новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 116 (9491);вторник, 12 октября 2004 года

Мастерская душевного здоровья

КАК ОСВЕТИТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР?


Мы получаем от наших читателей немало писем с просьбой помочь им устоять под гнетом обстоятельств и обрести душевный покой. Как известно, в таких случаях способна оказать содействие психологическая служба. Мы передали полученные письма специалисту - кандидату психологических наук, докторанту Северо-Кавказского научного центра высшей школы Розе Ганиевой. Изучив их, она охотно дала свой комментарий.

Мои дорогие читатели!
Мир многообразен и, увы, далеко не всегда нас окружают добро и справедливость. В такие сложные моменты особенно важно воспринимать жизнь во всей ее полноте - тонко и чутко - и не "пораниться".
К чему стремится психолог, когда работает с людьми? К тому, чтобы осветить внутренний мир человека, залечить душевные раны, открыть источники энергии и любви, сделать другого сильным и добрым.
Уважаемые читатели!
Так хочется, чтобы вы были счастливыми, благополучными, успешными. Пожалуй, моего желания недостаточно. Поверьте, вместо вас ни один специалист не сможет решить ваши проблемы. Однако вместе с вами, я уверена, мы найдем наиболее верный выход из непростых жизненных ситуаций.
Знакомясь с письмами, я старалась проникнуться вашими сложными, подчас противоречивыми чувствами, и подсказать вовсе не единственный выход из трудного положения. Задача была иная - направить ваши мысли в русло позитивного отношения к окружающему миру.

"У меня двое детей, семи и двух лет. Я нахожусь с ними дома. Мне кажется, что все мое время поглощено решением каких-то бытовых вопросов. Муж считает: если не работаю, то должна справляться со всеми хозяйственными делами. А вот я чувствую, что потихоньку начинаю ненавидеть его, себя, а иногда и детей. Что делать?"
Прежде всего, успокоиться и постараться трезво оценить ситуацию. Положение ваше весьма болезненно, неприятно, но не уникально. Как правило, женщина сама загоняет себя в тупик, беря на себя роль Золушки. Причиной служит внутренняя установка, что хорошая женщина - это, прежде всего, примерная хозяйка, заботливая жена и мать. Плюс желание во всем нравиться своим домашним, а значит, в точности следовать "образцу" хорошей женщины. Когда вы увидите эти строчки на бумаге, они могут показаться вам надуманными и несколько архаичными. Ведь в наше время женщины уже не привязаны к кухне и детской. На уровне слов мало кто из них согласится, что этим ограничиваются все женские роли. Однако на уровне внутренних психологических установок роль безропотной и работящей Золушки все еще живет в нашем внутреннем мире. Скорее всего, эта психологическая установка была воспринята от родителей… У женщины, выросшей в другой семье, воспитывающейся в иной атмосфере, эта установка может отсутствовать или быть выражена слабо. Такая женщина способна по-другому "преподносить" себя, и, соответственно, по-другому будут воспринимать ее окружающие. То, что вам невозможно было изменить в детстве, вполне доступно для взрослого человека. Понять, что ваша жизненная ситуация во многом вами же и определяется, - важный шаг на пути к переменам. Спросите себя: а что еще вы хотите реализовать в жизни? Скорее всего, нужно дать себе время и разрешение заниматься чем-то помимо домашних хлопот. Ощущение, что без вашего присмотра все тут же развалится, - ложное. Это скорее страх и привычка. Нужно сменить свою внутреннюю установку и сформировать новую, утверждающую ваше право и возможность реализовать себя в иной деятельности…Кстати, для ваших детей корректировка вашего образа жизни может быть полезна. Это прибавит им самостоятельности в действиях. Муж тоже привыкнет к вашему новому образу. В конце концов, любому мужчине приятно видеть рядом с собой Женщину, а не только домохозяйку.
Есть ли психологическая установка, способная помочь избавиться от бытового стресса?
Такую установку нужно создавать. В чем ее особенность? Слово "быт" не случайно похоже на слово "бытие": быт заполняет жизнь и либо сам поглощает человека, который не может противостоять этим мелким, раздражающим повседневным трудностям, либо коварно показывает: все лучшее - за пределами его частной жизни, праздники - только у других. Если такое переживание возникает, нужно проанализировать его причины. Действительно ли быта слишком много? Если да - то его нужно ограничить, не допустить внедрения в свою жизнь. Если не получается, нужно понять, почему это сделать трудно (например, Э.Берн выразительно описал синдром "загнанной домохозяйки", которая на самом деле не хочет и не способна заниматься чем-то иным, поскольку только быт позволяет ей сохранить самоуважение и влияние на других). Если быт теряет свой смысл (такое бывает, например, когда дети вырастают, и мать поначалу переживает эмоциональную пустоту, не встречая благодарности за свой труд), следует постараться понять, что главное для вас на этом этапе жизни - а чем бы ни за что не могли поступиться? Именно сюда и надо прикладывать часть усилий. Тогда не будет возникать ощущения, что они потрачены впустую. То есть быт не должен становиться полным синонимом бытия, тогда и повседневные неудачи потеряют свой вес. Главное в этой установке - перестать критиковать себя. Зная собственную ситуацию, можете составить для себя позитивное утверждение, в котором будут конкретно отражены те цели, к которым вы стремитесь. Основные правила составления утверждений не сложны. Утверждение: - должно быть персонифицировано, то есть содержать слово "Я"; - должно содержать привлекательную для вас цель (например, стать увереннее в себе); - должно быть выражено в позитивной форме, то есть без частицы "не". Например, вместо "Я не пугливый" следует говорить: "Я смелый"; - должно быть выражено в настоящем времени, например: "Я уверен в себе" или "С каждым днем я становлюсь увереннее в себе"; - должно касаться ваших собственных изменений, а не изменений других людей. Поверьте, вы достойны любви!
Люблю читать психологическую литературу. Стараюсь делать все "по науке", чтобы избежать стрессов. А они подстерегают повсюду: дома, в транспорте, на работе. Иногда чувствую, что меня охватывает паника: что делать, как избежать возможного стресса?
Стоит ли настраивать себя на обязательное избегание стресса? Избегать - значит убегать, испытывать страх. "Страх перед стрессом" - сама по себе стрессовая ситуация. При такой внутренней установке избежать его не удастся. Как правило, подобное притягивает подобное. Если уж вы попали в трудную жизненную ситуацию, лучше встретить ее лицом к лицу, рассматривая как возможность узнать и научиться чему-то важному для себя. Лучшее лекарство от стресса - ваше собственное разумное отношение к нему. Если жизнь поставила вас в стрессовую ситуацию и вам трудно справиться самому - обратитесь к психологу. Вообще, лучше одновременно проконсультироваться и у врача, и у психолога. А хорошая профилактика для сокращения стрессов - это самопознание и саморазвитие. Живя и действуя в материальном мире, не забывайте о душе, и стрессы будут посещать вас гораздо реже.
"Я - человек успешный с точки зрения профессиональной и финансовой, а вот мой муж в этом от меня отстает. В кругу друзей нередко высказывалось мнение, что при таком раскладе семья долго не продержится. Так ли это на самом деле?"
Понятие успешности очень размыто, но чаще всего в обществе оно рассматривается как карьерная, и особенно финансовая, успешность. Зачастую супруг, зарабатывающий больше, считает себя главой семьи. Он берет на себя командные функции, контролирует общие расходы, наказывает за "провинности". Это соответствует общепринятому у нас представлению о распределении супружеских обязанностей. Но изменение экономической ситуации, смена точек зрения на супружескую жизнь под влиянием западных моделей, растущая эмансипация женщин и феминизация мужчин приводят к формированию другой модели семейных отношений. Женщина перестает быть удовлетворенной только ролью матери и хозяйки. Она жаждет реализоваться профессионально. Ее не устраивает диктат мужа, даже если он зарабатывает больше… Сложнее ситуация большей "успешности" жены. Может происходить так называемая инверсия супружеских ролей: жена берет на себя функции мужа - решать, командовать, наказывать, защищать. Главе семьи остается либо… женская роль - утешать, вести хозяйство, создавать уют, воспитывать, либо он вообще перестает участвовать в жизни семьи, чувствуя себя лишним, ненужным. В таком подчиненном положении мужчина нередко становится раздражительным. У него опускаются руки, зачастую он начинает пить. Активная, доминирующая супруга не дает мужу проявить себя. Иногда она даже получает от этого удовольствие, поскольку на его фоне выглядит более уверенной. Таким образом повышается ее самооценка. Она уже не желает прислушиваться к проблемам и нуждам других членов семьи! Реакция старших членов семейства чаще всего не улучшает ситуации. С точки зрения свекрови и свекра, финансово независимая, недостаточно занимающаяся домом невестка - это раздражающий фактор… Ребенок в такой семье нередко получает перевернутое представление о половых ролях. Мальчика могут дразнить "девчонкой" и "слабаком", если он будет походить на отца. А вот девочка скорее всего начнет верховодить приятелями, копируя маму. Среди мальчиков она может считаться "своим парнем", а не объектом для ухаживаний… Все эти опасности существуют, но с ними можно справиться. Финансовый успех в нашей динамичной стране - вещь временная. Если сегодня это прерогатива жены, то уже завтра все может поменяться. Поэтому главное в ваших семейных трудностях - не мнение друзей, а ваше самоощущение. В семейной жизни нет ничего предопределенного. Супруги смогут прийти к соглашению в том, какую роль в семье и профессиональном плане берет на себя каждый из них. Надо лишь постараться сохранить взаимное уважение и желание жить вместе.
"Мой ребенок - левша. Чем это грозит?"
Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не идентичны. Один из них обязательно берет на себя главную роль (доминирует), а другой подчиняется. Правая или левая рука оказывается ведущей. Это зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений. Левшество - школьная проблема. Задача психолога заключается в том, чтобы выявить доминирующую руку (а также ногу, ухо) без учета давления окружения. Ребенок должен писать доминирующей рукой. При невозможности выявить доминирование той или иной руки, когда ребенок одинаково часто и одинаково ловко манипулирует обеими руками, лучше руководствоваться здравым смыслом. Правше в мире праворуких существовать комфортнее. С точки зрения нейропсихологии у левшей изменена функциональная специализация полушарий. Могут выявляться затруднения с речью, тонкой и грубой моторикой. Левшам сложно существовать в правостороннем мире, в котором все приспособлено к правой руке: тексты, освещение, расположение дверей, парт и так далее. Левши в каком-то смысле - "белые вороны". Они могут испытывать трудности общей телесной ориентации, организации времени и пространства, особенно при обучении чтению и письму. У них возможно запаздывание по сравнению с праворукими детьми формирования фонематического слуха, трудности переключения с деятельности на деятельность. В силу того, что полушария специализируются и в области эмоций, они чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными. Имейте в виду эти трудности и помогайте ребенку в их преодолении. Кстати, человеческая психика пластична. Выстраивая "обходные пути", левша может быть не менее успешным, чем его праворукие сверстники.
"Мы с мужем в разводе, у нас 6-летний сын. С отцом не виделись 7 месяцев, мальчик первый пошел на контакт. Скоро они собираются встретиться, и я боюсь, что папа уделит ребенку мало времени.. Что делать и говорить ребенку, как его утешить?! И правильно ли я поступаю, что не мешаю встрече? Пожалуйста, ответьте, в каких случаях надо препятствовать встречам между отцом и сыном?"
По закону вы вообще не можете препятствовать встречам, если отец не лишен родительских прав. Понятно, что вам бы хотелось не наносить лишней травмы, потому что ваша интуиция подсказывает, что это будет именно так. Но если вы будете откладывать встречу, то мальчик может начать подозревать, что это для чего-то нужно вам, и отношения с сыном испортятся. Поэтому лучше, чтобы ребенок получил опыт отношений с отцом самостоятельно. Случается и так, что впоследствии ребенок сам перестает стремиться к этому общению… Возможно также, что ваши опасения напрасны. Ведь вы не знаете, какие изменения в душевном мире вашего бывшего мужа произошли за это время. Иногда просыпается позднее отцовское чувство, что полезно всем.
"Мой брат развелся. Его дочери 9 лет. Посоветуйте, пожалуйста, как подготовить ребенка к разговору о том, что у папы другая женщина? Ситуация осложняется тем, что мама девочки - очень своеобразная женщина. Вряд ли после этого она начнет отпускать дочь встречаться с папой..."
В вашей ситуации не следует сразу говорить о появлении другой женщины. Если отец ребенка уже находится рядом с ней, возможно, лучше, чтобы ваш брат и его ребенок вначале общались с ней на нейтральной территории - у вас, в кафе, у друзей. Нужно приучить вашу племянницу к этой ситуации и дождаться момента, когда она сама задаст вопросы. …Девочка уже большая, в 9 лет многое можно понять. А резко приводить дочку к новой жене лучше не надо: девочка может почувствовать антипатию и к мачехе, и к отцу, а ее мама может действительно проявить обоснованную агрессивность. Поэтому пусть все идет, как идет, а новости нужно сообщать, когда отношения станут стабильными.
"Я ушел из семьи полгода назад. Живу в другой семье. От первого брака есть сын - ему три с половиной года. Мы видимся с ним один раз в неделю по выходным. Он очень ко мне привязан и переживает нашу разлуку. С бывшей женой отношения нормальные. Нашим встречам она не препятствует. Сын спрашивает, почему я с ними больше не живу. Я не знаю, что ему ответить."
В серьезном разговоре с близким человеком лучше всего не лгать. Поэтому определите для себя главное - для чего вы развелись. Например, решили жить в другом доме, чтобы меньше ссориться с мамой и никого не огорчать. Или поняли, что всем будет лучше, если вы станете приходить к сыну из другого дома, а не жить всегда там (например, у вас трудные, обременительные для всех привычки - курите, храпите по ночам, поздно ложитесь и тому подобное). Или иначе - многие люди имеют несколько семей (привести примеры), при этом они всех любят. Если есть другие причины, то их надо сформулировать, приводя конкретные аргументы, стараясь не задевать чувств жены (скорее всего, сын обсудит это с ней) и воздерживаясь от обвинений. Дети толерантны, особенно к отцу; какое бы объяснение вы ему ни привели, мальчик его примет. Поэтому стройте свои отношения, исходя из того, что они - на всю жизнь.
"Моего сына всегда обижают и бьют. Ему 11 лет. Он учился в трех разных школах: первый класс в одной школе, потом я его перевела в другую школу, а затем в третью. Сначала все было нормально, но прошел месяц - другой, и сын начал мне жаловаться, что его обижают одноклассники. Почему так происходит? Мой мальчик добрый, ласковый и физически развит нормально, но очень стеснительный. И друзей у него мало: с детьми он плохо сходится. Как ему помочь?"
Не видя ребенка, можно только предполагать причины трудностей вашего сына. 1. Вы передаете ему собственную неуверенность и транслируете особенности своего поведения. 2. Его подавляют в семье, приводя в состояние беззащитности, которая удобна для других членов семьи. 3. Ребенок имеет какие-то особенности (своеобразие развития или отставание), которые обрекают его на роль жертвы. 4. Он провоцирует исподтишка других детей. В этом случае нужно посмотреть, есть ли у него какие-либо друзья. В зависимости от того, что подходит к вашей ситуации, нужно и принимать решение. Но школу, вероятно, менять уже не стоит, потому что у ребенка лишь накапливается опыт неудач. Если мальчик физически не способен за себя постоять (а детский коллектив часто очень жесток), лучше договариваться с педагогами… Нужно провести работу для поднятия самооценки и самоуважения ребенка, придать ему убежденность в том, что он заслуживает всего самого хорошего, и, возможно, пробудить в нем некоторую защитную агрессию, которая позволит ему постоять за себя. Дома настраивайте себя и сына на будущие успехи. Не бойтесь мечтать: чего бы вам хотелось, что вам нравится? Очень часто основа застенчивости - запрет на удовольствия. Если мальчику трудно сходиться с другими детьми, но изначально он дружелюбен, нужно ему помочь: организовать общее мероприятие, позвать друзей с детьми в гости… Отдельная задача - научить ребенка защищать себя. Нужно уметь обороняться как психологически, так и физически. Поскольку ни один человек не может всегда только побеждать, научите мальчика видеть в других не только сильные, но и слабые стороны. Обратите его внимание на то, что каждый человек время от времени терпит провалы. Но это вовсе не означает, что так будет всегда. Еще совет - заведите сыну домашнее животное, которое будет ему служить и подчиняться. Это даст ребенку первый опыт повышения статуса.


Главная цель психологической помощи - восстановить естественную способность человека к свободному осмыслению себя и мира.
Дорогие читатели! Искренне рада помочь вам обрести уверенность в себе и сделать шаги к положительным изменениям в жизни. Если такое произошло, наши общие усилия были не напрасны…


Подготовила М. АМИРОВА




Детей в Бельгии снабдят значками "Алло, родители!"

В Бельгии потерявшихся детей будут идентифицировать и возвращать родителям при помощи именного электронного значка. Презентацию значка, получившего название "Алло, родители!", провели в Брюсселе организаторы проекта - бельгийская ассоциация по розыску похищенных детей "Чайлд Фокус" и телекоммуникационная компания "Белгаком". Электронный значок будет активироваться через интернет сроком на три года и содержать данные о ребенке и его родителях. Нашедшему ребенка достаточно будет набрать один из двух телефонных номеров, указанных на значке, и сообщить электронному оператору номер значка. После этого звонок будет немедленно переадресован родителям потерявшегося ребенка и ассоциации "Чайлд Фокус". Первые 150 тысяч значков "Алло, родители!" поступят в продажу уже в эту пятницу. Цена именного электронного значка - пять евро.




В Новгороде сигареты будут менять на фрукты и конфеты

В Великом Новгороде во время молодежной акции "Бросай курить!" сигареты будут менять на фрукты, конфеты и спортивный инвентарь.
Как сообщили РИА "Новости" в Новгородском региональном отделении организации "Молодежное "Единство", необычная акция по борьбе с курением начнется в пятницу, 8 октября, в 16.00 мск.
Акция пройдет в Гуманитарном институте Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого на студенческом празднике "День первокурсника".
В ходе этой акции волонтеры из числа некурящей новгородской молодежи будут предлагать студентам обменять их сигареты на более полезные для здоровья вещи - спортивный инвентарь, фрукты и конфеты.
Любой курильщик в рамках акции сможет вместо пары сигарет получить билет беспроигрышной лотереи.
Ранее, 31 мая, в Великом Новгороде уже проводилась подобная антиникотиновая акция "Молодежь против сигарет".
Во Всемирный день борьбы с курением волонтеры из городского центра "Грани" обменивали сигареты на воздушные шарики, которые символизировали чистые легкие.

РИА "Новости"




Колыбель раннего творчества

Октябрь - самый богатый (беркате - по инг.) месяц в календаре юбилейных дат нашей республики как в жизни отдельных известных личностей, так и в сфере нашего социально-цивилизованного роста. Ярче всех среди этих юбилеев светится солнышко маленьких первопроходцев национальной и общероссийской культуры. А засветилось оно, это солнышко, 30 лет тому назад в центре творчества детей и юношества, образовавшегося на базе бывшего в советское время назрановского Дома пионеров. И сегодня многочисленные питомцы и выпускники этого центра, продолжающие свой творческий путь в учреждениях культуры нашей республики и России, с гордостью ждут юбилея храма своей творческой молодости (29 октября). В адрес первого организатора этого нового очага культуры и бессменного его руководителя, Заслуженного учителя Российской Федерации, отличника народного образования - Марем Зарахметовны Муцольговой уже начали поступать поздравления от родителей нынешних воспитанников, а также выпускников центра. В них выражение благодарности и общественной оценки ее беспрерывной и плодотворной деятельности в одной из важнейших перспективных сфер жизни нашей самой молодой в России республики. Ее пример организаторских, воспитательных способностей, творческого и делового отношения к исполнению служебных обязанностей служит стимулирующим фактором для всего коллектива, как об этом вспоминают первые педагоги центра Э.М. Гаракоева, А.М. Хадзиева, Р.Ю. Добриева и другие. Солнечные лучи центра с первых же дней его зарождения начали распространяться по многим направлениям нашей духовной культуры. Отсюда начали возрождаться элементы ингушского танца, детской хореографии, песен и мелодий. Отсюда пошли корни таких известных ныне творческих объединений дополнительного образования, как ансамбль "Маленький джигит", студия: "Национальная гармоника"; ансамбль: "Доулист"; "Творческое объединение молодых и начинающих литераторов" и многих других самостоятельно действующих очагов детско-юношеского творчества. Вспоминается, как в первое нелегкое время возрождения Ингушской государственности для создания наших государственных ансамблей народного танца "Ингушетия" и "Эрзи" тщательно отбирались солисты из числа воспитанников хореографической студии этого центра, которые и составили 80% их основного контингента. Они же продолжают сегодня успешно демонстрировать на сценах нашей республики и далеко за ее пределами величие и грациозность искусства нашего народного танца. А один из них художественный руководитель ансамбля "Маленький джигит", солист Госансамбля "Ингушетия" - Башир Оздоев стал заграничным представителем России от имени юных танцоров Ингушетии. Сейчас в объединениях центра, среди которых такие известные клубы и кружки, как "Мастерица", "Белая ладья", "Выразительное слово", "Поиск", "Юный краевед", клуб художественной гимнастики, кружки вязания, шитья и вышивания и другие занимаются более 2600 детей. Здесь царствует творчество во всем: будь-то танец или рисунок, спектакль или фольклорное шоу (зрелище), изготовление и демонстрация моделей или выставка детской игрушки, шахматный турнир или шоу спортивной гимнастики и так далее. У центра тесная связь с родителями. Это помогает педагогам вовремя выявить способности ребенка и обеспечить правильное его развитие. Традиционным стало проведение круглых столов и праздников с участием родителей и общественности, организация и проведение таких мероприятий, как "День инструктора", "Мисс-Сув", "Моя родословная". В настоящее время 90% его педагогов работают по авторским программам, составленным с учетом специфики региона и национального менталитета, что способствует интеллектуальному, творческому и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения. Ведется работа и по программам гражданско-патриотического воспитания детей и юношей. В текущем году центр впервые принял участие во Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования. Особое внимание здесь уделяется апробации таких программ, как "Белая ладья" (Тутаев Т.С.), "Эталон женщины" (Лолохоева Л.Б.), "Села1ад" (Галаева З.У.), "Сата" (Хадзиева А.М.), "Амазонка" (Дударова Х.М.), "Илли" (Султыгова М.З.), "Халхар" (Чумакова Х.М.), "Гимнастика" (Ажигова Л.М.), "Золотая нить" (Газдиева Э.С.), "Мелодия" (Мальсагова З.М-С.) и других. Заслуживает большого внимания и новая программа: "Школа раннего гармоничного развития ребенка", разработанная для детей в возрасте от 4 до 7 лет. …Приближается торжественная дата плодотворного 30-летнего творческого пути детства и юношества Ингушетии. С волнением и с ответственностью готовятся к ней педагоги ЦТД и Ю во главе с ветераном педагогики, опытным деятелем дополнительного образования М. З. Муцольговой. Новых вам творческих успехов!

М. ЗАНГИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru