новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 41 (9730) среда, 29 марта

ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ - НЕ ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

22 марта в назрановском офисе Международного Комитета Красного Креста состоялась фотовыставка материалов на тему "Женщины в войне".
С материалами и подборкой литературы о деятельности МККК в мировом масштабе ознакомились все приглашенные - представители творческой интеллигенции, общественности, образовательной сферы и СМИ Республики Ингушетия.
Руководитель Ингушского отделения МККК господин Озкан Бенжерен вкратце рассказал о цели организации выставки.
Выставленные в зале офиса экспозиции - это более 30 работ известных специалистов по фотографии. На них живо и красочно изображены образы женщин разных континентов - Европы, Африки, Азии и Америки.
Особенно впечатляют фотографии таких до боли беззащитных стариков с разных континентов, где прошла война.
Каждая фотография - это невысказанная боль, застывшая в глазах глядящих со снимка женщин.
Этих, таких разных по цвету кожи, по образу жизни и вероисповеданию женщин объединила общая беда - военные конфликты.
Войны, конфликты - не женское дело. Однако именно на женские плечи чаще всего ложатся непосильные тяготы военного противостояния.
Страх за родных и близких, потеря жилья и средств к существованию, ранения, постоянная угроза насилия, угроза жизни - это далеко не полный список ежедневных проблем, с которыми сталкиваются женщины, вовлеченные в военный конфликт.

Выставка "Женщины в войне" показывает, что война по разному отражается на женской судьбе: женщины становятся солдатами и непосредственно участвуют в военных действиях, или наоборот, как наиболее уязвимая часть гражданского населения становятся объектами нападения. Суровая реальность войны заставляет женщин бороться за выживание своих семей и требуют навыков, позволяющих справиться с кризисной ситуацией.
Сотрудники Международного Комитета Красного Креста, комментируя сюжеты на стендах, рассказывают о том, что делается организацией для облегчения участи женщин в конфликтных зонах.
-Наша организация уделяет особое внимание положению женщин в военное время и считает, что знание норм международного гуманитарного права является важной составной частью усилий, направленных на облегчение их участи в столь критических ситуациях.
При этом не менее важно обеспечить надежное соблюдение этих норм в интересах гражданского населения в целом.
В своей деятельности сотрудники МККК уделяют особое внимание положению женщин в военное время.
"Для того, чтобы МККК мог незамедлительно оказать помощь наиболее уязвимым группам населения, важно соблюдать "принцип оказания помощи всем жертвам." (Из проекта МККК).
Соблюдение этого принципа требует от МККК проведение соответствующей исследовательской работы. Что и было сделано за прошедший период.
Проекту, представленному приглашенным сотрудниками офиса МККК, предшествовала большая кропотливая и серьезная работа.
В феврале 1998 года Международный Комитет Красного Креста решил провести независимое исследование, касающееся положения женщин в условиях вооруженного конфликта.
В 1999 году двадцать седьмая Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца приняла план действий и предложила МККК разработать основные принципы деятельности, направленные на предоставление защиты и помощи женщинам и детям во время военных действий.
В связи с этим МККК решил провести полномасштабное исследование, которое определит, как именно вооруженный конфликт отражается на положении женщин.
Извлекая уроки из прошлого и оценивая настоящее, Международный Комитет Красного Креста стремится повысить избирательность и эффективность своей работы, призванной облегчить их участь.
Основное внимание в исследовании уделяется таким вопросам, как личная безопасность, защита от насилия, вынужденное переселение, доступ к медицинскому обслуживанию, обеспечение продуктами питания и жильем.
Кроме того, в нем рассматриваются вопросы, которым иной раз уделяется меньше внимания, например, проблема пропавших без вести родственников и последствия этого для других членов семьи, главным образом - женщин.
По всему миру МККК оказывает помощь женщинам, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов или внутренних беспорядков в тех или иных государствах, и старается обеспечить соблюдение соответствующих правовых норм.
"Мы готовы активизировать деятельность в этом направлении", - говорят сегодня представители Международного Комитета Красного Креста.

М. ДЗАУРОВА



Из когорты особых людей

"Кто на себя глядит,
Свой видит лик,
Кто видит лик свой,
Цену себе знает,
Кто знает цену,
Строг к себе бывает,
Кто строг к себе -
Тот истинно велик!"
П. ГРЕНГОР

Хочу познакомить вас, дорогие читатели, с человеком ищущим, многогранным, с базовым математическим образованием и, как сказал в нашей короткой беседе Мальсагов Азамат Арсамакович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Машиноведение" ИнгГУ: "Математики - особая когорта людей. За ними будущее. А Мовлатхан Тугановна - яркий ее представитель. Она еще и замечательный педагог-воспитатель. Советую побывать на родительских собраниях университета с ее участием".
Агиева Мовлатхан Тугановна кандидат технических наук, доцент кафедры математики, декан технолого-педагогического факультета ИнгГУ, которая поверяет алгеброй гармонию педагогического труда. Я знакома с ней более 15-ти лет.
После окончания матфака Чечено-Ингушского Госуниверситета, она работала в школе в качестве учителя математики и информатики. Кстати, в 1990 году в средней школе №2 ст. Орджоникидзевской, где мы с ней работали в ту пору, при ее самом активном участии был открыт первый компьютерный класс в трех районах: Сунженском, Назрановском и Малгобекском.
Позволю себе небольшое отступление. Это было счастливое стечение обстоятельств, когда в школе № 2, где, кстати, зарождался наш университет, работала большая группа творческих учителей, таких как Евлоева Р.М. - биолог, ныне заведующая РУНО Сунженского района, Баулиев М.М. - географ, ныне директор школы-лицея г. Назрань, Сакалова Л.Б. - математик, Насочева В.А. - химик, Гандарова Л.Б. - филолог, Терехина Л.В. - математик, моя героиня Агиева М.Т. - математик-информатик и др.
Учащиеся той поры, и мои дети, в частности, имели счастье обучаться в нужное время в нужном месте. Лик средней школы №2 ст. Орджоникидзевской озарялся призовыми местами по математике, информатике (учитель Агиева М.Т.), биологии, химии на районных олимпиадах Сунженского района и республиканских олимпиадах Чечено-Ингушетии.
Совместная работа того времени оставила у меня самые яркие воспоминания. Это было время идей, их воплощения в школьную жизнь и наслаждения процессом педагогического труда, на равных сотрудничая с учащимися.
С 1994 года, со дня основания первого Государственного университета Ингушетии, Мовлатхан Тугановна работает в этом научном храме. Начинала в качестве ассистента, старшего преподавателя кафедры математики. Но сила интеллекта, воли, сопровождающиеся полетом благородных мыслей, делают человека мудрее, увереннее, и, как следствие, он себя реализует, порою не щадя свое здоровье. Вот на такой волне Мовлатхан Тугановна в 2003 году закончила аспирантуру при Ростовском Государственном университете и защитила диссертацию по кафедре прикладной математики и программирования по теме "Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ".
Она по достоинству оценена и признана коллегами, а самое примечательное - студентами, ее питомцами, которым она готова посвятить всю свою энергию.
Интервью, которое я мысленно себе представляла, у меня не получилось, т.к. Мовлатхан Тугановна категорически отказалась говорить о себе, а рекомендовала писать о своих старших коллегах, достойных признания и уважения. Поэтому моя статья приобрела немного другой ракурс.
Благо, я знаю очень многое о ее профессионально-педагогической деятельности, о ее замечательной дружной семье и личностных качествах, как отзывчивость, великодушие, приземленность, идейность.
Решила обратиться к студентам. Моими собеседниками оказалась группа студентов III курса математического факультета ИнгГУ. Чтобы получить от них более искренние объективные ответы на вопросы и, чтобы определить реальный уровень внутренних запросов молодых людей, представившись, я спросила: "Есть ли у вас критерии оценки личности преподавателя вообще, и, если есть, то какие?" Юноши и девушки отвечали: "Внешность, профессионализм, такт, искусство общаться, знание риторики, доброта, присутствие юмора, хорошая дикция, умение увлекать своим делом или предметом, строгая одежда, порядочность, высокий уровень общего развития, знание возрастной психологии".
Не скрою, я была в восторге от такого яркого и конкретного мышления студентов. Следующий мой вопрос звучал так: "Вам посчастливилось в процессе обучения общаться с преподавателями, соответствующими вашим критериям?" Студенты назвали несколько фамилий и среди них первой прозвучала фамилия Мовлатхан Тугановны.
Я, конечно, была тайно польщена. Назову лишь некоторых студентов:
Добриева Айшат, выразила свое уважение к ней, так как этот преподаватель готов помочь в любом вопросе, увлекает своим предметом.
Галаева Ашат: "Мовлатхан Тугановна дает хорошие знания, ее внешний вид настраивает на работу, она жертвует своим временем".
Яндиев Арсен, который запомнился мне своей эмоциональностью и критической оценкой окружающей действительности, поведал: "Мовлатхан Тугановна - замечательный человек, преподаватель-психолог, ей присуще завидное искусство общения, и мы у нее учимся. Она великодушна, трудолюбива и авторитетна.
Хочу добиться высокого профессионализма в любимом деле, как Мовлатхан Тугановна".
Думаю, что мнение и оценка учащихся, независимо от их возраста, очень важны для педагога-управленца, который всецело посвящает себя, неважно маленьким или взрослым, детям. Такое признание - ничто иное, как ответная добрая энергия, несущая заряд для новых достижений и творчества.
Мовлатхан Тугановна выросла в большой дружной семьи, где все заботились друг о друге, где все построено на доверии. Она всегда тепло отзывалась об отце Тугане Магомедовиче, ныне покойном, который был образцом добропорядочности, а в школе постоянно избирался председателем родительского комитета, и матери Марьям Шабазгиреевне, которая родила и воспитала восьмерых детей, каждый из которых занял свою нишу, украшенную человеколюбием, самостоятельностью и преданностью избранному делу.
Мовлатхан Тугановна считает, что ключевой фигурой реформ образования является преподаватель. Успех внедрения системы инновационного образования в конечном счете определяется тем, насколько профессорско-преподавательский состав проникся идеологией, овладел методологией и методиками инновационного образования, включая сюда и стиль общения со студентами в конкретной аудитории с ее изменчивыми интересами и настроениями, которые значительно усложняют работу преподавателя высшей школы. Сегодня как никогда важны компетенция и активная позиция преподавателя вуза, когда в стране разрабатываются и принимаются национальные проекты по всем направлениям, в том числе и в образовании.
В 2004 году волею судьбы, выиграв грант в программе "Открытый мир" в номинации "Женское лидерство", в составе российской делегации Мовлатхан Тугановна была в Америке. (Об этой поездке была подробная информация в "Сердало" от 4.11.2004 г. автора Акиевой Фатимы под названием "Новое открытие Америки" в рубрике "Россия - США: культурные связи крепнут").
Я вспоминаю, как, прочитав эту статью, встретилась с Мовлатхан Тугановной и из "первых уст" узнала, что Программа "Открытый мир" является программой Правительства США, финансируемая Центром при библиотеке Конгресса США и осуществляемая Американскими Советами. Российский центр "Открытый мир" осуществляет программу в сотрудничестве с Американскими Советами по международному образованию.
Мне хотелось вживую послушать "американку" Мовлатхан - эрудированную, с критическим мышлением, которая может сравнить образование американское и образование российское и найти зерно, полезное своему вузу, применяя нестандартное мышление и находясь в поиске объективных закономерностей.
Поздравляя ее с творческими успехами, свое стихотворение адресую молодому ученому Агиевой Мовлатхан Тугановне.


ПОЛЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Конкурсы, задачи и брейн-ринги,
Математические вечера,
Атака мозговая, юмор, игры.
· Твои питомцы помнят, как вчера!
· Луи Пастер заметил философски:
"Счастливая случайность, как всегда,
Умы творящих чаще посещает",
А все другое - талая вода.
· "Аристотеля истина" тебе дороже.
Состояние души - казна царя.
Евклида, логичность тебе присуща.
Архимедова "Эврика" звучит в устах.
· Ты аспирантом стала, нам отрадно.
Свою достойно тему защитив,
Ты кандидатом стала вот почетным,
Даря друзьям энергии прилив.
· Секреты воспитания ты знаешь,
Деканом ведь назначили не зря,
В науку ты студентов окунаешь,
Читая матанализ им с утра.
· В плену ты интегральных исчислений.
Парящих мыслей твой красив полет.
Отыскиваешь корни управлений
Высокой пробы ночи напролет.
· Родной университет пусть процветает,
И факультетов множится число.
Престиж ученого всегда пусть возрастает,
Общенье с вами дарит нам тепло.
· Ты в женском лидерстве в Америку попала
И подарила Штатам мастер-класс.
Гордиться мы тобою не устанем,
Как не велик твой скромности запас!

Л. БОЛГУЧЕВА,
заслуженный учитель РИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru