новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 122 (9497); вторник, 26 октября 2004 года

В МИРЕ ИСКУССТВА

В камень вдохнувший жизнь


В селе Джейрах заканчивается строительство дома-музея известного ингушского скульптора-монументалиста Руслана Израиловича Мамилова. Строится музей в его усадьбе, рядом с мастерской, где в последние годы Руслан работал. И это очень удачно: в памяти посетителей будет оставаться живое восприятие о нем. Кажется, что он где-то рядом и занят своим творчеством...
Руслана Израиловича я знал довольно давно. Особенно часто встречаться приходилось, когда он работал в своей мастерской в Джейрахе. Был он скромным, душевным человеком. В любой компании его присутствие наполняло спокойствием, располагало к неторопливой душевной беседе. На какие-либо события он появлялся в грузинской войлочной тюбетейке. И она ему очень шла. Все было в нем гармонично: и одежда, без вычурности, и внешний облик, и спокойная тихая речь. Не раз, молча наблюдая за ним, внутренне думал про себя: пусть Всевышний продлит твои годы, Руслан…
Родился Руслан Израилович в 1928 году в г. Орджоникидзе, здесь же окончил среднюю школу и одновременно посещал изостудию Орджоникидзевского Дома Красной Армии. Еще с детства он любил рисовать, постоянно что-то лепил из пластилина. Он самостоятельно занимался живописью, скульптурой, но работы никому не показывал. Юноша, как все талантливые люди, был скромен и не решался кому-либо показывать свои работы, и лишь однажды Махмуд Эсамбаев случайно увидел его несколько скульптур. И это определило его дальнейшую судьбу.
Руслан растерялся, когда знаменитый артист, не сказав ни слово, взяв его за руку, повел в театр оперы и балета Киргизии. Здесь представил художникам и гордо отрекомендовал:
- Этот молодой человек - талантливый ингуш. Его надо определить на учебу. И учиться он должен в мастерской скульптора, народного художника Киргизии Ольги Максимилиановны Мануйловой…
Так началась осуществляться мечта Руслана. В художественном училище Кергизии в то время не было скульптурного отделения. Р. Мамилов учился и работал в мастерской Ольги Мануйловой. Его творчество привлекло внимание известной художницы. Ей очень понравился вылепленный из пластилина автопортрет юноши. Она поняла, что перед ней человек с очень большим художественным даром и она же дала ему первую самостоятельную работу. Ольга Максимилиановна дала Руслану эксиз В. И. Ленина и попросила начать работу: лепить 2,5-метровую фигуру вождя. Руслан отлично справился с заданием. Творчество юноши заметил и скульптор Б. Т. Пенкин, был удивлен качеством выполненной работы. Преподаватель Алма-Атинского художественного училища Б. Пенкин предложил его зачислить на 3 курс училища. Вскоре Р. Мамилов с отличием закончил училище и получил диплом с отличием. Позже молодой скульптор овладел искусством художественного литья из металла.
Руслан перенес все тяготы, выпавшие на долю его народа - спецпереселенца. А с ним можно было не считаться, его можно было унижать. Так было в годы ссылки. Но он никогда не чувствовал себя в чем-то ущербным. Внутренняя гордость и национальное происхождение было несоизмеримо выше сталинской установки "спецпереселенца". Он при желании мог и не стать спецпереселенцем - изгоем. Его мать была грузинкой, а это означало, что он может оставаться на родине. "Но нет! Он ингуш. И он полностью разделит судьбу своего народа". Так решила вся семья Мамиловых. И он никогда не сожалел об этом, как бы трудно не было.
Наконец-то наступил и просвет. Пришла так называемая "хрущевская оттепель". Осужден культ личности вождя-тирана. Снято клеймо "предатели" со спецпереселенцев. И народ стал возвращаться на родину.
В феврале 1966 года Руслан вернулся домой, в Чечено-Ингушетию. Молодого художника тепло встретили в Грозном. Здесь ему предоставили мастерскую, оказывали творческую помощь.
В мастерской Р. Мамилова вскоре можно было увидеть целую галерею портретов - героев Социалистического труда того времени: А. Кагерманова, Т. Муслиевой, Л. Барахоевой и других.
С каждым годом расширяется кругозор молодого художника, он находит оригинальные решения своих работ. Наиболее плодотворным для Р. Мамилова оказывается период после возвращения на родину.
В середине 60-х годов он пишет портреты "скульптора - форматора Д. Джабраилова", "Юноши", "Женщины" и другие.
Работы написаны с глубоким художественным проникновением. Художник стремится всеми возможными приемами, следуя законам жанра, глубоко раскрыть личность во всей необычности ее индивидуальности и в то же время найти в людях то общее, что делает их нашими современниками.
В монументальном жанре наиболее всего проявляется талант Руслана. Внутри страны и за рубежом широко известна его работа "Памятник пожарникам", погибшим в героической борьбе с огнем фашистских бомб, сброшенных на нефтяные промысла г. Грозного в годы Великой Отечественной войны. Это была борьба не на жизнь, а на смерть. В воображении скульптора она вылилась в символическую картину борьбы добра и зла. Так родился своеобразный замысел: полуобнаженный титан, сражающийся с огнем фашистской бомбы.
Старший научный сотрудник музея изобразительных искусств Чечено-Ингушетии А. Измайлов пишет: "Так, один героический эпизод борьбы грозненских пожарников вырастает в эпическую картину сражения всего советского народа с фашизмом, утверждает торжество человека над силами зла. В работе, пронизанной духом реализма, народности проявилась высокая гражданственность, личный протест против зла и насилия. … Скульптор внес заметный вклад в развитие художественной культуры Чечено-Ингушетии".
("Грозненский рабочий", 28.II-1970).
Посетившая дни литературы и искусства Чечено-Ингушской АССР в Москве в 1970 году журналистка И. Лянкина пишет: "Мне не довелось бывать в этом краю. Но дикую и величавую красоту его я увидела на живописных полотнах художников этой земли. Их картины о горных вершинах, гордо смотрящих в небо, о сочной зелени веселых долин и бурном кипении рек. Вот какая Чечено-Ингушетия!"
… Над образом современника работают и многие ваятели. На выставке целая галерея скульптурных портретов… Но, пожалуй, наиболее ярко удалось воплотить национальные особенности своего народа Р. Мамилову. Посмотрите на его скульптуру "Горянка". В ней нашли отражение лучшие черты, присущие женщине гор. Она изящна, горда, поэтична и возвышенна. И в тоже время в ее характере чувствуется твердость, умение бороться с жизненными невзгодами". ("Вечерний Лениград", 1970 г. 22 июля).
О художнике, скульпторе Р. Мамилове можно говорить и писать много и интересно. Р. Мамилов уделял большое внимание вопросам развития и становления современного художественного искусства.
Руслану Израиловичу присвоено почетное звание "Заслуженный художник Чечено-Ингушской АССР". Был он и председателем Правления Союза художников ЧИАССР, принимал активное участие в организации художественных выставок. За плодотворный труд в искусстве был принят в члены Союза художников СССР, избирался делегатом III и IV съездов художников СССР, был избран членом центральной Ревизионной комиссии правления Союза художников СССР. Творческий труд Р. И. Мамилова отмечен многими правительственными наградами.
Руслан Израилович очень любил неповторимые наши горы, свою прародину - Эрзи (снимок башни Мамиловых) часто бывал здесь, встречался с жителями гор. Природа, люди вдохновляли его на новые творческие работы. До сих пор стоит мельница, построенная Русланом Мамиловым в Джейрахе. Особенность ее в том, что она построена на небольшой речушке и помол кукурузы на водяной мельнице имеет приятный вкус. И одна из жительниц Джейраха сказала: "Каждый раз, когда я пеку чурек из помола на этой мельнице, я с благодарностью вспоминаю Руслана, спасибо ему".
Семья Р. Мамилова построила для творческих работ дачу в с. Джейрахе. Ум, обаяние, внутренняя культура Руслана Израиловича привлекали к нему многих известных людей. Супруга Мамилова, профессор, доктор филологических наук Ф. Г. Оздоева вспоминает:
- На нашей даче в Джейрахе очень часто собирались наши друзья: писатели, артисты, музыканты, художники. Некоторые гостили подолгу, занимаясь творчеством. Природа горной Ингушетии во многом способствовала этому. Наш друг, грузинский писатель Отар Иоселиани, свою пьесу "Когда арба перевернулась" написал в Джейрахе. Часто приезжали Идрис Базоркин, Шукри Дахкильгов, Мовсар Минцаев и другие. Руслан хотел открыть в Джейрахе школу искусств для детей, но не успел.
- Я очень любил бывать у Руслана, - вспоминает сценарист Р. Хакишев. - Большую часть своих сценариев я написал в Джейрахе.
Руслан Мамилов рано ушел из жизни, не успев сделать многое из задуманного, но светлая память о нем живет в народе. Вскоре откроется в горах музей, где будут собраны его замечательные работы. И люди будут благодарны тем, кто не дал уйти в забвение таланту и творчеству замечательного человека, художника, скульптора-монументалиста.


М-Б. ЦИЦКИЕВ. На снимках: Р. Мамилов, "Памятник пожарникам",
"Башня Мамиловых в с. Эрзи", Дом-музей Р. Мамилова




Тревожный сигнал из музея-заповедника

МЕЖДУ БАШНЯМИ И МОГИЛЬНИКАМИ ПРОТЯНУТ МАГИСТРАЛЬ


Судя по отчетам директора музея-заповедника М. Кодзоева, которые он ежемесячно отправляет в Министерство культуры РИ, негативное воздействие человека на культурное наследие ингушского народа осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, фермеры наносят ущерб, бесконтрольно выпуская скот пастись. С другой стороны, войска, дислоцированные на территории заповедника, одной своей хозяйственной деятельностью наносят ощутимый вред, не говоря уже об обстрелах и лесных пожарах. 22 июня текущего года около девяти часов ракетами был обстрелян район расположения детского лагеря. Той ночью, как мы хорошо помним, боевики обстреляли плоскостную Ингушетию. Военные, надо полагать, решили наутро продолжить эстафету... "Одна из ракет, - как явствует из отчета, - упала в 10-15 метрах от боевой башни Средний Озиг". Даже если не брать во внимание, что это территория заповедника, зона расположения памятника в радиусе 100-300 метров считается охранной, т.е. неприкосновенной. Но все это, увы, только на бумаге. А в августе картина вырисовывается и вовсе занятная. "Зоны ущелий Евлойхи, Гулойхи, Нелхи и Кяхкхи закрыты для осмотра, в то время как там находятся фермерские хозяйства". Получается, военные больше "доверяют" фермерам, нежели сотрудникам музея-заповедника. Интересно, по какому признаку они их разделяют? Ведь для них и те, и другие - гражданские лица. Впрочем, догадаться не сложно. В этом же отчете обнаруживается шокирующая новость - от Таргима до границы с Грузией и Чечней строится автомобильная дорога, "которая, согласно проекту, будет проходить в непосредственной близости от средневековых памятников". И далее. "Проект с нами и МК РИ не согласован. Также нет разрешения Археологического центра на производство строительных, землеройных работ". В наше время и рядовому гражданину известно, что подобные работы не могут быть начаты, пока территория не будет обследована археологами. Данное обстоятельство закреплено федеральным и республиканским законодательствами. Например, Закон РИ "Об археологическом наследии" гласит: "Производство строительных, дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, проектно-изыскательских и иных работ может осуществляться только после разработки и осуществления всего необходимого комплекса мероприятий по выявлению, учету и изучению археологических объектов, попадающих в зону этих работ" (раздел 4, ст.21, п.1). Никак невозможно было не связаться с археологами и услышать их комментарий.
- Мы уже давно добиваемся и по сегодняшний день не можем получить спецпропуска, чтобы проехать именно в ту часть горной Ингушетии, где прокладывается эта дорога, и провести там изыскательские работы.
Только успел проговорить эту фразу сотрудник Археологического центра У.Гадиев, как подошедший директор АЦ М. Мальсагов дал указание после интервью отправиться в дорожно-строительное управление и узнать, почему дорожники начали работу без согласования с ними. Неожиданно представился хороший шанс - сходить к дорожникам вместе с представителем АЦ. И его нельзя было упустить. Спасибо, что позволили им воспользоваться.
- Мы - только исполнители. У нас заключен контракт с заказчиком. Работаем согласно проектно-сметной документации, - заявил нам директор Назрановского дорожно-строительного управления А. Оздоев.
Именно этот ответ, впрочем, я и ожидала. Потому что понимала, в первую очередь, мне следовало бы связаться с заказчиком данного проекта или хотя бы с его представителем в Ингушетии. А заказчиком является Северокавказское региональное пограничное управление ФСБ России.
- Но я вам вот что скажу, - продолжил А. Оздоев. - Я тоже, как человек и гражданин, являюсь частью своего народа и мне не безразлично его достояние. Мне стоило больших усилий отговорить заказчика от первоначально выбранного маршрута прокладки дороги, так как он проходил по местности, насыщенной памятниками. Это и башни, и солнечные могильники, и водопад. Протяженность того маршрута составила бы 14 километров.
Теперь нам предстоит проложить 30 километров. Разница есть? И дальше буду делать все, что в моих силах. В ущерб нашим памятникам мы работать не будем. И я вам обещаю работать согласованно с вашей службой.
Такой подход руководителя обнадеживает. Но вопросы все же остаются.
Когда археологи смогут получить пропуска и провести работы по своей части? Когда заказчик проекта и подрядчик достигнут согласования с представителями Археологического центра и музея-заповедника?

М. КОДЗОЕВА




ЭТО ИНТЕРЕСЕНО

В какой стране больше всего роботов?
Международная Федерация Роботехники сообщила, что в 2003 году в Японии на 10 тыс. сотрудников приходилось 320 промышленных роботов, выполнявших различные виды работ. В Германии - 148, в Италии - 116, в Швеции - 99, в США, Франции, Финляндии, Австрии, Испании и ряде других западноевропейских стран - от 40 до 80-ти. В автомобильной промышленности один робот приходиться на 10 человек. За последние годы цена роботов по сравнению со стоимостью труда человека снизилась почти в 8 раз. Ныне в мире используются около 610 тыс. "домашних" роботов, которые, например, пылесосят полы и подстригают газоны. В 2004-2007 годы их число вырастет на 4 млн.

Клетки головного мозга могут лечить эпилепсию

Ученые готовы опровергнуть устоявшийся факт, что нервные клетки в головном мозге взрослых не способны восстанавливаться, пишет Medical News Today. Группа исследователей из Кливленда обнаружила, что клетки головного мозга начинают размножаться после операции по поводу эпилепсии. Это открытие, возможно, позволит по-новому взглянуть на лечение этого тяжелого недуга. Эпилепсия - заболевание нервной системы, которое не всегда поддается лечению обычными средствами. Иногда помогает оперативное лечение, но зачастую некоторое время спустя после операции припадки возобновляются. Ученые из Кливленда, США обследовали группу больных, перенесших операцию по поводу эпилепсии, с тем чтобы выяснить, восстанавливаются ли нервные клетки на месте вмешательства. Оказалось, что они, действительно, способны к восстановлению, и этим исследователи склонны объяснять частые рецидивы эпилепсии. Руководитель исследования доктор Уильям Бингман (William Bingaman) полагает, что способность нервных клеток к восстановлению после операции может открыть широкие перспективы в лечении эпилепсии.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru