новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 116 (9491);вторник, 12 октября 2004 года

Глазами зрителя

Совместная работа лучших мастеров сцены


Скажу сразу, что я очень давно не был в театре. Как-то недосуг было. Увидев афишу о спектакле "Рузкъан болх", решил обязательно его посмотреть, тем более, что сюжет спектакля взят автором из нашей повседневной жизни, и поэтому все, что происходит на сцене, доступно и понятно зрителю. Спектакль поставлен режиссером-постановщиком Аскерби Курашиновым - профессором Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заслуженным деятелем искусств РФ, художник-постановщик - Владимир Бакнуев. Художественный руководитель - директор театра, заслуженный деятель искусств РИ Иса Чахкиев. Эта постановка - результат совместной работы лучших в ЮФО мастеров сцены. Не нуждаются в дополнительном представлении и актеры, задействованные в спектакле. Рукият Дзейтова, Ахмед Евлоев, Муртаз Озиев, Зульфия Кукурхоева, Магомед-Башир Костоев, Эсет Сусуркиева, Хаджибикар Булгучев, Марина Сакалова, Зарета Дошхоклоева, Адам Бузуртанов, Махмуд Нальгиев, Ваха Хадзиев, Лилия Барахоева. Все они наши современники, вместе со своим народом переживающие становление своей республики. У них (у актеров) по определению одна задача - высмеивать пороки нашего бытия, показать во всей "красе" проходимцев, хапуг, любителей легкой жизни, прикрывающих и оправдывающих любую подлость обычаем, и думающих прежде всего только о себе. Итак, прелюдия спектакля - обыкновенная ингушская семья: мать Забанет в исполнении Рукият Дзейтовой, сын, работающий в Москве, - его играет Муртаз Озиев, дочь - актриса Зарета Дошхоклоева. У сына есть любимая девушка, ее играет актриса Марина Сакалова. Но как это нередко бывает в жизни, девушка "приглядывается" одному повесе. Ее не спрашивают ни о чем, "переезжая сваха" - актриса Эсет Сусуркиева сообщает Забанет, что ее сын Махмадхан женат на русской девушке, что для последней звучит как гром среди ясного неба. Рая - так зовут по сценарию сваху - предлагает Забанет срочно вызвать сына домой и женить, а в качестве невесты предлагает свою родственницу, засидевшуюся в девках. Рая и Забанет идут смотреть будущую невесту, о чем последнюю предупреждает Рая. Им удается пустить пыль в глаза Забанет, старушка уходит довольная. Но тут домой приезжает сын. Вместе с ним русская женщина, возникает немая сцена. Женщина на самом деле оказывается просто попутчицей Махмадхана, которую он пригласил переночевать, так как гостиница далеко. К тому же женщина замужем. Все эти перипетии мастерски обыгрываются актерами. А между тем к Зареме приходит Рая и сообщает ей выдуманную ложь о женитьбе Махмадхана. Девушка огорчена, но держится с достоинством. Комедия есть комедия. Махмадхан и его друг Русланбек, которого блестяще играет Ахмед Евлоев, находят способ вернуть девушку. Для этого Русланбек, нарядившись в форму пожарника, проникает в дом, где держат Зарему, и передает ей баллончик со слезоточивым газом. Девушке удается нейтрализовать своих охранников Раю с Фатимой и бежать. Справедливость торжествует. Зло наказано, доволен зритель. Казалось бы, простой и незамысловатый сюжет. Сколько таких комедий произошло в нашей жизни? Сколько девичьих судеб загублено? И сколько лжи вокруг того или иного сватовства и всегда ли мы искренни? Я не специалист, и театром не занимаюсь, и эта заметка никак на рецензию не тянет. Просто мне приятно осознавать, что есть ингушский драматический театр, есть авторы и актеры, и есть мы, зрители, для которых это сыграно. Есть люди, для которых главное в жизни - очищение общества от пороков, и делают они это мастерски. Я благодарен Батрудину Горчханову, всем актерам театра за доставленное удовольствие. Надо отметить хорошие декорации, световое и музыкальное сопровождение. Жаль, что зрителей бывает мало. Зал ГДК вмещает 450 человек, а на отчетном спектакле было всего 70-80 человек. Это при том, что цена билета всего 50 руб. И еще: ни одно мероприятие у нас не обходится без "ложки дегтя". Так, некоторые молодые люди, пришедшие в этот вечер в театр, вели себя не совсем подобающе: телефонные звонки, реплики, комментарии. Было ощущение, что эта публика спутала кресло в зрительном зале с пляжным лежаком. Во всем остальном вечер удался и спасибо за это театру.

Х. Магомедов




Это продиктовано временем

Сейчас в условиях объективного существования террористической угрозы необходимо предпринимать действенные меры к тому, чтобы быть готовыми адекватно реагировать на угрозы террористов. Бесланские события показали всему миру, что основной целью террористов являются места скопления людей. Это - школы, зрелищные заведения, метро… Для того, чтобы максимально минимизировать число потенциальных жертв от действий этих нелюдей в человечьем обличье, необходима соответствующая и весьма существенная материальная база. Это - системы сигнализации для оповещения людей об угрозе теракта, всевозможные барьеры в местах предположительного проникновения террористов и т.д. С просьбой рассказать читателям газеты "Сердало" о мерах, предпринимаемых руководством ПУ-1 г. Назрань в свете последних событий, с целью сохранения жизнедеятельности училища и жизней учащегося контингента, я обратился к директору училища Ю.И. Арапиеву. И вот что он сказал:
- О непредсказуемой обстановке в регионе общеизвестно. - Для безопасности учебного заведения нами приняты достаточно серьезные меры. В частности, укреплены подъездные пути бетонными изделиями и шлагбаумом, созданы два поста охраны, усилен также и пропускной режим. Без соответствующего разрешения вход на территорию главного корпуса посторонним лицам воспрещен, приняты и другие меры. И все же считаю, что этого явно недостаточно. Поскольку наше учебное заведение находится на балансе Министерства образования Российской Федерации и почти полностью им финансируется, то и помощь мы планируем получить от него. На днях, а точнее вечером 1 октября, в прямом эфире на радиостанции "Эхо Москвы" выступил по этому поводу министр образования России Андрей Фурсенко. По его словам, одних только школ в Российской Федерации насчитывается более 65 тысяч, не говоря о других образовательных учреждениях - вузах, ссузах и т.д. Для создания эффективной системы безопасности в сложившихся условиях, по словам министра, необходимо не менее 100 миллиардов рублей. Полагаю, что и нам выделят необходимые средства из этой суммы, поскольку мы, как сказано мною выше, напрямую финансируемся из этого Министерства. Повторюсь еще раз, что принятых нами мер в сложившейся обстановке недостаточно. Мы считаем, что учебные заведения в нашем "горячем" регионе должны охраняться работниками правоохранительных органов и полагаем, что в Правительство нашей республики необходимо внести предложение по закреплению специальных подразделений МВД РИ за общеобразовательными учреждениями. С просьбой о ходатайстве перед Правительством РИ и Министерством образования Российской Федерации о выделении школам и профучилищам дополнительных материальных средств для содержания штатных единиц работников правоохранительных органов и установки специальных сигнальных средств я обратился с письмом к министру образования Республики Ингушетия И.А.Танкиеву. Думаю, что вопрос этот решится в ближайшее время. Сметы на установку сигнализации в МВД нами уже представлены в Министерство образования Российской Федерации. Подобные меры предпринимаются и в сопредельных с нами республиках Северного Кавказа. В заключение своей беседы, посвященной этой весьма важной и актуальной теме, продиктованной временем, Юсуп Иссаевич выразил надежду, что трагедии, подобные бесланским, в скором времени канут в Лету, и мы заживем спокойной и созидательной жизнью.

М. Кодзоев




Слово о педагоге

Учитель, воспитай ученика…


Много лет проработала в Сурхахинской СШ №1 педагогом и директором Любовь Абуязитовна Нальгиева. Честным и добросовестным трудом она снискала себе уважение и почет среди жителей села. Любовь Абуязитовна преподает немецкий язык. Родилась она в 1954 г. в г. Караганде. Приехала на родину с родителями в 1957 г. В 1972 г. закончила школу и поступила в ЧИГУ на факультет романо-германской филологии, окончила вуз, вышла замуж. Вот уже 25 лет работает в Сурхахинской средней школе №1 преподавателем немецкого языка. Свой предмет знает как таблицу умножения. За годы работы труд ее не остался незамеченным вышестоящими органами. Неоднократно награждалась - почетными грамотами, денежными премиями. Считалась в числе лучших учителей района. 2,5 года Любовь Абуязитовна Нальгиева работала директором этой же школы. Как руководитель, старалась не подвести своих коллег учителей. Ее стремление - чтобы каждый ученик, знал ее предмет - немецкий язык - дать ему знание. И ее старание дало неплохой результат. Ее ученица Албакова Фатима окончила факультет немецкого языка в г. Пятигорске. Работает тоже учителем немецкого языка и литературы в Курской области. Аушев Магомед Алиханович студент ИнГУ - отделения английского языка ИнГУ. Любовь Абуязитовна мечтает, чтобы больше у нас стало врачей, учителей, инженеров и чтобы наши дети росли и развивались крепкими, здоровыми и умственно развитыми. Мы учителя, - говорит она, - должны заботиться о каждом школьнике, как о своем сыне и дочери! И своих детей она воспитала и вырастила неплохо. У Любови Абуязитовны четверо детей, два сына и две дочери. Один учится в ИнГУ на 3 курсе экономического факультета, а второй - в Московской юридической академии на 4 курсе. Дочери Фатима и Румина студентки отделения английского языка ИнГУ, мечтают идти по стопам матери - быть учителями иностранных языков. Заботливая мать Любовь Абуязитовна и отец Беслан Орциевич всегда учат своих детей хорошему, лучшему: хорошо учиться, любить труд и уважать старших. Спаянный, дружный у нас педколлектив! несколько раз сказала она… "Когда в товарищах согласья нет, тогда и дело не пойдет на лад" - ответил я. Легкая улыбка на ее лице светилась после этих слов.

Долгой жизни,
светлых дней,
И чистой дали
всем учителям,
И жизнь без горя
и печали,
От всей души желаю вам!

С. АУШЕВ, житель с. Сурхахи




Экстремизм и терроризм

Вызовы современной действительности


Терроризм и экстремизм являются, пожалуй, одними из самых страшных явлений, пришедших из прошлого и, к сожалению, нет никаких оснований для оптимистических прогнозов, что этот бич человечества будет преодолен в наступившем XXI столетии. Но нам, людям разумным, надо найти вакцину от этого вируса, надо найти оружие, с которым можно бороться против этого зла.
Эффективное противодействие экстремизму невозможно без понимания сущности конфликта, правильного представления о его исторических предпосылках и геополитической ситуации, на фоне которой происходит развитие конфронтации.
Проблема борьбы с экстремизмом, в том числе и с такими его формами как терроризм и религиозный экстремизм, встала перед Россией задолго до того, как разразились последние трагедии. Причем эпицентром российского терроризма и экстремизма общепризнанно считается регион Северного Кавказа. Война в Чечне, напряжение в отношениях между многочисленными кавказскими народами, перерастающее порой в открытые конфликты практически во всех северокавказских республиках, самым серьезным образом влияет на ситуацию не только в регионе, но и во всей России.
Проживание в течение длительного времени на одной территории народов и национальностей, принадлежащих к различным языковым группам, исповедующим разные религии, способствовало выработке специфической культуры межэтнической коммуникации, которая характеризовалась высоким уровнем толерантности, уважительным отношением к чужим обычаям и религии. Однако это же советское прошлое оставило нам в наследство территориальные проблемы, являющиеся, как правило, основанием возникающих межэтнических и межконфессиональных противоречий, выливаясь в политические претензии.
Определение глубоких причин возникновения данных конфликтов - тема отдельного серьезного исследования. Однако с уверенностью можно утверждать, что христианство и ислам не только не являются объективной основой возникших конфликтов, но напротив, сыграли огромную роль в их урегулировании.
Терроризм - один из вызовов, который несет современная действительность. Он особенно опасен тем, что его идеология очень часто прикрывается религиозным фактором, в частности, исламским, используя вырванные из контекста аяты Корана. Это создает весьма стойкую иллюзию экстремистской направленности самого исламского вероучения. Однако терроризм и ислам - это в корне противоположные и взаимоисключающие друг друга явления. Тем не менее, именно с исламом сегодня ассоциируют международный терроризм, разжигая тем самым национальную рознь и религиозную нетерпимость.
В результате, ислам становится в умах общества основной причиной не только политических, но и существующих социальных и экономических. Как следствие этого, в общественном сознании складывается негативное отношение не только к исламу как таковому, но и к мусульманам, что естественно сказывается на состоянии национальной безопасности.
Заявления представителей власти и СМИ с высоких трибун, с экранов телевизоров, со страниц газет о террористах, как о воинах ислама, достигают совершенно противоположной цели, поднимая антиисламские настроения, запугивая людей. Например, последние террористические акты, совершенные женщинами-террористками, привели к тому, что в российском обществе стала наблюдаться тенденция переноса ненависти, чувства потенциальной угрозы на всех женщин-мусульманок. Достаточно вспомнить недавние события, когда пассажиры самолета отказались лететь из-за присутствия в салоне женщины в хиджабе. Мы не говорим уже об обычном хулиганстве и оскорблениях на улице.
В современной общественной жизни России рефреном звучит одна фраза: пора положить конец религиозной нетерпимости.
Из-за политической конъюнктуры забывается тот факт, что религиозный экстремизм угрожает в первую очередь самому исламу - тому исламу, который на протяжении столетий исповедуется многими российскими народами, исламу, оказавшему огромное влияние на культуру этих народов и позволившему им занять достойное место в российском и мировом сообществе.
Такое понимание ислама распространяется благодаря некоторым недобросовестным журналистам и политикам всех мастей. Причем зачастую это делается не специально, а от элементарного незнания темы.
Коран - это книга любви и мира, которая направлена против любых форм насилия. Коран - универсум, который говорит о гармонии, о необходимости преодоления хаоса, преодоления зла.
Существование различных религий, каждая из которых говорит на своем языке, считая его абсолютным и, следовательно, исключительным, - это существование оправдывается тем, что различия между религиями полностью соответствуют различиям между отдельными людьми; иначе говоря, религии истины, потому что к каждой из них было обращено слово Божие; они различны, потому что Бог говорил на разных языках в соответствии с разницей восприятия. Они подобны бусинам четок, а шнур, на который они нанизаны, - это связующая их воедино божественная сущность.
Пророк сказал: "Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им пренебрегает". И еще: "Бог прекрасен и возлюбил прекрасное". Оба эти изречения весьма характерны для Ислама: мир представляется ему огромной книгой, исполненной символов и знаков (аят), то есть элементов красоты, взывающих к нашему разуму. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной музыки; познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая таящуюся в них внутреннюю мелодию.
Своими мыслями об этом знании поделился с нашим корреспондентом Цечоев Ага Ахметович, тамада ст. Орджоникидзевской.
- Нам дан Коран, в котором заложено все самое лучшее, - говорит Ага Ахметович, - ислам или "предание себя Богу" был рожден, чтобы вести к созиданию, истине, братству, добродетели: "я исповедую религию Любви" - имеется в виду любовь как "живая истина", "божественное влечение".Это самобытная, особая цивилизация и культура, в рамках которой было создано общество справедливости с новой формой устройства, не западной и не восточной, основой которой является человеческое счастье и социальная справедливость.
Этим он привлекает к себе представителей различных народов. Мусульманские общины сейчас имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. Аллах создал Адама и Еву, создал семью, единую семью народов. Но он сделал мир двуполярным, двухполюсным, оставив человеку выбор пути. Дорога, указанная в Коране - правильный выбор. Мир по себе бесконечен, идя по жизни, в движении каждый постигает то, что ему суждено. Единство народов - в правде, в справедливости. Справедливость - главное кредо ислама. Аллах говорит, что "имя мое - равенство".
В исламе заложен принцип равенства - единства общины мусульман: "Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш.." (Коран, сура 21, аят 92). Данное положение Корана говорит о том, что в мусульманском государстве сильный не должен давить слабого, а богатый унижать бедного. Все члены общества должны быть наделены равными правами и каждый получить достойное место лишь на основе его моральных и интеллектуальных качеств. А недостойный человек будет наказан, даже если он из пророческой семьи.
В равенстве для всех заключено единство народов. Например, представьте себе большую семью, каждый из членов которой имеет свое мнение, свою точку зрения. Несмотря на это, все семейные проблемы решаются только одним человеком - отцом. Так и Аллах является отцом семьи народов и призывает верующих: "решайте ваши дела сообща" (Коран, сура 42, аят 32.).
Ислам унаследовал мифы и легенды, связанные с добродетелями, то есть с людьми, ведшими праведный образ жизни. Как правило, праведность в исламе понимается не только как соответствующая религиозным канонам личная жизнь, а как подвижническая общественная деятельность, смыслом которой является активное воздействие на жизнь и умонастроения широких масс общества через личный пример, открытое осуждение пороков общества и власти. Притом в качестве примера добродетельности берутся не столько мысли и высказывания пророков, сколько их деяния, образ жизни, к которым обращаются как к аналогам в том случае, когда возникает сомнение в добродетельности того или иного поступка, явления, новшества.
Исламская мораль - "И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобренного. Эти - счастливы". (Коран, сура 3, аят 104)
Сегодня ислам в России и за ее пределами - это идеология в условиях тотальной поляризации мира. Иначе говоря, сегодняшний мусульманин, если брать его в идеале - это тот мусульманин, кто активно, всей своей душой, всеми своими силами хочет осуществлять в себе и через себя призвание своей веры. То есть усилие (усилие это "джахд", от которого производится слово "джихад"), вера, стойкость, непримиримость, абсолютная ориентированность на справедливость - вот то, что соль делает соленой.

Говоря об ошибочных представлениях, нашедших широкое применение в средствах массовой информации и на телевидении, следует особо остановиться на двух понятиях ислама. Во-первых: "джихад". Есть три вида джихада: малый - "война в защиту, но если напали! если угоняют тебя из твоего дома!", средний - это "бесстрашно говорить правду вождю, ничего не утаивая! ибо не любит вождь, когда говорят ему правду, - может тебя погубить. Но если джихад большой - война постоянная! великая война! не прекращается ни на миг! внутри тебя война, во всем твоем существе между дьявольским, шайтаньим, сатанинским в тебе и божественным в тебе!" Таким образом, резюмируя все перечисленное, само по себе слово "джихад" можно перевести как борьбу, приложение всех возможных усилий. Имеется в виду приложение всех усилий не только в деле борьбы с неверием, а также борьба с собственной душой, то есть противостояние сомнительным удовольствиям и т.д. Но есть еще одно слово, произнеся которое можно испугать и вызвать ненависть - это "шахид". Можно спросить любого прохожего в любом городе России: "Что такое джихад и шахид?" Он ответит: "Джихад - это война с неверными, а шахид - это террорист-смертник". Тяжелее всего, что так думают и некоторые молодые мусульмане, даже не сомневаясь, что это не более чем вырванная из Корана фраза, выдаваемая за истину. Заманчивой перспективой для многих может стать судьба будущего шахида, ведь он "обладает перед Аллахом семью отличительными качествами: ему прощается с первой каплей крови, он видит свое место в раю, он украшается одеянием веры, ему будут даны в жены семьдесят две гурии, он будет избавлен от наказания в могиле, он будет спасен от ужаса Судного дня, его голова будет увенчана короной благородства, каждый из камней которой дороже жизни со всеми её прелестями..." Но маленькая деталь меняет весь смысл всего вышеперечисленного: ведь "шахид" дословно означает воин, пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью. Таким образом, называя террористов шахидами, отечественные политики и журналисты, сами того не подозревая, объявляют эту смерть мученической, совершенную во имя веры. Соблазнить потенциальной жизнью в раю можно любого. Но это иллюзия, мираж, который обязательно развеется. Достаточно знать слова Пророка Мухаммеда: "Вы не должны убивать ни ребёнка, ни женщину, ни дряхлого старика, ни поклоняющегося, который находится в своей келье". Иначе говоря, мученическая смерть за веру возможна в малом джихаде, во время войны в защиту, "если напали.., если угоняют тебя из твоего дома" и только тех, кто сам убивает. Исходя из этого, подобные действия, жертвами которых становится мирное население, являются величайшим преступлением и прегрешением против основ шариата. Таким образом, проповеди о "мученической смерти за веру" и "джихаде" в современной России, являющиеся побуждающим мотивом религиозного терроризма и снявшие общечеловеческий моральный запрет на убийство невинных людей, ничего общего с исламскими понятиями и исламской моралью не имеет. Большинство мусульман не только не восприняло специфическую экстремистскую трактовку аятов Корана, но и активно выступило против такого рода деятельности. Сложно представить себе эффективную борьбу с экстремистскими объединениями и, прежде всего, с идеями экстремизма без содействия самих религиозных объединений. Ислам является главным союзником государства в борьбе с экстремизмом. Раздираемая изнутри конфликтами и противоречиями страна ослабевает как государство, и в результате становится лакомой добычей для внешней агрессии. Значимость исламского фактора при решении общественных вопросов уже осознается на государственном уровне и яркими свидетельствами тому становятся всероссийские съезды, конференции, различного рода правительственные программы и фрумы. Тот факт, что сегодня мусульманские организации действуют в условиях наибольшего благоприятствования со стороны государства, говорит о том, что общество переживает принципиально новый этап государственно-исламских отношений. Таким образом, важно помнить, что религия, являющаяся неким цементирующим слоем, фундаментом в построении и сохранении общества и государства, может также стать оружием в руках экстремистов, преследующих собственные, далеко не самые благие цели.

П. АКИЕВА,
кандидат исторических наук


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru