новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 99 (9788) четверг, 20 июля

Приобретательная давность, что это значит?

Вопрос о том, кто является добросовестным приобретателем, всегда спорный. Определить добросовестность для каждого конкретного случая зачастую удается только через суд.
Тема сама по себе очень сложная и мало освещаемая, и поэтому мы решили обратиться за разъяснениями к юристу, так как необходимость в знаниях такого рода у граждан возникает довольно часто.
В беседе с главным специалистом Отдела законодательства и федерального регистра Главного управления Минюста России по ЮФО Заурбеком Ибрагимовичем Точиевым мы попытались разобраться, в частности, в каких случаях и как, на основании приобретательной давности, возникает право собственности на имущество.
- Она отличается от иных привычных способов приобретения права собственности, возникающего, например, в результате сделок купли-продажи, мены, а также договора ренты, перехода по наследству по закону или завещанию, либо дарения. Сущность приобретательной давности состоит в том, что лицо приобретает право собственности на имущество в результате длительного владения им. При этом владение подразумевает физическое обладание, фактическое господство над вещью.
Статья 234 ГК РФ, посвященная приобретательной давности, гласит: лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество.
Из определения видно, что для возникновения права собственности недостаточно просто пользоваться имуществом, необходимо соблюсти некоторые условия, а именно: добросовестность, открытость и непрерывность владения в течение 15 лет.
- Возникает ряд вопросов: что означает добросовестное, открытое владение и как исчисляется срок непрерывного владения?
- Определение добросовестного приобретателя вытекает из содержания ст. 302 ГК РФ. Из данной нормы следует, что им является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества.
Распространенным примером является ситуация, при которой, приобретая квартиру у последнего собственника, покупатель не знал и не мог знать о незаконности предыдущих сделок с этой квартирой. Согласно ст. 302 ГК РФ, лицо, не знавшее о неправомерности приобретения недвижимости, является добросовестным приобретателем.
Важное значение имеет субъективная характеристика приобретателя (владельца): "не знал и не мог знать" - добросовестный приобретатель (владелец), а если "знал и должен был знать" - недобросовестный.
В приобретательной давности добросовестность проявляется в том, что, даже если владение незаконно, давностный приобретатель в момент начала владения не только не знал, но и не мог знать о незаконности своего владения.
Возникает ситуация , когда лицо владело имуществом с согласия собственника без надлежащего оформления и после смерти собственника продолжало добросовестно владеть этим имуществом. В этом случае право собственности в силу приобретательной давности может возникнуть при следующих условиях: у предыдущего собственника нет наследников; орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, не обратился с требованием в суд о признании муниципальной собственности на это имущество.
Кроме указанного выше, для возникновения приобретательной давности необходимо открытое и непрерывное владение в течение 15 лет.
Определяя давность владения, необходимо учитывать следующее. Закон не ограничивает возникновение права собственности в силу приобретательной давности только на бесхозные вещи. Приобретательная давность может распространяться и на имущество, имеющее собственника.
Возникновение права собственности на основании приобретательной давности влечет прекращение права собственности прежнего собственника. При этом следует помнить, что согласно положениям ч. ч. 2, 3 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет владельца, может быть приобретено другим лицом лишь на основании сделки об отчуждении этого имущества либо в случаях, когда собственник неизвестен, либо он утратил право на это имущество.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Законодательством предусмотрены сроки исковой давности, когда собственник имущества может обратиться в суд за защитой своих прав. Срок исковой давности исчисляется со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении его права. После истечения сроков исковой давности владелец теряет исключительное право на защиту своего имущества и, следовательно, может лишиться права собственности на него.
Таким образом, если собственник узнал или должен был узнать о нарушении своих прав на имущество, но ничего не предпринял (без уважительных причин) в течение срока исковой давности, он теряет возможность защитить свои нарушенные права в судебном порядке.
По этому вопросу есть разъяснение Пленума ВАС РФ.
В части 2 п. 17 Постановления ВАС РФ № 8 от 25 февраля 1998 г. обращается внимание на то, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности на имущество в силу приобретательной давности, следует исходить из того, что согласно ч. 4 ст. 234 ГК РФ исчисление срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Исключается применение приобретательной давности в случае, когда лицо пользуется имуществом на основании договоров аренды, найма, хранения и т.д. В названных случаях имеет место реализация собственником своего права распоряжения имуществом.
Для того чтобы приобрести право собственности, недостаточно выполнить требования ст. 234 ГК РФ, поскольку это право в силу приобретательной давности само по себе возникнуть не может, так как согласно ст. ст. 131, 223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
- Как в подобных случаях регистрируется право собственности?
- Чтобы зарегистрировать свое право собственности, необходимо предоставить в учреждение юстиции по регистрации прав документы, подтверждающие факт давностного владения.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) право собственности на недвижимое имущество, возникающее в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.
Существуют другие основания приобретения права собственности на имущество, например, истечение срока приобретательской давности.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимость в силу приобретательной давности является судебный акт. Исходя из данной нормы, видно, что в некоторых случаях законом установлено, что такой юридический факт может быть подтвержден в судебном порядке.
С учетом этого установление факта владения и пользования заявителем недвижимым имуществом как своим собственным (пункт 1 части 2 статьи 218 АПК РФ) предусматривает констатацию арбитражным судом истечения срока приобретательной давности, в период которого заявитель осуществлял добросовестное, открытое и непрерывное владение названным имуществом как своим собственным.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса РФ заявитель может приобрести право собственности на такое имущество, но только после установления такого юридического факта судом.
Арбитражный суд в таком случае не признает право собственности заявителя на такое имущество, но устанавливает юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение права собственности.
Для установления факта владения и пользования недвижимым имуществом ГПК РФ предусматривает рассмотрение дел в порядке особого производства.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций, в том числе об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
- Пытаясь разобраться в законодательной конструкции приобретательной давности, мы сталкиваемся с теоретической и практической проблемой способа приобретения права собственности и связанным с ним вопросом о моменте перехода права…
- С юридической точки зрения важным является именно момент перехода права собственности, с которого мы говорим о признании за новым собственником его права на имущество. Для характеристики того, что принято называть способом приобретения права собственности, мы должны определить два разных в отношении последствий обстоятельства (условия) для этого: основание возникновения и момент возникновения или перехода права. То есть в наличии основания для возникновения нового права собственности и в факте перехода права собственности к новому лицу (в определенный момент) или при отсутствии правопреемства - факта возникновения права (также в определенный момент) и состоит то, что принято называть способом приобретения права собственности.
Способы приобретения права собственности в теории принято классифицировать на первоначальные и производные, но по какому основанию производить деление - проблема остается спорной. Можно не согласиться с мнением, что в основу разграничения способов приобретения права собственности должен быть положен единственный критерий правопреемства, тем более, что и сама возможность перехода права также вызывает столкновение мнений исследователей.
На наш взгляд, в обсуждаемой выше правовой ситуации возникновения права собственности по давности владения (также и на бесхозяйные вещи) скорее происходит прекращение права одного субъекта и возникновение права у другого, а не правопреемство.
Хотя в ряде других способов приобретение права собственности безусловно основано на правопреемстве. Причем правопреемство может происходить и по воле субъекта, и помимо его воли - по закону.
Поэтому в основу классификации способов приобретения права собственности на первоначальные и производные следовало бы положить два критерия, вторым критерием, помимо критерия правопреемства, могла бы стать воля предшествующего собственника (например, его отказ от вещи).
Если ее выражение имеет место, то такой способ нельзя считать первоначальным. При приобретении прав на отказные вещи у нового собственника право возникает без правопреемства, но вряд ли правильно называть такой способ приобретения права собственности первоначальным.
В Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 // СЗ РФ. 1998 г. N 8. Ст. 963.) пункт 64 устанавливает регистрацию прекращения права собственности или его ограничение без перехода к новому правообладателю, а пункт 63 устанавливает регистрацию прекращения права собственности с переходом к другому лицу. Отдельно ведутся записи о сделках.
Таким образом, фиксируется право собственности в его связи с объектом права (часть правового статуса объекта) и право собственности в его связи с субъектами данного права.
- Расскажите подробнее о возможности приобретения права собственности по давности владения. Что это собственно означает?
- Прежде всего, давайте вернемся к обсуждению содержания уже упоминавшегося Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 25 февраля 1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Отметим, что в этом Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда (п. 17) указывается на возможность приобретения права собственности по давности владения не только на бесхозяйные вещи, но и на имущество, имеющее собственника, в том числе речь шла и об условиях приобретения права собственности на имущество, находившееся в государственной собственности.
Разъяснение, содержащееся в п. 18 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, что нормы статьи 234 ГК РФ о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда владение имуществом в течение длительного времени осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или имущество было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, кажется однозначным только на первый взгляд.
При решении вопроса о возможности приобретения имущества по давности определенную роль должно сыграть конкретное содержание обязательств участников имущественных правоотношений, в чем именно состояли права и обязанности сторон.
При владении имуществом на обязательственном праве, продолжающемся в течение длительного времени, и по прекращении обязательства в том случае, если на контрагенте лежит обязанность передать имущество другой стороне, и это обязательство не выполнено или если владение бессрочное, - при этих обстоятельствах владельца чужого, не переданного имущества мы должны считать незаконным и недобросовестным.
Но если такая обязанность не предусмотрена законом или договором, то следует учесть, что собственник (контрагент) может фактическими или юридическими действиями отказаться от своего имущества или повести себя как незаботливый и нерачительный хозяин, не владеющий и не использующий свое имущество в течение длительного времени, обременяющий своим имуществом фактического владельца.
В последнем случае мы имеем дело с фактическим добросовестным владением.
На наш взгляд, важно учесть положения пункта 4 статьи 234 ГК РФ, который устанавливает, что течение приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. Статья 305 устанавливает защиту прав лица, не являющегося собственником и владеющего имуществом на ином вещном праве "либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором".
Как видим, по смыслу отсылки к ст. 305 для указанных целей закон прямо не исключает владения имуществом на обязательственном праве (полученным не на вещном праве, а по "иному основанию").
Следовательно, законодатель предполагает добросовестным (но незаконным) также и владельца, получившего и владевшего вещью на обязательственном праве, срок исковой давности для защиты которого истек, а владение продолжалось еще длительное время. Следует отметить, что с 1 января 1995 г. исковую давность нельзя применить, оспаривая право законного владельца на фактическое обладание имуществом.
Если мы говорим о возможности приобретения в собственность в силу приобретательной давности имущества, полученного от собственника по истечении срока исковой давности еще 5 или 15 лет, следовательно, мы признаем за приобретательной давностью основание прекращения права собственности у правопредшественника.

М. ДЗАУРОВА



Проявление благодарности Всевышнему Аллах1у

Всевышний Аллах1 одарил нас бесчисленным количеством благ, и если мы не хотим лишиться этих благ, если хотим их умножения, то нам следует быть благодарными Всевышнему Аллах1у за имеющиеся блага, то есть выражать ему благодарность. Некоторые полагают, что для выражения благодарности достаточно произносить "Алх1амдулиллях1и" - (хвала Аллах1у). Согласно шариату, благодарность Всевышнему Аллах1у выражают определенным образом. Об этом мы расскажем чуть позже, а для начала разъясним высокую значимость благодарности Всевышнему. В аятах священного Корана говорится о благодарности. Это свидетельствует о значимости и ценности его проявления.
Перечислим некоторые достоинства благодарности Всевышнему.
1. Кто проявляет благодарность, тот убережен от мук на том свете. Всевышний Аллах1 в Коране говорит: "Аллах1 не подвергнет вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете" (сура ан-ниса, аят 147).
2. Если мы проявим благодарность, то Всевышний Аллах1 не лишит нас благ, которыми Он нас одарил, напротив, Он умножит, расширит эти блага. Всевышний Аллах1 в Коране говорит: "Клянусь Величием Моим, если вы будете благодарны, Мне, Я умножу вам блага, а если не будете благодарны, поистине, наказание Мое очень сильно! (Сура Ибрах1им, аят 7.)
3. Аллах1 благоволит рабу, проявляющему Ему благодарность. Всевышний в Коране говорит: "Если вы будете благодарны, Он будет доволен этой вашей благодарностью" (сура оз-Зумар, аят 7).
Для человека нет большего блага, радости, счастья ни на этом, ни на том свете, чем довольство Всевышнего Аллах1а. Именно поэтому досточтимые любимцы Аллах1а - овлия, сами частенько повторяют и учат своих последователей часто произносить выражения: "О Боже, моя цель - это познание Тебя, и то, к чему я стремлюсь - это твое довольство". Довольство Аллах1а - это рай в раю для любимцев Аллах1а, то есть для овлия нет ничего более желанного, чем довольство Всевышнего. Так вот, довольство Аллах1а также достается рабу, проявляющему благодарность. Различаются общие для всех людей и персональные для отдельного человека блага Всевышнего Аллах1а. Большинство людей обычно не знают общие для всех и в то же время самые необходимые блага Аллах1а, и даже не считают их благами.
Общими для всех благами являются условия для жизни: солнце, воздух, климатические условия, разум, здоровье, каждый вздох, еда, одежда и другие бесценные блага.
Если же человек обладает персональным благом - большим домом, шикарной машиной, или занимает хорошую должность, или пользуется популярностью и т. д., то и тогда в большинстве случаев не благодарен Аллах1у - он гордится своим благосостоянием и имеет о себе высокое мнение. Один алим заметил, что некий бедняк пребывает в печали. Он спросил бедняка: "Почему ты печалишься?" Тот ответил: "Из-за бедности своей". Алим, перечисляя все его части тела и органы, стал спрашивать его: "Ты бы отдал этот орган за такую-то сумму денег?" - называя при этом большую сумму. Бедняк каждый раз отвечал: "Нет". Тогда Алим сказал: "Разве можно печалиться, имея столько богатства?" И бедняк успокоился.
Ценность таких общих для всех необходимых благ, человек обычно осознает при их потере.
Например, осознает ценность здоровья, когда заболеет, зрения - когда ослепнет, сытости - когда испытывает голод, дыхания при удушье и т. д. Разве это разумно? Выходит, для того, чтобы мы осознавали ценность этих благ, Всевышний Аллах1 должен каждый час посылать на нас болезни, затем вылечивать, лишать нас зрения, а затем возвращать его, то есть все время лишать нас благ и возвращать их снова и снова.
В одном из хадисов говорится, что Всевышний Аллах1 в Судный день велит ангелам вести счет благам, которыми Он одарил человека, занимавшегося поклонением в течение 500 лет, не пропуская ни один миг этого срока. Он велит сравнить их с поклонением того человека, равноценны ли они. И не сравнится все его поклонение, совершенное в течение пятисот лет, даже с одним благом Аллах1а - зрением. Поэтому мы должны быть благодарны за эти общие для всех блага и должны признаться в своем бессилии, воздать должную благодарность Всевышнему за них.
Особенно великим благом, за которое мы никогда не сможем воздать должную благодарность, является Ислам, которым одарил нас Аллах1. Мы должны осознать величие этого блага, должны всегда радоваться этому и благодарить за это Аллах1а и днем и ночью.
Иман и Ислам, которыми нас одарил Аллах1,содержат в себе все блага Земли и Небес, это подтверждается многими хадисами. В одном из них говорится, что полноценный намаз в два ракаата, совершенный мусульманином, лучше этого мира и всего, что в нем. Посланник Аллах1а сказал, что однократное произнесение "Субхьоаналлах1и вальхьамдулиллахьи ва ла илах1а илла ллахьу валлахьу акбар" для него ценнее, чем все, чего коснулись лучи солнца. Достоверный хадис гласит, что за трехкратное чтение суры "Ихлас" воздается вознаграждение, равное чтению всего Корана. В достоверном хадисе, приводимом Муслимом, говорится: кто прочтет один салават Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует), тому от Аллах1а снизойдет десять салаватов (благ). В одном из хадисов говорится, что если прочитать "Ла хьовла ва ла къувват илла биллахь",то за каждое чтение этой молитвы будет посажено дерево в Раю. Другой хадис гласит, что за изречение благого слова воздается как за садака (пожертвование). Если выйти из дома с намерением отправиться в мечеть, то за каждый шаг записывается воздаяние, орошаются грехи и увеличиваются уровни райских благ. И, наконец, есть хадис о том, что раскроются все восемь ворот Рая тому, кто искренне, от сердца произносит "Ла илах1а илла ллахь" (Тирмизи).
Говоря кратко, какое бы доброе влияние ни совершил мусульманин ради Всевышнего Аллах1а, это для него лучше мира сего и всего, что в нем.
Такими великими благами Аллах1 одарил мусульман.
Но некоторые мусульмане не только не благодарят Аллах1а за эти блага, но тянутся к земным богатствам, которыми Аллах1 наделил некоторых неверных. Они подобны тому, кому позволено взять столько, сколько он пожелает из гор драгоценностей, а он, вместо приобретения этих драгоценностей, присоединился к тем, кто собирает простые камушки, и усердствует в этом.
Всевышний Аллах1 одарил нас жизненными благами, каких не было во времена Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует), его сподвижников, а также у наших предков. Тем не менее, нам и этого недостаточно, мы стремимся к еще большим земным благам, мечтаем о них, забывая при этом об Аллах1е и не проявляя благодарности за Его бесчисленные блага. Не так хорош мир сей, как нам внушает шайтан.
Поразмыслите над следующим фактом. Через какие-то пятьдесят лет подавляющее большинство из ныне живущих людей покинет этот мир. Мечты их окажутся бесплодными, они лишатся своих хором и собранного богатства. Если мы забываем о мире вечном из-за земного, бренного мира, то разве это разумно? Каждый миг в нашей жизни - это драгоценность, если мы научимся извлекать из нее пользу. Но мы упускаем не только миг, но и минуты, часы, месяца и даже годы.
Во многих местах священного Корана Аллах1 напоминает нам об общих для всех нас благах, дабы мы были благодарны Ему. Например, в Коране говорится: "Аллах1 наделил вас ушами для слуха, глазами для созерцания, сердцами (для абстрагирования), дабы вы были благодарными за это" (Сура Ан - Нахль, аят 78). Поэтому посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) учит нас часто воздавать хвалу Аллах1у и читать молитвы, благословляя Аллах1а после приема пищи, питья, после пробуждения, облачения в одежды. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует), сказал: "Аллах1 благоволит рабу, воздающему Ему хвалу после каждого употребления пищи или питья".
Блага Всевышнего Аллах1а так многочисленны, что мы не в силах воздать ему соответствующую благодарность.
Как же проявить благодарность Всевышнему Аллах1у? Проявление благодарности Всевышнему не должно ограничиваться только произнесением соответствующих слов.
Быть благодарными Всевышнему значит выражать эту благодарность и словами и сердцем, а также совершать соответствующие деяния.
Выражать благодарность Всевышнему Аллах1у словами следует всякий раз, когда мы вспоминаем о его благах или когда Он наделяет нас очередным благом, например, произнося: "Вся хвала и благодарность Тебе, о, Аллах1, одаривший меня этим благом". Это самая низкая степень проявления благодарности Аллах1у. Более важной и высокой степенью проявления благодарности Аллах1у является благодарность, выражаемая сердцем.
Что же такое благодарность сердцем?
Проявление благодарности сердцем это осознание того, что каждое благо исходит от Всевышнего Аллах1а. При обретении каждого блага необходимо за этим видеть Подателя этого блага, то есть Всевышнего Аллах1а. Даже то доброе, что сделали нам другие люди, следует считать благом от Всевышнего Аллах1а. Ведь люди не стали бы делать нам добро, если бы Аллах1 не сотворил это добро и не склонил бы нас его делать. После осознания того, что это добро исходит от Аллах1а, и после выражения благодарности Всевышнему, следует поблагодарить и людей, совершивших доброе, ведь Аллах1 одарил нас добром посредством этих людей. В хадисе сказано: "Тот, кто не благодарит людей, и Аллах1 не благодарит".
Проявлять сердечную благодарность Аллах1у означает довольствоваться тем, чем Он нас наделил, и не стремиться к тому, чем Он нас не одарил, то есть проявлять покорность Всевышнему. Большинство из нас обычно забывают о тех бесчисленных благах Всевышнего Аллах1а, которыми Он нас одарил, не выражает Ему благодарности за это, даже не вспоминают об этом. Но когда они встречают тех, кого Аллах1 одарил чем-то большим, они печалятся и сердца их охватывает беспокойство. Из-за мыслей и мечты о том, чем Аллах1 их не наделил, они забывают и об Аллах1е, и о религии, и о том свете. Таких людей Аллах1 строго предупреждает: "Клянусь величием Моим, если вы будете неблагодарными, то знайте, наказание мое очень сильно".
Среди мусульман немало тех, кого Всевышний наделил большими земными благами. Он наделил людей богатством для содержания семьи, оказания помощи бедным, нуждающимся и содействия в распространении Ислама.
Но среди нас немало тех, которые тратят деньги на рестораны, бары, на алкоголь, женщин легкого поведения, просаживают деньги в казино, играя на автоматах, то есть расходуют их на совершение греховного открытия и содержание таких злачных мест, способствует совершению грехов другими людьми. Такие люди имеют высокое мнение о себе и расходуют блага, которыми их наделил Аллах1, на совершение того, что Он запретил. Если такие люди не прекратят совершать такие грязные дела и не покаются в этих деяниях, то на них рано или поздно непременно нагрянут беды. Ведь Аллах1 предупреждает о суровости Своих наказаний. Да поможет нам Аллах1 быть благодарными за блага Его и провести срок жизни так, чтобы Он был доволен нами.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru