новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 53 (9742) среда, 19 апреля

Дорога к сердцу

В свое время, разрабатывая модель проведения конкурса "Учитель года Ингушетии", ответственный секретарь этого теперь уже традиционного в нашей республике состязания А.З. Парчиева обращала внимание коллег на особую миссию победителя. По мнению А.З. Парчиевой, победитель конкурса "Учитель года Ингушетии" - это не только высокопрофессиональный предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, но и учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме, побуждающий детей к самостоятельному поиску новой информации, развивающий мышление и творческую активность своих воспитанников.
"Учитель года" - это одаренная личность с разносторонними интересами, увлечениями, интеллектуальный человек, наделенный такими качествами, как порядочность, доброжелательность, толерантность, отзывчивость. Победитель конкурса - это живая реклама учительской профессии.
Выбрать лучшего учителя, особенно одного, невозможно. Поэтому жюри выбирает одного из лучших, как своеобразный символ учительства. Миссия победителя - в популяризации своей профессии. В том, чтобы стать лидером, трибуном, "голосом" ярких, передовых учителей Ингушетии, бороться за права детей на качественное образование, аргументированно выражать свою позицию широкой аудитории, отстаивать интересы учительства, вдохновлять коллег на постоянное развитие и творческую активность.
Конечно, задачи, которые неминуемо встают перед финалистом конкурса "Учитель года Ингушетии", не ограничиваются только этим. Их спектр значительно шире. Именно поэтому столь высоки и требования, предъявляемые к конкурсантам. Ведь кроме всего прочего победителю республиканского тура впоследствии предстоит представлять Ингушетию в Москве, где на заключительном этапе собираются лучшие педагоги со всей страны. Оказаться в их числе - уже престижно, а достойно пройти последние испытания конкурса - значит, навсегда вписать свое имя в золотой список обладателей подлинного учительского Таланта.
Буквально на днях новый символ нашего передового учительства засияет над образовательным полем Ингушетии. Совсем немного времени осталось до старта республиканского тура конкурса "Учитель года - 2006". И как всегда, за пальму первенства на нем будут бороться лучшие из лучших, те, кто с блеском выдержал сложнейшие испытания на предшествовавших республиканскому форуму районных турах.
Честь представлять на конкурсе "Учитель года Ингушетии" педагогическое сообщество Малгобекского района по решению номинационной комиссии выпала на долю М.Т. Бековой, учителя начальных классов гимназии №1 города Малгобек. И надо сказать, что этот педагог из известного в республике инновационного учреждения образования уверенно идет к своей победе.
- У Марем Тухановны общий педагогический стаж составляет уже 16 лет, - говорит председатель номинационной комиссии, начальник Управления образования Малгобекского района З.И. Шадиев. - В гимназии №1 она работает с сентября 1999 года и за это время проявила себя как грамотный, творческий учитель, ведущий большую, целенаправленную учебно-воспитательную работу с учащимися. М.Т. Бекова постоянно повышает свой профессиональный уровень, занимается самообразованием. В данное время она учится на третьем курсе СКГТУ.
Структура всех уроков у Марем Тухановны отличается системностью и продуманностью всех этапов, включая межпредметную связь. Вся ее разнообразная работа направлена на достижение главной цели - повышение качества знаний учащихся. В этом направлении она, реализуя основные дидактические принципы, проводит упражнения различного характера по усвоению детьми сложного программного материала. Учителем активно применяется интересный наглядный и раздаточный материал, на ее уроках много игровых моментов. Поэтому и проходят уроки Марем Тухановны живо и интересно.
В целях формирования у детей устойчивого познавательного интереса к предмету, М.Т. Бекова широко использует разные формы работы со справочной литературой. Самое серьезное внимание на уроках она уделяет развитию речи учащихся. Здесь в ее активе - беседы, анализ художественных произведений, наглядные пособия и технические средства обучения.
- В каждом ребенке Марем Тухановна видит, прежде всего, личность, - продолжает З.И. Шадиев. - И отдавая себе отчет, что под ее началом закладывается фундамент знаний этой личности, М.Т. Бекова большое внимание уделяет работе со слабоуспевающими учащимися. Чтобы заинтересовать детей, привить любовь к предмету, она часто проводит внеклассные мероприятия, уроки-КВН, уроки-соревнования, литературно-музыкальные композиции, викторины, конкурсы, использует различные другие формы и методы работы. И надо сказать, что выпускники Марем Тухановны отличаются организованностью, трудолюбием и скромностью. Это с удовольствием отмечают учителя, к которым они попадают после начальной школы.
Обладая на сегодняшний день большим опытом работы, М.Т. Бекова охотно делится им со своими коллегами. Она принимает активное участие в работе методобъединения учителей начальных классов, выступает с докладами, рефератами, дает открытые уроки. На высоком методическом уровне она проводит кружковые и факультативные занятия. Все это вызывает профессиональный интерес к творческой лаборатории Марем Тухановны со стороны учителей как Малгобекского района, так и республики в целом.
Всегда открытая к общению, коммуникабельная, прекрасно знающая все тонкости своей профессии, М.Т. Бекова пользуется заслуженным авторитетом среди ученического и учительского коллективов, уважаема она и родительской общественностью. Люди всегда охотно идут на контакт с ней, зная о ее душевной щедрости и красоте. Любимая работа, которой Марем Тухановна посвятила свою жизнь, дарит ей ежедневную радость от общения с детьми. В ней она черпает вдохновение и силу на каждый новый день.
Счастье обретения себя в профессии ли, в жизни ли делает светлым и радостным трудный жизненный путь каждого человека. Через тернии к звездам - эта фраза как нельзя лучше характеризует дорогу к общественному признанию, по которой должен пройти рядовой учитель, чтобы иметь право на место в сердце своего ученика - самую высшую и дорогую награду. Воспитанники Марем Тухановны давно удостоили ее такой награды. Об этом свидетельствует их любовь к наставнице, вместе с которой они делали свои первые шаги в большую страну знаний… Пусть же и впредь не иссякнет дарованное ей судьбой счастье жить и продолжаться в своих учениках!

Г. АХМЕДОВ



Сев яровых ГУПа "Инарки"

Полеводы Малгобекского ГУП "Инарки" приступили к севу поздних яровых, которые планируют завершить до майских праздников. Об этом и другом в интервью директора этого хозяйства А. Картоева.
- Алаудин, сначала скажите: земли вашего хозяйства к какой зоне можно отнести?
- Во всяком случае не к плоскостной зоне, как некоторые специалисты и ученые стараются этого делать. Фактически наши земли относятся к предгорной зоне. Большинство из них находятся на склонах Сунженского хребта, ну и небольшая часть на Терском.
Если, к примеру, весенние-полевые работы в Алхан-Чуртской долине начинаются при нормальных погодных условиях в конце февраля, в нашем хозяйстве они всегда начинались и начинаются в конце первой декады марта. А это уже существенная разница. А в этом году они начались в конце второй декады марта из-за дождей и холода.
- Сегодня на исходе вторая декада апреля. Поэтому хотелось бы знать: что сделано за этот период, равный месяцу, вашими механизаторами?
- Должен сказать, вопрос конкретный, требующий конкретного ответа, что попытаюсь сделать, не упуская ничего, сделанного нашими полеводами за это время.
Например, вспаханная земля под ранние яровые лежала еще в феврале. Эту пахоту надо было пробороновать и продисковать. Мы это сделали, несмотря на непогоду первой половины марта, и до его конца посеяли 100 гектаров овса на зерно. Да, нелегко это было сделать в неблагоприятных условиях марта, но полеводы не подвели. И на пахоте, ее обработке под сев, потом, при самом севе особенно отличились механизаторы Борис Коттоев, Бейбулат Яндиев, Магомед и Аслан Арсамаковы. Они работали на совесть и с пониманием своего дела.
Да и сегодня на предпосевной обработке, которая делается под сев поздних яровых, эти механизаторы впереди всех остальных.
Кстати, почва полностью готова под сев поздних яровых. Если б не дождь, откровенно говоря, сегодня мы бы сеяли подсолнечник, под который отведена 250-гектарная площадь. Семенами трех сортов этой культуры Минсельхозом наше хозяйство обеспечено. Без перебоя дают нам солярку. Все вроде бы есть, только работай. Механизаторы к этому готовы.
И как только немножечко подсохнет почва, сразу же без всякого промедления выведем посевные агрегаты в поле. На севе подсолнечника задействуем два агрегата с полным снаряжением. Одна из сеялок СУПН-8 совершенно новая. Думаю, подсолнечник для наших полеводов ровно на 4-5 рабочих дней.
Затем приступим к севу кукурузы на 350-гектарном поле, из них 150 на силос, оставшаяся площадь - на зерно. Семена кукурузы хозяйству тоже привезены.
Не могу не сказать о той помощи, которую ГУПу оказывает Минсельхоз. Семена ранних, в частности, овса, поздних - подсолнечника и кукурузы, ГСМ, обо всем позаботились работники этого ведомства. И главное, вовремя этим семенным материалом нас обеспечили.
Сначала сева С. Гиреев и зампредседателя Правительства РИ Гелани Махаури дважды побывали в нашем хозяйстве. Разговаривали с механизаторами прямо в поле, были в бригадном стане, попросили нас при необходимости обратиться по мобильным телефонам прямо к ним.
А такое уважительное и деловое отношение к полеводам со стороны руководителей, как известно, поднимает настроение, настраивает на реализацию добрых дел.
- Итак, можно сказать, что ваши полеводы имеют все, что необходимо для успешного завершения сева?
- Да, имеют, и постараются полностью их использовать и завершить сев к майским праздникам.

Ш. БАТАРБЕКОВ



За ними - будущее

В первой половине апреля в Москве в течение почти недели продолжалась XIV Всероссийская конференция движения школьников "Отечество". Нашу республику на этом престижном форуме представляли ребята из Малгобекского района и, как всегда, посланцы Ингушетии оказались в числе лидеров.
- Участию в этом серьезном мероприятии, - рассказывает директор Центра детско-юношеского туризма и краеведения Р.Х. Богатырев, - предшествовала большая творческая работа наших учащихся и их наставников.
В результате тщательнейшего конкурсного отбора, проведенного нашим Центром в процессе различных краеведческих форумов районного масштаба, в Москву были направлены три наиболее яркие работы. Конечно, их могло быть и больше. Но из-за недостатка средств на предполагаемую поездку нам пришлось ограничиться в своем выборе. Две работы наших школьников сразу же получили положительную оценку и потому их авторы были приглашены в Москву, где им предстояло выступить с защитой своих докладов перед компетентным жюри.
Нужно отметить, что юные малгобекчане уже не в первый раз участвуют во Всероссийской конференции школьников "Отечество".
И не было еще случая, чтобы они вернулись из Москвы без победы. Не стала отступлением от сложившейся доброй традиции и нынешняя поездка. В секции "Земляки" в жесткой конкурентной борьбе со своими сверстниками из различных регионов России завоевала второе место десятиклассница из гимназии №1 города Малгобек Езейна Гандалоева. Ее доклад "То, что было великим, останется великим навсегда" был посвящен драматической судьбе известного общественного деятеля Висан-Гирея Джабагиева. С докладом "Славные страницы летописи города Малгобек" удостоилась третьего места Рамина Албогачиева, тоже воспитанница Малгобекской гимназии №1.
Ее рассказ о родном городе вызвал симпатии жюри.
- Безусловно, - говорит Р.Х. Богатырев, - это большой успех наших юных краеведов и их талантливых наставников - Елизаветы Тагировны Гандалоевой и Людмилы Дмитриевны Серебряковой. Ребята, с которыми работают эти замечательные педагоги, из года в год показывают свои блестящие знания истории родного края и несомненные краеведческие навыки на самых различных, в том числе и на международных, научных форумах. Они уже давно наглядно продемонстрировали, что для школьников из Ингушетии не существует недостижимых высот. Это еще раз признали члены оргкомитета и жюри Всероссийской конференции. По итогам ее работы Е.Т. Гандалоева и Л.Д. Серебрякова были награждены грамотами Министерства образования России. Так была оценена их деятельность по подготовке призеров конференции.
Не остался незамеченным и труд директора Малгобекского Центра детско-юношеского туризма и краеведения Руслана Хасановича Богатырева. Его многолетняя плодотворная работа по осуществлению в Республике Ингушетия задач, которые ставит Всероссийское движение школьников "Отечество", также была отмечена грамотой Министерства образования России.
Всероссийская конференция, проходившая в Москве, стала очередным финалом, где были подведены итоги конкурса детских исследовательских и краеведческих работ, заглянувшего во все уголки нашей страны. Ее организатор - федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования России. Совместно с Союзом краеведов России, Российским НИИ культурного и природного наследия, Российской Академией Наук, Российским комитетом ветеранов войны, представителями ведущих музеев страны Центру удалось с самого начала придать конференции высокий статус. С тех пор планка требований не снижается, что поставило этот детский форум в один ряд с самыми престижными международными конкурсами подобного рода.
Нам, к примеру, удалось познакомиться с рецензией на доклад гимназистки Е.Гандалоевой. Ее автор капитан первого ранга, участник Великой Отечественной войны В.Дукельский.
"Работа, представленная Езейной, - пишет рецензент, - вызывает несомненный интерес не только для юных краеведов. Школьница предприняла попытку, и небезуспешную, осветить одну из страниц истории Ингушетии, поведать нам об общественном деятеле, которого мы практически не знаем. Основная причина в том, что он, не приняв революции, эмигрировал и в течение многих лет, проживая вдали от Родины, вел работу по изучению и развитию общественной жизни Северного Кавказа.
Школьница коротко поведала нам о родословной Джабагиева, родившегося в конце XIX века. Мы узнаем о первом председателе парламента Горской Республики еще в период своего краткого существования Временного правительства России. Свою идею о создании единой Горской Республики Джабагиев пронес через всю жизнь.
Езейна раскрыла труднейший характер отношений в годы гражданской войны. Все было не так просто: белые и красные. Многочисленные оттенки и нюансы взаимоотношений среди пестрого населения Кавказа создавали свои трудности.
Работа выполнена добросовестно, с соблюдением требований по объему, приложены редкие ксерокопии документов тех лет. Исследование заслуживает обсуждения среди школьников-краеведов".
Завершая этот материал, хотелось бы еще раз отметить один неоспоримый факт: опыт, накопленный педагогами Малгобекского района в разных направлениях их деятельности, заслуживает обобщения и изучения. За ним, как показывает практика, будущий день ингушского образовательного сообщества.

А. ГАЗДИЕВ



ЧЕЛОВЕК с большой буквы

Как часто по истечении времени мы мысленно возвращаемся в прошлое. События и факты прошедших лет болью или радостью отзываются в наших сердцах. По волею судьбы в течение жизни нам приходится сталкиваться и общаться с различными людьми. Кого-то мы забываем, кто-то остается в памяти. А есть люди, к поступкам и словам которых мы возвращаемся вновь и вновь.

Поступив на факультет биологии Ингушского государственного университета, мне посчастливилось познакомиться со многими прекрасными людьми и педагогами.
Пять лет обучения в этом вузе явились прекрасной базой для моей дальнейшей научно-исследовательской работы. Неоценимый вклад в процесс моего обучения внесла Плиева Ашат Магомедовна - доцент, заведующая кафедрой биологии ИнгГУ.
Первая встреча с этим преподавателем состоялась на лекции биологии. Я только окончила школу и стала студенткой, а она вела курс по биологии. Помню строгий и открытый взгляд, непринужденность в разговоре. С какой легкостью она объясняет материал, - подумала я, - видно это истинный профессионал, до глубины души любящий свое дело.
Наша первая лекция была посвящена этике биолога. Ашат Магомедовна много рассказывала о флоре и фауне, о научной теории происхождения всего живого. Подводя итог той лекции, она пояснила нам, что будет требовательной, как к будущим биологам. И только постоянная работа над собой, глубокое изучение биологии сделают нас настоящими специалистами своего дела. Иначе, на факультете нам просто нечего делать.
Было много интересного в моей студенческой жизни. Особенно запомнились выезды биологов в горные районы нашей Ингушетии с участием Ашат Магомедовны. С каким трепетом и любовью она рассказывала нам об особенностях и устройстве каждого живого организма. Особенно много внимания уделяла она клетке, как живому организму, о влиянии среды на организм. С большим тактом умела подходить к каждому из нас, не задевая самого личностного, умела обсуждать с нами вопросы любого характера. И это тоже имело свое влияние на восприятие нами окружающего мира, на наше становление как личностей. И тот огонек, и та любовь ко всему живому, которые сумела зажечь во мне моя учительница, остались на всю жизнь.
Именно она способствовала моему дальнейшему обучению после окончания вуза.
Ашат Магомедовна в 1979 г. окончила факультет биологии ЧИГУ им. Толстого. Любовь к избранному делу заставила ее заняться более углубленным изучением науки. В 1981 г. она поступила в аспирантуру. Обучаясь в Москве, параллельно занималась научно-исследовательской работой по специализации ВИГИС "Пути заражения животных стронгилоидами и их влияние на иммунную систему".
В 1984 г. успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата биологических наук. Не желая останавливаться на достигнутом, Ашат Магомедовна совершенствует свои познания в науке, ни на минуту не прекращая научно-исследовательской работы.
С 1984-1989 гг. она является старшим научным сотрудником отдела паразитологии в научно-исследовательской ветеринарной станции в г. Грозном.
В 1989 г. молодого научного сотрудника руководство ЧИГУ приглашает на должность старшего преподавателя кафедры физиологии человека и животных. С этого момента и начинается ее преподавательская деятельность. Наступает время, когда приобретенные знания и навыки хочется передать более молодому поколению.
К сожалению, чеченская война доставила немало хлопот семье Плиевой. Лишившись крова, пришлось переехать в г. Назрань и заново обустраиваться. С 1995 г. по 2003 г. она работает старшим преподавателем уже в Ингушском государственном университете. А с 2003 г. заведует кафедрой биологии.
На кафедре Ашат Магомедовна ведет кропотливую работу. Проводит обширные практические и лабораторные занятия, давая студентам возможность практически изучать теорию.
Она сумела сплотить вокруг себя профессиональный коллектив.
Умение общаться с людьми, открытость, контактность, компромиссность - несомненные качества лидера, коим она является. Ашат Магомедовна очень отзывчивый коллега, который в любое время придет на помощь. А более молодым специалистам есть чему у нее поучиться.
Она никогда не откажет студенту, если ему нужна ее помощь. Может дополнительно, не считаясь со своей занятостью, позаниматься с ним. Как говорит Ашат Магомедовна: "Конечная цель ее работы со студентами - воспитать человека, полезного себе и обществу. И чтобы ту научную стезю, которую он выбрал, он нес достойно".
Ингушский народ воспитывал женщин - хранительниц очага в духе монархических реалий. Ей доводилась роль домашней хозяйки, продолжательницы рода. И на этом ее значение заканчивалось. И только середина XX в., можно сказать, стала веком цивилизации для женщин-ингушек, когда они получили окно в образовательную деятельность. Ашат Плиева одна их тех прекрасных горянок - наших современниц, которая получила прекрасное образование, чей врожденный ум, интеллект, обаяние помогают ей в трудовой, научной деятельности.
Талантливый человек говорят талантлив во всем. У Ашат Магомедовны много увлечений. Самое важное из них - это выращивание цветов. Она занимается ими, насколько позволяет ей ее основная работа.
У А. Плиевой прекрасная семья - муж и сынишка, которого она растит, вкладывая в него всю душу.
В данное время Ашат Магомедовна продолжает научную работу над докторской диссертацией. Работа начата в 1985 г. в Чеченской Республике.
Пожелаем ей больших научных достижений. И пусть тот вклад, который вносится ею в науку, будет на благо нашей России.

З. СУЛТЫГОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru