новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 114 (9489); четверг, 7 октября 2004 года

Музыка открывает новые горизонты


Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Касаясь непосредственно искусства, оно дает возможность учащимся осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Но самое главное, дает возможность освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, позволяет сформировать свою индивидуальность. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России.
1 сентября 1998 года был открыт Государственный колледж искусств. С этого момента в Республике Ингушетия сложился двухступенчатый музыкально-образовательный комплекс: музыкальная школа - Государственный колледж искусств. Образование в современном музыкальном учреждении носит универсальный характер. Кроме непосредственно самого музыкального образования, здесь изучается ряд гуманитарных дисциплин, такие как философия, культурология, мировая художественная культура, история Ингушетии и др. Широкий кругозор и стиль работы педагогического коллектива колледжа искусств способствует формированию либерально толерантной педагогики. Суть ее в том, чтобы позволить учащемуся осознать свою субъективную ценность и значимость, свою индивидуально-личностную неповторимость. О том, как работает колледж сегодня, мы беседуем с заведующей учебной частью Ковгановой Верой Александровной.
- Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось?
- Открытие такого рода колледжа было дело новым в нашей республике. Преподавательский костяк Государственного колледжа искусств представляли профессиональные кадры музыкальных образовательных учреждений г. Грозного. Почти все с тридцатилетним стажем работы в музыкальных школах и училищах искусств. Шесть человек - шесть энтузиастов своего дела начали тяжелую работу практически с нуля: руководитель колледжа, заслуженный работник культуры Плиев И.М-С., заведующий учебной частью, заслуженный работник культуры, Абазов С-С. А., Эдельсултанов М. Ю.- руководитель хореографического отделения колледжа, класс фортепиано и теоретические дисциплины ведет Бойцова И.И, Карташев Д. В.- концертмейстер, и я, Ковганова В. А., возглавляю отделение народных инструментов. Вначале, конечно, ничего не было, первые инструменты и методическую литературу преподаватели привозили из г. Грозного. Самая большая сложность была в том, что дети приходили неподготовленные. Эту трудность колледж испытывает и по сегодняшний день. Если другие училища могут позволить себе иметь конкурсную основу и выбирать, например, из двадцати претендентов пятерых человек и это будут лучшие, - мы себе этого позволить не можем. - Другими словами, при изучении специальных дисциплин сложность обучения состоит в том, что поступившие в колледж учащиеся, как правило, не имеют начального музыкального образования. К Вам приходят молодые ребята, обладающие музыкальным слухом и чувствующие ритм, но без соответствующей подготовки. Но ведь в республике есть музыкальные школы, которые в принципе должны давать соответствующую подготовку. - Музыкальные школы есть, но они дают базовое владение инструментом, при этом отсутствует ориентация на дальнейшее профессиональное обучение.
- Государственный Колледж искусств РИ - для некоторых эти слова звучат непонятно. Скажите, чему учат в колледже?
- Мы преподаем практические и теоретические дисциплины, дающие азы исполнительского искусства и позволяющие сформировать гармонично развитую личность. Начиная с азов, т.е. с нотного стана, и заканчивая современными реалиями музыкального мира - вот тот объем информации, который мы вкладываем в умы и души молодых ребят. В своей работе мы пытаемся вывести их на средний уровень музыкальных училищ Нальчика, Владикавказа и Краснодара. Так как к нам приходят молодые ребята, может быть никогда в жизни не видевшие инструмент, но обладающие некоторым потенциалом, преподавателям приходится за один год обучения в колледже давать ту программу, которую проходят в музыкальных школах за 5 лет, т.е. наверстывать упущенное. Это колоссальная нагрузка, так как данная работа потребовала не только огромных усилий и энтузиазма, но и заставила преподавателей пересмотреть имеющийся методический материал и создать свою программу обучения, причем соответствующую стандартам учебного заведения нашего уровня.
- Какой набор проводит колледж ежегодно?
- В этом году, например, на оркестровое отделение было принято 8 человек, а в среднем на каждое отделение ежегодно принимаются до 10 человек, кроме класса фортепиано. В перспективе мы планируем увеличить набор. Мы принимаем не так много, как хотелось бы, так как еще может быть не все знают о существовании такого рода колледжа, хотя наши ребята выезжают с концертами в села и города Республики Ингушетия. Такого рода прямые контакты студентов со зрителями вдохновляют и окрыляют творческую молодежь. Мы пытаемся собственными силами показать значимость нашей работы, изменить отношение обычных жителей к данной профессии. Не секрет, что здесь данная профессия - музыкант - считается не прибыльной и вообще не профессией.
- Чем, кроме этого, объясняется такое небольшое количество учащихся?
- Специфика работы музыкальных учреждений состоит в том, что 80% работы проходит индивидуально, где преподаватель работает один на один с учеником, а остальные 20% составляют коллективные занятия. Это в свою очередь ставило необходимость наполнения профессиональных кадров. Но теперь, за шесть лет работы, мы сумели подготовить свои кадры для работы здесь.
- Таким образом, пройдя школу знания в колледже искусств, выпускники становятся здесь преподавателями. Желание дальнейшего профессионального совершенствования у них не пропадает?
- В России существует трехступенчатая система музыкального образования. Хотелось бы, чтобы и у нас в республике были институты искусств и консерватории, благо гениальных ребят здесь предостаточно. Это бы, во-первых, позволило Республике Ингушетия подняться на более высокий уровень во всероссийском музыкальном обществе, а во-вторых, вопрос о трудоустройстве выпускников не стоял бы так остро. Некоторые из выпускников возвращаются к нам для работы и параллельно продолжают свое обучение в различных российских вузах. Например, Оздоев Юсуп, Умаева Макка, Полонкоева Зарема, Евлоева Танзила, Чахкиева Тамила, Бокова Петимат.
- Где еще нашли применение своим профессиональным знаниям выпускники колледжа?
- На данный момент наши ребята работают в Домах культуры, музыкальных и общеобразовательных школах в г. Малгобеке, г. Карабулаке, в станицах Орджоникидзевской, Нестеровской. В этом году благодаря энтузиазму нашей выпускницы Полонкоевой Заремы в Ср. Ачалуках удалось открыть класс домбры, где она преподает. Такой же класс был недавно открыт в Орджоникидзевской музыкальной школе, где преподает Хамхоева Аза, и в г. Карабулаке - Оздоева Ханифа.
- Обычно вузы стараются поддерживать связь друг с другом и оказывать взаимную помощь и поддержку. Как правило, это выливается в проведение семинаров по обмену преподавательским опытом, различного рода стажировок, в программы по обмену студентами. Есть ли такого рода контакты у колледжа?
- Пока еще мы на стадии знакомства. Такого рода контакты проходят только на уровне конкурсов и фестивалей. Для такого рода длительных стажировок и обменов нам необходима поддержка правительственных учреждений, так как данная работа потребует кроме всего прочего материальных затрат, которых у колледжа нет. Мы пока еще пытаемся решить свои насущные проблемы.
- Какие трудности испытывает колледж в настоящее время?
- Нельзя сказать, что колледжу не помогают: не так давно Президентом РИ Зязиковым М.М. была выделена значительная сумма на развитие; деньги на музыкальные инструменты были выделены швейцарской гуманитарной организацией; директором Плиевым И. М-С. был приобретен музыкальный центр. Однако от проблем никуда не деться. Самая главная из них - это создание специализированного учебного фонда. В библиотеках нашей республики не найдешь музыкальной литературы и вообще сочинений даже широко известных композиторов. По сути, отсутствует наполнение нотным материалом и соответствующей методической литературой. На данный момент мы имеем только ту литературу, которую принесли сами преподаватели. Что касается непосредственно материально-бытовой стороны дела, то нам уже сейчас не хватает помещений для занятий. Кроме того, хотелось бы иметь хотя бы небольшой буфет - занятия проходят с девяти утра до шести часов вечера, а так как здание колледжа находится на окраине села, в удалении от основной инфраструктуры станицы Орджоникидзевской, учащимся приходится в прямом смысле бежать до ближайшего магазинчика, чтобы хоть как-то утолить голод. Преподаватели пытаются выйти из создавшегося положения, но электрические чайники не решение проблемы.
- Сегодня прослеживается устойчивый интерес ко всему народному, начиная с кулинарии и заканчивая одеждой. Проводятся различные конкурсы этнической музыки, организуются экскурсии по сбору фольклорного материала. В своем репертуаре вы используете такого рода наработки?
- Конечно, мы стараемся включать народные мелодии не только в обычную программу обучения, но и в программы различных конкурсов. Сами преподаватели делают инструментовку и переложения для оркестра народных инструментов. Другое дело, что нотного материала по народной музыке совсем мало. Учащиеся сами иногда приносят записи народных песен своих родственников. Мы будем рады принять у себя любого народного исполнителя, и вообще любого жителя Республики, который захочет поделиться своими мелодиями.
- Несмотря на проблемы, колледжу каждый год удается громко заявить о себе на различного рода конкурсах. Расскажите подробнее об этом.
- Три года тому назад на базе учащихся колледжа был создан ансамбль струнных инструментов "Лира" под руководством Гуровой В.С. Если первый состав ансамбля был только участником Открытого Регионального конкурса народных инструментов, проходившем во Владикавказе в 2003 году, то в том же году во втором составе (Полонкоева Зарема, Бузуртанова Мадина, Мейриева Люба, Хамхоев Умарбек) нашим ребятам удалось завоевать Диплом Лауреатов II степени Открытого фестиваля-конкурса оркестров и ансамблей народных инструментов России. В этом году ансамблю удалось завоевать III место на Открытом Региональном конкурсе народных инструментов, проходившем в г. Нальчике. А в сентябре нам снова удалось стать участниками Всероссийского фестиваля, проходившем в г. Анапе и уже в обновленном составе (Бузуртанова Хава, Бузуртанова Мадина, Чапанова Мадина, Бештоев Исмаил) завоевать Диплом Лауреатов I степени. В этот раз нам пришлось выступать на уровне профессиональных коллективов, приехавших со всей территории Российской Федерации. На фестивале были представлены ансамблями из Краснодарского, Ставропольского и Хабаровского краев, г. Рязани и Геленджика, из Ленинградской области, Республики Удмуртия, Республики Татарстан, из Республик Карачаево-Черкессии и Башкортостан. Фестиваль включал в себя не только собственно конкурсную программу, но и методическую конференцию, и семинар для руководителей коллективов, "круглый стол" по проблемам жанра, мастер-классы и открытые уроки членов жюри, ведущих деятелей культуры и искусства РФ. - На вопрос, что на этом фестивале вам понравилось больше всего, одна из участниц ансамбля "Лира" Чапанова Мадина ответила: - "Неизгладимое впечатление произвело выступление Ленинградского Государственного оркестра народных инструментов "Метелица". Они играли так, что дух захватывало. Честно говоря, я позавидовала их мастерству. Захотелось быть непосредственным участником этого действа. А потом холодок прошел по телу от мысли, что на фоне их выступления мы будем выглядеть плачевно. Но руководитель нас успокоила, и в итоге мы заняли первое место". - "Мне больше всего понравились экскурсии по городу. Особенно - море", - поделился с нами своими впечатлениями Исмаил Бештоев. "А в последний день после гала-концерта и официального закрытия фестиваля, после того, как мы узнали, что заняли первое место - мы были так рады, что устроили концерт прямо на улице, во дворе пансионата. К нам затем присоединились и остальные участники фестиваля. Это неофициальное закрытие подытожила лезгинка, которую мы сыграли и станцевали вместе с ребятами из Карачаево-Черкессии". Возвращаясь домой, наши лауреаты привезли с собой благодарственное письмо Президенту Республики Ингушетия Зязикову М.М. от Краевой общественной организации руководителей оркестров и ансамблей русских народных инструментов.
Уважаемый Мурат Магометович! Выражаем искреннюю благодарность лично Вам за большую помощь в участии ансамбля "Лира" Государственного колледжа искусств во II Открытом фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов России. Ансамбль продемонстрировал высокий уровень исполнительского мастерства, был тепло принят зрителями и участниками фестиваля, который стал заметным событием в культурной жизни России. Спасибо Вам за внимание к духовному развитию молодого поколения и поддержку любительского художественного творчества.

Председатель жюри, художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов, лауреат Государственной премии России, профессор, народный артист России, член совета по культуре при Президенте России, председатель Всероссийского музыкального общества. Н.Н. КАЛИНИН
Мы присоединяемся ко всем поздравлениям, прозвучавшим в эти дни в адрес победителей фестиваля и желаем достижения новых успехов. Пусть исполнительскому мастерству учащихся Государственного колледжа РИ покорятся любые творческие высоты.

Ф. АКИЕВА




С ЗАБОТОЙ О ЛЮДЯХ

Центр, вселяющий надежду


Два года прошло со дня открытия в г. Малгобеке женского реабилитационного центра для беженок из Северной Осетии и Чеченской республики. Подобной организации до тех пор в Малгобеке не было. Самую необходимую помощь беженцам оказывали в местных лечебно-профилактических учреждениях и врачами международных гуманитарных организаций. Центр открыт от международного гуманитарного фонда "Миротворчество и развитие", действующего в Ингушетии под эгидой ООН, пользующегося поддержкой Норвежской церковной помощью и сотрудничеством с организацией "Врачи без границ". Женский реабилитационный центр - это одна из программ центра Миротворчества и Общественного развития, направленная на оказание помощи одной из самых уязвимых социальных групп - женщинам и детям беженцам. Причем помощи самой разнообразной - психологической, социально-юридической, медицинской и медикаментозной. Штат центра включает в себя: врача - гинеколога, акушерку, врача-массажиста, медицинскую сестру, психолога, педагога и социолога. Цели и задачи этого центра достигаются различными методами работы, такими как: медицинское обследование, консультации, семинары, лекции и др. Ведет работу в нескольких направлениях, о каждом из которых более подробно будет сказано далее. Необходимо отметить также, что женский реабилитационный центр имеет официально зарегистрированную лицензию на свою деятельность.

Цель создания ЖРЦ
Появление ребенка на свет - это великое таинство. Понимая те обстоятельства, в которых оказались женщины беженки, лишившиеся возможности познать в полной мере радость материнства и возможности дать своим детям даже минимум необходимого для нормального взросления, задача центра состояла в том, чтобы беременные женщины чувствовали себя хорошо с психологической точки зрения. Насчитывается уже не один десяток детей, родившихся и подрастающих под наблюдением сотрудников этого центра. Они научились ходить и говорить. "Мы тоже много чему научились, - говорит директор женского реабилитационного центра Фатима Ибрагимовна Куриева, - чувствовать чужую боль так же остро, как свою; помогать людям, оказавшимся в беде, профессионально оказывать им гуманитарную помощь. Я могла бы ограничиться перечислением услуг, оказываемых нашим центром, количеством принятых пациентов, но тогда бы вы не почувствовали той связи, которая существует между нашими подопечными и сотрудниками. Сотрудники центра - гуманитарии по призванию. Невзирая на затраты времени и должностные обязанности, они осуществляют свою работу. Ни одна пришедшая к нам женщина не уходит без внимания или решения своих проблем. Из числа сотрудников французской организации "Врачи без границ", а это: терапевт, педиатр, гинеколог проводят прием больных пациентов в нашем центре в неделю один раз. Хочется выразить им огромную благодарность за доброе отношение и поддержку.

Работа гинеколога
Этой работой в ЖРЦ занимается Зарема Мамилова, дадим ей слово. - Беременные женщины, зарегистрированные у нас в центре все девять месяцев, наблюдаются у нашего гинеколога, и она же их сопровождает в родильный дом, поскольку знает особенности протекания беременности, какие медикаменты принимала пациентка, о патологиях, если они имеются. Помощь женщинам во время беременности и родов должна быть профессиональной и эффективной. Конечно, исход беременности в значительной мере зависит от социального положения, материальной базы семьи, бытовых условий. Наши подопечные получают широкий спектр витаминов, железосодержащие препараты, так необходимые в период беременности. Первородящим мамашам уделяется особое внимание. Каждая из них получает два гуманитарных пакета - гигиенический для себя и аптечку для своего малыша.

Рассказывает педагог
Воспитанием детей дошкольного возраста занимается Райхант Тангиева. Она любит повторять, что в работе с детьми надо смелее идти на неординарные решения, доверять своей интуиции, а самое главное, делать все с любовью и заботой. "Есть дети, которые никогда не видели пластилина, и, получив его впервые, они не всегда знают, что с ним делать, и даже пробуют его на вкус. Все это следствие их проживания в лагерях для беженцев в условиях тесноты, крайне низкой материальной обеспеченности. Такие дети часто приходят с надломленной психикой, не готовые к общению и играм. Тематика их рисунков - война, преобладающий цвет - черный. И нужно немало трудов, чтобы изменить что-либо в их мироощущении. Но общими усилиями нам это удается. Мы также стараемся поддержать их физически - они получают в нашем центре наборы, состоящие из витаминов и железосодержащих препаратов.

Исцеляющие руки Массажист Джарайдат Дзаурова представляет свои услуги, применяя знания в медицине и духовные способности в лечении тех болезней, которые подчас не поддаются диагностике обычными методами. Массаж - неотъемлемый атрибут в комплексе лечения, который предоставляется этим центром. К большому сожалению, слишком много женщин имеют ту или иную патологию опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, вывихи и т.д.). Хотелось бы отметить высокий профессионализм врача-массажиста и ее мастерское владение различными методиками и техникой массажа. И как приятно видеть результаты лечения, когда после нескольких сеансов люди уходят, улучшив свое здоровье со словами благодарности!

Помощь социолога
Беженцы, живущие в Республике Ингушетия, находятся в ее правовом поле, и так или иначе вынуждены бывают решать вопросы юридического и социального характера. Помочь им в этом призвана социолог Айна Нальгиева. Пенсионное обеспечение, выплаты пособий по беременности и временной нетрудоспособности, всевозможные компенсации вынужденным переселенцам, социальная помощь инвалидам, пенсии по потере кормильца или родителей - вот лишь малый перечень вопросов, по которым ведутся консультации и оказывается помощь в их решении. Специально для беженцев Айна подготовила брошюрку с ответами на вопросы, которые задают ей чаще всего. "Если нам удалось хоть как-то улучшить жизнь беженцев, отогреть их души, дать надежду на позитивные изменения, то мы трудились не зря", - считает Айна. Протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается - наш профессиональный и человеческий долг.

Р. Картоева




Добро там, где оно необходимее

Помощь, бескорыстно кем-то оказываемая, тогда наиболее ценнее и дороже, когда она оказывается среди тех, кому она нужна, именно тому, кто более всех в ней нуждается, и, наверное, люди, стремящиеся к истинному добру, оказывают ее именно таким. СШ №2 ст. Вознесеновская Малгобекского района это, пожалуй, среди всех школ РИ школа, находящаяся в наиболее плачевном виде. Она самая отдаленная, самая старая, здание которой меньше всего подходит для учебного процесса, это нетиповая школа. Здание ее было построено в 20-х годах и было предназначено для расположения в нем христианского монастыря, так как большинство населения станицы в то время составляли русские казаки. В годы Великой Отечественной войны здание было приспособлено под госпиталь. И уже после окончания войны отдано под школу. Посему здания школы, а их три, изобилуют различными неудобствами. Во-первых, здания эти деревянные, размеры классных комнат не соответствуют стандартам, как и сами здания; во-вторых, в школе нет батарейного отопления, в кабинетах - обычные печки. Описываю я все это к тому, что этой школе, как никакой другой, всякая помощь не будет лишней, а наоборот, будет необходимой. И, конечно, помощь, оказываемая СШ №2, наиболее ценнее, чем, не побоюсь сказать, если бы она оказывалась многим другим школам республики. Так вот, школа и нашла своих попечителей. Так, активное участие в ее судьбе приняли: Мургустов Магомед Салманович - директор Государственного унитарного предприятия "Издательство "Сердало" и Гилани Идрисович Богатырев - глава администрации Малгобекского района. Оба эти человека регулярно проявляют внимание и заинтересованность состоянием СШ №2 ст. Вознесеновская. М.С. Мургустов неоднократно оказывал материальную и финансовую помощь СШ №2, помог в снабжении школы техническими средствами. Так, в прошедшем учебном году школе был подарен принтер (для ЭВМ), а кабинет директора школы оснащен полным комплектом мебели. За счет помощи М.С. Мургустова неоднократно пополнялся фонд школьной библиотеки. К 1 сентября учащиеся также получили учебные наглядные пособия по различным предметам. Совсем недавно подарены игровые и трудовые приспособления для уроков труда. Директор школы выражает огромную благодарность за оказанное М.С. Мургустовым внимание и помощь и поздравляет Магомеда Салмановича с присвоением совсем недавно почетного звания "Заслуженный работник культуры РИ". Пусть как и сейчас, сердце его всегда будет открытым для добрых дел, а дела его признаны. Гилани Идрисович Богатырев (глава администрации Малгобекского района) старается всегда быть в курсе проблем СШ №2 и помочь по мере возможностей. И, думается, что он не просто чиновник, если обратил свой опекунский взгляд на самую отдаленную и неприглядную по своему состоянию школу. Совсем недавно им была оказана помощь в частичном капитальном ремонте школы. И школа в свою очередь выражает Гилани Идрисовичу признательность за участие. Пожалуй, если то или иное звание действительно заслужено человеком, то, наверное, никогда не поздно заговорить о нем и подтвердить, что этот человек получил его по справедливости. Так и руководство СШ № 2 в лице ее директора Мургустовой Фатимы Салмановны поздравляет Г.И. Богатырева с награждением орденом "За заслуги", который Г.И. Богатырев получил за заслуги перед народом Ингушетии и многолетнюю добросовестную государственную службу, и подтверждает, что действительно Гилани Идрисович - человек бескорыстный, чуткий к чужому горю, и желает ему успехов в работе.

З. Дзаурова


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru