новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 30 (9719) вторник, 7 марта

Он живет среди нас

Большая семья Аушевых, братьев Хасана и Хусейна, жила в родовой башне в селении Эгикал, главной колыбели наиболее известных ингушских тейпов. Жили дружно, помогая друг другу, вели общее хозяйство.
Хусейн и Хасан были известными и уважаемыми людьми в Ингушетии, они достойно продолжали чтить традиции своих предков, сохраняя незапятнанной доставшуюся им в наследство репутацию, более всего дорожили честью, чтили храбрость, уважение к старшим, гостеприимство.

Привычный, и казавшийся незыблемым уклад многочисленной семьи, более 20 человек, был нарушен неожиданным и чудовищным образом. Ранним морозным утром, 23 февраля 1944 года, село окружили солдаты. Было приказано в течении двух часов собраться в дорогу, в далекую и холодную Сибирь.
Страшное, непостижимое горе, сделавшее их в одночасье врагами народа, обрушилось на людей. Смятение и страх мешали женщинам собрать в дорогу необходимые вещи и продукты питания, которые можно было взять с собой, мужчин села военные заблаговременно изолировали.
Абдул-Хамиту, старшему сыну Хусейна, было в ту пору шесть с половиной лет, он и представить не мог какая чудовищная несправедливость совершалась над его семьей и его народом. Хорошо запомнил лишь плач женщин и прощание с отцом, который подошел к нему, надел ему на голову папаху и сказал: "Береги папаху и честь семьи". Отец уже знал, что поехать с семьей не сможет, его арестовали в тот же день и, как выяснилось впоследствии, без суда и следствия на 10 лет отправили на каторгу.
Такая участь в то время постигла каждого, кто пользовался уважением в народе. Хусейн был известным человеком в горах: председателем Хамхинского сельского совета.
В товарном вагоне, битком набитом людьми, в холоде и голоде ехали 16 суток. Семью Аушевых выгрузили в селе Дзержинск, Павлодарской области Казахской ССР и, разделив на три части, разместили в бараках. Аминат, матери Абдул-Хамита с тремя маленькими детьми, предстояло тяжелое выживание.
Голод, непрерывный лютый мороз и как следствие тяжелые болезни, самая страшная из которых сыпной тиф, буквально выкашивали людей, умирали целыми семьями. У Абдул-Хамита умерли брат и сестра, жизнь была очень трудной и бедной, поэтому в школу он пошел с опозданием на год. Да и давалась учеба, особенно в младших классах, трудно из-за незнания русского языка, однако по мере овладения русским языком, по многим предметам он стал превосходить своих одноклассников.
Матери Аминат он обязан не только тем, что она дала ему жизнь, но и тем, что сумела в тяжелых условиях дать ему образование, что определило в дальнейшем всю его судьбу. Жизнь Аминат, как и большинства женщин, полностью была посвящена детям. Однажды, когда он учился в третьем классе, во время урока в дверь постучали, и Мария Леонтьевна, так звали его первого и любимого учителя, открыла дверь. В дверях показалась Аминат, вид у нее был рабочего человека, она попросила сына выйти к ней. Аминат принесла ему пряники, редкое по тем временам лакомство и, несмотря на сопротивление сына, растолкала их ему по карманам, и сразу же ушла.
Учительница почувствовала смущение мальчика и решила высказать одобрение поступку матери, во время перемены все дружно ели пряники, а вечером, когда мать пришла с работы, они договорились, что она больше никогда не станет таким образом выражать свою заботу о нем.
Дети военных и послевоенных лет выглядели старше своего возраста не только внешне, но и по характеру, постоянная борьба за выживание делала детей более взрослыми, тоска была для них непривычной, поэтому реагировали они на нее не по детски.
Все эти годы семья жила надеждой на скорое возвращение отца и связывала с ним свои надежды на лучшую жизнь, но от него не было никаких вестей. Никто не знал, кого куда забросила жизнь при выселении, поэтому отец не смог найти их адрес, как не могли сделать это и они. Обращение в местные провоохранительные органы не дали никаких результатов, отношение к переселенцам было, как к врагам народа, и никто не хотел помочь семье в розысках отца. Наконец, в начале 50-х годов они получили письмо от отца, он сообщил, что осужден на 10 лет по политической статье, жив, здоров и надеется на скорое возвращение.
Эта весть облетела всех родственников, радости не было предела, оказывается, все считали, что его уже нет в живых.
Абдул-Хамиту было 13 лет и он считал себя вполне взрослым и обязанным восстановить справедливость в отношении отца, доказать его невиновность. Сначала добился от матери, чтобы она рассказала все, что связанно с отцом. Рассказ получился долгим и печальным.
В период с 1932 по 1937 годы отец работал председателем Хамхинского сельского совета, работал успешно, пользовался авторитетом среди односельчан. В декабре 1937 года, когда Абдул- Хамиту было 3 месяца от роду, отец был арестован, осужден на 10 лет и сослан на Колыму, лагерные условия были тяжелыми мало кто выдерживал их более одного года. Совершить побег было практически невозможно, но Хусейн решился на это, поскольку не мог мириться с несправедливостью в отношении себя и не хотел ждать неминуемой смерти в лагере. Побег удалось совершить втроем, но двое других были схвачены и возвращены в лагерь. Хусейн пробирался через тайгу по глубокому снегу, стояли суровые морозы, питаться приходилось корой деревьев. На исходе третьей недели полностью выбился из сил и, решив, что это конец, он забрался на дерево, чтобы звери не съели тело, смастерил лежанку, прочитал молитву и заснул, полагая, что навсегда. Ночью ему приснился сон, во сне к нему пришел старик благородной внешности, с белой бородой и сказал, что дорога его будет удачной и ему необходимо продолжить свой путь. Хусейн проснулся, почувствовал в себе новые силы и продолжил дорогу домой. Ровно через месяц он достиг родных мест, но показаться дома не решился, здесь к тому времени уже прошли обыски.
В течение 5 лет, до самого выселения в 1944 году, Хусейн скрывался в горах и был вновь арестован в день выселения, когда вышел к людям, чтобы разделить с ними их несчастную судьбу. Выслушав рассказ матери о трагической судьбе своего отца, сын понял, что может гордиться своим отцом, его мужеством и волей к жизни.
Отношение к семьям осужденных, особенно по политическим мотивам, со стороны властей, а также значительной части населения было очень неприязненным, что служило препятствием при поступлении на учебу, на работу, вступлении в комсомол и партию, поэтому многие были вынуждены скрывать судимость своих родителей.
Абдул- Хамит считал, что за отца ему стыдиться нечего и никогда не скрывал историю своего отца. Напротив подробно, в письменной форме, излагал историю своего отца при вступлении в члены КПСС, и каждый раз, когда рассматривали его кандидатуру на предмет выдвижения на руководящую работу. Естественно, биография мешала продвижению по работе, но честь была дороже.
Хусейн вернулся из мест заключения только после смерти Сталина - в 1954 году, реабилитирован он был уже посмертно.
После возвращения отца жить стало легче, у Абдул-Хамита появилось увлечение, которому он остался верным всю свою жизнь - это шахматы. Захватили они его настолько серьезно, что, участвуя в соревнованиях различного уровня, он стал добиваться значительных результатов и в 10 классе он становится чемпионом города Павлодара и области среди взрослых. Благодаря шахматам, спецпереселенец, которому запрещалось выезжать за пределы места его проживания более чем на 3 км, побывал во многих городах Советского Союза, включая Алма-Ату, Ригу, Москву.
В 1962 году, после окончания Карагандинского политехнического института, Абдул-Хамита по его просьбе направляют на работу в распоряжение Чечено-Ингушского Совнархоза, пороги которого он обивал два месяца, но трудоустроиться так и не смог. Отношение к возвращающимся домой ингушам и чеченцам у местной власти было более чем неприязненным, ею делалось все, чтобы воспрепятствовать возвращению в республику коренных жителей. После обращения с жалобой по данному факту в обком КПСС, инженера-электромеханика, прибывшего по направлению в восстанавливаемую республику, принимают на работу сменным мастером в карьер, по существу на рабочую должность, и это никого не удивляет, таково было отношение к чеченцам и ингушам. Тем не менее, он полностью отдается работе, внедряет различные технические новшества, его неоднократно поощряют и вскоре назначают главным механником Карьероуправления, избирают секретарем первичной партийной организации.
После 6 лет работы в Управлении ему предлагают должность главного инженера республиканского Вторчермета. Трудно было смириться с мыслью, что его востребованность ограничивается щебнем и металлоломом, тогда как специалисты с аналогичным образованием занимали серьезные должности в народном хозяйстве, и причина тому одна - национальность. Но отказавшись можно было вызвать недовольство партийных чиновников, и тогда можно навсегда забыть о каком- либо карьерном росте.
И на новой работе Абдул- Хамит много сил отдает техническому новаторству, его рационализаторские предложения внедряются не только на подведомственных предприятиях, но и во всей системе Союзвторчермета. Активное участие принимает он и в общественной работе, его выбирают кандидатом в члены горкома, а затем и обкома КПСС, это было хорошей предпосылкой для продвижения по службе, и 1976 году Абдул- Хамита назначают министром местной промышленности республики.
Наследство досталось ему непростое, в данном министерстве были вскрыты крупные хищения, ряд руководителей министерства и подведомственных предприятий были привлечены к уголовной ответственности, по тем временам это был громкий процесс, вызвавший резонанс по всей стране.
Нетрудно себе представить, какие сложные проблемы пришлось решать новому руководителю министерства. В короткий срок на подведомственных министерству предприятиях уже работало свыше 4,5 тысяч человек. Через три года работы в этой должности его направляют на учебу в Академию при ЦК КПСС.
После окончания Академии и защиты кандидатской диссертации, Аушев Абдул- Хамит возвращается в родную республику на должность председателя Назрановского райисполкома. На этой должности ингуши запомнили его как человека делового, честного, справедливого, готового твердо отстаивать интересы своего народа.
Столкнувшись непосредственно с проблемами района, изучив его социально- экономическое положение, он приходит к выводу, что проблемы района выпали из поля зрения руководства республики и первоочередной задачей ставит доведение до сведения руководства основных показателей, характеризующих бедственное и бесперспективное положение ингушского народа. Но прежде было необходимо проанализировать, в каком состоянии находятся другие районы республики. Тщательный анализ статистических данных показал, несправедливое распределение Совмином и Госпланом ЧИ АССР бюджетных средств между районами, большая часть которых направлялась на развитие городов Грозный, Аргун, Шали, Гудермес, в Надтеречный, Наурский и Шелковской районы, в места компактного проживания русскоязычного и чеченского населения.
В этих районах, особенно в Аргуне, были созданы десятки тысяч рабочих мест, ежегодно возводились многоэтажные жилые дома засчет средств местных советов, тогда как в городе Назрань, образованном в 1962 году, одновременно с городом Аргун, был построен за 18 лет его существования, как города, всего один 5-этажный дом и не построено ни одного нового предприятия, хотя город испытывал острый дефицит рабочих мест.
В кратчайшие сроки, с помощью членов исполкома, была разработана программа социально-экономического развития района на 1981- 1985 годы, она предусматривала строительство жилья, школ, дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, предложения по строительству в крупных населенных пунктах республики филиалов предприятий, расположенных в городе Грозном. Отставание района было настолько велико, что даже после реализации программы не достигался уровень обеспеченности объектами социальной сферы существующий в соседних районах.
Обо всем этом Аушев решил доложить на сессии Верховного Совета, на которой рассматривался перспективный план социально- экономического развития республики на 5 лет. В то время все выступления были на одно лицо, которые сводились к восхвалению курса партии и высоких достижениях под ее руководством, критика расценивалась, как фракционная деятельность, направленная на раскол партии, запрещалась по уставу и строго каралась, вплоть до исключения из членов КПСС.
Выступление Аушева было воспринято именно таким образом, хотя оно не содержало прямой критики в адрес партийных органов, в нем содержался результат проведенного анализа, обращалось внимание на невыполнение решений правительства, направленных на развитие Назрановского района, в том числе и то, которое было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации "О дальнейшем социально-экономическом развитии ЧИАССР". Депутаты и присутствуюшие на сессии хорошо знали, что указанное постановление было принято после известного митинга доведенных до отчаяния ингушей, который состоялся в 1973 году в городе Грозном.
После выступления Абдул-Хамита А. В. Власов- первый секретарь ЧИ Обкома КПСС, внимательно рассмотрев программу развития района, обещал помочь, слово свое он сдержал. В район прибыла комиссия во главе с Д. Г. Завгаевым, которая предложила программу развития животноводства, предусматривающую увеличение продукции животноводства в два раза, на это выделялись финансовые средства. В течение нескольких месяцев было построено 23 животноводческие фермы, приобретено 6000 телок, создано дополнительно 500 рабочих мест, кроме этого были выделены средства на строительство 110-квартирного жилого дома. В народе этот дом был назван домом "Аушева".
Спустя некоторое время его переводят на работу в город Грозный.
В 80 годы начались перестроечные демократические процессы, активизировались общественно-политические движения. В Чечне они приобрели вполне определенное направление на отделение от России. Ингушский народ такое решение не устраивало и они начали борьбу за восстановление своей республики в составе России. На центральной площади города Назрань состоялся многотысячный митинг, на котором ингуши озвучили наболевшие за десятилетия вопросы восстановления упраздненной в 1934 году ингушской государственности, возвращения ингушам Пригородного района. На этом же митинге было выдвинуто требование вернуть в район первым руководителем Абдул-Хамита Аушева. Время было такое, что мнение народа трудно было проигнорировать и он был избран первым секретарем РК КПСС.

Общественные процессы в районе, немного стихнув на период перевыборов руководителей предприятий и организаций, вновь стали набирать силу, митинги численностью до 50 тысяч человек стояли месяцами, ситуация в любой момент могла выйти из-под контроля. Достичь стабильности удавалось во многом благодаря уважению, которое ингуши питали к руководителю района, они видели в нем человека, готового вместе с ними до конца бороться за самоопределение и возвращение Пригородного района.
Ельцин сдержал слово - приехал в Назрань, но желаемого ингушам результата этот визит не имел, хотя впоследствии при обсуждении в Государственной Думе Российской Федерации вопроса об образовании Ингушской Республики он вспомнил свое обещание и поддержал вопрос образования новой республики.
В ноябре 1990 года на заседании Верховного Совета ЧИАССР обсуждался текст декларации о независимости ЧИАССР и ее выходе из состава России. Депутаты ингушской национальности выступили против данной декларации и приняли решение покинуть заседание в знак протеста. Заявление поручили сделать Абдул-Хамиту, который безуспешно пытался отговорить депутатов от принятия поспешного решения по данному вопросу. Решение, принятое на той сессии, без участия депутатов-ингушей, послужило началом тех процессов, которые привели к известным нам всем последствиям.
Борьба ингушей за создание своей республики завершилась принятием двух важных законов: " О реабилитации репрессированных народов" и 4 июля был принят закон об образовании Ингушской Республики.
После образования республики Абдул-Хамит возглавляет управление Центрального банка Российской Федерации по Республике Ингушетия. Начинать пришлось с нуля, у начальника не было даже рабочего места. Одновременно приходилось работать над решением таких проблем, как формирование аппарата главного управления, строительства офиса для здания банка, строительства жилья для сотрудников.
В условиях становления молодой республики решение любой из этих проблем являлось в то время делом крайне сложным, особенно на фоне непрекращающихся военных действий в соседней Чечне. Но Абдул-Хамиту удалось решить в короткие сроки все проблемы.
Среди всех наград, полученных им за долголетний и добросовестный труд, а это более 40 лет работы, Абдул-Хамит считает самой дорогой наградой Орден Республики Ингушетия за № 1 "За заслуги", как признание его весомого личного вклада в восстановление ингушской государственности и ее развитие.
Сегодня он находится на заслуженном отдыхе, радуется успехам своих детей, живет уже их жизнью, и внуки не дают ему скучать. В феврале у него день рождения, что можно пожелать человеку прожившему трудную и достойную во всех отношениях жизнь, - здоровья и душевного покоя, а главная мечта его жизни исполнилась, он живет в своей республике.

Алла
ДЗАНГИЕВА



Райские блага

Райские блага отличаются от земных. Всевышний назвал их понятными для нас словами: яства - виноградом, финиками, медом, молоком; райскую одежду - шелком, бархатом; райские дома - дворцами из серебра и золота. Если бы Он назвал все это своими именами мы бы не поняли их смысла. Разве могут плоды этого мира быть похожи на райские, когда сказано, что если люди увидят хотя бы виноградинку из самого нижнего уровня Рая Дар ус - Салям, то они забудут обо всех земных благах? А если обитатели Рая из Дар ус - Салям увидят виноградинку из Джанната Наим, то у них возникнет отвращение ко всем плодам своего уровня Рая. В такой же степени находятся соотношение даров Рая уровнем выше к дарам Рая уровнем ниже. И их соотношение таково, каково соотношение даров Рая самого низшего уровня по отношению к мирским дарам. Для обитателей Рая не существует сна, отдыха, дня и ночи. Им неведамо утомление, скука и грусть, то есть все то, что отягощает людей в этом мире.
Передают со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах1), что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Аллах1 Всевышний сказал: "Для моих праведных рабов я приготовил то, чего не видел глаз, о чем не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека". Прочитайте, если желаете, аят, в котором сказано: "И не знает ни один человек, какая радость скрыта для них в воздаянии за то, что они делали". Но обитатели Рая, оказавшись там и узнав о Всевышнем больше, будут сожалеть о каждой минуте, прожитой в этом мире бесцельно. Сказано, что люди, совершавшие грехи и оказавшиеся в Раю по милости Аллах1а, познав о Его величии, вспомнят о своих плохих деяниях и им станет стыдно. Когда люди будут помещены в жемчужные веранды на разных уровнях Рая, Аллах1 пошлет к ним гурий (райская дева), чтобы те развлекали их. На этих верандах есть серебряные и золотые ложа. На площадях Рая растут деревья, а на их ветвях колокольчики. Аллах1 повелит гуриям: "Сделайте так, чтобы Мои рабы услышали прекрасные мелодии. В том мире они остерегали свой слух… сегодня они радостны, и Я исполню данное им обещание". Гурии будут восхвалять и приветствовать Аллах1а, и выполнять его поручения. Со стороны Престола подует ветерок, от которого на деревьях зазвенят колокольчики, что развеселит обитателей Рая… Затем Всевышний раздаст обитателям Рая халаты согласно их заслугам. Они будут сотканы из золотых нитей и освещены сиянием Аллах1а. На каждом халате будет выведено "Бисмиллях1". Надев эти одеяния, люди станут возвеличивать и возносить хвалу Аллах1у. А Аллах1 через занавесь поприветствует каждого из них: "Добро пожаловать, покланявшиеся Мне рабы Мои! Я доволен вами. Довольны ли вы Мной?" Они ответят: "О Господь наш! Тебе вся наша хвала и благодарность. Как же нам не быть довольными Тобой, когда Ты так возвеличил нас!?" Аллах1 скажет: "Я окажу вам еще большее уважение". Когда они спросят: "О Господь, каким же еще большим может быть Твое уважение?", Аллах1 ответит: "Я выразил Мое довольство вами, больше Я не разгневаюсь на вас, возвращайтесь в ваши райские дворцы. Каждому из обитателей Рая будет построен дворец из жемчуга. В каждом дворе по семьдесят тысяч ворот, у каждых ворот по семьдесят тысяч деревьев, на каждой ветке по семьдесят тысяч разновидностей плодов. Перед дворцами будут течь медовые, молочные и винные реки. Когда обитатели Рая пожелают оказаться где-нибудь, то ложа отнесут их туда, куда им угодно. Если они захотят взлететь ввысь, то ложа полетят, словно птицы. Ежедневно каждому обитателю Рая по пять раз будут являться ангелы от Всевышнего с разными угощениями и фруктами на золотых подносах. Это - дар за совершенные вовремя намазы. В Раю нет ни ночи, ни мрака. Крышей Рая является Престол Всевышнего, а свет для его обитателей будет исходить от него. В то время когда обитатели Рая будут вкушать райские плоды, птицы с деревьев будут восхвалять их своими чудесными голосами. А есть они будут ради удовольствия, а не для того, чтобы утолить жажду или голод. Они не почувствуют голода, даже если вкусят от этих плодов всего лишь один раз. У них не будет никаких выделений, даже если они будут есть непрерывно. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Обитатели Рая будут есть и пить там, но не будут ни испражняться, ни сморкаться.., а съеденное ими станет выделяться как отрыжка, что будет подобно выделению мускуса (благовенный запах), и будут внушаться им прославления и возвеличивание Аллах1а, как внушается им дыхание.

М. БАРАХОЕВ



Кхоаненах дог лазаш

Укх т1ехьарча хана дукха дувц наркотикех, цо деча зуламах. Лира къовсам лоаттабой а ди денгара мел доал, дийбе мара, из зулам лаьг1луш дац. Цу хьакъехьа дувцаш, са къамаьл хилар Маг1албика района Юкъерча Ачалкхе имам волча 1алам сагаца Малароев Адамаца.

- Адам-хьажа, бусалба дингахьа диллача мел хьарам да, саг ший кхетамах, хьаькъалах толхавеш дола малар, озар, наркотикаш йохкар.
- Бисмиллах1ирохьманиррохьим. Веза хинна волча Дала, ма де, аьнна, белгалдаьча зуламех дола зуламаш да 1а хеттараш. Ше хьакхеллача ший лаьшта Дала хьарам даь да уж х1амаш.
Х1аьта, хьаьнал-хьарам къоаста а ца деш, шоай валарах кхераш боацача наха эхь хетар доацаш, къематденна хургйолча халонна уйла е а кхетам боацаш, дунен рузкъанца 1ехабенна лелаш базар я из.
Даьла раьза воаца х1амаш леладеш, Даьлацара оаг1ув лаьг1белча Даьла эг1азло 1от1аелх, Дала г1од тох. Т1аккха вайна ховш, гуш да-кх адамашкахь иман меллад, из гучадоаккхаш дола масалаш а массе ми1инге гуш да. Къаракъ, наркотикаш кхыйола корта бохабу х1ама йохкаш, Дала хьарам даьча рузкъанца хьалкхебаь дезалаш, хиллане а имане хила йиш яц. Цунах тарра е беркат а хургдац цу рузкъах.
Ший даьх - наьнах, Далла деча 1ибадатах саг воаккхаш да наркотикашца бувзам лелабар. Тахан са дезалхо, са ц1ен саг, вовзар, везар вац цу юкъе, аьнна, саг сатийна 1е йиш йолаш болх бац вайна юкъе баьржар. Х1ара бусалба саго, ший низ кхоачача боараме къовсам лоаттабе беза из болх лелабеча нахаца.
- Адам-хьажа, хьога хаьттача, селла Дала хьарам даь из зулам юхатеха, из д1а-хьа ца даржийта мишта, фу де деза аьнна хет хьона?
- Х1ара юрта а, тайпана а болаш ба хьалхле лелаю боккхий нах, иштта имамаш. Цхьан дешаца аьлча, яхь йолаш, къаман хургйолча кхоаненах дог лазаш мел волча саго, хьехарца а, наркотикаш хьарам хилар белгалдарца а, ийрча, дерригача къаман сий доадеш болх из хилар д1адувца деза къона барашта.
Бац ала йиш йоацаш, цу хьакъехьа масса йолча юрта хьехам беш ба х1ара п1аьраска дийнахьа. Вай мехка шерра даржаш латтача цу ийрчача зуламца лоаттабеш бола къовсам массане цхьана лоаттабе беза, хьо, со, аьнна а доацаш, сога хаьттача. Вай ца1аш хиларах тарра мара йохаргьяц талхача наьха ч1оаг1але а.
Дала иман, сабар совдоаккхалда вайгахьа, ше раьза волча ц1енача наькъа т1а Дала нийсдолда вай.
Баркал, Даьла раьза хилва къамаьл деш 1арах.

Р. КАРТОЕВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru