новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 17 (9706) четверг, 9 февраля

Для кого праздник, а для кого день глубокой скорби

Опять как всегда 23 февраля наша страна будет отмечать всенародный праздник - День защитников Отечества. Праздник, действительно, всенародный.
Во всей России нет, наверное, ни одной семьи, кому он не был бы близок и дорог.
Разве мы не гордимся нашими братьями и сыновьями, которые служат в армии! Разве мы не чтим память своих отцов и дедов, которые умирали на фронтах Великой Отечественной, защищая нашу Родину от фашистских оккупантов! Конечно, гордимся и память мы чтим. Но у меня вызывает противоречивое чувство, более того, невольный протест сама дата проведения этого праздника: 23 февраля. Так уж сложилось исторически, что именно этот день стал самым черным днем для народов Ингушетии и Чечни. 23 февраля 1944 года, ровно 62 года назад, ингуши и чеченцы - дети, старики, женщины, те, кто ушел на фронт, и те, кто оставался дома - все до единого были объявлены врагами народа и под дулами винтовок, автоматов и пулеметов погружены в скотские вагоны и сосланы на вечное поселение в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
Долгих тринадцать лет скитались они на чужбине. Почти половина населения вымерла за это время от тяжелых нечеловеческих условий, на которые обрекла их сталинско-бериевская клика.
Сейчас, казалось бы, весь этот кошмар остался позади. Был развенчан культ личности Сталина. Многие из тогдашних руководителей были наказаны, отстранены от должностей, лишены званий и правительственных наград, многие уже почили, ушли, как говорится, в мир иной. Политические заключенные, - а они исчислялись миллионами, - были выпущены из тюрем и лагерей. И народам, изгнанным с родных земель, было дано право вернуться к очагам своих домов, к могилам предков.
Но память человеческая!.. Ее не убьешь. Она живет столько же, сколько живет и сам народ.
Могут ли ингуши и чеченцы забыть годы своего выселения, пребывания в ссылке, тюрьмы и лагеря, через которые пришлось пройти, трупы близких, которые оставались незахороненными, надругательства, бесконечные унижения, оскорбления?! Конечно же, нет! И помнить об этом нужно не для того, чтобы мстить кому-то или же задним числом сводить счеты с кем-то.
Помнить об этом нужно для того, чтобы подобное в нашей стране никогда более не повторялось!
Каждый год 23 февраля более чем полуторамиллионное население ингушей и чеченцев отмечает как день всеобщей скорби. Люди молятся в мечетях, посещают могилы своих предков, делают жертвоприношения.
А как же, спрашивается, быть с празднованием Дня защитников Отечества?! Получается как-то не по-человечески. Почему ингуши и чеченцы поставлены в столь нелепое положение?! Разве они не россияне?! Разве и они не горят желанием участвовать во всенародном празднике?! Конечно, горят: не то слово. Но они не могут позволить себе этого, потому что у них этот день -день глубокой скорби.
Невольно задаешься вопросом: о чем думало наше правительство, чем руководствовались депутаты Государственной Думы, когда дату 23 февраля, именно 23 февраля, а не 22 или 24 февраля, объявляли всенародным праздником России?! Ведь известно же всем, - и политикам, и историкам, и писателям, - что 23 февраля никакую смысловую историческую нагрузку не несет. Дата названа чисто формально. И потому многие изначально не были согласны с тем, чтобы этот день отмечался как день создания Красной Армии.
Еще в 1933 году советский маршал К.Ворошилов писал в газете "Правда":
"…приурочивание празднества годовщины РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия) к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами". Приблизительно это же утверждал и писатель, автор известного романа "Порт-Артур" Александр Степанов. Думаю, нет необходимости приводить еще какие-либо доказательства. Если кто желает получить более подробную информацию по этому вопросу, пусть заглянет в архивные документы и все ему станет ясно.
Учитывая все вышеизложенное, предлагаю: перенести дату празднования Дня защитников Отечества с 23 февраля на другой день. Нельзя же называть всенародным праздником день, когда одни поздравляют друг друга, поют, пьют и пляшут, а другие скорбят, молятся и плачут! Тем более, что сделать это совсем не сложно, лишь бы было желание. Перенесли же 7 ноября на 4 ноября. Значит можно, если захотеть.

Было бы человечно и благородно, если бы дату 23 февраля объявили днем памяти. В Германии, например, есть день, когда весь народ кается за ужасы фашизма. Известный актёр О.Басилашвили пишет:
"Один немецкий профессор, обращаясь к соотечественникам, сказал: "Мы и наши дети должны каяться, поскольку в каждом из нас сидит бацилла фашизма". Так и в нас сидит смертоносный микроб".

Нашу печаль и горе делили и делят вместе с нами и представители многих народов России и стран СНГ. Среди них хочу назвать имя великого казахского поэта и ученого, лауреата Государственной премии им. Абая и международной премии имени ингушского просветителя В-Г. Джабагиева "За гуманизм, человечность и социальную справедливость", кавалера ордена "За заслуги" Республики Ингушетия Олжаса Сулейменова; среди скорбящих ингушей и чеченцев также я вижу ныне покойных: выдающегося актера, мужественного и бескомпромиссного поэта-песенника, всеобщего любимца народов бывшего Союза ССР Владимира Высоцкого, поэта-борца, поэта-трибуна, человека в высшей степени порядочного, честного и мужественного, большого друга ингушского народа, лауреата премии Всесоюзного Ленинского комсомола и международной премии имени В-Г. Джабагиева, кавалера ордена "За заслуги" Игоря Ляпина.
Давайте в этот горький поминальный день предоставим им слово.
Саид Чахкиев,
народный писатель Чечено-Ингушетии



Олжас Сулейменов Дикое поле

Страна,
Ты прошла испытания Казахстаном -
есть сегодня земля,
на которой крестам не расти.
Испытали Тараса.
И Федора испытали.
Петроград, прости.
Ленинград, мою землю прости.
Казахстан-это проводы,
проволока колючая,
это было -
Саратов и Киев, и снова
Саранск.
Это ссылки на Маркса,
кочевья, театры и лучшие копи,
кони и домны,
Турксиб, просто Сиб. И жара.
Я хотел бы родиться в горах
и не зваться казахом,
или жить в белой хатке,
коров по оврагам пасти.
Все равно -
привезли бы меня в Джезказган
вагонзаком.
Украина, прости,
о ингуш, мою землю прости!
Казахстан, ты огромен -
пять Франций -
без Лувров, Монмартров -
уместились в тебе все Бастилии
грешных столиц.
Ты огромной каторгой
плавал на маленькой карте.
Мы, казахи, на этой каторге родились.
Мы прошли испытание
дымом костров и копытами,
в переулках ночных -
испытания горла ножом,
навсегда испытали вербованными чернозем,
радость радия и тяготенье земное испытано.
Вся земля в проводах, космодромах,
гектарах и станциях,
если дождь - это ливень,
а ветер - так суховей,
своих все испытавших,
страна, назови казахстанцами,
своих самых испытанных,
преданных сыновей.
Мы - твои однолюбы,
мы бережем, не глотая,
право -
зубы не стиснуть,
но выдержать,
право кричать
широтою степи, высотою хребтов
Алатау,
глубиною морей!..
Глубиною могил
не молчать.
И смеются у нас,
и земля, и трава мягка,
вольный Киев на станциях,
ай, балалайки Калуг,
ах, песчаный, песчаный суглинок
качает скалу,
ему тоже, песчаному, хочется под лемеха…
Поле Дикое - в Хлебное поле!
Время настало.
Если мир не тоскует - и ты, Казахстан, не грусти.
Мир испытан тобой.
Казахстан, если можешь, прости.
И
да здравствует
запрещение испытаний!



Владимир Высоцкий

Летела жизнь


Я сам с Ростова, а вообще подкидыш,
Я мог бы быть с каких угодно мест.
И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
Тогда моя свинья меня не съест.

Живу везде, сейчас, к примеру, в Туле.
Живу и не считаю ни потерь, ни барышей.
Из детства помню детский дом в ауле.
В, республике чечено-ингушей.

Они нам детских душ не загубили,
Делили с нами пищу и судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Я сам не знал, в кого я воспитаюсь,
Любил друзей, гостей и анашу,
Теперь - чуть что - за нож хватаюсь,
Которого, по счастью, не ношу.

Как сбитый куст, я по ветру волокся,
Питался при дороге, помня зло, но и добро.
Я хорошо усвоил чувство локтя,
Который мне совали под ребро.

Бывал я там, где и другие были -
Все те, с кем резал пополам судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Нас закалили в климате морозном,
Нет никому ни в чем отказа там.
Так что чечены, жившие при Грозном,
Намылились с Кавказа в Казахстан.

А там-Сибирь, лафа для брадобреев,
Скопление народов и нестриженых бичей,
Где место есть для зеков, для евреев
И недоистреблённых басмачей.

В Анадыре что надо мы намыли,
Нам там ломы ломали на горбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Мы пили всё, включая политуру,
И лак и клей, стараясь не взболтнуть,
Мы спиртом обманули пулю-дуру,
Так что ли умных нам не обмануть?

Пью водку под орехи для потехи,
Коньяк под плов с узбеками, по-ихнему - пилав.
В Норильске, например, в горячем цехе
Мы пробовали пить стальной расплав.

Мы дыры в дёснах золотом забили,
Состарюсь-выну, денег наскребу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Какие песни пели мы в ауле,
Как прыгали по скалам нагишом!
Пока меня с пути не завернули,
Писался я чечено-ингушом.

Одним досталась рана ножевая,
Другим-дела другие, ну, а третьим - третья треть,
Сибирь! Сибирь-держава бичевая,
Где есть, где жить, и есть, где помереть.

Я был кудряв, но кудри истребили,
Семь пядей из-за лысины во лбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.

Воспоминанья только потревожь я,-
Всегда одно: "На помощь! Караул!"
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы-город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя.
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя,

А те, кто нас на подвиги подбили,
Давно лежат и корчатся в гробу,-
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный вылетел в трубу.




Это наша с вами история

(Окончание.
Начало на 1 стр.)
В первые годы ссылки не приспособленные к новым климатическим условиям, без средств к существованию, спецпереселенцы тысячами умирали от голода и болезней. В справке о рождаемости и смертности спецпоселенцев за 1945 год число смертей депортированных с Северного Кавказа составило половину общего показателя смертности среди спецконтингента - 44 652 к 89 659 человек. Точное количество жертв "наказанных народов" сосчитать невозможно. Была создана угроза полного исчезновения депортированных народов с их культурой и языком. По существу это был геноцид, нанесший этим народам невосполнимый моральный и политический ущерб. Последствия этого акта сказываются сегодня все больше и больше.
Ужасные жилищные условия, голодный паек, на который были обречены спецпереселенцы, отсутствие у многих теплой одежды, резкое изменение климатических условий, эпидемические заболевания, отсутствие медицинской помощи - все это привело к гибели в Киргизии и Казахстане тысяч и тысяч безвинных людей. Только за шесть месяцев 1945 года в Киргизии скончалось 14 322 переселенца, в течение 1945 года и первой половины 1946 года - 36 - 070.
Практика осуществления депортаций в мировом масштабе, а также относительно СССР в 20-50-е годы, показывает, насколько пагубными могут быть меры по принудительному обустройству жизни народов, усугубляющими отношения по вектору "народы и власть", на что в последнее время обращено особое внимание политологов и историков. Негативные последствия этой политики проявляются до сих пор в сфере межнациональных отношений.
Более объемное исследование правовой стороны проблемы позволяет обратить внимание на кардинальные вопросы, касающиеся форм, складывающихся в этой неординарной ситуации связей в одном многонациональном государстве, зависимости авторитета власти среди народов и группы населения, определения правовых функций государства в отношении "неблагонадежных, подозрительных народов", правовых норм положения их в обществе, в новой среде обитания, их взаимоотношений с новыми органами государственной власти, между народами, выработки новых нормативных актов, определяющих регламент непосредственного поведения контингентов депортированных.
Депортация имела массу негативных последствий. Она унесла тысячи жизней невинных людей, разрушила семьи, люди гибли целыми селениями, огромный ущерб нанесли генофонду горских народов. Лучшая элитная ее часть была в положении изгоев. Серьезный урон понесла экономика всего северокавказского региона. Новые поселенцы не оправдали надежд и не реализовали план хозяйственного освоения территории бывшей ЧИАССР. Были заброшены горные селения, была ликвидирована государственная автономия ингушей и чеченцев, во имя которой они трудились более 20 лет. Упразднены государственные институты, административные районы.
Безусловно, что относительно каждого из репрессированных народов Северного Кавказа восстановление его автономии в 50-е годы было самостоятельным периодом в истории народа.
Сначала предполагалось, что восстановление автономии ингушского и чеченского народов, как и других, с учетом многочисленности контингента, подвергшегося переселению, будет невозможным. При выселении этих народов хватило одних суток, чтобы поголовно всех вывезти.
В проекте Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О восстановлении национальной автономии калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей" от 16 октября 1956 года, говорилось: "…Как было признано ХХ съездом КПСС, это массовое выселение целых народов не вызывалось необходимостью и не диктовалось военными соображениями, было грубым нарушением основных принципов национальной политики нашей партии, одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности: не выдвижение названных групп населения на руководящую работу; малый прием в высшие и средние специальные учебные заведения; использование не по назначению в производственной сфере; неграмотность. Меры по реабилитации нельзя признать достаточными: они не решают задачи полной реабилитации необоснованно выселенных народов и восстановления их равноправия среди других наций, отсутствие условий для развития этих народов и возвращение, восстановление автономий… Относительно автономии чеченцев и ингушей указывалось следующее: "В связи с ограниченностью территории бывшей Чечено-Ингушской АССР, где ранее население проживало в стесненных условиях, а также ввиду того, что после выселения ингушей и чеченцев в эти районы прибыло много переселенцев из других областей СССР, в настоящее время возникают большие трудности с расселением, жилищно-бытовым и трудовым устройством всего чечено-ингушского населения в местах прежнего их жительства".
Если учесть, что на территории республики до переселения имелось 146 сел, 435 населенных пунктов, 137 колхозов, 14 совхозов, 24 МТС, 4 промышленных предприятий, то работа предстояла большая по восстановлению всей производственной инфраструктуры республики. Необходимо было решить задачу не только по обустройству жилья, но и по созданию рабочих мест для трудоспособного контингента ингушей и чеченцев.
На 30 заседании 2-й сессии Верховного Совета СССР, при обсуждении проекта Декларации прав народов СССР 14 ноября 1989 года, академик А. Д. Сахаров сказал: " … Раз речь идет о восстановлении справедливости, то есть, это должен быть акт полной справедливости. Когда люди действительно восстанавливают справедливость, они не боятся отдать больше чем было взято, а больше в данном случае отдать невозможно. Поэтому мы должны включить в декларацию слова о том, что, сознавая историческую вину перед переселенными народами, государство принимает на себя обязательство принять все меры для возвращения на родину тех представителей этих народов, которые выразят такое желание, способствовать этому юридически и материально. Государство готово принять на себя всю материальную компенсацию нанесенного людям ущерба. Наше государство является не только правопреемником, а просто прямым наследником сталинского режима, жесточайшего режима, который осуществил все эти акты… Но первое и самое главное - это обеспечить право на беспрепятственное возвращение народов, восстановление тех государственных форм, которые были у этих народов. Другие решения проблемы могут быть найдены, но не выполнить этого долга справедливости мы не имеем права".
Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" (26 апреля 1991 года) определил три направления реабилитации: социальную, территориальную и культурную. И каждое из этих направлений имеет свои особенности. Комплекс мер по социальной реабилитации выполнен был отчасти еще в 40-50-х годах.

Л.Я. Арапханова,
кандидат
политических наук


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru