новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 126 (9647) суббота, 15 октября 2005 года

"ПУСТЬ ДОБРОЙ БУДЕТ ДОРОГА ТВОЯ, ГОСТЬ!" - желают горцы гостю, покидающему их кров.

И не всегда при этом подразумевают только безопасность в пути и удачу. В пожелание входит и наличие хорошего дорожного полотна под ногами, то бишь под колесами…
В России в народе всегда виновниками необустроенности считались…дураки и дороги!?
Конечно, так думали на бытовом, крестьянском уровне. И тем не менее, не берясь обсуждать причину первую, мы с уверенностью можем сказать, что плохие дороги и по сей день остаются одной из причин необустроенности России, особенно в сельской, глубинной местности. До сих пор даже ближайшее к нам черноземье не имеет в сельских местах дорог с твердым покрытием.
Плохие дороги, точнее - бездорожье, долгие десятилетия были головной болью и в нашей республике. Построенная в советские времена, где-то в 50-х годах прошлого века, трасса Ростов-Баку составляла единственный отрезок асфальтовой дороги, которая была в тогдашней Ингушетии. Уже в конце прошлого века несколько райцентров и крупных сел были связаны между собой дорогами с твердым покрытием, которые, ей-богу, назвать асфальтовыми - язык не поворачивается!
Построенные по принципу остаточного финансирования, которым тогда так увлекались чиновники объединенной Чечено-Ингушской республики, дороги эти не отличались ни качеством, ни удобствами, но зато были безумно дорогими.
Помню, лет тридцать назад была проложена дорога по маршруту Назрань - Плиево.
В день открытия этой "стройки ингушского века" у меня состоялась беседа с тогдашним председателем райисполкома на предмет качества и дороговизны этой трассы.
Для наглядности чиновник вытащил из кармана десятирублевую купюру и положил ее на новую дорогу.
- Вот, - сказал он, - площадь асфальта, занимаемая этой купюрой, нам и обошлась в эту самую десятку…
Дорогая это была дорога! В моем воображении четырехметровой ширины дорожное полотно превращалось в пурпурную денежную ленту, усеянную тысячами профильных портретов вождя мировой революции…
Времена эти благополучно канули в историю, а два года спустя после этого, туда же последовали и почти все асфальтовые дороги Ингушетии. Федеральная бронетехника, направленная в Чечню для "наведения конституционного порядка", начала с того, что всколошматила дороги в Ингушетии, и не только дороги федерального значения. Местные, сельские и районные - тоже.
Последующие десять лет становления Ингушетии, как республики, хоть и были заполнены знаковыми событиями, но времени, денег и, еще больше, - желания на строительство дорог не хватало. Так, латали, кое-что и кое-как, чтобы хватало до первого хорошего дождя.
И он, дождь, долго не заставил себя ждать. Едва закончилась инаугурация нового президента РИ М.М. Зязикова, как на республику обрушился небывалый паводок.
В двух районах республики, Сунженском и Джейрахском, были снесены все мостовые сооружения и дороги, дома, даже целые села. На балансе структурных подразделений Управления автомобильных дорог Республики Ингушетия - "Ингушавтодора" к тому времени было чуть более 500 км. территориальных автодорог и 62 моста общей длиной 971 п.м.
Состояние дорожно-мостового хозяйства оценивалось как неудовлетворительное. Значительная часть существовавшей сети автодорог и сооружений на них не соответствовала нормативным требованиям.
На территории республики не было ни метра автомобильной дороги выше IV - категории. Был в Управлении новый начальник, назначенный на эту должность ровно за полмесяца до страшного наводнения - 6 июня 2002 года.
А работоспособного бульдозера не было! Не было даже во всей республике ни одного рабочего бульдозера! И в этот ответственный момент предстояло испытать на стойкость новое руководство "Ингушавтодора" - Казбулата Хасановича Горчханова.

НАШЕ ДОСЬЕ
Горчханов Казбулат Хасанович, родился в 1951 году, окончил Кемеровский институт экономики и управления. После учебы трудовую деятельность начал инженером объединения "Грознефть". Позже, вплоть до 1994 года работал начальником ПМК в г. Кемерово. С 1994 года занимал должность главы администрации с. Плиево, заместителя главы администрации г. Назрани и мэра г. Назрани до 1999 года.
В 1999 году назначен первым заместителем начальника Управления "Ингушавтодор". С 6 июня 2002 года начальник управления "Ингушавтодор". По сей день продолжает повышать свой образовательный уровень - учится заочно в Московском автодорожном университете. Женат, имеет пятерых взрослых детей: двоих сыновей и трех дочерей. Все дети имеют высшее образование и работают на различных должностях.

Недавно указом Президента РИ М.М. Зязикова К.Х. Горчханов за многолетний добросовестный труд награжден орденом "За заслуги".

- Это была небывало страшная стихия, - рассказывает Казбулат Хасанович о паводке лета 2002 года.
Потоки воды свели на нет труд сотен людей за многие годы. Снесены были целые, села, линии электропередач, пострадало имущество граждан. Особенно сильно пострадали горный Джейрахский район и горная часть Сунженского района.
Хуже всего было то, что были уничтожены почти все дороги и мосты в этих местах.
При всем желании наша структура была бы не в силах справиться со стихией, если бы не самая оперативная помощь и поддержка нашего президента Мурата Магометовича Зязикова. Он сам к тому времени едва приступил к своим обязанностям главы республики и взял весь контроль по ликвидации последствий стихии в свои руки.
В общей сложности в результате паводка было разрушено 94 км. автодорог, сметено 17 мостов. А в Джейрахском районе, пострадавшем больше других, и вовсе некому было заняться срочным восстановлением транспортного сообщения. В районе не было собственной дорожной службы, а, следовательно, ни одной единицы дорожной техники.
- В эти критические дни, - говорит далее К.Х. Горчханов, - по указанию Мурата Магометовича было закуплено 25 единиц новой дорожной техники, а также оперативно создано новое Джейрахское ДРСУ. Теперь, кстати, это хорошо оснащенное предприятие, укомплектованное квалифицированными кадрами и способное оперативно реагировать на любые удары стихии. В этой связи мне хочется сказать несколько слов о сложности дорожных работ в горных условиях.
Строительство дорог само по себе - дорогое удовольствие. Устройство же горных путей на порядок сложней да и, чего греха таить, дороже равнинных. Горный рельеф предполагает необходимость большего углубления деятельности геодезической службы, проектной группы и многих других наших структур.
В горах нельзя строить на время и абы как.
Прошедшая стихия показала как сильные, так и слабые стороны деятельности "Ингушавтодора". В первую очередь это люди, их стойкость, мужество и трудолюбие. А второе - это техническая оснащенность предприятия, да и организация работ тоже.
Проанализировав все ошибки своей деятельности, руководство "Ингушавтодора" занялось совершенствованием структуры управления, работы центральной строительной лаборатории и многим другим.
Была создана мобильная, технически оснащенная группа рабочих и специалистов, которая готова в любой момент выехать на проблемный участок, ликвидировать чрезвычайные ситуации на дорогах.
Словом, сегодня, спустя чуть более трех лет со дня назначения К.Х. Горчханова начальником управления "Ингушавтодор", можно с уверенностью сказать, что дорожная отрасль нашей республики шагнула далеко вперед.
Впечатляют цифры о проделанных за этот короткий срок работ.
Построено 215,11 км. автодорог; 11 мостов общей длиной 394,93 п.м. В том числе построены два моста длиной по 82,3 п.м. каждый. Реконструктировано 88,62 км автодорог, 3 моста длиной 87,6 п.м. Отремонтировано 69,09 км автодорог и 1 мост длиной 113,93 п.м.
За три последних года предприятием закуплено 42 единицы дорожной техники, включая тяжелые и средние бульдозеры, большегрузный автокран, автогрейдеры, роторные косилки, разметочная машина и т.д.
- По нашим данным, - рассказывает Казбулат Хасанович, - мы за последние три года сделали в дорожном строительстве нашей республики больше, чем за предшествовавшие 10 лет. Этим мы, да и наши жители, которые ездят по нашим дорогам, обязаны, в первую очередь, постоянной заботе нашего президента М.М. Зязикова. По любому вопросу, который у нас возникает в процессе работы, мы всегда находим понимание и поддержку Мурата Магометовича. И еще. Конечно, без самоотверженной работы наших рабочих и служащих у нас не было бы таких хороших показателей. А люди у нас хорошие. Это Галаев Курейш Салимханович, помощник оператора АБЗ (Орджоникидзевское ДРСУ), Шадиев Магомед-Башир Мусаевич, дорожный рабочий (Малгобекское ДРСУ); Тимурзиева Нина Спиридоновна, дорожная рабочая (Назрановское ДРСУ) и многие другие.
Кроме того, хорошо справляются со своими обязанностями и руководители наших структурных подразделений.
Это начальник отдела ПТО Магомед Беков, начальник Орджоникидзевского ДРСУ Эйса Мейриев, начальник Назрановского ДРСУ Курейш Мержоев, наш хороший деловой партнер директор ООО "Дорога" Бей-Али Сейнароев и др.
Все они высококлассные специалисты и работают на руководящих должностях дорожной службы не по одному десятку лет. Их многолетний опыт и отличные знания являются залогом их высококачественной работы.
Орджоникидзевское ДРСУ - самое крупное подразделение в системе Государственного Управления "Ингушавтодор" по объему обслуживаемых дорог.
На его балансе более 300 км. горных и равнинных дорог и 37 мостов общей длиной 845 п.м. Руководит этим хозяйством Эйса Ахмедович Мейриев. В 1988 году он пришел в этот коллектив, имея за плечами Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. Прошел здесь все стадии руководителя, начиная с должности главного механика управления и до его начальника. Хозяйство ему досталось, конечно, незавидное: старая, изношенная техника, большая задолженность по зарплате, разбитые дороги и т. д., но был хороший коллектив дорожников, на который можно было опереться, плюс отличные организаторские способности самого Мейриева.
Общими усилиями удалось привести в порядок имеющуюся технику, выправить финансовое положение. Вовремя стали выплачивать заработную плату, появились дополнительные доходы за счет сторонних работ по благоустройству населенных пунктов.
Большое мужество и профессионализм коллектива ДРСУ проявились во время стихийного бедствия трехлетней давности. Небывалый ливневый паводок снес десятки километров дорог, много мостов. Более десяти населенных пунктов оказались отрезанными от "большой земли".
В те дни весь коллектив подразделения работал самоотверженно, с риском для жизни. Уже на третий день после паводка своими силами был восстановлен проезд по всем дорогам.
Сегодня Орджоникидзевское ДРСУ - это хорошо оснащенное материально и технически предприятие, способное на высоком уровне решать поставленные перед ним задачи.
Вот уже более десяти лет на конкурсной основе участвует в развитии дорожной отрасли специализированное дорожно-строительное предприятие ООО "Дорога" во главе с директором Бей-Али Мухтаровичем Сейнароевым. Предприятие это семейное.
Семеро братьев Сейнароевых, плюс племянники и сыновья братьев составляют основу коллектива.
Более десяти лет Бей-Али Мухтарович строил дома и фермы в российском Нечерноземье. С распадом страны вернулся на малую Родину - в Ингушетию.
Устроился на работу начальником участка Орджоникидзевского ДРСУ, набрался здесь необходимого опыта строительства дорог, а потом создал собственное предприятие по дорожному строительству.
На конкурсной основе коллектив ООО "Дорога" взял на обслуживание горную дорогу "Алкун-Таргим", за которой ухаживает уже более 10 лет.
ООО "Дорога" имеет всю необходимую для своей деятельности технику, а каждый из семьи Сейнароевых одинаково мастерски управляет любой дорожной машиной…
Таковы они, сегодняшние достижения дружного интернационального коллектива Государственного Управления "Ингушавтодор".
Они впечатляют. Но и обязывают работать еще лучше. Ведь впереди зима, а это обязательные снежные заносы в горах и гололед на равнинных дорогах. А весной - опять с новыми силами надо продолжать строить новые дороги и мосты - дорожные работы не предполагают перерывов…
Поздравляя дорожников с завтрашним их профессиональным праздником, давайте скажем им от души: "Доброго вам пути, друзья", подразумевая не только асфальт под ногами, но и удачу. Большую удачу и в жизни и в труде…

М. КОСТОЕВ



Жизнь моя - встревоженная птица Воспоминание

Джемалдин Яндиев - явление неизученное и даже загадочное. Он остался неузнанным и неразгаданным до сего дня, потому что внешняя житейская, человеческая сторона его жизни очень мало, или совсем не соприкасалась с его внутренней жизнью, жизнью его души.
Эти несовпадения внешней и внутренней жизни легче всего было бы объяснить давлением тоталитарной системы, но, думается, это - не единственное объяснение, потому что каждый настоящий поэт еще и послушник вдохновения.
Джемалдин Яндиев потому и настоящий большой поэт, что жил только вдохновением, только велением духа. Его человеческой и гражданской трагедией была общая для всех мыслящих и страдающих творцов трагедия раскрепощенного сознания, вгоняемого в каноны должного единомыслия путем политиканства, провокаций, подлостей, фарисейства многих людей разного калибра и колера, сквозь шеренгу которых без злобы и ненависти, но с мудрым, все понимающим снисхождением и аристократическим презрением прошел поэт и человек Джемалдин Яндиев.
Ниже мы публикуем воспоминания родственницы поэта, которая была участницей празднования 50-летия Джемалдина Яндиева в те далекие 60-е годы.

По рассказам мамы, мы знали, что наш отец приходится дяде Джемалдину Яндиеву племянником - бабушка по отцу была двоюродной сестрой поэта, урожденная Яндиева Салейха Шаамиевна. О ней дядя Джемалдин говорил, что это была очень культурная, грамотная женщина, каких в то время было очень мало. В своей семье бабушка была единственной дочерью и еще был у нее один младший брат Бексолт. Все они были родом из с. Балта, там они родились и выросли, там прошло их чудное время детства. Они были при благородных родителях, которые сумели дать им правильное воспитание и образование.
Долгое время о нашей бабушке Салейхе ходил рассказ в виде ингушского анекдота. Будучи молодой невесткой, бабушке не было покоя и отбоя ни днем, ни ночью. Это было в 1900 или 1904 году. И вот в очередной раз стали стучаться в дверь к бабушке ни свет, ни заря, в 4-ом часу утра. Бабушка на стук по-русски спросила из-за двери: "В чем дело?" Деда двоюродный дядя отвечал: "Чем дела халда хьона, даьла на1алт халда хьона, хьаелла ни1!"
Дядя Джемалдин рассказывал, какая она была аккуратная, чистоплотная и очень грамотная по тем временам женщина.
Совершенно случайно наша мама Хажир Саадовна летом 1960 года познакомилась с тещей дяди Джемалдина - женой Мальсагова Созерко - Либихан.
Необыкновенно кристально чистой и тонкой души человеком была бабушка Либи. У нас не было своих родных бабушек, но она нам их заменяла. Для наших родителей она была человеком, ниспосланным сверху Аллахом.
В подготовке к торжеству по поводу 50-летнего юбилея дяди Джемалдина в октябре 1966 года приняли активное участие все близкие родственники, которым это было доверено. Гостей приглашено было много: из Москвы, Ленинграда, других городов, из ближайших соседних республик, из Киргизии, Казахстана, а также близкие друзья-поэты, изъявившие желание приехать, не говоря о местных друзьях и родственниках. Гостей насчитывалось более 200 человек.
Приготовления к юбилею шли очень энергично и бурно в течение недели.
Дядя Джемалдин жил с семьей на проспекте Революции в квартире, а наша семья - на Катаяме в собственном доме с участком. Все делали у нас во дворе, т.е. резали птицу и здесь же чистили. Недоработки доделывались на квартире. Мама делала национальный деликатес б1ар для приезжающих гостей, а я ей помогала.
Я была "мальчиком" на побегушках. Как раз в том году я закончила среднюю школу, вся из себя такая гордая… но ради дяди Джемалдина все делалось с душой. Баранья голова, просмоленная и очищенная, грудинка и бараний курдюк - почетное блюдо для почетных гостей. Я сама все это сделала, помогал младший брат Илез, и принесла для варки. Какое-то мясное блюдо было с приправой-ирис, трава такая. Приглашенная повар из ресторана "Чайка" за мостом с запиской направила меня за этой приправой-ирис. Тогда так, как сейчас много легковых автомашин не было, а по проспекту они и вовсе не имели права ездить. Я в новых осенних туфлях бегом туда и обратно. От бесконечной беготни у меня на ногах были мозоли.
Торжественная часть была организована в театре имени Х. Нурадилова, там же на проспекте, а после торжественной части все гости в полном составе направлены в приготовленный к банкету огромный зал. Напротив театра, чуть левее находилась наша средняя школа закрытого типа, в которой я проучилась последние 5 лет. Нас регулярно водили в театр, мы любили наш театр и с удовольствием ходили на спектакли, знали всех артистов.
Много было молодых друзей поэта Джемалдина, которые встречали гостей и, окружая их вниманием, провожали к юбиляру. В октябре бывает еще тепло в Грозном, но приезжающие были одеты по-осеннему. Предусмотрев это, главным ответственным за порядок в банкетном зале был назначен мой старший брат - красавец Магомед. Он тогда был неженатым парнем, высокого роста, черноволосый, с блестящими лучезарными голубыми глазами.
Единственной дочери поэта Марем тогда было 13 лет. Она со своими сверстницами тоже принимала активное участие в виде обсуждения всего происходящего. У Маремочки были светлые, красивые волосы до плеч, болоньевый темно-синего цвета плащ - в то время модный.
Младшие братья Мурад и Шахбулат тоже были рядом с сестрой.
Торжественная часть чествования юбиляра в театре прошла очень интересно. Многие приезжие гости персонально поздравляли юбиляра и вручали подарки - сувениры. Не помню про все подарки, но от Союза писателей Дагестана были подарены кинжал, отделанный серебром и серебряный кувшин; от поэтов и писателей Кабардино-Балкарии - белая папаха и белая бурка, от других - много книг, картин. В адрес юбиляра, говорят, было сказано много теплых, искренних слов.
В банкетном зале после застолья были устроены танцы - лезгинка. Банкет завершился в полночь. Приезжих гостей развозили по гостиницам, в которых для них были сняты номера.
Юбилей прошел очень хорошо, как и было задумано. Все были усталые, но довольные чувством исполненного долга в честь Поэта - Гусара, которому было тогда всего 50 лет!

А. ХАУТИЕВА



Из стихов Джамалдина Яндивеа

РОДНЫМ ГОРАМ

Я не пленник экзотики вашей,
Не турист, созерцающий высь,
Я - ваш сын, и под небом слепящим
Наши судьбы навеки слились.

Ваши песни я слушал ночами,
Колыбельные песни ветров.
И впервые босыми ногами
Я ступил здесь на землю отцов.

Через пик ваш небесно-высокий
Путь познания мира пролег,
И как матери чистую совесть,
Вашу честь я и совесть берег.


Потому что суровые башни
На изломанных ваших ветрах
И вершины высокие ваши
Неотступно стояли в глазах.

Уходил, возвращался и снова
Уходил, чтоб вернуться сюда.
Как орел, мое сердце и слово
В вашем небе кружилось всегда.

Не любитель экзотики вашей,
Не в бинокль созерцал вашу высь -
Я ваш сын, и под небом слепящим
Наши судьбы навеки слились.


Страдает сердце,
Что подходит старость,
И птицею со сломанным крылом
Трепещет,
Вспоминая о былом.
Не трепещи -
Ведь все при нас осталось.

Не трепещи,
Что часто я гляжу
На черную лоснящуюся землю,-
Я голосу ее недаром внемлю,
Не оттого, что близко к рубежу
Последнему придвинулся,-
О нет;
Жилось мне трудно и счастливо
пелось.


Земля мне говорит,
Что чувства зрелость
И ясность мысли,
Этот поздний свет,
Не зря мне дан;

А молодость прошла,
Точнее, в этот свет преобразилась.
И, чувствуя родной земли всемилость,
Я не скажу,
Что нота тяжела.

Я не скажу, что молодости дух
Мне чужд -
Она в крови, она со мною.
Беседую с землей своей родною,
Весь обращаясь в зрение и слух.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru