новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 121 (9496); суббота, 23 октября 2004 года

Всемирный день ООН

МАХОВИК ДОБРА ВСЕГДА В ДВИЖЕНИИ…


Наши приобретения заключаются в нашей благотворительности: мы получаем, только когда даем.
Уильям Симмс




"Мы все - одна семья!" - с этих слов начали беседу со мной сотрудники управления по координации гуманитарных вопросов ООН, расположенном в г.Назрани. Офицер по гуманитарным вопросам Натали Завила и ассистент -переводчик Зарема Кличева охотно знакомили меня с работой агентств ООН, находящихся в ведении их управления. В благородное дело по оказанию помощи вынужденным переселенцам они и их коллеги вкладывают немало сил и знаний.
Как смягчить проблему людей, пострадавших в период известных событий в Чечне и Ингушетии и ставших мигрантами? Как помочь им начать новую достойную жизнь, полную надежд, а не лишений? На эти и другие вопросы отвечают своей активной работой 8 агентств ООН, действующих в настоящее время на Северном Кавказе.
Эти агентства, работая в тесном взаимодействии и в духе международной солидарности, выполняют многие задачи по оказанию помощи мигрантам и другим незащищенным группам населения .
В основе поистине грандиозной деятельности ООН - милосердие к людям. Когда-то эта известная во всем мире организация запустила маховик добра, и в выигрыше оказались миллионы страдающих людей на планете! Они, вынужденно лишенные родных домов, оказались под надежной защитой ООН. Переселенцы обрели возможность преодолевать огромные трудности . Через свои агентства ООН оказывает им поддержку в области обеспечения продуктами питания, медицинского обслуживания, образования, предоставления временного жилья. Все эти люди восприняли заботу о себе с благодарением.
Натали Завила рассказывает о том, каким образом осуществляется деятельность управления по координации гуманитарных вопросов ООН. Для этого используются разные формы работы: переговоры с правительством, визиты представителей организаций-доноров к местам осуществления проектов, связь с неправительственными организациями. В ходе нашей беседы озвучивается своеобразный девиз: "Работать, демонстрируя справедливость: никого не забывая и никому не отдавая предпочтение!".
ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН) активно работает в Ингушетии в области здравоохранения и образования. Некоторые данные, предоставленные сотрудниками ЮНИСЕФ, свидетельствуют о размахе работы в помощь детям и молодым матерям. Так, в сотрудничестве с республиканским Центром медицинской профилактики в г.Назрани были проведены учебные семинары для более чем 5000 матерей, имеющих детей в возрасте до 5 лет. Цель семинаров - улучшить знания женщин по поводу заботы о детях. Педиатрическая поликлиника г.Назрани получила в подарок от ЮНИСЕФ автомобиль "Нива". Акушерские отделения медицинских учреждений этого же города получили информационно-технологическое оборудование. Успешно осуществляется и программа "Развитие и здоровье молодежи". Оказывается помощь Центру реабилитации женщин в Малгобеке.
Реализуя задачи в области медицины, ЮНИСЕФ активно сотрудничает с министерством здравоохранения РИ. Совместно организуются конференции, осуществляется выпуск брошюр. Детский Фонд реализует и образовательные программы в школах для детей вынужденных переселенцев.
Агентство "Программа развития ООН" только начинает свою миссию на Северном Кавказе, но в этом году уже провело представительный семинар, на котором рассматривались проблемы дальнейшего экономического развития в регионе и возможность оказания содействия этому процессу.
Разнообразные программы осуществляет в Ингушетии агентство "Всемирная Продовольственная Помощь ООН" (ВПП ООН). Так, в августе нынешнего года вместе с партнерскими организациями его сотрудники распределили среди вынужденных мигрантов 445 тонн продовольствия.
Агентство "Всемирная Продовольственная и Сельскохозяйственная организация" в этом году реализовало проект по распределению семян 10 сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных инструментов среди 1639 нуждающихся семей Ингушетии (как переселенцев, так и принимающих их жителей). Полевой мониторинг показал, что результатом осуществления проекта стал урожай, превышающий 33 кг на человека. Это явилось значительным вкладом в улучшение бюджета семей.
Продолжает свою гуманитарную миссию в регионе и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Это одна из первых организаций ООН, начавших работать в Северо-Кавказском регионе после 1996 года. Одна из ее стратегий - содействие снижению уровня детской смертности и улучшению роста и развития детей. ВОЗ осуществляет серьезную поддержку информационному центру министерства здравоохранения Ингушетии медицинской литературой. По свидетельству представителей этой гуманитарной организации, вследствие тесного сотрудничества ВОЗ с министерством здравоохранения РИ в республике уменьшился уровень заболеваний туберкулезом.
Агентства ООН, в числе которых и УВКБ ООН, проводят работу обширного масштаба. Только одна внушительная цифра: начиная с 1992 года, УВКБ ООН исрасходовало свыше 107 миллионов долларов (на ноябрь 2003 года) на выполнение программ по защите и оказанию помощи лицам в ведении агентства.
Сотрудники агентств ООН, продолжающих свою благородную миссию на Северном Кавказе, всегда в поиске лучшего решения проблем пострадавших людей. Они всегда рядом с теми, кому нужны забота и сочувствие. Они помогают этим людям снова поверить в свои силы.

М. АМИРОВА




ОБРАЗОВАНИЕ

ЛУЧШИЙ КЛЮЧ К УСПЕХУ


(заметки с конференции)



"Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования…
Скорее всего мастером педагогического труда становится тот, кто почувствовал в себе исследователя".

В. А.Сухомлинский

(Разговор с молодым директором школы)

16 октября в средней школе № 3 села Сурхахи состоялась научно-практическая конференция "Система методической работы - важный фактор в повышении педагогического мастерства и качества образования", проведенная институтом повышения квалификации работников образования РИ.
С докладом выступила директор ИПК работников образования РИ, кандидат педагогических наук Фатима Налгиева. В работе конференции приняли участие работники районных управлений образования республики, руководители методических объединений, педагоги средних школ и госуниверситета.




МЕЧТЫ, КОТОРЫЕ СБЫВАЮТСЯ…

"Учитель - свеча, которая светит другим, сгорая сама"
Джованни Руффини,итальянский писатель XIX века.

ЭВОЛЮЦИЯ захватывает все пласты жизни общества. Закономерно, что и сфера образования - золотой фундамент его интеллектуального потенциала - тоже подвержена процессу обновления. Каким же образом можно поднять качество образования на достойную высоту?
Лейтмотивом доклада директора ИПК Фатимы Налгиевой стала мысль о том, что успех методической службы зависит от профессионализма педагогов. Вообще, сама система методической службы востребована ныне как никогда. Очень важно исследовать и решать острые проблемы общего образования по мере их возникновения. Часто для этого требуются конструктивные изменения в работе. Следует признать: в этом плане ИПК работников образования Ингушетии довольно мобилен. Руководство института активно откликается на все новое и адаптирует деятельность методических объединений республики к уровню современных требований. Пропаганда передового опыта, проведение курсов разных видов обучения (долгосрочных и краткосрочных) для работников образования, организация экспериментальной работы - все это в арсенале деятельности ИПК, взявшего курс на процесс модернизации в образовательном пространстве.
"Сегодня любой руководитель должен быть управленцем", - отметила Ф.Н.Налгиева. Эту истину хорошо понимают в институте, силами которого с помощью Ставропольского ИПК работников образования подготовлено 33 специалиста с ориентацией "Менеджер управления".
Реалии нашей жизни, особенно в последнее время, требуют непременного присутствия психологов в учебных заведениях. В школах некоторых регионов об этом только мечтают, поэтому и появился в июле нынешнего года в "Учительской газете" материал под названием "Если бы был психолог…". "Если бы в каждой школе был …психолог, который не сидит ненавязчиво в своем кабинете и тихо пишет свою никому не ведомую диссертацию, иногда анкетируя детей и изредка консультируя родителей, а чувствует пульс коллектива, знает проблемы и достижения каждого класса, то это было бы здорово", - читаем в столичной газете. Для школ Ингушетии эта мечта уже воплощена в жизнь. Фатима Налгиева отметила: проблема обеспечения психологами общеобра-зовательных учреждений республики полностью решена . Только в этом году учебу на специальных курсах завершают 22 специалиста. "Нам повезло с психологом, - так отозвалась о работе ИПК в этом направлении заслуженный учитель РИ, заместитель директора по научной работе школы-лицея г.Назрань Мадина Целлоева, - К нам в лицей была направлена Э.Хамхоева. Она плодотворно работает в нашем коллективе. Популярным становится анкетирование. В результате деятельности психолога мы лучше понимаем , как результативнее организовать учебный процесс" ".
Одно из достижений института в том, что его сотрудники проводят активную работу на местах. Эффективна деятельность ИПК по организации курсового обучения. Только в 2003 году курсами были охвачены 3140 специалистов. Можно лишь удивляться знергичности работников этого коллектива, способного решать многие задачи в сложных условиях. По словам директора ИПК , Ингушетия - единственная российская республика, где процесс повышения квалификации учителей осуществляется без отрыва от производства. (Следует иметь в виду и то, что работа школьного методиста - вовсе не специальность, а дополнительная нагрузка к профессии педагога). Так сколько же усилий надо прилагать, чтобы учителя, обремененные повседневными школьными делами, еще и добровольно входили в роль обучаемых! Кстати, вузов по подготовке методистов пока никто не открывал, и это также острая проблема. Для того, чтобы вырастить профессионалов, уходят годы…
Приоритетной остается задача индивидуальной работы с конкретным учителем. "Как бы ни были школы богато оснащены, главным в их стенах остается учитель. И задача педагогов состоит в том, чтобы знания стали радостью для учеников", - так высказался заместитель директора по научной работе ИПК РО Мухарбек Ахматов. И вот его кредо, выраженное довольно своеобразно:
Я и урок.
Мы неразрывны.
Мое вдохновенье, мой ум и терпенье -
Все есть в тебе, мой школьный урок!
"Мы не должны оставлять педагогов наедине с трудностями" - заметила Ф.Налгиева. И это важная задача энтузиастов методической службы.




КТО ПРИДУМАЛ "WINDOWS"?

"Современный учитель не должен бояться компьютера. Информационные технологии в образовании - это не научная фантастика, а реальность, с которой нужно считаться"
(Из выступления на конференции)

В САМОМ деле, нет второстепенных наук для нашего юного поколения! Современный школьник или студент должен быть гармонично развит. И если сегодня столь актуален вопрос о введении в практику школ профильного обучения, все же не следует отмахиваться от понятия "разностороннее образование". Согласитесь, несколько странно выглядит человек, свободно цитирующий Шекспира или Пушкина , но не имеющий понятия о том, кто придумал широко известную программу "Windows" (окна), предназначенную даже для неквалифицированных пользователей ПК… В своем выступлении "Новые образовательные технологии в системе методической службы" главный специалист Сунженского управления образования Мадина Чаниева говорила именно об этом: "Современная школа должна стать антропоцентрической. Центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик, и все цели должны быть подчинены его всестороннему личностному развитию". Помогают обновить содержание научно-методической работы , проводимой Сунженским управлением образования, новые образовательные технологии. Скажем, руководитель методического объединения, учительница русского языка и литературы Сунженской средней школы №1 Любовь Бузуртанова успешно применяет в своей практике технологию встречных усилий, а ее коллега , учительница английского языка, лауреат конкурса "Учитель года-2004" Р.Гелисханова работает по системе проектного обучения с использованием мультимедиа и Интернет-ресурсов. Говоря о современной методологии школьного исторического образования, доцент Ингушского государственного университета, кандидат исторических наук Эльза Мужухоева привела слова Ключевского о том, что история учит даже тех, кто не хочет у нее учиться… Поэтому нам, современникам, необходимо вновь и вновь обращаться к историческому опыту прошлого. Историк призвала своих коллег -педагогов "гармонизировать представления детей о нашем прошлом". Очень важно, считает вузовский педагог, "чтобы они с этим прошлым сознательно работали, извлекая из него ресурсы для жизни сейчас и в будущем". Доктор филологических наук, профессор Ингушского госуниверситета Фируза Оздоева затронула проблему развития ингушского языка. Она выдвинула идею открытия при ИПК постоянно действующего специального семинара. "Я готова возглавить эту работу!" - проявила инициативу известный профессор. "Знание языка, истории своего народа обогащает личность. Вот почему на всех факультетах нашего вуза изучается родной язык", - сказала она в своем выступлении . Профессор отметила у молодежи тягу к изучению родного языка. В этом ее убеждает собственная педагогическая практика. На первом курсе она ведет предмет "иберийско-кавказское языкознание". И вот однажды Фируза Гиреевна поинтересовалась, какова же реакция студентов на эти занятия. Отклик был единый: "Мы никогда раньше не располагали столь интересной информацией о языке. Нам учеба интересна!". Сведения об истории родного края и языке, фольклорные произведения должны стать достоянием представителей разных профессий - и юристов, и экономистов, и математиков… Ведь именно эта информация, носители которой - педагоги, формирует в их учениках любовь к Родине.

"ДАВАЙТЕ БУДЕМ БОГАТЫМИ!"
- С ТАКИМ призывом обратилась к своим коллегам- участникам конференции профессор Оздоева. Она имела в виду то, что истинное богатство человека - это его собственная копилка знаний и профессионализм. Самообразование и усвоение лучшего передового опыта - вот основа успеха преподавания. И это лучший ключ к общим победам. Об этом говорили многие выступающие. Миссия методической службы заключается именно в ориентации педагогов на повышение мастерства.
…Третий год в Сунженском районе на базе районного управления образования действует клуб Молодого учителя, в котором широко практикуются посещения мастер-классов опытных, творчески работающих педагогов. Создана и школа "Мастер-класс". Существуют центры передового опыта и в других районах республики. Так, может быть, уже пришла пора открыть при ИПК объединенную Школу молодого учителя ? Это предложение прозвучало из уст учительницы английского языка Экажевской средней школы № 3 Хавы Муталиевой. (Ее педагогический стаж - 21 год. В прошлом году 8 ее воспитанников , выпускников школы, поступили в различные российские вузы). Хава Муталиева рассказала мне в небольшой беседе о том, что в ее школе сегодня трудятся 10 молодых учителей, мечтающих о хороших наставниках. У них огромная потребность посещать Школу мастерства.
…Учитель с большой буквы Хадижат Экажева недавно ушла из жизни, но осталась в памяти своих учеников и коллег из школы-лицея г.Назрань. Ее эссе "Взгляните в материнские глаза" отражает внутренний мир высоконравственной личности и, несомненно, поэтической натуры. О Хадижат Экажевой сказала свое Слово на конференции Мадина Целлоева, призвав коллег беречь лучшие педагогические кадры. В своей речи она представила данные о психологических исследованиях, проведенных среди учителей лицея. В них содержится характеристика их главных целей. В ходе анкетирования был обнаружен значительный разброс в ответах. Мадина Целлоева обеспокоена тем, что современный учитель порой предпочитает "идти по наиболее легкому пути, сужая цели своей деятельности на индивидуальном уровне до узко- предметных, отказываясь от социокультурного их видения…". И она же резюмировала: "Представление о целях деятельности современного учителя можно получить, обратившись к самому ученику".
Интересен опыт гимназии №1 г.Назрань. Об этом поведала заместитель директора по научно-методической работе Л.Шадиева. Весь коллектив здесь условно разделен на 3 группы. В первую группу входят учителя высшей категории, готовые к работе над любой проблемой. Вторая группа объединяет большинство педагогов. Третья группа - это молодые учителя. В гимназии практикуются семинарские занятия, лекции, дискуссии, педагогические чтения, выпуск сборников-пособий, методические дни. Такая многогранная деятельность помогает педагогам совершенствовать свою методическую палитру.
Можно быть начитанным человеком, но…бездарным педагогом. Настоящий учитель - прежде всего яркая, разносторонне развитая Личность. Это и эрудит, и оратор, и психолог. Воспитайте в своем ученике стремление к информационной грамоте, и вы получите уважение к себе. Одновременно появится интерес к изучаемому предмету. Профессионал - это человек, активный в накоплении знаний .
"Есть две составляющие Учителя - мастерство и личность. Если Учитель не будет ими обладать, образование никогда не станет мощным фактором развития общества" - с этим трудно не согласиться. Правда, остается еще одна главная фигура в образовательном процессе - Ученик. Он видит в настоящем учителе друга и ждет от него помощи в реализации своих талантов. А вместе они способны на самые чудесные свершения! Вот и вся педагогика.
...Кстати, имя человека, придумавшего программу "Windows" и объединившего все компьютерные центры в единую Глобальную сеть - Билл Гейтс. Сегодня это самый богатый человек на планете. А начинал он с того, что в школьном возрасте создал простенькую компьютерную программу для игры в "крестики-нолики". Возможно, у знаменитого программиста были неплохие учителя?

ДЕВИЗ ВРЕМЕНИ: ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ…
(из материалов конференции)
"Наша молодежь сталкивается с далеко не лучшими образцами западной культуры, представляющими серьезную угрозу для ее гармонического развития. Необходимо показать школьникам, что народ, воспитанный на образцах западной культуры, не смог бы создать тех шедевров средневекового зодчества, авторство которых принадлежит нашим предкам. А также, что наш край являлся регионом активного культурного воздействия Востока и Запада. Наша культура вобрала в себя все лучшие элементы исламского Востока и христианского Запада, сохранив при этом национальное, бытовое и духовное своеобразие. Иноземное влияние не вытеснило общекавказских черт. И задача подрастающего поколения - сохранить драгоценное наследие, которое поддерживало нас в нашей непростой истории.
Эльза МУЖУХОЕВА, доцент Ингушского госуниверситета,
кандидат исторических наук.

х х х

"В объяснительной записке министерства просвещения РФ к программам по математике читаем: "Что означает владение математикой?
Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
Учитель должен стараться, чтобы ученики научились лучше рассуждать, его задача стимулировать и поощрять творческое мышление"
Исследования Мелитопольского педагогического института на базе школ региона показали, что в педагогической деятельности следует:
1. идти от конкретного ученика, опираясь на его жизненный опыт и уровень фактических знаний
2. гуманизировать процесс обучения.
В самом начале сотрудничества ученика и учителя проводится анкетирование, тестирование, собеседование по опросным листам. Дают детям элементарные знания о человеке, обучают методике самоорганизации, приобщают к самоанализу, самовоспитанию. Необходимо пробудить их деятельность, проводить конкурсы, круглые столы, тематические обзоры, разнообразить формы проведения уроков.
Принципиальным положением организации школьного математического образования становится дифференциация обучения математике в основной школе. Это означает, что осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в действующей программе, другие, в соответствии со своими склонностями, достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить: ограничиться этим уровнем или же продвинуться дальше…
Мадина КОЛОЕВА, методист ИПК РО.

х х х
Основное внимание я направляю на деятельность учеников, применяя наиболее эффективные, действенные приемы и формы обучения. Важно нацелить детей на самостоятельное решение познавательных задач. Предлагаю перессказывать прочитанное, услышанное, составлять монологи.
Педагогическая работа требует от учителя энтузиазма, воли, мастерства. Повысить интерес к изучению английского языка - вот моя задача. Например, в пятом классе на первый урок я приглашаю самых сильных учеников, чтобы пятиклассники услышали живую английскую речь. Это вызывает у них большой интерес. Они наглядно представляют себе, чему можно научиться при серьезном отношении к занятиям.
Обдумываю структуру каждого урока: какие применить приемы, какие наглядные и технические средства обучения можно использовать. Применяю на уроках магнитофон, перфокарты, игрушки, картинки. Пользуюсь беспереводными приемами обучения. В работе мне помогает проведение игр "Ромашка", "Почта", игра в поговорки…
Уже на первых уроках дети играют в "учителя". Им становится один из учеников. Остальные выполняют все его распоряжения, причем делают это с удовольствием. Эта игра оживляет урок, способствует развитию навыков диагностической речи. Провожу и физминутки - это не только разминка после напряженной работы, но и речевое упражнение. Применяю исполнение песен, считалок. Ученики их охотно разучивают.
Марем ЭГИЕВА, учительница английского языка сш № 20,
г.Малгобек.

М.ГОРТИКОВА




Рекомендации научно-практической конференции "Система методической работы - важный фактор в повышении педагогического мастерства и качества образования"

1. Активизировать в школах Республики работу по самообразованию учителей. (Создание мастер- классов, школ передового опыта, школ молодого педагога, школьных методических объединений).
2. Управлениям образования районов и городов усилить контроль за работой городских и районных методических объединений.
3. Управлениям образования, школьным , городским и районным методическим объединениям формировать "потребительскую корзину", четко отслеживая цикличность прохождения курсовой подготовки учителей, и выходить на ИПК с инициативой повышения профессионального мастерства учителя по конкретной проблеме.
4. Перевести ИПКРО РИ на кафедральную систему работы.
5. Вывести Республиканскую методическую систему из стадии функционирования в стадию развития через сотрудничество со всеми образовательными учреждениями Ингушетии. (ВУЗ-ИПК-УО-ГМО-РМО-ШМО).
6. Районным, городским методическим службам практиковать проведение научно -практических конференций, семинаров по основным проблемам образования.
7. Управлениям образования перевести контроль за методической службой районов и городов на диагностическую основу. (Путем анкетирования, сбора заявок формировать учительский спрос на повышение квалификации).
8. Ходатайствовать перед Министерством образования РИ о проведении на базе ИПКРО курсовой переподготовки с отрывом от производства.
9. Учитывая тот факт, что 90% школ являются муниципальными, организовать на базе ИПКРО хозрасчетные курсы для слушателей конкретных сел и городов.

Ученый Совет ИПК РО РИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru