новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 142 (9663) четверг, 17 ноября 2005 года

И вдохновение и пример

Целых 35 лет своей жизни отдала нелегкому педагогическому труду директор школы №21 села Аки-Юрт Малгобекского района Марем Чогаевна Чинтамирова, человек щедрой души, в которой однажды и навсегда поселилась неиссякаемая любовь к детям. В канун этого славного юбилея в судьбе педагога произошло еще одно важное событие – указом президента РИ ей было присвоено высокое звание заслуженного учителя Республики Ингушетия. Так многолетнее беззаветное служение М. Ч. Чинтамировой любимому делу, ее верность профессии и незаурядные профессиональные качества получили признание и были по достоинству оценены обществом.
Марем Чогаевна принадлежит к тому поколению наших современников, представители которого вступили в сознательную жизнь вдали от малой Родины, там, где их родители, влача тяжелую ношу, оказались по злой воле преступного сталинского режима.
Перед детьми депортации жизнь рано ставила свои первые серьезные вопросы. Оттого и выросли они людьми с обостренным чувством справедливости, которое всегда учило их готовности нести личную ответственность за все, что происходит вокруг.
М. Ч. Чинтамирова вовсе не из тех обывателей, что созерцают мир, спрятавшись в уютной скорлупке собственного благополучия. Напротив, неспокойное и трудное время неизменно определяло ее место там, где дух созидания и творчества вступал в неминуемое и безкомпромиссное противоборство с разрухой, поселявшейся в умах, с безрадостным существованием на обломках былых идеалов, некогда служившим надежной опорой трепетным людским сердцам.
Выросшая и воспитанная в большой и дружной семье, в заботливом окружении двух братьев и восьми сестер, Марем Чогаевна никогда не теряла ни собственной индивидуальности, ни присущего ей сегодня умения горячо отстаивать свою точку зрения. Прожитые годы прибавляли ей мудрости, закаляли характер, множа душевные силы, острую потребность в которых однажды М. Ч. Чинтамирова испытала сполна. Случилось это в тот страшный миг, когда кровавая чеченская война отняла у нее любимого брата, очень близкого ей по духу человека, такого заботливого и нежного по отношению к своим сестрам…
Калейдоскоп жизни складывается из разноцветных кусочков событий и пройденных дорог. Когда семья маленькой Марем вернулась из ссылки в родную Чечено-Ингушетию, девочка успела окончить лишь только третий класс в одной из школ Алма-Аты. Дома родители определили ее в знаменитый грозненский интернат «Горянка».
По странному стечению обстоятельств совсем недавно, во время частной поездки в Чеченскую Республику, одна моя знакомая, в давние годы окончившая Грозненское педагогическое училище, показала мне полуразрушенное здание этого учебного заведения, где когда-то звенели чистые девичьи голоса и беззаботный смех наполнял утопающий в цветах двор.
Каким-то непостижимым образом в двух войнах сохранилась легкая решетчатая ограда, которой в давние времена был обнесен интернат. И мне подумалось, что есть в этом какой-то тайный символ. Словно некий неприступный бастион устоял под натиском смертоносного огня, оставшись на защите высокой человеческой и материнской нравственности былых воспитанниц «Горянки». Не потому ли так стоек и непобедим дух наших матерей, которые, даже уходя от нас, остаются рядом с нами? И как не вспомнить здесь ту молодую чеченскую женщину, чьи усилия привели к созданию в Грозном детского дома. Жестокая судьба лишила ее возможности защитить от гибели собственных детей. Но, похоронив их, и еще не оправившись от страшного горя, она из развалин своей Родины, из пропахших кровью и порохом подвалов выводила на свет Божий голодных, оборванных, осиротевших мальчишек и девчонок, чтобы под крышей своего дома обогреть и накормить их. Наступит день и в программе «Жди меня» она на всю страну заявит, что в этом – ее долг перед погибшими детьми и перед Всевышним. Велик подвиг Матери, в израненном сердце которой нашлось столько тепла, чтобы согреть потерянные души обездоленных войной детей – чеченцев и русских, армян и ингушей. Надеюсь, когда-нибудь у меня появится возможность побольше узнать об этом удивительном человеке, чтобы рассказ о нем получился достойным его жизненного предназначения…
К своему юбилею, натолкнувшему меня на эти размышления, Марем Чинтамирова шла прямой дорогой, которая определила ее выбор. Окончив интернат, она, не терзаясь долгими сомнениями, в 1969 году поступила на физико-математический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета.
Незаметно пролетели студенческие годы, вместившие в себя встречи с интересными людьми и радость узнавания жизни. Вскоре для молодой учительницы начались ее первые трудовые будни в одном из предместий города Грозного. Затем на долгие годы вперед ее пристанищем стала сельская школа в Наурском районе – выйдя замуж, Марем Чогаевна переехала в село Левобережное. Весной 1983 года семья Чинтамировых перебралась в Аки-Юрт.
- В Малгобекском районе, - вспоминает М. Ч. Чинтамирова, – по началу мне довелось некоторое время поработать в детском садике «Солнышко». Но очень быстро я почувствовала, что, если в моей жизни не будет школы, этой труднообъяснимой, да, впрочем, и непонятной для большинства непосвященных, романтики учительского труда, мне никогда не обрести ни душевного спокойствия, ни удовлетворения собственным существованием. И поэтому, как только появилась такая возможность, я перешла на работу в местную среднюю школу №21.
За долгие годы педагогической деятельности Марем Чогаевна в силу объективных причин поменяла три школы. Но где бы она ни работала, везде сумела оставить о себе добрую память. Ее первые ученики, уже давно повзрослев, стали сегодня достойными людьми, нашедшими применение своим талантам в разных сферах. Кто-то из них, по примеру любимого педагога, работает сегодня в школах Чеченской Республики (Хадишат Ханзалатова и Малисат Чинтамирова, завуч и психолог Нагорненской средней школы, прознав о юбилее Марем Чогаевны, даже приехали к ней в Ингушетию), кто-то находится там, где сегодня всего опаснее. К примеру, Халид Сулулив возглавляет сейчас отдел милиции Грозненского района Чечни, а А. Магамадов работает в прокуратуре.
- Своими учениками я по-настоящему горжусь, - призналась во время празднования своего юбилея Марем Чогаевна. – Они для меня все равно, что родные дети – я искренне радуюсь их успехам и огорчаюсь неудачам, которые случаются в жизни моих ребят. Больше всего переживаю за тех, кто сегодня живет и работает в Чечне. Там ведь еще до сих пор неспокойно…
Педагогический коллектив аки-юртовской средней школы М. Ч. Чинтамирова возглавляет только последние пять лет. До этого она трудилась здесь в должности рядового учителя, позже стала заместителем директора по учебной части. Таким образом, коллеги имели возможность наблюдать ее в разных качествах. На административной работе хороших отзывов в адрес Марем Чогаевны только прибавилось. По признанию ее подчиненных, Чинтамирова – руководитель, безусловно, требовательный, но в то же время отзывчивый и ответственный.
«Она специалист высочайшего уровня, профессионал своего дела, в любую минуту готовый прийти на выручку, что-то подсказать, поделиться накопленным опытом», - сказала преподаватель СШ №21 Зулай Айдамирова.
Конечно, юбилей такого неординарного педагога не мог пройти незамеченным для общественности Малгобекского района. В адрес Марем Чогаевны направили свои приветствия Районное управление образования, аки-юртовская сельская администрация. А подготовкой самого торжественного мероприятия занялась руководитель концертной бригады Малгобекского культурно-досугового центра Мадина Байриева – человек талантливый и увлеченный своим делом. Ее стараниями в отдаленный от райцентра Аки-Юрт пришел настоящий праздник, который надолго запомнится сельчанам, оставившим после себя ощущение неподдельного добра и теплоты.
В назначенный час в стенах средней школы №21 собрался весь актив села, представители общественности и местной администрации. А вместе с Мадиной Байриевой из Малгобека приехали ее коллеги – артисты концертной бригады КДЦ. Зрители, с нетерпением ждавшие этой встречи, быстро познакомились с известными в Малгобеке солистами Томой Галаевой, Радимой Аушевой и Людой Арсамаковой. А вскоре всех полностью захватило яркое и феерическое действо, в котором блистали замечательный доулист Вано Аветисов и великолепный танцор Заурбек Дахкильгов. По особенному тепло встретили собравшиеся выступление школьницы из Верхних Ачалуков Мареты Бековой, которая, несмотря на юный возраст, уже успела стать лауреатом республиканского конкурса «Созвездие».
Ведущая вечера М. Байриева представляла одного исполнителя за другим, темпераментные танцы сменялись задушевными лирическими песнями, проникновенно звучали стихи, адресованные виновнице торжества. Все это растрогало Марем Чогаевну Чинтамирову до глубины души. И потому, когда уже под занавес мероприятия она, наконец, взяла слово, голос ее слегка дрожал.
- Я хочу поблагодарить моих родителей, - сказала М. Ч. Чинтамирова, - за то, что они дали возможность мне, моим братьям и сестрам получить образование и твердо встать на ноги. Я благодарна всем добрым людям, встречавшимся на моем жизненном пути, моим нынешним и прежним коллегам, а также начальнику Управления образования Малгобекского района З. И. Шадиеву, который, как мне кажется, нашей школе удаляет особое внимание и поддержку. Не могу сегодня не отдать должное президенту Ингушетии М. М. Зязикову за его неослабевающее внимание к проблемам образования и нуждам педагогического сообщества республики. Трудно найти слова, чтобы выразить мою признательность артистам концертной бригады во главе с Мадиной Байриевой, а также директору Малгобекского культурно-досугового центра Магомеду Газдиеву за тот праздник, который они подарили не только мне, но и всем жителям нашего села. Жизнь Аки-Юра в последние годы претерпевает большие изменения. Налаживается быт сельчан, на глазах хорошеет село. В новых условиях и работать становится легче, тем более, когда ты чувствуешь, что твой труд востребован. На нас, учителей, лежит большая ответственность за будущее Ингушетии, и мы приложим все усилия для того, чтобы оправдать ожидания общества. Нам доверена очень важная миссия – воспитать и подготовить к большой жизни подрастающее поколение, которому завтра предстоит продолжить дело своих отцов, умножить духовные и материальные богатства республики, украшать родную землю добрыми делами и поступками. И мы прекрасно понимаем, что от нас во многом зависит, кто будет определять завтрашний день нашей республики – горячие патриоты, которые станут честно, всем сердцем служить общему делу, или равнодушные обыватели, озабоченные лишь собственным благополучием. Смею надеяться, что никому из нас не придется краснеть за своих учеников, потому как мы не только вооружаем их необходимыми знаниями. В каждом из них – частичка нашей души.
Торжественный вечер, посвященный юбилею М. Ч. Чинтамировой, подходил к концу. Сельчане, еще раз прикоснувшиеся к интересной судьбе живущего рядом с ними человека, получившие заряд доброй энергии, благодаря артистам из концертной бригады Малгобекского КДЦ, расходились по домам в приподнятом настроении.
Позже Мадина Байриева рассказала мне, что подобного рода выездные выступления для ее концертной бригады давно стали обычным делом.
- В Малгобекском районе нет, пожалуй, места, где бы мы еще не побывали, - сказала она. – Конечно, выступать вдали от удобной сцены культурно-досугового центра намного труднее, но наши артисты, как и подобает настоящим професионалам, могут создать непередаваемую атмосферу праздника везде, куда приведут их творческие пути-дороги. И, как правило, нам удается достичь главной цели, которую мы ставим перед собой в таких случаях, - подарить людям радость, чтобы время, проведенное с нами, запомнилось им надолго. Кроме всего прочего, в этой работе нас привлекает возможность знакомиться и общаться с интересными людьми, чьи судьбы служат для окружающих вдохновением и примером…

Ахмет ГАЗДИЕВ



Брак в исламе

Ислам считает, что брак – это благословенный договор между мужчиной и женщиной, в соответствии с которым они начинают совместное плавание по жизни, проявляя взаимную любовь, понимание, содействие, доверие друг другу во всем, полагаясь друг на друга. В браке каждая из сторон находит источник благодати, радости, спокойствия, безопасности, доверия и наслаждения жизнью. Священный Коран дал чистую картину этого высокого, законного отношения между мужчиной и женщиной. В этой картине мы видим щедрость и великодушие любви, доверия, взаимопонимания, сострадания и милости. Это является источником, излучающим аромат любви, счастья, радости, блаженства, наслаждения, сладости счастливой жизни.
Всевышний говорит в Коране: «..Он сотворил для вас от вас самих супруг, чтобы вам жить с ними. Между вами он установил любовь и сердечную привязанность». (30;21)
Эта связь самых тесных родственных уз – связь, установленная Аллах1ом. Ее заключает Всемогущий Господь между двумя мусульманскими душами.
А это означает, что их объединяет любовь, взаимопонимание. Они строят мусульманскую семью, в которой расцветают души, формируются личности на основе высокой нравственности, которую несет Ислам.
Поэтому семья – крепкий и надежный фундамент, на основе которого строится общество. Члены семьи - активные созидатели и строители, соревнуются между собой в совершении добрых дел.
Праведная, добродетельная женщина – твердая основа, на которой держится мусульманская семья. Она же – самая главная радость в жизни мужчины. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Жизнь – это радость и наслаждение, а самая большая радость в жизни – праведная жена». Поистине она самая большая милость Аллах1а для мужчины. Мужчина всецело полагается на нее в часы бед и несчастий, изнеможения и утомленности. В ее обществе он находит отдых, покой, утешение, благодать и радость.
А как женщине стать лучшей радостью и хорошей женой в жизни? Как ей стать любимой, доброй и уважаемой?
Ислам оказал женщине большой почет тем, что дал ей право самой выбирать себе мужа. Родители не могут принудить выйти замуж за человека, за которого она не хочет.
Однако это не значит, что она обходится без советов родителей, не прислушивается их разумным, мудрым наставлениям, которые в ее же интересах.
Ислам исходит из того, что нельзя ставить женщину в затруднительное положение.
Он не желает, чтобы женщина вышла замуж за человека, которого не любит. Надо, чтобы брак был успешным, строился на прочных основах равенства и гармонии между мужем и женой как внешне, так и внутренне, чтобы они подходили друг другу во всех отношениях – характер, обычай, привычки, склонности, понимание смысла и цели жизни. Если при сооружении здания брака случится ошибка, то супруги не будут счастливы. Женщина будет чувствовать, что не сможет дать мужу любовь, искренность, верность. Поэтому она опасается за себя, что может попасть в грех непослушания, непокорности, непочтительности, провинности перед мужем, которого не любит.
Ислам оберегает человеческое достоинство женщины, оказывает ей почет и уважает ее волю при выборе мужа. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) никогда не соглашался с тем, чтобы кто-либо мог принуждать девушку вступить в брак с человеком, которого она не любит.
Сознательная мусульманская девушка учитывает внешний вид во всей его многогранности с одной стороны, и сущность внутреннего содержания с другой. Мусульманка хочет, чтобы ее рука чувствовала себя спокойно и уверенно в руке мужа, т.е. чтобы она во всем могла положиться на него и они были бы вместе, выполняя свою миссию в жизни, в создании мусульманской семьи, в воспитании детей, которые имели бы ясный ум, доброе сердце и тонкие чувства. Для нее важно, чтобы они с мужем жили в понимании, любви и согласии. Чтобы ничего не мешало их совместной жизни. Правоверный и правоверная всегда идут рядом, бок о бок по их жизненному пути, в жизни праведной, наполненной усердием. Благодаря этому, они смогут выполнить свою миссию, которую поручил Аллах1 человеку, возложив за это ответственность на мужчин и женщин, как это предначертано Всевышним в Священном Коране: «Поистине, мусульмане и мусульманки – правоверные, благочестивые, поклоняющиеся Аллах1у от всего сердца, терпеливые, стойкие, твердые в вере, кроткие, подающие очистительную милостыню, соблюдающие пост, воздержанные, прославляющие Аллах1а.., получат приготовленную им Аллах1ом милость и великую награду».(33;35)
В Коране сказано: «И порядочные женщины – благовейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах1». (4;34)
муж и жена должны сохранять в тайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения на встречах мужчин и женщин, в разговорах с друзьями и подругами. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Кто был злым для людей, и кто из мужчин пробирался к жене, и кто из женщин пробирался к мужу, а потом распространял их секреты, тот в Судный день предстанет перед Аллах1ом». В другом хадисе он сказал: «Муж, который распространяет тайну своей жены и жена, которая распространяет тайну своего мужа не войдут в рай».
Неизбежные трудности совместного проживания должны преодолеваться мусульманами на твердом основании принципов любви и справедливости, для этого муж и жена должны периодически уступать друг другу, сохраняя нежные ростки семейного единства, своевременно погасить огонь взаимного недовольства и не доводить отношения до такого состояния, пока развод не покажется им единственным выходом из невыносимой, напряженной ситуации. Они должны глубоко уважать друг друга и относиться к своей половине предельно внимательно. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) в своих благородных хадисах постоянно призывал мужчин не обижать своих жен, и объяснял им, что, если супруги живут каждый для себя, а не друг для друга, если они не понимают, что семейное счастье обусловлено их взаимностью, то они, конечно же, не смогут изведать всех неописуемых радостей брака, которые в состоянии подарить им счастливая семейная жизнь.
Он не раз говорил своим сподвижникам: «Лучшим из вас является тот, кто хорошо относится к своей семье (жене и детям), ну а я лучше всех отношусь к своей», и он действительно был самым лучшим семьянином среди мусульман, ибо Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) был женат как самый обычный человек, при этом он оставил нам прекрасный образец семейной жизни, и на вопрос о характере Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) его жена Аиша (Да будет доволен ей Аллах1) обычно отвечала: «Его характер – Коран».

М. БАРАХОЕВ



Почему нельзя есть мясо павших животных?

Как известно, мусульманам не разрешается есть мертвечину и мясо животного, не закланного по шариату. С чем же это связано? Почему же мусульманам не разрешается употреблять мясо животного, не закланного по исламским нормам?
Всевышний в Коране говорит: «Поистине, Я запретил вам мертвечину, кровь, свинину и то, что заклано не ради Всевышнего (без произношения имени Всевышнего)».
Не секрет, что наука подтверждает все, что сказано в Коране и хадисах. Так в чем же мудрость запрета мертвечины?
Сегодня наука установила, что мясо животного, из организма которого не выпущена кровь, буквально через несколько минут начинает кишмя кишить микробами, которые выделяют яды, так как кровь является очень благоприятной средой для их размножения. Ведь кровь это универсальная среда, сочетающая в себе элементы транспортной, утилизационной и канализационной систем, в которых хватает и микробов и других продуктов переработки.
Кроме этого, наука установила, что все яды, которые буквально через несколько минут начинают выделяться кишечником, так как после смерти отключаются механизмы защиты, попадают в организм животного. При употреблении продуктов такого животного человек получает солидную дозу яда.
Также наукой установлено, что метод заклания животного, принятый в исламе, является наиболее рациональным. Поэтому весь мир перешел на исламский метод.
Запрет на мясо
хищников
В хадисе Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) говорится:
«Запрещено для моей уммы употребление мяса хищных зверей, обладающих клыками, и хищных птиц, обладающих когтями».
Известно, что шариат запрещает употребление мяса хищных животных. Но до последнего времени не была понятна причина этого запрета.
Как известно, при употреблении мяса животного в кровь человека переходят составные части этого животного. Также к нему через гормоны могут переходить и некоторые черты его характера.
Из физиологии известно, что при виде жертвы у хищных животных происходит мощный выброс специальных гормонов, которые помогают всплеску агрессии. Британский профессор Либз Дэвид установил, что этот мощный всплеск гормонов, который приводит к агрессивности, у хищных животных происходит при приеме ими пищи, если даже их держать в клетке. Это можно увидеть, если понаблюдать в зоопарке за тем, как едят хищные животные. Наука установила, что у тех народов, которые употребляют мясо хищных животных, проявляется агрессивность и злоба.
Исследования племен каннибалов привели ученых к удивительному результату: оказывается, племя каннибалов, которые употребляют мясо хищных животных и птиц, обязаны каннибализму своему рациону. Именно к употреблению мяса себе подобных их приводят гормоны агрессии, получаемые от хищных зверей.
Откуда же обо всем этом знает Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует), неужели он проводил гормональные исследования животных и их воздействия на человека?
Конечно же, нет, в то время даже понятия не имели о науке. Все это ему подсказал Всевышний и Всезнающий Аллах1!

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru