новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 113 (9712), суббота, 19 августа 2006 года

РУКОПИСИ, КОТОРЫЕ НЕ ГОРЯТ

ИЗ ДОСЬЕ "СЕРДАЛО":

Народный писатель Чечено-Ингушетии Ахмет Хамиевич Боков родился в 1924 году в селе Сагопши.
С 1938 по 1940 год учился в Назрановском зооветеринарном техникуме и на рабфаке в Грозном. Осенью 1941 года, после окончания краткосрочных учительских курсов, был направлен на работу в село, откуда многие учителя ушли на фронт. Семнадцатилетним пареньком он участвует в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Малгобеку. Свидетель и участник героической обороны города нефтяников, в послевоенные годы он много сил и энергии отдает претворению в жизнь выдвинутой им же идеи о присвоении Малгобеку звания "Город-герой…"
В 1944 году в результате сталинской депортации ингушского народа А.Х. Боков оказался в Казахстане.
В 1945 году он поступает в Казахский горнометаллургический институт. Но любовь и тяга к искусству заставили его покинуть институт и перейти в студию театра. Позже А.Х. Боков учился в Алма-Атинской киноактерской школе. Профессиональным актером не стал, но, по его собственному признанию, годы учебы ему много дали для последующей писательской работы.
С 1959 года А.Х. Боков - литработник и собкор газеты "Сердало". Первый рассказ писателя "Буран" был опубликован в 1957 году в газете "Казахстанская правда". Затем увидели свет его рассказы "Честь", "Бача и его жены", "Мой спутник", "Последняя ночь", "Однажды вечером", которые публиковались в газетах Казахстана, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии.
С 1958 года произведения писателя публикуются в различных коллективных сборниках и альманахах. В 1960 году выходит первый сборник прозаических произведений А.Х. Бокова "Райхант". В 1957 году читатели познакомились с первой книгой его замечательного романа "Сыновья Беки".
Начиная с 70-х годов, многие романы А.Х. Бокова издаются и переиздаются многотысячными тиражами в ведущих издательствах Советского Союза. Так был опубликован в "Роман газете" его роман "Багровые зори", а в серии "Библиотека российского романа" издательства "Современник" увидел свет роман "Сыновья Беки".
За свой писательский труд А.Х. Боков был удостоен высоких государственных наград Советского Союза и Российской Федерации.
Рецензии на литературные труды А.Х. Бокова публиковались в журналах "Наш современник", "Дружба народов", "Литературное обозрение", "Дон", в газетах "Литературная Россия", "Труд", в целом ряде других изданий.

* * *

20 августа нынешнего года этот замечательный человек, оставивший яркий, неизгладимый след в жизни ингушского народа, достойным представителем которого он был на протяжении всего отпущенного ему земного пути, отметил бы свое 82-летие. Конечно, всенародным праздником это бы не стало. Предельно скромный человек, Ахмет Хамиевич всегда предпочитал громким датам и юбилеям тихий и задушевный разговор со своими читателями. Теперь уже и не счесть, сколько таких теплых, проникновенных встреч прошло у него, к примеру, в читальном зале Малгобекской центральной библиотечной системы. Сюда писатель всегда приходил с особым чувством. Почетный гражданин города Малгобек, он был по-настоящему любим и уважаем в родном городе, одна из улиц которого стала носить имя признанного мастера пера еще при его жизни. И кто, как не сотрудники городской библиотеки во главе с директором Марем Азитовной Илиевой могли по достоинству оценить величие той миссии, которую нес на своих плечах Ахмет Хамиевич. Тем более, что именно этой легендарной земле была посвящена большая часть литературных работ писателя.
Но многое связывало А.Х. Бокова и с Назранью, которая вошла в его жизнь и творческую биографию равнозначной величиной. Уже на склоне лет небольшой период своей жизни, проведенный в Назрани, он в разговоре со мной уверенно отнес к самым счастливым годам. И это была вовсе не ностальгия по ушедшей молодости. Просто именно тогда его творческая натура ощутила полет в иной ипостаси, не связанной с писательством, но тоже очень близкой Ахмету Хамиевичу.
Как сейчас помню те майские вечера 1999 года, проведенные в доме писателя, когда он рассказывал мне о народном театре, существовавшем в Назрани в 60-х годах теперь уже прошлого столетия. Со стен небольшого рабочего кабинета Ахмета Хамиевича, сплошь заставленного книжными стеллажами, на нас смотрели его любимые Гоголь и Есенин, а мой собеседник, как-то разом помолодевший и преобразившийся, рассказывал мне о том, как однажды захолустье провинциальной Назрани, не имевшей тогда даже статуса города, было нарушено событиями, в круговорот которых вскоре была захвачена культурная жизнь не только тогдашней Чечено-Ингушетии, но и соседних республик.
В Назрань А.Х. Боков приехал по направлению Министерства культуры ЧИАССР в качестве режиссера Народного театра. Было это в конце 1959 года, а уже в январе 1960 года в стенах Назрановского районного Дома культуры начались первые репетиции постановки спектакля "На заре" по пьесе И.М. Базоркина. Впоследствии работу Назрановского народного театра высоко оценят даже видавшие виды московские театральные деятели.
Три года прожил в Назрани Ахмет Хамиевич. За это время он привел доверенный ему народный театр к широкой известности и славе. А самодеятельные артисты, чей талант так блистательно проявился на сцене, навсегда остались гордостью Назрани…
Завершая рассказ о народном театре, А.Х. Боков передал мне две свои рукописи, относящиеся к периоду его работы в Назрани. В них писатель отразил тогда яркие моменты из жизни его любимого детища. Рукописи Ахмета Хамиевича остались за рамками моего давнего материала о театре, опубликованного в газете "Сердало" 11 мая 1999 года. Но сегодня я хочу представить нашим читателям возможность познакомиться с ними и, думаю, многие испытают удовольствие, соприкоснувшись с историей почти полувековой давности. А кто-то, быть может, найдет и имена своих родственников, запечатленные на этих пожелтевших от времени страницах.

Рукопись первая
21 марта 1961 г., с. Назрань,
районный Дом культуры

Два года назад в РСФСР были открыты народные театры. Такого высокого звания в то время заслужили драматические коллективы, завоевавшие своим многолетним творческим трудом любовь и признание у зрителей. Но в Назрани, где был открыт народный театр, такого драматического коллектива не было.
Коллектив народного театра, можно сказать, был создан почти как профессиональный. При республиканском Доме народного творчества были организованы курсы по подготовке актеров народного театра. На курсах, конечно, преподавали опытные специалисты из театров Грозного, но им не пришлось окончить эти курсы. Прибывший из Московской области по приглашению Министерства культуры на должность режиссера народного театра тов. Губин предложил всех учащихся перевести из Грозного в Назрань для продолжения учебы, в чем ему не было отказано. Здесь занятия их заключались, в основном, в репетициях готовившихся к открытию театра одноактных пьес. Но и эти пьесы тов. Губин не смог поставить и тем самым показал свою полную непригодность для работы в должности режиссера народного театра. Поэтому бывший главный режиссер Чечено-Ингушского драматического театра им. Х. Нурадилова тов. Белолипецкий А.П. был вынужден отрываться от своей основной работы в театре и работать с коллективом народного театра.
Помимо сложившегося годами работоспособного коллектива народный театр должен иметь еще и материальную базу. Но таковой Назрановский районный Дом культуры, при котором открыт народный театр, не имел и не имеет до сих пор. Несмотря на все это, народный театр в Назрани все же был открыт. Он открылся одноактными пьесами Х. Ошаева "Селасат" и О. Мальсагова "Салихат", хотя коллектив, поставивший только одноактные пьесы, и не имел права называться народным театром. Но после открытия театра случилось то, что и следовало ожидать. Часть участников после того, как окончился срок учебы на курсах и прекратилась стипендия, ушла из коллектива театра, а с оставшимися в течение трех месяцев не проводилось никакой работы. Открыв театр, и Министерство культуры республики, и руководство Назрановского района успокоились. Поэтому в коллективе театра осталось всего шесть человек. Это были Абадиев Бек, Торшхоев Хаваж, Султыгова Рая, Сагов Алихан, Карахоева Хава и Акиева Тамара. Конечно, неправильно считать такой состав коллективом театра, но для сохранения его так считалось.
С таким коллективом и при отсутствии материальной базы режиссером народного театра стал Ахмет Боков, работавший в редакции газеты "Сердало". Театр взялся за постановку пьесы "На заре" Идриса Базоркина. Выбор именно на эту сложную пьесу пал потому, что приближалась дата 40-летия установления Советской власти в Чечено-Ингушетии, а действие пьесы происходит в 1919 году. Но прежде чем приступить к репетиции пьесы, нужно было сколотить коллектив - ведь в пьесе участвует свыше тридцати человек. Здесь на помощь пришли работники редакции районной газеты: Абадиев Урусхан, Паров Сулейман, Сукиев Идрис, Зангиев Микаил, 58-летний учитель Гайтукиев Хусейн, электромонтер Даскиев Юнус, заведующий магазином райпо Мухиев Аслан, штукатур Утабаев Багаудин, ученики средней школы Оздоев Магомед и Балкоев Иса и другие.
Очень много пришлось особенно поработать с участниками, которые впервые участвовали в художественной самодеятельности. Репетиции проводились приспосабливаясь к свободному времени участников: утром, днем, вечером, а затем сводилось действие.
Премьера спектакля "На заре" состоялась в день 90-летия со дня рождения В.И. Ленина. Зал районного Дома культуры был переполнен зрителями. Спектакль прошел успешно. Участники спектакля с волнением ожидали, что вот поднимется на сцену кто-либо из руководителей района, поздравит их, пожелает дальнейших успехов и призовет для участия в театре новых участников, особенно женщин и девушек. Но этого не случилось, так как руководители района после торжественного собрания покинули зрительный зал. Об этом можно было бы сейчас не писать, если бы этот случай не отражался на работе театра, на отношении участников к народному театру.
На II республиканском смотре художественной самодеятельности наш театр за спектакль "На заре" был удостоен диплома второй степени, восемь исполнителей ролей были награждены грамотами. Спектакль с успехом прошел помимо Назрани в Кантышево, в селениях Пседах и Сагопши Малгобекского района, на сцене Чечено-Ингушского драматического театра им. Ханпаши Нурадилова, он три раза передавался по радио. Создал ли театр показом этого спектакля какую-нибудь материальную базу? Нет, не создал, потому что вырученных денег едва хватило на транспорт и питание участников при выездных спектаклях. В таком селении как Кантышево, где имеется Дом культуры, театр выручил всего лишь 220 рублей (старые деньги). Здесь ни председатель сельсовета, ни дирекция совхоза "40 лет Октября", центральная усадьба которого находится в этом селении, не проявили никакой заботы в организованном просмотре спектакля населением. Не был должным образом организован показ спектакля и в столичном театре, как это делается в других республиках и областях. Поэтому в Грозном театр не выручил даже половины стоимости нанятого автобуса.
Могут сказать, посещение театра - добровольное дело. Вешай афиши, и кто хочет придет. Нет, руководители хозяйственных и общественных организаций на первых порах должны проводить организационную работу для привития зрителям вкуса к театральному искусству.
В прошлом году в Нальчике на выездном заседании Всероссийского театрального общества заместитель председателя этого общества в своем докладе отметил, что на Северном Кавказе имеется единственный народный театр, который работает на национальном языке, - это ингушский народный театр в с. Назрань. Это, безусловно, обязывало коллектив театра работать еще лучше, но отсутствие пьес на ингушском языке работу театра прервало.
Учитывая пожелания русского населения Назрани, по согласованию с Министерством республики, летом прошлого года при театре организована русская труппа. Успешно прошел ее первый спектакль по пьесе А. Салынского "Барабанщица". Коллектив театра выезжал с этим спектаклем в Назрановский сельскохозяйственный техникум, в Первомайский район, в станицу Слепцовскую, на Черменский консервный завод СОАССР и к нефтяникам Горагорска. Спектакли прошли успешно. Особенный успех у зрителей всюду вызывала директор Назрановской детской музыкальной школы Л. Рамун - исполнительница роли Нилы Снижко, ученики 6 класса Назрановской 8-летней школы А. Ужахов и А. Артемьев - исполнители ролей Сашки и Эдика. Хорошо отзываются зрители об игре Т. Абиева в роли Чуфарова, Л. Секачевой (пожилая женщина), В. Колоскова (Мика Ставинский) и др.
Театр много поработал в прошлом году с местным драматургом Умаром Юсуповым, проживающим в с. Барсуки Назрановского района. Премьера его пьесы "Айшет" состоится в ближайшие дни. Этот спектакль будет показан на III республиканском смотре художественной самодеятельности, а русская труппа покажет "Барабанщицу".
Большие трудности пришлось преодолеть театру, прежде чем приступить к репетиции пьесы "Айшет". Не хватало женщин. В пьесе имеется пять женских ролей, а в театре были только Р. Султыгова и Х. Карахоева. Теперь у нас на все роли есть исполнительницы - включились в коллектив театра У. Долгиева - заведующая библиотекой РК КПСС, Д. Майсигова - работница швейной фабрики и Г. Зязикова - ученица 10 класса Назрановской 11-летней школы. Нелегко оказалось распределить и мужские роли. Из участников спектакля "На заре" в театре осталось только пять человек. Если один из первых участников театра Абадиев Бек уехал в Ленинградский театральный институт, то Даскиев Юнус, Сагов Алихан и Акиева Тамара ушли из театра и выехали из района, так как не смогли устроиться на работу. О них не проявили заботы ни РК КПСС, ни райисполком. Совершенно в стороне от работы театра РК ВЛКСМ. В театре нет ни одного участника из аппарата РК ВЛКСМ или вовлеченного им.
Об этих недостатках говорилось в конце прошлого месяца на заседании исполкома. Исполком выделил театру на постановочные работы 380 рублей (в новых деньгах) и пообещал оказать еще дополнительную помощь. Решение исполкома обязывает зав. районо тов. Гайтова разработать совместно с отделом культуры мероприятия по вовлечению сельской интеллигенции, особенно с. Назрань, в работу народного театра.
В двух школах Назрани много учителей, особенно девушек-ингушек, они бы оказали большую помощь театру. Коллектив театра ждет от них этой помощи и надеется, что тов. Гайтов выполнит решение райисполкома и что РК ВЛКСМ, наконец, установит тесную связь с народным театром.
С постановкой "Айшет" в репертуаре театра будет два спектакля. Кроме того, ингушской труппой в этом году будут поставлены "Двадцать свадеб в один год" Ю. Петухова и вечер одноактных комедий местных авторов, русской труппой - "Вольные мастера" З. Дановской и одна из комедий А.Н. Островского. Театр имеет возможность обслуживать спектаклями не только Назрановский район, но и другие районы - он теперь имеет автобус, за что коллектив благодарит Министерство культуры республики.
Нужно, чтобы местные партийные, советские и общественные организации, куда выезжает театр, проводили необходимую работу среди населения для организованного просмотра спектакля. А ведь отсутствие такой работы и послужило тому, что на выездных спектаклях театра в с. Кантышево Назрановского района и в Первомайском районном Доме культуры было очень мало зрителей. В совхозах, например, можно было бы ставить целевые спектакли, куда могли бы быть приглашены передовые работники сельского хозяйства, но это предложение дирекциями совхозов не принимается. Коллектив театра исполнен желания удовлетворить культурные запросы трудящихся не только своего района, но и других районов республики, привить им вкус и любовь к театральному искусству. Нужна только помощь руководителей партийных, общественных и хозяйственных организаций в показах спектаклей.
В эти дни коллектив театра усиленно готовится к III республиканскому смотру художественной самодеятельности и к гастролям в Северной Осетии, где 10-11 апреля в г. Моздоке будет показан спектакль "Барабанщица", а 16 апреля в пригородном Доме культуры - спектакль "Айшет"

* * *

Рукопись вторая
Без даты

Автобус одолел еще один подъем и выехал на гребень. Отсюда еще выше кажется упирающийся седой головой в небо величавый Казбек. Впереди вдалеке виднеются нефтяные вышки, похожие на тысячелетние сторожевые башни в горах Ингушетии. У самой дороги, словно пять братьев, стоят неизвестно кем и когда посаженные пять акаций.
Здесь кончаются кукурузные плантации механизированного звена, возглавляемого делегатом XIV съезда ВЛКСМ Османом Мальсаговым. Дорога круто сбегает в глубокую балку, где расположена молочно-товарная ферма Альтиевского отделения совхоза "Назрановский". Туда и едут эти необычные для животноводов гости - артисты Назрановского ингушского народного театра.
Автобус вскоре подъезжает к длинному многоквартальному дому животноводов. Ежегодно перегоняют они сюда скот на летние пастбища. Всегда бывает здесь агитбригада районного Дома культуры, приезжает кинопередвижка, но артисты народного театра здесь впервые. Да и где выступать, ведь для спектакля нужна сцена. Ее стали быстро сооружать участники театра во главе с художником Тагиром Абиевым. Две стены сделали из вставок декорации к спектаклю, а третьей стала стена дома. Пока идет подготовка к спектаклю, пропагандист райкома партии в стороне под деревьями проводит с животноводами беседу. Сюда съехались доярки и скотники и с близлежащих ферм. На стук молотка из дома вышел старик - ночной сторож. Увидев обстановку сцены, он тотчас же спросил:
- Эта та постановка, которую в районе старикам показывали?
- Да, отец, это "Не вкусивший горького" А. Бокова, - ответил один из участников театра.
- Ох, и посмеялись же тогда, - говорит старик, покачивая головой. - Точно показали, как в жизни. Есть еще у нас такие люди…
Он говорил о своих впечатлениях от выступления театра перед стариками - участниками районного собрания, где была объявлена решительная борьба пережиткам прошлого. Об одном из уродливых явлений темного прошлого - многоженстве, кое-где еще встречающемся в республике, говорится в спектакле. Перед премьерой артисты так не волновались, как перед этим спектаклем. Много раз выступал театр, но перед таким зрителем впервые. Кто знает, как встретят? Ведь большинство из них никогда не были в театре, есть такие, кто и кино-то не видел. А что они скажут о женщинах и девушках, нашедших в себе смелости выйти на сцену? Ведь на это, пожалуй, за всю историю решились единицы, и о них шла недобрая слава. С незапамятных времен у ингушей существуют танцы, песни, которые обычно исполнялись диалогом. Здесь девушка могла проявить себя, искусство ее ценилось. Но выйти на сцену? Ведь это считается нарушением законов адата. Но вот из зала донесся смех, кто-то бросил реплику в адрес второй жены. Это вдохновило артистов: значит, понравился спектакль, значит, зрители осуждают пороки, а не исполнительницу ролей, как это предрекали некоторые. Иначе и не могло быть. Старики только что с трибуны выступали против пережитков прошлого. Довольные расходились они тогда и, покачивая седыми головами, глядели на артистов.
Вот и сейчас один из тогдашних зрителей стоял, скрестив за спиной руки и поглядывая то на девушек, развешивающих костюмы и готовящих реквизит, то на старейшего участника театра Хусейна Гайтукиева, занятого на установке декорации. Может быть, он думал, есть ли у девушек родители и как они решились выпустить своих дочерей на сцену? А может быть, его удивляли пожилой возраст и проворность старого участника?
Да, Хусейну Гайтукиеву под шестьдесят, но это не мешает ему заниматься любимым делом. А любовь эта пришла на шестом десятке. Может быть, искорка ее с детских лет где-то в глубине таилась и вот разгорелась в народном театре. Удивлялись односельчане, узнав, что Хусейн ходит на репетиции, а вскоре стали рассказывать о забавном случае, произошедшем с ним.
Было это так. Хусейну Гайтукиеву поручили роль кулака в драме Идриса Базоркина "На заре". Он не ограничивался репетициями в театре и работал над ролью дома, когда все уснут. Однажды, проснувшись в полночь, жена увидела его стоящим посреди комнаты с вытянутой рукой.
Услышав из уст мужа: "Большевики нам не нужны, из-за них нас бьют…", она пришла в ужас. На утро, проводив мужа на работу, она побежала к свекрови.
- С ума сходит твой сын, - говорила она, запыхавшись, - хоть бы детей пожалел. Как мы будем жить без него?
- Что случилось? - спросила старуха в испуге.
- Он против советской власти!
- Как?!
Сноха рассказала.
Неизвестно как, но об этом случае узнали в селе. И до сих пор нет-нет да и вспомнят.
А Хусейн продолжал играть. Он успевал провести в школе 5-6 уроков, побывать на участке, где закреплен агитатором, и на репетицию прийти. И болеет он не только о своей роли, но и за весь театр.
- Эх, были бы у меня взрослые дочери, - вздыхал он, когда нехватка девушек серьезно отражалась на работе театра и грозила его закрытием. Газеты и радио сообщали о новых спектаклях, на смотрах театр отмечали дипломами, а участниц-горянок - грамотами, но какой ценой это доставалось! Да, горянки жертвовали собой ради этого нового для ингушей вида искусства и тогда, когда им строго запрещали родители или братья, и тогда, когда пугали тем, что никто замуж не возьмет после театра. Ни то, ни другое не остановило Рукият Султыгову - одну из первых участниц. Встретила в театре такого же, как и сама, любителя искусства, и теперь молодая чета живет счастливой семейной жизнью. Может быть, все лично пережитое и помогло Рукият успешно сыграть роль Айшет в одноименном спектакле по пьесе местного автора Умара Юсупова, в спектакле, получившем диплом I степени на республиканском смотре художественной самодеятельности и отмеченном на I Всероссийском смотре народных театров…
Спросив по национальной традиции, в чем нуждаются гости, старик направился к месту, где собрались животноводы.
- А вот кулис у нас нет, - произнес художник Абиев и задумался. - Негде артистам переодеваться. Если б завесить чем нибудь… Но чем?
- Сейчас достанем, - сказал Гайтукиев и быстро отправился за стариком. А вскоре он принес байковое одеяло и две простыни.
- Ишь, какой добрый на чужое, - улыбнулся кто-то из участников.
- А он и свое не жалеет для театра, - сказал другой.
Да, это так. Хусейн принес в театр старое ружье и деревянную горскую люльку, которой пользуются в данном спектакле.
Вот и сцена готова, и артисты заканчивают грим, и зрители усаживаются. Место выбрано хорошее - под тенистыми деревьями. Раздались аплодисменты - зрители просят начинать. Двое раздвигают занавес. На сцене - муж и жена. Дружно прожили десяток лет, но вот беда: нет сына, а это угрожает концом роду. Нужно взять в дом вторую жену, но как добиться согласия первой? Ведь им придется жить в одном доме. И если первая жена - Зейнап - не скажет, что она разошлась с мужем, то его могут осудить. И Зейнап соглашается.
Отказывалась в начале библиотекарь Зинаида Долакова от этой роли. Разве она, мать семерых детей, могла бы смириться с тем, чтобы ее муж привел в дом вторую жену? Нет, это не в ее характере. Но более подходящей исполнительницы не было. - Их в то время едва хватало на роли. А если показать своим сестрам-горянкам, как в результате слабоволия женщины муж к ней приводит другую и семейному счастью конец? Это же благородная задача. Эту мысль и проносит Долакова в своей роли. И потому чувствуется такая сила в ее словах: "Женщины, не позволяйте своим мужьям приводить к себе жен".
Спектакль с самого начала приковал к себе внимание зрителей. Жалким кажется им Бача, задумавший в наше время иметь в доме двух жен, симпатизируют его двоюродному брату заведующему фермой коммунисту Алихану, борющемуся против него, ненавидят тунеядца Мовлу, который тянет Бачу в трясину.
Вот появился Хусейн Гайтукиев в роли веселого Ади, звеньевого-кукурузовода. Смех и аплодисменты вызывает его песня, которая предвещает Баче, какова будет жизнь с двумя женами:
…Зачем на войну, коль двух жен имеешь?
Да-да-лад-да-да-да-да.
Ведь большая война -
С ними сражаться.
Да-да-лад-да-да-да-да.
Эту ингушскую народную песню Хусейн поет уже давно, из его уст она и была включена в комедию. Ведь комедия писалась в театре, и не раз собирались участники прослушать написанное, давали советы, вносили предложения.
Да, вкусил Бача горькое с двумя женами. Ушла от него Зейнап, а вскоре выгнал он и вторую жену. С удовлетворением встречают зрители сообщение о том, что Зейнап работает на ферме дояркой и взяла обязательство надаивать ежедневно по пуду молока от каждой коровы. И верят, что она добьется этого - она же опытная доярка. Только год назад из-за грудного ребенка пришлось оставить работу.
И казалось, что сидевшая в первом ряду ударница коммунистического труда Лемка Барахоева, обратившаяся к дояркам республики с призывом довести суточные надои молока от каждой коровы до пуда и добившаяся этого, благословляла ее и говорила: "Сумеешь, сестра моя, берись…"
Спектакль окончен, но зрители не расходятся. Вскоре артисты слились с ними, заиграла музыка и начались танцы. Доярку сменяет артистка, на смену скотнику выходит зоотехник. И так беспрерывно. Не удержался и Хусейн Гайтукиев. Вдруг одна из участниц театра натянула на голову папаху и под одобрительные возгласы закружилась в вихре лезгинки. С ней на пару плавно пошла по кругу ее подруга, а братья стали в такт музыке выбивать на чемодане барабанную дробь.
Совсем недавно пришли в театр эти три подруги: комсомолки Мадина Хутиева, Лиза Тангиева и Рая Газдиева. Сразу смело взялись за полюбившееся дело, стали дублировать роли и в этот день дебютировали.
Радостно было на душе у всех участников театра - такое пополнение!
Это то, о чем мечтали на протяжении трех лет. Ведь каждая участница была вовлечена в коллектив театра после большой настойчивой агитационной работы при содействии районной партийной и комсомольской организаций. Одни уходили, не сыграв роли, другие держались наперекор недобрым хабарам некоторых носителей пережитков прошлого.
Обидно было Чабихан Долгиевой, когда ей пожаловалась девятилетняя дочка, что девочка-одноклассница отказалась идти рядом с ней со школы, так как мать запретила общаться ей с дочерью артистки. Трудно приходится Зинаиде Долаковой - ведь семеро детей требуют материнского ухода. Но они не считались ни с чем и многим жертвовали, чтобы театр жил. Они верили, что настанет день, когда девушки-ингушки добровольно придут в театр. И этот день настал. По их примеру придут и другие любители. Театр будет жить полнокровной жизнью.
"Тепло провожали животноводы дорогих гостей, от души благодарили и просили приехать еще. А спустя два дня маленький автобус гудел на скалистых горных дорогах. Энтузиасты ехали со спектаклем к отдыхающим высокогорного курорта "Армхи".
Остался позади седой Казбек, в стороне возвышается Столовая гора, а внизу, в пропасти, шумит быстротечная Армхи. Взгляды всех приковали к себе раскинувшиеся по склону Столовой горы высокие башни и каменные склепы - немые свидетели тяжелого безрадостного прошлого горцев. И казалось, что далекие предки говорили своим сыновьям и дочерям: "Счастливого пути вам в великом и благородном деле…

* * *

Назрановский народный театр, громко заявивший о себе в период работы в нем Ахмета Хамиевича Бокова, жил жизнью полной вдохновения и творчества. И хотя просуществовал театр недолго, сделанное его творцами не пропало бесследно. Память о звездном часе самодеятельных артистов из глухой провинции до сих пор будоражит сердца их современников, согревают теплом юношеских надежд, многие из которых сбылись, и возвращает людей в прошлое - туда, где они взрослели, где обретали первый жизненный опыт.
Повторюсь, но премьерные спектакли Назрановского народного театра не только завораживали неизбалованных вниманием зрителей искренностью тех, кто отважился подняться на сцену, чтобы в торжественном безмолвии говорить с ними о вечных ценностях. Эти спектакли, безусловно, повлияли на дальнейшее развитие ингушского национального театрального искусства. И нынешние "примы" наших театров, блистающие сегодня своей красотой и талантом, как и их партнеры по сцене, - достойное продолжение славных театральных традиций, зарождавшихся в Ингушетии еще в 20-х годах прошлого столетия. Заслуга Назрановского народного театра в том, что он сумел уберечь эти традиции и передал не погасший свет рампы новым поколениям…

Публикацию подготовил
А. ГАЗДИЕВ








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru