новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 165 (9686) вторник, 27 декабря 2005 года

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ОТКРЫТИЙ

(об участии школьников Ингушетии в работе III Всероссийского молодежного форума)
Недавно в Москве состоялся III Всероссийский молодежный форум по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности "ЮНЭКО-2005". В его работе приняли участие 25 учащихся лицея, гимназии №1 и воспитанников Центра творчества детей и юношества г. Назрань.
В итоге 17 ингушских школьников стали лауреатами этого престижного конкурса, получив дипломы победителей и похвальные рецензии.
Каков же он, "полет" мышления юных? Заглянем в представленные ими работы и поразимся, насколько их творческая мысль обогатит наши знания об истории своего края, судьбах именитых земляков.
Своими трудами юные исследователи вносят личный вклад в развитие важных наук. Их работы, созданные под руководством педагогов и при деятельной поддержке близких, развивают деятельность известных ученых, а также открывают обществу новые имена национальных просветителей.
Участие в конкурсах - хороший старт для дальнейших побед юных. Не удивительно, что некоторые из них намерены продолжить свои поиски в российских архивах…
ЧТО означает глагол "to enthuse"? Говорят: "наполнять духом". А что такое энтузиазм? Скорее всего, понятие, сходное с этим глаголом. Энергия энтузиазма способна подвигнуть любого из нас на ярчайшие свершения. Стоит лишь пожелать и сделать первый шаг. Правда, на это дерзают лишь истинные подвижники труда. Радостно осознавать, что Юность Ингушетии доказывает: ей под силу одолевать пути к достижениям!
"Талант ради самого таланта - это побрякушка, показуха. Талант, с радостью трудящийся ради общей истины, поднимает своего обладателя на новые высоты, как благодетеля" - разве не справедливы эти слова в отношении юных соотечественников, столь активных в своих исследованиях? Ну скажите, что заставило десятиклассника-лингвиста из гимназии №1 Солса Кодзоева обратиться к истории зарождения Назрановской крепости - уникального памятника фортификационного зодчества начала XIX века, причем в своем роде единственного на Северном Кавказе?! Гимназист в своей работе не только исследует многие события в жизни ингушей, связанные с этой крепостью, но и вносит конкретные предложения по ее сохранению почти в первозданном виде:
- В 1868 году в крепости была учреждена Назрановская горская школа - первое в Ингушетии светское учебное заведение.
В конце XIX - начале ХХ века в Назрановской крепости находилась гаупт-вахта - место заключения людей, боровшихся против царской деспотии.
Оба памятника - Гамурзиевское городище и крепость Назрань - Постановлением Правительства Республики Ингушетия №4 от 9 января 2001 г. отнесены к памятникам истории и культуры республиканского значения. Также установлено, что в соответствии с действующим законодательством они подлежат охране, как памятники государственного значения.
В настоящее время крепость нуждается в реставрации. До начала реставрационных работ необходимо провести археологические раскопки, так как крепость расположена на месте существования древнего Гамурзиевского городища.
А что побудило отнюдь не "лирика" - учащегося 11 "физико-математического" класса лицея Салангирея Евлоева - под руководством учителя истории Мурата Газдиева обратиться к теме "Происхождение ингушей", представленной в номинации "Краеведение"? Салангирей начинает свою работу следующим образом: "Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: "Кто я? Какова история моего народа? Где наши корни?". Для того, чтобы на них ответить, я взялся за изучение исторических материалов. В основной части работы рассматриваются такие вопросы, как происхождение ингушей, этническое имя, расселение, язык, общественный строй, обычаи, традиции народа…"
Используя труды Чаха Ахриева, А.П.Берже, Моритца фон Энгельгардта, Иоганна Бларамберга и других выдающихся исследователей XIX века, юный автор по - новому открывает для себя историю предков.
КАВКАЗ всегда изумлял гостей высокой моралью и беспримерным гуманизмом. Платок женщины мгновенно останавливает конфликт. Считается позором стрелять в спину противника. При встрече со старшим младший обязательно интересуется, не нужна ли тому помощь. Это ли не верх нравственности, берущей начало в глубине веков?!
Честь, достоинство, смелость мужчин, целомудрие женской половины общества, уважение к старшим - основа основ всей жизни представителей наших народов. Исследовательский труд глубже познакомил лицеиста с национальными обычаями:
- У ИНГУШЕЙ до тонкости разработан свод правил вежливости и приличия, одним из основ которого является уважение к старшему по возрасту и гостю вообще.
Н.Яковлев в своей книге "Ингуши" пишет: "Вы с некоторым удивлением начинаете чувствовать, что среда, в которую вы попали, совсем не так уж некультурна. Быт ингуша подчинен всяким правилам тонкой обходительности, в большей степени, чем быт большинства населения наших городов и, во всяком случае не менее, чем жизнь так называемого "высшего общества" в культурных странах. Этим и объясняется та выдержка, то умение непринужденно держать себя на людях, которыми с первого же взгляда так выгодно отличаются ингуши в сравнении с некоторыми другими кавказскими народностями.
Рассказывают, что в старые времена один ингуш по имени Кэрцхал, основатель Назрани, случайно заехал как-то к незнакомому кабардинскому князю. Его встретили как гостя и провели в кунацкую. Однако пришелец имел необычный и довольно дикий вид. Почти все его лицо было покрыто густыми волосами, - окладистой бородой и усами огромной величины. У всех, в особенности у женщин, разгорелось сильное желание узнать, что он за человек и какого он происхождения.
Но обычай запрещает беспокоить гостя докучливыми и, может быть, нескромными вопросами. Дочки князя решили добыть необходимые сведения другим способом. Они поставили перед незнакомым гостем столик с миской, наполненной медом и "чуреком" (хлебом), а сами стали наблюдать в щелку, как примется гость за еду и что будет при этом с его бородой и усами. Однако, Кэрцхал с честью вышел из испытания и поддержал достоинство ингуша перед кичливым кабардинским князем: он обмакнул сначала кончики пальцев правой руки в мед, смочил ими волосы и возле рта, закрутив усы и пригладив волосы так, чтобы дорога в рот сделалась свободной; а затем с аппетитом начал кушать мед вместо ложки куском чурека. У кабардинцев не осталось больше никаких сомнений: конечно, перед ними был человек, привыкший к тонкому обхождению и достойный быть принятым в доме князя".



СЛОВО СОВРЕМЕННИКА

- Какой полезный проект для человечества мечтаешь осуществить в будущем?

Аза Албогачиева, лауреат III Всероссийского форума "ЮНЭКО-2005":

- В наш век не только побед, но и лишений я бы открыла Центр помощи для людей, пострадавших в трудные времена и при нем Дом для детей - сирот и инвалидов



РЕЛИКВИИ - ЦЕННЕЙШИЙ ДАР

МАДИНЕ Котиевой дорога тема культурного наследия ингушей. Воспитанница ЦТДиЮ исследует древние народные праздники и обряды. Рецензент Владимир Соловьев отмечает: "Очень интересное открытие автора - совпадение обряда празднования Нового года древними ингушами с таковыми же у других древних народов в то же время года - в начале удлинения светового дня. Вывод о взаимодействии культур древних народов…достаточно обоснован".
Глава "Свадьба у ингушей" подтверждает уникальность этой работы лицеистки:
- Свадьба в жизни ингушей всегда была большим радостным событием. Об этом я узнала со слов моей бабушки, у которой взяла интервью. Ей недавно исполнилось 100 лет, однако, несмотря на почтенный возраст, она полна сил…
Как интересна была жизнь в горах!
Молодежь на свадьбах не только веселилась. Эти прекрасные торжества были местом смотрин, выбора невест и женихов. Сельская молодежь заблаговременно готовилась к ним: девушки вышивали носовые платки, шили праздничные наряды, молодые люди придумывали остроумные головоломки, загадки, изречения для бесед с девушками во время сватовства.
Накануне свадьбы сторона жениха в дом невесты отправляла одного-двух баранов, мешок муки, чай, сахар… Отец невесты или близкий родственник мог великодушно отказаться от калыма, кроме баранов..
…Заблаговременно определялся состав свадебного поезда: его участники должны были поехать за невестой, а затем принять активное участие во всех свадебных обрядах…Сестры жениха оставались дома. Они встречали и угощали гостей, оказывали им внимание.
Как правило, близкому родственнику или другу жениха из благополучной семьи давалось почетное поручение вывести невесту из девичьей комнаты, посадить ее в свадебную карету или в арбу. Одной из почетных родственниц или подруг невесты, также из благополучной семьи, поручали приколоть иглу с белой ниткой к подолу свадебного платья невесты перед ее выходом из отцовского дома и вручить завернутый в белый платок серебряный рубль или червонец, что символизировало пожелание невесте быть счастливой и хорошей хозяйкой, швеей. Эти предметы хранительница очага потом берегла всю свою жизнь, как реликвию…



"ЗНАЧИМ ЛИШЬ ПРАВЕДНЫЙ ПУТЬ…"

РАЗБРОС тем исследований юных поистине впечатляет. Скажем, Лейле Булгучевой (10 гуманитарный класс лицея, Центр творчества детей и юношества г.Назрань) интересны процессы формирования механизмов и инфраструктуры рыночной экономики, затронувших связь. Эту проблему она исследует на примере ФГУП "Управление электросвязи Республики Ингушетия".
Среди трудов также немало исследований о защитниках Отечества.
Лицеистам дороги имена земляков - людей высокого нравственного стержня. Зелимхан Арапиев написал работу о Герое России - отважном летчике, славном сыне Ингушетии Суламбеке Осканове - и сегодня продолжает развивать эту тему. Ему оказывает поддержку известный ингушский ученый.
Лицеист нашел вдохновенные слова, рисуя портрет выдающегося современника, генерала Осканова:
- Время все дальше отделяет нас от даты трагической гибели летчика Суламбека Осканова - 7 февраля 1992 года, но боль от этой утраты не становится слабее. Он был одним из символов новой Ингушетии, добрым знаком того, что ее сыны и дочери способны достичь высот в различных областях деятельности, достойно служить своей стране.
Он погиб, спасая от смерти других людей, тех, кто оставался на земле. Профессионал высшего класса, в критический момент Суламбек Осканов увел самолет в сторону от жилых кварталов. Пройдут годы, десятилетия, сменятся поколения, но всегда будет жива наша память о нем!
..."Разве погибают герои-летчики? - вопрошает в своем эссе Зелимхан Арапиев. И отвечает: "Нет, они просто улетают. Как улетел таинственно исчезнувший Сент-Экзюпери, автор сказки, любимой во всем мире. Как улетел ингушский генерал Осканов, подвиг которого бессмертен. "По мере того, как он погружается в опасность, он завоевывает свое бытие" - эти строки - Посвящение Антуану де Сент-Экзюпери можно отнести и к доблестному ингушскому летчику. Оба они, ингуш и француз, взлетели к пику Нравственности.
Альбина Саитова в своем исследовании взволнованно повествует о бесстрашном родственнике с очень мужественной фамилией - Юсупе Героеве. Как и Осканов, он пожертвовал жизнью, спасая ближних (своих товарищей по работе) - в наши дни…



ЛИЦЕИСТ ИДРИС ЗЯЗИКОВ: "ИМЯ МОЕГО СЛАВНОГО ПРЕДКА - МАЯК ДЛЯ ВСЕХ ИНГУШЕЙ!"

МОЯ ПРОГРАММА
"Я хочу стать юристом и сделать все, чтобы приоритетом в отношениях между людьми разных национальностей, стран, религий стала толерантность. Пусть уйдут из нашей жизни духовная и материальная нищета, уступив место миру, созиданию, расцвету лучших качеств и устремлений личности.
Каждый человек должен воспитывать душу так, чтобы она была чиста от плохих мыслей. А сделать это можно при помощи Веры. Она помогает нам творить Добро.

Идрис Зязиков,
учащийся 11 гуманитарного класса лицея г. Назрань



"ПЕРВОМУ всегда трудно", - заметил в своем труде "Род Зязиковых - частица истории ингушского народа" юный исследователь, носящий имя и фамилию выдающегося политического деятеля Северного Кавказа Идриса Зязикова. Разве он не прав?!

Историк, лауреат Золотой Пушкинской медали творческих союзов Российской Федерации Владимир Соловьев высоко оценил труд учащегося 11 гуманитарного класса лицея Идриса Зязикова: "Автор - представитель древнего ингушского рода Зязиковых - с нескрываемой гордостью повествует об истории возникновения и развития рода, о его лучших представителях. Работа пронизана верой в светлое будущее, которое невозможно построить, не восстановив в памяти народа его прошлое.
К чести автора, надо отметить…его выраженную политическую и нравственную зрелость, высокий патриотизм".
В своем исследовании лицеист уделяет основное внимание таким известным личностям, как выдающийся революционер Идрис Зязиков, Президент Ингушетии Мурат Зязиков, писатель Багаудин Зязиков, чья повесть "Девять дней из жизни героя" вошла в ряд лучших произведений литературы народов СССР.
Золотыми буквами вписано имя Идриса Бейсултановича Зязикова в историю ингушей. Над главным зданием республики развевается Государственный флаг Республики Ингушетия - символ воплощения его главной мечты и деяний. Самый красивый проспект в столице республики - Магасе- назван его именем. Жизнь этого человека, стоявшего у истоков становления ингушской государственности, для молодежи - яркий пример патриотизма.
Чем интересна работа его благодарного потомка? Во-первых, это труд человека, не равнодушного к прошлому. Во-вторых, исследование, созданное под руководством заслуженного учителя Ингушетии, обладателя Золотого Знака отличия "За многолетний вклад в развитие науки России" Мадины Яхъяевны Целлоевой, отличается своеобразным подходом (с учетом современной научной мысли) к историческим событиям минувшей эпохи. Добавим к этому некоторую "интригу" раскрытия темы и оригинальность мышления.

Лицеист пишет:
- В истории Ингушетии много имен, вошедших в летопись ингушского народа. В числе первых следует назвать имя моего замечательного предка, выдающегося политического деятеля Северного Кавказа Идриса Бейсултановича Зязикова.
Писать об этом человеке с одной стороны легко, а с другой - трудно.
Легко потому, что он был Человеком с большой буквы, всем сердцем преданным своему народу и долгу.
Трудно, ибо судьба его оказалась трагичной, как и многих других честных сынов России.
Сколько их погибло в ненасытных жерновах сталинской репрессивной машины? Миллионы. В их числе - ингуши, верой и правдой служившие Советской стране и в дни революции, и в годы гражданской войны, и социалистического строительства. Среди них яркой звездой , прорвавшей облака, был Идрис Зязиков. Он и его друзья полагали, что революция несет народам счастливую жизнь.
Именно поэтому …ингуши приняли активное участие в революционной борьбе. Это подтверждают участники и свидетели тех времен - не только друзья, но и противники:
"Участие этих народов в политической жизни края далеко не соответствовало их численному составу, - писал генерал Деникин - Ингуши, наименее численный и наиболее спаянный и сильный военной организацией народ, оказался, по существу, вершителем судеб Северного Кавказа".
Могли ли ингуши не откликнуться на призыв большевиков, не оказать им помощь в устранении царского режима, ничего хорошего народам России не принесшего, в то время как большевики обещали свободу, равенство, братство народов…? Конечно, не могли.
…Со всех сторон России начали стекаться в Ингушетию ее сыновья. Вернулся, овеянный славой в период первой мировой войны Ингушский Конный полк, возвращались офицеры, солдаты, студенты, люди, уезжавшие на заработки, закаленные в стачках и забастовках.
Среди тех, кто покинул учебу и вернулся на родину, был студент Московского сельскохозяйственного института Идрис Зязиков, принявший активное участие в событиях Северного Кавказа и Ингушетии.
"Все, что в нем было,- пишет лицеист,- являлось олицетворением возрождения новой жизни". Много внимания уделял Идрис Зязиков вопросам образования. Он лично содействовал ингушской молодежи в приобретении знаний.
И вот свидетельства:
Идрис Базоркин: "В Ростовском медицинском институте учились ингушские ребята. На них поступила жалоба, будто они дети офицеров.Стали разбираться. Решили многих отозвать из вуза. Тогда Зязиков вынес этот вопрос на бюро обкома партии и решительно выступил в защиту студентов. Он сказал: "Ингушетия нуждается в грамотных кадрах и не надо судить о детях по их родителеям. Главное - это то, что они ингуши и с больными будут разговаривать на их родном языке…" Позже из стен Ростовского института вышли известные врачи: Асият и Нина Тутаевы, Алаудин Пошев и другие.
… Однажды Идрис Бейсултанович Зязиков приехал в техникум, расположенный в Крепости. Он увидел здесь юношу, рисовавшего что-то палочкой на песке. Идрис заинтересовался им и вскоре направил юношу учиться. Так Ингушетия получила своего второго профессионального художника Гази Даурбекова.
Впечатляет высказывание об Идрисе Зязикове известного пистеля Х.-М.Мугуева: "…Человек светлого ума, большой идейной убежденности, образованный и морально чистый. Я работал с ним года три и мне всегда нравился этот немногословный и честный человек…Он верил в людей и, творя добро, никогда не искал за это никакой оплаты или блага. В моей памяти Идрис остался одним из лучших людей, с которыми я встречался".
Работа потомка Идриса Бейсултановича Зязикова - дань памяти о нем, выдающемся сыне Ингушетии.
В ИССЛЕДОВАНИИ лицеиста заметна яркая легенда об основателе Бархане (одного из крупнейших башенных комплексов Ингушетии) - Туре и его потомке "Пхьагал-Баьрий". Ее передал житель села Барсуки Яхья Зязиков.
Тур был настоящим Созидателем. Он построил в ущелье 9 башен, а когда безжалостная стихия их разрушила, "поднялся повыше и заложил село из 7 башен, которые сохранились и поныне".
Его потомок Баьрий отличался вспыльчивостью и не уживался с соседями. А когда его изгнали из села, заявил, что ни за что не покинет любимые горы!
Рассказ юного автора - это увлекательное путешествие в Мир Старины:
- Баьрий исчез, долго о нем не было ничего слышно. И вдруг люди заметили, что на отвесной скале появилась небольшая башня. Построить на таком месте башню было немыслимо…Однако это сделал Баьрий! Он проложил к башне рукотворную тропинку. Обожженные колья забивал в скалу и переплетал прутьями. Выезжал на лихом коне туда, куда и заяц не доберется, и жил тем, что добывал охотой. Его скакун всегда чувствовал опасность, угрожавшую хозяину, и уносил его с этого места. Конь умел внезапно присесть, - стрела пролетала мимо -, или прыгнуть в сторону, как заяц! Отсюда и пошло второе имя хозяина - "Пхьагал-Баьрий" ("Всадник-заяц")…
Однажды на охоте этот человек спас медвежонка, завидев его рядом с раненой матерью. Тот подрос и стал его надежным телохранителем. Однако кровники его хозяина были коварны…Применив хитрость (один из них натянул на себя шкуру медведя), они расправились со своим противником.
Лицеист констатирует:
- Башня полуразрушена, но стоит как символ мужества и воли, вызывая восхищение у потомков.
Если у въезда в Джейрахский район всмотреться в живописную панораму гор, то у крутой каменной стены можно увидеть то, что осталось от башни "Пхьагал Баьрий".
Сегодня Бархане пуст, жители разъехались по белу свету в поисках лучшей доли. Представители рода Барханой носят фамилии: Барханоевы, Хакиевы, Зязиковы, Акиевы, Долтмурзиевы, Мурзабековы, Мургустовы, Гасиевы, Ганижевы.
БАРХАНЕ - родовое гнездо Зязиковых, давших обществу немало известных людей. Среди них и отец революционера, один из первых ингушских учителей-просветителей Бейсултан Мочкоевич Зязиков.
Родитель Бейсулатана (зажиточный крестьянин) в 1869 году отвез сына во Владикавказ, к своему знакомому мещанину Николаю. Тот за 10 мешков пшеницы вызвался обучить мальчика русскому языку. Потом была начальная школа и реальное училище. После окончания училища Бейсултан вернулся в родное село и занялся педагогической работой в Назрановской школе.
Далее юный исследователь приводит любопытный факт, который наверняка заинтересует местных краеведов. Оказывается, Бейсултан Зязиков был учителем мужественных дочерей Ингушетии, участниц Великой Отечественной войны Асият и Нины Тутаевых:
- Понимая, что только знания помогут ингушам выйти из вековой отсталости, Бейсултан с большим энтузиазмом взялся за обучение детей. Именно он настоял на том, чтобы разрешили трем девочкам обучаться в школе, которая предназначалась для мальчиков. Власти были уверены, что юные туземки (так называли коренных жителей чиновники царской России)не способны постичь грамоту. И когда после двухлетнего обучения наступило время экзаменов, комиссия из Владикавказа была удивлена глубиной знаний юных ингушек! Две из них - Асият и Нина Тутаевы- впоследствии закончили медицинский институт и стали врачами. Обе ушли на фронт, оказывали помощь защитникам Родины. Асият Тутаева, до конца оставаясь верной долгу, вместе с другими медработниками попала в плен и была повешена фашистами.
…Бейсултан собрал хорошую библиотеку. Вокруг дома разбил чудесный сад. Разводил пчел, распространял среди земляков культуру землепользования. Был глубоко нравственным человеком. Мусульманин, он не пропускал ни одной пятничной молитвы. "Если на работу ходил в мундире, то для посещений мечети имел особую одежду. У него дома останавливался Дени-шейх Арсанов, бывал Батал-Хаджи Белхароев".


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru