новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 59 (9748) вторник, 2 мая

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
«Боккхалгахьа лестача гражданаштеи инвалидаштеи социальни г1улакхаш дара хьакъехьарча»
Г1алг1ай Республика Закона 2-чеи 3-чеи статьяшта хувцамаш юкъедахьара хьакъехьа

Т1аийцад
Г1алг1ай Республика
Халкъа Гуллама 13 апреле 2006 шера

Статья 1
«Боккхалгахьа лестача гражданаштеи инвалидаштеи социальни г1улакхаш дара хьакъехьарча» № 42-Р3 йолча 2004 шера 31 декабрерча Г1алг1ай Республика Закона («Г1алг1айче» яха газет, 2005, 3 февраль) юкъехьо ер хувцамаш:
1) 2-ча статьяй цхьоалаг1ча абзацера «муниципальни» яха дош д1адаккха;
2} 3-ча статья тla:
а) ялхлаг1а абзац лелаш йоацаш ларх1а;
б) т1атоха ер чулоацам бола абзацаш: «стационарни социальни г1улакхаш дар»; «ахстационарни социальни г1улакхаш дар».
Статья 2
Ер Закон ч1оаг1денна д1аотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

Г1алг1ай Республика
Президент М. Зязиков
г.Магас
26 апреле 2006 шера
№ 42-рз

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
«Таро йоаца баха нах социально хьаллацара деча г1улакхий хьакъехьарча» Г1алг1ай Республика Закона хувцамаш юкъедахьара хьакъехьа

Т1аийцад
Г1алг1ай Республика
Халкъа Гуллама 13 апреле 2006 шера

Статья 1
«Таро йоаца баха нах социально хьаллацара деча г1улакхий хьакъехьарча» № 40-РЗ йолча 2004 шера 31 декабрерча Г1алг1ай Республика Закона («Г1алг1айче» яха газет, 2005, 3 февраль) юкъехьо ер хувцамаш:
1) 3-ча статья т1а:
а) кхоалаг1ча абзаце «хаьдда вахаш моттиг еце» яхача дешашта т1ехьа тlaтoxa «, дезала юкъе къовсамаш, къизал йолаш, цхьаь болаш, иштта цу тайпара кхы х1амаш долаш» яха дешаш;
б) ворх1лаг1ча абзаце «потребительски тускара маьха оценка» яхача дешашта т1ехьа т1атоха «х1аьта иштта яланза ца йоала платежаши сбораши» яха дешаш;
2) 12-ча статьяй цхьоалаг1а абзац д1аязъе укх редакцег1а:
«Таро йоаца баха нах социальни хьаллацара финансировали елга кхоачашду республикански бюджета средствай чотаг1а.».
Статья 2
Ер Закон ч1оаг1денна д1аотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

Г1алг1ай Республика
Президент М. Зязиков
г.Магас
26 апреле 2006 шера
№ 43-рз



Дети учатся толерантности

В Экажевской СШ №1 26 апреля состоялось мероприятие, посвященное Дню толерантности. Участники встречи – учащиеся трех школ Назрановского района: Экажевская СШ №1, директор Костоев Ахмед Туганович; Али-Юртовская СШ №1, директор Цокиев Адрахим Ахмедович; Али-Юртовская гимназия-интернат, директор Хасиева Милана Ахметхановна.
Предыстория этой встречи такова: в январе 2005 года на Северном Кавказе стартовала программа “Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодежи Северного Кавказа”.
Программа эта была инициирована Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с министерствами образования и молодежной политики республик Северного Кавказа, а также неправительственными некоммерческими организациями региона.
Программа нацелена на использование различных ненасильственных методов разрешения конфликтов, ведения межкультурного диалога, необходимых для построения мирного и толерантного общества.
В трех школах Назрановского района работала мобильная тренерская группа из 6 человек тренеров–психологов «Северокавказского молодежного форума».
Идея данного мероприятия – это соединить три коллектива, три микромира ценностями толерантности – взаимопонимания, взаимоуважения, позитивная коммуникация для продвижения идей культуры мира, миротворческого образования, прав человека и ненасилия среди детей и молодежи.
В настоящее время тренеры мобильных тренерских групп обеспечивают 5 модулей обучения для детей и преподавателей в школах 4-х республик Северного Кавказа: Дагестана, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. Их действия высоко оцениваются и поддерживаются школьными директорами.
В рамках обмена опытом, двое тренеров «Северокавказского молодежного форума» 20 апреля выезжали в Северную Осетию, в Гизельскую СШ, где провели 4 модуля – программы тренинга «Предрассудки и стереотипы». Работа эта прошла активно, дети-участники учились узнавать стереотипы в себе и в других, знакомились с понятием «предрассудок». Разминка – это игры и упражнение, проведенные вначале, дали положительный заряд для восприятия лекционного материала «предрассудки и стереотипы». Затем снова были активные упражнения и игры с данными понятиями, что помогло раскрыть огромный потенциал у детей.
24 апреля мобильная тренерская группа «Лига защиты матери и ребенка» Республики Дагестан работала в Экажевской СШ №1. Встреча прошла тепло. Дети говорили о толерантности и ее ценностях, об их восприятии мира. Рассказали о массе новых знаний, которые они приобрели благодаря этой программе.
Тренеры провели игры и упражнения, участники рассказали, как изменились их взгляды, поведение и отношение в течение встречи.
В мобильную тренерскую группу – МТГ – “Северокавказского молодежного форума” входят активисты разных национальностей. Это координатор группы Ведзижева Асет Яхьяевна, тренер Танкиева Марем Султановна, члены группы: Мурадова Атыят Каменовна, Ачеева Залина Будзиевна, Точиев Руслан Махмудович, Бештоева Мадина Муссаевна.
Много полезного для себя узнали учащиеся школ на этих занятиях.

К. МУСАЕВ



ЦIерах доагаргдола рузкъа

Укх деношка тха къамаьл хилар Г1алг1ай Республика муфтеца Хамхой 1ийса-хьажийца. Деша корта сенах латтар аьлча, таханарча дийнахьа вай мехка яьржача ловзарий автоматех (игровые автоматы) доалача зуламахи, цох ловзар мел хьарам дии. Цох лаьца бар къамаьла керттера чулоацам.
- 1ийса-хьажа, вай къамаьл д1адолалуш 1а белгалдича бакъахьа хетар тхона цу ловзарий автоматех доалаш дола зе малаг1а да, х1аьта ловзачарна цох пайда ца боалалга ховш ма дий?
- Уж вай ювцаш йола ловзарий автоматаш, дуккха адам цхьа лазар кхийтача санна цамогаш а хулаш, даиман цох ловза баьнна нах цу х1аман т1ехьа сутара а болаш, нахагара дехарах даьккха а, ц1аг1арчаргара хьаийца а, е ший доалахьара х1ама ехка а цох ца лайзача 1е ца луш дола лазар да из.
Доккха лазар кхетарах тарра цу тайпара нах тахан хьабаржаш а ба.
Вай кхеллача Дала Къор1анчухьа хьа а аьннад вайга из хьарам хилар. Дала из хьарам да, де мегаргдац яхар фуд аьлча, адама цох доккха зулам доаландаь. Уж автоматаш 1о а оттаяь царга болх бейтача цхьан сага пайда хул, цхьабакъда, эзараш, эзараш цунца 1еха а луш доккха зе хулаш хьабоаг1а.
Таханарча дийнахьа дукха моттигаш я цох ловзар бахьанце шоай машенаш, боахамаш д1атийнна. Цох доккха халахетараш наьха ц1аг1а латташ. Иззал уж автоматаш хьарам йоллаше а царех пайда эцаш вола саг зуламе саг а ва, цо гулдер ч1оаг1а хьарама рузкъа да.
Пайхамара аьннад (Даьлагара салам-моаршал хилда цунна) «Хьарам х1ама дохкаш а эцаш а мел вола саг, цу хьарама рузкъаца ше а ший дезал а кхоабаш волча сага, цунна шийна а цун дезала а т1адужаш дола дулх жожаг1атен ц1ераца дага дезаш да шоана», аьнна. Цун ма1ан фуд аьлча, Даьла раьза воацача наькъаг1а цо хьамел деш дола х1ама, Дала 1азап лургдолаш да яхилга да. Х1ана аьлча, дуккхача наха бохам беш, зенаш деш х1ама да из.
- 1ийса-хьажа, уж ловзарий автоматаш шоай доалехьа йолча наха оалаш хоз:
«Оаха низаг1а саг чукхувлац, тха малаг1а бехк ба цу г1улакха».
1а фу аргдар цох?
- Воча х1амо саг 1ехаву. Иштта, цхьацца х1амах пайда хургбарий - хьог1, из х1ама хьаьнал да хьарам да тохка а ца тохкаш д1аволалу цхьавола саг. Иштта д1аболабенна ба дукхаг1ча даькъе уж ловзарий автоматаш хьайийла нах а.
Низах нах ловза д1акхувлар а низаг1а ца кхувлар а Далла гарга цхьатарра къадолаш да. Х1ана аьлча, цу саго хьакийчъяьй из зулам хьадеш йола моттиг.
Цу моттиге д1а а ваха Даьла раьза хургвоацаш дола хьа мел ду х1ама из моттиг хьайийлача сага къа т1адолаш хургда. Цудухьа «аз низаг1а мича кхувл ер нах» аьлча из к1алхара воалаш вац. Далла гарга а наха гарга а бехк т1ерабалац цунна.
Ловза д1аводача саго д1адоаккхийтар а из ахча хьаэцаш волча саго дер а цхьатарра къа долаш дий из?
- Хьарам дола х1ама доккха дале а з1амига дале а, цо хьабеш бола болх хьарам баь латташ хилча, хьо д1адаккхийта воде а хьо хьадоаккхаш вале а цхьатарра къа долаш да из.
Тахан са дехар дар вай кагийча нахага, уж хьарам х1амаш дитар. Дуккха а х1амаш ма дий хьаьнала а долаш хьаде йиш йолаш.
Хьарама х1амах пайда а ийца цох вахаргва со яхаш вола саг ше 1ехавеш ва. Х1ана аьлча, хьарам х1амах пайда хургбац тахан дуненчухь а кхоана къематдийнахь а.
Уж ловзара автоматаш д1аяха Россе хьалхара дагадехарех я вай республика, тхоай хьалхаленца мехка кулгалхошта из хьалхадоаккхаш предложени а енна.

Интервью ийцар
УГУРЧИЕВ Азмат-Гири
БАРАХОЕВ Муслим



КОГДА дорога Скатертью

Хорошие дороги всегда считались одним из главных достижений власти. Это потому, что у слабого государства, занятого элементарными проблемами выживания, в запасе столько нерешенных и не решаемых вопросов, что ей только в последнюю очередь удается уделять внимание этой важнейшей для всего населения сфере. Не случайно, самое первое мнение многочисленных гостей о новом месте складывается под впечатлением состояния дороги, по которой они туда приехали, а мы знаем, что, как правило, именно это впечатление всегда оказывается и самым достоверным.
Исходя из такой закономерности можно с удовлетворением отметить, что по данному показателю наша республика выгодно отличается от большинства российских регионов, даже от тех, которые все последние годы не подвергались социально-экономическим потрясениям и имели возможность для спокойного, устойчивого развития.
Прокладка новых асфальтовых дорог во все населенные пункты, в том числе и в те, где раньше и грейдерные дороги считались роскошью, оперативное, технически грамотное обслуживание действующих коммуникаций, строительство современных мостов, создание объездных путей для снижения интенсивности движения – вся эта многоплановая работа ведется в Ингушетии с активной нагрузкой, а если учитывать ограниченность дотационного республиканского бюджета, этот факт можно смело отнести к несомненному достижению молодой республики.
Такое подчеркнуто приоритетное отношение к проблеме, которую еще в середине позапрошлого века гениальный русский провидец Н. В. Гоголь назвал одной из двух главных бед Российского государства, делает честь республиканскому руководству, тем более, что вторая главная беда, о которой шла речь в знаменитом высказывании, слава Богу, никогда не была присуща нашему народу.
Однако, вернемся к дорогам, которые, как красноречиво свидетельствует рекламный плакат возле Ингушавтодора, объединяют Россию. Несколько дней назад центральное телевидение показало сюжет о заседании федерального правительства, на котором резкой критике подверглись ведомства, отвечающие за строительство новых дорог, а также за их техническое обслуживание и ремонтные работы. Из всех выступлений самое большое впечатление на меня произвели слова премьера М. Фрадкова, который также не преминул сослаться на высказывание Н. В. Гоголя, но от себя лично к двум названным прибавил и третью национальную беду России, а именно, неумение наших чиновников с пользой для дела использовать громадные финансовые средства, вкладываемые государством в стратегически важные проекты. На заседании говорилось о бесконтрольности расходуемых денег, о так называемых «ямочных ремонтах», что в сущности является гениальной авторской находкой российского чиновничества, которому с помощью этой хитрой формулировки и с большим успехом для личной наживы удается отмывать бюджетные деньги.
Таким образом, на фоне кризисного состояния отрасли в целом по стране, весьма успешная работа нашего республиканского автодорожного предприятия, которое последние четыре года возглавляет Казбулат Хасанович Горчханов, приобретает для всех нас дополнительную значимость. Мы хорошо помним, как совсем недавно острейшая проблема бездорожья считалась в нашей республике настолько неразрешимой, что в процессе выборной кампании любого уровня каждый кандидат в депутаты обычно начинал свою предвыборную агитацию с обещания проложить новые дороги и отремонтировать старые. Правда, иногда с целью избежать подозрения в голословности, для неимущей части электората подворно раздавались мука или сахар, но, все равно, перспектива в кратчайшие сроки покончить, по меткому выражению Остапа Бендера, с «бездорожьем и разгильдяйством», всегда считалась у населения на первом месте. Тем более требовалось для этого всего-навсего отдать свои голоса за самого «перспективного» кандидата, а потом терпеливо ждать, пока избранный «слуга народа» выполнит свои обещания. Кстати, говорят, что некоторые наивные избиратели ждут до сих пор, хотя, если бы люди элементарно разбирались в конституционных полномочиях ветвей власти, они легко могли усвоить, что в функцию членов Народного Собрания отнюдь не входит наведение мостов и асфальтирование проселочных дорог. Беда как раз и заключается в том, что именно представители исполнительной, а не законодательной власти, то есть чиновники, отвечающие за реальную работу во благо населения, назначаются на свои должности, минуя всякие выборы, и поэтому свободно обходятся без всенародного доверия…
Ладно, оставим политику в покое, тем более, как мы отмечали выше, нынешнее состояние дел в автодорожном хозяйстве республики не только не заслуживает сравнения с негативными процессами, происходящими в отрасли, а напротив, может служить примером того, как разумное, по хозяйски рачительное использование даже скудных бюджетных ресурсов способно дать замечательные результаты.
Ингушское автодорожное предприятие было основано в 1993 году, почти сразу после образования Ингушской республики и на сегодняшний день считается одной из крупнейших и наиболее успешных организаций, где трудятся около 700 человек. На балансе Ингушавтодора находятся 920 километров автомобильных дорог, соединяющие все населенные пункты республики. Филиалы предприятия расположены во всех четырех районных центрах и в гг. Назрань и Карабулака, подведомственные ДРСУ и проектно-сметная группа выполняют важнейшую работу по ремонту действующих коммуникаций и проектированию новых дорог. Хочется отдельно отметить сданную в эксплуатацию в прошлом году дорогу Яндаре-Сурхахи, проходящую через лесной массив и напрямую соединяющую два села. Она имеет огромное значение для жителей этих и близлежащих сел, потому что ровно наполовину сокращает расстояние и разгружает от лишнего транспорта самый насыщенный участок федеральной трассы. Инициатива строительства этой дороги принадлежала одному из самых авторитетных жителей с. Яндаре, ныне покойному Асхабу Евлоеву, который, видимо, очень хорошо понимал ее перспективное значение и поэтому лично обратился с письменной просьбой о содействии к президенту республики. Добро вскоре было получено и в результате работа была выполнена качественно и в рекордно короткий срок.
Ныне специалисты Ингушавтодора спроектировали и начали строительство трех аналогичных автодорог, намного упрощающих сообщение между населенными пунктами. Например, дорога от федеральной трассы до с. Сурхахи, минуя Экажево, которая включает в себя и сооружение нового моста в 96 метров через р. Сунжа. Другая дорогая Плиево-Ачалуки будет сдана в этом году, а жители республики, которым приходится совершать утомительные поездки в Малгобек и к трем Ачалукам через г. Карабулак, думается, по достоинству оценят преимущество нового маршрута. Очень сложной для технического исполнения казалась задумка проектировщиков провести прямую асфальтовую дорогу между селами Сурхахи и Али-Юрт и можно только представить, какие реальные удобства она сулит многочисленным автомобилистам. Работы по строительству этой дороги уже начаты.
В беседе со мной К. Горчханов рассказал о текущих делах предприятия и поделился ближайшими планами.
- В настоящее время мы завершаем ремонтные работы, накопившиеся за период зимней эксплуатации дорог, доделываем переходящие участки, оставшиеся с прошлого года. Это дорога Назрань-Долаково, подъездные пути к селам Инарки и Сагопши, реконструкция двух дорог: Орджоникидзевская-Галашки-Ялхарой и Назрань-Малгобек-Н.Курп-Терек. На 2006 год намечено строительство и реконструкция десяти новых объектов. Признаюсь, что очень много времени и средств у нас забирает выполнение незапланированных дорожных работ внутри населенных пунктов, что фактически находятся в полномочиях местных администраций, а к нашему ведомству не имеют никакого отношения. Но куда денешься и как отмахнешься от настойчивых просьб жителей сел, для которых вопросы благоустройства улиц и переулков имеют первостепенное значение, а ждать, пока дойдут руки местных властей, им не хватает терпения. Тем более, что данные просьбы полностью созвучны со строгим требованием руководства республики оказывать населению всемерную помощь. Если честно, по этой причине я уже несколько лет не могу изыскать возможность заасфальтировать улицу им. Али Горчханова в своем родном селе Плиево. Как говорится: сапожник без сапог…
Наш разговор с начальником Ингушавтодора продолжался еще долго, но главный вывод, к которому я пришел после общения с этим человеком, был следующий: когда волей судьбы и благодаря счастливому стечению обстоятельств к руководству учреждением или ведомством приходит хорошо подготовленный, честолюбивый, заинтересованный в успехе дела начальник, работа этого учреждения расцветает новыми красками и преображается настолько наглядно, что заинтересованное общество поневоле начинает задумываться о роли личности в успехе любого предприятия. Говоря проще, всем становится очевидным, что данный руководитель занимает именно то место, которое наиболее соответствует его профессиональным и чисто человеческим способностям.

К. ЛАТЫРОВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru