новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 132 (9653) среда, 26 октября 2005 года

Талант сердца

Очерк


(Окончание. Начало на 3 стр.)
В этом же 1963 году сердце Б. Чербижева покорила замечательная ингушская девушка Ханифа Оздоева. Выпускница Карагандинского мединститута, Ханифа Иналуковна принадлежит к поколению тех ингушских врачей, которые учились своему благородному ремеслу, повзрослев на неласковой чужбине. Всю свою жизнь эти врачи будут свято следовать клятве Гиппократа, еще в детстве воочию повидав, как недуги подкашивают людей, лишенных медицинской помощи и внимания.
По возвращении на Родину Ханифе Иналуковне доведется поработать инспектором отдела здравоохранения, заместителем главврача Малгобекской ЦРБ, главврачом тубдиспансера, заведующей поликлиникой. И год от года к ее казахстанской медали "За освоение целинных земель" будут прибавляться все новые и новые награды.
V
Своего первенца, появившегося на свет в 1964 году, Башир Асламбекович назвал Микаилом - в честь друга, с которым его связывают теплые отношения практически на протяжении всей жизни. Микаил Ибрагимович Тангиев живет сегодня в станице Троицкой. Крепкая мужская дружба, объединившая этих людей на заре их юности, уже давно прошла испытание временем. А потому им есть, что вспомнить при встрече. К сожалению, такие встречи происходят не так часто, как хотелось бы. Много времени отнимают дела. Ведь оба до сей поры находятся в гуще событий, происходящих вокруг, с прежней энергией продолжают служить общему делу.
Башир Асламбекович часто вспоминает тот день, когда он впервые ступил на родную землю, покинутую им в шестилетнем возрасте. Это незабываемое событие в его жизни произошло 28 июля 1968 года. О возвращении в родное село Базоркино не могло быть и речи, поэтому молодая семья с двумя детьми на руках - четырехлетним Микаилом и совсем еще маленьким Борисом - поехала в Малгобек. Здесь Чербижевым дали квартиру, и сообща они стали понемногу устраивать свой быт.
С рождением дочери Гелы главе семьи в поисках заработка, способного обеспечить растущие расходы, пришлось выезжать на сезонные работы за пределы Чечено-Ингушетии. А спустя несколько лет, в 1976 году, Башира Асламбековича пригласили на работу в Малгобекскую районную газету.
Частыми героями журналистских публикаций Чербижева сразу стали ветераны Великой Отечественной войны, а объектив его фотокамеры навсегда запечатлел их лица. И когда в 1978 году ему предложили на общественных началах заняться созданием в Малгобеке городского музея боевой и трудовой славы, Башир с радостью взялся за дело. Хозяйство, правда, ему доставалось на ахти какое - две комнаты в районном Доме культуры. Зато в поддержке окружающих не было недостатка. Рядом с Баширом Чербижевым тогда оказались Тамара Албогачиева - секретарь горкома КПСС, Зина Яндиева, возглавлявшая Малгобекский горисполком, и Гапур Боков - руководивший в те годы комсомольской организацией города. С воодушевлением стали помогать Баширу малгобекчане, защищавшие в годы войны родной город, Николай Николаевич Бузулуцкий, Александр Иванович Чикенко, Андрей Кондратьевич Черняев. Из Ессентуков откликнулся Лев Герасимович Цирюльников. Подключился к общему делу москвич Михаил Владимирович Владимов. Вскоре со всех концов страны в Малгобек полетели письма с фотографиями и документами участников боев за город нефтяников. Среди защитников Малгобека были ветераны 337 и 317 стрелковых дивизий, 256 отдельной бригады морских пехотинцев, 62 бригады морских пехотинцев, 5-й Гвардейской и 32 (52) Гвардейской танковой бригады.
Б. А. Чербижев с головой ушел в начатое им дело, а 1 февраля 1980 года занял появившуюся в Малгобеке официальную должность директора музея. Через год детищу Башира было присвоено почетное звание "Народный музей". В 1984 году музейные экспонаты были размещены в новом здании, специально для этого построенном в городском парке культуры и отдыха им. Серго. Уже через год Малгобекский городской музей боевой и трудовой славы стал филиалом Чечено-Ингушского республиканского музея краеведения. В этом же году, накануне 40-летия Великой Победы, участвуя во Всероссийском смотре музеев, он был удостоен Диплома II степени. Аналогичный диплом завоевал Малгобекский музей и в 1987 году в преддверии 70-летия Октябрьской революции.
За тонким и трепетным восприятием жизни, присущим Б. А. Чербижеву, кроется, пожалуй, самая сокровенная суть его человеческой натуры. Стремление этой неуспокоенной натуры к познанию героического прошлого родного края всегда вызывало восхищение самых разных людей, среди которых и немало знаменитостей. Башир Асламбекович всегда был таким. Вот и сегодня многие вещи, которые для большинства из нас согласуются с рациональным разумом, он пропускает прежде всего через свое сердце.
Совсем не любит Чербижев, да, наверное, и не умеет, рассказывать о себе. Но как красноречиво говорит за него все то, чего касалась и касается сейчас его душа. Какая-то частица этой души растворилась и в залах созданного им музея. Нужно только суметь почувствовать ее присутствие. И тогда вдруг покажется, что оживают устремленные на тебя со всех сторон взгляды с пожелтевших от времени документов и фотографий, а звенящую под сводами музея тишину сменяет рокот ушедшей эпохи…
Благодаря Баширу Асламбековичу Чербижеву уже несколько поколений малгобекчан продолжают помнить, что слово Родина пишется с большой буквы…
VI
"Дорогому Баширу Чербижеву, лучшему, на мой взгляд, директору музея на всем Северном Кавказе. В память о встречах на дорогой моему сердцу Малгобекской земле и в Москве" - эти слова написал на своей книге "Соленый дождь", вышедшей в 1987 году, защитник Малгобека, известный московский журналист, поэт и прозаик М.В. Владимов. Вошедшая в книгу повесть "Триста метров на запад" целиком посвящена событиям осени 1942 года, разворачивавшимся на Малгобекском направлении. Главный герой повести Павел Малахов, вчерашний школьник, в боях за Малгобек становится настоящим солдатом, из обычного мальчишки превращается в стойкого и храброго бойца. Михаил Владимирович подарил свою книгу Б. Чербижеву в знак признательности его заслуг перед памятью предвоенных поколений.
- Когда я впервые встретился с Баширом, - рассказывал М. В. Владимов, - музейное дело находилось в Малгобеке в стадии организации. Но пришел настоящий энтузиаст, влюбленный в свой город, гордящийся его боевой и трудовой славой. По крупицам собирал он документы, завязав переписку со многими участниками боев за Малгобек в 1942 году. Письма, фотографии, личные вещи дарили музею фронтовики, приезжающие поклониться священным для сердца местам, встретиться с однополчанами. В ряд с другими экспонатами встали книги, написанные непосредственными участниками событий.
Вот строки из письма Б. Чербижеву от Льва Цирюльникова, автора книги "Мальчишки целуют землю", вышедшей в свое время в Грозненском книжном издательстве: "Впечатлений от поездки в Малгобек уйма… А в центре всех событий неизменно вижу тебя, энергичного, поглощенного серьезной работой. И все эти дни не покидает меня мысль о том, насколько велика твоя роль в создании летописи Малгобека - как директора музея, как истинного интеллигента. Прими, дорогой, от чистого сердца мое солдатское спасибо. Спасибо от имени всех живых и погибших".
Беседуя с Баширом Асламбековичем, я пытался как-то прояснить для себя: откуда в нем, человеке другого поколения, эта душевная сопричастность к тем, уже ставшими далекими, событиями? Как он чувствует чужую боль, как становится для него своим чье-то страдание? Где корни его искренней сопричастности к судьбе своей земли, любовь к ее людям. Как рождается вера в торжество нашего дела, за которое отдали свои жизни лучшие сыновья и дочери советского народа?
Работа Б. Чербижева, как директора музея, видимо, определена соответствующим "штатным" документом. Но может ли директор музея, расположенного на этих святых для нас высотах, ограничивать свою деятельность только рамками инструкций и стенами помещений? Конечно, нет. Жизнь и Память стучатся в музейные двери постоянно.
Когда мы беседовали с Чербижевым в его кабинете, зашел высокий, худощавый ветеран войны. Его просьба к Баширу - помочь в розыске наград, которые были утрачены во время войны. Тут же приглашение из школы: принять участие в вечере, посвященном воинам-интернационалистам.
Я вспомнил, как в прошлый мой приезд он помог найти могилу летчика, капитана Василия Николаевича Рулькова его сыну Василию, приехавшему из Москвы. Со свойственной ему неутомимостью Башир вел длительную переписку с боевыми товарищами героя, музеями, архивами. Оказалось, что В.Н. Рульков был сбит в воздушном бою над Малгобеком и захоронен в Нижних Ачалуках.
И как же обрадовался Башир, когда, вернувшись из станицы Вознесеновской, где во время войны мне довелось лечиться после ранения в медсанбате, я рассказал ему о том, что ветеран нашей 337 стрелковой дивизии А. Клименко увидел на плите у братской могилы имя своего земляка и боевого товарища И.Г. Сухачева. В его родной Северо-Осетинской станице Архонской живут четверо детей героя. До сих пор они не знали, где похоронили их отца. Так, имя за именем воскресают для нынешних и будущих поколений…
Этот монолог фронтовика дорогого стоит. В нем - высокая оценка результатов деятельности человека, посвятившего многие годы своей жизни благородному служению не тускнеющим во времени идеалам. Эта преданность избранному делу свела как-то Башира Асламбековича с другим энтузиастом Ахмедом Сулейменовичем Сулейменовым. Этот ученый на протяжении двух десятков лет занимался вопросами топонимики. За это время он записал почти все топонимические названия Чечено-Ингушетии и опубликовал труды, представляющие интерес для целого ряда наук: истории, этнографии, лингвистики, археологии и т.д. А.С. Сулейменова, к сожалению, уже нет в живых, но Башир Чербижев бережно хранит в своей личной библиотеке одну из последних его книг с дарственной надписью. "Дорогой мой человек, Башир Чербижев! - написал А. Сулейменов. - Я верю, что Мир стоит на добрых людях, на энтузиазме и на подвижничестве. Жизнь стоит на таких как ты людях, без которых не возникали бы на земле ни музеи, ни космические корабли…"
VII
За успехи в области культуры в 1988 году Б. А. Чербижев был награжден значком "За отличную работу" министерства культуры СССР. В 1998 году к этой награде прибавился знак "За достижения в культуре", учрежденный минкультом России. В 2001 году Башир Асламбекович удостоился звания "Заслуженный работник культуры РИ". Одной из первых поздравила Б. А. Чербижева с присвоением этого высокого звания Тамара Дзарахметовна Албогачиева, возглавлявшая в то время исполнительную Дирекцию обязательного медицинского страхования РФ по РИ. "Своим кропотливым трудом, творческим и пытливым подходом к избранной цели Вы действительно заслужили эту награду", - говорилось в ее приветственном адресе. Такое признание из уст человека, оказавшего ему неоценимую поддержку в самом начале долгого пути, для Башира Асламбековича особенно ценно…
В ноябре 2002 года он ушел на заслуженный отдых. Казалось бы, настала пора отойти от дел, заняться собой, своим здоровьем. Однако, когда Баширу Асламбековичу предложили возглавить Совет ветеранов войны и труда Малгобекского района, он согласился, не раздумывая. Во-первых, так и не смог представить себя праздно проводящим свое время, а, во-вторых, ему страстно захотелось хоть чем-то помочь людям, более всех других нуждающимся сегодня в поддержке и понимании.
Не оставила медицину по достижении пенсионного возраста и Ханифа Иналуковна. Сейчас она работает участковым врачом. Так и идут по жизни супруги Чербижевы - вместе, рука об руку.
Как и для любых родителей, простое житейское счастье заключается для них в детях, которых они вырастили и воспитали достойными людьми. Сыновья Чербижевых окончили Грозненский пединститут: Микаил - физико-математический факультет, а Борис - индустриально-педагогический. Гела - выпускница Орджоникидзевского музыкально-педагогического училища.
Микаил, было время, работал в Малгобекском горкоме комсомола, а затем получил направление на учебу в Киев. Сейчас живет и работает в Ставропольском крае - занимается серьезной мужской работой и уже имеет несколько государственных наград. Борис с самого начала проявил свои способности на ниве предпринимательства и теперь, когда появляется такая возможность, наезжает домой из Москвы. В родном Малгобеке осталась только Гела. Поработав в школе, она вышла замуж и, по примеру Микаила, подарила родителям внуков.
Счастливым человеком считает себя Башир Асламбекович. Немало жизненных дорог пройдено им, и пусть не все они были легкими, но он сумел преодолеть их, никогда не теряя самого главного - уверенности в собственных силах. Ведь не счесть вокруг примеров, когда кто-то, утратив эту веру, уже не гнушается даже предательством…
Судьба, сполна испытав Чербижева на прочность, не поскупилась потом и одарить его полной мерой. Многие люди, известные стране, ценили и ценят до сих пор свою дружбу с ним.
Таково обаяние таланта быть Человеком, которое во все времена оставалось притягательным для окружающих.

Ахмет ГАЗДИЕВ



Метафора сегодняшней жизни Рецензия

"Сыновья Беки" - это сложное художественное произведение, я бы сказал монументальное по своей сути. События, описываемые автором, как известно, имели место в жизни нашего народа и очень важно, что они нашли отражение не только в самом произведении, но и в театре. автор поднимает вопросы жестокого насилия над горцами в период царского правления и извечную проблему ингушского малоземелья и естественно драмы, периодически возникавшие на этой почве.
Честно говоря, я не думал, что это произведение когда-либо будет воплощено на ингушской сцене. Так как материал требовал в первую очередь большого количества героев, характерных декораций. Да и сам сюжет сложный, и по своей динамике и содержанию, и требует основательного подхода и времени. Но это случилось, и то, что мне довелось увидеть, было замечательно. Безусловно, чувствовалось, что в это предприятие вложен колоссальный труд и режиссера, и актеров, которые, несмотря на трудности внутри коллектива, сумели синхронно сработаться.
Безусловно, сложно организовать сценическое пространство с таким большим количеством актеров, массивных декораций на такой маленькой площадке. (Дом культуры города Назрань, да и сцена технически не оснащена).
Но, тем не менее, должен отметить работу режиссера Розы Мальсаговой. Человек она, я бы сказал, отчаянный и большой энтузиаст. Не всякий режиссер рискнул бы взяться за эту работу, тем более имеющий опыт общения в этом сложном коллективе.
В беседе с ней я понял, что эту идею она вынашивала очень давно и решительно была настроена на постановку. Только чувственное восприятие драматургического материала, понимание сверхзадачи самого автора произведения помогло ей осуществить задуманное. Огромную работу она вместе с Баширом Костоевым проделала над текстовым материалом. Для нее главное было расставить логические и интонационные ударения в тексте, сделать его легким, доступным и эмоционально насыщенным. Не зря говорят, что в спектакле отражается дух самого режиссера. Не была исключением и эта работа. Спектакль полон патриотизма, мужества гражданственности. Он стал своего рода призывом к единению и консолидации. Только борьба против насилия приведет нас к светлому будущему, таков его лейтмотив.
Режиссер провела параллели между настоящим и прошлым. И доказывает нам, зрителям, что сильные мира сего правят нами, как хотят, с нашего молчаливого согласия, потому что нет противостояния.
"В единстве наша сила" - эта набившее оскомину выражение вновь стало актуальным и в наше время. А теперь немного о техническом воплощении идеи режиссера. Как истинный профессионал, при ограниченных технических возможностях она сумела "выкрутиться" из сложной ситуации, удачно использовав все сподручные материалы как средства выражения. Это и свет, и цвет, и звук, и атрибутика. (Для сравнения: в других российских театрах на спектакле бывает задействовано более 50 фонарей и целые звуковые пульты с различными звукоэффектами, а у нас максимум 10 фонарей и один магнитофон).
Вспомним некоторые моменты. К примеру, очень грамотно и оправдано режиссер использовала "звук" как выразительное средство.
"Эхо в горах", "Блеянье овец", "Топот копыт" и так далее. Все это иллюзорно расширяло сценическое пространство и давало нам, зрителям, возможность ощущать себя внутри этого пространства. Это не единственная находка Розы Мальсаговой в данной работе: на авансцене были разложены стебли кукурузы и початки. Нет - не бутафорные, а настоящие, хотя зачастую по законам сцены все натуральное отрицательно действует на восприятие, но в этом случае все было продумано до мельчайших деталей, и этот трюк сработал. Во-первых, режиссер прикрыл непонятным орнаментом разрисованную площадь авансцены, во-вторых, сэкономил средства на изготовление бутафории. Ведь непочатая кукуруза - это красноречивый прием режиссера. Там же на поле был убит Беки, отец семейства. Тревожная музыка усиливает эффект трагизма сей ситуации, да и урожай не собран, а значит следует продолжение и конфликт неизбежен. Такое трагическое начало держало зрителя в напряжении на протяжении всего спектакля.
Перед началом спектакля я заметил, что в зале собираются разные люди, по разному воспитанные, с разными манерами, с разными целями пришедшие в театр. У каждого из них свой объект и центр внимания. Кто-то любуется соседкой, кто- то смотрит по сторонам и не может сосредоточиться. Так вот, сверхзадача режиссера, на мой взгляд, повернуть всех этих людей к сцене, сделать их соучастниками действа. А получится это или нет, зависит от того, насколько искренне и драматург, и режиссер, и актеры не на словах, а на деле отнесутся к зрителю, как к главному партнеру сотворчества в своем искусстве. Только при условии строгого соблюдения законов сцены - "все должно быть услышано, и все должно быть увидено зрителем" - можно добиться подобного успеха. Личный же успех Розы Мальсаговй я вижу именно в том, что она дорожит мнением зрителя, ей почти всегда удается сделать его соучастником. Так случилось и на этот раз. Поверьте мне, это великий талант, великий дар. Я помню репетиции "Кровавой свадьбы" четыре года назад, когда Роза Мальсагова спускалась в зал и с разных точек внимательно наблюдала за происходящим на сцене. Только по истечению времени я понял, насколько важен для этого человека зритель. Она присматривалась, а увидит ли зритель на последнем ряду то, что происходит на сцене, а услышит ли сидящий на боковом кресле реплики артистов. Сегодня со всей ответственностью могу заявить, она не только режиссер, но в ней сосредоточено видение и сотен людей, идущих в театр, чтобы посмотреть спектакль.
Легендарный Станиславский ценил это качество как первостепенное и в режиссере, и в актере.
Уверен, что эта постановка при всех его технических недостатках станет источником вдохновенья для других творческих коллективов, и станет новым импульсом в театральной жизни республики.
В "Сыновьях Беки" Роза Мальсагова открыла ингушскому зрителю новые имена, такие как Амирхан Мальсагов в роли Беки, Яраги Костоев и Зелимхан Цуров в ролях Хасана и Хусейна, Диана Мержуева в роли Асет, все они выпускники актерского отделения Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Благодаря этому спектаклю ребята сделали свой первый шаг в профессиональном театре и поистине могут гордиться тем, что им предстоит работа рядом с такими мастерами сцены, как Айшет Кодзоева, Хаджибикар Булгучев, Башир Костоев, Махмуд Нальгиев, Рая Дзейтова, Муртаз Озиев, Ахмед Евлоев, Мурад Сампиев, Ваха Хадзиев, Зарета Дошлакоева и многие другие.
Отрадно отметить, что и подрастающее поколение задало тон в этом спектакле. Русик Мальсагов, сыгравший младшего сына Беки, делал это так мастерски, что зрители спрашивали друг у друга: "А кто он? А откуда он?" Все восхищались его талантом (его талант, это скорее закономерность, чем случайность, ведь Русик - младший сын Розы).
Бедному ребенку на премьере даже по настоящему (по неосторожности актера) кинжалом задели подбородок и во время финальной сцены, когда гибнут главные герои, он действительно лежал на сцене в обморочном состоянии, так что и такое случается в театре. Также хотелось бы отметить вдохновенную игру Айшет Кодзоевой. Ей одинаково талантливо удается играть и комические и трагические образы. И в этом спектакле она показала высокий профессионализм. Ей удалось в своей, казалось бы, небольшой роли показать весь драматизм той эпохи. На мой взгляд, этот трагизм и темперамент переплетаются с лейтмотивом "Кровавой свадьбы", поставленным Розой Мальсаговой 4 года назад и получившим всеобщее признание на фестивале национальных театров "Сцена без границ", с проходившем во Владикавказе. Несколько не отточенной была роль главной героини Кейпы. (Жена Беки играла артистка Дошлакоева Зарета). Может это мое субъективное мнение, но ей не удалось показать глубину переживаний, которые одолевают женщину, оставшуюся с малолетними детьми без надежной опоры, без кормильца. Слишком резвой, я бы сказал, веселой, она была для этого образа. Видимо, длительная работа в "Зокхе" наложила свой отпечаток на ее игру. В этом нет ее вины. Все происходит из-за того, что в театре "хромает" репертуарная политика и у артистов нет возможности реализовывать себя в разных амплуа.
Великолепно работали Муртаз Озиев, Махмуд Нальгиев, Ваха Хадзиев. Все они воплотили на сцене образы отрицательных героев. Их антиподов играли Мурад Сампиев, Ахмед Евлоев, Яраги Костоев, Зелимхан Цуров. В целом спектакль получился, и коллектив театра и режиссер еще раз заявили о себе как о профессионалах. Основной аудиторией на спектакле были люди от 20 лет до преклонного возраста. Все они пытались сдерживать эмоции, но по их лицам не трудно было понять, как увиденное глубоко затронуло их. Иначе и не могло быть, ведь этот спектакль - метафора сегодняшней жизни.

Ильяс ЕВЛОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru