новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 131 (9652) вторник, 25 октября 2005 года

ПРИКАСАЯСЬ К ИСТОРИИ

В Малгобеке прошла конференция по книге профессора
Ахмеда Мальсагова

Хороший подарок любителям истории преподнесли малгобекские библиотекари, которые провели на днях в главном читальном зале районной ЦБС конференцию по книге А.У. Мальсагова "Ингуши. Краткая история их участия в войнах России XIX - XX вв." Эта конференция стала одновременно и презентацией нового издания, а участие в ней приняли школьники и студенты вузов, преподаватели истории и представители общественности.
В самом начале встречи ее непосредственный организатор и вдохновитель - директор Малгобекской ЦБС Марем Азитовна Илиева - представила почетных гостей, собравшихся в стенах читального зала. Первым в этом списке оказался, разумеется, сам автор - кандидат технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники ЧИАСР Ахмед Мальсагов. Участникам конференции были представлены Хасолт Акиев - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории ИнГУ, член Союза художников России, автор 40 научных публикаций по истории Северного Кавказа и истории искусства чеченцев и ингушей; Султан Хамчиев - историк, зав. отделом минобразования РИ, автор книг "Хронология истории ингушского народа" и "Возвращение к истокам"; Нурдин Кодзоев - член Союза писателей России, историк, поэт, художник, автор ряда научных изданий по истории ингушского народа, в том числе и первого учебника для учащихся 7-8 классов общеобразовательных школ; Бек Абадиев - член Союза журналистов России, театровед, член Союза театральных деятелей России, директор музея МВД РИ, Берснак Газиков - известный краевед, главный специалист отдела научных исследований государственной архивной службы РИ.
- Ничто так не поддерживает народную нравственность, как знание своих корней, - отметила, открывая конференцию, библиотекарь Пятимат Саутиева. - Цицерон говорил: "Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии и враждебности".
История ингушского народа знает, к сожалению, немало примеров, когда ее искажали в угоду конъюнктурным интересам той или иной группы, переписывали вслед за меняющимися установками сверху.
За последние десятилетия наши историки и исследователи предприняли немало усилий для того, чтобы восстановить утраченное достояние нации. Однако им не под силу решить все проблемы, связанные с изданием накопленного материала.
Ахмеду Мальсагову удалось издать свою книгу только за счет собственных средств. А вот когда у нас появится возможность познакомиться, к примеру, с трудами Хасолта Акиева?
Тем не менее, в последнее время на книжных полках тех, кто живо интересуется историей своего народа, стали появляться первые издания. Они заметно расширяют горизонты исторической науки и пополняют наши знания о прошлом.
В их число, безусловно, входит и книга А.У. Мальсагова, значение которой трудно переоценить.
Это поистине бесценная кладезь знаний, которая сегодня обретает особое значение. К несомненным заслугам автора можно отнести проведенную им широкую и скрупулезную работу по изучению и систематизации разрозненных исторических материалов, которые, найдя свое место под одной обложкой, теперь доступны самому широкому кругу читателей. Это особо отметил в своем выступлении на конференции краевед Берснак Газиков.
По сути, книга Ахмеда Мальсагова - двухтомник, причем, первый том целиком посвящен историко-этнографической тематике. Спектр исследований автора достаточно широк, начиная от истории происхождения, древних предков ингушей и заканчивая периодом образования ингушской государственности в начале 20-х годов прошлого столетия. Сюда же вошли материалы о малоизвестных страницах истории нашего народа, повествующих о материальной и духовной культуре галгаевцев, попытках их обращения в православие. Нашли здесь свое отражение сведения о первых проповедниках ислама и последующем утверждении этой религии среди ингушей.
Второй том издания дает практически полное представление о военной истории ингушей. Автор попытался отразить участие ингушей в войнах России. Здесь содержатся краткая история войн на Северном Кавказе, сведения о первых иррегулярных "милиционных конных отрядах" ингушей.
Отдельными главами представлено участие представителей нашего народа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и в русско-японской войне 1904-1905 гг.
Опубликованные во втором томе материалы имеют большой познавательский интерес.
В особенности это касается участия ингушского конного полка в самых заметных сражениях первой мировой войны. Практически сразу после объявления Германией войны России самодержец Николай Второй издал Высочайший приказ о создании "Кавказской конной туземной дивизии", в состав которой, наряду с другими, вошел и Ингушский конный полк. Чудеса храбрости проявили конники этого полка в боевых операциях на Карпатах, на Днестре и Пруте. Блестяще проявили себя ингуши и во время знаменитого Брусиловского прорыва. Ингушский полк принимал участие и в боях на румынском фронте. Встретил тревожный 1917 год. Пройдя через военные и политические бури, многие воины-ингуши стали кавалерами Георгиевских крестов.
А.У. Мальсагов не обошел своим вниманием участие ингушей в гражданской и в Великой Отечественной войне. Новые свидетельства о героизме и верности долгу сынов земли ингушской, без всякого сомнения, будут интересны читателю.
- Выход любой книги по исторической тематике, - отметил Хасолт Акиев, - становится для нас большим событием. Общаясь с Ахмедом Мальсаговым, я был изумлен его честностью, порядочностью и интеллигентностью. Конечно, его книга с исторической точки зрения не идеальна, но ее можно отнести к числу самых лучших из тех, что увидели свет за последние 5 лет. К сожалению, основная масса литературы, издающейся у нас, содержит в себе больше изъянов, нежели достоинств. Должен, кстати, подчеркнуть, что до А.У. Мальсагова никто из ученых не занимался темой участия ингушей в русско-японской войне.
Выступившие перед участниками конференции Берснак Газиков, Нурдин Кодзоев, Султан Хамчиев и Бек Абадиев высоко оценили подвижнический труд А. Мальсагова. По их мнению, несомненен и значителен его вклад в изучение истории ингушского народа, в которой до сих пор преобладают "белые пятна".
Ахмед Мальсагов большую часть своей жизни посвятил точным наукам. Около 30 лет проработал он в Грозненском нефтяном институте, 15 из которых заведовал кафедрой физики, а затем и кафедрой общеобразовательных дисциплин. С 1999 года преподает в Ингушском госуниверситете. По его собственному признанию, к истории А.У. Мальсагов пришел поздно. Занимаясь генеалогией своего рода, он, работая в различных архивах страны, попутно обнаружил ряд интересных документов и материалов, которые, впоследствии, и стали основой для более серьезных и глубоких исследований. Эти исследования в конечном итоге подвигли его к изданию книги.
- Я вовсе не считаю, что с выходом моей книги тема закрыта, - сказал А. Мальсагов.
Более того, надеюсь, что она послужит подспорьем для любознательной молодежи, которая придет вслед за нами. Простор для научных исследований в этом направлении широк и, конечно, многое остается за рамками одного издания.
История ингушского народа хранит еще немало тайн. Возможно, в ближайшее время перед нами откроются новые ее страницы, новые свидетельства и исторические факты. Можно сказать с уверенностью, что именно этого ждем от наших ученых все мы. Пришло время собирать камни.

А. ГАЗДИЕВ



УКРЕПЛЕНИЯ, ВОЗДВИГАЕМЫЕ МУСУЛЬМАНИНОМ ПРОТИВ ШАЙТАНА

(Продолжение. Начало в №№ 123, 127, 129, 130)
16 укрепление: оберегание языка
ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: молитва после наступления ночи.
Абдулла Ибн Амр рассказал, что когда посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) выходил куда-то после наступления ночи, он говорил:

"О земля, мой Господь и твой Господь Аллах. Я прибегаю к Аллаху от твоего зла, и от зла того, что он создал в тебе, и от зла того, что находится в тебе, и от зла того, что ползет по тебе. Я прибегаю к Аллаху от льва и от черных животных, от змеи и скорпиона, от городских джиннов.
(0б этом рассказал Абу Давуд)

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: молитва перед сном.
Абу аль-Азха аль-Анмария рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), когда ночью ложился, говорил:
"Во имя Аллаха, я положил свой бок, о мой Аллах, прости мне мои грехи, прогони от меня шайтана, отпусти моих пленных, и сделай меня среди приближенных к тебе". (Об этом рассказал Абу Давуд).
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: упоминать имя Аллаха.
Абу Тамима рассказал, что один из сподвижников, который сидел на одном осле с посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Я сидел на одном осле с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), осел споткнулся, и я сказал: "Будь ты несчастен, о шайтан". Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Не говори; "Будь несчастен", если ты скажешь это, шайтан почувствует себя сильным и скажет: "Я его поборол своей силой", а если ты скажешь: "С именем Аллаха", он почувствует себя слабее мухи". (Об этом рассказал Ахмад).
ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: отстранение зевоты.
Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту; кто и восхвалит Аллаха, то всякий мусульманин, который слышал его, обязан просить для него милость Аллаха, а что касается зевоты, то это от шайтана, пусть он отстраняет ее как может, ведь когда он зевает, открывая рот, шайтан смеется над ним". (Об этом рассказал Аль-Бухари).
Абу Сайд Аль-Худри рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Когда кто-то из вас зевает - пусть он прикрывает свой рот своей рукой, потому что шайтан заходит". (Об этом рассказал Муслим).
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: покорность предопределению без слабости и упущения.
Абу Хурайра рассказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Сильный верующий лучше и милее для Аллаха, чем слабый верующий, но в каждом есть добро. Стремись к тому, что приносит тебе пользу, прибегай к помощи Аллаха, и не проявляй слабость, а если тебя постигнет что-либо, то не говори: "Если бы я сделал так-то, было бы так-то". Однако говори: "Аллах предупредил, то что захотел - сделал". Поистине, "если бы" открывает двери шайтану". (Об этом рассказал. Муслим)
ТРИДЦАТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: азан (призыв на молитву)
Абу Хурайра рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Когда призывают к намазу, шайтан убегает".
ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: омовение.
Абу Уммат сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Кто ложится в постель с омовением поминая Аллаха пока он не уснет, что бы он ни просил у Аллаха из благ обоих миров, Аллах дает ему то, что он просит" (Об этом рассказал Ат-Тирмизи).
ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ УКРЕПЛЕНИЕ: противоречие шайтану во всех делах.
1) Кушать и пить правой рукой.
Ибн Умар рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Не кушайте и не пейте левой рукой, потому что шайтан кушает и пьет левой рукой". (Об этом рассказал Муслим).
2) Брать и давать правой рукой.
Абу Хурайра рассказал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Кушайте, пейте, давайте и берите правой рукой, потому что шайтан кушает, пьет, берет и дает левой рукой" (Об этом рассказал Ибн Маджда).
3) Не сидеть между тенью и солнцем.
Абу Ияз рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил сидеть между солнцем и тенью, и сказал:
"Это место сидения шайтана". (Об этом рассказал Ахмад).
4) Проявлять скромность, потому что высокомерие считается одним из признаков Иблиса.
5) Проявлять спокойствие.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Спокойствие от Аллаха, а торопливость от шайтана". (Об этом рассказал Ат -Тирмизи)
6) Избегать расточительства. Всевышний Аллах сказал:
"Поистине, расточители были братьями шайтанов" (Перенес ночью, аят 27).
Ибн Масуд сказал: "Расточительность - это расходование имущества на неправильном пути".
Муджахид сказал: "Если человек израсходует все свое имущество на правильном пути, то он не является расточителем. Если он израсходует хотя бы муд (кг) на неправильном пути, то он считается расточителем".
ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: избегание сомнительностей.
Сафият, одна из жен Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), рассказала: "Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был в мечети в уединении, я пришла к нему, чтобы посетить его, поговорила с ним и вышла, а он вышел, чтобы проводить меня". (Она жила в доме Усамат ибн Зайда). "Мимо нас прошли двое из ансаров, и когда они увидели Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), они поспешили уйти, и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: "Подождите, не спешите, это Сафият, дочь Хуяйя".
И они сказали: "Субханаллах" (свят Аллах), о Пророк Да благословит тебя Аллах и приветствует. Потом Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Шайтан ходит по жилам человека, и я испугался, что он бросит в ваши сердца что-либо". (Текст согласован).
ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ УКРЕПЛЕНИЕ: поминание Аллаха.
Поминание Аллаха обессиливает шайтана и укрепляет веру, вызывает благосклонность Аллаха". Это твердая крепость, в которой укрепляется мусульманин от проклятого шайтана.
Абу Муса Аль Ашари рассказал, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Люди, поминающие Аллаха, подобны живым, а не поминающие подобны мертвым" (Об этом рассказали Аль-Бухари и Муслим).
Абдулла Ибн Буер рассказал, что один человек сказал: "О посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), поистине, исламских дел очень много, расскажи мне про одно дело, за которое я буду держаться". Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ему сказал:
"Пусть твой язык не перестает быть мокрым от поминания Всевышнего Аллаха".
(Об этом рассказал Ат-Тирмизи)



ЗАКЯТ В ИСЛАМЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело, если одна его часть болит, то и все тело болит".
Слово "закят" в переводе с арабского означает "очищение, умножение". Закят является одним из основных столпов ислама. В священном Коране по обязательности выполнения он упоминается после пятикратной молитвы. Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и состоятельных людей. Сомнения в предписанности закята рассматриваются как вероотступничество. Закят является практическим выражением милосердия, помощи и сочувствия, на которые нам указал Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует). С точки зрения ислама, имущество человека - это достояние Аллах1а. Как гласит священный Коран: "И давайте им из достояния Аллах1а то, что он дал вам" (Сура, Аннур). Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых. Поэтому поводу в Коране сказано: "И в достоянии их была доля для просящего и лишенного" (Сура "Аз - Зариат"). Ислам заложил важную основу для социальной справедливости среди людей, чтобы все творения Аллах1а имели тот удел, который он им ниспослал. Если мы посмотрим, каким образом распределяется закят среди восьми категорий людей, которым он предназначен, то мы увидим, что целью закята является обеспечение нуждающихся так, чтобы в исламском обществе не было бедных и нищенствующих. Если закят не полностью выполняют, то Ислам указывает, согласно хадису Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует): "В имуществе есть еще доля, кроме закята". Во многих аятах Священного Корана говорится о поощрении расходования имущества ради Аллах1а и об увеличение благ тех, кто расходует из того, чем их наделил Всевышний. Коран также предупреждает скупящихся о наказании, которое ждёт их за утаивание имущества от творений Аллах1а. Мусульманин остерегается скупости, которая вызывает разложение общественного строя и вызывает ненависть среди бедных.
Когда мусульманин выделяет от своего имущества положенную часть и отдает ее своим братьям или сестрам по вере, находящихся в нужде, то Аллах1, который ниспосылает все блага, пополняет его долю вновь. Таким образом, социальная справедливость становится основой обеспечения мира, справедливости и любви среди мусульман.
Категории имущества, с которого выделяется закят, таких категорий четыре.
1. Золото и серебро. С золота и серебра закят выделяется независимо от того, в каком виде они находятся: монеты, слитки, самородки, посуда, лом, ювелирные изделия (используемые в качестве сбережений). Облагаемый минимум (нисаб) золота 20 динар = 96 грамм, а нисаб серебра 200 дирхам = 672 грамм. До тех пор пока количество золота и серебра не достигнет указанного веса, закят с них не исчисляется. К указанной категории закята относятся и ноличные деньги в любой валюте, и ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты и т. д.). Для определения облагаемого минимума (писали) их сумму сравнивают с тем количеством золота и серебра, на которое их можно обменять.
К примеру, если принять стоимость одного грамма чистого золота равным 270 рублям, то получается, что нисабом российского рубля является сумма в 25920 рублей. Закят выделяется раз в году с любых сбережений нисаба.
2. Сельскохозяйственные культуры.
В эту категорию входят следующие виды культур: пшеница, ячмень, чечевица, рис, кукуруза, горох, виноград и финики. По мазхабу имама Абу Ханифы закят уплачивается с любого видов фруктов, овощей, т.е. с того, что можно получить посредством земледелия. Закят также платится с меда.
3. Скот. В эту категорию входят верблюды, крупнорогатый скот, мелкорогатый скот, а по мозхабу имама Абу Ханифы, в этот список добавляется еще лошади. Нисабом крупнорогатого скота является 70 голов. Нисабом мелкого рогатого скота - 40 голов.
1. Животные должны большую часть года пастись на природных пастбищах.
2. Закятом не облагается рабочий скот.
3. С родившегося к концу отчетного года детеныша закят исчисляется.
4. Торговое имущество. В эту категорию закята водит все то имущество, которое находится в торговом обороте и приносит прибыль в результате купли-продажи. Эта категория включает в себя и имущество, принадлежащее к трем вышеперечисленным категориям. Например, купленное у фермера с целью дальнейшей перепродажи стадо является торговым имуществом и т.д.
В категорию торгового имущества не входит все то имущество, что приобретается не для продажи (дом, мебель, инструменты, одежда и т.д.), так как торговец не является владельцем этого имущества.
Для определения нисаба торгового имущества его сравнивают с золотом или серебром. И нисабом его является нисаб золота или серебра.
Закят выделяется в конце отчетного года с основного капитала и прибыли полученной в результате коммерческой деятельности.
К примеру, если у коммерсанта в начале года было в обороте 30000 рублей, а к концу года он составил 50000 рублей. Если в течение года прибыль не получена закят выделяется с основного капитала, в том случае, если он достиг нисаба. Доля закята с торгового имущества составляет 1/40 часть или 2,5%.
Как распределяется закят? Священный Коран определил категории людей, среди которых распределяется закят. "Милостыня предназначена для бедных и нуждающихся, для освобождения рабов и для обреченных долгами, для служения Аллах1у и для странствующих - таково предписание Аллах1а" (Сура-Ат-Тауба).
Нуждающиеся - это люди, имущество которых не достигает определенного ценза, с которого выплачивается закят, или владеющие средствами, которых не достаточно для жизни в течение года. Бедные отличаются от нуждающихся более худшим положением, т.е. это те, кто в силу возраста или болезни не способны заработать. Закят для освобождения рабов в настоящее время неактуальна, так как эпоха рабовладения закончилась. Обремененные долгами и не владеющие средствами для их выплаты, при условии, что причина долга не связана с совершением какого-либо греха. Для служения Аллах1у - это категория людей, которая посвятила свою жизнь на пути Аллах1а. Путники, отрезанные от своего имущества, несмотря на то, богаты они в своей стране или нет.
Выплата закята кому-либо из людей, принадлежащих к перечисленным здесь восьми категориям, связана с особыми условиями для каждой категории.
Человек испытывает удовлетворение, видя довольные, улыбающиеся лица вокруг, очищая свою душу, становясь неподвластным волнениям и тревогам.
Масиньон - западный ученый: "У ислама есть определенное совершенство, что делает его настойчивым в претворении в жизнь идеи равенства. Это достигается через закят, который каждый должен выплачивать. Он противодействует бессистемной меновой торговле и накоплению богатства, он также борется с ростом долгов по процентам и скрытыми налогами на товары первой необходимости".

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru