новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 101 (9790) вторник, 25 июля

Табу как мерило чести и достоинства

(Продолжение.
Начало в 100 номере)

Табу на лжеклятву
Ингуши произносят клятву на Коране. Делается это в исключительных случаях, когда деяния имеют место, а лицо совершившее его, пытается уйти от ответственности, или при необходимости установить лицо путем принуждения к произнесению клятвы о непричастности к данному деянию. Например, воровство совершает один, а подозревают многих. При этом нет никаких улик, нет свидетелей. Никакая юриспруденция не возьмется за такое дело. А вот требование принесения клятвы на Коране может заставить человека сознаться в преступлении. Виновный говорит: я не могу дать клятву на Коране. Это означает, что человек дает признательные показания. Сразу после этого начинается дипломатия, где одинаковую силу имеют нормы адата (народное право) и шариата(исламское право). Перемирие или согласие может быть достигнуто различными путями: дача выкупа, восстановление ущерба, прощение.
Предусмотрена и такая норма, как восстановление морального вреда. Может случиться так, что укравший курицу выплатит корову. Счет предъявляется за многое: за нарушение чужой территории, за посрамление чести хозяина курицы, за возможный приплод и т.д.
А если человек готов принести клятву на Коране о своей невиновности? Здесь также много способов воздействовать на курокрада. Клятву могут не принять. Пострадавшая сторона может потребовать, чтобы клятву принесли родственники подозреваемого. Число клянущихся может колебаться: пять, семь, десять и более человек. Лжеклятва у мусульман считается адским грехом, и поэтому подвергать опасности божьего гнева такое количество родственников курокрад не рискнет. Он сознается в содеянном.
Но если человек все-таки дал клятву о своей невиновности, его перестают преследовать. Если сказал правду - неподсуден, если солгал - ответит перед Богом. И не только на небесах. Ингуши убеждены, что все несчастья человека, давшего ложную клятву, случились именно по этой причине. Случился падеж скота - Бог наказал, умер человек - Бог отвернулся, сгорел дом - это неспроста. Прямо, мистика какая-то. Конечно, это чистое совпадение фактов и цепь случайностей. Но я сам знаю случай, когда у одного человека, давшего лжеклятву, один за другим умерло трое детей. Это обстоятельство настолько потрясло и испугало людей, что многие опасались даже упоминать этот факт.
Лжеклятва великий грех, только самые падшие люди способны нарушить запрет на это деяние. Страх перед адским пламенем раскалывает даже самых отпетых мошенников и самых отъявленных преступников.
В моей памяти один случай. Две сестры одновременно оказались в родильном доме. Обе в один день сложили ноши - родив девочек. Одна из матерей была особенно счастлива, ибо за несколько лет замужества она впервые родила. Не беда, что девочка, следующий, если Бог даст, будет мальчик. А если нет - счастье улыбнется в третий, четвертый или пятый раз. Главное - с нее снимут клеймо "бесплодной коровы." На седьмом небе чувствовал себя и отец девочки. Мать была счастлива. Правда, ее сестре, к этому времени уже бывшей матерью троих детей, не повезло - новорожденная прожила всего неделю.
Прошло много лет, отец оставшейся в живых девочки ушел в мир иной, так и не дождавшись наследника. Пришло время выходить замуж. Девушку засватали и назначили день свадьбы. Как положено в таких случаях у ингушей, перед тем как увезти невесту к жениху, мулла совершает обряд "мах". Если перевести на русский язык - это означает, что жениху дают право овладеть девушкой. Согласие на это должен дать отец невесты. Если его нет в живых, это возлагается на кого-нибудь из его близких родственников. Если и таковых нет, то отцовство на себя берет имам. На удивление всем мать девочки позволила дать согласие на бракосочетание мужу той самой сестры, которая лежала одновременно с ней в родильном доме. Только сейчас люди обратили внимание на весьма странный факт: девушка, выходившая замуж, была сильно похожа на мужа сестры ее матери. Пошло шушуканье, разговоры и кривотолки. Начали напирать на мать невесты, но та напрочь отрицала всякую греховную связь и заявила, девочек перепутали в родильном доме. Она давно догадалась в подмене, но боясь остаться вообще без детей смолчала. Однако в эту сказку никто не поверил. И женщину поставили перед фактом: принести клятву на Коране. При этом ей напомнили об участи того, кто соврет перед святым писанием. И тогда тайное стало явным. Желание проверить, кто из них - повинен в отсутствии у них детей - муж или она - толкнуло ее к грехопадению. Но ничего этого не случилось бы, если бы не неодолимое желание иметь ребенка. Кстати, законный муж также догадался, что за появлением девочки стоит тайна. Но значения этому факту не придал, он самозабвенно любил дочку, и умер на ее руках.
Люди взвесили все "за" и "против" и решили, пусть все остается на своих местах. Так, видимо, угодно было Богу.
А вот другой случай. К брату, живущему в городе отдельной семьей, приехала погостить сестра. Брат этот был большим начальником, зашибал "левую" деньгу. С работы он приехал поздно ночью, жена встретила его на пороге и они вместе пошли в палисадник, где задержались минут десять-пятнадцать. Затем была бурная встреча с сестрой, воспоминания о детстве, вопросы и расспросы. Очень поздно пошли спать, но утром грянула буря. Брат потребовал от сестры деньги, которые он ночью закопал в палисаднике в трехлитровом баллоне и которые она - негодница и негодяйка - ночью откопала и перепрятала. Сестра божилась, плакала, рвала на себе волосы. Даже подозрения в воровстве приводили ее в ужас. На крик прибежали соседи и кто-то предложил заставить женщину принести клятву на Коране. Брат ухватился за идею и спешно принес святое писание. Сестра решительно положила руку на Коран, но резко ее отдернула. Она указала на дырку в железобетонной плите, лежащей на гараже. Хозяин дома запустил руку в эту дырку и вытащил сверток, где лежали деньги. Нарушить табу на лжеклятву женщина не осмелилась.

Табу в сфере уголовного права
Начнем с простого и, на взгляд местного населения, самого безобидного, даже экзотического. Именно к этому относится женская драка. Строжайще запрещено разнимать дерущихся женщин. По народному поверью, подобные действия принесут горе. Кто-то умрет, кто-то тяжело заболеет, кто-то попадет в аварию и т.д.
Женская драка у ингушей великая редкость. Вот типичный пример… Довольно интеллигентная особа и ее дочь напали на секретаршу мужа и отца. Было все: обвинения, оскорбления, оправдания, удары по лицу и телу, волосы в кулаке, разорванная одежда, пущенные в ход туфельки на шпильках. Хрупкая и молодая секретарша и по совместительству любовница билась с двумя хорошо сбитыми женщинами, не уступая им по числу ударов и визгов. Все происходило на глазах у многих людей, что является непременным условием при наказании девиц легкого поведения и сведения счетов ревности. Какая польза и какой прок от драки в темном углу? Пусть все знают, что жена отстояла честь семьи и вырвала супруга из цепких лап соблазнительницы. Никто не вмешался. На рынке две соседки не поделили место, гнев ослепил их глаза, а ярость заполнила души. Драка шла с переменным успехом и могла бы закончиться боевой ничьей, это закономерный итог женских драк. Но в это время появилась сестра одной из женщин, торговавшая в другом ряду. Нашлась сопутствующая и у ее соперницы. Пошла стена на стену. Никто не вмешался.
Женские драки ни до разбирательства, ни до суда не доходят. О случившемся говорят, над самим действием посмеиваются, кто-то это безобразие осуждает, а кто-то оправдывает, но последствий у женских драк не бывает. Зачем мстить за глупость? Глупость непобедима…
Нельзя простить пощечину. Причем легкая пощечина считается более оскорбительной, чем тяжелая. Это великое унижение для того, у кого щека цветет. Удар кулаком - это куда бы ни шло, это мужское занятие. Если появляется повод вконец унизить мужчину, руку поворачивают тыльной стороной и наносят не сильный удар. Это намек на то, что ему пора менять пол.
Какой-то неблагоразумный офицер, черкес по национальности, нанес ингушу пощечину тыльной стороной руки. Было это в царское время, в пору азартных игр. Сослуживец оскорбленного вызвал оскорбителя на дуэль и убил. Немедленно был собран обоз и труп отправлен на Кавказ. Причем, повез тело оставшийся в живых дуэлянт. По приезде в аул он сам представился матери убитого им человека, рассказал правду и кровь немедленно была прощена.
- На войне воюют мужчины, - сказала мать. - Мой бедный сын подумал, что находится на пирушке.
Ингуши сейчас не носят кинжалы, но было время, когда без этого оружия не обходился ни один мужчина. Первым подарком родившемуся мальчику был кинжал. Ингуши говорят, что ремень, на котором висел кинжал, развязывали уже после смерти человека. У владельца этого холодного оружия были свои запреты: кинжал нельзя было вынимать из ножен без крайней необходимости и не вкладывать его обратно в ножны, не использовав по назначению. Ни при каких обстоятельствах им нельзя было колоть соперника, разрешалось только ударять кинжалом и непременно сверху. Этому искусству учились с мальчишеских лет и упражнялись до глубокой старости.
Язык у ингушей считается наиболее опасным оружием. Пуля разит одного, а язык девятерых, - говорят они. Языкастых здесь ненавидят и уничтожают без всякой жалости. Отсюда исходит табу на всякого рода доносы. Уличенный в ябедничестве человек приравнивается к гаду, которого непременно надо раздавить.
Хуже длинной руки (речь идет о воровском промысле) может быть только длинный язык, - так рассуждают ингуши. Особенно много расправ над доносчиками случалось в период зарождения, становления и укрепления советской власти. Языкастые спали за окнами, заставленными обыкновенными подушками. Считается, что пули вязнут в перине. Но ни одна подушка не может спасти сексота, если он окажется лицом к лицу с оклеветанным им человеком. Причем, это может быть даже не клевета, но и правда или что-то из этого рода. Держать язык за зубами - непременное условие жизни ингуша. Но что поделаешь, если этот язык чешется?
В Ингушетии запрещено прощать личные обиды. Вот пример… В период репрессий начальнику одного из изоляторов временного содержания в г.Владикавказ очень понравилось допрашивать задержанных. С особым пристрастием он это проделывал с инородцами. Последним актом подобного допроса стал его излюбленный прием - наносить удары по лицу жертвы связкой ключей, постоянно лежавших на его рабочем столе. Допрашиваемый от этого не умирал, зато лицо его превращалось в месиво, и раны долго не заживали. Знал об этом и некий Макшарип - ингуш из села Ахки-юрт. Грозный окрик старшего надзирателя и слово "скотина" не только не испугали его, но наоборот подвигли к действию. Знавший о любимом приеме начальника ИВС из уст других задержанных, Макшарип схватил со стола связку ключей и размазал их по лицу садиста. На этой древней земле утвердилось мнение о том, что среднего положения в отношениях с негодяями не должно быть: или место надо досконально зачистить, или его надо загрязнить до такой степени, чтобы даже микробы не выжили. Зверски избитый Макшарипом начальник незамедлительно подал рапорт об увольнении и навсегда покинул эти места. Свой век он доживал в одном из западносибирских городов и прах его покоится там, что совсем не свойственно ингушам. Труп умершего вдалеке от родных мест соплеменника ингуши, не считаясь с затратами и трудностями, везут домой и хоронят на родном кладбище. Макшарипа, конечно, порешили. Что поделаешь, если он и его близкие и далекие предки жили в условиях полного отсутствия правовой базы, а его дети живут в стране, где вносятся и принимаются законы, которые практически не выполняются. В этой связи мне вспоминается весьма любопытный и даже анекдотический случай, имевший место в местах высылки. Ингуш и казах работали в одной кузнице. Однажды кузнецы сильно поссорились. Казах подошел к ингушу вплотную, поднес башку к носу и закричал: ударь, если ты мужчина. Разумеется, он получил оглушительный удар по голове молотком и рухнул на землю. Поступок этот вызвал большой резонанс, собралась толпа казахов, которая выкрикивала лозунги типа "Смерть кавказцам!". Уладить дело взялись аксакалы и старики-вайнахи.
- Мы можем повздорить между собой, - сказал самый почтенный аксакал, - подносим колган (голову) к носу противника, предлагаем ударить себя. Но у нас не принято бить.
- О Аллах! - закричали старики-ингуши. - У нас такие просьбы никогда не остаются без ответа. Мы даже не ждем, чтобы нас попросили. Наш человек не виновен.

Семейно-бытовые табу
Нельзя ходить в гости без подарков и недопустимо провожать гостей с пустыми сумками. Нельзя сидеть, когда стоит старший, лежать, когда в доме посторонний. Нельзя мужчине снимать шапку в горах и платок женщине, когда она отходит ко сну.
Очень много табу при разговоре с людьми. Я знал человека, который в присутствии посторонних ни разу не обмолвился словом с женой. Ни громким и ни тихим, ни хорошим и ни плохим. При этом он ее боготворил и самозабвенно любил. Это была бессловесная при людях и весьма пылкая наедине с женой симпатия, доведенная до совершенства и лишенная внешнего блеска.
Ингуши считают, что жестикулировать руками при разговоре нельзя. Речь не должна быть долгой, нудной, сопровождаться клятвами, проклятиями, излишней мимикой, гомерическим смехом и долгими слезами. Так могут и обезьяны - говорят старики. Когда говорят, слушающий не имеет права отводить глаза от лица говорящего, даже если тот говорит много и не очень мудро. Когда порождалось огромное множество людей, Бог понимал что не для всех хватит масла и поэтому он не жалел опилки.
Сколько их нельзя… Нельзя грязнить воду в роднике, совершать намаз и утешаться женщиной без омовения, не уступить дорогу старику, пить до дна и есть все до последней крошки. Пусть после тебя еще что-то останется людям, животным, птицам и земле. Нельзя хвалить недостойного, потому что этим унизишь достойного, нельзя перехвалить достойного, потому что этим унизишь Бога. Он сотворил нас, дал речь, зрение, язык и повелел не убивать, не воровать, не врать, не прелюбодействовать. У каждого из нас три задачи: посадить дерево, построить дом и породить ребенка. Но это еще не все. Дереву необходим уход, дому - страж, а ребенку - воспитатель. Нельзя об этом забывать.
Нельзя терять честь - это дефицитный товар. Ошибается тот, кто воспринимает честь как ширпотреб: отсюда берешь, там кладешь, здесь имеешь, там - нет! Сколько высот вокруг нас. Вот куст помидора, он вытянулся на два метра и радует глаз ярко-красными плодами. Люди говорят: это гигант. А вот лоза виноградная: она зацепилась за ветку вишни и доросла до верхушки дерева. А вот чинара в глубине леса. Когда хочешь разглядеть ее вершину, папаха слетает с головы. Но чинара эта растет у подножия горы, на вершине которой никогда не тает снег. Над самой горой синеет небо. Но и это еще не конец - дальше луна, планеты, солнце, миры и антимиры. А мудрые люди говорят, что нет ничего выше чести. Когда заносишь ногу над чьей-то честью, помни, что нога другого человека может нависнуть над твоей головой.
Наши предки предупреждали - нельзя трогать слабого. Рано или поздно объявится его родственник, подрастет сын, выйдет замуж дочь и родит. Прощения не будет. За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть - он бесценен. К большому сожалению, время подмыло эти понятия, шелест денежных купюр для многих оказался милее предостережений мудрецов. Но еще много тех, кто уверен, что деньги можно добыть и потратить. А вот честь - с нею рождаются.
У ингушей есть легенда: Встретились Ветер, Вода, Огонь и Честь, подружились и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.
- Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, - сказал Огонь. - Ищите меня там.
- По берегам этого озера растет камыш, - сказал Ветер. - Ищите меня там.
- Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, - сказала Вода. - Ищите меня там.
Честь устремила глаза в небо и промолчала.
- А как нам найти тебя? - спросил у Чести Ветер.
- Это бесполезно, - сказала Честь. - Всякий кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.
Нельзя предавать друзей. В народе сохранилось множество легенд, сказаний и достоверных рассказов о настоящей дружбе. Запрещалось, например, жениться на сестре друга. Какая необходимость дружеские отношения переводить в родственные? Они равнозначны.
Нельзя было дотрагиваться до чужой женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы. Кто-то спросит: что за дурость? Но вдумайтесь в горскую пословицу: лучше потерять голову, чем честь.
Нельзя разглядывать прелести женщины, которая тебе не принадлежит. Мужскому взору вообще нечего делать ниже пояса.
Нельзя родителям ссориться при детях. Кто-то скажет: так говорят все народы. Но у ингушей это табу выполняется неукоснительно. Нельзя старшему брату претендовать на дом родителей. Жилье обязательно переходит к младшему. Но и младшему дом не достанется, если в доме есть калека, неизлечимо больной, тронутый умом. Им жилье нужнее. Здоровый и сильный сам найдет выход. При разделе спорного имущества ингуш никогда не доведет дело до суда. Каждый член семьи и так знает, что и сколько ему положено. Если что-то не так, обиженный смолчит и не даст поводов для пересудов и насмешек. Суть семейного спора никогда не будет оглашена и навсегда останется тайной.
Нельзя использовать наемный труд, не оговорив цену. Абсолютно не допускается корректировка цен уже после начала работы. Например, торговаться с каменщиком можно только до того, как в стену не положили первый кирпич. Разумеется, это не имеет никакого отношения к современной тендерной системе, где к примеру, взрослые люди борются за право забивания гвоздей в крышку гроба. Разумеется, здесь учитывается и то, что один из этих гвоздей останется не забитым и будет использован в качестве откупных. Ингуши шутят: ничего нельзя делать, не испросив совета жены, но все делать надо вопреки. Конечно, это не обязательное, скорее всего экзотическое табу. На самом деле все решения здесь принимаются на семейном совете и принимаются по принципу старшинства, а не большинства. Толпа безрассудна и часто не может найти единственное, правильное решение. Это как на базаре: выбор большой, долго ходишь и смотришь, примеряешь и прицениваешься, а домой возвращаешься с пустыми руками.
Нельзя отказывать человеку, просящему в долг деньги. Если оговоренные ранее сроки возврата долга не будут соблюдены, их надо продлить. Если и новые условия останутся невыполненными, долг должен быть прощен. Кстати, эти народные установки почти совпадают с кораническими и частично с библейскими.
Как во всяком народе среди ингушей встречаются и те, кто не прочь навесить долги и не вернуть их. Для успокоения души здесь говорят: ничего, вернет на том свете. Для того, чтобы дело так далеко не заходило, в день похорон близкий родственник умершего обращается к собравшимся со следующими словами: "Наш человек ушел в лучший мир. Допускаю, что по забывчивости или в силу других причин он не вернул чей-то долг. Если так, любой из вас может об этом сообщить. Долг будет возвращен". Долг обязательно погашается. Правда, в одном из сел жил некий пройдоха, который "давал" в долг всем покойникам. Три раза ему поверили, а в четвертый раз намылили шею. Любителей навешивать долги ингуши не любят, посмеиваются над ними. Однажды молодой человек пришел к соседу и попросил в долг червонец. В оговоренное время он вернул деньги. Вскоре молодой человек пришел еще раз и попросил два червонца.
- Зайди в дом, открой сундук и возьми, - сказал сосед.
Молодой человек взял деньги и не вернул. Но ему вновь понадобились деньги, и он направился к соседу.
- Зайди в дом, открой сундук и возьми, - сказал сосед.
Молодой человек зашел и вернулся ни с чем.
- Там нет денег, - удивился он.
- Они там были бы непременно, если бы ты вернул прошлый долг, - сказал сосед.
Нельзя лаять на пса, заносить ногу на ногу на похоронах, утирать нос пальцем. Нельзя разводить широко колени не только женщине, но и мужчине. У одного мудреца спросили, что на его взгляд абсурднее всего на этом свете?
- Хвост козы, - ответил тот. - Ведь он ничего не прикрывает.
Нельзя держать руки выше шеи и ниже пояса во время сна. Нельзя бросаться в реку головой вперед - в воду можно только входить, никогда нельзя стоять на коленях, рвать волосы на голове, откладывать на потом то, что можно сделать сейчас, не упоминать имя Бога после грома. Нельзя слепо верить: делай то, что делает мулла, а не то, что он говорит, - гласит ингушская пословица. Нельзя умирать с голоду. Предки ингушей, изнеможденные голодом, плавили медь и выпивали металл. Во время эпидемий, заболевшие шли в горы, находили место, садились и умирали. Это они делали для того, чтобы не заразить других. Нельзя становиться причиной смерти другого человека. Нельзя собирать камни, лежащие по обочинам гравийных дорог. Нельзя сидеть, когда проезжаешь мост, не помолиться, проходя мимо кладбища. Звать на помощь, если сам можешь выкарабкаться, носить усы, пока жив отец, корчить рожу, входить в туалет без кумгана. Кто-то подумает, что это за каша: рядом с серьезными запретами всякая мелочь, которой можно пренебречь. В том то и дело, что все табу у ингушей громоздятся на одной полке, среди них нет таких, которых можно предпочесть одним и отодвинуть другие. За долгую историю своего существования народ приучился к мысли: цепь сильна, если каждое ее звено на своем месте. Нельзя строптивую лошадь тянуть за уздцы, а упрямого осла подгонять сзади. Рискуешь остаться без скальпа и зубов. Если выпали зубы, нельзя распускать язык. Нельзя искать женщину по себе. Если найдешь, обязательно разочаруешься в своих способностях. Она горит всегда, а ты вспыхиваешь от случая к случаю. Нельзя испытывать терпение самой спокойной кошки и самой послушной женщины, рано или поздно в первой проснется зверь, а во второй - женщина.
Нельзя ковыряться в носу, надрезать ногти до восхода или после захода солнца, чесать под мышками, зевать, чихать, смеяться, когда другие плачут, плакать, когда другие смеются, класть на стол головной убор, ходить в одежде с оторванной пуговицей. Нельзя грубо реагировать на шутку, не ответить на приветствие, не пожать протянутую руку, не подать нищему, даже умирая от голода. Нельзя быть пастухом, танцором, певцом, актером, жить как попало, умереть без завещания. Нельзя мужчине носить воду и мыть посуду, стирать, полоть, стелить и убирать постель, гладить, рассказывать детям сказки, качать люльку, показывать усталость, жаловаться на зубную боль, появляться при людях частично одетым, разутым и без носового платка в кармане.
Жене нельзя поднимать руку на мужа, ложиться раньше него и вставать позже него, делать замечания, задавать вопросы: где был? С кем был? Куда направляешься? Когда вернешься? Жене нельзя произносить имя мужа. Во время ходьбы находиться вровень, впереди или справа от него, кидаться в объятия или отмахиваться, когда хотят обнять её. Нельзя, чтобы муж вышел из дома в непочищенной обуви и непостиранной сорочке. Кто-то скажет - это рабство. Но это добровольное рабство и такие семьи практически не распадаются. Процент разводов просто ничтожен: эта шкала никогда не дотягивала до одной целой. Хотя современная статистика разводов выше по причине несоблюдения всех тех же табу.
Нельзя разглядывать чужие ворота и совсем нельзя пытаться увидеть то, что происходит за ними. Нельзя перекармливать кошку, оставлять скот голодным, будить детей на рассвете, спать на спине, верить гадалкам, рассуждать долго и медленно, есть много и быстро, стоять на краю ямы, чесать неприличные места, отращивать волосы и ногти. Нельзя смотреть вверх, когда идешь по узкой горной тропинке и смотреть вниз, когда идешь по краю пропасти. Нельзя думать о другой женщине, когда утешаешь одну. В конечном итоге мы имеем дело с одним и тем же предметом.
Нельзя жаловаться и ныть. Это противно Богу. Нельзя начинать ходьбу, не взглянув вперед, и начинать разговор, не оглянувшись назад. Нельзя стоять впереди строптивой кобылы и позади упрямого осла. А что тогда можно? Можно только не делать то, что делать нельзя. Умная жизнь состоит из запретов, как невод состоит из ячеек.

Все нельзя, да нельзя…
А что можно? Можно только в точности соблюдать все табу. И тогда обществу не понадобятся расходы на содержание милиции, прокуратуры, суда и огромного штата чиновников, тогда исчезнет криминал, закончатся конфликты и исчезнет необходимость всяких наказаний. Когда у вас появится искушение, скажите себе: нельзя. И не потому, что так Бог велел, а потому, что это повелевает совесть.
Нельзя зарится на землю, где живет другой народ. Нельзя молиться ни на север, ни на юг, ни на восток и ни на запад. Молиться можно только на Каабу. Нельзя не любить книги, ибо Коран тоже книга, нельзя спать днем, потому как это время для трудов и забот.
Нельзя ругать землю - она поглотит, нельзя ругать небо - туда устремится душа.
Нельзя быть скупым - это грех, нельзя быть расточительным - это двойной грех.
Нельзя брать мзду - это уродует твою душу, нельзя давать мзду - это уродует душу другого человека.
Нельзя водиться с завистливыми, трусливыми, слабовольными и вечно голодными. Они в мороз никого не согреют, при пожаре никого не спасут, в бою отсидятся в окопах и свой ужин ни с кем не разделят.
Нельзя кушать стоя, лежа и во время ходьбы.
Нельзя отращивать волосы на щеках и подбородке, только дуралеи считают, что близость к Аллаху определяется длиной бороды. Аккуратные и симпатичные лучше смотрятся как на земле так и на небесах.
Нельзя затыкать уши, когда говорит болтун. Когда наслушаешься вздорных речей и пустых разговоров, лучше понимаешь, что следует говорить тебе.
Нельзя хулить и хвалить кого попало. Узнай человека лучше, прежде, чем давать оценку его достоинствам и недостаткам.
Нельзя воздавать почести правителю, льстить начальству. Взамен получите объедки, обноски, плевки и пинки.
Нельзя класть шифер сверху вниз, строить дом с окнами во двор соседа, гнать самогон, а женщине противопоказан такой род занятий, как произношение тостов.
Нельзя допускать, чтобы женщина сидела за решеткой. Пройдитесь по тюрьмам всей России и вы убедитесь, что горянок там практически нет. В наше ужасное время возможны незначительные отклонения от нормы, но ингушская речь в местах не столь отдаленных не часто звучит. В стране, где есть законы и эти законы не исполняются или исполняются с большим скрипом, всегда можно найти лазейку, чтобы уйти от ответственности. Лозунг "Женщине не место на нарах" здесь также привычен, как соль на обеденном столе.
Нельзя жить по принципу - брать от жизни все. Всякого, кто попробует это сделать, непременно разоблачат, осмеют, используют и выбросят. Здесь никому не дано "держать верхушку", ибо на каждого варвара найдется свой варвар, на каждого зверя - свой зверь.
Родился у одного ингуша седьмой ребенок. И все - мальчики. На радостях отец выбежал во двор дома, выстрелил из ружья в воздух и закричал: "Дай мне Аллах девять сыновей законнорожденных и одного незаконнорожденного".
- Законнорожденные - это понятно, а вот зачем тебе незаконнорожденный? - спросили люди.
- Свой ублюдок, необходим для того, чтобы остудить чужого ублюдка, - воскликнул счастливый отец.
"Бугорная" психология в ингушском обществе никакого смысла не имеет. Это что-то вроде затеи старика, решившего целый день бегать с мальчиками и делать те же шалости. Вечером старик не явился, его нашли мертвым в лазе под забором. Шутить и балагурить можно, но это занятие для пастухов. А пасти чужой скот ингушам строго воспрещено - это презренная работа.
Нельзя не уважить просьбу гостя, независимо от того, какой бы нелепой она не была. Гостя надо встречать на пороге, оберегать, кормить, поить, в буквальном смысле укладывать гостя в постель и ревностно охранять его покой и сон. Так продолжается три дня. По истечении этого срока гостю оказываются такие же почести как и любому члену семьи. Да и гостю пора честь знать.
Народные обычаи гостеприимства нарушать нельзя. Любые отклонения от общепризнанных норм считаются признаками невежества, отсутствия совести и даже ущербности ума.
Основное предназначение ингушки - продление рода. Раньше вообще запрещалось всякое прерывание беременности. В итоге у ингушей образовались большие семьи. Был случай, когда тридцатилетняя особа вышла замуж за семидесятилетнего старика и в течении последующих десяти лет родила десять детей. Разумеется, жених выложился основательно и протянул ноги. Сыновья от старшей жены после смерти отца мачеху выгнали из дома, взяв на себя опекунство над братьями и сестрами по отцу. А их мать пошла на повторный брак с человеком намного старше бывшего мужа и результатом этого стало рождение ещё шестерых детей. Причем, каждый раз рождались близнецы и все мальчики. Последние появились на свет спустя 8 месяцев после смерти отца. Узнав о беременности родственники пытались убедить вдову в необходимости сделать аборт, но многократная мамаша выстояла и стала матерью в пятнадцатый и шестнадцатый раз.
Лучше поставить шалаш в глубине леса, чем построить дом на берегу горной реки. Волна поднимется, все снесет. Сколько людей поплатились жизнью за то, что рискнули поселиться по соседству со стихией. Нельзя пренебрегать опасностью.
Прослышал один молодой человек, что живет в башне один старец, который ничего не боится. "Я тоже ничего не боюсь, но меня никто не называет смельчаком, - подумал он. - Схожу - ка я к этому старцу". Идти долго не пришлось: встретил он этого старца на горной дороге, едущего верхом на коне.
- Слезай с коня! - закричал молодой человек и обнажил кинжал.
Старец покорно слез с коня, но кинжал его остался в ножнах.
"Вот это да, - подумал юноша. А говорили, и льва не устрашится".
- Ходят легенды в горах, что бесстрашен ты, сказал молодой человек. - Давай сразимся и выясним, что люди зря болтают.
- Упаси меня Бог, - сказал старец. - Это действительно все сказки. Я многого боюсь. Дочь выйдет из дома, боюсь, что убежит с чужим человеком и опозорит меня, сын пойдет на битву, боюсь струсит и продаст друзей, жена заговорит, боюсь наговорит лишнего. А более всего я боюсь выпить много вина и умереть в пьяном угаре.
- Тоже мне храбрец! - засмеялся молодой человек. - Вот я не боюсь много выпить и умереть в пьяном угаре.
Сел он на своего коня и во весь опор поскакал по горной тропе. Вскоре всадник сорвался в пропасть.
Старец покачал головой и молвил:
- Если человек говорит, что он не боится смерти и не пьянеет от вина, то он безумец. Его место на дне ущелья. А я и мой конь, слава Богу, дожили до старости.
Свой путь старец продолжил пешком, ибо старый конь тоже спотыкается.
"На каждого смелого всегда найдется управа, - говорят ингуши. - Нельзя всех победить".
Мой народ говорил: нельзя дуть в одну дуду на пару с кем-то. Помните, как мы несли лозунги "Слава первопроходцам, передовикам, строителям коммунизма, вождям!"
А не лучше ли было, если на плакатах и растяжках были бы начертаны иные лозунги: "Позор лентяям, трусам, взяточникам, доносчикам, хапугам и прочей дряни!". Может не дожили бы мы до такого дня, когда у одного "юного" олигарха за такой короткий промежуток времени скопилось столько богатств, что хватает на формирование бюджета Ингушетии на 100 и более лет. И зачем ему столько? Народ говорит: если ты едешь на кумыкской арбе, то пой кумыкскую песню, не смей уподобляться толпе. А мы посмели и насиловали зурну с двух сторон.
Весьма праведный и уважаемый в Ингушетии святой говорил: "О, господи, сделай так, чтобы все остальные люди были бы ближе к тебе, чем я. Я готов быть последним в этой великой очереди. Тогда бы не было на земле вражды, ненависти, подлости и пошлости. Господи, ты скажи нельзя, и я не сделаю шага. Я остановлюсь, не доходя до пропасти."
Наиболее часто у ингушей табу встречаются на семейно-бытовом уровне. Вот самые простые из них. Нельзя наступать на соль и яичную скорлупу, нельзя выбрасывать воду, стоя прямо, нельзя выбрасывать после стрижки волос. Его обязательно надо завернуть в бумагу и сжечь. Нельзя класть головной убор на стол, есть свинину, пить кровь, указывать пальцем на звезды, говорить плохое об умершем, расстраивать сватовство, пить спиртное на похоронах, встречать гостя с незастегнутыми пуговицами на вороте рубашки, танцевать и петь в скорбные дни. Помню с какой гордостью говорила Н.Бабкина о том, что получив известие о кончине брата, она, сдерживая слезы, продолжила выступление на сцене. Для нее это казалось подвигом и самопожертвованием. Ингуши такое поведение называют кощунством.
Но оставим одноразовые табу и погорим о системных запретах. Сноха не может называть имени свекра, свекрови, мужниных братьев и сестер. Причем, эти имена она не должна произносить даже тогда, когда обращается к их тезкам. Даже случайное произношение запретного имени, подвергает женщину осмеянию и осуждению. Но как-то она должна обращаться к новым родственникам? Конечно. Свекра и свекровь невестка называет просто: папа и мама, дади и нани. Старшего брата мужа примерно называют Старший, младшего - Младший. Золовки также могут носить клички Старшая, Младшая. А если их много? Здесь могут появиться клички типа Черноглазая, Синеглазая, Высокая, Усатый и т.д. О довольно забавном случае поведал ингушский писатель А. Боков в своем рассказе "Имя, которое нельзя произносить". Действие происходит у окошка регистратуры, когда молодая женщина привела больного ребенка и заняла очередь. На просьбу назвать имя ребенка она молчит и смотрит по сторонам. А вдруг кто-то в толпе окажется знакомым, уличит ее в нарушении национального этикета. Дело спасает бабка, которая перебирает мужские имена и, наконец, натыкается на то, что и было нужно.

(Продолжение на 4 стр.)








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru