новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 21 (9710) четверг, 16 февраля

"По долинам и по взгорьям…" или путешествие в недавнее прошлое Ингушетии

(Продолжение. Начало в №№ 156, 162 (2005 г.) № 14 (2006 г.)

Мы в предыдущей главе остановились на истории основания аула Эрзи и происхождении рода, проживающего здесь изначально. У каждого рода есть свои тейповые предания и бережно хранимые исторические материалы. Мы надеемся, что наши читатели захотят их опубликовать и приглашаем всех, кто располагает таковыми, к сотрудничеству. Следующий маршрут, который предлагает автор путеводителя, начинается с Владикавказа и проходит через Джейрах - Ляжг - Эрзи - Шуан - Салги - перевал Цей-лом - Хамхи - Тхаба-Ерды - Пуй - Таргим - Ассинское ущелье - Алкун и обратно на Владикавказ. О каждом населенном пункте автор рассказывает истории со слов, проживавших там в этот период горцев. Многих давно уже нет в живых, но автор сохранил для нас, как привет из прошлого, бесценные эти строки. - Дорога от Эрзи идет самым берегом Армхи. На 3-м километре от Эрзи в боковом ущелье расположен аул Шуан. Шуан интересен своими окрестностями. Поблизости от аула на гребне горы есть святилище "Гальерды" и развалины большого замка. Здесь же по склону, заросшему азалиями, разбросан древний могильник с полуподземными склепами. Интересен вид ущелья, в котором расположен аул: аул со своими башнями и склепами опускается террасами к самому ручью, тут же живописной группой расположились надземные склепы. Ущелье темного цвета, на гребнях его видны другие аулы и склепы. Дорога от Шуана идет берегом Армхи. На втором километре на левом берегу есть святилище; оно окружено каменной оградой; у святилища много турьих и оленьих рогов, истлевших от времени и влаги.

Обитель салгхоевцев
От Шуана существует дорога на Салги через аул Хьули, но она неудобна, особенно во время дождей; лучше идти другой дорогой - берегом Армхи. Через два с половиною километра тропа сворачивает в левое боковое ущелье и идет вначале лиственным, а затем хвойным лесом. Перед самым аулом Салги довольно тяжелый подъем. Склоны горы в широких и глубоких трещинах, - результат оползней, происшедших благодаря скрытой работе подземных вод. От Шуана до Салги около восьми километров. В Салги можно остановиться у Билала Эльджаркиева (ингуш, хорошо говорит по-русски, знает все окрестности)". По этому поводу хочу дать некоторые разъяснения. Семья Билала была последней ветвью Салгхоевцев, проживавших в горах. Сын Билала - Абдул-Гапур (ему уже более 80 лет - живет в Назрани. Он рассказывал много интересного о жизни в горах, об истории рода. Семья вынужденно покинула родовое гнездо во время депортации 1944 года и обратно уже не вернулась. Подробнее об этом периоде говорится в статье "Потомки Маго". - Аул расположен на склоне отрогов Скалистого хребта. На юг от него - Хевсурские альпы, на восток - хребет Вир-Кортье (вероятно имеется в виду "Ослиная голова"). Хребет служит водоразделом бассейнов рек Ассы и Терека, на Севере причудливый Скалистый хребет с вершиной Сеска-Солса (3.200 м.). Красив бывает этот хребет в часы заката, когда прощальные лучи заливают его вершины и выступающие скалы кроваво-красными тонами. Впадины и трещины тонут в ультрамариновых тонах. В самом ауле две боевые башни; одна с пирамидальной крышей и машикулями принадлежит Билалу Эльджаркиеву и вполне доступна для осмотра до 2-го этажа. У него же на балконе старинный котел для варки пива. Этот котел медный, огромных размеров и уникальной конструкции, хранился в башне с незапамятных времен. К тому времени им уже не пользовались по прямому назначению и хранили его, скорее как историческую реликвию - тейпа Салгхой. Рядом с аулом, несколько выше, надземные склепы. Два из них интересны по форме, а именно, нишами и стрельчатым входом. Во многих склепах видны мумифицированные трупы; многие из них прекрасно сохранились. Руки, ноги, часть груди, лицо - все обтянуто высохшей, потемневшей кожей. Сохранность трупов объясняется климатическими условиями, наличием отверстий в склепах для протока воздуха и другими условиями". Я уже упоминала ранее, что в склепах салгинского поселения к нашему времени не сохранилось даже трупов, лишь отдельные части скелетов и несколько черепов с белоснежными зубами. Нарушать покой мертвых у всех народов считается кощунством, но нашлись же варвары, которым понадобились эти останки. И еще одна интересная деталь. Наши предки владели уникальным секретом мумификации трупов с использованием природных условий. И мумии сохранились, пожалуй, лучше набальзамированных всяческими снадобьями египетских фараонов. В сторону Скалистого гребня, на холме, виден небольшой аул Гу. В двух с половиною километрах к юго-востоку, на другой стороне оврага, находится известное святилище "Маги-ерды". Дорога к нему идет среди соснового и лиственного леса. Святилище расположено на самом гребне хребта, обрывающегося страшной крутизной на юг. Внешним видом святилище напоминает склеп с двускатной уступчатой кровлей. В плане святилище имеет вид прямоугольника (4,97 м. х 10,34 м.); дверь с западной стороны, ближе к северной стене. В южной стене узкие щели - окна числом четыре. В стенах ниже и каналы-тайники для хранения в них церковной утвари. Святилище разделено стрельчатой аркой на две части. Поперек святилища, под сводами кровли, протянуты в несколько рядов деревянные балки. В восточной половине - каменный, кубической формы престол. На южной арке заметно вдавленное изображение креста. С восточной, северной и частично западной сторон святилище окружено каменной оградой. Постройка, несомненно, - христианский храм. Несколько выше по гребню другое полуразрушенное святилище - "Сеска-Солса". Все пространство между святилищами занято полуподземными склепами и подземными могильниками.

Наследие Маго
Несколько ниже святилища "Сеска-Солса" руины древнего замка и городища с массой интересных архитектурных деталей. Здесь же надземный склеп, где по преданию, похоронен легендарный герой "Сеска-Солса". Месторождение для замка выбрано очень удачно - отсюда прекрасно видны четыре ущелья с их тропами и речными путями. О строителе замка и его прошлом Билал Эльджеркиев передает так: "Маго - имя собственное, он выходец из Аравии. Придя в эти места, Маго выстроил замок и святилище на горе между двух ущелий - Салгинским и Кадыль-чоч. У него было четыре сына: Андрей, Цекма, Чинда и Чопик. Чинда ушел в Чечню, Чопик в Казбек. Сын Андрея Мамель поселился на месте настоящего аула Салги и выстроил башню. Маго дожил до глубокой старости и почитался как святой. Билал считает себя тринадцатым поколением из рода Маго. От Андрея произошли Дзауровы, Пугиевы, Эльджеркиевы, Додовы, Марзиевы. Как рассказывали старожилы, владения Маго - это было настоящее мини-государство, хорошо укрепленное и неприступное. Доступ во владения Маго имели только Тумгоевы, и то в силу родственных связей. С годами связи расширялись, постепенно стирались границы. И теперь, напоминанием о тех временах служит лишь городок мумий высоко в горах в густой чаще леса. По словам горцев, бывавших там, жителей поселения смерть, вероятно, настигла внезапно. Каждый встретил свой последний миг за тем занятием, которым он в это время занимался. Мумии, обдуваемые перекрестными ветрами, хорошо сохранились. Особенно впечатляет мать, застывшая над колыбелью, в которой лежит младенец.

- Цекма дал начало Оздоевым, от Чинды происходит большой род Чинхой, проживающих ныне в Чечне. Большинство из них не знает о своем происхождении. И только старшее поколение пытается поддерживать угасающую связь родов.
От Чопика, который ушел в Грузию, также пошел самостоятельный род.
Знаменитый Казбеги, как утверждают потомки Маго и исследователи, происходит от Чопика.

"Дорога от аула Салги проходит несколько в стороне от аула Гу. В полутора километрах расположен аул Хани. Здесь три боевые башни, две из них с пирамидальными крышами, с машикулями и крестами по стенам. Третья башня с плоской кровлей с возвышающимися углами, украшенными конусообразными камнями. Одна из стен украшена квадратами в форме ромба. Башни принадлежат фамилии Ханиевых. К одной из башен примыкает замок с двориком, жилыми башнями, лестницами, каменными мешками и тайником. В настоящее время замок сильно разрушен и приспособлен для загона скота. Он сильно загрязнен и недоступен для осмотра. В одном километре от Хани расположен аул Лялаг с тремя громадными боевыми башнями. Две из них не имеют крыш. Помимо боевых, в ауле много жилых башен, которые отличаются большей величиной по сравнению с виденными ранее. Аул красиво расположен амфитеатром на фоне Скалистого гребня. В самом ауле и близ него имеются надземные склепы. Один из них уже полуразрушенный, имеет на боковой стене различные изображения, нанесенные краской коричневого цвета: концентрические окружности, лук, всадники. От аула Лялаг тропа пробирается оврагами среди зарослей азалий и других растений. Грунт здесь глинистый и во время дождей путь делается несколько затруднительным. Недалеко, с левой стороны, развалины заброшенного аула Кязи. Выбравшись из оврага, тропа выходит на пологий склон и поляну, в конце которой вертикально поставленные каменные плиты. Это высшая точка перевала "Цей-лом". Вокруг сплошь поляны с альпийскими лугами.
Виды отсюда очаровательны, один лучше другого.
На юго-востоке снеговая цепь Хевсурских гор; на восток - долина реки Ассы с уходящими вдаль на восток горами к аулу Цори и в Чечню. С севера и северо-востока все пространство замыкается Скалистым хребтом. Этот первый служит и водораздельной линией, можно наблюдать, как одни ручьи бегут на юг к Армхи и на северо-восток к Ассе. От аула Салги до перевала около шести километров. Спуск идет лесами по склонам больших и глубоких оврагов - ущелий. В глубине ущелья виден аул Бишт. По пути, несколько в стороне, расположено святилище обычного типа, а по склонам горы обширный древний могильник. Недалеко аул Кост с древним могильником. Внизу, на север, небольшое, но густонаселенное ущелье с целым рядом аулов: Карт, Коли, Верхний и Нижний Лейми, Отзык, Эйкал, Верхний и Нижний Бархин. Для любознательного и интересующегося туриста нелишне будет заглянуть в это ущелье; там он познакомится с бытом и укладом жизни населения, которое продолжает еще жить в древних башнях; с многочисленными и интересными памятниками древности, с крепостной, башенной архитектурой. Наряду с архаичностью можно увидеть и культурное начинание: кооператив. Опускаясь все ниже и ниже, тропа приводит к аулу Хамхи. Некогда это был большой аул, именем которого называлась вся окружающая местность - "Хамхинское общество". В настоящее время аул почти заброшен. В летний период сюда наезжают прежние обитатели, пригоняя свои стада с плоскости для пастьбы на горных участках. В ауле несколько жилых башен. Одна принадлежащая Берту Коциеву интересна своей полукруглой пристройкой, образующей как бы дворик. Недалеко от аула несколько громадных двускатных склепов. В ауле полуразрушенный склеп с поминальной камерой, открытой с фасада; крыша уступчатая, двускатная. Эта форма редка и встречается еще в Эрзи, Таргиме, Вовнушках и Эгикале. Аул Хамхи расположен на левом берегу Ассы. В этом месте горы образовали широкую и обширную котловину, с постоянно дующими ветрами и засушливым климатом, напоминающим Джераховское ущелье на отрезке Военно-Грузинской дороги.

Храм Тхаба-Ерды
В трех с половиною километрах, вверх по Ассе, на правом берегу находится знаменитый храм "Тхаба-Ерды" (в честь 2000 святых). В настоящее время храм в полуразрушенном состоянии. Стены в больших трещинах и местами покривились, своды обвалились. Храм украшен богатым карнизом, с рельефными рисунками характерного грузинского плетения. Интересно по обработке алтарное окно восточной стены, богато украшенное плетениями, рельефными изображениями и колоннами. Интересна также западная стена, с дверью и аркой, в поле которой рельефные изображения человеческих фигур. Внутри храм делится арками на четыре части: алтарь полукруглой формы. Храм основан в IX веке. Строителями были грузинские мастера, что отразилось на планировке и на украшениях. По всей вероятности, позднее храм подновлялся, перестраивался, благодаря чему многие украшения вделаны в стены без всякого смысла и нужды. Многие скульптурные украшения вделаны в окружающую храм ограду, от которой осталась лишь бесформенная груда развалин. С западной стороны сохранились столбики входных ворот. Некоторые из рельефных украшений храма находятся в Ингушском музее. Здесь же можно видеть небольшую модель этого храма, прекрасно исполненную художником Козюлиным. Около "Тхаба-Ерды" находится обширный древний могильник. Неподалеку на север расположен аул Хайрах, а вверх по течению Ассы аул Пуй, с интересной по форме боевой башней. Почти весь аул в живописных развалинах, среди которых несколько сакель с обитателями. Все окружающие поля засеяны пшеницей.
Немного севернее аула Пуй в Ассу, с правой стороны, впадает река Азы-чоч, пробегающая по ущелью Тхаба-чоч. Все горы на запад, юг и юго-восток покрыты густым лесом.

Аул Таргим
Вниз по течению реки Ассы, на правом берегу в четырех километрах от Тхаба-Ерды, расположен многобашенный аул Таргим. В нем четыре боевых башни; некоторые из них украшены крестами. Кроме боевых башен есть и жилые; некоторые из них до сих пор служат жильем. Неподалеку от Таргима на юг, на правом берегу Ассы, интересный замок со стеной и башней. Внизу подземные склепы, принадлежащие владетелям замка. На Север от Таргима, через ручей, обширный надземный могильник, состоящий из разнообразных по форме и величине надземных склеповых сооружений. Тут же небольшое столпообразное святилище. На противоположном берегу реки Ассы у входа в ущелье интересное святилище с уступчатой крышей; в его лицевой стене ниша и отпечаток человеческой руки. Близ него развалины древнего христианского храма ("Алби-ерды"). Река Асса одна из главных рек Ингушетии; она берет начало в горах Хевсурии, с Главного Кавказского хребта. Сначала она проходит по территории Хевсурии по Архотскому ущелью и около селения Колотай вступает в пределы Ингушии. Этот путь река протекает по узкому ущелью, среди скал, громадных камней и только около аула Пуй вступает в широкую котловину, пройдя по которой семь километров вступает за аулом Таргим в узкое ущелье Скалистого хребта. Далее, минуя хребет, протекает по ущелью Лесистого хребта и, наконец, выходит на плоскость, где впадает в реку Сунжу. Дорога от Таргима идет вниз по Ассе, по Ассинскому ущелью. Асса извивается среди обломков скал, громадных камней, вся в пене и брызгах. Ущелье по живописности и красоте превосходит знаменитое Дарьяльское. Отдельные скалы, склоны хребта: все покрыто лесом. Частые мостики перебрасывают тропу с одного берега на другой; тропа, как и река, пробирается среди громадных, сорвавшихся с гор камней и целых скал. Шум Ассы заглушает человеческие голоса. В одном месте, посреди реки, громадная оторвавшаяся скала, вся в сосновых деревьях.

След абрека Зелимхана
На самой вершине остатки замка с башнями и стенами. В этом замке часто скрывался известный абрек Зелимхан, убитый в 1913 году. Во многих местах по скалам видны цифры, показывающие высоты и направления, - остатки изысканий по проведению перевальной дороги. В одном месте надпись "вход в туннель", откуда железная дорога должна была бы проходить тоннелем часть Скалистого хребта, с выходом в Хамхинскую котловину. В некоторых местах тропа ступенями вырублена в отвесных скалах. В других местах тропу сорвало подмывами Ассы. В одном месте, против мостика, Зелимхан устроил засаду, откуда произвел нападение на отряд войск, посланных для его поимки. Отряд возвращался после тщетных поисков Зелимхана, захватив его жену и детей в качестве заложников. Застрелив начальника отряда и убив порядочное количество людей отряда, Зелимхан скрылся.

Все ближе к равнине
Перед хутором Ерш Асса покидает Скалистый хребет и вступает в ущелье Пастбищного и Лесистого хребтов. По пути среди леса имеется сернистый источник с сильным запахом сероводорода, такой же источник бьет на противоположном берегу Ассы. Эта часть пути не так дика и грандиозна, но тоже очень интересна и разнообразна по видам. Горы делаются все ниже и ниже, все спокойнее по очертаниям и, наконец, в просвете ущелья открывается далекий горизонт и небо, - это выход из ущелья. За ущельем в двух километрах селение Верхний Алкун, а за ним в полутора километрах Нижний Алкун, два больших предгорных ингушских аула. От Таргима до Нижнего Алкуна около двадцати пяти километров. Нижний Алкун - большое ингушское селение. Все дома здесь носят влияние города; двухслойная кровля, крытая черепицей, кирпичные стены и прочее, только планировка своеобразна. Это излюбленный горский, в частности, ингушский тип построек; все комнаты идут в ряд и лицевым фасадом выходят во двор. Так что, когда едешь по ингушскому селению, то улица представляет сплошную линию плетней, из-за которых виднеются крыши домов. Жители занимаются хлебопашеством, домашним хозяйством.
В некоторых домах можно встретить золотошвейные работы девушек, но это искусство уже вымирает. В ауле две лесопилки, работающие с помощью воды реки Ассы.
В Нижнем Алкуне можно иметь арбу и через хутор Мужич, гору перевальную, Ахки-Юрт, Галгай и Новый Джерах доехать до Владикавказа. Путь составляет 50 километров. Селения Шолхи, Галгай, Новый Джерах образовались при советской власти и заселены жителями из горной полосы Ингушетии. На Владикавказ еще можно попасть от хутора Ерш, откуда дорога сворачивает на Запад и через селение Ангушт выходит на Владикавказ". Обратите внимание - все наименования этих и некоторых других сел после депортации ингушей были изменены, но они не прижились среди коренного населения. Жители этих сел по-прежнему называют их своими историческими наименованиями.

В глубь веков по горным дорогам
Этот очень большой и интересный маршрут, предлагаемый автором путеводителя, включает в себя такие диковинные названия горных аулов, о которых многие даже не слышали. Некоторые нам знакомы из книг.
Вот этот маршрут:
Владикавказ - Солнечная Долина - Эрзи - Салги - Хамхи - Тхаба - Ерды - Вовнушки - Гул - Цори - Оасег - Никоты - Ный - Пялинг - Хайрах - Таргим - Ерш - Алкун - Владикавказ.
"Этот маршрут захватывает почти весь горный район, часть предгорной и плоскостной Ингушетии. Начиная от реки Ассы, дорога проходит по мало доступным местам, особенно от аула Цори, где путь пролегает по высоким отрогам и склонам Скалистого гребня. Маршрут этот, особенно в последней части, совершенно недоступен для туриста, малоподготовленного к тяжелым горным перевалам.
Экскурсия по указанному маршруту займет около двух недель.
От Ассы из Хамхи мимо Тхаба-Ерды дорога вступает в ущелье Тхаба-чоч, тропа идет рядом с речкой Азы-чоч. Ущелье это полно зелени.
На седьмом километре заброшенный живописный аул Вовнушки, замыкающий вход в боковое ущелье с аулами: Гент и Голух, из которых Голух оставлен жителями.
Вовнушки в переводе на русский язык значит "место башен" и, действительно, вся скала, начиная от подножия до самого верха, увенчана башнями. Последняя, тонкая как игла башня, резко режет синеву неба.
На противоположной стороне на такой же скале тоже остатки башни.
У подножия аула надземный склеп с поминальной камерой.
На другом берегу Азы-чоч аул Бирк. В одном месте река образует красивый водопад.

Аул Цори
На десятом километре тропа сворачивает влево - в боковое Цоринское ущелье. Здесь протекает небольшая горная речонка, которую приходится переходить 18 раз. В четырех километрах от входа в ущелье на порядочном подъеме расположен Аул Цори, один из живописнейших и труднодоступных аулов Ингушетии. Цори занимает небольшую покатую площадь гребня. Сакли и башни стоят вплотную. Общая картина дает впечатление монолитности, единства. Над всеми постройками высится стройная боевая башня с угловыми зубцами и машикулями. Здесь можно наблюдать всю незатейливую и тяжелую жизнь горцев. Некоторые из жилых башен обитаемы. В ауле две боевые башни, порядочное количество надземных склепов. В 1928 году в одну из боевых башен заперся кровник, защищаясь от нападающих, и только прибывавшей на место происшествия милиции он сдался, выйдя из башни, где провел два дня. В шести километрах от Цори расположен аул Гул, стоящий на границе с Чечней и Хевсурией. Путь к нему идет через перевал Ордзул-Корт (2.315 м.). На самом перевале каменный столб. С перевала открывается красивая панорама. На запад - снеговые горы. В бинокль можно различить тропу от селения Чми (у Джейрахского укрепления на Военно-Грузинской дороге) через Санибанский перевал. К Ассинскому ущелью из Цори можно пройти той же дорогой и другим путем, идущим по отрогам Скалистого хребта на большой высоте. Тропа проходит через аулы: Оасег, Никоты, Ный, Пялинг и выходит в Ассинское ущелье к аулу Хайрах, близ развалин "Тхаба-Ерды". Этот участок маршрута идет по совершенно неразработанной горной тропе, и туристу, незнакомому с горными переходами, он будет труден и вряд ли доступен. Как знать, может именно это и спасло некоторые высокогорные села от любителей "сувениров", растащивших даже человеческие черепа из могильников. В следующем, заключительном разделе мы расскажем о плоскостной Ингушетии, какой она была в начале тридцатых годов прошлого столетия.

(Продолжение следует)

М. ДЗАУРОВА








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru