новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 141 (9662) среда, 16 ноября 2005 года

Больше света в жизни

13 ноября традиционно отмечается в мире как Международный день слепых. А для Всероссийского Общества слепых нынешний год знаменателен еще и тем, что Общество отмечает свое 80-летие. В свете этой важной даты во всех Обществах слепых проводятся различного рода мероприятия. Размах их напрямую зависит от степени восприятия обществом проблем данной категории инвалидов. Чтобы мероприятия не носили "мотыльковый" однодневный характер, по России празднованию Дня слепых предшествует "Месячник белой трости", в течение которого заинтересованные лица, организации могут внести свою лепту в дело помощи людям, лишенным зрения, полностью или частично.
К сожалению, похвастать тем, что в этот период Ингушское общество слепых было охвачено вниманием, нельзя. Сами члены Общества предпринять каких-либо акций тоже не в состоянии по весьма тривиальной причине - отсутствию средств. И положение это не ново. Проблемы инвалидов решаются по линии социальной защиты в той мере, в какой им гарантирует их закон, выплачивая пенсию и обеспечивая выполнение ряда льгот. Однако говорить о полной реализации положений Закона об инвалидах не приходится. Как не приходится говорить и о культурной, образовательной и иного рода интеграции людей с ограниченными возможностями в жизнь. Для многих из них такое положение дел привычная форма существования, что в корне недопустимо.
Это очень хорошо понимают в Правлении Ингушского общества слепых, расположенном в ст. Орджоникидзевская Сунженского района.
Помощник председателя Правления Ингушского ВОС Ася Тумгуева отмечает, что в преддверии всех этих праздничных и знаменательных дат Правление пыталось изыскать возможности для проведения каких-либо мероприятий. Единственное, что при определенном приложении сил им удается организовать - это шахматный турнир. Но даже его проведение силами одних членов Общества слепых проблемно, если не будет помощи со стороны здоровых сил общества. Ася рассказала, что в конце ноября активисты Ингушского ВОС планируют выезд в Дагестанское Общество слепых по приглашению.
- Мы собираемся вывезти к соседям свою творческую группу художественной самодеятельности, - говорит она. - Общества слепых Кабардино-Балкарии, Дагестана и других республик Северного Кавказа не в пример лучше ощущают и чувствуют себя, имеет возможность самостоятельного заработка, а следовательно и более полноценного существования.
Сегодня для Ингушского общества слепых многое остается нереализованным, хотя планов и идей, требующих материальной поддержки, множество. Нужна реальная помощь со стороны, без которой Ингушское ВОС не сможет самостоятельно выжить. О том, как видят свой завтрашний день инвалиды по зрению и как они ощущают себя в дне сегодняшнем мы расскажем вам более подробно в следующих номерах газеты в интервью с председателем Правления Ингушского общества слепых Х. Оздоевым.

А. ЭЛЬБИКАЕВА



Найти свою дорогу

В детстве Роза мечтала стать юристом, и эта мечта зародилась в ее сердце совсем не случайно. Перед глазами всегда был пример отца, окончившего в свое время высшую школу милиции, а затем долгие годы проработавшего в правоохранительной системе.

Авторитет Мурата Гандалоева, ставшего к тому же для дочери образцом настоящего мужчины, определил ее представление о собственном будущем. Но, как это часто случается, жизнь внесла в эти представления свои коррективы…
Школьные предметы давались Розе на удивление легко. Отличница, гордость и надежда педагогического коллектива сагопшинской средней школы №19, она с таким же успехом училась одновременно к в музыкальной школе города Малгобек, которая в те годы прочно занимала ведущее место среди аналогичных образовательных учреждений бывшей Чечено-Ингушетии.
Музыка открывала восторженному воображению сельской девочки огромный мир, не стесненный ни временными, ни географическими рамками, щедро дарила ей ни с чем не сравнимое наслаждение от узнавания прекрасного, соприкосновение с которым во все времена делало человеческую душу богаче и чище. В мире чарующих звуков перед мысленным взором ребенка вставали величественные образы композиторов, в разные века создававших свои бессмертные произведения, ставшие духовным наследием всего человечества.
Ее пленяла удивительная судьба морского офицера Римского-Корсакова, а в шорохе опавших листьев и в грустных струнах осеннего дождя, заглянувшего в родное село, для нее звенела узнаваемая мелодия из "Времен года" Чайковского. Неизведанным таинством наполняли сердце девочки "Сказки Венского леса" Штрауса, а потом она явственно видела трагически одинокую фигуру Бетховена. Великий композитор создавал свою нетленную Героическую симфонию, посвященную Наполеону. Как заблуждался он, думая, что войска свободолюбивого корсиканца несут народам Австрии и Германии освобождение от гнета князей и магнатов! Но как был смел, когда, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, демонстративно порвал в клочья свое посвящение. Гордый характер композитора восстал против небожителя, победоносные армии которого уже чеканили шаг по всей Европе. Даже страх перед жестокой карой скорого на расправу императора не остановил Людвига ван Бетховена…
Занятия музыкой под началом замечательных педагогов из малгобекской музыкальной школы Евгения Анатольевича Кузнецова и Надежды Ивановны Червовой помогли Розе Гандалоевой заглянуть в глубинные пласты подлинного музыкального искусства и найти в них собственные пристрастия и предпочтения. Игра на фортепиано с каждым годом все больше захватывала ее. Родители и наставники девочки не могли нарадоваться ее успехам. А Роза не уставала поражать окружающих своим тонким вкусом и безукоризненной техникой исполнения самых сложных музыкальных произведений.
Окончив среднюю школу, Роза быстро поняла, что путь на юрфак ей заказан. В аттестате выпускницы не оказалось оценки по иностранному языку, который в школе не преподавался из-за отсутствия специалиста. Тогда она решила подать документы на исторический факультет Майкопского педагогического института.
Совершенно неожиданно в приемной комиссии этого вуза ее вдруг стали уговаривать попытать свои способности в иной области - на музыкально-педагогическом факультете. "Девушка, вы не должны зарывать в землю свои таланты", - убеждали ее члены приемной комиссии, и эти горячие уговоры продолжались до тех пор, пока Роза, наконец, скрепя сердце, не согласилась.
Конечно, она прекрасно осознавала, что своим согласием обрекает себя на серьезное испытание. Одно дело учиться в собственное удовольствие в музыкальной школе, но совсем другое - предстать пред очами строгих вузовских экзаменаторов. Тем более, когда это вовсе не входило в ее планы.
Единственная абитуриентка из Чечено-Ингушетии была вынуждены теперь готовиться к вступительным экзаменам сутки напролет. Учебный план ей определил лично декан факультета. В течение всего последующего месяца Роза пропадала в музыкальном отделе институтской библиотеки. А по вечерам, валясь с ног от усталости, на чем свет стоит ругала себя за собственную неосмотрительность, за то, что поддалась на чьи-то уговоры.
И все же усилия Розы не пропали даром. Месяц спустя, она блестяще выдержала вступительные экзамены, превзойдя все ожидания преподавателей. Ей удалось продемонстрировать свои практические навыки и теоретические знания таким образом, что в результате она набрала даже больше баллов, чем это было необходимо для прохождения в вуз.
Учеба на музыкально-педагогическом факультете Майкопского пединститута сразу увлекла Р. Гандалоеву. Вскоре она прослыла мастером музыкальных интерпретаций. Новое прочтение известных мелодий в аранжировках девушки из ингушского селения Сагопши (а подобные творческие эксперименты входили в обязательную программу обучения) получило высокую оценку специалистов и снискало ей известность и славу в институтских аудиториях. Но это было далеко не единственное направление, в котором Роза сумела проявить себя и свои способности. Заведующего отделением вокала Чеслава Магомедовича Анзорокова привлекли, к примеру, незаурядные вокальные данные девушки. Заместитель декана музыкально-педагогического факультета, однокашник знаменитой Елены Образцовой, он, безусловно, мог судить об этом профессионально и объективно. Что же касается преподавателя Р. Гандалоевой по вокалу Светланы Николаевны Мартинято, то она заприметила свою будущую подопечную еще во время вступительных экзаменов.
Уже после второго курса наставница предложила Розе заняться подготовкой сольного концерта, но на этот раз девушка, чьи амбиции никогда не простирались так далеко, ответила категорическим отказом.
- Я никогда не представляла себя на сцене в качестве профессионального вокалиста, - рассказывает сегодня Р. Гандалоева. - Поэтому, решив больше не идти на поводу у преподавателей, сразу заявила, что сольная карьера меня не привлекает.
Вскоре судьба, которая так благоволила этой девушке, словно обидевшись на нее, решила наказать Розу. По нелепой случайности она сожгла себе голосовые связки и теперь даже гипотетическая большая сцена навсегда ушла из ее жизни.
При всей скромности и даже застенчивости Розы ей, конечно же, нельзя было избежать участия в академических концертах на институтской сцене. Периодически все студенты музыкально-педагогического факультета должны держать такой экзамен, который как нельзя лучше показывает вырос ли человек в профессиональном плане, прибавил ли что-то новое к багажу своих знаний и навыков.
Четыре года учебы в Майкопском пединституте пролетели незаметно. По окончании вуза перед Розой открывались блестящие перспективы, но все же всем заманчивым предложениям она предпочла возвращение в родное село.
Тогдашний директор сагопшинской средней школы №19 Курейш Раасович Боков с радостью принял ее на работу. Вскоре его стараниями в школе появилось новое пианино, затем - национальная гармоника, проигрыватель, металлофон и ксилофон. На пару с учителем рисования Роза стала хозяйкой школьного кабинета эстетического воспитания, стены которого украсили репродукции картин замечательных художников-пейзажистов.
С этих пор "не обязательные" уроки музыки превратились для учеников ничем не примечательной сельской школы в целый фейерверк запоминающихся встреч с подлинным искусством. Молодой педагог Роза Муратовна Гандалоева стала для ребят надежным проводником в мир чарующих звуков. Так, в 1987 году она делала свои первые шаги на педагогическом поприще.
Через пару лет Роза поступила на исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета, продолжая при этом приобщать своих воспитанников к прекрасному. В этом хорошую службу ей сослужила уникальная система Д.Б. Кобалевского, которой учтены все нюансы эстетического воспитания школьников. Образовательный цикл в этой системе идет от простого к сложному. Если в младших классах детей ждет знакомство с "тремя китами музыки" - песней, танцем, маршем, то позже, в старших классах, они вместе со своим преподавателем переходят к изучению достижений мировой культуры. Таким образом, школа формирует личность, для которой культурное наследие человечества обретает особую ценность, а хороший вкус и любовь к настоящему искусству становятся внутренней потребностью.
Учитывая все это, вполне понятна нынешняя тревога Розы Муратовны Гандалоевой, когда она с горечью в голосе говорит о том, что в последние годы в школах Ингушетии постепенно сокращаются учебные часы, отведенные на занятия музыкой. Эти занятия заметно потеснились новыми учебными курсами, которые вводятся в школьную программу…
В своей родной школе Роза работает уже восемнадцать лет. Преподает музыку и историю. Все эти годы она не переставала творить. Однажды, случайно надкнувшись на стихи М. Евлоева, опубликованные в альманахе "Голос гор", Р. Гандалоева обратила внимание на то, что их куплетная форма так и просится быть положенной на музыку. Впервые попробовав себя в качестве композитора, она стала автором первой собственной детской песни. В последующем Розой было написано еще несколько песен, теперь уже на слова Саида Чахкиева. А потом дело неожиданно застопорилось - поиски нового текстового материала долго ничего не приносили.
Так продолжалось до тех пор, пока на одной из творческих встреч поэта Гирихана Гагиева с малгобекскими читателями Роза Муратовна не отважилась обратиться к метру с вопросом: "Почему ингушские поэты пишут так мало стихов, которые могли бы послужить основой для создания детских песен?"
Через несколько дней, к немалому удивлению Розы, Гирихан Гагиев прислал ей несколько текстов, среди которых оказалась "Колыбельная" ("Ага илли"). Позже эту песню исполнила на публике ученица Розы Муратовны Хава Галаева, покорив сердца своих слушателей лиризмом и добротой, которыми было наполнено новое произведение, рожденное в результате сотрудничества двух творческих натур.
Роза Гандалоева давно доказала, что она совсем не случайный человек в школе. Еще в 1996 году она вышла в число призеров республиканского этапа Всероссийского конкурса "Учитель года". А в 1998 году нашу республику на этом конкурсе в Москве представляла ее подруга Айшат Албакова.
Через год девушки были приглашены в Соединенные Штаты - на родину конкурса "Учитель года". Как раз в 1999 году он отмечал в США свой 50-летний юбилей. Американские преподаватели позвали на праздник коллег из России. Розе Муратовне запомнились посещения Флоридского университета и целого ряда других учебных заведений Майами. Новые впечатления, подаренные поездкой в Америку, состоявшийся обмен опытом, а также заинтересованный разговор о дальнейшей судьбе образования в двух странах, еще раз подтвердили убежденность Р. Гандалоевой в том, что занимается она делом нужным и важным.
…Все же иногда Роза еще вспоминает о своей детской мечте стать юристом. И тут же ей на память приходят слова известного поэта: "Мы, взрослея, уходим из детства, неоглядные дали нас ждут…" Как все-таки важно для каждого человека не заблудиться в этих далях и найти в них свою дорогу.

Ахмет ГАЗДИЕВ



Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб

В священном Коране Всевышний приводит аят с таким смыслом: "Среди мусульман есть мужи, верные завету стойкости с пророком, данному ими Аллах1у. Среди них есть и такие, кто выполнил свой обет, сражаясь на пути Аллах1а, есть и такие, для кого срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили завету".
Этот аят касается и Умара ибн аль-Хаттаба, оставившего неизгладимый след в истории и становлении Ислама.
Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1) - второй праведный халиф, повелитель правоверных, за которого посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) молился, прося Всевышнего: "О Аллах1, укрепи Ислам Умаром ибн аль-Хаттабом", - и когда Умар принял Ислам, это придало мусульманам силу и могущество.
Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) назвал его "аль-Фарукам", то есть инструментом, посредством которого Аллах1 отделяет истину от лжи. То, что Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) назвал его так, было одним из чудес посланника (Да благословит его Аллах1 и приветствует). Правление Умара ибн аль-Хаттаба (Да будет доволен им Аллах1) явилось укрепление истины и справедливости, он покорил многие страны и распространил в них Ислам.
В "жизнеописании Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) ибн Хишам приводит слава ибн Масуда: "У нас не было возможности совершать молитву возле Каабы до тех пор, пока Умар не принял Ислам.
А приняв Ислам, он противостоял курайшитам, чтобы можно было молиться возле Каабы, и мы совершали молитву вместе с ним".
Умар был правдив по отношению к Аллах1у так, что он вложил истину в его уста и сердце, и пока Аллах1 не внушил ему это, он не был из числа тех, кому внушает Всевышний. Ат-Тирмизи приводит от ибн Умара, ибн Маджи и аль-Хакима, что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Поистине, в уста и сердце Умара Аллах1 вложил истину".
Аль-Бухари привел от Абу Хурайры: "Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Среди тех, кто был до вас, были те, кому было внушение от Аллах1а. Если в моей умме будет подобный, то это будет Умар".
По словам аль-Бухари и Муслима, Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "О ибн аль-Хаттаб, клянусь Тем, в чьих руках моя душа, когда бы ни встретил тебя шайтан, идущий по одному из ущелий, то он пойдет по другому ущелью".
Когда Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1) был халифом, он судил согласно истине и справедливости, и его приверженность справедливости осталась известной на века. Умар укрепил Ислам и сделал могущественным исламское государство. Его деяния подтверждают слова Всевышнего о том, что "тем из вас, кто уверовал и вершил благие деяния, Аллах1 обещал, что непременно сделает их приемниками на земле, подобно тому, как Он сделал приемниками тех, кто был до них, и обещал, что укрепит их веру, которую он одобрил для них". Жизнь Умара ибн аль-Хаттаба была похожа на жизнь пророков и посланников (мир им всем). Это подтверждается словами самого посланника Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует), сказавшего: "Если бы после меня был бы Пророк, то им бы был Умар ибн аль-Хаттаб" Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1) очень боялся гнева Всевышнего, часто плакал, трепеща перед ним.
Он заботился о следовании сунне Посланника Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и пути первого праведного халифа Абу Бакра (Да будет доволен им Аллах1). Он твердо придерживался истины и справедливости, стремился улучшить жизнь мусульман, не боялся ради Аллах1а упреков со стороны упрекающих его.
В своем стремлении к истине и справедливости он дошел до того, что однажды, стоя на минбаре, произнес: "О мусульмане, что вы скажете, если я склонюсь к этому миру на столько?", и наклонил голову. Один человек встал и сказал: "Мы исправим тебя саблей", и провел рукой по горлу. Умар спросил его: "Ты меня имеешь в виду?"
Тот ответил: "Да, я имел в виду тебя".
Тогда Умар сказал: "Да смилуется над тобой Аллах1! Хвала Аллах1у, благодаря Которому в моей пастьбе есть тот, кто поправит меня, если я отклонюсь!"
Однажды, находясь у себя дома и укрываясь от неимоверной жары, Усман ибн Аффан (Да будет доволен им Аллах1) увидел человека, ведущего за собой двух верблюдов. День был настолько знойным, что Усман подумал: "Что это с ним? Почему бы ему не остаться в Медине до наступления вечерней прохлады, а затем выйти в путь?"
Усман сказал своему вольноотпущеннику: "Посмотри, кто это". Тот ответил: "Я вижу мужчину, обвязавшего голову накидкой. Он ведет двух молодых верблюдов". Вскоре этот мужчина приблизился. Им оказался Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1), повелитель правоверных.
Тут Усман спросил его: "Что привело тебя в такой час?" Умар ответил: "Два оставшихся молодых верблюда, предназначенные для милостыни. Я хочу привести их на пастбище. Я испугался, что они пропадут и Аллах1 спросит с меня за них". Усман сказал: "Зайди в тень и выпей воду. Мы избавим тебя от этой задачи и пошлем того, кто выполнит ее за тебя".
Умар сказал: "Иди к себе". Но Усман продолжал: "У нас есть, кто сделает это вместо тебя". Однако Умар был непоколебим и тронулся в путь. Усман тогда сказал:
"Кто хочет посмотреть на сильного, заслуживающего доверия человека, пусть посмотрит на него!"
Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1) был прекрасным военачальником. Он отправлял войска для взятия городов персов и византийцев, где впоследствии люди принимали Ислам. Во время его правления были взяты Ирак, Исфахан, были покорены города в Аш-Шамае, Египте. В его эпоху произошли самые великие сражения в истории Ислама: битва при Ярмуке, аль-Кадисийя, Нохаванд и другие.
Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах1), отправляя войска из Медины, назначал предводителей и определял военные планы. Великие достижения Умара затмили военные успехи других великих полководцев и героев истории. Против этого великого человека враги ислама не могли сделать ничего, кроме трусливого нападения. Они отправили раба огнепоклонника по имени Абу Лулуа, и во время утренней молитвы, встав позади Умара, он несколько раз ударил его ножом в спину.
Так, смертью шахида пал второй праведный халиф. Да воздаст ему Всевышний от всей мусульманской уммы наилучшим воздаянием!

М. БАРАХОЕВ



Исцеление на крыле мухи

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Если в сосуд одного из вас попадет муха, то погрузите ее полностью, поистине, на одном крыле у нее болезнь, а на другом исцеление".

Один атеист, цитируя эти слова, с иронией спросил одного мусульманского врача: "Вот вы врач, скажите, каким образом на крыле мухи может быть исцеление?"
Он ответил: "Раз в хадисе так сказано, значит там есть исцеление, ведь за полторы тысячи лет в хадисах Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) наука не обнаружила ничего ложного и противоречащего ей".
В 1932 г. в Индии вспыхнула эпидемия холеры.
Она была настолько сильной, что возникла угроза для всего населения Индии.
Но вдруг, к великому удивлению врачей, население одной деревушки начало выздоравливать. Когда туда направили специальную комиссию, то выяснилось, что вся деревня пользуется водой из одного открытого резервуара, куда попадали мухи.
При исследовании этой воды было обнаружено, что в ней почему-то гибнут холерные вибрионы. В ходе дальнейших исследований было установлено, что муха при погружении в жидкость выделяет бактериофаги, то есть те же бактерии, но только пожирающие другие. Вторая часть слова происходит от греческого "фагос", что означает "пожиратель". Эти бактериофаги имеют микроскопические размеры в 20-25 микрон, их можно увидеть только через мощные микроскопы.
Профессор Энди Битти из Австралийского университета Маккуори, предположив, что мухи, скапливающиеся в местах, где много грязи, должны выделять мощное противоядие от кишащих вокруг микробов, он начал исследовать их.
Оказалось, что в организме мух вырабатываются сильные антибиотики широкого спекта действия, эффективно борющиеся против любых видов микробов, начиная от кишечной палочки и заканчивая золотистым стафилококком.
Возникает вопрос, разве были при Пророке (Да благословит его Аллах1 и приветствует) микроскопы и лаборатории или же в его эпоху существовали научно-исследовательские институты?
Естественно, ничего этого не было, но он обладал знаниями, переданными ему Всезнающим Аллах1ом.
Если к этому прибавить гигиенические предписания мусульман: ежедневное пятикратное омовение перед молитвой, очищение ротовой полости, мытье рук до и после еды, стрижку ногтей, удаление лишних волос на теле и многое другое, то станет ясно, что ислам - это истинная религия, ниспосланная Всевышним Аллах1ом во благо людей на этом свете и ради спасения в вечном мире.
Если учесть, что за выполнение этих полезных предписаний обещаны райские награды, то напрашивается вывод, что Ислам - это путь для улучшения нашего здоровья и обретения спокойствия на этом свете и спасения на том.
Как сказал один из исламских ученых, в предписаниях ислама только полезное, и их нужно соблюдать, даже если бы за это не было обещано никакого вознаграждения.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru