новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 70 (9759) четверг, 25 мая

Их подвиг будет жить в веках

Под знаком великой Победы проходит май в Малгобекской Централизованой библиотечной системе. Различны мероприятия, которые собирают в эти дни в читальном зале Центральной библиотеки школьников, студентов, представителей общественности района. Но все их объединяет тема героики "сороковых-роковых", память о беспримерном мужестве солдат Великой Отечественной войны, спасших мир от коричневой чумы фашизма.
Одно из таких ярких и запоминающихся мероприятий провела библиотекарь отдела обслуживания читателей Фатима Циздоева. Вниманию собравшихся она предложила литературу, расположенную в читальном зале, на книжных выставках, посвященных великому подвигу старшего поколения.
- Наши деды и отцы, - говорит Ф. Циздоева, - пережили тяжесть и ужасы одной из самых жестоких войн, известных в истории человечества. Великая Отечественная война, по официальным данным, унесла 28 млн. жизней советских граждан. Мы, нынешнее поколение, должны всегда помнить тех, кто, встав на защиту родного отечества, выдержал жестокий натиск фашистских захватчиков, дошёл до Рейхстага и водрузил над ним Знамя Победы. С началом войны весь советский народ и в тылу, и на фронте - жил только с одной целью - победить. Путь к Победе был нелегок, но воля была огромной, а мужество - беспредельным. Поистине бессмертны подвиги представителей старшего поколения, добывавших эту Победу ценой собственных жизней…
- Ни один народ бывшего СССР, - продолжает Ф. Циздоева, - не избежал тягот и лишений войны. Вместе со всеми на защиту родины встали славные дочери и сыны вайнахских народов. В первые дни войны из числа чеченцев и ингушей в действующую армию было призвано и мобилизовано более 18500 человек. Две трети из них составляли добровольцы. Из 32-х тысяч воинов, вставших под ружье в тогдашней Чечено-Ингушетии, около 11 тысяч были ингуши. Они сражались во всех родах войск - на суше, в воздухе, на море, принимали участие во всех великих битвах Великой Отечественной войны. Под Брестом и Малгобеком, под Москвой и Ленинградом, в Сталинградской битве и на Курской дуге, под Смоленском и Киевом, в лесах Белоруссии и Украины, во время штурма Берлина - везде проявляли чудеса храбрости наши земляки. Около 2-х тысяч воинов-ингушей не вернулись с войны домой, 46 человек было представлено к званию Героя Советского Союза. Многие из них так и не получили свои звезды только из-за того, что их народ был впоследствии репрессирован преступным сталинским режимом.
Продолжая свой экскурс в историю, Ф. Циздоева еще раз напомнила всем, кто пришел в этот день в библиотеку, имена земляков, чье мужество служило примером для их боевых товарищей. Среди них защитники Москвы Х.Х. Хаштыров, А.С. Тангиев, А.Г. Парижев, Г.А. Мальсагов, М.Б. Могушков, А.Д. Шаухалов, А.Т. Имагожев, М.Т. Гелисханов, Д.Н. Даурбеков, Б.И. Шибилов и другие. В период обороны Ленинграда свои лучшие качества проявили О.Х. Дакаев, И.З. Гетагазов, Х.М. Матиев, И.С. Дидигов, А.Х. Богатырев, Х.И. Курскиев, Х.У. Чумаков, М.А. Хаматханов, А.И. Албаков, А.Т. Цуров… Звания Героя Советского Союза был посмертно удостоен Руслан Борисович Гудантов, геройски павший под Ленинградом 24 июля 1943 года. В небе над Ленинградом во время выполнения боевого задания погиб летчик-ингуш Рашид-Бек Гахович Ахриев. Отсюда, из Ленинграда, добровольно ушла на фронт Асият Идрисовна Тутаева, майор медицинской службы, кандидат медицинских наук. Она служила в передвижном эвакогоспитале и встретила свою смерть 29 октября 1944 года у села Коледино Тернопольской области. Имя Асият Тутаевой высечено на мемориальной доске в мединституте Санкт-Петербурга, где она работала до войны…
Уйдя добровольцем на фронт, с боями прошел через Польшу, Чехословакию, Румынию и Венгрию Магомед Исаевич Дарсигов, участник штурма Берлина. В мирные послевоенные годы он, будучи токарем, демонстрировал подвиги трудовые. Фотография М.И. Дарсигова в то время выставлялась на Доске Почета ВДНХ СССР.
Штурмовал Рейхстаг Магомедгири Иниевич Картоев. За храбрость и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, он был удостоен Ордена Красной Звезды и около десятка разных боевых медалей.
Участвовал в боях за Смоленск, Москву, Ленинград, освобождал от фашистских захватчиков Польшу Магомед Хасиевич Мальсагов, кавалер двух Орденов Красной Звезды и Ордена Отечественной войны I степени. На дальнем Востоке сражался Бексултан Мадиевич Аушев, награжденный Орденом отечественной войны II степени, среди многочисленных медалей которого есть и медаль "За победу над Японией"…
Завершая свой рассказ об ингушах, внесших свой неоценимый вклад в общую Победу над фашистской Геманией, Фатима Циздоева отметила, что время течет удивительно быстро, но наш долг - сохранить память о героях военного лихолетья для будущих поколений. Прославив свой народ в годы тяжелейших испытаний, ингуши участники Великой Отечественной войны, должны всегда служить нам примером того, как нужно любить свою Родину. Их подвиг должен продолжаться в веках…

А. ГАЗДИЕВ



БЕСЕДЫ ОБ ИНГУШСКОЙ

КУЛЬТУРЕ


(Начало в №69)

БЕСЕДА ВТОРАЯ
А. Газгириева:
- Беслан Магомедович, вы уже ранее публиковали ваши статьи В газете "Ингушетия". Кажется где-то в 2002 году. Там вы излагаете ваше видение системы. Не могли бы вкратце или сжато объяснить систему языка как вы ее понимаете?
Б. Куккурхоев:
-Все очень просто. Существует активное и пассивное, бессознательное и сознательное начало. Как энергия-пламя активное начало, а свет - пассивное. Речь как внутренний глас души - активное начало, а душа как сознание - пассивное. По этой причине слово "Aл" имеет значения сказать и пламя, а слово "Са" - свет и душа. Глагол-пламя (Ал) исходит от Высшего или от Духовного - Бессознательного Аз (Я). Свет-душа (Са) является основой нашего личного, сознательного и пассивного по своей природе Со (Я). Человек состоит из человека-духа, человека-души и тела. Человек-дух обозначается словом "Адм", а человек-душа - словом "Саг". Первый есть глагол-пламя (Ал), принявший форму человека-духа (Адм). Второй есть свет-душа (Са), принявшая форму человека-души (Саг). Принимают они форму человека из-за того, что Высшее Аз (Я) совершает "лилы" (осуществление разнообразных действий) человека. Это подобно тому, как кукловод совершает игры - лилы куклы-человека, сам при этом не являясь этой куклой. Без игры кукловода данная кукла не будет иметь в себе сущности человека-куклы. По-ингушски это выражается так: Аз саги сагал лел до - Со саг ва; Аз адами адамал лел до - Со адам да. То есть, наше личное Со (Я) не может быть человеком-духом (Со адам да) и человеком-душой (Со саг ВА), если Высшее Аз (Я) не будет совершать игры - лилы в человеческую сущность. Откуда бы взялся человек без этой роли Высшего Аз (Я).
А. Газгириева:
-Наука говорит, что человек развился в результате эволюции от низшего к высшему. Религии учат нас о сотворении человека из глины Богом, и из его ребра-женщины. Но вы говорите, что человеческая сущность возникает в результате игры каких-то психических сил. Как вы можете объяснить эти явные противоречия?
К.Куккурхоев:
- Вообще-то исследователь не должен думать о том, согласуется или нет его видение с мнением или с догмами науки или религии. Его задача получить знания, а уже после можно рассматривать, как все это вписывается в известные представления. По оккультному учению сотворение человека из глины просто есть символическое описание того, что к природе человека был добавлен элемент земли для уплотнения тел, до той поры состоявших из четырех элементов - эфира, огня, воздуха и воды. Сотворение женщины из ребра просто означает порождение людей с костями от тех, кто до этого не имел плотного тела, и следовательно костей. Хрящи ребенка, становясь костями, как бы повторяют ЭВОЛЮЦИЮ развития от эфирного состояния до жидкого, от жидкого - до твердого. Но чтобы эволюционировать до развития человека зародыш, эмбрион, плод должны иметь в себе потенцию человеческой сущности. Следовательно, эта потенция, как возможность стать человеком, должна существовать не на материально-биологическом уровне. Именно существование человеческой сущности будущего человека на психическом плане и есть та потенция или возможность на уровне биологического процесса развиться в человеческое существо. Человек создается творением и повторением творения. То есть, для сотворения и повторения сотворения человека нужна постоянная и безостановочная деятельность каких-то творческих сил его созидающих. Если бы человек остался после рождения без этой помощи, то грудной ребенок мог бы развиваться в любую сторону. Он мог бы мутировать и стать животным. Но повторением в нем процесса творения он сохраняется как человеческое существо и развивается от человека-ребенка до человека-юноши, от человека-юноши до человека-мужчины и далее до человека-старика. Все это творение и есть лилы - игры Высшего Аз (Я) в человеческую сущность.
А.Газгириева:
- То есть, человек не может быть человеком сам по себе?
Б. Куккурхоев:
- Не может. Но не только он. Ни одно существо не может быть существом своего вида без совершаемых лил - игр, его сущности высшим Аз (Я).
А. Газгириева:
- Выходит, и сотворение, и эволюция человека не исключают друг друга как теории. А как, на ваш взгляд, начиналась эволюция человека на земле?
Б. Куккурхоев:
- У галгаев было почитание камня. Из камня рождаются некоторые герои галгайских мифов. Камень был символом минерального царства. Свет-душа (са) или личное Со (Я) последовательно прошло эволюцию от минерального царства до растительного, от него - до животного и от него - ДО ЧЕЛОВЕКА - ДУШИ (саг). Растение более свободно и сознательно, чем камень. Животное более свободно и сознательно, чем растение. Человек более сознателен и свободнее,, чем животное. Эволюция от камня до человека идет путем достижения все большей сознательности и освобождения от материальной обусловленности на очередной ступени. Следовательно, конечная цель эволюции состоит в достижении нашим сознательным Со (Я) полного освобождения от материальной обусловленности на высшем уровне безусловной сознательности. Теперь понятно, почему герой, родившись из камня, символизирует в мифах наше личное Со (Я). Это также объясняет почему галгаи свои башни и храмы строили из дикого камня, а не из рукотворного материала. Это символизировало развитие от камня до человека и далее до того уровня, который был представлен в символике башни с крышей, называемой "сигли ТХОВ" - небесная крыша. От камня на земле душа должна в процессе длительной эволюции достигнуть завершения на планах небес.
А. Газгириева:
- А разве башня не была оборонительным сооружением? Вы в ней видите скорее храм,, чем боевую башню. Чем же она была?
Б. Куккурхоев:
- И тем и другим одновременно. Наша душа-свет (са) или личное Со (Я) находится в материальном мире под влиянием четырех факторов существования: сон, пища, размножение и оборона или безопасность. Именно страх (кхир) заставляет ее эволюционировать от камня (кхир) до человека и далее. Но это страх не только перед внешними угрозами, но и страх перед непознаваемым и неумолимым бессознательным. Это внушение страха изнутри, когда бессознательное Я (Аз) пугает сознательное Я (Со) (что показывает формулы священного галгайского языка; Аз кхир во, со кхер во), и есть причина строительства мироздания и различных материально-телесных форм для личного Со (Я), в которых оно испытывает иллюзии своей безопасности. Галгаи мастерски умели сочетать практическо-бытовое назначение со священно-философским значением. Они воплотили свое знание во все с чем только соприкасались, и что только могло вообразить их сознание. Символический ряд вещей, скрывающий их знания, бесконечен и глубина каждого символа, несмотря на простоту и утилитарность предмета воистину океану подобна.
Галгаи имели свою теорию эволюции не только человека, но всего сущего. Название очага башни "кхур-чи" означает "рост внутри и изнутри". Огонь же был символом тех сил, которые завивали все сущее изнутри наружу, как дерево из семени. Сам очаг размещался на втором этаже башни, где располагалась семья человека. Это тоже имеет значение.
А.Газгириева:
- Какое это может иметь значение? Разве там не простая причина. Если на первом этаже держали скот, то естественно следующий этаж был занят людьми. Не так ли?
Б.Куккурхоев:
- Это так, но не только это было причиной. Первый этаж символизировал уже ТРИ пройденные душой царства - минеральное, растительное, животное. Второй этаж символизировал четвертое царство - человеческое, в котором душа продолжает эволюцию. По этой причине второй этаж с очагом в боевой башне был отведен человеку. Остальные этажи, как правило их три, относятся к трем оставшимся царствам, которая душа еще должна пройти в восходящем процессе эволюции. Все каменное тело башни с углами называемыми как и свет-душа словом "са" до крыши, называемой "сигли тхов", символизирует то, что душа должна пройти эволюцию от минерального тела до небесных планов, где она должна стать духовным семенем для будущих миров на бесконечно восходящей шкале эволюции. Камень, замыкавший строение, имел конусосферическую форму и назывался двояко: "цур кхир"- бесполый камень, "загал кхир" - камень-клин, но понятие "загал" - клин было кодовым и означало в действительности "за гал кхир" - выросло быть видимым - обозреваемым. Высшее Аз (Я) видит личное Со (Я) зрением, обозначаемым словами "за", "зи", "зур" и т. д. А само Со (Я) видит зрением обозначаемым словами "га", "го", "гал" и т. д.. Аз зув - Со зув, Сон го, Со го. Смысл таков, что свет-душа (са) является бесполым духовным семенем, из которого процессом изнутри в наружу развивается мир и индивидуации, как маленькие миры для себя, до видимых размеров зрению личного Со (Я), и при этом все остается видимым для зрения Высшего Аз (Я),; которое своим взором объемлет и то, что меньше меньшего и то,, что больше большего. Какой бы ступени развития свет-душа не достигла в материальном и объективном мире она не вырывается из круговорота рождения и смерти. Она становится семенем для порождаемого из нее и порождается сама из себя же самой. Из себя - через себя - к себе следует она из-за иллюзии, не ведая этого и думая, что родит другое и рождается от другого. В действительности же, все индивидуальные свет - души есть совокупность единой свет - души, которая принимает иллюзорную дифференциацию или разделенность в мире материальной объективности. Термин "г1ал" - башня состоит из "Г" ( "г1" - шаг, лист, сновидение) и "ал" - глагол - пламя. Этот глагол-пламя (ал) звучит внутри свет - души (са) и принуждает её делать шаги сознательного развития. Сами эти сдвиги-шаги в росте сознательности подобны движению сновидений в пространстве плоскости и в силу этого неуловимы и не поддаются регистрации. Этот глагол-пламя или внутренний огненный глас остается для восприятия как нечто нереальное в пространстве сновидческого сознания. В общем "г1ал" означает "трансцендентальный глагол-пламя". Он и есть то, что сопровождает свет-душу на протяжении всего ее развития и строительства башни-мироздания. Геометрика башни - это сочетание символа для треугольника глагол-пламени и квадрата, или прямоугольника свет-души. То есть, Ал и Са геометрически изображались как треугольник внутри квадрата. Идея пирамиды с квадратным или прямоугольным основанием и с треугольными сторонами, восходящими в одну вершину, родилась из той же самой системы древнего знания.
А.Газгириева:
- Вы хотите сказать, что общее понятие башни как "г1ал" связано с той же самой системой философии галгайского языка, о которой вы говорите? Боевая башня, говорят, называлась "вов"/ "в1ов". Самоназвание ингушей звучит "г1алг1ай". Почему боевая башня называлась "вов" и связано ли название "г1алг1ай" со словом "г1ал"?
Б.Куккурхоев:
- Слово "ц1и" имело два основных значения: имя, огонь. То есть, для древних галгаев имя было связано с огненной сущностью или с теми силами, которые мы сегодня могли бы назвать магнетизмом и электричеством. Следовательно, они просто так для себя никогда бы не приняли произвольного названия. Они знали, что звук, сознание и энергия имеют тесные связи и что они могут воздействовать: плохо или хорошо, во благо или во зло на человека и народа. Их самоназвание должно было быть подобрано так, чтобы отвечать сути всей их доктрины. Если мы возьмем фразу "г1ал са" - угол башни, и прочитаем ее в разбивке - "г1ал са" - свет трансцендентного глагол-пламени, то поймем, что этот свет распространяется на все четыре направления пространства по восходящей и нисходящей школе развития. Слово "г1-ал-г1" - сновидческого глагол-пламени шаг. Аз г1a боакх - Я совершаю шаги, "Са г1a боакх" - Мои совершает шаги. Как кукловод совершает шаги куклы и в результате продвигается кукла, так Высшее Аз (Я) совершает шаги продвижения и в результате продвигается я личное Со (Я). Эти шаги называются в символизме шагами трансцендентного глагол-пламени, то есть того гласа или внутренней нашей речи единой с нашим мышлением и являющейся причиной огненной или электрической феноменологии мыслительных процессов. Науке давно известно, что мыслительные процессы сопровождаются электрическими сычениями или феноменами в мозге. Высшее Аз (Я) не ограничено временем и пространством. Вся бесконечность пространства им пересекается одним шагом в смысле, одним актом движения. Пересекается в лице глагол-пламени (Ал) "исходящего от Него. Посвященные в царское знание, а оно царское знание, так как оно не подслужебно, постижением истины совершает один трансцендентный шаг для эволюции своего сознательного Со (Я). Их сознание более не нуждается в бесконечных шагах-продвижениях эволюции. Они постигли в результате посвящения то, что затемненные души-сознания постигнут через миллионы и миллиарды лет эволюции. Им нет необходимости следовать от одной ступени к другой с целью достижения освобождения сознания от материальной обусловленности. Самоосознанием и с помощью своего Высшего Аз (Я) они развили сознательность до степени безусловного освобождения. Они и назывались "г1-ал-г1 бяккхараж" - совершившие шаг-продвижение трансцендентного глагола-пламени. Их души становятся царями - богами башен - мирозданий. То есть их Со (Я) могут стать в будущих преображениях главным Я - центрами целых миров.

Беседу вела
А. ГАЗГИРИЕВА
(Продолжение следует)



Золотое правило, которого следует всегда придерживаться

КАК НАЧИНАТЬ ПРИВЕТСТВИЕ


Произнесение слов приветствия прежде каких-либо других слов является сунной. Об этом свидетельствуют хадисы и рассказы сподвижников. Крайне желательно первым обращаться с приветствием, как об этом сказано в хадисе Пророка: "Лучшим из приветствующих является начинающий приветствие". Воздаяние тому, кто обратился с приветствием первым, больше. Поэтому необходимо стараться приветствовать первым.
В "Сунане" Абу Дауда приводится хадис с хорошей цепочкой передатчиков, переданный от Абу Умамы: "Посланник Аллаха сказал: "Самые достойные перед Аллахом люди - это те, которые приветствуют первыми".

КОГДА ПРИВЕТСТВИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО, А КОГДА НЕТ
Хотя необходимо приветствовать друг друга как можно чаще, однако существуют обстоятельства, при которых можно или желательно приветствовать, а бывает и так, что это нежелательно. Есть обстоятельства, при которых приветствие является важной сунной. В их числе приветствие умерших и живых.
Основой является желательность приветствия, однако из этого правила есть и исключения.
Приветствие нежелательно в следующих случаях.
1. Если человек справляет нужду, исполняет супружеские обязанности и в других подобных ситуациях. Если даже человека и поприветствуют в таких обстоятельствах, то он не обязан отвечать.
2. Если человек спит, дремлет, молится или провозглашает азан.
3. Если человек находится в бане.
4. Если человек принимает пищу и во рту у него еда. Но если во рту ничего нет, то его можно приветствовать и он должен ответить. Также является нежелательным приветствовать людей, занятых работой, заключающих договор, но если их поприветствуют, они должны ответить.
5. Нежелательно приветствовать людей, слушающих проповедь имама. Но если их поприветствовали, они должны ответить. Некоторые мусульманские ученые считают, что в таком случае отвечать на слова приветствия не нужно, так как это может помешать слушать проповедь.
6. По мнению аль-Вихиди, человека, читающего Коран, лучше не приветствовать, но в случае приветствия тот должен ответить. При этом ему достаточно сделать знак рукой. А если он ответит словами, то, прежде чем снова приступить к чтению Корана, он должен произнести формулу "А'узу билляхи...". Однако наиболее предпочтительно, если читающий Коран ответит словами.
Читающий Коран может приветствовать, для него нет никакого запрета, и отвечать на его приветствие является обязательным. Тот же, кто обращается с мольбой к Всевышнему со смирением, то его положение таково, как и положение читающего Коран.
Но приветствовать произносящего во время паломничества формулу "Ляббайк..." нежелательно. Если же его поприветствовали, то он должен ответить.
Человеку, справляющему нужду или находящемуся в других неудобных обстоятельствах, отвечать на приветствие нежелательно. Совершающему намаз нельзя отвечать на приветствие словами "ва 'алейкум ассалям". Если человек, зная об этом, ответит именно так, то его намаз станет недействительным. Если же он ответит: "Аляйхи ас-салям! (мир ему!)", то его намаз не становится недействительным. Совершающему намаз лучше отвечать на приветствие знаком. Можно также отложить ответ до окончания намаза. Провозглашающему азан также следует отвечать на приветствие, поскольку азану это не помешает.

КОГО МОЖНО ПРИВЕТСТВОВАТЬ, А КОГО - НЕТ, КОМУ МОЖНО ОТВЕТИТЬ НА ПРИВЕТСТВИЕ, А КОМУ - НЕЛЬЗЯ
Мусульманина, который не совершил больших грехов или не прославился нововведениями, следует приветствовать, то есть приветствовать такого человека является сунной, обязательно ответить на его приветствие.
Женщине следует приветствовать женщин так же, как и мужчина приветствует мужчин.

ПРИВЕТСТВИЕ ЖЕНЩИН МУЖЧИНАМИ
Абу Саад аль-Мутавалли сказал: "Если это его жена, рабыня или близкая родственница, на которой не дозволяется жениться, то они в этом отношении подобны мужчинам".
Если женщина посторонняя (т.е. с ней дозволяется вступать в брак), то следует учесть следующие моменты.
1. Если это красивая женщина, которая может вызвать влечение, то мужчина не должен приветствовать ее. Если мужчина поприветствовал ее, то она не должна отвечать. Также ей не следует приветствовать мужчин, и на ее приветствие отвечать необязательно, и это даже нежелательно.
2. Если это пожилая женщина и нет угрозы попасть в соблазн, она может приветствовать мужчин, и отвечать на ее приветствие обязательно.
3. Если женщин много, мужчинам можно их приветствовать, им также можно отвечать на их приветствие, если даже они красивы, при условии, что нет опасности возникновения соблазна. Если мужчин много и нет опасности соблазна, то им также можно приветствовать женщину, и ей следует им отвечать.
В "Сунане" Абу Дауда приводится хадис от Асмы бинт Язид: "Мимо нас прошел Пророк и поприветствовал нас". Ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис.
Есть хадисы, в которых рассказывается о приветствии Пророка женщинами и женщин Пророком.

ПРИВЕТСТВИЕ НЕМУСУЛЬМАН И ГРЕШНИКОВ
По мнению большинства мусульманских ученых, обращаться к неверным с исламским приветствием не дозволено. Если немусульмане обращаются к мусульманину с приветствием, то мусульмане отвечают: "Ва 'алейкум! (И вам того же!)".
В сборнике Муслима приводится хадис от Абу Хурайры: "Пророк сказал: "Не обращайтесь с исламским приветствием к иудеям и христианам". В "Сахихах" аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Анаса: "Посланник Аллаха сказал: "Если вас поприветствуют люди Писания, то отвечайте им: "Ва 'алейкум! (И вам того же!)". Если вы хотите поддержать хорошие отношения с неверующими, с которыми вы знакомы, обращайтесь к ним другими словами вместо исламского приветствия, к примеру: "Хадакаллах! (Пусть Аллах направит тебя на истинный путь!)".
Также можно говорить слова: "Здравствуйте!", "Добрый день!", "Добрый вечер!", "Спокойной ночи!", "Всего доброго!".
Если мусульмане проходят мимо группы людей, в которой присутствуют мусульмане и немусульмане, то им следует дать приветствие с намерением обратиться только к мусульманам. В хадисе от Муслима и аль-Бухари сказано: "Пророк прошел мимо группы людей, где были и мусульмане, и иудеи, и идолопоклонники, и поприветствовал их". В письме немусульманину вместо исламского приветствия следует писать другие слова, как, например, Пророк написал Ираклию. А написал он так: "Римскому правителю Ираклию от раба Аллаха и Его Посланника Мухаммада. Приветствие тем, кто следует по пути истины".
Мусульманина, совершившего большой грех и не раскаявшегося или же являющегося сторонником нововведений, не приветствуют и не отвечают на его приветствие. Аль-Бухари передал слова Абдуллы ибн Амра, сказавшего: "Не приветствуйте пьющих вино". Если же мусульманин боится вреда оттого, что он не поприветствует грешника, то ему дозволено приветствовать его. Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: "Приветствуйте их, но при этом совершайте намерение, что вы говорите это в значении: "За всем следит Аллах".

ЭТИКА ПРИВЕТСТВИЯ
Приветствовать детей является важной сунной. Об этом свидетельствуют достоверные хадисы. В сборниках хадисов Муслима и аль-Бухари приводится хадис от Анаса, что Пророк проходил мимо играющих детей и приветствовал их. Также в "Сунане" Абу Дауда приводится хадис с двумя достоверными цепочками его передатчиков от Анаса, что Пророк прошел мимо играющих детей и поприветствовал их.
В достоверном хадисе, переданном Абу Хурайрой, сказано: "Всадник приветствует пешего, пеший сидящего, малочисленные многочисленных, младший старшего". Такое приветствие является сунной, другие же варианты не являются нежелательными. Но приветствие малочисленными многочисленных, младшим старшего является этикетом. Это правило, которого следует придерживаться при встрече на дороге. А приветствие прибывающими, несмотря на возраст и количество, является сунной. При встрече с группой людей нежелательно выделять кого-либо из них при приветствии, поскольку целью приветствия является улучшение отношений между людьми, а такое выделение может вызвать ненависть и вражду.
На рынке или в местах, где собирается много народу, приветствуйте тех, с кем вы знакомы. При приветствии группой людей одного человека его фард считается выполненным, если он ответит с намерением ответить им всем. Достаточно приветствовать группу людей с намерением приветствовать всех, но будет уважительным если ответят все. При входе в многолюдное место следует приветствовать всех. Если приветствующий остается с теми, кто услышал его приветствие.

ПРИВЕТСТВИЕ ПО ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ
Приветствие при входе в дом является сунной. Если в доме никого нет, то следует сказать: "Ас-саляму 'алайна ва 'аля 'ибадилляхи с-салихин! (Приветствие нам и праведным рабам Аллаха".
Если мусульманин покидает людей, с которыми он сидел, также необходимо произнести слова приветствия, как и по прибытии. Абу Хурайра передал: "Пророк сказал: "При прибытии туда, где собралось много людей, приветствуйте их. Когда захотите уйти оттуда, также приветствуйте их. Воздаяние в этих двух случаях одинаково". Ответить на приветствие уходящего также является обязательным, как и в случае с прибывшим.
Если, проходя мимо кого-либо, вы подумали, что он не ответит на ваше приветствие, все равно приветствуйте его. Думать о том, что он впадет в грех, не ответив на ваше приветствие, и не приветствовать его по этой причине, является невежеством. Достаточно, если на приветствие ответит один из группы, но будет уважительным, если ответят все. При входе в многолюдное место следует приветствовать всех. Если приветствующий остается с теми, кто услышал его приветствие, то допускается, если не все услышали его. А если он присоединяется к тем, кто не услышал его приветствие, то его лучше повторить.
Пророк сказал: "Если человек ответит на приветствие, ему самому хорошо, а тот, кто не ответит на приветствие, тот не из нас". В том случае, если кто-либо не ответил на ваше приветствие, является сунной красиво и мягко сделать ему замечание и сказать: "Отвечать на приветствие обязательно, дабы выполнить обязательное". А если вам показалось, что он не расслышал ваше приветствие, повторите его. Всевышний же знает лучше.

М.БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru