новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 155 (9676) четверг, 8 декабря 2005 года

"ОНИ ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ДОРОГАХ ВЕКА…"

( о встречах с Анной Ахматовой)
УРОЖЕНКА АСТРАХАНИ, знаток литературной жизни Чечено-Ингушетии, поэтесса Ия Васильевна Николаенко прожила большую и очень интересную творческую жизнь. Ее мать, выпускница знаменитого Горского педагогического института Александра Николаенко, активно занималась на Кавказе литературной деятельностью, и дочь тоже пошла по ее стопам. Ия Васильевна очень уважает традиции вайнахских народов, среди представителей которых живет много лет. Об этом свидетельствует ряд ее произведений, в том числе и стихотворения.
С творчеством этой грозненской поэтессы читателей знакомили разные советские издания, в том числе и московские журналы. Немало ее стихов было опубликовано и в коллективных поэтических сборниках, выходивших раньше в Чечено-Ингушетии.
В предисловии к своим стихам, опубликованным в сборнике "Негаснущие звезды" (1989 год, Чечено-Ингушское книжное издательство), поэтесса поведала о своей жизни и о том, каким образом еще в детстве она оказалась на Северном Кавказе:
- Я родилась в Астрахани - городе контрастов: раздольная Волга и сухие заволжские степи; знойное лето и суровая зима с холодными ветрами, несущими песок и перекати-поле; великолепная вязь старинного белокаменного кремля и мечеть с минаретом почти у самого дома…
Было мне всего два года, когда впервые я увидела Кавказ. Так случилось, что мне пришлось много ездить по стране: росла я в семье военного. Средняя школа - в Подмосковье, литфак пединститута - в Воронеже.
Работала я и в школе, но больше в профтехучилищах и инженером по подготовке рабочих кадров на производстве.
... Мне кажется, стихи я писала всегда. Правда, печататься начала поздно, лет в тридцать. Первое стихотворение было помещено в газете Охинского района "Сахалинский нефтяник". Первый московский журнал, напечатавший мои стихи, был тоже "Нефтяник".
...В то время, когда вышел сборник "Негаснущие звезды", Ия Васильевна трудилась в Грозном, в Доме культуры НГДУ "Старогрознефть" имени Пролетбата, вела Клуб любителей литературы. Приобщать земляков к поэтическому и писательскому творчеству для нее было обычным жизненным делом...
В своих воспоминаниях поэтесса пишет:
- Не случайно стала я жительницей Грозного - города нефтяников и нефтепереработчиков. С тех пор, как вышло мое первое стихотворение, прошло много лет, и я стала печатать в газетах не только стихи. Была принята в Союз журналистов. Коллективные сборники стихов, авторская книжка "Кольцо из радуги", переводы в "Антологии Чечено-Ингушской поэзии" - вот пока те издания, в которых печатались мои стихи. Думаю, что жизнь все больше раскрывается передо мной и сверкает такими гранями, которые порой трудно бывает увидеть в молодости...".
...Познания Ии Васильевны о деятельности литераторов Ингушетии и братской Чечни впечатляют, к тому же самобытно ее собственное творчество. Мы предлагаем вниманию читателей интервью с этой интересной личностью.

Анне АХМАТОВОЙ
Раисе АХМАТОВОЙ



ОНИ ВСТРЕЧАЛИСЬ

Они встречались,
да, они встречались,
Как нам мечталось
и как им хотелось.
В одних глазах - восторг,
в других - усталость,
В Раисе - юность,
в Анне - ум
и зрелость.
Они встречались
на дорогах века,
Одна - России
белая береза.
Шаль на плечах ее
белее снега
И в русский узел
собранные косы.
Другая - с гор
поющая чинара.
Ветрам и солнцу
жизнь ее открыта.
Теперь они -
почти друг другу пара,
И строки их
добры и знамениты.
Как хорошо то,
что они встречались,
Как нам мечталось
и как им хотелось.
Пусть строки их
обходит смерть
и старость,
Пускай их строго
освещает -
зрелость.

Ия НИКОЛАЕНКО



ПОЭЗИЯ МНОГОЛИКА

(интервью с поэтессой)

В 70-е годы энтузиаст Ия Николаенко осуществила любопытный проект. Она составила литературную карту Чечено-Ингушетии. На ней сияли такие известные всей России имена, как А. Блок, Э. Багрицкий, О. Берггольц...
Когда-то известная поэтесса Раиса Ахматова рассказала ей о своих встречах в Москве с Анной Ахматовой. На уже созданной литературной карте появилось еще одно прекрасное имя, олицетворяющее настоящую Поэзию...
Мы беседуем с И.В. Николаенко о том, что конкретно она узнала из своих давнишних бесед с Раисой Ахматовой о встречах со знаменитой тезкой.
- Ия Васильевна, почему Вас заинтересовали те архивные фотографии, на которых запечатлены две Ахматовы - Анна и Раиса, ведь Ваш литературный поиск был тогда направлен на творчество иных людей, иных поэтов...
- Для меня эти фотографии и рассказ Раисы Солтмурадовны о двух ее встречах с Анной Ахматовой оказались открытием. Они очень важны и в наше время. Вайнахские народы подарили мировой культуре такие замечательные имена, как выдающийся исследователь фольклора Чах Ахриев, Петр Захаров, которого в России называли вторым портретистом после Карла Брюллова, художники Слова Идрис Базоркин, Абузар Айдамиров …Смею утверждать, что почти каждое ингушское или чеченское селение подарило миру своего поэта или писателя! Например, село Экажево дало Хаджибикара Муталиева и его талантливого сына, известного историка Тамерлана Муталиева, село Гамурзиево - народного поэта Чечено-Ингушетии Салмана Озиева, село Яндаре - яркого поэта Али Хашагульгова; Алхан-Юрт дал нам Хусейна Сатуева, Ачхой-Мартан - Магомета Мамакаева, маленький Шаами-Юрт связан с именем Раисы Ахматовой...
Но, кроме имен моих земляков, на литературную карту Чечни XX века легли имена Александра Блока, Эдуарда Багрицкого - первого переводчика Магомета Мамакаева, Ольги Берггольц с ее стихами, посвященными Али Алмазову... С фотографиями, показанными мне Раисой Ахматовой, открывалась еще одна удивительная страничка литературной Чечни.
В те времена в Чечено-Ингушском государственном архиве хранились воспоминания Раисы Ахматовой о ее встречах с Анной Ахматовой. Туда наша известная поэтесса меня и направила. Познакомившись там с ее мемуарами, я узнала, что Раиса Солтмурадовна встречалась с Анной Ахматовой во время работы съезда писателей России в 1965 году. Первый раз это большое событие в ее жизни произошло в Колонном зале Дома Союзов, где со второго дня своей работы проходил этот съезд. Там две Ахматовы сфотографировались на память. По желанию Анны Ахматовой, изъявившей желание поближе познакомиться со своей тезкой из Чечено-Ингушетии, они встретились позже в гостинице "Москва". Здесь они обе тогда жили.
"...Мы говорили о съезде, о выступлениях писателей, о поэзии, - пишет Раиса Солтмурадовна в своих воспоминаниях о встречах с Анной Ахматовой. - Она рассказала мне о поездке в Сицилию, где ей была присуждена премия как лучшей поэтессе Европы. Она была очень оживленной, делилась своими творческими планами".
- Называла ли Раиса Ахматова какие-либо свои стихи, написанные под влиянием встречи с Анной Ахматовой?
- Да, конечно. Я даже попросила Раису завизировать названия этих стихов, чтобы потом меня не упрекали в выдумке. Это стихотворение "Судьба" - "То я тебя, то ты меня ломала... Сходились так - добром не разойтись" в переводе Геннадия Русакова; стихи, посвященные Алиму Кешокову "А я твержу заученные строки...", это уже перевод Ирины Озеровой - основной переводчицы поэзии Раисы Ахматовой. Назвала Раиса также стихотворения "Разговор с сердцем" ("А я тебя, родное, не щадила"), "Я что хрусталь", "Среди цариц и я слыву царицей" - одни из лучших ее вещей, опять же в переводе Геннадия Русакова.
- Скажите пожалуйста, а для Вас, Вы ведь тоже поэтесса, что значит имя Анны Ахматовой?
- Поэзия многолика. Одно из ее прелестных и трагических имен - имя Анны Ахматовой.
"От ангела и от орла в ней было что-то", - писала об этой неординарной поэтессе Марина Цветаева. Александра Коллонтай отмечала: "Ахматова дала целую книгу женской души".
Александр Блок в письме к поэтессе от 14 марта 1916 года писал по поводу поэмы "У самого моря": "Поэма настоящая! И Вы - настоящая". В устах Блока это великая похвала.
К огромному моему сожалению, люди моего поколения с творчеством Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака знакомились только самостоятельно и не в юные, а в значительно более поздние годы жизни. Как известно, творчество этих поэтов долгое время в советской стране было под запретом... Знакомясь с ним, мы горько ощущали недостаток своего образования. И честное слово, я чувствовала себя "на дворцовом пиру" поэзии, как писала в одном из своих стихотворений, впервые прочитав "Поэму без героя" Анны Ахматовой.
- Вы, кажется, бывали в Санкт-Петербурге? Что в нем остается для Вас от Анны Ахматовой?
- Санкт-Петербург - город, мне не чужой. Там жили, а теперь уже похоронены на кладбище ветеранов мамин брат, на Красненьком - бабушки: мамина мама и тетя. Я бывала в Санкт-Петербурге часто. Не связанная с гостиницей, могла открывать этот удивительный город неторопливо и любовно. Конечно же, память о Пушкине, Блоке, Ахматовой живет здесь во многих зданиях, улицах, площадях, во многих поэтических строках, которые без устали бродили со мной по городу в его таинственные белые ночи... С Анной Ахматовой связан и Фонтанный дом, где до сих пор витают ее видения из "Поэмы без героя", и дом на Пряжке - "Я пришла к поэту в гости", дом Александра Блока.
- Сами Вы, уроженка российского города, тоже вложили свой вклад в литературную карту Чечни - собственным неутомимым многолетним творчеством. Ваша литературная работа в Грозном не прерывалась даже в самый тяжелый период. Поверьте, мы, Ваши читатели, и, конечно, те начинающие литераторы, которым Вы протянули руку помощи в творческом отношении, за это очень благодарны...
- И я очень благодарна всем, кто меня помнит. А знаете, у меня есть стихотворение "Вас четверо было", посвященное Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Осипу Мандельштаму и Борису Пастернаку: "И все ж меня манит дворец ваш Фонтанный и строчек бессмертных магнит, в которых зовется поэзия Анной, а море Мариной летит..." В нем отражена моя собственная высокая оценка творчества этих мастеров российской поэзии. Даже короткие встречи с Анной Ахматовой так воздействовали на ее тезку, Раису Ахматову, что у нее появились новые замечательные стихи...
ИТАК, в 1965 году в Москве на III Всероссийском съезде писателей встретились две поэтессы.
Одной шел уже восьмой десяток лет и ее знал весь мир, а другая была еще молодой и только начинала свой путь к вершинам Поэзии.
Одна родилась в прошлом веке, получила классическое образование, говорила и писала на нескольких европейских языках. Другая еще не была известна широкому кругу читателей: она родилась в краю, где женщины-поэты были редкостью. Но их сближало существенное обстоятельство: обе носили одну фамилию - АХМАТОВА.
Анна Ахматова уже почти завершила свой жизненный и творческий путь, а Раиса Ахматова его только начинала и ей предстояло в течение нескольких десятилетий восхищать своих поклонников прекрасными поэтическими произведениями. Впоследствии Раиса Солтмурадовна тоже стала известна во многих странах (ее стихи были переведены на языки многих народов мира).
Горянка Ахматова была интернационалистом. Она часто ездила по стране (скажем, с удовольствием участвовала в Шолоховских торжествах),общалась с представителями разных профессий, встречалась со многими знаменитыми личностями, в том числе Джоном Ридом, Долорес Ибаррури. Но больше всего творческое вдохновение приходило к ней после замечательных праздников, которые проходили под девизом "Дружба литератур - дружба народов", где собирались люди всей многонациональной Родины.
"Раиса Ахматова…Одна из самых известных современных советских поэтесс, одна из популярных и любимых читателями в Чечено-Ингушетии и за ее пределами, - писала пресса. - Наверное, не будет преувеличением сказать, что не только в каждой из наших братских республик, но и во многих странах мира знают, любят, читают книги этой замечательной поэтессы. Ее творчество поражает многообразием, масштабом. Мужественные и честные стихи - это всегда идущие из сердца слова об угнетении и свободе, о любви и ненависти, о высоком чувстве долга, о смысле жизни и человеческом братстве. В стихах Раисы Ахматовой лирическая тема неотделима от общественной, публицистической. В 1962 году она была участницей Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир", который состоялся в Кремлевском Дворце съездов".
В судьбах обеих Ахматовых было немало трагичного, но обе с честью выдержали все испытания.
Встреча 1965 года была недолгой, после этого Анна и Раиса опять пошли своим жизненным путем.

М. АМИРОВА



О высокой морали и избегании гнева

Хвала Аллах1у - Господу миров. Он дал нам пропитание и даровал нам все, и мы благодарны Ему и просим милость у Аллах1а для пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и всем другим пророкам (мир им всем). Просим Аллах1а, чтобы сохранил нашу общину. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Тот, кто хочет, чтобы был спасен от Ада и попал в Рай, тот пусть умрет верующим в Аллах1а. И пусть поступает с людьми так, как хочет, чтобы поступали с ним". Т.е., кто хочет быть спасен от Ада, то пусть верит безо всякого сомнения в Аллах1а и во всех пророков (мир им всем), и в Судный день, и чтобы эта вера продолжалась до смерти. И пусть относится к людям так, как хочет, чтобы обращались с ним. Каждый из нас должен контролировать себя. Человек хочет, чтобы ему прощали его ошибки, значит, он сам должен прощать их другим.
Также человек любит, когда ему делают добро, значит и сам должен делать добро. И если ему сделали зло, то не должен он отвечать злом, а, наоборот, должен ответить добром. И это лучше для самого человека. Таким образом он перевоспитывает себя - это и есть высокая мораль.
К сожалению, большинство людей далеки от следования этому изречению. Если бы люди поступали так, как сказано в этом хадисе, то стали бы святыми. И если человек верует в Аллах1а и поступает по Его закону, и имеет высокую мораль - это есть высокая степень. Но большинство людей далеки от этого и не контролируют себя. Среди тех, кто войдет в Рай, будут разные степени: кяфиры (неверные), совершившие куфр, будут вечно в Аду, а часть мусульман, не покаявшихся в своих грехах, которых не простит Аллах1, получат мучения в могиле и наказание в Конце света. Среди них те, кто при жизни был высокомерным.
В Судный день Аллах1 превратит их в маленьких красных муравьев, и их будут люди топтать ногами, но они от этого не будут умирать. Это - в наказание им за высокомерие.
Тем, кто попадет в Рай, нет смерти
Всевышний говорит: "…В нем не вкусят они смерти помимо смерти первой, и Он защитит их от мук Ада по милости от Господа твоего, и это великий успех!" Попавшие в Ад также не умирают. После воскрешения нет смерти.
Кто хочет быть спасен в Судный день, тот обязан контролировать себя и избегать запретного.
Тот, кого ругали, пусть простит, и за это он получит Сауба (мял). Примером этому - сын Аль-Хусайна. Он имел высокую мораль, был очень щедрым, и его боялись больше, чем короля. Однажды один человек ругал его, а он в ответ промолчал. И ругавший, удивившись, что не было ответа, замолчал сам. Ругавший понял, что поступил неправильно, укорил себя и покаялся. И это пример того, что нельзя отвечать гневом на гнев, злом на зло. Причинивший зло должен покаяться.
Кто имеет высокую мораль, тот в Раю будет иметь жилище в самом высоком месте. Тот, кто делает добро, получит вознаграждение и ему все равно как поступают в ответ. Его цель - чтобы Аллах1 одобрил его дело. И он делает это искренне, ради Аллах1а.
Высокая мораль требует, чтобы человек был далек от гнева, потому что многие из-за этого попадают в куфр (неверие). Бывает, что люди прекращают родственные связи по причине гнева, и даже в гневе могут совершить убийство. Один человек спросил Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) о том, как спасти себя от наказания в Конце света. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) ответил чтобы он не впадал в гнев.
В давние времена, до пророка Ибрахима (мир ему), среди народа аад жил человек Химар бин Малик.
Он был правителем на арабском полуострове в долине Джавз. Химар бин Малик сорок лет исповедовал Ислам, и Аллах1 послал ему испытание. В результате попадания молний были убиты его дети, он, не вытерпев, сильно возмутился и сказал, что не будет поклоняться Аллах1у, став вероотступником. А сверх этого стал принуждать людей отступить от веры, а если не отступят, то грозился их убивать. Он совершил куфр (неверие) и Аллах1 покарал его, послав огонь, и все было уничтожено, даже воды не осталось. А если бы этот человек вытерпел это испытание, то получил бы за это большое вознаграждение. Если верующий, теряя самых близких, таких как отец, мать, сын, терпит, то получит большое вознаграждение.
Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) передал слова Всевышнего, как изречение: "Верующие, которые терпят, когда умирают близкие, в ответ получат вознаграждение и войдут в Рай без мучений". Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Что не силен тот, кто победит другого, а силен тот, кто победит себя". А это значит: освободиться от гнева, контролировать себя и не впадать в гнев, и радость тому, кто соблюдает это.
Один поэт сказал стихами, что сколько есть в могилах людей, причиной убийства которых послужил их язык. Человек говорит в гневе или в шутку и в результате может сказать что-либо или о чем-либо, что может стать причиной его смерти. Спастись от проявлений гнева можно, если, приобретая знания по Исламу, повышать свою богобоязненность, улучшать свой нрав.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru