, из которых 2 гран-при и 24 первых места. Около 20 учащихся инновационных учреждений образования стали лауреатами различных конференций, а выпускник гимназии №1 г. Назрани М. Майсигов занял третье место во Всероссийской конференции "Старт в науку", прошедшей на базе Московского химико-технического института. Неуклонно растет число поступающих в МГУ, значительных успехов добиваются и наши юные спортсмены - воспитанники ДЮСШ. С целью поощрения талантливой молодежи и привлечения в республику молодых, способных специалистов Президентом М. М. Зязиковым учреждена 81 стипендия для лучших студентов и аспирантов, обучающихся в иногородних вузах, и отдельно для студентов и аспирантов Ингушского госуниверситета. В республике организована работа по внедрению в общеобразовательных школах профильного обучения, отдельные школы взяли курс на профилизацию старшего звена уже в истекшем году. Профилизация старшей школы - одно из направлений модернизации. Каждое муниципальное образование, каждая школа определяет, насколько они готовы к профилизации, какие профили и специализации для них целесообразны. Во многом этот выбор определяется местонахождением школы, готовностью педагогического сообщества к этой работе. Многие школьники еще не готовы к увеличению доли самостоятельной работы, к принятию ответственного решения. Помочь им в этом должны педагоги и психологи. В республике принята программа непрерывного образования - это обязательное условие для успешной профессиональной деятельности педагога. Уровень первичной квалификации, приобретенный в вузе, необходимо постоянно повышать. Учитель должен уметь разрабатывать собственные программы, использовать интерактивные методики, современные образовательные технологии. Для обеспечения мер безопасности учащихся на случай возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций, Министерством образования разработана программа, в которой содержится комплекс мер по снижению риска попадания в экстремальную ситуацию. Федеральное агентство Рособразования оказало республике существенную помощь в обеспечении общеобразовательных учреждений средствами современного противопожарного оборудования на общую сумму 10, 3 млн. рублей. Важным фактором в охране здоровья детей является организация летней оздоровительной кампании. В течение летнего периода оздоровительными мероприятиями было охвачено более 20 тыс. школьников республики. В первоочередном порядке организовывались отдых и оздоровление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Более 1700 подростков было привлечено к работе в ученических бригадах по месту жительства. - Мы работаем, - заметил в заключение своего доклада министр И.А. Танкиев, - в условиях, когда по существу необходимость кардинальных реформ в системе образования признана и принята всеми социальными группами. В эпоху глобализации и новых технологий образование не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все, кто заинтересован в качественном образовании наших детей. С этих позиций и выстраивается образовательная политика в нашей республике... По итогам работы конференции, ее участники приняли резолюцию, определив первоочередные задачи на ближайшую перспективу. Среди них формирование в республике единого и целостного образовательного пространства, сориентированного на структуру профессионально-трудовой деятельности и реализацию перспективных потребностей нашего общества, обеспечение качества образования, дальнейшее внедрение инновационных образовательных программ, принятие мер по сохранению здоровья обучающихся, развитие технологии переподготовки и опережающего повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, повышение статуса учителя. Впереди было еще несколько торжественных минут, когда Президент Республики Ингушетии М.М Зязиков вручал Дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации представителям образовательных учреждений, получивших президентские премии. О директоре одного из таких учреждений - гимназии № 1 Малгобекского района - мы рассказываем в сегодняшнем номере нашей газеты.

А. ГАЗДИЕВ








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru